ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 1
В.В. Краснопевцева, асп. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова*
НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ (по результатам социологического исследования в Тульской области)
Krasnopevtseva Viktoria Vyacheslavovna, postgraduate student department of sociology, Lomonosov Moscow State University, e-mail: [email protected]
CIVIC CULTURE IN CONTEMPORARY RUSSIA (on the example of Tula region)
Статья посвящена перспективам становления гражданского общества в Туле и Тульской области. Тульская область принадлежит к третьему типу регионов России на основании классификации регионов по потенциалу развития гражданского общества, что говорит о наличии благоприятных условий для развития его институтов. Действительно, сегодня прослеживается тенденция к все более активному гражданскому участию населения региона, которому способствует ряд факторов.
Одной из основ формирования гражданского общества в Тульской области является деятельность некоммерческих организаций (НКО). В первую очередь следует выделить молодежные НКО, выполняющие важную роль в политической социализации молодежи и поддержке молодежных инициатив. В данном контексте необходимо также отметить роль просветительских организаций, целью которых является гражданское образование и воспитание молодых людей.
Очевидно значительное увеличение количества добровольческих организаций и отрядов. Особую активность в осуществлении их деятельности проявляет именно молодое поколение. Волонтерские объединения включают молодежь в профессиональную и общественную деятельность, формируют социальную и гражданскую ответственность. Таким образом, добровольчество является одним из важнейших проявлений функционирования гражданского общества. За последние несколько лет в регионе появились более 30 добровольческих организаций и отрядов, а также созданы несколько центров содействия волонтерам. Эти меры представляют собой важный шаг к институционализации волонтерства в Тульской области.
Гражданское общество невозможно без высокого уровня правосознания населения. Развитию институтов гражданского общества способствует деятельность различных правозащитных организаций, направленная на повышение правовой культуры жителей региона.
Значимую роль в жизни Тулы и области играют патриотические и благотворительные организации, а также политические партии. Являясь
* Краснопевцева Виктория Вячеславовна, e-mail: [email protected]
посредниками между гражданским обществом и властными структурами, политические партии агрегируют интересы граждан и представляют их в государственных институтах. Более того, как один из институтов социализации, политические партии формируют определенное политическое мышление и поведение, а также соответствующие навыки и качества гражданского участия в политической жизни. Наблюдается поддержка гражданских инициатив и со стороны областной власти, запустившей в последние годы ряд социальных сервисов и интернет-проектов.
В целом, исследователи отмечают высокий потенциал становления гражданского общества в Тульской области. Однако несмотря на отмеченные положительные тенденции уровень гражданской культуры туляков в настоящий момент остается не очень высоким, что, по мнению экспертов, может быть исправлено дополнительной информационной поддержкой волонтерских мероприятий и дальнейшим развитием гражданского образования и просвещения в регионе. Благодаря принятию должных мер, можно будет говорить о положительных перспективах развития гражданского общества в Туле и Тульской области в ближайшее время.
Ключевые слова: гражданская культура, гражданское общество, гражданское участие, НКО, волонтерство, молодежь, гражданское образование, Тульская область.
The article focuses on the prospects of the development of civil society in Tula and Tula region. Tula region belongs to the third type of Russian regions according to the classification of regions on the potential development of civil society. This demonstrates the presence of favorable conditions for the development of civil society institutions in Tula. Actually today there is a tendency towards more active civic participation of the population in the region. There are several factors which contribute to this.
One of the foundations of civil society formation in Tula region is the activity of non-profit organizations. First of all youth non-profit organizations should be mentioned. They play an important role in the political socialization of young people and youth initiatives support. In this context, it is also necessary to note the role of educational institutions, which purpose is civic education of young people.
There is a significant increase in the number of volunteer organizations and groups. The younger generation actively takes part in their work. Volunteer organizations involve young people in professional and social activities, form their social and civic responsibility. Thus, volunteering is one of the most important indicator of the functioning of civil society. Over the past few years more than 30 volunteer organizations and groups as well as several centers promoting volunteers have appeared in the region. These measures are a significant step towards the institutionalization of volunteering in Tula region.
Civil society is impossible without a high level of legal awareness of the population. The activity of various human rights organizations that promote the legal culture of the region's population contributes to the development of the civil society institutions.
Patriotic and charitable organizations as well as political parties play an important role in the life of Tula region. Being the intermediaries between civil society and the authorities, political parties aggregate and represent the interests of citizens in state institutions. Moreover, as one of the institutions of socialization,
political parties form the certain political thinking and behavior, the relevant skills and qualities of citizen participation in political life. Regional authorities also support civw initiatives — in recent years they have launched a number of social services and Internet projects.
In general, the researchers have noted the high potential of civil society in Tula region. However, despite the marked positive trends, the level of civic culture of the population of Tula region is not so high these days. It can be remedied by more information support of volunteer activities and the further development of civic education in the region. Due to proper measures we will be able to talk about the positive prospects of the development of civil society in Tula and Tula region in the near future.
Keywords: civic culture, civil society, civic participation, non-profit organizations, volunteering, the youth, civic education, Tula region.
Российская Федерация — огромное по своим масштабам государство, состоящее из множества субъектов, характеризующихся неоднородностью социальных, политических, экономических показателей. Вследствие этого гражданская культура России также отличается гетерогенностью, фрагментированным характером и полисубкультурностью. В данном ключе уместно предположить, что гражданская культура каждого региона обладает своими отличительными чертами и особенностями.
В качестве примера рассмотрим Центральный федеральный округ (ЦФО), в частности Тульскую область. ЦФО является крупнейшим по численности населения и количеству субъектов федеральным округом России и включает в себя 18 областей и город федерального значения, столицу РФ Москву. Из-за своего масштаба он является одним из самых неоднородных округов, что непосредственно отражается и на характеристике гражданского общества и гражданской культуры данного региона. Это становится очевидным при сравнении Москвы и Московской области с другими областями, входящими в состав ЦФО.
Тульская область принадлежит к третьему типу регионов России на основании классификации регионов по потенциалу развития гражданского общества, составленной исследовательской группой ЦИРКОН в 2011 г. Для данных регионов характерен средний уровень жизни населения и развития экономики, средний потенциал гражданской активности. Условия внешней среды региона, в частности экономика, являются благоприятными для развития институтов гражданского общества1.
1 См.: Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества.иЯЬ.: http://www.zircon.ru/upload/iblock/24e/Klassifikacija_rossijskih_ regionov_po_potencialu_razvitija_GO.pdf
По оценкам ситуации в регионе на данный момент в деятельности туляков наблюдается устойчивая тенденция от инертности к гражданской активности2. Прежде всего это связано с деятельностью некоммерческих организаций (НКО) — институтов опосредования между государством и гражданским обществом.
Некоммерческие организации — это объединения граждан, созданные для осуществления совместной деятельности и отстаивания общих интересов и целей (социальных, образовательных, научных, культурных, благотворительных и др.)3. Зачастую в отношении НКО в современной научной литературе и СМИ используется понятие "третий сектор". Именно эти структуры сегодня задают вектор гражданской активности и становятся социальным лифтом для общественных активистов. Можно сказать, что НКО являются одной из основ гражданского общества в Туле и стране в целом.
В Тульской области зарегистрированы и активно развиваются более 1800 некоммерческих организаций по различным направлениям деятельности, таким, как социальная помощь и поддержка, охрана здоровья населения, защита окружающей среды, патриотическое воспитание, развитие образования, науки, культуры и искусства, охрана памятников истории и культуры, развитие межнациональных отношений, а также правозащитные, благотворительные организации и т.д.4 Успешно функционирует ряд молодежных, спортивных и ветеранских организаций.
Прежде всего необходимо отметить деятельность молодежных организаций. Молодое поколение — будущее нашей страны, поэтому от того, какое внимание ему будет уделено, зависят перспективы развития гражданского общества региона и России в целом. В настоящее время в Тульской области действуют региональное отделение Российского союза молодежи, Фонд поддержки развития молодежных инициатив "Открытый мир", Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации Молодежный союз экономистов и финансистов, Общественная организация по содействию в развитии спорта "Гранд" Киреевского района Тульской области, Межрегиональная детская общественная организация "Юный друг закона", региональное отделение программы "Школьники за продвижение глобального предпринимательства". Целью данных молодежных организаций является как
2 См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Тульской области за 2015 год. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/
3 См.: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Ст. 2. URL: http://www.consultant.rU/popular/nekomerz/71_1.html#p77
4 См.: Некоммерческие организации Тульской области. URL.: http://nko71.ru/ katalog-nko/
общее развитие молодых людей, их социализация, так и конкретная помощь в реализации молодежных инициатив в той или иной сфере.
В данном контексте стоит отметить функционирование патриотических и просветительских организаций Тульской области, так как в большей степени они направлены именно на воспитание и политическую социализацию молодого поколения региона. Патриотизм является одной из важнейших составляющих гражданственности. Он представляет собой определяющий фактор консолидации и взаимодействия различных общественных объединений — групп, движений и т.д.5 К организациям патриотического толка можно отнести Тульское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Тульское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство", Тульскую региональную организацию Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, Тульскую областную общественную организацию «Патриотическое объединение поисковых отрядов "Легион"», Молодежную общественную организацию «Клуб исторической реконструкции "Дружина "Авега"» города Тулы, Тульскую городскую организацию Общественной организации — общество "Знание" России, Новомосковскую районную общественную организацию "Пушкинское общество", патриотическую организацию "Тульский Искатель", а также молодежные центры — Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, молодежный патриотический центр "Юнга", молодежный центр "Родина" и др.
Центр "Родина" активно задействует молодежь в добровольческой деятельности по организации различного рода патриотических мероприятий. Например, с 16 по 24 апреля 2016 г. в Туле состоялась акция "Память наших сердец", посвященная благоустройству воинских захоронений и памятников событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Участие в акции приняли волонтеры Центра, добровольческих отрядов других молодежных центров города, учащиеся школ и вузов и просто все желающие почтить память героев ВОВ.
В целом, в течение последних нескольких лет наблюдается все большая тенденция к участию граждан региона в добровольческой деятельности. Волонтерство является одним из важнейших проявлений функционирования гражданского общества, в первую очередь,
5 См.: Самсонова Т.Н. Становление гражданина-патриота // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2013—2014. Т. VII. Человек как субъект конструирования / Под ред. Ю.М. Резника, М.В. Тлостановой. М., 2014. С. 233.
молодой его части, оно включает молодежь в профессиональную и общественную деятельность, формирует социальную и гражданскую ответственность.
Осенью 2014 г. было проведено интервьюирование 37 кураторов волонтерской деятельности и руководителей добровольческих организаций, результаты которого указывают на довольно слабую вовлеченность молодежи в волонтерские проекты. Подтверждением этого служат и данные анкетных опросов: лишь 12% респондентов в 2014 г. назвали себя волонтерами. Тем не менее, можно отметить положительную тенденцию: в 2014 г. уже 35% респондентов готовы стать волонтерами (против 26% в 2012 г.)6.
О позитивных переменах говорит и рост количества добровольческих организаций и отрядов — от 20 в 2012 г. до 50 в 2015 г., а также создание центров содействия волонтерам: так, в 2013 г. на основе молодежного центра "Родина" был создан Волонтерский центр; годом позже при молодежном центре "Косогорец" был открыт волонтерский центр "Косогорец". Данные меры стали важным шагом к институционализации волонтерства в Тульской области: за время их существования выросло число проводимых мероприятий, открылась возможность обучения в "Школе волонтерского мастерства"7.
Эксперты отмечают высокий добровольческий потенциал молодежи Тульской области. Однако более высокий его уровень отмечается, скорее, среди учащихся школ и вузов, нежели среди волонтеров молодежных центров. Эта особенность вызвана спецификой проведения мероприятий: готовый заранее план действий в молодежных центрах не вызывает такого энтузиазма, как менее формальные мероприятия в образовательной среде, где у учащихся есть большая свобода для выбора целей и действий.
Если говорить о видах волонтерских акций, то молодые респонденты отмечают важность донорства, причем не только самой процедуры, но и ее популяризации. Также в Тульской области развито так называемое ивент-волонтерство — помощь в организации различного рода массовых мероприятий. Актуально и социальное добровольчество — помощь престарелым, инвалидам, беспризорным детям и т.п.
По мнению экспертов, для активизации волонтерского потенциала молодежи необходима информационная поддержка. При раз-
6 См.: Сычева А.В. Молодежное добровольческое движение в Тульской области в оценках экспертного сообщества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 2. С. 50.
7 См.: Там же. С. 53—54.
витой системе информирования, включающей в себя, в частности, деятельность СМИ, эксперты дают положительный прогноз в отношении перспектив волонтерства в Тульской области на ближайшее десятилетие8.
Опрос молодых туляков, проведенный в ноябре—декабре 2014 г., показал, какие направления, по мнению опрошенных, необходимо усилить в работе структур учреждений сферы молодежной политики9:
Таблица 1
Варианты ответа Кол-во человек %
Обеспечение занятости и трудоустройства 194 43,0
Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления 153 33,9
Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений 117 25,9
Поддержка молодых семей 94 20,8
Воспитание гражданственности и патриотизма 90 20,0
Поддержка талантливой и способной молодежи 90 20,0
Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений 87 19,3
Духовно-нравственное воспитание 87 19,3
Правовое просвещение 54 12,0
Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства 51 11,3
Повышение политической культуры и электоральной активности 50 11,1
В отношении мероприятий, которые были бы интересны молодежи в сфере гражданского и патриотического воспитания, ответы участников опроса распределились следующим образом10:
8 См.: Сычева А.В. Указ. соч. С. 50-51.
9 См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Тульской области за 2014 год. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/
10 Там же.
Таблица 2
Варианты ответа Кол-во человек %
Культурно-массовые и спортивные мероприятия, посвященные 23 февраля, 9 мая 156 34,6
Бесплатные экскурсии для молодежи в Тульский музей оружия 148 32,8
Работа с допризывной молодежью (молодежная общественная приемная, юридическая консультация, культурно-массовое мероприятие "День призывника") 106 23,5
Информирование тульской молодежи о деятельности военно-патриотических объединений и клубов 74 16,4
Никакие 62 13,7
Затрудняюсь ответить 62 13,7
Однако в целом на вопрос: "Есть ли у вас желание в будущем принимать участие в мероприятиях, проводимых структурами и учреждениями сферы молодежной политики?" — почти половина молодых людей ответили отрицательно (47,2%).
Это наводит на серьезные размышления о необходимой корректировке государственной молодежной политики с учетом пожеланий самих молодых людей.
Нельзя недооценивать роль политических партий в процессе формирования гражданской культуры населения региона. По мнению Р. Даля, партии как "независимые ассоциации являются источником гражданской компетентности и информированного знания. Они предоставляют гражданам не только сведения, но и возможность вести дискуссии, устраивать обсуждения тех или иных вопросов и оттачивать свое политическое мастерство"11. Политические партии можно назвать посредниками между гражданским обществом и властными структурами. Активно происходит обмен интересами между политическими партиями и гражданским обществом. Партии испытывают потребность в поддержании и укреплении социальной базы, гражданскому же обществу необходима помощь в реализации гражданских инициатив путем участия партий во властных отношениях. Значение политических партий в данном случае выражается в агрегировании ими интересов граждан и представлении их в государственных институтах, в демократическом контроле над деятельностью правящих элит, в институционализации политического
11 Даль Р. О демократии. М., 2000. С. 97.
участия граждан, например, через институт выборов. Как один из институтов социализации политические партии определяют формы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе, а также соответствующие навыки и качества гражданского участия в политической жизни.
В настоящий момент в Тульской области функционируют 58 региональных отделений политических партий, включая как крупные отделения партий "Высшей лиги", так и отделения, насчитывающие в своем составе всего несколько человек12.
Формирование гражданского общества и гражданской культуры напрямую связано с правовой культурой населения, должным уровнем правосознания и готовностью отстаивать свои права и инте-ресы13. Деятельность Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам человека в Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области в немалой степени способствует обеспечению прав граждан и становлению гражданского общества в регионе.
Институт Уполномоченного по правам человека функционирует в Туле с 2012 г. Он призван усилить гарантии защиты прав и свобод человека со стороны государства, содействовать восстановлению нарушенных прав граждан, т.е. стать своеобразным посредником между человеком и властью, гражданским обществом и государ-ством14.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что относительно новый для области государственный правозащитный орган продемонстрировал свою необходимость и востребованность. Уполномоченный по правам человека пользуется доверием со стороны граждан региона — об этом свидетельствуют порядка 9000 обращений граждан по различным проблемам (жилищное право, права граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, защита экономических прав, содействие в восстановлении гражданских прав и т.д.).
2015 г. стал годом наивысшей гражданской активности туляков — за защитой своих прав к региональному Уполномоченному по правам человека обратились 3255 человек по 2097 обращениям (для
12 См: Администрация города Тулы. Политические партии. URL.: http://www. tula.ru/activity/society/political-parties
13 См.: Самсонова Т.Н. Формирование гражданской культуры в современной России // Философские науки. 2013. № 1. С. 56.
14 См.: Уполномоченный по правам человека в Тульской области. URL.: https:// ombudsman.tularegion.ru/
сравнения, в 2013 г. было 1420 обращений от 1925 граждан). За четыре года были выстроены конструктивные отношения данного правозащитного института с органами власти, правозащитными организациями, научным сообществом.
При Уполномоченном по правам человека в Тульской области действует Экспертный совет, включающий в себя политологов, юристов, педагогов, специалистов-практиков и известных правозащитников региона. На заседаниях Экспертного совета обсуждаются самые острые вопросы защиты прав человека, разрабатываются полезные рекомендации для законодателя. Так, в 2015 г. прошло семь заседаний Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Тульской области, на которых обсуждались такие проблемные вопросы, как деятельность УФМС России по Тульской области по вопросам миграционной политики, реализация прав инвалидов на "доступную среду", основные направления повышения правовой культуры, комплексный подход обеспечения прав на качественные услуги в сфере ЖКХ, защита прав недееспособных граждан.
Также в 2015 г. продолжилась практика активного взаимодействия Уполномоченного с региональным отделением ООО "Ассоциация юристов России" в проведении совместных конкурсов творческих работ, участии Уполномоченного по правам человека в межрегиональном молодежном юридическом лагере "Поле Куликово", научно-практических конференциях, проведении Декады права. Декада права в Тульской области — традиционный комплекс мероприятий, проходящих с 1 по 10 декабря каждого года и посвященных Дню прав человека и Дню Конституции Российской Федерации.
Интенсивное обновление законодательства, правовой нигилизм выдвигают на первый план вопросы повышения правовой культуры населения, выражающейся как в знании закона, так и в правовой активности, что требует освоения обширного и сложного комплекса правовых знаний.
Уровень правовой культуры значительной части населения Тульской области, к сожалению, пока остается низким. У многих граждан отсутствует уважение к закону как основному условию жизнедеятельности современного общества. Об этом свидетельствуют сложная криминогенная обстановка, распространенный характер правонарушений в сфере земельного, налогового, семейного, природоохранного, жилищного, трудового, миграционного законодательства, игнорирование правил и требований дорожного движения и т.п.
Сегодня общеизвестно, что становление демократического правового государства предполагает развитие гражданского общества,
которое в свою очередь требует высокого уровня правосознания населения. В этой связи деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской области с общественными правозащитными организациями в вопросах правового просвещения является наиболее актуальной. В течение 2015 г. действовали совместные проекты регионального Уполномоченного по правам человека в адресной работе по защите прав граждан: с городской правозащитной организацией "За права человека" — проект "Правовое просвещение", с областной общественной организацией "Тульское общество потребителей" — проект "Школа правовых знаний".
В настоящее время осуществляется комплексная программа правового просвещения "Основные направления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Тульской области". Программа стала основополагающим документом и объединила комплекс мероприятий среди различных групп населения с использованием электронных и печатных ресурсов. Субъектами реализации программы стали территориальные подразделения федеральных органов, органы местного самоуправления и исполнительной власти, высшие учебные заведения, общественные правозащитные организации, учреждения социальной защиты, образования и культуры.
Характерной чертой правового просвещения в Тульской области стали ежегодные региональные правозащитные форумы, целями которых являются развитие стратегии повышения правовой грамотности и правовой культуры граждан, развитие правозащитных кадров, объединение правозащитных институтов, поддержка правозащитных проектов. Первый региональный правозащитный форум был посвящен актуализации вопросов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Тульской области, второй — задачам по формированию правовой культуры населения в свете основных направлений государственной политики в области правового просвещения граждан, утвержденных Указом Президента Российской Федерации 28 апреля 2011 г. Третий региональный правозащитный форум, состоявшийся 24 сентября 2015 г., стал эффективной дискуссионной площадкой по обсуждению правозащитным сообществом проблемных вопросов повышения правового сознания граждан.
В практике работы регионального правозащитного института прочно закрепилась инновационная форма повышения правовой культуры — конкурсы творческих работ среди учащихся и студентов. Чтобы проявить уважение к историческому прошлому нашей Родины, к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны, Уполномоченным по правам человека в Туль-
ской области в 2015 г. был объявлен конкурс творческих работ среди учащихся по программам основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования Тульской области.
Успешно реализуется проект "Час информирования в местах лишения свободы", за 2015 г. проведено восемь встреч с осужденными. Кроме того, для повышения правовой грамотности по конкретным вопросам гражданам региона предоставляется бесплатная юридическая помощь.
Подобные задачи и у Уполномоченного по правам ребенка — восстановление нарушенных прав ребенка, обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка, подготовка предложений по совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка15.
Общественная палата Тульской области ставит целью своей деятельности обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Тульской области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов социально-экономического развития Тульской области, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества в Тульской области16.
Все более прослеживается тенденция к открытости власти для диалога и взаимодействия с обществом. По словам В.С. Груздева, бывшего губернатора Тульской области, широкое распространение в регионе получили активная гражданская позиция, доверительный и открытый диалог власти и жителей17. В связи с этим 28 мая 2015 г. был принят новый Устав Тульской области, предлагающий следующие нововведения: право жителей на гражданскую инициативу и народное обсуждение, право законодательной инициативы для граждан18.
Подобной гражданской активности должен послужить такой проект Тульской области, как "Открытый регион". Данный интернет-портал является открытой системой управления Тульской об-
15 См.: Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области. URL.: http:// pravarebenka.tularegion.ru
16 См.: Общественная палата Тульской области. URL.: https://op71.ru
17 См.: Послание Тульской областной Думе 2014. URL.: http://www.gruzdev.ru/ governor/ptod2/
18 См.: Устав Тульской области. URL.: http://www.tulaoblduma.ru/o_dume/pol-nomochiya/ustav.pdf
ластью, с его помощью можно напрямую обратиться к правительству, сообщить о насущной проблеме и принять участие в жизни региона через монитор компьютера. В рамках данного проекта действуют более 20 социальных сервисов, такие, как "Народный контроль", "Открытый бюджет", "Общественная инициатива" и др.19 К интернет-ресурсам, призванным активизировать гражданское общество региона, относится и портал "Тула активная"20. Его целью является объединение граждан региона с активной гражданской позицией и поддержка независимой, некоммерческой и социально значимой деятельности.
В городе и области регулярно поводятся заседания и конференции, тем или иным образом связанные с процессом формирования гражданской культуры и гражданского общества региона. Так, в декабре 2015 г. состоялся форум "Гражданское общество 71", посвященный перспективам развития гражданского общества Тулы, взаимодействию властных структур и некоммерческих объединений. Целями форума являются оптимизация способов взаимодействия общественных объединений и гражданских активистов с органами власти для решения широкого спектра экономических и социальных задач региона, распространение лучших инициатив и практик общественных объединений для более эффективного привлечения социальных инвестиций, улучшение информированности населения об осуществляющих общественно полезную деятельность организациях21.
3 февраля 2016 г. в Тульской областной Думе в рамках приема для молодых ученых состоялась дискуссия на тему "Институты гражданского общества как основа социальной стабильности и опорная точка развития региона". Участники обсуждения пришли к следующим выводам: основой гражданственности региона должно стать историческое сообщество — именно историческая память и традиции играют важную роль в осознании солидарности и идентичности граждан. Нельзя умалять роль образования — оно дает возможность сформировать картину мира и необходимую ценностную базу, что способствует раскрытию гражданского потенциала человека и его самоидентификации. Необходимым условием также является повышение вовлеченности молодежи в политику, в частности через задействие молодых людей в качестве наблюда-
19 См.: Открытый регион. Портал управления Тульской областью. URL.: https:// or71.ru/
20 См.: Тула активная. URL.: http://tulactive.ru
21 См.: В Туле прошел общественный форум активных граждан "Гражданское общество 71". URL.: https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_chambers/431/ 2173/newsitem/31966?PHPSESSID=fq71uu6e5400jpnd5eg3845kc6
телей на выборах и т.д.22 Подобные мероприятия проводятся в Туле не первый год и становятся традицией, способствующей грамотному анализу ситуации в области и регионе.
Итак, проанализировав вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Население Тулы и Тульской области обладает высоким потенциалом гражданского участия, а прогнозы по формированию гражданского общества в регионе в целом благоприятны. Свидетельство этого — растущее количество некоммерческих организаций, в частности молодежных, а также добровольческих отрядов, институтов содействия гражданскому обществу и т.д. Однако следует отметить, что пока это в большей мере количественные изменения, нежели качественные. Хотя молодые люди демонстрируют желание и готовность принимать участие в различного рода социально-политической, добровольческой активности, на практике они интересуются далеко не всеми тематиками и направлениями работы. Это отчасти связано со слабым информированием и недостаточной популяризацией отдельных видов деятельности. Более того, несмотря на развивающиеся механизмы обратной связи между народом и государством, властные структуры не всегда прислушиваются к пожеланиям и интересам граждан. Большая трудность заключается и в том, что сегодня молодых людей в первую очередь интересуют более насущные проблемы, такие, как трудоустройство, поддержка молодых семей и т.д. В совокупности с низким уровнем правовой культуры, неуважением к закону и даже его незнанием, все эти обстоятельства приводят к тому, что уровень гражданской культуры и правосознания остается не очень высоким, а без этого невозможно становление развитого гражданского общества. Необходимы объективные изменения в политической, экономической и социальной сферах, формирование условий для дальнейшего развития гражданского общества и гражданской идентичности населения. Эти задачи во многом возложены на плечи государства, в частности — органов местного самоуправления. Вместе с тем, важны поиск путей успешной политической социализации подрастающего поколения, совершенствование программ по гражданскому образованию и воспитанию. Тульская область демонстрирует последовательное и довольно уверенное решение этих проблем, однако региону и России в целом предстоит долгий путь становления развитого гражданского общества.
22 См.: Депутаты Тульской облдумы обсудили с молодыми учеными вопросы развития гражданского общества. URL.: https://myslo.ru/news/tula/2016-02-11-deputati-tulskoy-obldumi-obsudili-s-molodimi-uchenimi-voprosi-razvitiya-grazhdanskogo-obshchestva
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Администрация города Тулы. Политические партии. URL.: http://www. tula.ru/activity/society/political-parties (дата обращения: 01.02.2016).
В Туле прошел общественный форум активных граждан "Гражданское общество 71". URL.: https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_cham-bers/431/2173/newsitem/31966?PHPSESSID=fq71uu6e5400jpnd5eg3845kc6 (дата обращения: 05.02.2016).
Даль Р. О демократии. М., 2000.
Депутаты Тульской облдумы обсудили с молодыми учеными вопросы развития гражданского общества. URL.: https://myslo.ru/news/tula/2016-02-11-deputati-tulskoy-obldumi-obsudili-s-molodimi-uchenimi-voprosi-razvitiya-grazhdanskogo-obshchestva (дата обращения: 05.02.2016).
Доклад о состоянии гражданского общества в Тульской области за
2014 год. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/ (дата обращения: 17.02.2016).
Доклад о состоянии гражданского общества в Тульской области за
2015 год. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/ (дата обращения: 01.07.2016).
Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества. URL.: http://www.zircon.ru/upload/iblock/24e/Klassifi-kacija_rossijskih_regionov_po_potencialu_razvitija_GO.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
Некоммерческие организации Тульской области. URL.: http://nko71. ru/katalog-nko/ (дата обращения: 05.02.2016).
Общественная палата Тульской области. URL.: https://op71.ru (дата обращения: 10.02.2016).
Открытый регион. Портал управления Тульской областью. URL.: https:// or71.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).
Послание Тульской областной Думе 2014. URL.: http://www.gruzdev.ru/ governor/ptod2/ (дата обращения: 01.02.2016).
Самсонова Т.Н. Формирование гражданской культуры в современной России // Философские науки. 2013. № 1.
Самсонова Т.Н. Становление гражданина-патриота // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2013—2014. Т. VII. Человек как субъект конструирования / Под ред. Ю.М. Резника, М.В. Толстановой. Т. VII. М., 2014.
Сычева А. В. Молодежное добровольческое движение в Тульской области в оценках экспертного сообщества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 2.
Тула активная. URL.: http://tulactive.ru (дата обращения: 15.02.2016).
Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области. URL.: http:// pravarebenka.tularegion.ru (дата обращения: 15.02.2016).
Уполномоченный по правам человека в Тульской области. URL.: https:// ombudsman.tularegion.ru/ (дата обращения: 15.02.2016).
Устав Тульской области. URL.: http://www.tulaoblduma.ru/o_dume/pol-nomochiya/ustav.pdf (дата обращения: 17.02.2016).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p77 (дата обращения: 01.02.2016).
REFERENCES
Administracija goroda Tuly. Politicheskie partii. URL.: http://www.tula.ru/ activity/society/political-parties (data obrashhenija: 01.02.2016).
Dal'R O demokratii. M., 2000.
Deputaty Tul'skoj obldumy obsudili s molodymi uchenymi voprosy razvitija grazhdanskogo obshhestva. URL.: https://myslo.ru/news/tula/2016-02-11-deputati-tulskoy-obldumi-obsudili-s-molodimi-uchenimi-voprosi-razvitiya-grazhdanskogo-obshchestva (data obrashhenija: 05.02.2016).
Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v Tul'skoj oblasti za 2014 god. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/ (data obrashhenija: 17.02.2016).
Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v Tul'skoj oblasti za 2015 god. URL.: https://www.tularegion.ru/tula/opto/ (data obrashhenija: 01.07.2016).
Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ "O nekommercheskih organizacijah". St. 2. URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p77 (data obrashhenija: 01.02.2016).
Klassifikacija rossijskih regionov po potencialu razvitija grazhdanskogo obshhestva. URL.: http://www.zircon.ru/upload/iblock/24e/Klassifikacija_rossijskih_ regionov_po_potencialu_razvitija_GO.pdf (data obrashhenija: 01.02.2016).
Nekommercheskie organizacii Tul'skoj oblasti. URL.: http://nko71.ru/katalog-nko/ (data obrashhenija: 05.02.2016).
Obshhestvennaja palata Tul'skoj oblasti. URL.: https://op71.ru (data obrashhenija: 10.02.2016).
Otkrytyj region. Portal upravlenija Tul'skoj oblast'ju. URL.: https://or71.ru/ (data obrashhenija: 10.02.2016).
Poslanie Tul'skoj oblastnoj Dume 2014. URL.: http://www.gruzdev.ru/ governor/ptod2/ (data obrashhenija: 01.02.2016).
Samsonova T.N. Formirovanie grazhdanskoj kul'tury v sovremennoj Rossii // Filosofskie nauki. 2013. N 1.
Samsonova T.N. Stanovlenie grazhdanina-patriota // Voprosy social'noj teorii: Nauchnyj al'manah. 2013—2014. T. VII. Chelovek kak sub#ekt konstruirovanija / Pod red. Ju.M. Reznika, M.V. Tlostanovoj. T. VII. M., 2014.
Sycheva A.V. Molodezhnoe dobrovol'cheskoe dvizhenie v Tul'skoj oblasti v ocenkah jekspertnogo soobshhestva // Izvestija TulGU. Gumanitarnye nauki. 2015. Вып. 2.
Tula aktivnaja. URL.: http://tulactive.ru (data obrashhenija: 15.02.2016).
Upolnomochennyj po pravam rebenka v Tul'skoj oblasti. URL.: http://pra-varebenka.tularegion.ru (data obrashhenija: 15.02.2016).
Upolnomochennyj po pravam rebenka v Tul'skoj oblasti. URL.: https:// ombudsman.tularegion.ru/ (дата обращения: 15.02.2016).
Ustav Tul'skoj oblasti. URL.: http://www.tulaoblduma.ru/o_dume/polno-mochiya/ustav.pdf (data obrashhenija: 17.02.2016).
V Tule proshel obshhestvennyj forum aktivnyh grazhdan "Grazhdanskoe ob-shhestvo 71". URL.: https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_chambers/ 431/2173/newsitem/31966?PHPSESSID=fq71uu6e5400jpnd5eg3845kc6 (data obrashhenija: 05.02.2016).