Научная статья на тему 'Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия'

Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / АКМЕ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER / ACME / INTERACTION FORMS / JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нерадовская О.Р.

Введение. Проблема современного образования, которая актуализируется в статье, связана с поиском путей преодоления трудностей самоорганизации педагогических работников и ресурсов непрерывного развития их профессионализма посредством продуктивной совместной деятельности. В научной и учебно-методической литературе до сих пор не в полной мере раскрыты вопросы организации совместной деятельности педагогов в андрагогической практике. Одним из эффективных решений вопросов профессионализации предлагается использование акменаправленных форм взаимодействия педагогических кадров: деловой нетворкинг, акмеологическое консультирование, фестиваль идей и др. Методология. В качестве потенциалоцентристских оснований автор обращается к андрагогическому и акмеологическому подходам, а также к теоретическому анализу научно-методической литературы, контент-анализу документов и материалов образовательных событий различного уровня, методу экспертных оценок. Результаты заключаются в том, что автор предлагает к использованию выявленные акменаправленные формы взаимного сотрудничества педагогов с учетом особенностей становления акме каждого из них: направленность на достижение вершин профессионального развития в определенный отрезок времени, эмоциональная, коммуникативная, деятельностная открытость к изменению, постоянная рефлексивная оценка происходящих изменений профессиональной событийности и т. д. Заключение. Современная образовательная ситуация функционально-смысловой неопределенности, отсутствия выделенности инновационной образовательной реальности, несоответствия состояния образования требованиям времени приводит к объединению усилий педагогов в вопросах непрерывного развития собственного профессионализма. В отечественной образовательной системе акме-направленные формы взаимодействия играют ключевую роль в значимости результата их деятельности для педагогов: позволяют ослабить точки напряжения, способствуют профессиональному совершенствованию педагогических работников, а также их индивидуальной продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS DEVELOPMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONALISM THROUGH THE USE OF ACME-DIRECTED INTERACTION FORMS

Introduction. The problem of modern education, which is updated in the article, is connected with searching of ways to overcome the difficulties of teachers’ self-organization and resources for the continuous development of their professionalism through productive joint activity. The issues of teachers’ joint activity organizing in andragogical practice are still not fully disclosed in the scientific and educational literature. One of the effective dealing with professionalization issues is the use of acme-directed forms of teaching staff interaction: business networking, acmeological consulting, a festival of ideas, and more. Materials and Methods. The author uses the recourse to the andragogical and acmeological approaches, as well as to the theoretical analysis of the scientific and methodological literature, the content analysis of documents and materials of educational events of various levels, the method of expert assessments as potential-centrist grounds. The results are that the author offers to use the identified acme-directed forms of teachers’ mutual co-operation, taking into account the well-founded peculiarities of acme formation of each teacher: focus on reaching the professional development heights in a certain period of time, emotional, communicative, action openness to change, constant reflexive assessment of changes in professional events and so on. Conclusions. The modern educational situation of functional and semantic uncertainty, the absence of emphasis on innovative educational reality, the inconsistency of education with the requirements of time leads to bringing teachers’ efforts together in matters of the continuous development of their own professionalism. In the domestic educational system, acme-directed interaction forms play a key role in the importance of their activities result for teachers: they help to reduce stress points, contribute to the professional improvement of teaching staff, as well as their individual productivity.

Текст научной работы на тему «Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия»

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИДЕЙ «ПРОФЕССИОНАЛЫ БУДУЩЕГО: ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ»

INTERNATIONAL IDEAS FESTIVAL "PROFESSIONALS OF THE FUTURE: THE TERRITORY OF ADVANCING DEVELOPMENT"

НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКМЕ-НАПРАВЛЕННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

CONTINUOUS DEVELOPMENT OF TEACHERS' PROFESSIONALISM THROUGH THE USE OF ACME-DIRECTED INTERACTION FORMS

Введение. Проблема современного образования, которая актуализируется в статье, связана с поиском путей преодоления трудностей самоорганизации педагогических работников и ресурсов непрерывного развития их профессионализма посредством продуктивной совместной деятельности. В научной и учебно-методической литературе до сих пор не в полной мере раскрыты вопросы организации совместной деятельности педагогов в андрагогической практике. Одним из эффективных решений вопросов профессионализации предлагается использование акме-направленных форм взаимодействия педагогических кадров: деловой нетворкинг, акмеологиче-ское консультирование, фестиваль идей и др.

Методология. В качестве потенциалоцентристских оснований автор обращается к андра-гогическому и акмеологическому подходам, а также к теоретическому анализу научно-методической литературы, контент-анализу документов и материалов образовательных событий различного уровня, методу экспертных оценок.

Результаты заключаются в том, что автор предлагает к использованию выявленные акме-направленные формы взаимного сотрудничества педагогов с учетом особенностей становления акме каждого из них: направленность на достижение вершин профессионального развития в определенный отрезок времени, эмоциональная, коммуникативная, деятельностная открытость к изменению, постоянная рефлексивная оценка происходящих изменений профессиональной событийности и т. д.

Заключение. Современная образовательная ситуация функционально-смысловой неопределенности, отсутствия выделенности инновационной образовательной реальности, несоответствия состояния образования требованиям времени приводит к объединению усилий педагогов в вопросах непрерывного развития собственного профессионализма. В отечественной образова-

УДК/UDC 378

О. Р. Нерадовская

O. Neradovskaya

тельной системе акме-направленные формы взаимодействия играют ключевую роль в значимости результата их деятельности для педагогов: позволяют ослабить точки напряжения, способствуют профессиональному совершенствованию педагогических работников, а также их индивидуальной продуктивности.

Introduction. The problem of modern education, which is updated in the article, is connected with searching of ways to overcome the difficulties of teachers' self-organization and resources for the continuous development of their professionalism through productive joint activity. The issues of teachers' joint activity organizing in andragogical practice are still not fully disclosed in the scientific and educational literature. One of the effective dealing with professionalization issues is the use of acme-directed forms of teaching staff interaction: business networking, acmeological consulting, a festival of ideas, and more.

Materials and Methods. The author uses the recourse to the andragogical and acmeological approaches, as well as to the theoretical analysis of the scientific and methodological literature, the content analysis of documents and materials of educational events of various levels, the method of expert assessments as potential-centrist grounds.

The results are that the author offers to use the identified acme-directed forms of teachers' mutual co-operation, taking into account the well-founded peculiarities of acme formation of each teacher: focus on reaching the professional development heights in a certain period of time, emotional, communicative, action openness to change, constant reflexive assessment of changes in professional events and so on.

Conclusions. The modern educational situation of functional and semantic uncertainty, the absence of emphasis on innovative educational reality, the inconsistency of education with the requirements of time leads to bringing teachers' efforts together in matters of the continuous development of their own professionalism. In the domestic educational system, acme-directed interaction forms play a key role in the importance of their activities result for teachers: they help to reduce stress points, contribute to the professional improvement of teaching staff, as well as their individual productivity.

Ключевые слова: педагог, акме, формы взаимодействия, совместная деятельность.

Keywords: teacher, acme, interaction forms, joint activity.

Введение

Непрерывность развития профессионализма педагогов сегодня оставляет большое поле для исследований в области педагогики и образования [1; 3; 8]. Значимость понятия «непрерывность» настолько велика, что его использование в образовании позволяет рассматривать любой этап работы или уровень образования с точки зрения определенной завершенности и системности, то есть как части непрерывного процесса или элемента системы. Основываясь на воззрениях В. Г Онушкина, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной и других ученых, считаем, что непрерывность является неотъемлемой характеристикой процесса развития профессионализма педагога [12; 14]. В связи с этим непрерывное развитие профессионализма педагогов определяем как процесс постоянного удовлетворения развивающихся потребностей субъекта практико-преобра-зующей педагогической деятельности в компетентном решении комплекса профессиональных задач [11 ]. Вслед за мнением ряда авторов считаем, что качество образования и успешность обучающихся зависят прежде всего от профессиональной позиции педагога в организации совместной образовательной деятельности, уровня его профессионализма [2; 13; 17]. Сегодня мы констатируем острую необходимость постоянного обновления компетенций педагогов, а также высокую потребность в содержательной методической поддержке педагогических кадров (серьезная работа по формированию мотивации, организации выбора форм и направлений развития и др.), их объединения с целью совместного эффективного решения педагогических задач [16].

Основы профессионализма современного педагога закладываются и получают свое развитие на протяжении всей сознательной жизни: начиная с ранней профориентации и профилизации в ближайшем кругу общения (семья, окружение), продолжая в детском саду, школе и вузе, а также в течение всей трудовой деятельности. Отметим, что у каждого педагога своя история вхождения в профессию, дальнейшего становления и профессионального развития, а также того, под влиянием каких факторов, форм, направлений это происходило. Однако современная ситуация харак-

теризуется несоответствием состояния образования требованиям времени и функционально-смысловой неопределенностью. Поэтому сегодня педагоги предпочитают объединяться на основании общих проблем и интересов, в результате чего обнаруживается противоречие между существующей потребностью педагогов в целенаправленном выборе форм взаимодействия друг с другом для развития собственного профессионализма с позиции его непрерывности и малой изученностью содержания и особенностей организации акме-направленных форм работы педагогических кадров в процессе их непрерывной профессионализации.

В связи с этим актуализируется следующая проблема: в чем состоят и каким образом могут эффективно использоваться акме-направленные формы взаимодействия педагогов для непрерывного развития их профессионализма?

Цель статьи — теоретико-методологическое обоснование непрерывности процесса развития профессионализма педагогов в результате использования акме-направленных форм взаимодействия.

Исследованию вопросов организации выбора форм участия в реальной педагогической практике с целью непрерывного развития профессионализма педагогов сегодня уделяется недостаточно внимания. Тем не менее использование акме-направленных форм взаимодействия педагогов определяет специфику и результат труда современных педагогов:

— содержание профессиональной деятельности направлено на достижение акме (от греч. acme — вершина, высшая степень чего-либо) — вершин профессионального развития в определенный временной отрезок его зрелости;

— появляются такие акме-эффекты, как: особый тип взаимодействия — открытость педагогов (эмоциональная, коммуникативная, деятельностная) к изменению отношения к самому себе, своим знаниям, умениям, действиям, их перестройке; актуализация инициативного участия педагогических работников в самообразовании и др. [17];

— свойственно сочетание различных позиций в своей деятельности (предметник, тьютор, проектировщик и др.);

— постоянная рефлексивная оценка происходящих изменений профессиональной событийности и т. д.

Кроме того, использование акме-направленных форм взаимодействия педагогов способствует становлению акме-профессионалов, обладающих акме-компетенциями, педагогов влияния на образование. Переход на стадию акме-профессионалов в результате достижения в профессии своего акме (устойчиво успешного, высокого уровня решения профессиональных задач, вершин профессионализма) изменяет взаимоотношения с коллективом, приводит к неудовлетворенности собой, желанию выйти за пределы себя, рамки своих возможностей, что провоцирует непрерывное движение в профессии, развитие профессионализма. Ряд авторов считают, что только часть работников, обладающих развитой потребностью в самореализации, переходит на стадию становления акме-профессионалов [5; 7; 10].

Методология

При выявлении акме-направленных форм взаимодействия педагогических работников и особенностей их использования мы обратились к андрагогическому и акмеологическому подходам в качестве потенциалоцентристских оснований, а также к теоретическому анализу научно-методической литературы, диссертационных работ и научных публикаций по обозначенной проблеме, контент-анализу документов и материалов по обобщению опыта проведения образовательных событий различного уровня в Томской области, методу экспертных оценок.

Результаты

С помощью теоретического анализа, экспертизы практической деятельности нами выявлен целый комплекс акме-направленных форм взаимодействия педагогов, обеспечивающих формирование индивидуальной продуктивности каждого из них: неформальные встречи; деловой нетвор-кинг; работа в социальной сети; обучение по программам повышения квалификации, организованным по установленным нами психолого-педагогическим принципам групповой работы в рамках неформального образования (открытости, полисубъектности, сетевой организации совместной деятельности, самоорганизации, рефлексивности); организация и совместное проведение различных образовательных событий (фестиваль идей, воркшоп, семинар, форум и т. д.), коучинг-сессии, акме-ологическое консультирование и другие [4; 6]. Некоторые из обозначенных форм (например, дело-

вой нетворкинг, акмеологическое консультирование, фестиваль идей и др.) сложно принимаются в реальной педагогической практике из-за нового формата взаимодействия. Так, деловой нетворкинг (с англ. net — сеть, work — работать; плетение сети) целесообразен для формирования умения создавать сеть контактов и необходимых полезных знакомств с интересными людьми для эффективного решения трудных вопросов (К. Феррацци, Д. Зак, Д. Резак, И. Манн, Ф. Каримов, М. Чернов, Л. Бугаев и др.). В основе нетворкинга лежит «теория шести рукопожатий», которая была разработана и доказана в 1960 г. американскими учеными Стенли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом. Смысловое поле нетворкинга лежит в плоскости опосредованного знакомства каждого человека с другим через цепочку общих знакомых, длина которой составляет 6 человек. Такой формат взаимодействия необходим, когда требуется помощь человека редкой профессии или специальности. Одним из сложных моментов при этом для большинства педагогов становится снятие зажимов, страхов, установок быть непонятым или непринятым. С этим помогают справляться внутренний настрой на успех, коммуникативная открытость на взаимодействие, тренировки по формированию умения поддерживать разговор, задавать уточняющие вопросы и т. д. Овладение навыками делового нетворкинга является для педагогических работников залогом успешного решения многих профессиональных задач.

Акмеологическое консультирование мы рассматриваем как средство эффективной поддержки профессионального развития педагога в условиях неформального образования педагогических работников, активной андрагогической практики [9; 10; 15]. Оно обладает прежде всего развивающим воздействием, направленным на формирование акме каждого участника такого взаимодействия. Акмеологическое консультирование возможно в индивидуальном и групповом форматах, что обеспечивает активное взаимодействие консультанта с педагогами в достижении собственных вершин профессионального мастерства, становлении Я-концепции (О. Б. Акимова, Б. Г Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, А. И. Рыбников, В. Д. Шадриков и др.). Консультантами могут выступать опытные педагоги, наставники, коучи и пр. На основе контент-анализа документов и материалов образовательных событий различного уровня (образовательные форумы, конференции, форсайт-лаборатории, фестивали идей в Томской области), в рамках которых осуществлялось акмеологическое консультирование, нами выделен ряд особенностей, благодаря которым проявляются следующие акме-эффекты:

1. Необходимость помощи педагогам в определении проблемы. Неумение конкретизировать ключевые проблемы профессионального развития являлось одной из часто встречающихся трудностей, в результате которой педагоги принимали неверные решения. Вместо проблемы педагогами часто формулируются факты, последствия проблемы. Акмеологическое консультирование позволяет многим разобраться в данном вопросе, отчего зависят содержание и результат дальнейшей работы.

2. Ориентирование на акме-направленное моделирование, конкретизацию образа желаемой будущей педагогической ситуации.

3. Пропаганда акмеологических знаний. Данная особенность требовала от консультантов определенного опыта, педагогического такта, активного слушания консультируемого.

4. Позиция консультанта — фасилитатор, активизирующий субъектную позицию консультируемого (или консультируемых) по определению алгоритма конкретных действий.

5. Возможность разработки акмеограммы, в которой отражается индивидуальная траектория продвижения педагога к вершинам профессионализма (А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.). Акмеограммы педагогов могут отличаться друг от друга по целям, характеру, времени (постепенному или стремительному) и т. д.

Рассмотрим отдельно фестиваль идей как акме-направленную форму профессионального взаимодействия педагогов, способствующую непрерывному развитию их профессионализма. Эта форма стала актуальной в процессе реализации на базе общеобразовательной школы № 78 закрытого административно-территориального образования Северск Томской области международных проектов с Австралией, Кот-Д'Ивуаром, Чехией, Германией. Далее такая работа способствовала появлению в 2017 г. педагогической инициативы ежегодного проведения на базе школы Международного фестиваля идей по актуальной для всех партнеров тематике:

— в марте 2017 г. — I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»;

— в марте 2018 г. — II Международный фестиваль идей «Профессионалы будущего: территория опережающего развития»;

— в марте 2019 г планируется проведение III Международного фестиваля идей «Непрерывное образование: проектирование мотивирующей индивидуальной траектории развития личности».

Таким образом, ежегодный Международный фестиваль идей на базе общеобразовательной школы определил несколько ключевых моментов:

— объединение различных точек зрения по единой тематике в контексте международного партнерства с привлечением педагогического опыта разных стран;

— оптимальный вариант проведения события в форме фестиваля идей позволяет без конкурентной борьбы и разочарований (как бывает на конкурсах), без лишнего пафоса и чрезмерной оторванности от практики (как бывает на конференциях) обменяться успешными идеями специалистам всех уровней системы образования;

— современный формат участия с применением деятельностных технологий, методов, форм совместной работы: технология «дебаты», кейсы, научные лаборатории, решение профессиональных задач, воркшоп, дискуссия с привлечением рабочих, проектных, творческих, проблемно-творческих групп, образовательных округов, методических объединений, ассоциаций, интернет-сообществ и т. д.

Особая роль II Международного фестиваля идей «Профессионалы будущего: территория опережающего развития» определена его высоким уровнем исследовательской направленности. Серьезным основанием проведения обозначенного события стала работа по андрагогической акме-направленной программе «Профессионалы будущего: территория опережающего развития» в рамках кандидатской диссертации «Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов» (специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования), успешная защита которой прошла 4 октября 2018 г в диссертационном совете при ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

II Международный фестиваль идей «Профессионалы будущего: территория опережающего развития» прошел при поддержке Национального исследовальского Томского политехнического университета и участии представителей России, Австралии, Кот-Д'Ивуара, Чехии, Германии. Ценность данного события сформировали сами участники (дети, работники системы дошкольного, среднего общего, высшего и дополнительного образования, родители, представители общественных организаций) — создание условий для выработки стратегии формирования специалистов высокого класса в области образования на международном уровне.

В рамках фестиваля было организовано семь открытых площадок, работала выставка лучших педагогических практик, новинок научно-методической литературы, научные лаборатории по химии, физике, робототехнике, мастер-классы по разным направлениям, в том числе волонтерскому движению, предоставлена возможность для дискуссий и общения опытным и молодым учителям в формате маршрутной игры и др.

В масштабном образовательном событии приняли участие более 340 участников: обучающиеся общеобразовательных организаций и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования, специалисты дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования, родители, представители общественных организаций.

Представители разных стран рассказали об эффективных системах развития профессионализма в мировом образовании, повышенном внимании вопросам формирования кадровой политики и профориентации детей. Инициативное участие педагогов в работе фестиваля привело к созданию новой комплексной программы «Энергия будущего», включающей формы эффективного сотрудничества: профессиональные пробы для обучающихся 8-11-х классов в формате открытых уроков, мастер-классов, фабрики процессов оптимизации, встреч с успешными людьми по актуальным направлениям (автоматизация процессов, И-технологии: искусственный интеллект, система автоматизации «Умный дом» и др.) и профессиям (ИТ-медик, модератор, проектировщик личной безопасности, инженер-технолог, инженер по автоматизации технологических процессов, тьютор и т. д.).

Эффективность обозначенного образовательного события стала возможной при учете выявленных организационно-педагогических условий: открытая вовлеченность каждого педагога в совместную деятельность, ориентированность на постоянное обновление собственных профессиональных педагогических компетенций и становление акме, активизация рефлексивных механизмов и самостоятельной деятельности участников.

Участники данного образовательного события выразили уверенность, что материалы II Международного фестиваля идей «Профессионалы будущего: территория опережающего

развития» вносят положительный вклад в повышение качества российской системы образования; способствуют становлению акме каждого участника в процессе формирования профессионального мировоззрения.

Заключение

Мы полагаем, что среди многообразия существующих форм профессионального взаимодействия педагогических работников обнаруживаются те, которые обладают акме-направленным потенциалом: неформальные встречи, деловой нетворкинг, работа в социальной сети, обучение по программам повышения квалификации, организованным по определенным принципам групповой работы в рамках неформального образования, организация и совместное проведение различных образовательных событий (фестиваль идей, воркшоп, семинар, форум и т. д.); коучинг-сессии, акмеологическое консультирование и др.

Акме-направленные формы могут эффективно использоваться для непрерывного развития профессионализма педагогов при учете выявленных организационно-педагогических условий: открытая вовлеченность каждого педагога в совместную деятельность, ориентированность на постоянное обновление собственных профессиональных педагогических компетенций и становление акме, активизация рефлексивных механизмов и актуализация самостоятельной деятельности участников.

В качестве значимых результатов эффективного использования акме-направленных форм взаимодействия педагогов для непрерывного развития их профессионализма выступают, во-первых, развитие компетенций инициативного участия педагогов в своем образовании. Во-вторых, формирование умения к самоопределению доминирующей роли: тьютор, предметник, проектировщик, организатор и т. д. В-третьих, воспитание педагогов влияния на образование, поскольку акме-профессионалы способны к изменению реальной образовательной практики в контексте ее инновационного развития.

Литература

1. Герман М. Г. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 147-154.

2. Горшкова В. В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности // Вестник ОГУ. 2014. № 2 (163). С. 73-78.

3. Давыдова Н. Н. Образовательный кластер как важный компонент региональной системы непрерывного образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 20-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. Т. 2. С. 75-77.

4. Дубовик И. М. Перспективы создания системы неформального образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.nu/anticle/2890.

5. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика. М., 2013. 448 с.

6. 3меев С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 94-101.

7. Зобнина Т. В. Специфика акмеологического подхода как методологии научного исследования и как практики профессионального образования студентов // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. Вып. 1 (14). С. 266-270.

8. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2014. 358 с.

9. Лопаткина Е. В. Непрерывное образование - феномен XXI века // Непрерывное образование - стратегия жизни современного человека : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2014. С. 10-20.

10. Манюкова Е. С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 195 с.

11. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2018. 23 с.

12. Онушкин В. Г. О создании единой системы непрерывного образования в СССР // Современная высшая школа. 1987. № 3. С. 7-12.

13. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 1 (166). С. 88-90.

14. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. URL: http://www.omsk.edu/volume/.

15. Рахуба Л. Ф. Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «конкурентоспособный специалист» // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (106). С. 85-88.

16. Ройтблат О. В. Опыт подготовки учителей к конкурсам профессионального мастерства в Тюменской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 94-101.

17. Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2007. Вып. 21. 302 с.

References

1. Genman M. G. Nepnenyvnoe obnazovanie: evolyuciya nazvitiya, ob'ektivnaya neal'nost' [Continuing éducation: évolution of development, objective neality]. Bulletin of Tomsk State University. Economy, 2012, no. 2 (18), pp. 147-154. (In Russian).

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development1

2. Gorshkova V. V. Ontologiya nepreryvnogo obrazovaniya cheloveka v kontekste stanovleniya novogo tipa social'nosti [Ontology of continuous human education in the context of the formation of a new type of sociality]. Bulletin of OGU, 2014, no. 2 (163), pp. 73-78. (In Russian).

3. Davydova N. N. Obrazovatel'nyj klaster kak vazhnyj komponent regional'noj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya [Educational cluster as an important component of the regional system of continuous education]. Materials of the 20th All-Russian Scientific and Practical Conference "Innovations in Vocational and Professional Pedagogical Education". Yekaterinburg, 2015, vol. 2, pp. 75-77. (In Russian).

4. Dubovik I. M. Perspektivy sozdaniya sistemy neformal'nogo obrazovaniya v Rossii [Prospects for creating a system of nonformal education in Russia]. Available at: http://novainfo.ru/article/2890. (In Russian).

5. Zhukov G. N., Matrosov P. G. Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and professional pedagogy]. Moscow, 2013, pp. 448. (In Russian).

6. Zmeyov S. I. Obrazovanie vzroslyh i andragogika v realizacii koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii [Adult Education and Andragogy in Implementing the Concept of Continuing Education in Russia]. Domestic and foreign pedagogy, 2015, no. 3 (24), pp. 94-101. (In Russian).

7. Zobnina T. V. Specifika akmeologicheskogo podhoda kak metodologii nauchnogo issledovaniya i kak praktiki professional'nogo obrazovaniya studentov [The specifics of the acmeological approach as a methodology of scientific research and as a practice of vocational education]. Bulletin of the Volgograd Institute of Business, 2011, no. 1 (14), pp. 266-270. (In Russian).

8. Ilyina N. F. Stanovlenie innovacionnoj kompetentnosti pedagoga v regional'nom prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of innovative competence of the teacher in the regional space of continuous education]. Doctor's degree dissertation. Krasnoyarsk, 2014, 358 p. (In Russian).

9. Lopatkina E. V. Nepreryvnoe obrazovanie - fenomen XXI veka [Continuing education is a 21st century phenomenon]. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference "Continuing education — a strategy for the life of modern man". Vladimir, 2014, pp. 10-20. (In Russian).

10. Manyukova E. S. Akmeologicheskoe konsul'tirovanie v povyshenii kvalifikacii pedagogov [Acmeological counseling in teacher development]. Ph. D. thesis. Moscow, 2004, 195 p. (In Russian).

11. Neradovskaya O. R. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo potenciala neformal'nogo professional'nogo soobshchestva dlya razvitiya professionalizma pedagogov [Using the educational potential of the informal professional community to develop the professionalism of teachers]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2018, 23 p. (In Russian).

12. Onushkin V. G. O sozdanii edinoj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v SSSR [On the creation of a unified system of continuous education in the USSR]. Modern High School, 1987, no. 3, pp. 7-12. (In Russian).

13. Pozdeeva S. I. Razrabotka koncepcii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open professionalism of a teacher as a research task]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2016, no. 1 (166), pp. 88-90. (In Russian).

14. Radionova N. F., Tryapicyna A. P. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education]. Bulletin of Omsk State Pedagogical University, 2006. Available at: http://www.omsk.edu/volume/. (In Russian).

15. Rahuba L. F. Akme-podhod i ego celesoobraznost' v izuchenii ponyatiya «konkurentosposobnyj specialist» [Acme-approach and its expediency in studying the concept of "competitive specialist"]. Bulletin of Tomsk State University, 2011, no. 4 (106), pp. 85-88. (In Russian).

16. Roytblat O. V. Opyt podgotovki uchitelej k konkursam professional'nogo masterstva v Tyumenskoj oblasti [Experience in training teachers for competitions of professional skills in the Tyumen region]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 94-101. (In Russian).

17. Sovremennyj universitet - shkola: precedenty i fenomeny vzaimodejstviya [Modern University - School: Precedents and Phenomena of Interaction]. Ed. G. N. Prozumentova. Tomsk, 2007, iss. 21, 302 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF LIFE SAFETY TO THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PUPILS OF EDUCATIONAL SCHOOLS

Введение. В статье описано исследование, направленное на изучение методики подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. Цель статьи — изучить особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности методике формирования экологической культуры школьников.

УДК/UDC 378:614.8

Д. С. Васильева, М. В. Минеева, Н. С. Губина

D. Vasileva, M. Mineeva, N. Gubina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.