УДК 378
ЛОРЕНЦ Вероника Викторовна
Омский государственный педагогический
университет
г. Омск, Россия
МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье автор рассматривает акмеологический подход как методологическую основу профессионально-педагогического самосовершествования. Изучаются возможности проектирования индивидуально-образовательного маршрута педагога с целью достижения профессионального «акме». Автор определяет направления научных исследований в области акмеологии, представляет разные подходы к изучению сущности акмеологии как науки в контексте механизма профессионального саморазвития педагога. Исследовательский интерес проявляется в рассмотрении индивидуально-образовательного маршрута и особенностей его проектирования для достижения наивысшего личностно-профессионального акме педагога. В статье определены структурные компоненты механизма творческого саморазвития педагога. Автор определяет аспекты новой трудовой реальности педагога, которые отражены в Профессиональном стандарте, а также в исследованиях ученых РГПУ им. Герцена. Механизм творческого саморазвития педагога выстраивается на основе пяти групп профессиональных задач современного учителя. Изучаются возможности модульных накопительных систем повышения квалификации педагогов, роль тьюторов при оказании помощи педагогам при выстраивании индивидуальной образовательной программы и ее реализации. Рассматриваются принципы конструирования индивидуальной образовательной программы педагога на основе акмеологического подхода. В статье автор представляет систему реализации индивидуального образовательного маршрута по повышению квалификации педагогических кадров с использованием накопительной системы, разработанной учеными РГПУ им. А.И. Герцена. Статья имеет теоретическую и практическую значимость в области конструирования программы профессионального педагогического самосовершенствования.
Ключевые слова: акмеологический подход, самореализация, индивидуально-образовательный маршрут, механизм творческого саморазвития
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-184-189
Veronika V. LORENTS Omsk State Pedagogical University the Departmen of Education Omsk, Russia [email protected]
MECHANISM OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN THE ACMEOLOGICAL RESEARCH
In article the author considers acmeological approach as a methodological basis of the professional pedagogical self-development. We study the possibility of designing individual educational route of a teacher to achieve a professional "Acme". The author defines the directions of scientific researches in the field of onto-logical engineering, presents different approaches to the study of the essence of acmeology as a science in the context of the mechanism of professional self-development teacher. Research interest is manifested in the consideration of an individual educational route and specifics of its design to achieve the highest personal and professional Acme of the teacher. The article identifies the structural components of the mechanism of creative self-development of the teacher. The author defines aspects of the new labor reality of a teacher, which are reflected in the Professional standard, as in the studies of scientists, Herzen state pedagogical University. The mechanism of creative self-development of the teacher is built on the basis of five groups of professional tasks of the modern teacher. Possibilities of modular storage systems qualification of teachers, the role of Tutors in helping teachers in building an individual educational program and its implementation. Discusses the principles of designing the individual educational program of the teacher on the basis acmeological approach. In the article the author represents the system of implementation of individual educational path for professional development of pedagogical staff with the use of storage system, developed by scientists of Herzen state pedagogical University. The article has theoretical and practical significance in the design of professional pedagogical improvement of the teacher.
Keywords: acmeological approach, self-realization, individual educational route, the mechanism of creative self-development
Акмеология как наука изучает проблему самореализации личности, которая сегодня является актуальной для многих исследований, изучающих закономерности, пути и способы достижения вершин в разных областях человеческой деятельности. Понятие «акмеологический подход», по мнению А.А. Бодалева, предполагает комплексное изучение зрелого человека, самореализующегося в профессиональной деятельности [21. Акмеологический подход в педагогике, с точки зрения Н.В. Кузьминой, заключается в выявлении особенностей эффективной педагогической деятельности, в характеристике уров-
ней продуктивности педагогической деятельности, изучения динамики профессионального развития педагога [41.
При рассмотрении акмеологического подхода исследовательский интерес проявляется в изучении проблематики развития творческих способностей педагогов, изучения возможностей совершенствования их квалификации [11. Возрастной аспект предполагает исследование задатков и способностей в разные возрастные периоды. Образовательный аспект определяет необходимость диагностики и развития знаний и умений на всех ступенях образования. Профессиональный аспект «связан с определением возможностей и результатов трудовой деятельности через определение профпригодности, психологической готовности и степени социальной ответственности за процесс и результаты»^. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия при определении уровня компетентности педагога, желания постоянно развивать, реализовывать интерактивные технологии обучения. Рефлексивный аспект является системообразующим фактором, обеспечивающим самооценку уровня профессионального мастерства.
Как показывает анализ теории и практики современного российского образования, одной из наиболее важных проблем является поиск путей и главных системообразующих факторов повышения качества деятельности педагогов. Изучение концептуальных разработок акмеологии позволяет сделать вывод, что методологические идеи акмеологического подхода более всего соответствуют основным требованиям системы повышения квалификации. Данные разработки определяют цели и способы повышения профессиональных результатов. В связи с этим рассмотрим возможности акмеологического подхода с целью эффективного проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута педагога, ориентированного на достижение наивысшего личностно-профессионального развития [5]. При проектировании профессионального роста, важно учитывать акмеологические представления о закономерностях, условиях, факторах и стимулах самореализации творческих потенциалов педагога, достижения профессионализма деятельности на разных этапах жизненного пути.
Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы, отраженная в идеях Л.И. Анищева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, предполагает целостный подход при рассмотрении взаимосвязи «конечного результата» субъекта деятельности и наличия обратной связи (развития рефлексии). Важно при этом обратить внимание на достижение высокого уровня компетентности специалиста с помощью самообразования.
Акмеологический поход в педагогических исследованиях подчеркивает необходимость совершенствования профессиональной деятельности педагога на протяжении жизненного пути, что отражается в проектировании и реализации индивидуально-образовательного маршрута, эффективность которого отслеживается по «поступкам» и «продуктам», которые могут быть разных уровней успешности и результативности. В этом случае уровни успешности профессиональной деятельности определяют механизм творческого саморазвития, задающий мотив и содержание проектирования индивидуально-образовательного маршрута.
Механизм творческого саморазвития предполагает наличие следующих структурных компонентов:
1. Рефлексивный компонент проявляется через формирование новых представлений о самом себе, установок и идентичностей («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в поведении, в выработке знаний о профессиональной творческой деятельности и понимания механизма взаимодействия с ней своей личности. Данный компонент является определяющим в решении психолого-педагогических задач.
2. Регулирующий компонент составляют знания педагога по специальности и в профессиональной области, умение диагностировать свои достижения. Данный компонент формирует у него навыки анализа, оценки и совершенствования своей личности.
3. Коммуникативный компонент отражается в умении педагога выстроить взаимодействие с субъектами образования. Важно понимать специфику отношений "учитель-ученик", "учитель-родитель", "учитель-учитель", "учитель - социальный партнер" в соответствии с требованиями общества к современному инновационному учителю.
Все структурные компоненты механизма творческого саморазвития педагога взаимосвязаны и требуют комплексной работы по развитию данных направлений професси-
онально-педагогической деятельности, их отражения в траектории профессионально-личностного совершенствования педагога.
Новая трудовая реальность педагога отражается в исследованиях ученых РГПУ им. А.И.Герцена, которые выделяют пять групп профессиональных задач современного учителя:
1-я группа связана с умением учителя понимать ученика, диагностировать его способности, с эмпатией, толерантностью к детям;
2-я группа задач направлена на умение учителя организовать образовательный процесс для достижения целей школьного образования;
3-я группа предполагает умение учителя устанавливать взаимодействие с другими субъектами образования;
4-я группа ориентирована на умение учителя создавать образовательную среду, совершенствовать и адаптировать условия среды с учетом особенностей учащихся;
5-я группа задач предусматривает умение педагога проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [3].
По результатам исследований Пискуновой Е.В., данные задачи формируют изменения профессионально-педагогической деятельности учителя [5]. Изменения в профессиональной деятельности педагога направлены: «на самостоятельность ребенка в обучении; создание условий для проявления активности, творчества ребенка в обучении; создание условий для расширения жизненного опыта ребенка» [2]; инициативность, творчество и корпоративную культуру учителя; наличие траектории профессионально-личностного совершенствования педагога. Проектировочные умения педагога по созданию и реализации траектории профессионально-личностного совершенствования обозначены также в Профессиональном стандарте педагога, что определяет требования к систематичной работе по повышению уровня профессионального мастерства, развитию профессиональной компетентности педагога.
В настоящее время во многих регионах России активно внедряются модульные накопительные и сетевые модели повышения квалификации. Новая модель повышения квалификации предполагает свободу выбора педагогом индивидуально-образовательного маршрута, данная модель эффективно применяется в системе повышения квалификации Санкт-Петербурга. В рамках 300 часов учитель выбирает инвариант - 150 часов, реализуемых в различных образовательных учреждениях, и вариативную часть - 150 часов, «реализуемых учреждениями высшего профессионального образования. Аннотации образовательных программ, предлагаемых вузами города для вариативной части повышения квалификации представляются на сайте Центра повышения квалификации работников образования» [2]. При выборе вариативной части ИОМ, отражается рефлексивный и регулирующий компонент творческого саморазвития педагога.
Накопительная система повышения квалификации педагогов применяется с целью выбора оптимальных для педагога условий, определяющих возможности «непрерывного образования, позволяет самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут педагога, с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, выбирать наиболее приемлемые для себя сроки его прохождения» [2].
Накопительная система повышения квалификации по индивидуально-педагогическим маршрутам предполагает также тьюторскую помощь. В этом случае тьюторантом является специалист, повышающий квалификацию по индивидуальной образовательной программе, а тьютором - специалист, который сопровождает процесс реализации индивидуальной образовательной программы и оказывает помощь в организации и определении содержания индивидуально-образовательного маршрута. Тьютор-ское сопровождение также помогает выявить профессиональные достижения и затруднения работников образования; оказать помощь: в проектировании индивидуальной образовательной программы, в описании педагогического опыта; организовать рефлексию при реализации индивидуальной образовательной программы. Акмеологиче-ский подход предусматривает стремление педагога к достижению «акме» - вершины профессионального мастерства, что возможно лишь при планомерной рефлексивной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа рассматривается как документ, объединяющий образовательные программы модулей, выбранные специалистом в логике обозна-
ченного направления повышения квалификации, и другие образовательные мероприятия (областного, районного, муниципального уровня) в период обозначенных сроков повышения квалификации. Индивидуальный образовательный маршрут - это путь освоения индивидуальной образовательной программы. Проектирование ИОМ повышения квалификации педагога предусматривает включение «учебной программы, посвященной фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, совершенствования правового регулирования в сфере образования (надпредметный тематический учебный курс) объемом не менее 12 часов. Учебная программа, как самостоятельная часть в составе образовательной программы повышения квалификации кадров, является элементом в накопительной системе, представляет собой содержательную характеристику учебного курса» [2]. Логика содержания деятельности и структура индивидуальной образовательной программы определяется следующими базовыми позициями. При создании ИОМ мы исходим из того, что в нем возникают новые виды деятельности, связанные с самообразованием педагога и позволяющие ему обеспечить самореализацию своих потенциальных возможностей, а также рост социального и профессионального статуса. Базой для конструирования образовательных программ составляет обеспечение связи образования и деятельности. В основу технологии конструирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) положены следующие принципы, которые мы рассматриваем в сравнении с методологическими принципами и подходами в акмеологии (см. табл.). Данная таблица была разработана автором статьи.
Табл. Акмеологическая основа технологии конструирования индивидуальной образовательной программы
Table. Acmeologicalbasis of technology of designing individual educational programs
Принципы конструирования ИОП Методологические принципы акмеологии
Открытость образовательного процесса, позволяющая самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными профессионально-педагогическими качествами, уровнем подготовки Субъектгный подход. Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом процесса самосовершенствования. Принцип детерминизма. Системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, в структуре саморегуляции, самоорганизации, обусловленных внешними факторами. Системный подход. Акмеология рассматривает механизмы и способы перехода от стихийно сложившегося состояния и качества системы к оптимальному этапу ее развития, от реального к идеальному. Важным элементом является моделирование сущности системы и ее развитие до практического применения. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый, моделируемый характер.
Высокая технологичность и доступность технологий обучения, адаптированных под личностные особенности
Гибкость - возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы; возможность предоставлять различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную, дистанционную
Модульность - целостное представление о разных предметных областях, локализованное в отдельном курсе. На основе модуля можно формировать разнообразие образовательных программ, что позволяет организовать учебный процесс по всем ступеням обучения
Индивидуальный характер конструируемых программ, обладающих свойством инвариантности ее структуры. Индивидуальную образовательную программу мы рассматриваем как «своеобразную модель пути достижения образовательного стандарта», а индивидуальные маршруты в процедуре получения образования обладают свойством инвариантности, касающейся ее структуры
Технология конструирования индивидуальной образовательной программы реализуется в логике взаимосвязи структурных элементов ИОМ, определяющих содержание программы и ее реализацию.
Ученые РГПУ им. А.И.Герцена сформулировали «порядок реализации индивидуального образовательного маршрута по повышению квалификации педагогических кадров с использованием накопительной системы» [3]:
1. Из перечня заявленных образовательных программ педагог осуществляет выбор программы и учреждения дополнительного профессионального образования, где он намеревается обучаться и получить документ о повышении квалификации;
2. Составляет для себя индивидуально-образовательный маршрут повышения квалификации с учетом сроков реализации учебных программ в составе выбранной образовательной программы и получает рекомендации руководителя образовательного учреждения по выбору учебных программ, также учитывающие проблематику его образовательной деятельности;
3. Заполняет бланк «Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации педагога» и представляет этот документ на согласование руководителю образовательного учреждения;
4. После согласования с руководителем образовательного учреждения представляет индивидуально-образовательный маршрут на утверждение в учреждение-координатор, которое утверждает документ «Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации педагога» и зачисляет слушателя в группу обучающихся по накопительной системе.
Рассмотрев модель повышения квалификации работников образования по индивидуально-образовательным маршрутам в накопительной системе, можно утверждать, что данный порядок повышения квалификации рекомендован педагогам, ранее проходившим курсы повышения квалификации по традиционной форме.
Повышение квалификации специалистов по индивидуально-образовательным маршрутам вводится с целью создания эффективных условий для реализации возможностей непрерывного, персонифицированного дополнительного профессионального образования через конструирование ИОП, с учетом профессиональных потребностей, интересов, сроков обучения. Обучение может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий.
Накопительная система повышения квалификации работников образования является абсолютно персонифицированной, вариативной и интегрированной. Данная модель повышения квалификации предполагает современную систему количественного и качественного оценивания результативности непрерывного образования, позволяет каждому тьюторанту пройти обучение в индивидуальном темпе, с учетом его профессиональных потребностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Анищева Л.И. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 44-47.
2. Выбираем образовательный маршрут повышения квалификации педагога: Сборник аннотаций образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов / под общ. ред. С.В. Жолована, С.В. Алексеева; сост. Л.И.
на. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 263 с.; Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Распоряжение Комитета по образованию от 25.01.2005 N 24-Р "О повышении квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга и утверждении Положения о накопительной системе повышения квалификации"» от 1 февраля 2007 г. N 100-р.
3. Деркач В.П. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 15-21.
4. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.: 2008.
5. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
REFERENCES
1. Anisheva L.I. Akmeologitscheskaja konzenzia razvitija innovazionnoj professionalno-obrazovatelnoj sistemi. [Inisheva L. I. Acmeological concept development-innovative vocational education system]. Acmeology. 2007. No. 3. pp. 44-47. (in Russ)
2. Vyibiraem obrazovatelnyiy marshrut povyisheniya kvalifikatsii pedagoga: Sbornik annotatsiy obrazovatelnyih programm professionalnoy perepodgotovki i povyisheniya kvalifikatsii peda-gogov. pod obsch. red. S.V. Zholovana, S.V. Alekseeva; sost. L.I. Guschina. [Choose the educational route, qualification of the teacher:abstracts of reports of educational programs of professional retraining and improvement of qualification of teachers under the General editorship of S. V. Golo-van, S. V. Alekseev; ed. L. I. Gushchina]. SPb.: Spbpo, 2010. 263 p. (in Russ); Rasporjazhenie Komiteta po obrazovaniju Sankt-Peterburga «0 vnesenii izmenenij v Rasporjazhenie Komiteta po obrazovaniju ot 25.01.2005 N 24-R "O povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov Sankt-Peterburga i utverzhdenii Polozhenija o nakopitel'noj sisteme povyshenija kvalifikacii"» ot 1 fevralja 2007 g. N 100-r. [The Committee for education of St. Petersburg "On amendments to the Committee on education from 25.01.2005 delivery N 24-P "for the professional development of teachers of St. Petersburg and the approval of the Regulations on the funded training system"" from February 1, 2007 N 100-R].
3. Derkach V.P. Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiya konkurentosposobnogo spetsialista. [Derkach V. P. Acmeological concept of development of the competitive specialist]. Acmeology.-
2007. No. 3. P. 15-21. (in Rus)
4. Kuzmina N.V., Pozharskiy S.D. Akmeologiya kachestva professionalnoy deyatelnosti spetsialista. [Kuzmina N. In. Pozharsky S. D. Acmeology quality of professional activity of specialist]. SPb.:
2008.( in Russ)
5. Piskunova E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vseh: opyit Rossii: rekomendatsii po rezultatam nauchnyih issledovaniy. pod redaktsieyakad. G.A.Bordovskogo, SPb. Izd-vo RGPU im.A.I.Gertsena, 2007. [Piskunova E. V. Training of teachers for ensuring quality education for all: the experience of Russia: recommendations by results of scientific researches /under the editorship of Akad. G. A. Borovskogo], SPb. Publishing house of the Herzen state pedagogical University. A. I. Herzen, 2007. (in Russ)
Информация об авторе:
Лоренц Вероника Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия [email protected]
Получена: 07.11.2017
Для цитирования: Лоренц В.В. Механизм творческого саморазвития педагога в акмеологиче-ских исследованиях. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 1. с.184-189.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-184-189.
Information about the author:
Veronika V. Lorents, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Departmen of Education, Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia [email protected]
Received: 07.11.2017
For citation: Lorents V.V. Mechanism of creative self-development of the teacher in the acmeological research. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part. 1. Pp. 184-189. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-184-189. (in Russian)