ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201083 2020, № 11 (ноябрь) УДК 37.018
Организация деятельности вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов: из опыта РГУ имени С. А. Есенина
Минаев Андрей Иванович1
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия
Исаева Оксана Николаевна2
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия
Завертяева Юлия Ахмедовна3
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия [email protected]
Аннотация. В свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году в данной работе актуализирован вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, рассмотрены теоретические и практические основы патриотизма, культура патриотизма, приведены результаты исследования восприятия молодежью темы Великой Отечественной войны, проведенного Российским обществом социологов в 2019-2020 годах. Целью статьи является целостное представление обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в контексте проведения Года памяти и славы в Российской Федерации и с учетом особенностей организации образовательного процесса вуза в дистанционном формате в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а также выявление наиболее эффективных дистанционных форм и методов внеучебной работы в вузе и их характеристик в свете анализа новых возможностей в организации работы с молодежью. В статье рассматриваются особенности деятельности студенческих общественных объединений, проектной работы обучающихся, добровольческого (волонтерского) движения и их роль в патриотическом воспитании молодежи и формировании общекультурных компетенций студентов. Методологическую основу исследования составляют системный, средовый и личностно ориентированный подходы. В статье приведены востребованные ресурсы информационно-коммуникационной среды университета в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание в работе уделено научному потенциалу вуза, вкладу ученых-историков Рязанского государственного университета в сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне и перспективам научного поиска и дальнейших исследований в сфере исторического образования, что вносит вклад в теоретическую значимость работы. Практическая значимость полученных результатов следует из представленного в статье обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государ-
Поступила в редакцию Received 06.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.11.20
Принята к публикации Accepted for publication 19.11.20 Опубликована Published 30.11.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Минаев Андрей Иванович, доктор исторических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия.
2 Исаева Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия.
3 Завертяева Юлия Ахмедовна, начальник Управления учебно-воспитательной работы ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия.
ственного университета имени С. А. Есенина в свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В настоящий момент, особенно в период дистанционного формата работы вузов, продолжение работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи является важным и актуальным. Авторы описывают опыт работы вуза, сформированный с использованием проведенных исследований и практической деятельности. В период пандемии активизированы возможности и ресурсы электронной информационной образовательной среды вуза и созданы условия для реализации личностного потенциала молодежи в сохранении исторической правды о Великой Отечественной войне и формировании активной гражданской позиции. Участие в деятельности студенческих общественных объединений, проектной работе, добровольческом движении, без сомнения, является важным в направлении патриотического воспитания молодежи и формирования общекультурных компетенций студентов. Для авторов данной публикации первостепенной задачей является возможность поделиться положительным опытом работы в неординарных условиях деятельности всех вузов РФ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенческая молодежь, 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, историческая правда, история, проектная деятельность, добровольчество (волонтерство), студенческие объединения, дистанционный формат образования, пандемия.
Введение
Вопрос гражданско-патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции современной молодежи является особенно актуальным в последнее время. В разные периоды истории понятие «патриотизм» приобретало разные черты: неопределенности, неустойчивости, противоречивости. Значительная роль в становлении личности с активной гражданской позицией, в развитии основ гражданско-патриотического воспитания отводится культурно-историческому наследию государства, поиску оптимальных методов и форм работы с молодежью.
Указом президента РФ В. В. Путина 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это событие актуализировало вопрос патриотического воспитания в целом и студенческой молодежи в частности.
Ряд ученых выделяют такое понятие, как культура патриотизма молодежи. Так, В. А. Ружа под культурой патриотизма студенческой молодежи понимает «уважение к достижениям прошлых поколений, к ветеранам войны, труда, к традициям и обычаям народа, которые не потеряли своей значимости и в наше время» [1].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В отечественной педагогической, социологической, политической литературе имеются работы, затрагивающие вопросы формирования патриотизма у молодого поколения. Так, Т. А. Яркова считает, что идеологической основой патриотического воспитания в вузе являются духовные и нравственные ценности общества, а сама сущность патриотизма связана с духовно-нравственным, политическим, социально-гуманистическим и национальным проявлениями [2]. Н. Б. Васильева в своих исследованиях указывает на уязвимость студентов в связи с молодым возрастом в части наибольшей подверженности пропаганде различных экстремистских группировок, насаждения псевдоценностей, в связи с чем роль высших учебных учреждений в формировании патриотической грамотности молодежи стремительно возрастает и является существенной необходимостью [3]. Некоторые отечественные педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала образования, что негативно повлияло на изменение отношения молодежи к духовно-нравственным ценностям, историческому прошлому, и, как следствие, утрату современной молодежью патриотических ценностей [4]. Все это указывает на особую актуальность проблемы современного патриотического воспитания, необходимость уточнения понятия «патриот» и раскрытие направлений патриотического воспитания современной молодежи.
На протяжении ряда лет ученые-практики, занимающиеся вопросами воспитания, предлагали различные средства по определенным направлениям воспитательной работы. Так, Г. Г. Куликова выделяет три составляющие системы патриотического воспитания: материально-техническую, учебно-воспитательную и организационную. Соответственно, это памятники, музеи, специальные аудитории, средства массовой информации; методические рекомендации по организации патриотического воспитания в учебных учреждениях; крупные проекты, форумы, конференции, патриотические игры, способствующие формированию активной гражданской позиции и личности молодого человека [5]. На наш взгляд, все эти средства взаимосвязаны, их комплексное использование может дать максимально положительный результат.
В зарубежной литературе вопрос гражданско-патриотического воспитания на современном этапе исследуется в меньшей степени. Кроме того, интерес для авторов представляют современные аспекты гражданско-патриотического воспитания в России, поэтому в данной работе используются публикации преимущественно отечественных авторов. В ходе изучения вопроса о наиболее актуальных аспектах граждан-ско-патриотического воспитания молодежи были проанализированы современные тенденции данной тематики с точки зрения поиска новых форматов работы со студентами в условиях дистанционного режима обучения в зарубежных источниках. В своих исследованиях Ф. Кизилчек, Дж. Райх, М. Йоманс и другие рассматривают он-лайн-занятия в качестве инструмента, обеспечивающего беспрецедентный доступ к возможностям обучения, о чем свидетельствует его роль во время пандемии корона-вируса 2020 года. По их мнению, в образовательном процессе недостаточно предоставить доступ к учебным материалам [6]. Важно правильно построить занятие, учитывать необходимость общения с обучающимися, так как воспитательный компонент играет важную роль. И. Чириков, Т. Семенова и другие ученые предлагают использовать опыт и разработки в области дистанционного обучения мировых университетов [7]. Представители Центра эффективности образования Калифорнийского университета в Дэвисе М. Росси и К. Сайчай считают эффективным для поддержания мотивации обучающихся еженедельно проводить опросы, которые позволят провести рефлексию и построить работу таким образом, чтобы студенты не ощущали потерю связи с вузом [8]. Еще совсем недавно сложно было представить воспитательную работу в дистанционном формате, понятие «информационно-коммуникационные технологии» воспринималось лишь в контексте вспомогательных элементов, способствующих повышению эффективности процесса образования. Сегодня это основные инструменты образовательного процесса, причем всех его составляющих: учебной, научной, воспитательной. Опыт последних шести месяцев показывает, как справедливо утверждает М. Веллер, что электронное обучение можно использовать при обучении студентов любого уровня подготовки вне зависимости от уровня образования и по всем направлениям, включая внеучебную воспитательную работу [9].
В современных условиях в направлении воспитательной работы представляется важным формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма в сознании молодых людей, поэтому актуально выявление личной позиции к данным понятиям молодежи [10].
Методологическая база исследования
Примечательны результаты исследования студенческой молодежи в рамках четвертого этапа межрегионального мониторинга Российского общества социологов
«Что мы знаем о Великой Отечественной войне» (2005-2020 годы) под руководством Ю. Р. Вишневского. Такое исследование проводится раз в пять лет, чтобы проследить, как меняется отношение и память о войне, и скорректировать образовательную политику государства. Методологическую основу работы составляют системный, средо-вый и личностно ориентированный подходы.
Историческая память о Великой Отечественной войне Советского Союза 19411945 годов выступает одним из важнейших оснований общенациональной российской идентичности, приобщение к которой является необходимым компонентом культурной и гражданской социализации молодых поколений [11]. Значительная часть современной молодежи считает себя патриотами, владеет знаниями о знаменательных исторических событиях, посещает парады, участвует в гражданско-патриотических акциях.
В ходе исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, качественное сравнение, точное измерение и эксперимент).
Исследование проводилось в период с декабря 2019 года по март 2020 года, в нем приняло участие 10 884 человека: представители вузов и СПО России, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии, Украины. Иностранные студенты из общего числа опрошенных составили 785 человек. На вопрос «Приближается 75-летие Победы, какие мысли и чувства вызывает у вас эта дата?» ответ «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений» выбрало 49,7% опрошенных; о том, что с годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы, высказались 24,4% опрошенных. 17,1% участников отметили, что память о минувшей войне сохраняется в сознании их сверстников, и только 8,7% «считают, что героизм и самопожертвования во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми значительной части молодежи». Большинство (43,1%) считает, что обладает достаточными знаниями о Великой Отечественной войне. Преобладающее большинство (94,6%) не согласно с мнением о том, что Великая Отечественная война была давно и эта тема не представляет интереса. Проведенный опрос подтверждает высокий уровень вовлеченности молодежи в общероссийские мероприятия. Так, на вопрос о праздновании Дня Победы 54,3% опрошенных ответили, что смотрят парад на Красной площади по телевидению или местный парад, 33,5% принимают участие в шествии «Бессмертный полк». 56,4% студентов считает акцию «Бессмертный полк» хорошей формой воспитания патриотизма.
Патриотизм не заложен в генах человека, это не наследственное, а социальное качество, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [12]. 61,9% опрошенных студентов считают, что быть патриотом - значит уважать и знать историю России, 53% считают, что это означает чувство ответственности за происходящее в стране, среди ответов были названы: гордость за свою страну, уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, пожилым людям и инвалидам. Смогли назвать себя патриотами 64,1% опрошенных.
В последние годы органами власти разного уровня, организациями, занимающимися работой с молодежью, проводится большое количество мероприятий, патриотических акций, конкурсов проектов для поддержания молодежных инициатив, формирование активной гражданской позиции [13]. Организация и сопровождение участия студентов в мероприятиях являются приоритетными направлениями воспитательной работы в РГУ имени С. А. Есенина. На базе вуза открыт и успешно действует студенческий
общественный центр движения «Волонтеры Победы», 47 экспедиций в муниципальные районы Рязанской области осуществил волонтерский отряд «Звездный», педагогический отряд «Синяя птица» инициировал и реализовал проект «Аудитория имени Героя Советского Союза», разработал настольную игру «Герои земли рязанской».
Результаты исследования
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, наряду с приоритетом жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, является ответственность и патриотизм [14]. Закладывающийся в детстве, в юношеском возрасте патриотизм становится активной гражданской позицией молодых людей, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. В связи с тем что молодежи в настоящее время в государстве отводится роль движущей силы общества, воспитательный процесс в вузах ориентирован на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Одной из главных задач вузов в настоящее время является подготовка социально активной личности, что во многом решается посредством участия молодежи в деятельности студенческих общественных объединений, участия в студенческом самоуправлении [15]. В РГУ имени С. А. Есенина действует более 30 студенческих общественных объединений, которые формируются по принципу общности интересов студентов (наука, спорт, творчество, волонтерство, будущая профессиональная деятельность). В них формируются и реализуются навыки управления молодежи, появляется студенческая инициатива, идеи, принимаются решения. Студенческие объединения являются мощным ресурсом в патриотическом воспитании молодежи [16, 17].
В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина был создан организационный комитет, разработан и утвержден план мероприятий. Основной план содержит 100 мероприятий, которые соответствуют концепции, целям и задачам мероприятий федерального уровня. В разработке плана мероприятий принимали участие все подразделения университета, институты и факультеты, научная библиотека, управление учебно-воспитательной работы, центр региональных проектов и межрегиональных связей, студенты и студенческие объединения. План был утвержден руководством вуза и размещен на специальной вкладке на официальном сайте вуза [18].
Основные мероприятия плана включают в себя торжественные церемонии, памятные встречи, культурно-массовые, спортивные, духовно-нравственные и патриотические проекты, благотворительные акции, а также участие в мероприятиях регионального и федерального уровней. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным преподавателям и сотрудникам вуза - участникам Великой Отечественной войны. Многое из перечисленного реализовано в режиме реального времени. Пандемия коронавируса впервые в современной истории стала вызовом мирового масштаба. Переход на дистанционную форму обучения в вузах стал вынужденной мерой, необходимой для максимального сокращения риска для здоровья людей. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил о полном переходе вузов Российской Федерации на дистанционный формат работы в марте 2020 года [19]. Распространение коронавируса привело к трансформации форматов взаимодействия между участниками образовательной деятельности в вузах и способствовало, в частности, появлению новых форм работы со студенческой молодежью.
Кроме того, многие образовательные платформы открыли доступ на своих официальных сайтах к учебным пособиям и материалам, дистанционным учебным курсам, организовали вебинары по особенностям дистанционной работы, представили
рекомендации по использованию интернет-ресурсов в учебных целях [20]. Трудность сложившейся ситуации заключается в том, что в Российской Федерации отсутствует единая система, которая позволила бы эффективно осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате [21].
При переходе на дистанционное обучение участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем, связанных во многом с необходимостью корректировать содержание образования наряду с технологиями, формами и методами. В направлении внеучебной работы Министерством науки и высшего образования были разработаны «Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции», которые включают развитие новых онлайн-направлений студенческого творчества; привлечение студенческих медиацентров к информированию обучающихся о проводимых образовательной организацией внеучебных мероприятиях; создание удобной онлайн-«точки входа» для участников и зрителей проводимых образовательной организацией внеучебных он-лайн-мероприятий [22, 23]. РГУ имени С. А. Есенина, как и другие вузы страны, все направления деятельности перевел в дистанционный режим работы.
Вызов пандемии мобилизовал молодежную общественность и выявил общую солидарность вузовского сообщества в волонтерской деятельности и работе по сохранению памяти о Великой Отечественной войне [24]. Тема Великой Победы приобрела новые форматы и особую актуальность. Все структурные подразделения, студенческие и творческие объединения университета продолжили реализацию запланированных мероприятий в дистанционном формате. Одной из наиболее востребованных практик, инициированных университетом по внешним и внутренним запросам, стала волонтерская деятельность. Студенты вошли в состав волонтерского движения по оказанию помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны и многодетным семьям, присоединились к Всероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе», стали участниками единого регионального консультационного центра по поддержке и координации помощи людям в связи с распространением коронавирус-ной инфекции COVID-19.
С целью вовлечения обучающихся всех факультетов и институтов в деятельность по сохранению памяти о Великой Отечественной войне и празднованию 75-летия Победы студенческим советом университета была инициирована патриотическая акция «Мы помним!». В январе 2020 года был создан штаб акции и организовано обучение студентов - участников штаба в ежегодном образовательном лагере-семинаре «Вектор.РГу». Студенты всех институтов и факультетов РГУ имени С. А. Есенина присоединились к реализации общеуниверситетского плана мероприятий, приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенностью акции стало то, что предлагаемые форматы мероприятий отражали профессиональную направленность, способствуя тем самым формированию и демонстрации общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций обучающихся [25]. Юридический институт представил публичную лекцию «Нюрнбергский процесс: факты, хроники, итоги», естественно-географический факультет - экскурсию «Дороги Победы» по местам Рязани, связанным с событиями Великой Отечественной войны, физико-математический факультет - интерактивную игру «Код Шредин-гера». Для организации работы онлайн активно использовались ресурсы Единой образовательной информационной среды вуза, в частности медиаплатформа для образования rsu.dreamstudy, корпоративная электронная почта университета, виртуальная обучающая среда Moodte. Единой «точкой входа» работы в условиях пандемии
стал официальный сайт университета. Основной трудностью в организации учебного и особенно воспитательного процесса в условиях распространения новой коро-навирусной инфекции явилось налаживание инструментов обратной связи от студентов и преподавателей [26, 27]. Решению данной проблемы способствовала выстроенная система связей между студентами и преподавателями в социальных сетях ВКон-такте, WhatsApp, Skype и других. В социальной сети ВКонтакте создано официальное сообщество патриотической акции «Мы помним!», где можно ознакомиться со всеми знаковыми патриотическими мероприятиями вуза. Обращение к семейным историям и истории своей страны, информация о ранее неизвестных событиях, факты военных лет стали одним из значимых направлений патриотической работы со студентами в вузе в рамках юбилейной акции. В сообществе размещены видеоролики, где студенты читают стихи, в том числе собственного сочинения, рассказывают через историю, фотографии и воспоминания о смелости и подвигах героев Великой Отечественной войны - наших земляках, ушедших в свое время защищать Родину.
Творческие объединения многих вузов нашли новые формы, которые позволили студентам поддерживать привычные увлечения и успешно реализовывать свой творческий потенциал в условиях вынужденной изоляции. Коллективы продолжили встречи и репетиции в формате онлайн, осваивая платформы и меняя алгоритмы коммуникации. К работе онлайн адаптировались руководители творческих объединений РГу. Коллективы и солисты университета приняли участие в конкурсах и фестивалях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовили записи популярных песен военных лет и целые концертные программы. Научная библиотека университета представила интернет-викторину по произведениям художественной литературы «О войне, на которой я не был», разместила цифровые копии книг, изданных в годы войны и хранящихся в фонде библиотеки на сайте библиотеки.
Накануне 9 мая в вузе состоялось несколько торжественных мероприятий онлайн с участием руководства вуза, преподавателей и студентов. Они прошли на платформе онлайн-сервиса для видеоконференций Zoom и объединили более 150 человек, чтобы почтить память тех людей и событий, благодаря которым мы сегодня живем в мирное время. По итогам конференций на официальном сайте вуза и в аккаунтах университета в социальных сетях размещаются видеозаписи прошедших мероприятий.
Традиционные всероссийские общественные акции «Георгиевская ленточка» и народное шествие «Бессмертный полк» были перенесены в онлайн-формат. Появились новые акции, такие как «Окна Победы», «Флаги Победы», «Герои-рязанцы», «Фонарики Победы» и другие, которые предполагают индивидуальное участие и рассказ об участии в социальных сетях. Более двух тысяч представителей вузовского сообщества стали организаторами и участниками мероприятий, посвященных Дню Победы. Подобные форматы оказались особенно востребованными у студенческой молодежи. По отзывам студентов, тема Великой Отечественной войны очень востребована у молодежи и осознать ответственность за мир перед будущими поколениями, прочувствовать и сохранить память о тяжелейших событиях Великой Отечественной войны - это главная задача молодых граждан России [28].
Заключение
РГу имени С. А. Есенина обладает мощным научным потенциалом, в частности, в университете работает 15 докторов исторических наук. История Великой Отечественной и Второй мировой войн всегда оставалась в центре научного поиска преподавателей-историков вуза. Современность со всей очевидностью поставила задачу за-
щитить соответствующее исторической правде знание об этих войнах, которые коренным образом изменили расстановку сил на международной арене, предопределили важнейшие направления развития человечества с середины XX до начала XXI века. Вклад советского народа в победу над фашизмом, цена победы, второй фронт, отношения между союзниками во время и особенно по окончании Великой Отечественной войны - вот далеко не полный перечень дискуссионных проблем, которые все чаще приобретают острый полемический характер.
В череде событий в РГУ имени С. А. Есенина, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, свое достойное место занял межрегиональный научно-практический круглый стол, проведенный в онлайн-формате [29].
В своем докладе «Великая Победа и современность» доктор исторических наук, профессор П. В. Акульшин остановился на уроках Великой Отечественной войны, акцентировал внимание на необходимости сохранения исторической правды об этом грандиозном военно-политическом событии XX века. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России университета А. Ф. Агарев осветил вклад историков РГУ имени С. А. Есенина в изучение военной истории, анонсировал выход своей новой монографии, посвященной нашему земляку маршалу инженерных войск А. И. Прошлякову [30]. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Московского педагогического государственного университета В. Е. Воронин выступил с докладом «Антигитлеровская коалиция и проектирование послевоенного мироустройства», прозвучавшим актуально в свете формирования новой современной системы международных отношений и неоспоримого возрастания роли нашей страны на внешнеполитической арене. Проблеме второго фронта, международному аспекту победы СССР в целом посвятил свое выступление доктор исторических наук, профессор С. В. Демидов. «Великая Отечественная война и современное общество в ФРГ» - название доклада доктора филологических наук, профессора А. Г. Голодова. Автор, имеющий большой опыт работы за рубежом, на материалах западногерманской прессы проанализировал попытки современных немецких СМИ исказить историческое прошлое, принизить значение победы советского народа. Ярко, эмоционально прозвучало выступление доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и методологии науки РГУ Р. Я. Подоля на тему «Память о Великой Отечественной войне как антология русского духа». Докладчик подчеркнул, что поколение победителей создало такие духовно-нравственные ценности и смыслы, которые и по сей день позволяют россиянам осознавать себя в качестве народа-победителя, готового противостоять разрушительным для человечества угрозам. Интересный, впервые вводимый в научный оборот материал содержало выступление аспиранта Г. В. Ларина «Военно-учебные заведения Рязанской области в годы Великой Отечественной войны». В мероприятии приняло участие более 50 студентов университета [31].
Резкий, масштабный переход на дистанционный формат изменил привычный уклад жизни студентов и преподавателей вузов. Но, как любой кризисный период, он создал условия для появления новых возможностей в организации работы с молодежью. В настоящий момент, определенный особенностями пандемии, значительным количеством дистанционных видов работы в вузах, продолжение работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи является важным и актуальным. Опыт РГУ имени С. А. Есенина, сформированный с использованием проведенных исследований и практической работы, показал возможность активизации возможностей и ресурсов электронной информационной образовательной среды вуза, создания условий для реализации личностного потенциала молодежи в сохранении историче-
ской правды о Великой Отечественной войне и формировании активной гражданской позиции. Участие в деятельности студенческих общественных объединений, проектной работе, добровольческом движении, без сомнения, является важным в работе по патриотическому воспитанию молодежи и формированию общекультурных и универсальных компетенций студентов.
Считаем, что опыт деятельности, приобретенный во время пандемии, окажет влияние на траекторию развития работы с молодежью, в особенности на гражданско-патриотическое воспитание.
Ссылки на источники
1. Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2013. - 24 с.
2. Яркова Т. А. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 62-66.
3. Васильева Н. Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах России // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 8. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-vuzah-rossii/viewer.
4. Зайцева О. А. Патриотизм в сфере молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2011. - № 4 (104). -С. 103-106.
5. Куликова Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133.
6. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M. et al. Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2020. - 117 (26). - P. 14900-14905. DOI: 10.1073/pnas.1921417117.
7. Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilcec R. F. Online Education Platforms Scale College Stem Instruction with Equivalent Learning Outcomes at Lower Cost // Science advances. - 2020. - Vol. 6. - № 15. - P. 110. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/sciadv.aay5324.
8. Rossi M., Saichaie K. Getting Started: Remote Learning during Spring Quarter 2020. - URL: https://keepteach-ing.ucdavis.edu/student-resources/remote-learning-strategies.
9. Weller M. The Open Flip - a digital economic model for education // Journal of Learning for Development. - 2016. -3(2). - Р. 26-34.
10. Селиванова М. А. Гражданское воспитание студентов классического университета как фактор повышения мотивации профессионального самоопределения // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве: сб. ст. Междунар. науч. конф. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
11. Лебедев С. Д., Шаповалова И. С., Рощупкина Н. А., Шкапенко А. А. Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 3-18. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6- 2-0-1
12. Ендовицкий Д. А., Бубнов Ю. А., Гайдар К. М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 2. - С. 5-11.
13. Завертяева Ю. А. Роль студенческого самоуправления и студенческих общественных объединений вуза в патриотическом воспитании молодежи // Третий Всероссийский форум русского языка, посвященный наследию академика И. И. Срезневского, 17-19 октября 2018 года: сб. материалов / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2019. - С. 60-64.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
15. Минаев А. И., Исаева О. Н. Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей: из опыта работы РГУ имени С. А. Есенина // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения: пленарные доклады Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. - С. 93-99.
16. Томилина С. Н., Туктаров Р. Р. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема // Человек и образование. - 2014. - № 4 (41). - С. 31-36.
17. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.
18. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. - URL: https://www.rsu.edu.ru/service/75-pobeda.
19. Брифинг министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в пресс-центре Правительства Российской Федерации. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502.
20. Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реали-
зующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493.
21. Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции. - URL: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-o-perevode-vneuchebnoy-(vospitatelnoy)-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organi.
22. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 3. -С. 344-349.
23. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 6-33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201.
24. Студенты Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина помогают школьникам города Рязани в условиях дистанционного обучения // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации #СтудентРядом. - URL: https://www.facebook.com/minobrnaukigov/posts/2449173028516470.
25. Антонова Е. С., Исаева О. Н. Формирование общекультурных компетенций студентов-историков // European Social Science Journal. - 2015. - № 1 (52). - С. 194-199.
26. Шатуновский В. Л., Шатуновская Е. А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1 (87). - С. 53-56.
27. Райхлина Е. Л. Патриотизм и патриотическое воспитание подрастающего поколения: к теории и истории проблемы // Научные проблемы гуманитарных наук. - 2009. - № 2. - С. 92-99.
28. Минаев А. И., Исаева О. Н., Кирьянова Е. А., Горнов В. А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29858.
29. Круглый стол, посвященный 75-летию Победы. - URL: https://www.rsu.edu.ru/news/krugly-stol-75-let-pobedy.
30. Агарев А. Ф., Курышкин В. П. Рязанская история в событиях и лицах. - Рязань: Русское слово, 2012. - 304 с.
31. Студенческая патриотическая акция «Мы помним!». - URL: https://vk.com/public191960256.
Andrey I. Minaev,
Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan, Russia
Oksana N. Isaeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Chair, Pro-rector of Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan, Russia [email protected] Yulia A. Zavertyaeva,
Head of the Department of Educational Work, Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan? Russia [email protected]
Organization of the university activities on civil-patriotic education of students: from the experience of Ryazan State University named after S. A. Yesenin
Abstract. The article highlights the issue of patriotic education of student youth, examines the theoretical and practical foundations of patriotism, a culture of patriotism, presents the results of a study of youth perception of the theme of the Great Patriotic War, which was conducted by the Russian Society of Sociologists in 2019-2020. The aim of the work is a holistic presentation of the generalized experience of educational extracurricular work of Ryazan State University named after S.A. Yesenin in the context of the Year of Memory and Glory in the Russian Federation and taking into account the peculiarities of the organization of the educational process of the university in a distance format in an unfavorable epidemiological situation. The methodological basis of the work is formed by the systemic, environmental and personality-oriented approaches. Following the selected approaches, in the light of the analysis of new opportunities in organizing work with youth, the most effective remote forms and methods of extracurricular work at the university and their characteristics are highlighted, the resources of the information and communication environment of the university in the context of the spread of coronavirus infection COVID-19 are given. Particular attention is paid to the scientific potential of the university, the contribution of scholarly historians of Ryazan State University to the preservation of the historical truth about the Great Patriotic War and the prospects for scientific research and further research in the field of history education, which contributes to the theoretical significance of the work. The practical significance of the results obtained follows from the generalized experience of educational extracurricular work of Ryazan State University named after S.A. Yesenin in the light of the celebration of the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. Nowadays, especially in the period of the distance format of the work of universities, the continuation of work on
the patriotic education of student youth is important and relevant. The authors describe the experience of the university, formed with the use of research and practical work. In the opinion of the authors, it is important that during the period of the pandemic, the university staff created such conditions that students did not feel the loss of connection with the university, which is important in the work on patriotic education of young people and the formation of general cultural competences of students. In the current conditions, being involved in the activities of student associations, project work, volunteer movement, everyone should have the opportunity to make a personal contribution to the preservation of the historical truth about the Great Patriotic War, to the formation of a civic active position, which is important in the work on patriotic education of the youth and the formation of general cultural competences of students. This publication is to share positive experience in the extraordinary conditions of the activities of all universities in the Russian Federation.
Key words: patriotic education, students, 75-th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, historical truth,
history, project activities, volunteering, student associations, distance education, pandemic.
References
1. Ruzha, V. A. (2013). Stanovlenie i razvitie kul'tury patriotizma sovremennogo studenchestva: sociologicheskij analiz: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk, Ekaterinburg, 24 p. (in Russian).
2. Yarkova, T. A. (2016). "Problemy patrioticheskogo vospitaniya sovremennoj molodezhi", Professional'noe obrazo-vanie v Rossii i za rubezhom, № 4, pp. 62-66 (in Russian).
3. Vasil'eva, N. B. (2016). "Patrioticheskoe vospitanie studentov v vuzah Rossii", Problemy sovremennoj nauki i obra-zovaniya, № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-vuzah-ros-sii/viewer (in Russian).
4. Zajceva, O. A. (2011). "Patriotizm v sfere molodezhi", Monitoring obshchestvennogo mneniya, № 4 (104), pp. 103106 (in Russian).
5. Kulikova, G. G. (2008). "Sovremennye podhody k patrioticheskomu vospitaniyu studentov: issledovaniya, opyt, problem", Innovacii v obrazovanii, № 8, pp. 127-133 (in Russian).
6. Kizilcec, F., Reich, J., Yeomans, M. et al. (2020). "Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education", Proceedings of the National Academy of Sciences Jun, 117 (26), pp. 14900-14905. DOI: 10.1073/pnas.1921417117 (in English).
7. Chirikov, I., Semenova, T., Maloshonok, N., Bettinger, E. & Kizilcec, R. F. (2020). "Online Education Platforms Scale College Stem Instruction with Equivalent Learning Outcomes at Lower Cost", Science advances, vol. 6, № 15, pp. 110. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/sciadv.aay5324 (in English).
8. Rossi, M. & Saichaie, K. Getting Started: Remote Learning during Spring Quarter 2020. Available at: https://keep-teaching.ucdavis.edu/student-resources/remote-learning-strategies (in English).
9. Weller, M. (2016). "The Open Flip - a digital economic model for education", Journal of Learning for Development, 3(2), pp. 26-34 (in English).
10. Selivanova, M. A. "Grazhdanskoe vospitanie studentov klassicheskogo universiteta kak faktor povysheniya moti-vacii professional'nogo samoopredeleniya", Klassicheskoe lingvisticheskoe obrazovanie v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve: sb. st. Mezhdunar. nauch. konf. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).
11. Lebedev, S. D., Shapovalova, I. S., Roshchupkina, N. A. & Shkapenko, A. A. (2020). "Social'naya travma i cennosti pokolenij: Velikaya Otechestvennaya vojna v istoricheskoj pamyati studencheskoj molodezhi", Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie, t. 6, № 2, pp. 3-18. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6- 2-0-1 (in Russian).
12. Endovickij, D. A., Bubnov, Yu. A. & Gajdar, K. M. (2017). "Aktual'nye problemy vospitaniya molodezhi v sovremennoj Rossii", Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, № 2, pp. 5-11 (in Russian).
13. Zavertyaeva, Yu. A. (2019). "Rol' studencheskogo samoupravleniya i studencheskih obshchestvennyh ob"edinenij vuza v patrioticheskom vospitanii molodezhi", Tretij Vserossijskij forum russkogo yazyka, posvyashchennyj naslediyu akademika I. I. Sreznevskogo, 17-19 oktyabrya 2018 goda: sb. materialov, Ryaz. gos. un-t im. S. A. Esenina, Ryazan', pp. 60-64 (in Russian).
14. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).
15. Minaev, A. I. & Isaeva, O. N. (2018). "Formirovanie duhovno-nravstvennyh i grazhdansko-patrioticheskih cennostej: iz opyta raboty RGU imeni S. A. Esenina", in Bespalova, S. V. (ed.). Russkij mir: problemy duhovno-nravstvennogo, grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya i puti ih resheniya: plenarnye doklady Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Izd -vo DonNU, Doneck, pp. 93-99 (in Russian).
16. Tomilina, S. N., Tuktarov, R. R. (2014). "Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak pedagog-icheskaya problema", Chelovek i obrazovanie, № 4 (41), pp. 31-36 (in Russian).
17. O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody": postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (in Russian).
18. 75-letie Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne. Available at: https://www.rsu.edu.ru/service/75-pobeda (in Russian).
19. Brifing ministra nauki i vysshego obrazovaniya Valeriya Fal'kova v press-centre Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502 (in Russian).
20. Rekomendaciipo organizaciiobrazovatel'nogoprocessa vramkah realizaciiprikaza Minobrnauki Rossiiot 14 marta 2020 g. № 397 "Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizaciyah, realizuyushchih obrazovatel'nye pro-grammy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii". Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493 (in Russian).
21. Metodicheskie rekomendacii o perevode vneuchebnoj (vospitatel'noj) deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya v distancionnyj rezhim v ramkah rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii. Available at: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-o-perevode-vneuchebnoy-(vospitatelnoy)-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organi (in Russian).
22. Ivanova, D. V. & Konstantinova, V. V. (2019). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patriotich-eskogo vospitaniya studentov vuza", Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta, t. 13, № 3, pp. 344-349 (in Russian).
23. Blinov, V. I., Sergeev, I. S. & Esenina, E. Yu. (2020). "Vnezapnoe distancionnoe obuchenie: pervyj mesyac avrala (po rezul'tatam ekspress-issledovaniya i ekspress-oprosa): v 2 ch.", Professional'noe obrazovanie i rynok truda, № 2, pp. 6-33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201 (in Russian).
24. "Studenty Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina pomogayut shkol'nikam goroda Ryazani v usloviyah distancionnogo obucheniya", Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii #Stu-dentRyadom. Available at: https://www.facebook.com/minobrnaukigov/posts/2449173028516470 (in Russian).
25. Antonova, E. S. & Isaeva, O. N. (2015). "Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij studentov-istorikov", European Social Science Journal, № 1 (52), pp. 194-199 (in Russian).
26. Shatunovskij, V. L. & Shatunovskaya, E. A. (2020). "Eshchyo raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya)", Vestnik nauki i obrazovaniya, № 9-1 (87), pp. 53-56 (in Russian).
27. Rajhlina, E. L. (2009). "Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie podrastayushchego pokoleniya: k teorii i istorii problem", Nauchnye problemy gumanitarnyh nauk, № 2, pp. 92-99 (in Russian).
28. Minaev, A. I., Isaeva, O. N., Kir'yanova, E. A. & Gornov, V. A. (2020). "Osobennosti organizacii deyatel'nosti vuza v usloviyah pandemii", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 4. Available at: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=29858 (in Russian).
29. Kruglyj stol, posvyashchennyj 75-letiyu Pobedy. Available at: https://www.rsu.edu.ru/news/krugly-stol-75-let-pobedy (in Russian).
30. Agarev, A. F. & Kuryshkin, V. P. (2012). Ryazanskaya istoriya v sobytiyah i licah, Russkoe slovo, Ryazan', 304 p. (in Russian).
31. Studencheskaya patrioticheskaya akciya "My pomnim!". Available at: https://vk.com/public191960256 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Минаев А. И., Исаева О. Н., Завертяева Ю. А. Организация деятельности вуза по граж-данско-патриотическому воспитанию студентов: из опыта РГУ имени С. А. Есенина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -С. 87-98. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201083.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11083
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Минаев А. И., Исаева О. Н., Завертяева Ю. А., 2020
www.e-koncept.ru