Научная статья на тему 'Моделирование акмеограммы как способ достижения педагогом высшего профессионального мастерства'

Моделирование акмеограммы как способ достижения педагогом высшего профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеология / акмеограмма / акме / про-фессионализм / мастерство педагога / Acmeology / acmeogramme / Acme / profes-sionalism / teaching skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоренц Вероника Викторовна

Актуальность акмеологического подхода обусловлена инновационными процессами в современном образовании, реализацией условий Болонской декларации, повышением требований к компетенциям педагога. От умения педагога выстроить акмеограмму и достичь высокого уровня профессионального мастерства зависит сегодня качество образовательного процесса. При моделировании и реализации акмеограммы решаются задачи личностного и субъектно-деятельностного развития педагога-профессионала. Акмеограмма помогает педагогу осуществлять инновационную деятельность, повышать педагогическое мастерство, мобильность, активность в научно-исследовательской деятельности. Уровень конкурентоспособности специалиста оценивается сегодня наличием сформированных профессиональных компетенций, которые должны носить меж-дисциплинарный, личностный и рефлексивный характер. Компетентностный подход предполагает наличие не только знаний, но и умений применять эти знания на практике. В связи с этим, акмеологический подход поддерживает и развивает идею развития профессиональных компетенций педагога. В данной статье уделяется особое внимание построению акме педагога, так как это позволяет выстроить программу саморазвития и само-совершенствования на основе предъявляемых требований к современному специалисту. В статье обращается внимание на структуру акме, которая предполагает самоанализ, постановку целей, разработку программы профессионального развития с учетом профессиональных компетенций, рефлексивный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF ACMEOGRAMME AS A WAY FOR TEACHERS TO ACHIEVE THE HIGHTS OF PROFESSIONALISM

The topicality of acmeological approach is pre-conditioned by the innovative processes in modern edu-cation, the implementation of the Bologna Declaration, the increased requirements to the competences of the teacher. Today, the quality of education depends on the ability of teachers to make the acmeogramme with the aim to reach the heights of their professionalism. Mod-eling and implementation of acmeogramme helps to solve the tasks of personal and subjective-operational development of the teacher-professional. Acmeogramme helps the teacher to innovate activities, to improve pedagogical skills and to enhance mobility and activity in research work. Today, the level of competitive-ness of a specialist is estimated based on his/her profes-sional competencies that must have interdisciplinary, personal and reflexive character. Competence-based approach implies not only the knowledge but also the skills to apply this knowledge in practice. In this regard, acmeological approach supports and develops the ideas enhancing professional competences of the teacher. The article pays special attention to building up the Acme of the teacher, as it allows to develop a program of self-improvement and self-development according to the re-quirements to modern specialists. The article pays atten-tion to the structure of the acme which implies self-analysis, goal setting, elaboration of program of profes-sional development taking into consideration profession-al competences, and reflexive component.

Текст научной работы на тему «Моделирование акмеограммы как способ достижения педагогом высшего профессионального мастерства»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 378.046.4

ЛОРЕНЦ Вероника Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент

МОДЕЛИРОВАНИЕ АКМЕОГРАММЫ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Актуальность акмеологического подхода обусловлена инновационными процессами в современном образовании, реализацией условий Болонской декларации, повышением требований к компетенциям педагога. От умения педагога выстроить акмеограмму и достичь высокого уровня профессионального мастерства зависит сегодня качество образовательного процесса. При моделировании и реализации акмеограммы решаются задачи личностного и субъектно-деятельностного развития педагога-профессионала. Акмеограмма помогает педагогу осуществлять инновационную деятельность, повышать педагогическое мастерство, мобильность, активность в научно-исследовательской деятельности. Уровень конкурентоспособности специалиста оценивается сегодня наличием сформированных профессиональных компетенций, которые должны носить междисциплинарный, личностный и рефлексивный характер. Компетентностный подход предполагает наличие не только знаний, но и умений применять эти знания на практике. В связи с этим, акмеологический подход поддерживает и развивает идею развития профессиональных компетенций педагога. В данной статье уделяется особое внимание построению акме педагога, так как это позволяет выстроить программу саморазвития и самосовершенствования на основе предъявляемых требований к современному специалисту. В статье обращается внимание на структуру акме, которая предполагает самоанализ, постановку целей, разработку программы профессионального развития с учетом профессиональных компетенций, рефлексивный компонент.

Ключевые слова: акмеология, акмеограмма, акме, профессионализм, мастерство педагога.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -364-366

LORENZ Veronika Viktorovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

MODELING OF ACMEOGRAMME AS A WAY FOR TEACHERS TO ACHIEVE THE HIGHTS OF PROFESSIONALISM

The topicality of acmeological approach is preconditioned by the innovative processes in modern education, the implementation of the Bologna Declaration, the increased requirements to the competences of the teacher. Today, the quality of education depends on the ability of teachers to make the acmeogramme with the aim to reach the heights of their professionalism. Modeling and implementation of acmeogramme helps to solve the tasks of personal and subjective-operational development of the teacher-professional.

Acmeogramme helps the teacher to innovate activities, to improve pedagogical skills and to enhance mobility and activity in research work. Today, the level of competitiveness of a specialist is estimated based on his/her professional competencies that must have interdisciplinary, personal and reflexive character. Competence-based approach implies not only the knowledge but also the skills to apply this knowledge in practice. In this regard, acmeological approach supports and develops the ideas enhancing professional competences of the teacher. The article pays special attention to building up the Acme of the teacher, as it allows to develop a program of selfimprovement and self-development according to the requirements to modern specialists. The article pays attention to the structure of the acme which implies selfanalysis, goal setting, elaboration of program of professional development taking into consideration professional competences, and reflexive component.

Key words: Acmeology, acmeogramme, Acme, professionalism, teaching skills.

В Концепции развития непрерывного образования в РФ до 2012 г. указано, что «Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Необходимым условием формирования инновационной экономики является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников. В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - Life Long Learning)». Данное направление в области образовательной политики продолжает развиваться и сегодня, от педагогов требуется уже не только решение профессиональных задач, а также и инновационная деятельность, научноисследовательская работа, активность в участии на конференциях, написании статей, профессиональное мастерство и уникальность, технологизация педагогического процесса. Как решить все эти задачи и соответствовать требованиям времени? Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-е гг. XX столетия. Подготовка специали-ста-профессионала основывается на стремлении к осмыслению и прогнозированию будущего, как результат достижения максимального профессионального мастерства.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. По мнению А.А. Деркача, сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый [2].

- 364 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, в связи с этим, сущность профессионализма педагога рассматривается сегодня следующим образом:

- как владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (А.А. Деркач) [2];

- как владение признанными в научном сообществе, апробированными методами, приемами деятельности (Л.И. Анищева) [1];

- как степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое - с другой (Н.В. Кузьмина) [5];

- как единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим, способность предложить увлекательную программу деятельности (А.А. Бодалев) [3].

В связи с этим, педагогический профессионализм является центральным понятием педагогической акмеологии как науки. Профессионализм, по мнению А.К. Марковой, понимается как интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач [6].

Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативной деятельности, но и в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов, в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся; в подготовке учащихся к реализации индивидуально-образовательного маршрута. В педагогической акмеологии выявляются уровни профессионализма педагога: овладение профессией; педагогическое мастерство; самоактуализация педагога в профессии; педагогическое творчество [4].

Педагогическая акмеология способствует определению педагогом траектории роста индивидуально выбранного пути достижения профессионализма, пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»). Неоспоримым является тот факт, что для современного педагога чрезвычайно важно эффективно выстроить свой путь достижения акме - наивысшего уровня профессионального мастерства. Данный подход, развивая достижения современной профес-сиографии, дает возможность описать труд педагога как целостный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера, и представить их в виде акмеограммы. Акмеограмма (по мнению А.А. Бодалева) - это всестороннее описание профессиональной деятельности специалиста, включая устойчивые индивидуальные, субъектно-деятельностные и личностные качества, являющиеся для данной деятельности профессионально важными, обеспечивая ее успешность [3]. Это документ, отражающий возможную индивидуальную траекторию продвижения человека к его профессиональному акме (наивысший уровень профессионального мастерства). Акмеограмма состоит из трех блоков: 1) объективные характеристики труда педагога, включая задачи, функции и результаты; 2) субъективные характеристики личности педагога, отражающие деятельностно-ролевые характеристики и субъектно-деятельностные качества; 3) психологические характеристики-противопоказания: социальные, личностные, профессиональные. Акмеограмма представляет собой модель педагога как профессионала и отражает систему предъявленных к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение им своих функций, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала. В современной системе образования педагог должен обладать высоким уровнем профессиональных компетенций, то есть быть компетентным специалистом и конкурентоспособным педагогом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Анищева Л.И. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы / Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 44-47.

2. Акмеология: учебник под ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.

3. Бодалев А.А. Акмеология: учебник. - М., 2002.

4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и

социума. - СПб.: 2001.

5. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.; Коломна; Рязань:

2008.

- 365 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

6. Маркова А.К. Акмеология: учебник под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

REFERENCES

1. Anischeva L.I. Acmeological concept of development of innovative vocational education system [Akmeologicheskaja koncepcija razvitija innovacionnoj professional'no-obrazovatel'noj sistemy]. Acmeology. 2007. No. 3. P. 44-47. (in Russ.)

2. Acmeology [Acmeology]. The textbook under the editorship of A.A. Derkach. Moscow: RAGS, 2002. (in Russ.)

3. Bodalev A.A. Psychology: a textbook [Akmeologija: uchebnik]. Moscow, 2002. (in Russ.)

4. Bransky V.P., Pozharsky S.D. Social synergetics and psychology. The theory of self-organization of individual and society [Social'naja sinergetika i akmeologija. Teorija samoorganizacii individuuma i sociuma]. St. Petersburg: 2001. (in Russ.)

5. Kuzmina N. V. Psychology of quality of professional activity of a specialist [Akmeologija kachestva professional'noj deja-tel'nosti specialista]. St. Petersburg, Kolomna, Ryazan: 2008. (in Russ.)

6. Markova A.K. Psychology [Akmeologija]. The textbook under the editorship of A.A. Derkach. Moscow: Publishing house of the Russian Academy of public service, 2004. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Лоренц Вероника Викторовна, кандидат педа- Lorenz Veronika Viktorovna, Candidate of Ped-гогических наук, доцент, Омский Государ- agogical Sciences, Associate Professor, Omsk ственный педагогический университет, , State Pedagogical University,

Омск, Россия Omsk city, Russia

v.lorents @yandex. ru v.lorents @yandex.ru

Получена: 31.08.2015 Received: 31.08.2015

- 366 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.