Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
981
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна, Фоменко Евгений Андреевич

Анализируются события, связанные с пандемией коронавируса, повлекшей за собой трансформацию подходов в области патриотического воспитания российской молодежи, относящейся к поколению Z. Показано, каким образом удалось эффективно преобразовать проводимые офлайн патриотические акции в онлайн-формат в 2020 г. и какое значение это может иметь для конструирования последующей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна, Фоменко Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN SOLVING THE TASKS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF THE RUSSIAN YOUTH

The article deals with the analysis of the events associated with the coronavirus pandemic causing the transformation of the approaches in the field of the patriotic education of the Russian youth relating to the generation Z. There are demonstrated the ways of the efficient transformation of the offline patriotic protests into the online in 2020 and the significance for the designing of the further work.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

известия вгпу

7. Deri M. Skorost' ubeganiya: Kiberkul'tura na rubezhe vekov. Ekaterinburg; M., 2008.

8. Zhukova O.A. Kul'turnaya identichnost', kul'-turnoe nasledie i kul'turnaya politika Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 2. S. 25-30.

9. Iglton T., Skruton R. Kul'turnye vojny // Ne-prikosnovennyj zapas. 2019. № 125. S. 10-34.

10. Ioseliani A.D. Global'noe cifrovoe obshchest-vo i social'naya adaptaciya k onlajn-povsednevnosti // Vek globalizacii. 2020. № 2. S. 68-71.

11. Kir'yakova A.V. Aksiologiya obrazovaniya. prikladnye issledovaniya v pedagogike: monogr. M., 2010.

12. Kir'yakova A.V., Moroz V.V. Aksiologiya kreativnosti: monogr. Orenburg, 2019.

13. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T.A., Belonov-skaya I.D. Aksiologiya obrazovaniya. Prikladnye is-sledovaniya v pedagogike: monogr. M., 2010.

14. Kostina A.V. Global'noe informacionnoe ob-shchestvo: protivorechiya razvitiya kul'tury [Elek-tronnyj resurs] // Kul'turologicheskij zhurnal. 2010. № 2. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/7.html&j_ id=3 (data obrashcheniya: 26.11.2020).

15. Kutyrev V.A. O vzaimodejstvii sveta i t'my v tekhnonauchnoj real'nosti // Filos. zhurn. 2019. T. 12. № 4. S. 85-99.

16. Nejsbit D. Vysokaya tekhnologiya, glubo-kaya gumannost': Tekhnologii i nashi poiski smysla. M., 2005.

17. Nejsbit D. Megatrendy. M., 2003.

18. Pahter M., Lendri Ch. Kul'tura na pereput'e. Kul'tura i kul'turnye instituty v XXI veke. M., 2003.

19. Robinson K. Obrazovanie protiv talanta. M., 2012.

20. Savchuk V.V. Cifrovoj povorot - novaya konfiguraciya real'nosti // Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Etapy i formy stanovleniya mediaracional'nosti», 2324 noyab. 2018 g. SPb., 2018.

21. Smirnov I.P. Oglyadyvayas' na epohu // Ne-prikosnovennyj zapas. 2020. № 131. S. 231-260.

22. Sokolov A.V. Tri lika informacionnogo ob-shchestva [Elektronnyj resurs] // Kul'turologicheskij zhurnal. 2011. № 2(4). URL: http://cr-journal.ru/ rus/journals/55.html&j_id=6 (data obrashcheniya: 26.11.2020).

23. Sokolova N.L. Cifrovaya kul'tura ili kul'tura v cifrovuyu epohu? // Mezhdunarodnyj zhurnal is-sledovanij kul'tury. 2012. № 3. S. 6-10.

24. Urmina I.A. Semanticheskij analiz paramet-rov social'nogo vzaimodejstviya // Observatoriya kul'tury. 2010. № 1. S. 17-21.

25. Uebster F. Teorii informacionnogo obshchest-va / per. s angl. M.V. Arapova, N.V. Malyhinoj. M., 2004.

26. Yuzhaninova E.R. Aksiosfera interneta i lich-nost': monogr. M., 2013.

Subject development of future teachers in the digital culture

The article deals with the analysis of the issues of the subject development of future teachers in the digital culture. There are presented the contradictory views on the subject interaction in the university culture conditioned by the digital context of the perception of the sociocultural reality. The authors show the need for the development of the digital segment of education as the basis the activation of the educational and academic activities of the student taking into account the level of his subject position.

Key words: digitalization, subject development, digital culture, digital environment, subjective interaction.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2021)

C.B. КУЛИКОВА, Е.А. ФОМЕНКО (Волгоград)

потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи

Анализируются события, связанные с пандемией коронавируса, повлекшей за собой трансформацию подходов в области патриотического воспитания российской молодежи, относящейся к поколению Z. Показано, каким образом удалось эффективно преобразовать проводимые офлайн патриотические акции в онлайн-формат в 2020 г. и какое значение это может иметь для конструирования последующей работы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, поколение Z, цифровые технологии, пандемия.

Стремительное развитие технологий создало новые вызовы для всего общества в контексте взаимодействия с молодежью и организации воспитания. Если десятилетие назад использование цифровых технологий было желательным, то сегодня это стало неотъемлемым условием педагогической деятельности. Государство, бизнес и НКО взаимодейству-

О Куликова C.B., Фоменко Е.А., 2021

ют по вопросам создания образовательных интернет-платформ для всех желающих, определив возникновение новой реальности - цифровой. Эта эволюция, демонстрирующая столкновение образовательных парадигм и методов, существовавших ранее и вновь появившихся, напоминает известную «ловушку Фу-кидида» (неизбежное возникновение структурного стресса при ситуации, когда быстро крепнущая держава начинает непроизвольное соперничество с господствующей державой). Однако сегодня мы должны начать отход от сложившихся стереотипов, тормозящих перманентное движение образования, начать рассмотрение образовательных парадигм в синтезе лучшего и осуществлять постепенное восхождение к его целостности на уровне практики, а не формулировок, расширить социальный опыт человечества в области воспитания.

Социальный опыт человечества попадает под категорию «традиции», которая опирается на авторитет и социальную значимость «образцов духовного, культурного и пр. наследия прошлого как продуктивной основы личностного и профессионального становления человека» [12], провозглашая фундаментом нравственности внутреннюю меру «общего и личного блага». При этом «традиция» определяется нами 0 сскак «не просто сохранение, а передача, переложение. Она предполагает, что ничто не остается неизменным, законсервированным, а господствует стремление понять и выразить старое по-новому» (цит. по: [Там же]), что сообразно с понятием «консерватизм», о сущности которого высказался выдающийся российский философ Н.А. Бердяев: «смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме» [3, с. 130]. Без воспитания патриотизма, опирающегося на традиции, без предыдущего социального опыта не может быть уверенного и целенаправленного движения не только отдельных государств и народов, но и всей цивилизации в целом. В современных официальных документах РФ категория «патриотизм» определяется как «любовь к родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» (цит. по: [11]).

кие науки -

СОУГО-19 и связанные с ним ограничения, глобализация и информатизация общества, широкое распространение компьютеров и мобильных электронных устройств, практически повсеместное распространение Интернета требуют создания новых условий для актуализации традиций, воспитания разносторонне развитой и патриотически настроенной личности, способной к быстроменяющимся реалиям времени, к активной социальной мобильности, нравственной и ответственной перед будущими поколениями. В этом вопросе следует учитывать существование «разрыва поколений», своеобразного конфликта «отцов и детей», который обнаруживается в разной иерархии ценностей у молодежи и людей старшего поколения. Заметим, что поколение понимается нами как «совокупность всех родившихся во временной промежуток, соответствующий конкретной фазе исторического цикла и охватывающий период продолжительностью приблизительно в 20 лет» [30, с. 47]. Исторический цикл, который длится с 1943 г. по настоящее время, включает в себя последовательную смену четырех поколений: беби-бумеров, X, Y и Ъ [4]. В настоящем исследовании мы рассматриваем поколение Ъ - современную российскую молодежь, родившуюся после 1995 г. и отличающуюся от предыдущих поколений неразрывной связью с цифровыми устройствами и сетью Интернет, которые стали особой формой конструирования их жизненного трека во всех областях социокультурной действительности.

Каждое новое поколение является не только преемником уже существующих культуры и традиций, но и творцом новых, что акцентирует на молодежи значительное внимание всего общества. Восприняв традиции своего народа в патриотическом контексте, эти молодые люди станут «мостом» для следующих поколений своего народа и государства, сформировав их жизнеспособность. значимость патриотизма как любви к своей Родине для существования страны непреложна. Начиная с 2000 г. на государственном уровне России произошел отход от позиции в стиле высказываний министра иностранных дел РФ

A.В. Козырева о том, что «у России нет национальных интересов» [9]. Сегодня политика нашего государства, в том числе и образовательная, стремится к отражению слов, сказанных

B.В. Путиным во время заседания российского оргкомитета «Победа»: «Уверен, что патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но,

прежде всего, органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, ответственность за ее будущее. И главное, верят в нее» [20]. В свою очередь, глава Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии XVIII Всемирного русского народного собора, сказал: «Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века XX, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России» [24].

Важно при этом отметить, что патриотизм не может быть только русским. Патриотизм в нашем государстве, претендуя на превалирующую роль одной из наций, автоматически станет псевдопатриотизмом с сепаратистскими выводами. Что в таком случае станет с наследием Расула Гамзатова и его стихотворением «Журавли»? Патриотизм не может быть и только православным, не может он быть и антисоветским, ибо для того, чтобы продолжать движение нашей страны вперед, нужно, по словам Солженицына, «постоянно ощущать за своими плечами все 1100 лет ее истории» [26]. Высказывания руководителей нашего государства о необходимости акцентирования внимания на становлении духовной и развитой личности подкрепляются реальными шагами. Важной вехой в этом направлении стало утверждение Стратегии национальной безопасности РФ от 31 декабря 2015 г., в которой впервые был определен «приоритет духовного над материальным» [15].

Но что, если подавляющее большинство российской молодежи не считает традиции, сложившиеся на протяжении тысячелетней истории нашего Отечества, как нечто системообразующее? Именно такие результаты, согласно последним исследованиям по иерархии ценностей у современного поколения Ъ («цифрового поколения»), получают коллективы ученых [30]. Возвышенно-эмоциональный, по классификации В.И. Лутовинова, уровень патриотизма россиян был практически всегда высок, однако активно-деятельностный уровень, характеризующийся не внутренним чувством гордости, а готовностью реально дей-

ствовать на благо страны, оказался весьма низким [13]. Так, в результате сравнительных социологических исследований, проведенных в нескольких странах, оказалось, что чувство принадлежности россиян к «стране в целом» гораздо выше, чем к местному сообществу (намного ведь проще чувствовать ответственность за всю страну, чем проявлять ее на уровне своего подъезда, поселка или города), а в случае военных действий только 52,7% граждан России стали бы сражаться за свою страну [22]. В другом исследовании приняли участие студенты ведущих вузов России, многие из которых ответили, что не задумывались о патриотизме и своем отношении к нему, а если и называли примеры патриотов России, то демонстрировали поразительное незнание истории (так, один респондент заметил, что М.И. Кутузов был маршалом Советского Союза и вместе с Г.К. Жуковым сражался против нацистов) [10]. Таким образом, очевидно несоответствие форм проводимой воспитательной работы качеству патриотического воспитания современной молодежи. В связи с этим ключевой вопрос нашего исследования звучит следующим образом: как можно актуализировать патриотическое воспитание российской молодежи в современных условиях и каков потенциал цифровых технологий в решении этой задачи?

Интернет предлагает широкий пул поведенческих моделей как реальных людей, так и вымышленных персонажей. Опасность этого для молодежи заключается в возможном создании ими для себя псевдогероев и принятии их моделей поведения. Открытым окном Интернета пользуются сегодня не только артисты или официальные СМИ, но и террористические группировки, а также отдельные пользователи, целью которых является вовлечение молодежи в противозаконную деятельность. Угроза усугубляется возможностью сделать это из любой точки мира, без опасений попасть под юрисдикцию государства, в котором эта деятельность ведется [29]. Понимая это, государство и педагоги должны научиться использовать это «открытое окно» для того, чтобы высветить перед молодежью аксиологические аспекты их деятельности, воспитать непреходящие, традиционные ценности, закрепив их различными формами патриотической офлайн- и онлайн-работы, воспитать критически мыслящих и деятельных патриотов. Учитывая важность и масштаб задач, приходится с сожалением констатировать, что как минимум «30 процентов учителей не владеют цифровыми инструментами» [7].

Несмотря на призывы к глобализму, национальные традиции продолжают играть важную роль в жизни молодежи, что и было отмечено В.В. Путиным на выступлении в образовательном центре для одаренной молодежи «Сириус»: «Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности - они всегда остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга» [6]. Опираясь на такие ценности-цели, т. е. аксиоматичные жизненные ориентиры, значимые сами по себе и воспринимаемые на веру, и следует выстраивать процесс патриотического воспитания в современной цифровой оболочке, активно принимаемой молодежью.

Цифровизация образовательного трека молодежи, выстраивание ею собственных он-лайн-траекторий в школе, университете, дополнительных увлечениях является активным подспорьем в современном патриотическом воспитании. Несмотря на критические замечания по поводу индивидуализации образования, на наш взгляд, все-таки изначально человеку «необходима подлинная истина своего существования» (вспомним, например, стихотворение К. Симонова «Родина»), которая уже затем приводит к последовательному восхождению «от этого исходного чувства к тому, что нет чужих страданий» [23, с. 259]. Смысловая основа в понимании себя частью большой страны всегда опиралась на индивидуализацию, однако теперь, учитывая новые факторы и условия, это нужно делать в новом формате, понятном и увлекательном для современной молодежи. С целью сделать патриотическое воспитание, опираясь на ценности-цели, понятным и увлекательным для поколения 2, необходимо опираться в своей деятельности на ценности-средства, присущие современной молодежи: это экономия своего времени и сил, профессионализм, акцент на умениях, осознанность в своих поступках [4].

Ценности-цели и ценности-средства, выделенные нами для поколения 2, являются фундаментом для эффективной актуализации информационных технологий в контексте патриотического воспитания. Молодежь, для которой характерна свобода выбора и его множественность через мгновенный доступ к информации из любой точки мира, без каких-либо ограничений, проживает в каком-то смысле «виртуальную» жизнь, позволяющую самореализоваться повсюду. Инструменты, которые используются для этого, разнообразны: интер-

кие науки -

нет-сайты, мессенджеры (Viber, What's App, Telegram), социальные сети («ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники») и т. д. Все они требует особого подхода в своем использовании, а аудитория, для которой транслируется материал, порой очень различна. Однако все эти инструменты объединяют молодежь, что является ключевым фактором при выборе современных способов, которые могут быть использованы в патриотическом воспитании, строящемся на принципе «личность нельзя развить, можно только поддержать ее усилия по саморазвитию». Следует учитывать, что целью такого воспитания является целостная личность, обладающая умением мыслить, занимать определенную позицию (С.Л. Рубинштейн), имеющая способность к рефлексии и критическому мышлению. Значимость педагога и уровень его цифровой компетентности при вовлечении молодежи в разные онлайн-формы патриотического воспитания многократно повышаются в связи с необходимостью эффективно (и ненавязчиво) осуществлять направляющую роль.

Стремление к независимости и самостоятельности, присущее поколению Z [30], определяет формы привлекательной воспитательно-патриотической работы в цифровом пространстве. Если раньше мы наблюдали преимущественно офлайн проектно-исследовательскую деятельность, коллективно-творческие дела, то сегодня цифровые технологии позволяют молодежи взаимодействовать еще более продуктивно. Находясь в сотнях или тысячах километров друг от друга и работая над коллективным проектом, можно проводить ежедневные совещания в программах для видеоконференций Zoom или Skype, всей командой выстраивать процесс работы благодаря канбан-доске в облачной программе для управления проектами Trello, осуществляя гибкое управление деятельностью своей команды. Онлайн-платформы уже сегодня позволяют оптимизировать свою жизнь и работу, выступают в роли «постоянного тьютора при освоении программы, потому что дают ребенку возможность оценить дефициты, понять свои преимущества и идти дальше по образовательному маршруту» [17].

Такое многообразие подходов к осуществлению своей деятельности приводит к тому, что патриотическое воспитание должно обязательно представлять собой именно социально значимые для молодежи акции, флешмо-бы и т. д. Потенциал цифровых технологий в этом направлении можно продемонстрировать

через кейсы по актуализации патриотического воспитания. Так, в преддверии 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне российская организация «Волонтеры Победы» объединила более 145 тыс. добровольцев на платформе социальных сетей «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук», которые провели 32 всероссийские акции, помогли тысячам ветеранов, привели в порядок 80 тыс. памятных мест. Организация «Волонтеры Победы» проводит активную деятельность и сегодня, объединяя десятки и сотни тысяч человек со всей России и активно используя для популяризации своей деятельности интернет-пространство.

Пандемия новой коронавирусной инфекции и карантинные ограничения изменили традиционное проведение патриотических акций (например, Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»). В связи с эпидемиологической ситуацией в России раздача георгиевских ленточек волонтерами на улицах, как в предыдущие годы, была прекращена, их можно было получить на заправках, в магазинах и аптеках. При этом акция фактически трансформировалась в онлайн-формат: «более 200 тыс. человек выложили фотографии с георгиевскими ленточками на своих страницах в социальных сетях в рамках одноименной акции», - отметило информационное агентство ТАСС [5].

Следующей Всероссийской акцией, преобразованной в онлайн-формат, стала «Свеча памяти». Ежегодно 22 июня в День памяти и скорби в 12:15 на всей территории России в рамках одной минуты прекращается вещание в эфире телевидения, радио, работа касс в торговых центрах, останавливается движение общественного транспорта и личных автомобилей. В этот же день в ночной тишине зажигаются свечи в память о погибших воинах и мирных людях в годы Великой Отечественной войны. В 2020 г. акция в связи с режимом самоизоляции из-за COVID-19 была проведена онлайн и имела не только нравственное значение для россиян. зажигая свою «онлайн-свечу памяти» на интернет-сайте, пользователь переводил 1 рубль, который использовался для оказания медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны. По итогам акции удалось собрать более 27,5 млн рублей [16].

Огромную популярность среди российских школьников и студентов имеет Всероссийская патриотическая акция «Письма Победы», в рамках которой каждый из них может сказать ветерану Великой Отечественной войны спасибо лично. Текущий год, несмотря

на все ситуационные ограничения, не стал исключением. Молодежь не могла, как раньше, навестить ветеранов и пообщаться с ними лично, однако смогла поддержать их письмами с благодарностью за совершенный ими подвиг. Благодаря интернет-сайту «Волонтеры Победы» был налажен онлайн-сбор писем из небольших поселков и деревень, малых и крупных городов, которые доставлялись ветеранам активистами упомянутой организации. Важность такой работы неоднократно подчеркивалась В.В. Путиным. Так, на церемонии присвоения пяти россиянам звания Героя Труда президент сказал: «Сегодня мы понимаем, что идти вперед нужно, только опираясь на наше духовное и культурное наследие, на традиции тысячелетней истории нашей страны, укрепляя нравственные ценности, которые объединяют нацию» [21].

Одним из десятков событий, актуализирующих патриотическое воспитание и объединивших тысячи школьников и студентов Волгоградской области, стала региональная акция «Альбом Победы», проводимая с 23 апреля по 9 мая 2020 г. и включающая ряд этапов. В альбом Победы кроме фотографий «войдут и воспоминания ветеранов, и стихи, которые школьники посвятят им. Мы хотим, чтобы на примерах этих людей донести молодежи, что такое быть героем, трудиться на благо отечества», - отметил заместитель руководителя комитета образования Волгоградской области Андрей Сеидов [25].

Важность мероприятий, нацеленных на непосредственное взаимодействие с ветеранами, обусловливается и результатами социологических исследований, респондентами которых выступают представители поколения Ъ и которые показывают, что «молодое поколение, кроме даты начала и окончания Великой Отечественной войны, ничего об этой войне не знает: ни полководцев, ни рядовых героев, ни основных сражений. Поэтому данное событие при всей его символической значимости оказывается содержательно пустым. В то же время государством практически не задействован ресурс по продвижению "мягкого" патриотизма. У студентов нет "героев" из области культуры и искусства, единственный, кого может вспомнить современная молодежь, -это Пушкин» [10, с. 107]. Тем не менее успешно проведенные акции в новом, цифровом, формате свидетельствует об интересе и понимании важности традиций представителями современной молодежи, их заинтересованности в участии и популяризации деятельно-

сти патриотической направленности. В связи с этим насущной задачей становится прекращение поиска технологии-панацеи патриотического воспитания и акцентирование внимания на том, что традиционно присуще российскому менталитету, а именно «патриотизм в народной педагогике, связанный с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью верно служить делу процветания отечества, прививался молодежи с раннего возраста на примере героев сказок, в которых богатыри побеждали в основном благодаря своей доброте и богатырской силе», представив в новом формате, избегая при этом соблазна изобразить «защитников земли русской» в насмешливом формате, который якобы будет способствовать лучшим «продажам» [11, с. 13].

ограничения из-за пандемии стали катализатором для активного использования он-лайн-формата во всех направлениях образовательной и воспитательной деятельности не только бизнесом (например, «ЯКласс», «Сбер-Класс» и др.) и НКО (Агентство стратегических инициатив, общественная программа «Учитель для России» и т. д.), но и людьми, в том числе молодыми педагогами, осуществляющими свою деятельность в рамках государственных образовательных организаций. Движение навстречу цифровизации началось не только «снизу»: 27 мая 2020 г. Министерство просвещения Российской Федерации заявило о совместном запуске с Агентством стратегических инициатив онлайн-платформы «Навигатор образования», предназначенной для всех субъектов образовательного процесса, предоставив доступ к уникальному, безопасному и бесплатному контенту [14].

Говоря о патриотическом воспитании, важно выделить его многоаспектность, не акцентировать свой взгляд исключительно на военной сфере. Несмотря на кажущийся онлайн-формат во всем, велика роль и очной помощи. Например, карантинные ограничения, связанные с СОУГО-19, стимулировали волонтерскую деятельность студентов всей страны, которая, по оценкам экспертов из НИУ ВШЭ, оказалась намного более активной по сравнению с иностранной практикой. Так, «по подсчетам социологов, почти четверть людей "студенческого" возраста в России имеют опыт волонтерской работы» [27], а это составляет более 2 млн молодых людей без учета школьников, согласно докладу Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 г. [8]. Во время пандемии но-

кие науки -

вой коронавирусной инфекции помощь волонтеров получила широкую дифференциацию по формам, каналам и направлениям деятельности. Например, студенты из медицинских вузов оказывали помощь врачам-практикам, работая на горячей линии и в стационаре, неукоснительно соблюдая все меры предосторожности, а студенты иных специальностей помогали старшему поколению преподавателей осваивать онлайн-технологии для налаживания образовательного процесса; студенты-ветеринары помогали ухаживать за домашними животными, другие - доставляли продукты пенсионерам, находившимся на самоизоляции; студенты-психологи оказывали психологическую помощь, а студенты, обучающиеся на юридическом направлении, оказывали правовую поддержку предпринимателям и другим нуждающимся в данном виде помощи людям [18]. Таким образом, студенты получили возможность не только помогать другим людям, но и развивать свои soft и hard skills, но самое главное, на наш взгляд, это настрой молодежи, выраженный одним из десятков тысяч волонтеров, студенткой НИУ ВШЭ: «вижу, все студенты настроены на работу и пришли не только потому, что им стало интересно, но и потому, что хотят быть полезными» [Там же]. Такая активная деятельность российской молодежи является еще одним подтверждением, что во все времена, особенно перед лицом невзгод и испытаний, россияне «проявляют свои знаковые национальные черты: любовь к родине, служение отечеству, терпимость, самоотверженность, альтруизм, жертвенность, чувство долга» [11, с. 13]. Ежегодно самым популярным становится социальное добровольчество и волонтерская деятельность в сфере сохранения исторического и культурного наследия. Так, в 2019 г. численность волонтеров, активно участвующих в разного рода мероприятиях, по данным Росмолодежи, составила более 4 млн человек в возрасте 14-30 лет [18].

значительное количество волонтерских центров присоединилось к Всероссийской акции #мывместе, задачей которой стал централизованный сбор заявок о помощи от людей, попавших в сложную жизненную ситуацию в период режима самоизоляции, и их распределение по волонтерам. По данным Ассоциации волонтерских центров, «на 24 апреля 2020 года в акции #мывместе приняли участие более 95 тысяч волонтеров, не менее 25% из которых составляет молодежь в возрасте 1-25 лет», что свидетельствует о высокой заинтересованности в таком виде деятельности со стороны

представителей поколения Ъ [18]. Значимость акции подтверждается количеством обращений граждан, поступивших на горячую линию и обработанных волонтерами, составившим более 1,7 млн. Нельзя прописать досконально, в каких форматах выражается патриотическое воспитание, однако пример молодежи, занимающейся волонтерской деятельностью, направленной на помощь и поддержку своих сограждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на наш взгляд, является не только успешным кейсом патриотического воспитания, но и примером популяризации такого воспитания без акцентирования внимания на слове «патриотизм», но, по сути, являющимся не чем иным, как патриотическим.

Скорость и качество реакции гражданского общества в России на новый вызов - пандемию коронавируса, проявившиеся в безвозмездной волонтерской деятельности, обозначили его силу и эффективность. Так, около 100 тыс. россиян приняли участие в акции #мывместе. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в России и несмотря на необходимость максимального перевода многих видов деятельности в дистанционный формат, современное поколение Ъ не только было на переднем крае борьбы с эпидемией коронавируса, но и показало государству предпочтительные формы по налаживанию патриотического воспитания в своей среде. Такой гибкий подход к выстраиванию системы патриотического воспитания современной молодежи, ориентированный на применение цифровых технологий и активную волонтерскую деятельность в ответ на возникший вызов глобального масштаба, напрямую коррелирует с принципами Agile-манифеста, которые гласят о том, что люди и взаимодействие превыше процессов и инструментов, а ответ на изменения превыше следования планам.

Пандемия коронавируса и переход в онлайн оказал значительное влияние на трансформацию всех аспектов системы российского образования. В разрезе патриотического воспитания дистант преподал уроки по значимым для поколения Ъ формам его актуализации, обозначив, что «привычные учителю доминирование и контроль легко "выключить" одним нажатием кнопки. На первый план вышли умение договариваться и удерживать интерес ребенка», - сфокусировав внимание на преимуществах субъект-субъектного взаимодействия [17]. Онлайн позволил переосмыслить традиционные формы воспитания молодежи, направив на широкий круг интернет-площадок, организованных различными музеями, театра-

ми и другими культурно-просветительскими учреждениями, в том числе и патриотической направленности. данная ситуация заставила вновь переосмыслить подходы к выстраиванию актуальных и значимых форматов воспитания молодежи: все слышнее звучат призывы законодательно закрепить возможность школьникам 5-11-х классов самостоятельно выбирать до 20% вариативной части образовательной программы и проходить ее с получением сертификата в организациях, целью которых является культурно-просветительская деятельность. Такое сотрудничество школ и университетов с просветительскими организациями создает потенциал по налаживанию горизонтального взаимодействия всех участников образовательного процесса, что позволит многократно повысить эффективность воспитания путем, например, привлечения широкого круга наставников для молодежи в рамках национального проекта «Образование».

Возвращаясь к дистанционным форматам работы и обозначенным формам взаимодействия, выделим Третьяковскую галерею, которая в сотрудничестве с государством и НКО предоставляет всем желающим онлайн-лекции о своей деятельности и коллекции, а также он-лайн-экскурсии. Таким образом, если ранее ребенок из малого города или отдаленного поселка не имел возможности ознакомиться в широком формате с деятельностью ключевых фондов своей страны, пообщаться с деятелями армии и культуры, спорта и политики или перевести символическую сумму в 1 рубль на медицинскую помощь ветеранам посредством зажжения онлайн «свечи памяти», теперь у него появилась эта возможность благодаря цифровым технологиям, стимулирующим постепенный переход к экономике знаний, характеризующейся инновационной экономикой, высокой степенью значимости знаний и человеческого капитала. В то же время в период массового использования онлайн-технологий в течение весны и лета 2020 г. «только 25% школ в России занимаются дистанционным обучением. Остальные его симулируют», - заметил ректор МГПУ Игорь Реморенко [28]. Однако, несмотря на скептические возражения и мнения консервативно настроенных педагогов и родителей относительно эффективности циф-ровизации образовательной и воспитательной деятельности, тектонические сдвиги произошли, «пандемия уже выпустила цифрового джина», а экосистема Интернета постепенно сделает его площадкой-агрегатором для аккумуляции огромного количества возможностей и внешних ресурсов [17].

педагогические науки

Несмотря на актуальность для молодежи цифровых площадок и усиления индивидуализации в образовательной и повседневной деятельности «главным все же остается педагогическая концепция и умение сформировать коллективы» [17]. Роль педагога и его талант в этих условиях значительно повышаются в связи с тем, что какими бы продвинутыми интернет-площадки ни были на сегодняшний день (Zoom и другие инструменты видеокоммуникации), они не позволяют так же легко взаимодействовать и проявлять эмоции и эмпатию, как это возможно в повседневной офлайн-жизни. Директор филиала РАНХиГС Олег Фёдоров выразил этот факт словами: «онлайн прагматичен» [Там же].

Поддержка многими родителями и старшеклассниками идеи смешанного обучения [2] не ликвидирует факта отрицания большинством педагогов и родителей использования цифровых технологий подростками и студентами. это, возможно, привело к тому, что для современной молодежи наиболее значимыми являются «друзья» с другой стороны экрана, порой люди, незнакомые в реальной жизни и специально демонстрирующие «понимание» подростка с целью привлечения его к разного рода антиобщественной деятельности, способной навредить не только другим, но и самому ребенку. На втором месте по значимости людей для поколения Z выступают друзья-одноклассники, которые так же вовлечены в цифровую жизнь. лишь после них значимость приобретают родители и другие взрослые, находящиеся в режиме офлайн (в том числе учитель). Учитель стал на последнее место еще и потому, что для смелых и смекалистых «зетов» школа перестала быть чем-то полезным, ее заменило самообразование. Причиной этого является и то, что до начала пандемии коронави-руса и перехода российской системы образования в дистант «цифровой грамотностью не владел каждый третий учитель, и только в каждой пятой школе скорость интернета позволяла полноценно работать в Сети» [17]. Осознав это, учитель должен стать частью интернет-сообщества, начать в нем свою жизнь, как и представители поколения Z. Только в таком случае, используя ценности-цели и ценности-средства современной молодежи, у нас есть шанс полностью задействовать весь потенциал патриотического воспитания, сделать его максимально эффективным.

Возможно, сегодня мы являемся свидетелями смены парадигмы патриотического воспитания молодежи, начала его осуществления через саморазвитие с использованием цифро-

вых технологий. Существует и вероятность того, что события, подтолкнувшие к интенсивному комбинированию традиционных форм образования с онлайн-форматами, станут началом трансформации классно-урочной системы, которой до сегодняшнего дня альтернативы было немного. Можно предположить переход к support-self work system - активной самостоятельной и творческой работе ребенка в школе и дома при направляющей роли педагога, тьютора и наставника с использованием цифровых технологий. В свою очередь, школа должна стать социальным центром, вокруг которого будет выстроена система горизонтального взаимодействия государства, бизнеса, НКО, социально активных организаций и граждан. Следует особо подчеркнуть роль и профессиональный тип современного педагога в этом процессе. Аналитическое исследование экспертов НИУ ВШэ, охватившее 70 тыс. человек и проводившееся в период пандемии, показало, что «российские подростки не только готовы жить в ситуации неопределенности, но и настроены позитивно» [1]. Учитывая открытость современной молодежи всему новому, педагог, выстраивая процесс патриотического воспитания, должен показать обучающимся все преимущества участия в совместной творческой деятельности патриотической тематики, в том числе и в цифровом формате. задача педагога сегодня - формирование открытости новым идеям и инновациям, понимание необходимости и способности «строить» мероприятия «снизу» (молодежью). Отношение к новостям через «лайки» и «дизлайки» позволит педагогу корректировать направление патриотической работы, мгновенно получая обратную связь, гибко выстраивать воспитательные маршруты, учитывая и применяя в дальнейшем успешные кейсы.

Главной задачей современного патриотического воспитания является формирование идентичности российской молодежи не только на примере жизни героев войны или спорта. Необходимо расширить реминисцентный взгляд на героев-святых и праведников, на детей-героев современной России, вернуть детям образцы и советского героизма, и образцы христианских святых. Необходимо актуализировать подвиги Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева и христианского святого Димитрия Солунского, подвиг милосердия Елизаветы Федоровны, подвиги просвещения Николая Японского и Константина Ушинского, подвиги современных военнослужащих российской армии Александра Прохоренко и Романа Филиппова. Если мы хо-

тим эффективно выстроить процесс патриотического воспитания, реализовывать эти задачи следует на качественно ином - цифровом -уровне, руководствуясь принципом, высказанным главой нашего государства В.В. Путиным: «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [19].

Список литературы

1. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коро-навируса в России и в мире [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. 2020. № 6. URL: https:// www.hse.ru/mirror/pubs/share/373732979.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

2. Анатолий Каспржак: Старшеклассники и их родители поддерживают идею смешанного обучения [Электронный ресурс] // Вести образования. 2020. 7 июля. URL: https://vogazeta.ru/ articles/2020/7/7/distant/13773-anatoliy_kasprzhak_ v_period_izolyatsii_deti_stali_uchitsya_ne_menshe_a_ bolshe (дата обращения: 01.12.2020).

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства / сост. и отв. ред. O.A. Платонов. М., 2012.

4. Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский A.A. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 24-30.

5. Более 200 тыс. человек приняли участие в онлайн-акции «Георгиевская ленточка» [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 4 мая. URL: https://tass. ru/obschestvo/8394121 (дата обращения: 03.12.2020).

6. Выступление на праздновании Дня знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одаренных детей «Сириус» [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/50216 (дата обращения: 03.12.2020).

7. «Гвардия» уходит в онлайн или сдается? [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https:// ioe.hse.ru/news/357676063.html (дата обращения: 08.12.2020).

8. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/ news/39866/ (дата обращения: 09.12.2020).

9. Как «безголовый» министр иностранных дел России русскими землями торговал [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2017. 22 окт. URL: https://regnum.ru/news/polit/2336864.html (дата обращения: 02.12.2020).

10. Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110.

11. Куликова С.В. Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности [Электронный ресурс] // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 3(98). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-natsionalnogo-sa mosoznaniya-i-patriotizma-v-rossii-ot-istorii-k-sovre mennosti (дата обращения: 03.10.2020).

12. Лескова И.А. Традиция в ракурсе постне-классического подхода: философский аспект // Философия образования. 2019. № 3. С. 101-115.

13. лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Электронный ресурс] // Studia Huma-nitatis. 2013. № 2. URL: http://st-hum.ru/en/node/97 (дата обращения: 03.10.2020).

14. Министерство просвещения и АСИ запустили платформу-навигатор по программам дополнительного образования [Электронный ресурс] // Минпросвещения России: [сайт]. URL: https:// edu.gov.ru/press/2518/ministerstvo-prosvescheniya-i-asi-zapustili-platformu-navigator-po-programmam-dopolnitelnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 14.11.2020).

15. о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 03.12.2020).

16. Память поколений: благотворительный фонд [Электронный ресурс]. URL: httpsV/деньпамя-ти.рф (дата обращения: 01.12.2020).

17. Перестройка школы 2.0: золотое время игры [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ: [сайт]. URL: https://ioe.hse.ru/news/380040817.html (дата обращения: 10.12.2020).

18. Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://ioe. hse.ru/sao_volunteers (дата обращения: 11.11.2020).

19. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс] // ТАСС. 2016. 3 февр. URL: https://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 03.12.2020).

20. Путин: Патриотическое воспитание должно быть органичной частью жизни общества [Электронный ресурс] // Партия «Единая Россия»: [сайт]. URL: https://er.ru/news/140980/ (дата обращения: 06.12.2020).

21. Пяти россиянам присвоено звание Героя Труда. 1 мая 2013 года [Электронный ресурс] // официальный сайт Президента России. URL: http:// special.kremlin.ru/events/president/news/18013 (дата обращения: 03.12.2020).

22. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53.

23. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: моногр. М., 2012.

24. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3367103.html (дата обращения: 03.12.2020).

25. Соберем воспоминания: в Волгограде к 9 мая запустили акцию «Альбом Победы» [Электронный ресурс] // Комс. правда. 2020. 23 апр. URL: https://www.volgograd.kp.ru/online/news/3S47S19/ (дата обращения: 03.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Солженицын А.И. Письмо вождям Советского Союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_ i_rechi/v_sovetskom_soyuze/pismo_vojzdyam_sovet skogo_soyuza.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

27. Студенты спешат на помощь [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/ news/362SS6005.html (дата обращения: 03.12.2020).

2S. Только 25% школ в России занимаются дистанционным обучением. Остальные его симулируют [Электронный ресурс] // Радио «Комсомольская правда». URL: https://radiokp.ru/podcast/roditelskiy-vopros/1S532 (дата обращения: 05.12.2020).

29. Учащиеся начальных классов и их педагоги в цифровой среде / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.А. Горбунова. М., 2020.

30. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. [и др.]. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты [Электронный ресурс] // Сиб. пси-хол. журн. 2019. № 72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-tsennostnyh-orientatsiy-pokoleniya-z-sotsialnye-kulturnye-i-demograficheskie-determinan

ty (дата обращения: 03.10.2020).

* * *

1. Analiticheskij bjulleten' NIU VShJe ob jeko-nomicheskih i social'nyh posledstvijah koronavirusa v Rossii i v mire [Jelektronnyj resurs] // Vysshaja shkola jekonomiki. 2020. № 6. URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/373732979.pdf (data obrashhenija: 01.12.2020).

2. Anatolij Kasprzhak: Starsheklassniki i ih roditeli podderzhivajut ideju smeshannogo obuchenija [Jelektronnyj resurs] // Vesti obrazovanija. 2020. 7 iju-lja. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/7/distant/ 13773-anatoliy_kasprzhak_v_period_izolyatsii_deti_sta li_uchitsya_ne_menshe_a_bolshe (data obrashhenija: 01.12.2020).

3. Berdjaev N.A. Filosofija neravenstva / sost. i otv. red. O.A. Platonov. M., 2012.

4. Bogdanov S.I., Sultanov K.V., Voskresen-skij A.A. Postmaterial'nye cennosti i zhiznennye ori-entacii pokolenija Z: cifrovaja molodezh' v obra-zovatel'noj sisteme sovremennoj Rossii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 201S. № 1S7. S. 24-30.

кие науки -

5. Bolee 200 tys. chelovek prinjali uchastie v onlajn-akcii «Georgievskaja lentochka» [Jelektronnyj resurs] // TASS. 2020. 4 maja. URL: https://tass.ru/ obschestvo/8394121 (data obrashhenija: 03.12.2020).

6. Vystuplenie na prazdnovanii Dnja znanij s vospitannikami i pedagogami obrazovatel'nogo centra dlja odarennyh detej «Sirius» [Jelektronnyj resurs] // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/50216 (data obrashhenija: 03.12.2020).

7. «Gvardija» uhodit v onlajn ili sdaetsja? [Jelektronnyj resurs] // NIU VShJe. URL: https://ioe.hse.ru/ news/357676063.html (data obrashhenija: 08.12.2020).

8. Ezhegodnyj doklad Pravitel'stva o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovanija v 2019 go-du [Jelektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossii: [sajt]. URL: http://government.ru/news/39866/ (data obrashhenija: 09.12.2020).

9. Kak «bezgolovyj» ministr inostrannyh del Rossii russkimi zemljami torgoval [Jelektronnyj resurs] // IA REGNUM. 2017. 22 okt. URL: https://regnum.ru/ news/polit/2336864.html (data obrashhenija: 02.12.2020).

10. Kasamara V.A., Sorokina A.A. S chego na-chinaetsja Rodina: patriotizm v predstavlenijah studen-cheskoj molodezhi // Obshhestvennye nauki i sovre-mennost'. 2016. № 6. S. 99-110.

11. Kulikova S.V. Vospitanie nacional'nogo sa-mosoznanija i patriotizma v Rossii: ot istorii k sovre-mennosti [Jelektronnyj resurs] // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 3(98). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vospitanie-natsionalnogo-samosoznaniya-i-patriotizma-v-rossii-ot-istorii-k-sovremennosti (data obrashhenija: 03.10.2020).

12. Leskova I.A. Tradicija v rakurse postne-klassicheskogo podhoda: filosofskij aspekt // Filosofija obrazovanija. 2019. № 3. S. 101-115.

13. Lutovinov V.I. Sovremennyj rossijskij patriotizm: sushhnost', osobennosti, osnovnye napravlenija [Jelektronnyj resurs] // Studia Humanitatis. 2013. № 2. URL: http://st-hum.ru/en/node/97 (data obrashhenija: 03.10.2020).

14. Ministerstvo prosveshhenija i ASI zapustili platformu-navigator po programmam dopolnitel'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] // Minprosveshhenija Rossii: [sajt]. URL: https://edu.gov.ru/press/2518/ ministerstvo-prosvescheniya-i-asi-zapustili-platformu-navigator-po-programmam-dopolnitelnogo-obrazova niya/ (data obrashhenija: 14.11.2020).

15. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 31 dek. 2015 g. № 683 [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant. ru/71296054/ (data obrashhenija: 03.12.2020).

16. Pamjat' pokolenij: blagotvoritel'nyj fond [Jelektronnyj resurs]. URL: https://den'pamjati.rf (data obrashhenija: 01.12.2020).

17. Perestrojka shkoly 2.0: zolotoe vremja igry [Jelektronnyj resurs] // NIU VShJe: [sajt]. URL: https:// ioe.hse.ru/news/380040817.html (data obrashhenija: 10.12.2020).

известия вгпу

18. Praktiki vuzov po podderzhke volonterskoj dejatel'nosti studentov v period pandemii [Jelektronnyj resurs] // NIU VShJe. URL: https://ioe.hse.ru/sao_ volunteers (data obrashhenija: 11.11.2020).

19. Putin: patriotizm - «jeto i est' nacional'naja ideja» [Jelektronnyj resurs] // TASS. 2016. 3 fevr. URL: https://tass.ru/politika/2636647 (data obrashhenija: 03.12.2020).

20. Putin: Patrioticheskoe vospitanie dolzhno byt' organichnoj chast'ju zhizni obshhestva [Jelektronnyj resurs] // Partija «Edinaja Rossija»: [sajt]. URL: https:// er.ru/news/140980/ (data obrashhenija: 06.12.2020).

21. Pjati rossijanam prisvoeno zvanie Geroja Truda. 1 maja 2013 goda [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. URL: http:// special.kremlin.ru/events/president/news/18013 (data obrashhenija: 03.12.2020).

22. Sanina A.G. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii // Sociologicheskie issledovanija. 2016. № 5. S. 44-53.

23. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazo-vatel'nom processe: monogr. M., 2012.

24. Slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii XVIII Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html (data obrashhenija: 03.12.2020).

25. Soberem vospominanija: v Volgograde k 9 maja zapustili akciju «Al'bom Pobedy» [Jelektronnyj resurs] // Koms. pravda. 2020. 23 apr. URL: https:// www.volgograd.kp.ru/online/news/3847819/ (data obrashhenija: 03.12.2020).

26. Solzhenicyn A.I. Pis'mo vozhdjam Sovetskogo Sojuza [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.sol zhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_i_rechi/v_ sovetskom_soyuze/pismo_vojzdyam_sovetskogo_so yuza.pdf (data obrashhenija: 10.11.2020).

27. Studenty speshat na pomoshh' [Jelektronnyj resurs] // NIU VShJe. URL: https://ioe.hse.ru/news/ 362886005.html (data obrashhenija: 03.12.2020).

28. Tol'ko 25% shkol v Rossii zanimajutsja distancionnym obucheniem. Ostal'nye ego simuliru-jut [Jelektronnyj resurs] // Radio «Komsomol'skaja pravda». URL: https://radiokp.ru/podcast/roditelskiy-vopros/18532 (data obrashhenija: 05.12.2020).

29. Uchashhiesja nachal'nyh klassov i ih peda-gogi v cifrovoî srede / K.A. Adamovich, A.V. Kapuza, A.A. Gorbunova. M., 2020.

30. Janickij M.S., Seryj A.V., Braun O.A. [i dr.]. Sistema cennostnyh orientacij «pokolenija Z»: so-cial'nye, kul'turnye i demograficheskie determinanty [Jelektronnyj resurs] // Sib. psihol. zhurn. 2019. № 72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennost nyh-orientatsiy-pokoleniya-z-sotsialnye-kulturnye-i-demograficheskie-determinanty (data obrashhenija: 03.10.2020).

Potential of digital technologies in solving the tasks of the patriotic education of the Russian youth

The article deals with the analysis of the events associated with the coronavirus pandemic causing the transformation of the approaches in the field of the patriotic education of the Russian youth relating to the generation Z. There are demonstrated the ways of the efficient transformation of the offline patriotic protests into the online in 2020 and the significance for the designing of the further work.

Key words: patriotism, patriotic education, generation Z, digital technologies, pandemic.

(Статья поступила в редакцию 25.12.2020)

O.A. КОЗЫРЕВА (Волгоград)

компетентностная модель выпускника

как системообразующий компонент формирования компетенций у бакалавров педагогического вуза

Анализ существующих компетентностных моделей выпускников педагогического университета актуализирует проблему разработки такой модели в условиях перехода на ФГОС ВО 3++. Компетентностная модель бакалавра педагогического образования представляет собой системное образование со сложной структурой, интегрирующей в себе модели профессиональной деятельности, компетенций и профессиональной подготовки.

Ключевые слова: компетентностная модель выпускника вуза, модель профессиональной деятельности, модель компетенций, модель профессиональной подготовки, бакалавры педагогического образования.

29 октября 2020 г. распоряжением №2 Р-118 Министерства Просвещения РФ утверждена Программа развития педагогических образовательных организаций высшего образования на 2021-2024 гг. В программе разработ-

О Козырева О.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.