Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе'

Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова С. А.

В статье рассматриваются условия и способы формирования компетенции командной работы в контексте преподавания иностранного языка в вузе. Анализируются особенности компетентностного подхода как методологической основы современного высшего образования. Уделяется внимание вопросам формирования наиболее востребованных надпрофессиональных компетенций, к которым автор относит навыки командной работы. Отмечается особая важность наличия высокого уровня сформированности данных компетенций для дальнейшего профессионального успеха выпускника высшей школы. Определены основные противоречия, препятствующие их эффективному формированию. Представлены результаты анкетирования студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ, позволяющие определить исходный уровень сформированности компетенции командной работы. На основании полученных результатов делается вывод о необходимости создания педагогических условий для дальнейшего формирования данного гибкого навыка. Особое внимание уделяется вопросам использования интерактивной модели обучения, а именно технологий «Мозговой штурм» и групповой пазл, как эффективного дидактического приёма, направленного на формирование и развитие навыков командной работы в контексте преподавания иностранного языка в вузе. Даются практические рекомендации по организации учебной работы с применением данных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

С. А. Шилова

Шилова Светлана Алексеевна, кандидат философских наук, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

В статье рассматриваются условия и способы формирования компетенции командной работы в контексте преподавания иностранного языка в вузе. Анализируются особенности ком-петентностного подхода как методологической основы современного высшего образования. Уделяется внимание вопросам формирования наиболее востребованных надпрофессиональ-ных компетенций, к которым автор относит навыки командной работы. Отмечается особая важность наличия высокого уровня сформированности данных компетенций для дальнейшего профессионального успеха выпускника высшей школы. Определены основные противоречия, препятствующие их эффективному формированию. Представлены результаты анкетирования студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ, позволяющие определить исходный уровень сфор-мированности компетенции командной работы. На основании полученных результатов делается вывод о необходимости создания педагогических условий для дальнейшего формирования данного гибкого навыка. Особое внимание уделяется вопросам использования интерактивной модели обучения, а именно технологий «Мозговой штурм» и групповой пазл, как эффективного дидактического приёма, направленного на формирование и развитие навыков командной работы в контексте преподавания иностранного языка в вузе. Даются практические рекомендации по организации учебной работы с применением данных технологий. Ключевые слова: интерактивные технологии обучения, компетенция командной работы, гибкие навыки, компетентностный подход.

Э01: 10.18500/1819-7671 -2018-18-1 -106-110

Современный виток развития высшего профессионального образования характеризуется модернизацией всех его составляющих. Во многом наблюдаемые изменения являются отражением социально-экономических процессов, протекающих как в России, так и во всём мире. Новый социальный заказ общества, присоединение России к Болонской конвенции и, как следствие, повышение академической мобильности современных студентов, изменения на мировом рынке труда обусловили необходимость реформирования системы высшего профессионального образования. Дискуссии о проблемах и путях модернизации российского образования довольно часто сопряжены с обсуждением вопросов теории и практической реализации ком -

петентностного подхода, так как согласно ФГОС ВПО третьего поколения именно такой подход является методологической основой содержания современного высшего образования.

Данный подход ориентирован не только на передачу знаний обучающимся, но и на формирование у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности, а также умение эффективно взаимодействовать в сложном поликультурном меняющемся мире, т. е. на формирование широкого круга профессиональных и общекультурных компетенций[1]. Таким образом, цели обучения формулируются через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Обращаясь к истории развития компетент-ностного подхода, следует отметить, что его идея зародилась в начале 1980-х гг. и сводилась исключительно к понятиям профессиональной компетентности и профессиональных компетенций личности как цели и результате образования [2, с. 68]. Компетентность, в самом широком смысле, в то время понималась как «углублённое знание предмета или освоенное умение» [3]. Лишь в конце прошлого века с расширением объёма и содержания понятия в педагогических дискуссиях начали затрагиваться вопросы компетентност-ного подхода в образовании. В различное время исследованиями в данной области занимались такие учёные, как И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.

Как и в конце прошлого столетия, в настоящее время теоретические и практические исследования различных аспектов компетентностного подхода неразрывно связаны с определением понятий «компетенция» и «компетентность». Вопросам становления и наполнения данных понятий в педагогике были посвящены работы таких исследователей, как В. А. Адольф, Е. И. Балакирева, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер,

B. В. Игнатова, А. К. Маркова, Л. М. Митина,

C. И. Осипова, В. А. Сластенин, А. Л. Тряпицина, А. В. Хуторской и др.

© ШШилова С. А., 2018

С А. Шилова. Использование интерактивных технологий для формирования компетенции

Согласно А. В. Хуторскому, компетентность представляет собой владение человеком соответствующими компетенциями, тогда как компетенция определяется как деятельностная характеристика, определяющая способность и готовность работника к реализации приобретённых знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности [4]. Исходя из данного понимания компетенций, можно сделать вывод, что их формирование должно реализовы-ваться в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям профессиональной области деятельности. Е. И. Балакирева, говоря об интегрированной природе компетенций, определяет в качестве необходимого условия их развития целенаправленную активную деятельность, относящуюся к реальной профессиональной среде [5, с. 156]. Таким образом, преподавателю современной высшей школы необходимо иметь четкое представление о составляющих будущей профессиональной деятельности их студентов и о тех навыках, которые позволили бы им добиться успеха в выбранной карьере.

Все чаще в дискуссиях о наиболее востребованных на современном рынке труда компетенциях рассматривается вопрос об исключительной важности формирования надпрофессиональных навыков, называемых гибкими, или «мягкими» навыками (soft skills). Согласно данным ряда исследований, проведённым Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским научно-исследовательским институтом, именно от высокого уровня сформированности гибких навыков зависит успех выпускников в профессиональной сфере [6, 7]. В 2015 г. Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчёт о результатах трёхлетнего исследования «Навыки для развития общества. Сила эмоциональных и социальных навыков» (Skills for social progress. The power of social and emotional skills), в котором также подчёркивается исключительная важность эмоциональных и коммуникативных качеств студента для его дальнейшего жизненного успеха [8]. Именно эти качества, как отмечается в отчёте, имеют приоритет по отношению к академической успеваемости.

Изменения в сфере экономики и информационных технологий повлекли за собой существенное перераспределение приоритетных для работодателей навыков. Особую ценность в данный момент представляют не только и не столько профессиональные компетенции, сколько дополнительные знания и умения, среди которых особо востребованными являются навыки командной работы. Несмотря на общепризнанную важность и значимость формирования данных навыков,

существуют противоречия, препятствующие их эффективному формированию: необходимость наличия высокого уровня сформированности навыков командной работы для достижения успеха в профессиональной деятельности и отсутствие возможности развития данного навыка в ходе обучения, связанное с доминированием фронтальных форм работы, составляющих основу пассивно-репродуктивной модели обучения; высокий уровень развития социальных навыков у современного поколения студентов, проявляемый ими в условиях виртуального общения (в социальных сетях и форумах), и сложности, которые вызывает у них «живое» межличностное общение.

Поиск путей преодоления указанных противоречий является одной из основных задач педагога высшей школы. Рассмотрение условий и особенностей формирования навыков командной работы приобретает особую актуальность и важность в контексте преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, так как целью освоения дисциплины «Иностранный язык» выступает формирование таких компетенций, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (Общекультурные компетенции-5); способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (Общекультурные компетенции-6). Таким образом, навык работы в команде становится одним из ключевых, которые должны формироваться и совершенствоваться в ходе обучения иностранному языку студентов высшей школы.

Для эффективного планирования работы по формированию навыков командной работы преподавателям желательно иметь представление об изначальном уровне сформированности данного навыка у студентов. С целью его определения преподавателями кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Саратовского государственного университета было проведено анкетирование студентов первого курса факультета компьютерных наук и информационных технологий. В качестве диагностического материала использовались следующие анкеты:

для выявления у студентов понимания и признания значимости работы в команде в учебной и профессиональной деятельности использовалась анкета «Оценка отношений подростка с классом» [9]. Данная методика позволила выявить три возможных типа восприятия индивидом группы, при этом показателем типа восприятия является роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего;

в целях установления у студентов уровня сформированности способности к диалоговому общению использовался тест «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» [10]. Данная методика содержит 40 вопросов; уровни способности к диалоговому общению (низкий, средний и высокий) определяются в зависимости от набранных баллов;

для определения общеизвестных стилей взаимодействия и руководства и для определения уровня активности - пассивности в межличностном взаимодействии использовалась «Методика определения стиля межличностного взаимодействия» С. В. Максимова, Ю. А. Лабейко [10].

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных студентов осознают значимость партнёрского взаимодействия и диалогового общения (90%). Однако около 70% студентов не проявляют активного и устойчивого стремления к общению и иногда испытывают трудности в установлении контактов с людьми, редко проявляют инициативу. Они редко вмешиваются в действия других людей и проявляют активность в групповой деятельности.

Более половины опрошенных студентов (54%) не проявляют потребности в коллективных формах работы: они не воспринимают группу как самостоятельную ценность, предпочитают индивидуальную работу и ограничение контактов. Некоторыми студентами группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности», отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации, что свидетельствует о недостаточной сформированности мотивации работы в команде. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости создания педагогических условий, способствующих формированию компетентности командной работы.

Таким образом, педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы у каждого обучающегося был шанс получить личностный опыт работы в команде. Перспективным в этом контексте является использование интерактивной модели обучения, отвечающей за коммуникативный компонент в структуре компетенций. Примерами интерактивных форм работы является применение микрогрупповых форм организации учебной деятельности и технологий совместного обучения (например, «Мозгового штурма» и технологии jigsaw или группового пазла).

Микрогрупповые формы работы обладают большим потенциалом в контексте преподавания иностранного языка и в значительной

степени способствуют решению чисто методических задач, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, и позволяют успешно развивать такие основные гибкие навыки, как навыки командной работы и коммуникации.

Одним из примеров эффективного применения технологии «Мозговой штурм» в рамках микрогрупповой формы организации учебной деятельности является работа над написанием эссе. В большинстве случаев развитие навыков письменной речи предполагает выполнение значительного количества заданий в рамках самостоятельной работы, что, в свою очередь, ставит перед преподавателем задачу тщательно организовать эту деятельность студентов, так как именно она становится залогом успешности процесса формирования языковой компетенции.

Обучаясь в высшем учебном заведении, начиная от первичной его ступени - бакалавриата -и заканчивая аспирантурой, студентам приходится создавать тексты различной жанровой направленности. Пожалуй, одним из самых часто встречаемых видов письменных работ, являющимся также и обязательной частью многих международных экзаменов по английскому языку, является эссе.

Написание академического эссе включает в себя несколько этапов. Технологию «Мозговой штурм» целесообразно применять на этапе генерации основных аргументов, когда студенты совместными усилиями разрабатывают определенную тему. Обучающиеся спонтанно и свободно высказывают идеи и мнения, затрагивают различные аспекты и темы и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, фраз и коротких предложений: таким образом стимулируется речемыслитель-ная деятельность учащихся, актуализируется их речевой опыт.

Достоинства «Мозгового штурма» особенно проявляются при групповой работе, так как, будучи упражнением открытого типа, он дает возможность студентам с разным уровнем владения языком вносить свой вклад в разработку идей, совместными усилиями расширять общее информационное поле, активизировать словарный запас. Более того, именно в ходе выполнения заданий такого типа студенты имеют возможность получить ценный личностный опыт формирования навыка командной работы.

Принимая во внимание значительную нехватку аудиторного времени и готовность современных студентов использовать информационные технологии в процессе обучения, представляется целесообразным перенести основную часть рабо-

С. А. Шилова. Использование интерактивных технологий для формирования компетенции

ты в цифровое пространство Интернета. Для этой цели возможно использовать такие приложения, как Viber, VK, WhatsApp и Telegram. Каждая из групп, которые сформировал преподаватель на занятии, начинает свой диалог в приложении, где они средствами размещения сообщений генерируют и организуют идеи. Преподавателю предоставляется доступ к каждому диалогу, что позволяет ему направлять дискуссию и привлекать более «молчаливых» студентов к активному участию. Через определенный преподавателем срок группы предоставляют друг другу доступ к своим диалогам-обсуждениям. Так же в рамках групповой работы студенты обсуждают различные варианты плана изложения своих идей.

Следующий этап работы заключается в написании студентами первоначального варианта своего эссе. С целью формирования навыков критического мышления и анализа собственных достижений студентам предлагается обменяться своими работами и предложить конструктивные изменения, которые могли бы помочь устранить недочеты и улучшить окончательный вариант эссе.

Таким образом, использование технологии «Мозговой штурм» на различных этапах работы над написанием эссе позволяет превратить задание, которое в традиционной системе обучения носит исключительно индивидуальный характер, в эффективный инструмент формирования таких гибких навыков, как командная работа, критическое мышление и навыки коммуникации.

Другим примером эффективного применения интерактивной модели обучения в условиях преподавания иностранного языка является использование технологии групповой пазл (jigsaw). Этот дидактический приём был разработан в 1971 г. американским психологом Э. Арон-соном. Данная форма организации учебной деятельности коррелируется с идеей коллективного способа обучения, которая разрабатывалась в отечественной педагогике начиная с конца 1980-х гг.

Согласно В. К. Дьяченко, ведущему теоретику этого способа обучения, коллективный способ обучения в значительной степени способствует преодолению основных противоречий традиционной системы образования, заключающихся в несоответствии индивидуального характера преподавания и коллективной сущности воспитания, а также структур и сущности общения, используемых в общественной и личной жизни, и их применением на учебных занятиях в школе, в вузе и других учебных заведениях [11].

Технологии совместного обучения позволяют студентам, находясь в ситуации позитивной зави-

симости друг от друга, учиться ответственности и развивать навыки командной работы. В рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» технология jigsaw, как правило, применяется для парной работы. Например, студентам предлагается ознакомиться с разными частями текста и совместно справиться с заданием, для успешного выполнения которого необходимо владеть всем объёмом информации. Таким образом, само задание подталкивает студентов к продуктивному взаимодействию и взаимообучению. Технологию jigsaw целесообразно применять и при работе над такими навыками чтения, как scanning (чтение с выборочным извлечением информации) и skimming (понимание основного содержания с извлечением основной информации), а также в ходе ознакомления с новыми лексико-граммати-ческими явлениями и в процессе закрепления уже пройденного материала.

Использование таких интерактивных технологий, как микрогрупповая работа и технологии совместного обучения обладает значительным потенциалом для решения одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед преподавателем современной высшей школы. Данные дидактические приёмы позволяют эффективно формировать навыки командной работы, являющиеся в данный момент одними из наиболее востребованных надпрофессиональных навыков.

Список литературы

1. Балакирева Е. И. Образовательные технологии в вузе : опыт национального исследовательского Саратовского государственного университета / под ред. Е. Г. Елиной. Саратов, 2012. 172 с.

2. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 11 (126). С. 68-71.

3. Игумнов О. А. Формирование традиции компетент-ностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании : междунар. науч. интернет-конф. (20-30 мая 2009, Старый Оскол). Старый Оскол, 2009. С. 36-41.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос : интернет-журн. URL: http://www.eidos.ru/youmal/2006/0505.htm (дата обращения: 29.08.2017).

5. Балакирева Е. И., Малышева А. В., Коновалова Е. Ю. Профессиональная компетентность : сущностные характеристики и условия развития // Балт. гуманит. журн. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 154-158.

6. Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1-9.

7. Watts M., Watts R. K. Developing Soft Skills in Students. 2008. URL: http://108.cgpublisher.com/proposals/64/ index_html (дата обращения: 29.08.2017).

8. Skills for Social Progress : The Power of Social and Emotional Skills, OECD Skills Studies. Paris, 2015. 142 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 29.08.2017).

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психо-

лога : учеб. пособие : в 2 кн . 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 384 с.

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

11. Дьяченко В. К. Дидактика : в 2 т. М., 2006. Т. 1. 400 с.

Образец для цитирования:

Шилова С. А. Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 106-110. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-106-110.

Using Interactive Methods of Learning

for Developing Teamwork Competency in the Context

of Teaching Foreign Languages at University

S. A. Shilova

Svetlana A. Shilova, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]

The article considers conditions and ways of development of teamwork skills in the context of foreign language teaching at university. Aspects of competency-based approach functioning as the methodological basis of the modern system of higher education are analysed. Special attention is paid to the issues of the development of teamwork skills, which the author defines as the most neededsoft skills.The article points out that high level of these competencies is necessary for the university graduate to achieve success in their professional field. The main contradictions impeding effective development of these skills are defined. The article presents the results of the survey aimed at defining the entry level of teamwork competency of first-year students of computer science and information technology faculty of Saratov State University.On the basis of these results it is concluded that interactive methods of learning such as brainstorming and jigsaw technique have proven to be effective teaching toolsaimed at developing teamwork skills within the framework of teaching foreign languages at university. Recommendations on the ways of practical implementation of these techniquesfor organising classroom activity are made. Key words: interactive methods of learning, teamwork competency, soft skills, competency-based approach.

References

1. Balakireva E. I. Obrazovatelnye tekhnologii v vuze: opyt natsionalnogo issledovatelskogo Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta [Educational technologies at university: based on the experience of Saratov State University], Saratov, 2012. 172 p. (in Russian).

2. Konyakhina I. V. Kompetentnostny podhod v vysshem professionalnom obrazovanii (teoreticheskiy aspekt) [Competence approach in higher professional education {theoretical-methodological aspects}]. Vestn. Tom.gos. ped. un-ta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 11 (126), pp. 68-71 (in Russian).

3. Igumnov O. A. Formirovanie traditsiy kompetentnost-nogo podkhoda v professionalnom obrazovanii [Development of the tradition of competency-based approach in professional education]. In: Innovatsii i traditsii v sovremennom obrazovanii: mezhdunar. nauch. internet-konf. [Innovations and traditions in modern education: international scientific Internet-conference]. Staryy Oskol, 2009, pp. 36-41 (in Russian).

4. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya kly-uchevykh i predmetnykh kompetentsiy (Technology of designing core and subject competencies). Eydos: internet-zhurn. (Eydos: e-journal). Available at: http:// www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (accessed 29 August 2017) (in Russian).

5. Balakireva E. I., Malysheva A. V., Konovalova E. Yu. Professionalnaya kompetentnost: sushchnostnye kha-rakteristiki i usloviya razvitiya [Professional competence: essential characteristics and conditions of development]. Balt. gum. zhurn. [Baltic Humanitarian Journal], 2016, vol. 5. no. 4 (17), pp. 154-158 (in Russian).

6. Klaus P. Communication breakdown. California Job Journal, 2010, no. 28, pp. 1-9.

7. Watts M., Watts R. K. Developing Soft Skills in students. 2008. Available at: http://108.cgpublisher.com/propos-als/64/index_html (accessed 29 August 2017).

8. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills, OECD Skills Studies. Paris, 2015. 142 p. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (accessed 29 August 2017).

9. Rogov E. I. Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa: v 2 kn. 2-e izd., pererab. i dop. [School psychologist's Bible: in two books. 2nd ed., revised and enlarged]. Moscow, 1999. Book 1. 384 p. (in Russian).

10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow, 2002. 490 p. (in Russian).

11. Dyachenko V. K. Didaktika: v 2 t. [Didactics: in 2 vol.]. Moscow, 2006. Vol. 1. 400 p. (in Russian).

Cite this article as:

Shilova S. A. Using Interactive Methods of Learning for Developing Teamwork Competency in the Context of Teaching Foreign Languages at University. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 106-110. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.