Научная статья на тему 'Психологические особенности характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма'

Психологические особенности характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACMEOLOGICAL METHOD / ACMEOGRAMMA / ACMEOLOGICAL INVARIANTS OF PROFESSIONALISM / PSYCHOLOGICAL AND ETHNIC FEATURES OF TUVA TEACHERS / MENTALITY / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / АКМЕОГРАММЫ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКИХ ПЕДАГОГОВ / МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сандый А. Д. -б

В статье рассмотрены психологические особенности национального характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма. Названы основные проблемы, препятствующие развитию профессиональной компетенции, саморегуляции, саморазвития и самодвижения человека к зрелости в конкретных видах деятельности, самореализации своего творческого потенциала на пути к высшим достижениям (акме).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER OF TUVA TEACHERS AND THEIR INFLUENCE ON FORMATION OF ACMEOLOGICAL INVARIANT OF PROFESSIONALISM

In the work the author studies psychological features of the national character of Tuva teachers and how they influence the process of formation of acmeological invariant of pedagogical professionalism. The research names the main problems standing on the way of the development of professional competence, self-control, self-development and approaching by a person his or her maturity in concrete kinds of activity, self-realization of creative potential on the way to the highest achievements (acme).

Текст научной работы на тему «Психологические особенности характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма»

Таким образом, результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации системы профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья учителей начальных классов в условиях эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В целях профилактики профессионального выгорания

Библиографический список

мы рекомендуем учителям начальных классов: рационально распределять время на различные виды деятельности; соблюдать режим труда и отдыха; больше времени проводить на свежем воздухе; чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку; работать над профессиональным самосовершенствованием; участвовать в тренингах и мастер-классах своих коллег.

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. Вопросы психологии. 2005; 2: 96 - 104.

3. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа. Вопросы психологии. 2008; 2: 3 - 17.

4. Мерзлякова Д.Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников. Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011; 2. Available at: www.psyedu.ru

5. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2000.

6. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 2004.

7. Халидов М.М., Магомедханова У.Ш. Социально-психологические факторы, влияющие на эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности учителей начальных классов. Инициативы XXI века. 2014; 1: 58 - 61.

References

1. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika iprofilaktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

2. Borisova M.V. Psihologicheskie determinanty fenomena 'emocional'nogo vygoraniya u pedagogov. Voprosy psihologii. 2005; 2: 96 - 104.

3. L'engle A. 'Emocional'noe vygoranie s pozicii 'ekzistencial'nogo analiza. Voprosy psihologii. 2008; 2: 3 - 17.

4. Merzlyakova D.R. Puti vozdejstviya sindroma vygoraniya uchitelya nachal'nyh klassov na lichnostnye harakteristiki i uchebnuyu deyatel'nost' uchenikov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 'Elektronnyj zhurnal. 2011; 2. Available at: www.psyedu.ru

5. Pronin S.P. Issledovanie psihologicheskih faktorov destruktivnoj professionalizacii buduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2000.

6. Subbotin S.V. Ustojchivost' k psihicheskomu stressu kak harakteristika metaindividual'nosti uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 2004.

7. Halidov M.M., Magomedhanova U.Sh. Social'no-psihologicheskie faktory, vliyayuschie na 'emocional'noe vygoranie v professional'noj deyatel'nosti uchitelej nachal'nyh klassov. Iniciativy XXI veka. 2014; 1: 58 - 61.

Статья поступила в редакцию 07.12.15

УДК 159.923

Sandy A.D.-B., Director, Republican Center of Development of Education (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER OF TUVA TEACHERS AND THEIR INFLUENCE ON FORMATION OF AC-MEOLOGICAL INVARIANT OF PROFESSIONALISM. In the work the author studies psychological features of the national character of Tuva teachers and how they influence the process of formation of acmeological invariant of pedagogical professionalism. The research names the main problems standing on the way of the development of professional competence, self-control, self-development and approaching by a person his or her maturity in concrete kinds of activity, self-realization of creative potential on the way to the highest achievements (acme).

Key words: acmeological method, acmeogramma, acmeological invariants of professionalism, psychological and ethnic features of Tuva teachers, mentality.

А.Д-Б. Сандый, директор, Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр развития воспитания», г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ТУВИНСКИХ ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В статье рассмотрены психологические особенности национального характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма. Названы основные проблемы, препятствующие развитию профессиональной компетенции, саморегуляции, саморазвития и самодвижения человека к зрелости в конкретных видах деятельности, самореализации своего творческого потенциала на пути к высшим достижениям (акме).

Ключевые слова: акмеологический метод, акмеограммы, акмеологические инварианты профессионализма, психологические и этнические особенности тувинских педагогов, ментальность.

Исследование психологических особенностей национального характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма для автора является научной задачей. Ранее автор анализировал противоречия, тормозящие прогрессивный процесс развития образования в контексте профессиональной готовности тувинских педагогов-практиков реализовывать новую парадигму в образовании, но вопрос влияния черт национального характера на развитие профессионализма личности педагогов не затрагивался.[1]

Однако именно решение этой исследовательской задачи может приоткрыть «завесу» непонимания - почему в одних случаях тувинские педагоги активны и продуктивны относительно

реализации образовательных проектов и программ, а в других случаях руководители наблюдают в педагогах пассивность, медлительность, отсутствие ответственности за время исполнения проектов, немотивированность на профессиональный рост и т. д.

Нужно отметить, что в Республике Тыва образование является приоритетным направлением развития региона. Работники системы образования Республики Тыва активно участвуют в разработке модульных программ повышения квалификации и учебно-методических материалов по вопросам развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в целях их успешной социализации; в разработке и утверждении сетевой региональной модели разви-

тия системы социализации учащихся в школах и организациях профессионального образования. На плечи педагогического сообщества ложатся задачи разработки комплекса мер по профилактике суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ в образовательной среде, насилия и жестокого обращения с детьми, по оказанию нуждающимся школьникам психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного оборудования. Особой задачей для тувинских педагогов стала задача реализации с использованием электронных ресурсов модульных программ повышения квалификации с практической направленностью.

В этой связи работа современных тувинских педагогов направлена на совершенствование сферы профессиональной педагогической деятельности не только в области обучения и воспитания, но и по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки семьям в вопросах воспитания и развития личности ребёнка, успешной реализации современных моделей социализации детей и подростков, проживающих в Туве.

Под влиянием исторического, политико-экономического и культурного развития сформировались такие психологические особенности тувинцев, как терпимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности, неприхотливость, самостоятельность, настойчивость, независимость и способность переносить социально-экономические изменения, гостеприимность, чуткость, искренне уважительное отношение к старшим и младшим, уважение достоинства и чести других людей, стремление в отношениях с собой и другими людьми к честному партнерству. Под влиянием природно-климатических факторов также сложились самоорганизованность, самоограничение, самоуспокоенность, умеренность во всем, стремление к балансу и гармонии во всем, уравновешенность, уважительное отношение к природе, ко всему окружающему миру [2].

Например, явными этнопсихологическими характеристиками современной семьи тувинцев являются устойчивые родственные отношения (связи), где определяющую роль играют своеобразие и целостность территории, природно-климатические условия среды обитания, общее историческое прошлое, национальный язык, мировоззрение, самобытная культура и т. п. Большинство современных тувинцев ориентировано на сохранение прогрессивных семейных ценностей и традиций народа. Для тувинцев характерны проявления чувств любви к своей родной природе, приверженность к традиционной культуре, терпимость к взглядам и поведению людей своей и других национальностей, представителям власти и психологическому дискомфорту. Они находятся в определенной гармонии, в балансе. Духовные ценности тувинцев выше материальных. Этносу менее всего присущи такие качества, как проявление местничества, замкнутости, этноцентризма [3].

Тувинский национальный характер можно определить как «резко-континентальный» по тому, каков климат в регионе и каково природно-климатическое разнообразие в ней. Более 80 % территории Тувы занято горами, остальное приходится на равнинные участки. При этом рельеф весьма сложен: чередование хребтов, нагорий, межгорных котловин (от полупустынных ландшафтов, сухих степей до лугово-лесной растительности, тайги). Зима морозная, лето жаркое, разница температур сезонов может составлять 80 градусов.

Также в душе тувинца одновременно сосуществуют, спрессованы несколько «природных зон» или черт. Причем не противоположные друг другу, как у русских в трактовке Н.А. Бердяева, но сложно сочетающиеся. Несовместимые друг с другом, но, все же сложившиеся в какой-то удивительно тугой и многослойный узел. Тувинская душа, если выражаться через образы, - это раздольная равнина, неприступные горы, щедрая тайга, молчаливая пустыня, пьянящая степь, бурлящие реки, разноцветные озера, плодородная тундра. Тувинцы - степняки, живущие в большом пространстве, окаймленном фиолетовым горным горизонтом, это люди огороженного раздолья [4].

В сложившейся ситуации большое значение имеет уровень профессионализма личности и деятельности тувинского педагогического сообщества, выявление картины акмеологического понимания тувинскими педагогами своей деятельности, идентификации тувинскими педагогами своих уникальных этнопсихологических характеристик и показателей, способных составить комплекс общих или специфических инвариант их профессионализма.

С позиции акмеологической науки, профессионализм личности педагога есть его качественная характеристика, отражающая

высокий уровень сформированности профессионально важных личностных качеств, прежде всего креативности, профессионально-ориентированной мотивации и ценностного отношения к самосовершенствованию и творческой самореализации в профессии [5].

Профессионализм развивается благодаря формированию системы важнейших свойств и умений, рассматриваемых как акмеологические инварианты профессионализма. Это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие стабильность и эффективность выполняемой деятельности.

Профессионализм личности это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [6].

В целях исследования влияние психологических особенностей характера тувинских педагогов на формирование акмеоло-гических инвариантов профессионализма в условиях отдаленного региона с суровым климатом и ментальными особенностями, изучения профессионализма личности в профессиональной деятельности в процессе достижения вершин в своем развитии, мы использовали методики акмеологических исследований, которые описаны в трудах известных акмеологов А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьмина и др.

Соответственно мы опирались на метод акмеограммы как основной метод акмеологического подхода, который представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста [5].

В ходе акмеологической диагностики применяли такие методы, как тестирование, беседа, наблюдение, интервью, опросы и пр. В связи с этим мы рассмотрели результаты исследования акмеограммы, структурированной по типовой схеме разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития.

В уточнение к вышеизложенному, мы использовали метод акмеограммы в целях исследования акмеологических инвариантов профессионализма педагогов среднего профессионального образования на примере Республики Тыва.

Общее количество респондентов составило 123 человека (100%) из числа тувинских педагогов учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 26 до 60 лет. Из них: мужчин 47 (38,2%), женщин 76 (61,8%). 95 респондентов (77,2%) имеют высшее образование, 3 (2,4%) - незаконченное высшее, 3 (2,4%) - среднее специальное и высшее, 20 (16,4%) - среднее специальное, 2 человека (1,6%) - среднее специальное и незаконченное высшее.

Из общей выборки педагоги-женщины в возрасте от 26 до 59 лет составляют 62%, а мужчины в возрасте от 30 до 60 лет -38 %.

По характеристике специальностей выборка педагогов представлена специалистами от учителя предметника, технолога, повара, сварщика, мастера производственного обучения до директора. Анализируя кадровое движение педагогов, получаем картину профессионального роста от уровня мастера производственного обучения, учителя до управленца (например: механик - каменщик - водитель - учитель технологии - заместитель директора по воспитательной работе - директор).

Квалификационные характеристики выборки испытуемых: высшую квалификационную категорию имеют 16 человек (13%), первую - 23 (19%), вторую - 25 (20%), без квалификации - 39 (32%), не ответили - 20 (16 %). Таким образом, у 48% тувинских педагогов отсутствует квалификационная категория.

Имеют курсы переподготовки и повышения квалификации 106 человек, что составляет 86,1 % от общей выборки, не имеют - 17 человек (13,9%), а в 2012, 2013, 2014 гг. 92 человека прошли курсы в ГАОУ дПо «Институт развития образования Республики Татарстан» в рамках проекта «Межрегиональное социальное партнерство» ГБУ РТ «Республиканский центр развития воспитания» и Федеральной целевой программы развития образования в РФ на 2011-2015 годы. Также 8 чел. - в г. Москве по теме «Управление образованием», 2 чел. - в г. Новосибирск (СибАГС), г. Томск, 2 человека - в г. Москве, 2 чел. - по здо-ровьесберегающим технологиям в г. Новосибирск и Красноярск. Отсутствие курсов повышения квалификации у 17 человек связано с нехваткой времени или отсутствием финансовых средств в учреждениях профессионального образования.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что возможность повышения квалификации за пределами республики доступна не для каждого педагога. Поэтому, педагоги, в основном, проходят повышение квалификации на базе Тувинского института переподготовки и повышения квалификации Минобразования Республики Тыва.

В ходе исследования и процессе составления акмеограммы респондентам было предложено выбрать не менее 3 характерологических особенностей и нравственных качеств, которые отличают их от других членов педагогического коллектива. Были получены ответы по следующим категориям: характеристика образа Я - 44 (35,7%); особенности мотивации и потребности в достижениях - 80 (65%); характеристика самооценки - 54(43,9%); характеристики ценностных ориентаций, интересы - 22 (17,8%); оценки самореализации - 67 (54,4%); интеллектуальность - 72 (58,5%); творчество - 69(56%); креативность - 35 (28,4%).

По характерологическим особенностям и нравственным качествам наших респондентов отличают от других коллег следующие качества: особенности мотивации и потребности в достижениях (65%), интеллектуальность (58,5%), творчество (69%), оценки самореализации (54,4%). Как показывает анализ результатов, у респондентов по характерологическим особенностям и нравственным качествам выявлены несколько критериев оценки в хороших процентах, у педагогов образования имеются соответствующие психологические качества, которые развивают профессионализм в деятельности на сегодняшнем рынке труда.

Также мы видим, что выявлены и критерии с низкими показателями: креативность (28,4 %), характеристики ценностных ориентаций, интересы (17,8%), характеристика образа Я (35,7%). По данным критериям оценки наши респонденты не видят свои характерологические особенности и нравственные качества, отличающие их от других членов педагогического коллектива. Также в ходе беседы было выявлено, что педагоги в рамках своей деятельности выполняют функции и задачи должностных обязанностей по реализации ФГОС, но качество содержательного исполнения задач пока в полном объеме ими самими не изучено. В то же время психологический настрой с учетом национального характера принятия нового не поставлен на уровне восприятия нововведения в рамках реализации ФГОС. Многие мониторинги эффективности по направлениям деятельности проводятся достаточно на высоком уровне. Но психологические особенности характера тувинских педагогов учреждений среднего профессионального образования в формировании акмеологических инвариант ещё не рассматривались.

Таким образом, по первому вопросу акмеограммы мы пришли к выводу, что в век прогрессивной коммуникации тувинские педагоги внутри новых технологий пока не видят или не торопятся видеть себя как активных исполнителей по реализации и внедрению новшеств. По национальному характеру они медлительные и все делают не спеша, свои привычки меняют с годами и не любят, когда вторгаются во внутренний мир с резкой скоростью. Кроме того мы заметили, что качество талантливости, креативности, характеристики ценностных ориентаций, интересы выявлены в меньших процентах. Хотя по национальному характеру у тувинских педагогов такая черта как талантливость, уникальность, креативность больше. В связи с этим автором поставлены новые задачи по исследованию характерологических особенностей тувинских педагогов.

На вопрос «Какие акмеологические инварианты профессионализма отличают именно Вас?», мы получили ответы такие: силу личности отметили 19% педагогов; уровень предвосхищения событий - 2 %; уровень антиципации - 5%; уровень саморегуляции - 7%; умение принимать и реализовывать решения - 27%; уровень работоспособности - 30%); специфические психологические профессионально важные качества (определяются с учетом особенностей профессиональной деятельности) - 10 %.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что у 90% респондентов, выражены общие акмеологические инварианты профессионализма и у 10% выявлены специфические инварианты профессионализма.

В уточнение к вышесказанному, можно отметить, что в большей степени у тувинских педагогов проявляются такие акмео-логические инварианты профессионализма, как высокая работоспособность (30%), также умение принимать и реализовать решения (27%). Однако уровень саморегуляции (7%), антиципации (5%) и предвосхищения событий (2%) выявлены в меньших процентах. Отсюда следует, что у большей части педагогов от-

сутствуют или выражены в меньшей степени такие инварианты профессионализма, как заранее осознанное и системно организованное воздействие на себя и прогностическая компетентность с личностными свойствами, обеспечивающие успешность адаптационных процессов. Хотя исследования черт национального характера показывают, что у тувинского народа всегда имелись такие качества, как предугадывание, уравновешенность и «умение заглянуть в будущее».

Таким образом, мотивы профессиональной деятельности и достижений у тувинских педагогов выражены ниже, чем работоспособность и умение принимать и реализовать решения.

На вопрос «Выразите отношение к вашей деятельности на работе» получены следующие ответы: работу без мотивации отметили 7,3%, работу с высокой мотивацией - 44,7%, работу с высокой потребностью в достижении - 49,5%, самореализацию низкую - 0,81%, самореализацию на среднем уровне - 47,9%, самореализацию на высшем уровне - 22,7%.

По данному вопросу акмеограммы исследование показывает, что такой инвариант, как работа с высокой потребностью в достижении, выражен у 49,5% респондентов, а работа с высокой мотивацией - у 44,7%. И наоборот, мы видим, что у большинства педагогов самореализация выражена на среднем уровне -47,9%. В ходе дополнительного теста с тувинскими педагогами выявлено, что работа педагога является одной из ответственных профессий и должна соответствовать высоким требованиям со стороны административного управления.

Анализируя ответы респондентов на вопрос акмеограммы «Оцените «узкие места» Вашего профессионализма», мы попытались рассмотреть, какие условия и факторы мешают росту профессионализма тувинских педагогов. 37,3% педагогов от общей выборки предпочли не писать ответ по данному направлению акмеограммы. Анализ ответов 62,7% респондентов выявил следующие результаты: надо научиться работать с нормативно-правовой документацией; отсутствие профессионального опыта в данной должности; проблематично подстраиваться к требованиям по подчинению; трудности с составлением программ и их внедрением; отсутствие ИКТ компетенций (материально-техническая база, человеческий фактор, учебно-методической литературы по направлениям деятельности);

- в области профессиональной компетенции: надо научиться преодолевать бюрократизацию в образовательных организациях, отсутствие финансовых знаний; надо научиться выступать перед коллективом и правильно вести совещание; отсутствие психологической компетенции, недостаток методических разработок, незнание возрастной психологии, несоответствие мастерских и классов требованиям ФГОС, необходимость прохождения повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению, не хватает знаний и умений современных технологий в кондитерском производстве, слабая организация проверки домашнего задания учащихся;

- в области педагогического мастерства: надо научиться укладываться во времени, отведённом на урок; учиться ораторскому мастерству; проведение уроков в соответствии с ФГОС затруднено из-за отсутствия педагогического мастерства вследствие малого опыта работы и недостаточного материально-технического оснащения для проведения урока, нет педагогического стажа. По данному направлению наиболее частыми ответами были: нехватка времени, материально-технических средств для обучения, желание поучиться у более опытных преподавателей, посетить занятия по учебной практике.

Итак, мы видим, что сегодняшний прогрессивный темп времени в коммуникации является фактором, мешающим росту профессионализма тувинских педагогов, что связано с чертой национального характера - медлительностью во времени тувинцев. По национальному характеру у тувинского народа имеется даже такое выражение, как: «Спешим, не торопясь, всему свое время». Также ментальности тувинских педагогов характерны молчаливость, медлительность и сдержанность, описанные как составляющие понятия «Синдром безмолвия» [7].

Также по вопросу «Дополнительная информация о специфике педагогов вашей деятельности» мы получили следующие ответы: в организационном направлении: спланировал, сделал, отчитался; слабая база для практической части работы, опыт работы в организационной деятельности отсутствует, на курсах повышения ничего интересного не находят, чрезмерная бумажная работа мешает нормальной работе;

- в организации учебного процесса - надо учить детей так, чтобы они не утомлялись (в основном студенты бывают меньше

мотивированны на получение знаний по профессиям и специальностям, их интересы направлены на материальное обеспечение, т. е. получение льготных стипендий и пенсий); творческий и индивидуальный подход; креативность; вовлечение в мероприятия как можно больше обучающихся, работников; хорошая подготовка к мероприятиям; проведение классных часов; большая загруженность мероприятиями, инструктаж, проверка посещаемости, лекции, план воспитательного процесса, формирование нравственных качеств, здоровьесберегающих и творческих способностей, беседа с учащимся и родителями; развитие интереса к будущей профессии; работа с детьми из неблагополучных семей; участие во всероссийских конференциях.

- в организации воспитательного процесса - воспитывать обучающихся, приводя жизненные реальные примеры; очень много времени уделяется воспитанию подростков, так как приходится объяснять ценности, нравственности, духовности в целях воспитания подрастающего поколения.

- во взаимодействии педагогов и обучающихся - взаимоуважение, (взаимопонимание и уважение). Большинство преподавателей ответили, что во взаимодействии педагогов и обучающихся в коллективе отношения дружелюбные, доверчивые, открытые, совместная разработка творческих проектов и поддержка педагогов, обучающихся, попавших в трудное положение, готовность идти на помощь.

В уточнение к выше сказанному, можно отметить, что ярко выражена национальная черта тувинских педагогов, проявляющаяся в дружелюбии при взаимодействии педагогов и обучающихся, гостеприимстве, почитании старших и оберегании младших.

На вопрос «Как Вы понимаете «Вершина профессионализма»? педагоги дали такие ответы: знание своего дела на высшем уровне, знать и уметь делать свою работу, умение достигать поставленной цели при любых обстоятельствах, достижение профессионализма по ступеням карьеры, осознание своей необходимости и пригодности в обществе, умение решать конфликтные ситуации, мастер-профессионал, почетный работник РФ, пик вершины мастерства, педагог высшей категории, высокий уровень работоспособности, мастер своего дела, наличие потребности в оказании методической помощи и передаче педагогической опыта другим коллегам; вершина профессионализма - это ов-

Библиографический список

ладение всеми профессиональными компетенциями и технологиями; умение руководить сплоченной командой. Наиболее частыми ответами были следующие: высокая профессиональная компетентность, высокое знание своей деятельности; интеллектуальность; сила личности; самореализация; самообразование. Вместе с тем встречались и такие ответы, как: вершины профессионализма достичь невозможно; вершина профессионализма -это должность директора техникума.

Таким образом, анализ полученных результатов показал недостаточное овладение тувинскими педагогами понятием профессиональной компетентности, несмотря на прохождение ими повышения квалификации по данному вопросу, вследствие влияния психологических особенностей характера тувинских педагогов на формирование акмеологических инвариант профессионализма.

Подводя итоги, хочется отметить, что на данном этапе исследования автору удалось выявить следующее: у респондентов по профессиональной деятельности степень образованности соответствует в большей степени (77,5 %); по квалификационной характеристике у 52 % педагогов имеется разные категории (высшая, первая, вторая), а у 48 % тувинских педагогов отсутствуют квалификационные категории, что может быть одним из факторов торможения к профессиональному росту личности педагога на данный период.

В заключение отметим, что автору удалось частично выяснить, что некоторые элементы ментальности и черты национального характера являются условиями и факторами, влияющими на формирование акмеологических инвариантов профессионализма, в определенной степени препятствующими или развивающими их. На сегодняшний день нами выявлено к «Препятствующей» составляющей относятся - природная молчаливость, дистантность от активных событий, созерцательность и низкая самооценка «Багай кижи». «Развивающие» - добронамерен-ность, сила воли и духа, гармоничность с природой, тактичность, стремление познать природу человека, гибкость ума и преданность культуре предков в нравственном поведении. Это приводит к размышлению о том, что черты национального характера являются мощным инструментом влияния на развитие акмеологи-ческих инвариантов профессионализма и требуют дальнейшего, более подробного изучения.

1. Сибгатуллина И.Ф., Сандый А.Д.-Б., Индивидуальная ресурсность и акмеологические инварианты профессионализма Татарстан-ских и Тувинских педагогов. Вестник ВЭГУ. Издательство: Восточная экономико-юридическоая гуманитарная академия. 2013; Выпуск 6: 85 - 92.

2. Ламажаа Ч.К. Этнопсихологические исследования тувинцев: социокультурологические и психологические. Новые исследования Тувы. Электронный информационный журнал. 2013; 3.

3. Товуу Н.О. Психология семьи тува этноса в условиях социально-экономических изменений. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2001.

4. Ламажаа Ч.К. Этнопсихологические исследования тувинцев: социокультурологические и психологические. Новые исследования Тувы. Электронный информационный журнал. 2013; 3.

5. Акмеология. Под редакцией А.А. Деркача. Москва: РАГС, 2002.

6. Дергач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Москва: Питер, 2011.

7. Ондар Т.А. Проблема зависть. Центр Азии: газета. 2009; 2.

References

1. Sibgatullina I.F., Sandyj A.D.-B., Individual'naya resursnost' i akmeologicheskie invarianty professionalizma Tatarstanskih i Tuvinskih peda-gogov. Vestnik V'EGU. Izdatel'stvo: Vostochnaya 'ekonomiko-yuridicheskoaya gumanitarnaya akademiya. 2013; Vypusk 6: 85 - 92.

2. Lamazhaa Ch.K. 'Etnopsihologicheskie issledovaniya tuvincev: sociokul'turologicheskie i psihologicheskie. Novye issledovaniya Tuvy. 'Elektronnyj informacionnyj zhurnal. 2013; 3.

3. Tovuu N.O. Psihologiya sem'i tuva 'etnosa v usloviyah social'no-'ekonomicheskih izmenenij. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

4. Lamazhaa Ch.K. 'Etnopsihologicheskie issledovaniya tuvincev: sociokul'turologicheskie i psihologicheskie. Novye issledovaniya Tuvy. 'Elektronnyj informacionnyj zhurnal. 2013; 3.

5. Akmeologiya. Pod redakciej A.A. Derkacha. Moskva: RAGS, 2002.

6. Dergach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Piter, 2011.

7. Ondar T.A. Problema zavist'. CentrAzii: gazeta. 2009; 2.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 37.015.32 + 159.9 + 616.8(075)

Sarsembayeva E.Yu., Master of Psychology, senior teacher, Innovation Eurasian university (Kazakhstan Republic), E-mail: [email protected]

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.