Научная статья на тему 'Акмеологическое обеспечение профессионального становления педагога средствами внутрифирменного обучения'

Акмеологическое обеспечение профессионального становления педагога средствами внутрифирменного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКМЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ОТКРЫТОСТЬ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / INTERNAL TRAINING / ACME / PROFESSIONALITY / VIDEO-CONFERENCE COMMUNICATION / SOCIAL PARTNERSHIP / SCHOOL COLLECTIVE / INFORMATION TECHNOLOGIES / RESOURCE CENTRE / OPENNESS OF SCHOOL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

В представленном материале проведен краткий обзор взглядов на акмеологическую составляющую профессии педагога. Подчеркивается роль образовательной среды, в которой находится учитель, той атмосферы свободы творчества, которая необходима для самопознания, самоопределения и самореализации человека. Обосновывается неразрывность связи становления «акме» учителя и его ученика. Описан опыт организации разнообразных форм повышения профессионального мастерства непосредственно на базе того образовательного учреждения, где работает преподаватель. Раскрываются особенности деятельности школьного ресурсного центра, его взаимосвязи с соседними образовательными и культурно-просветительскими организациями. Особое внимание уделяется описанию процесса проведения сеансов видеоконференцсвязи с регионами Российской Федерации как средству педагогического взаимодействия различных субъектов образовательного процесса. Делается вывод о необходимости творческого роста учителя не в одиночку, а в содружестве со всем коллективом школы. Приводятся данные об использовании выработанных самостоятельно критериев и показателей определения акмеологической зрелости коллектива школы и педагогов, росте рейтинга акмеологичности образовательных организаций, которые принимали участие в эксперименте более, чем в полтора раза, а также повышении индекса акмеологического развития педагогов экспериментальных школ, по сравнению с учителями контрольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL PROVIDING OF PROFESSIONAL PEDAGOGUE’S MAKING BY THE INTERNAL TRAINING MEANS

There is a review of views on the acmeological constituent of pedagogue’s job. Emphasis of the educational environment in which the teacher is situated, the atmosphere of artistic freedom, which is necessary for self-knowledge, self-determination and self-actualization is made. Inseparability of the connection of making of teacher’s «acme» and a student is settled down. An experience of organization of different professional skills rises based on educational institution where the teacher works, is sketched in. Special aspects of school resource centre, its inter-linkages with adjacent educational and culturally educational institutions are being disclosed. A special emphasis places to the description of the process of carrying out the video conference communication sessions with the regions of the Russian Federation as means of pedagogical cooperation of different educational process subjects. A conclusion about necessity of creative increase of the teacher in collaboration with all school collective is being made. The submitted material provides data on the use of self-developed criteria for determining the acmeological maturity of the school staff and teachers, the growth more than 1,5 times of the rating of the educational organizations, which have taken part in the experiment, as well as the increase in the index of acmeological development of teachers in experimental schools, by the side of the teachers from the controlling educational institutions.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обеспечение профессионального становления педагога средствами внутрифирменного обучения»

Подготовка педагогов

УДК 370.062.2

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.М. Каменский

Аннотация. В представленном материале проведен краткий обзор взглядов на акмеологическую составляющую профессии педагога. Подчеркивается роль образовательной среды, в которой находится учитель, той атмосферы свободы творчества, которая необходима для самопознания, самоопределения и самореализации человека. Обосновывается неразрывность связи становления «акме» учителя и его ученика. Описан опыт организации разнообразных форм повышения профессионального мастерства непосредственно на базе того образовательного учреждения, где работает преподаватель. Раскрываются особенности деятельности школьного ресурсного центра, его взаимосвязи с соседними образовательными и культурно-просветительскими организациями. Особое внимание уделяется описанию процесса проведения сеансов видеоконференцсвязи с регионами Российской Федерации как средству педагогического взаимодействия различных субъектов образовательного процесса. Делается вывод о необходимости творческого роста учителя не в одиночку, а в содружестве со всем коллективом школы. Приводятся данные об использовании выработанных самостоятельно критериев и показателей определения акмеологической зрелости коллектива школы и педагогов, росте рейтинга акмеологичности образовательных организаций, которые принимали участие в эксперименте более, чем в полтора раза, а также повышении индекса акмеологического развития педагогов экспериментальных школ, по сравнению с учителями контрольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, акме, профессионализм, видеоконференцсвязь, социальное партнерство, школьный коллектив, информационные технологии, ресурсный центр, открытость школы, образовательная среда, педагогический результат.

ACMEOLOGICAL PROVIDING OF PROFESSIONAL PEDAGOGUE'S MAKING BY THE INTERNAL TRAINING MEANS

A. Kamenskiy

Abstract. There is a review of views on the acmeological constituent of pedagogue's job. Emphasis of the educational environment in which the teacher is situated, the atmosphere of artistic freedom, which is necessary for self-knowledge, self-determination and self-actualization is made. Inseparability of the connection of making of teacher's «acme» and a student is settled down. An experience of organization of different professional skills rises based on educational institution where the teacher works, is sketched in. Special aspects of school resource centre, its inter-linkages with adjacent educational and culturally educational institutions are being disclosed. A special emphasis places to the description of the process of carrying out the video conference communication sessions with the regions of the Russian Federation as means of pedagogical cooperation of different educational process subjects. A conclusion about necessity of creative increase of the teacher in collaboration with all school collective is being made. The submitted material provides data on the use of self-developed criteria for determining the acmeological maturity of the school staff and teachers, the growth more than 1,5 times of the rating of the educational organizations, which have taken part in the experiment, as well as the increase in the index of acmeological development of teachers in experimental schools, by the side of the teachers from the controlling educational institutions.

Keywords: internal training, acme, professionality, video-conference communication, social partnership, school collective, information technologies, resource centre, openness of school, educational environment, pedagogical result.

Вопросы профессионального роста учителя в современном мире выходят на первый план и становятся все более актуальными в связи с тем, что любые реформы системы образования требуют грамотного, творчески

ориентированного, заинтересованного в их проведении педагога. Он появится только в том случае, если для творческого развития учителя будут созданы соответствующие условия. Целью проведенного исследования являлось

рассмотрение возможности влияния

личностного профессионального роста учителя на развитие школьного коллектива, поиск наиболее адекватных форм взаимодействия личного и коллективного «акме», построение разнообразных видов деятельности,

способствующих осуществлению

профессионального и личностного роста современного педагога в реалиях массовой школы. Материалы исследования строились на

изучении деятельности общеобразовательной школы Санкт-Петербурга, у которой установились устойчивые профессиональные связи с соседними образовательными учреждениями, а также социальными партнерами школы. Методологической основой исследования стали личностно-деятельностный, информационно-гуманитарный и

акмеологический подходы, позволяющие проанализировать сложившуюся

образовательную ситуацию, спрогнозировать ее развитие.

Научную основу акмеологии составляют взгляды на становление и развитие человека различных психологических школ

гуманистического направления - А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и другие, психоанализ З. Фрейда, К. Хорни, Г. Салливана и других, глубинная психология К. Юнга и другие школы [1]. Философские основания акмеологии опираются на воззрения отечественных и зарубежных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Вл.С. Соловьева, Д. Джеймса и других [2]. В современный период, основы этой молодой науки были разработаны исследователями: Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым, В.И. Вернадским, Ю.А. Гагиным, О.С. Гребенюком, Т.Б. Гребенюк, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой, В.И. Слободчиковым, А.И. Субетто и другими [3].

Особенностью педагогической акмеологии является представление о личном «акме» педагога как интегральном результате достижений его учеников. Настоящим успехом педагогической деятельности нужно считать самостоятельные достижения воспитанников. Данный посыл не противоречит идее развития индивидуальности учителя, наоборот, требует от него быть яркой творческой личностью [4]. В развитии каждого педагога заметную роль играет атмосфера, которая устанавливается в педагогическом коллективе. Очевидно, что профессионализм коллектива не является арифметической суммой профессиональных потенциалов его членов. Коллектив - это особая «совокупная индивидуальность». Как и человеческая индивидуальность, она подвержена изменениям. Задачей руководства школы является направление этих изменений в единое русло, способствующее развитию

индивидуальности каждого сотрудника школы [5]. Взгляд на «совокупную индивидуальность» коллектива является нестандартным для отечественной педагогической практики и науки, так как последние десятилетия наблюдается явная тенденция отхода от идей

многообразия, стремление к унификации образовательной деятельности. Эффективность образовательного процесса определяется по достигнутому типовому уровню; отличительные черты конкретной школы всё меньше принимаются во внимание. При этом школы поставлены в отношения конкуренции, что препятствует межшкольному взаимодействию. Аналогичный подход к педагогу вынуждает его ориентироваться на регламенты процедур аттестации и повышения квалификации.

Однако устоявшиеся формы повышения квалификации учителя могут быть дополнены новыми, наиболее эффективными форматами деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) [6]. Акмеологический рост педагога заключается не только в высокой результативности его обучающей деятельности, но и в гуманистической направленности на развитие индивидуальности обучающегося средствами учебного предмета и окружающей образовательной среды.

Полученные в активной самостоятельной деятельности результаты не только анализируются лично, но и проводится совместная рефлексия, планируются дальнейшие педагогические действия, вовлекающие педагога в мотивационную спираль и обогащающие собственный акмеологический потенциал человека. «Таким образом, самостоятельность, независимость от внешнего контроля, осознание целостности решаемой задачи, выполняемого дела являются факторами, определяющими саморазвитие личности», - отмечает К.А. Абульханова-Славская [7, с. 125].

Деятельность учителя - это непрерывный процесс самообразования и саморазвития. Нельзя достичь «акме», если педагог не стремится к самореализации. Только там учатся с удовольствием, где с удовольствием учат. При этом «эффективность и качество означают не только получение лучшего результата, но и облегчение труда для человека» [8, с.192].

Наиболее существенные преобразования в личности педагога происходят в содружестве с коллегами. Идеи партнёрства в становлении профессионализма набирают силу в рамках продвижения концепции саморазвития образовательной организации. Технологиями повышения профессиональной компетентности педагога являются различные формы непрерывного образования. В базовом лицее организовываются обучающие семинары, выездные сессии, курсы, различные формы тьюторской поддержки, мастер-классы, сетевое

и дистанционное взаимодействие педагогов, проектная деятельность. Накапливается портфолио учителя; создается единый инновационный банк школы (методическая копилка, размещенная на сайте); формируются творческие объединения (кафедры, проектные группы, группы самооценки и др.); ведется мониторинг методического и личностного роста [9]. Росту профессионального «акме» способствуют самоанализ и самооценка опыта, презентация его на постоянно действующих методических семинарах. Возможность критически оценить собственные наработки, изучить опыт коллег, сопоставить его с тем, что делаешь - обязательное условие акмеологического совершенствования педагога. Корпоративное обучение предполагает формирование у педагога способности к самостоятельной рефлексивной деятельности, а не прямую трансляцию готовых знаний и усвоения чужого опыта [10].

В базовом образовательном учреждении, лицее № 590 Санкт-Петербурга, была разработана и осуществлена апробация основных условий развития внутрифирменного образования: обеспечены соответствие программ обучения учителей общей стратегии развития школы, гибкое реагирование на изменения внешней среды, нацеленность на взаимодействие с социальными партнерами. Осуществлены взаимосвязь предметной и надпредметной областей учебной деятельности, организация командной работы.

Разнообразие форм внутрифирменного обучения побуждает к использованию разнообразных приемов данной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий. В отечественном образовании имеются давние традиции обмена педагогическим опытом. Привлечение наиболее опытных педагогов-мастеров из других образовательных учреждений повышает открытость школы. Современные

информационно-коммуникативные технологии, такие как видеоконференцсвязь (ВКС), сетевое взаимодействие, позволяют эффективно транслировать передовой опыт.

В ресурсном центре базовой школы были сосредоточены усилия на освоении технологий альтернативной образовательной деятельности, создании среды, способствующей саморазвитию педагога и ученика через формирование образовательной программы как поля выбора. Альтернативные формы образовательной деятельности, такие как погружение в предмет, тему, проблему, спецкурсы «Учись учиться»,

ориентированные на формирование исследовательской культуры учащихся, дистанционное обучение, видеоконференции, родительские уроки и совместные с социальными партнерами школы проекты способствуют развитию индивидуальности учащихся. На это же нацелена система учета и стимулирования достижений учащихся и педагогов: диагностика ИКТ-компетентности [11].

Формы и приемы работы ресурсного центра лицея отличаются разнообразием. Методический день, как правило, проводится в выездном режиме в партнерских образовательных организациях. Он предполагает ознакомление коллег с авторскими альтернативными формами образования. Во время проведения проблемного семинара осуществляется тематическая работа в группах с учителями методических объединений, реализуется совместная разработка инновационного проекта, обсуждается возможность индивидуальных стажировок, проводится консультирование. Эти формы апробируются в работе с педагогами базовой школы и с работниками образовательных учреждений района, города, регионов РФ и ближнего зарубежья. Трансляция накопленного педагогического опыта осуществляется на семинарах и конференциях, посредством сетевого взаимодействия, размещения разработок в электронной среде.

Одним из значимых направлений деятельности лицейского ресурсного центра является организация сеансов

видеоконференцсвязи (ВКС) по освоению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данная деятельность осуществляется совместно с Фондом поддержки образования (Газпром), под патронажем которого в регионах открыты студии ВКС во всех субъектах Федерации. Школа-участник данного реализуемого проекта, имеет право подать заявку по интересующей её тематике.

Обсуждение ФГОС разделялось на шесть смысловых блоков в соответствии с направлениями Президентской инициативы. В каждом разделе было спланировано проведение двух видеоконференций. На первой видеоконференции определялась проблема, выявлялись риски в реализации решений, проводилась оценка ресурсов. На втором сеансе происходил поиск путей решения проблемы, выявлялись дополнительные возможности системы в реализации того или иного направления деятельности.

К проведению сеансов были подключены социальные партнёры лицея. В зависимости от выбранной тематики в студию приглашались представители органов управления

образованием, эксперты, ученые, политики, общественные деятели. Открытые разговоры, дискуссии, обсуждения противоположных точек зрения порождают у участников сеансов ВКС желание улучшить сложившуюся

педагогическую практику, воспользовавшись наработками коллег и соседей [12].

На следующем этапе к работе был подключён Всероссийский образовательный портал «Завуч-инфо». Благодаря новым техническим возможностям, удалось расширить трансляцию, выведя её за пределы оборудованных студий и обеспечив доступ любому учителю с персонального домашнего компьютера. Популярностью стали пользоваться открытые уроки, проводимые педагогами-мастерами. При проведении мастер-класса участникам сеанса удаётся не только увидеть открытое мероприятие, но и услышать самого учителя, его ответы на вопросы, проанализировать удачи и промахи, ознакомиться с мнением приглашённых в студию экспертов.

К деятельности ресурсного центра лицея активно привлекаются учителя соседних образовательных учреждений. Данные учебные заведения на добровольной основе вошли в состав учебного округа. Совместными усилиями сформировали общее расписание внеурочной деятельности. Учащиеся образовательных организаций, независимо от принадлежности к той или иной школе, могут посещать занятия клубов, факультативов, кружков. Им дается возможность работать в соответствующих объединениях, проектных группах любой из школ округа, посещать внеурочные мероприятия. Объединившиеся учебные организации, независимо от своей специализации, разрешают коллегам из других образовательных учреждений пользоваться оборудованием, помещениями и

инфраструктурой своих школ. Практикуется проведение совместных педагогических советов, заседаний методических объединений. Когда учитель имеет возможность сравнить результаты своей работы с результатами других учителей, его саморазвитие становится более осознанным и целенаправленным [13]. «Открытость обуславливает возможность и необходимость образования как нахождения своей сущности, а образовательный процесс должен

соответствовать этой открытости, также быть

открытым, то есть предоставлять максимум возможностей для самореализации человека» [14, с.90].

Любая организация проходит стадии рождения, становления, развития, расцвета и упадка. Для продления расцвета и предотвращения деградации школе необходимы беспрерывные обновления. Поиск этих изменений не должен вестись в одиночку директором школы или близкой к нему командой. Этот процесс должен осуществляться всем школьным коллективом, всеми участниками образовательного процесса [17]. Ввиду коллективного характера самой профессии, такие задачи должны и решаться коллективно. Тогда в школе начинает складываться система, в основе которой лежат принципы управления, основанного на включении непосредственных исполнителей в процессы подготовки, принятия решений, их реализации. В работе коллектива нужно ориентироваться на опережающую линию развития и стремиться к открытости.

Если работа педагогического коллектива ориентирована на формирование в участниках образовательного процесса личной активности, развитие творческого потенциала, навыков взаимодействия, ощущения ответственности за результаты собственного труда, то изменяется профессиональная позиция педагога: от исполнителя - к педагогу, способному к переменам и развитию [15].

Результаты педагогической деятельности многомерны и отсрочены во времени. Важным для школы является умение определить фактический уровень достигнутого и выявить возможную перспективу. Продуктивным является определение соотношения полученных результатов с деятельностью соседних образовательных учреждений.

Основным результатом проведенного исследования явилось не столько формальное повышение квалификации сотрудников образовательной организации, хотя этот показатель за время проведения эксперимента вырос более чем в два раза, сколько самоощущение участников педагогической деятельности. За время исследования, связанного с открытостью школы, вовлечением педагогов в активную самообразовательную деятельность совместно с социальными партнерами на основе использования новых информационных технологий, значительно улучшился психологический климат

учреждения, что подтверждается регулярными опросами службы сопровождения

педагогической деятельности. На первом этапе исседования был проведен опрос испытуемых контрольных и экспериментальных школ. Определены основные критерии эффективности; выявлены показатели; ранжирована их значимость. В построении этапов работы мы отталкивались от логики проведения экспертизы школьной образовательной среды В.А. Ясвина [16]. Используя собственные критерии и показатели акмеологической зрелости коллектива, полученные на основании экспертных оценок, выбрали три ведущих в «весовом» отношении критерия:

гуманитарность, ИКТ-компетентность и открытость, которые в совокупности составили рейтинг акмеологичности (А) школы. Способам их измерения и оценке был посвящен отдельный блок исследования. На стартовом уровне рейтинг контрольных и экспериментальных школ практически не отличался и находился в пределах 25-30% от максимально возможного. В результате проведения пятилетнего

формирующего эксперимента было установлено, что рейтинг проектных школ (4-6 квартал Юго-

Запада Петербурга) вырос до 65-70%. В контрольных учреждениях (остальные школы Юго-Запада) он вырос значительно меньше до 40-45%, что объясняется общим ростом уровня образовательной деятельности школ. В ходе эксперимента вырос и индекс акмеологического развития педагога (I), состоящий из продуктивного психологического и

инструментального модуля с 45% до 75% в проектных и до 55% в контрольных школах.

Подробные данные проведенного исследования размещены в открытом доступе на сайте базового учреждения ГБОУ лицей № 590 Санкт-Петербурга (Режим доступа:

www.likt590.ru). Данные, размещенные на сайте лицея, допускают возможность обратной связи, подлежат коррекции в случае необходимости. Таким образом, можно сделать вывод о неразрывности профессионального роста педагога и построения творческой образовательной среды школы в целом, констатировать, что поставленные цели и задачи проведенного исследования полностью выполнены.

Литература:

1. Ильин Г.Л. История психологии. Учебник. / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2016. - 400 с.

2. Козлова О.В., Красных Т.К. История философии. Вводный курс. / О.В. Козлова, Т.К. Красных. - М.: Флинта, 2013. - 180 с.

3. Основы общей и прикладной акмеологии / Под.ред. Деркача А.А. - М.: РАГС ВА им. Ф.А. Дзержинского, 1994. - 388с.

4. Бакурадзе А.Б. Социально-философский анализ аксиологических оснований управления социальной организацией: монография / А.Б. Бакурадзе - М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. - 336 с.

5. Загривная Т.А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности. / Т.А. Загривная; под общ. Ред. А.Е. Марона. - СПб. ЛОИРО, 2011. - 166 с.

6. Рогозина Т.В. Образование в условиях информационного общества: уч.-мет. пособие / Т.В. Рогозина. - СПб.: ЛОИРО, 2012. - 352 с.

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

8. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. - М.: МГУ, 1984. - С.155-171.

9. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: пособие для руководителей образовательных учреждений и их заместителей / М.М. Поташник. - М.: Пед. общ. России, 2010. - 231 с.

10. Лурье Л.И. Духовное взаимообогащение участников образовательного процесса в

учебнопознавательной деятельности / Л.И. Лурье // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №4. -С.22-24.

11. Донская О.А. Организация исследовательско-проектной деятельности в школе: индивидуально-креативный подход / О.А. Донская -Вел. Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2009. - 108 с.

12. Ковальчук О.В. Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы / О.В. Ковальчук // Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.01. ГОУВПО, НГУ Великий Новгород, 2012. - 430 с.

13. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

14. Педагогика открытости и диалога культур / И.В. Алексашенкова, В.О. Букетов, А.Л. Гавриков, Р.М. Шерайзина и др. // Под ред. М. Н. Певзнера и др.; М-во образования Рос. Федерации, Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов и др.- М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 262.

15. Каменский А.М. Школа XXI века и ее учитель / А.М. Каменский // Народное образование. - 2009. - №7. - С.89-94.

16. Ясвин В.Л. Экспертиза школьной образовательной среды / В.Л. Ясвин. - М.: Сентябрь, 200. - 125 с.

Сведения об авторе:

Каменский Алексей Михайлович (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», e-mail: kamenskyi@mail.ru

Data about the author:

A. Kamenskiy (St. Petersburg, Russia), doctor of pedagogical sciences, assistant professor, Professor of State autonomous educational institution Further vocational education «Leningrad regional institute of education development», e-mail: kamenskyi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.