УДК 378(075.8):316.6
А. А. Жигулин
Акмеологический потенциал педагога в современной образовательной среде
В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы, представления характеристик акме, потенциала, личностнопрофессионального потенциала педагога в современной образовательной среде, раскрывается актуальность и показывается сложность изучения акмеологи-ческого потенциала педагога и дается его общая характеристика.
Analysis of psychological and acmeological literature is presented. General characteristics of acmeological potential of teacher are discussed and the relevance of investigations in this area is revealed.
Ключевые слова: акме, акмеология, потенциал, акмеологический подход, акмеологический потенциал педагога, акме-развитие личности.
Key words: acme, acmeologia, acmeological potential of teacher, acme-personality development.
В условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся становится, во многом, бесполезной. Современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, практико- и жизнен-ноориентированность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Такие требования ведут к изменению содержания понятия «образование». Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества, поэтому одним из основных концептуальных положений подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности мы принимаем рассмотрение образования как процесса, на-
правленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
В отечественном и зарубежном человекознании все большее значение в развитии личности придается изучению и использованию резервных возможностей личности человека применительно к состоянию профессионального и личностного взлета. Акмеология как комплексная и интегративная наука, объектом изучения которой является человек в динамике его самоактуализации, саморазвития и самоопределения в разных жизненных сферах, исследует закономерности, условия и факторы самореализации творческого потенциала человека и пути достижения им образовательных и профессиональных вершин разного уровня (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.), т. е. акмеология не только ищет закономерности проявления максимальных возможностей человека, но и «ставит насущные (для политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий жизни людей, которое давало бы дорогу талантам, не оставляло бы их нереализованными» [3, с. 11-23].
Идея формирования психических образований личности педагога, которые обеспечили бы ему успешное выполнение самых разных видов педагогической деятельности, соответствует духу современной социально-педагогической практики: требуется подготовка творчески мыслящего преподавателя, способного к эффективной рефлексии, к выработке стратегического верного направления в образовательной политике. Обзор научной литературы по проблемам совершенствования профессиональной подготовки педагогов показывает, что они широко и многосторонне разрабатываются в отечественной педагогике и психологии. В научных работах представлены результаты психолого-педагогического анализа профессиональной педагогической деятельности педагога, его личности и педагогического общения, раскрываются основные пути и методы совершенствования педагогического мастерства в системе существующей профессиональной подготовки. Однако, как замечает А. Б. Орлов, в подавляющем большинстве этих работ внимание авторов акцентируется преимущественно на необходимости частичных технологических улучшений и совершенствований сложившихся форм и методов подготовки преподавателей, гораздо меньше внимания уделяется поиску и обоснованию новых подходов в этой работе, вы-
ходящих за пределы традиционных представлений о системе подготовки педагогов как системе передачи некоторой суммы психологопедагогических знаний, умений и навыков. Нельзя не согласиться с утверждением А. Б. Орлова, что без обращения к реальной личности педагога, без обращения его личности к личности студента нельзя решить основные проблемы в области психологии труда, и в конечном счете в области обучения и воспитания в целом [8].
Можно утверждать, что необходимо активно внедрять акмеологический подход в образовательную практику высшей школы. Вслед за Н.Е. Кузнецовой и Н.А. Печказовой мы понимаем «акмеологический подход» как «важное методологическое направление, помогающее разрабатывать модели, проекты и тактику современного образования и формирования человека до уровня его высших достижений, развития его как целостности, как субъекта творческой деятельности, как личности, как индивидуальности» [6, с. 42-47]. Педагогическая акмеология как интегративная наука об образовательном искусстве служит развитию готовности педагога к продуктивному, самостоятельному и творческому решению образовательных и других профессиональных задач, помогает ему выбрать для этого собственный путь и собственные вершины достижений. В этом, по нашему мнению, и заключаются новые цели и ценности профессиональной подготовки современного педагога: создание условий для увеличения вероятности самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
В современной литературе широко обсуждается вопрос о том, какие индивидуально-психологические качества педагога определяют направление и интенсивность его профессиональноличностного саморазвития, уровень его профессиональной компетентности и устойчивости. Активно разрабатываются и апробируются специальные технологии развития интеллектуальных возможностей, эмотивного и праксиологического потенциалов личности. Рассматривается профессионально-творческое становление личности и связанный с ним творческий потенциал педагога - один из факторов его творческого самосовершенствования, хотя в то же время творческое самосовершенствование можно определить как процесс развития творческого потенциала личности. Общей является идея использования резервных возможностей личности педагога для обеспечения его профессионального самоопределения, которое яв-
ляется многоступенчатым процессом конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов профессиональной деятельности, и, в дальнейшем, эффективности этой деятельности.
В качестве основ подготовки современного педагога к педагогической деятельности и профессиональному самосовершенствованию называются различные психологические механизмы и индивидуальные характеристики. Большое внимание уделяется развитию мотивации достижения, так как соответствие мотивов деятельности ее целям благоприятствует развитию личности. Установлена взаимосвязь между удовлетворенностью профессиональной деятельностью педагога и уровнем его профессионального саморазвития.
Обоснование понятия «акмеологический потенциал педагога» конкретизировалось, в первую очередь, в рамках основных категорий акмеологической науки - «акме», «потенциал», «личностнопрофессиональный потенциал» и др. Акме - это высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, происходит максимальное развитие способностей и дарований. Это результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных факторов - источников, движущих сил таких неординарных достижений человека. Акме, как высший уровень развития человека и наделенный такими признаками как: прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость следующему витку развития), указывает на многогранность и калибр потенциала такой личности [2].
В структуре личности педагога потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних возобновляемых ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности педагога в образовательной среде, а также влияющих на достижение личностью социально-значимых результатов своей деятельности.
По мнению Е.Н. Богданова, потенциал представляет собой совокупность средств, скрытых возможностей, могущих проявиться при определенных условиях. Согласно В.Н. Маркову, потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов. В настоящем исследовании особо учиты-
валась точка зрения В.Н. Маркова, который, рассматривая потенциал как психологический феномен, интегрально описывает феномены мотивов и способностей. Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала. Исходя из описанных в акмеологии ипостасях акме-индивидном, личностном, субъектном, профессиональном, гражданском, следует подразумевать взаимосвязь морфологических, физиологических, психологических характеристик человека, а также влияние социальных, культурных и др. условий, порождающих и обеспечивающих их развитие. Поиск таких характеристик и их сочетаний на психологическом уровне может быть начат со способностей и мотивации, интеграция которых может раскрыть суть потенциала личности. То есть акмеологические составляющие потенциала личности могут быть обнаружены, прежде всего, в характеристиках его способностей и мотивов [7].
Акмеологический потенциал в самом общем виде может быть раскрыт как личностное образование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в этом процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям. Если рассматривать личность с точки зрения ее основных подструктур, как потенциалов, то возможно выделение таких потенциалов, как: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный. Кроме того, правомерно говорить об энергетическом потенциале личности, как об уровне энергичности, напористости, устойчивости к внешним влияниям, способности отстаивать свою точку зрения, независимости в суждениях и др. Важно добавить, что обладатели энергетического потенциала - это люди с харизмой и другими качествами, которые мы не можем увидеть, понять, сравнить и оценить, а можем только почувствовать. Можно сказать, что акмеологичность человека и его потенциала раскрывается не только в ее характере, темпераменте, физических качествах и т. п., а в том, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее потребности, как она их удовлетворяет и каковы в целом ее реальные достижения. Очевидно, что наличие акмеологического потенциала в виде мотивации, способностей, возможностей, свойств, качеств личности на пике опти-
мума сформированности, является необходимым условием для наиболее полноценного самоосуществления личности в жизнедеятельности. Общее представление о сути акмеологического потенциала личности формировалось с учетом имеющихся точек зрения ученых на акме-мотивацию, акме-способности личности. Акме-мотивация - это совокупность всех видов побуждений и условий (мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов, привычек, подражания и т. д.), которые детерминируют, активизируют, направляют и регулируют акме-ориентированное саморазвитие человека как специальную духовную деятельность. Согласно ученым, содержание акме-мотивации составляет: мотивация относительной автономности и независимости человека в ходе индивидуального развития; мотивация достижения, сопряженная с высокой готовностью к риску; мотивация самоосуществления; мотивация творчества [4].
Включенность человека в акме-ориентированный процесс развития предполагает наличие у него акме-способностей, а также стимулирует в нем новые акме-способности: жизнеспособность (витальность), лабильность способов решения жизненных ситуаций и переключаемость, способность строить и реализовывать индивидуальную стратегию своего развития (акмеограмму), опираться на «восходящее сравнение» (по Л.И. Анцыферовой), т. е. усложнять задачи предстоящего развития по сравнению с задачами настоящего этапа; конструктивный выход из кризисов и конфликтов, когда все препятствия на жизненном пути рассматриваются как незначительные помехи и становятся менее важны, чем достижение уровней акме и осознание значимости своего вклада в общественный прогресс [5, с. 157-165].
Очевидно, что данные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, обеспечивая достижение человеком акме. Однако, это интересно не само по себе, а в контексте понимания их предпосылок (психологических), источников таких достижений; уточнения того, как от них зависит калибр акме, его продолжительность, а также как они могут быть сопряжены с различными воздействиями извне и ролью самого человека при этом. Принимая во внимание имеющиеся примеры псевдо-акме, антисоциального акме, считаем важным сконцентрировать научный поиск, прежде всего, на созидательных ресурсах личности, реализация которых позволит человеку
внести вклад в настоящие ценности жизни и культуры. Интересной представляется одна их характеристик в Модели выдающейся личности, описанная Е.Б. Старовойтенко. К основным потенциалам такой личности автор относит: мышление, проблематизирующее мир; творчество, дающее миру смыслы будущего; рефлексию, создающую суверенное «я» и приводящую внутренний мир в соответствие с социальными и трансцендентными перспективами; диалогизм психической жизни [9].
В понятие «акме» также включаются такие характеристики, как активная личностная позиция, самокритичность, умение творчески использовать опыт, смысл жизни, акмеологическая грамотность и культура педагога, ценностные ориентации, стремление к саморазвитию, уровень субъективного контроля, способности к самообразованию и профессиональному росту и т. д.
Мы полагаем, что все характеристики личности могут быть объединены в понятие «акмеологический потенциал педагога», который представляет собой интегративное образование, включающее в себя мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Вслед за Н.Е. Кузнецовой и Н.А. Печказовой мы используем такие термины, как «акмеологическая направленность личности», «акмео-логическая грамотность педагога» и предлагаем термин «акмеоло-гические умения» взамен понятия «акмеологическая культура», который используется данными исследователями, так как определение «культура» намного шире и объемнее понятий «грамотность» и «направленность» и, на наш взгляд, не составляет с ними одного ряда. Эти термины в несколько дополненном содержании представляют собой блоки понятия «акмеологический потенциал педагога».
Под акмеологической направленностью педагога (ценностномотивационный блок) мы понимаем такое качество его личности, в основе которого лежит совокупность мотивов и ценностей, определяющих творческий характер педагогической деятельности, стремление к достижению вершин своего профессионального мастерства, повышению квалификации и обогащению опыта творческой деятельности, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, активная жизненная позиция и положительное отношение к своей работе.
Под акмеологической грамотностью педагога (когнитивный блок) мы понимаем интегративную систему знаний основ по педагогике, психологии, акмеологии и методике, ориентацию на участие в создании и реализации концептуальных основ образования, осведомлен-
60
ность о комплексных диагностиках личностных качеств учителя, его когнитивных и креативных способностей и познавательных ценностей, осознание таких понятий, как «акме», «смысл жизни человека», «самоактуализация» и др., инициативу и любознательность.
Под акмеологическими умениями педагога (операциональный блок) мы понимаем умения и навыки функционального и творческого применения системы своих знаний на практике, выбора программы личностного развития и средств ее достижения, рефлексии, самоанализа и коррекции своей деятельности на основе его результатов, способности к творчеству и сотворчеству.
Л.В. Антропова обращает особое внимание на то, что «сложность изучения акме-развития личности педагога заключается в его процессуальном характере, имеющем различные характеристики на разных этапах формирования готовности» [1, с. 213-222], поэтому возникает необходимость выделить в каждом составном блоке изучаемого понятия три уровня достижения определенных качеств: высокий, средний и низкий. Высокий уровень можно охарактеризовать как активно-созидательный тип, основанный на высокой выраженности стремления к успеху, владении и активном применении необходимой системы знаний, рефлексии и самокоррекции. Относительно студентов университета, которым присущ данный тип, говорят, что они могут и хотят расти как профессионалы. Средний уровень является допустимым, но недостаточным; это неустойчивый (ситуативный) тип - хочет, но не может расти, так как не обладает достаточной системой знаний, способностей и умений, являющихся основой профессионального самоопределения, а на выработку этих умений затрачивается много сил и времени. Низкий уровень соответствует пассивному типу - не хочет и не может расти, так как стремится не к успеху, но к избеганию неудач, не обладает умениями полифункционального, целесообразного и творческого применения своих знаний на практике и развития своего творческого и духовного потенциала.
Таким образом, понятие «акмеологический потенциал педагога» состоит из трех компонентов, отвечающим трем подструктурам личности (мотивация, знания и способности), и объединяет в себе такие психические образования и характеристики человека, которые помогают ему самореализоваться в профессиональном и жизненном плане.
Список литературы
1. Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы / Л.В. Антропова // Школьные технологии. - 2003. -№ 6. - С. 213-222.
2. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 287 с.
3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни./ А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин // Мир психологии. - 1999. -№2. - С. 11-23.
4. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.
5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - С. 157-165.
6. Кузнецова Н.Е. Акмеологическая школа - новое качество высшего образования / Н.Е. Кузнецова // Наука и школа. - 2003. - №3. - С. 42-47.
7. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / В. Н. Марков. - М.: РАГС, 2001. - 162 с.
8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
9. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности: моногр. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 310 с.