ГуМЩШфи й
актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
№ 2 (22), 2013
Подписной индекс в каталоге «ПРЕССА РОССИИ» 43072
Издается с июня 2000 года Выходит 4 раза в год
Учредители:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;
ООО «ИнСтИтут» (Издательский центр Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева)
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-48743 от 28 февраля 2012 г.
Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов статей При перепечатке ссылка на журнал «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования» обязательна
Журнал включен в базу НЭБ eLIBRARY.RU и проект РИНЦ (сублицензионный договор № 143-07/2010 от 19.07.2010 г.); в базу данных Ulrich’s Periodicals Directory американского издательства Bowker
Материалы журнала размещены по адресам: http://elibrary.ru/title_about. asp?id=31003; http://elibrary.ru/title_about. asp?id=32291 Компьютерная верстка и художественное оформление Г. Н. Давыдовой Корректор Е. В. Савойская
Обложка: Портрет архитектора.
Вестфальский художник XVI в.
Адрес редакции:
430005, г. Саранск, ул. Пролетарская, 63, оф. 403, Историко-социологический институт Тел.: (8342) 24-25-90, 29-08-37 ”
Факс: (8342) 24-25-90 E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru Тираж 300 экз. (1-й завод - 100 экз.)
Заказ №
Отпечатано в типографии Издательства Мордовского университета 430005, Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 24
Редакционная коллегия
Арсентьев Николай Михайлович (главный редактор), член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор МГУ им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РМ.
Сомкин Александр Алексеевич (зам. главного редактора), доктор философских наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации МГУ им. Н. П. Огарева.
Давыдова Галина Николаевна (ответственный секретарь), старший преподаватель кафедры экономической истории и информационных технологий МГУ им. Н. П. Огарева.
Члены редколлегии
Андронов Владимир Петрович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева.
Арсентьев Виктор Михайлович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России МГУ им. Н. П. Огарева.
Бахлов Игорь Владимирович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и мирового политического процесса МГУ им. Н. П. Огарева. Винтин Игорь Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии МГУ им. Н. П. Огарева.
Доленко Дмитрий Владимирович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения и политологии МГУ им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РМ.
Корнишина Галина Альбертовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России МГУ им. Н. П. Огарева.
Марискин Олег Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий МГУ им. Н. П. Огарева.
Мочалов Евгений Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МГУ им. Н. П. Огарева.
Писачкин Владимир Александрович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии науки и прикладной социологии МГУ им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РМ. Савинов Леонид Иванович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы МГУ им. Н. П. Огарева.
Редакционный совет
Белозерцев Евгений Петрович, доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ (Воронеж).
Бородкин Леонид Иосифович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторической информатики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва).
Баржо Доминик, профессор, Университет Париж IV (Франция). Батырбаева Шайыркул Джолдошевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой источниковедения, историографии и исторической информатики факультета истории и регионоведения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (Киргизия). Василенко Ирина Алексеевна, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва). Вдовин Сергей Михайлович, ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск).
Дорожкин Александр Михайлович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории, методологии и философии науки Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород).
Жакишева Сауле Аукеновна, доктор исторических наук, профессор Казахской Академии Труда и Социальных Отношений (Казахстан). Кулешова Галина Петровна, доктор социологических наук, профессор Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ГОУВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (Саранск).
Кочергин Альберт Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва).
Маралов Владимир Георгиевич, доктор психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (Череповец).
Мешков Вячеслав Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета им. Ю. В. Кондратюка (Украина). Мудрик Анатолий Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ (Москва).
Пивовар Ефим Иосифович, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, ректор РГГУ (Москва).
Соловьев Александр Иванович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва).
Шапошников Лев Евгеньевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, первый проректор Нижегородского государственного педагогического университета (Нижний Новгород).
Хьерппе Риитта, профессор, почетный президент Международной ассоциации экономической истории (Финляндия).
Чжан Гуансян, профессор Цзилиньского университета (КНР).
ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /в* V і _ ^ 1 мя леї м V/ I.
содержание
Раздел і. педагогика
0 В. А. Беляева, А. А. Петренко 8 МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЯ ВУЗА
В статье актуализируется проблема духовнонравственного воспитания современной студенческой молодежи в вузе на основе анализа методологических подходов отечественной педагогической культуры в ее аксиологическом контексте. В ней представлен опыт работы научнообразовательного центра духовно-нравственной культуры и воспитания Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина в данном аспекте, приведены примеры проектирования и моделирования воспитательной работы в вузе.
_ И. В. Егорченко 15 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ: гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации образования
В статье раскрываются основные направления развития математического образования в условиях таких современных образовательных концепций, как гуманизация образования, гуманитаризация, фундаментализация образования.
Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева,
23 Н. С. Щанкина, В. Р. Мухадинов
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В данной работе рассматривается проблема формирования мировоззренческой культуры личности. Становление человека в качестве личности с определенной МКЛ объективно предстает как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностносмысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит. В результате диагностирования будущих специалистов было показано, что, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения у студентов к избранной профессии как личностно значимой, не было вы-
V A. Belyaeva, A A Petrenko MODEL OF SPIRITUEL AND MORAL TRAINING STUDENT’S YOUTH IN SCIETIFIC AND EDUCATIONAL CENTRE OF SPIRITUEL AND MORAL CULTURE AND TRAINING IN HIGHER SCHOOL
In this article the problem of spiritual and moral training the modern students in higher school stays on a high level. It describes on the bases of values of native pedagogical culture. There are experience of scientific and educational centre of spiritual and moral culture and training in high school, their projects and models of training students.
I. V Egorchenko
THE MATHEMATICAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL CONCEPTIONS: Humanization, Humanitarization, Fundamentalization of Education
The article describes the main directions of development of the mathematical education in the modern educational concepts such as the humanization of education, humanitarianism, fundamentalization of education.
T. V. Tarasova, E. V Arsentyeva,
N. S. Shchankina, V. R. Mukhadinov FEATURES OF WORLD OUTLOOK CULTURE OF THE PERSONALITY AS PEDAGOGICAL PROBLEM
In this work the problem of formation of world outlook culture of the personality is considered. Formation of the person as the personality from certain MKL objectively appears as process and result of self-understanding by the person of system of the world outlook values which existing in concrete culture of society and have turned into its personal valuable and semantic reference points of behavior, activity and the leading vital principles. They define the attitude of the personality towards, the profession, other people and world around as a whole, cause harmonious activity of the person identified in culture of society to whom it belongs.
As a result of diagnosing of future experts, it was shown that, despite existence of the steady valuable relation at students to the chosen profession as personal and significant, the same personal and valuable relation to the object of activity of
з
явлено такое же личностно-ценностное отношение к самому предмету деятельности специалиста в гуманитарной сфере - духовной культуре народа. А также выявлена несформированность позиции личной ответственности у опрошенных за сбережение и распространение нравственных традиций и отечественных культурных ценностей в современной действительности.
the expert in the humanitarian sphere - spiritual culture of the people wasn’t revealed. And also not formation of a position of a personal responsibility at respondents for savings and distribution of moral traditions and domestic cultural values in modern reality is revealed.
Раздел 2. ПСИхОлОГИя
3 2 В. П. Андронов
ВОЗМОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье анализируется традиционное содержание профессионального обучения специалистов в высшей школе и возможности формирования профессионального мышления теоретического типа.
40 Ж. Г. Гаранина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье анализируется проблема профессионального саморазвития, рассматриваются результаты экспериментального исследования особенностей саморазвития будущих специалистов.
49 Е. Н. Руськина
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ К РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доказывается необходимость развития компетентности субъектов спортивной деятельности в сфере психологической безопасности. Обоснована возможность применения новых дисциплин, направленных на углубление психологической подготовки студентов - будущих тренеров.
V. P. Andronov
OPPORTUNITIES AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF REFLEXIVE PROFESSIONAL THINKING
The article analyzes the traditional content of professional training of specialists in higher education and the possibility of a theoretical type of professional thinking.
Zh. G. Garanina
PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS DURING THE HIGHER SCHOOL TRAINING
The paper analyzes the problem of professional self-development, discusses the results of experimental studies of the self-development of future professionals.
E. N. Ruskina
THE REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO PREPARATION OF A STUDENTS - FUTURE TRAINERS TO DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A SUBJECTS OF SPORTS ACTIVITY
Need of development of competence of a subjects of sports activity for the sphere of psychological safety is proved. Importance of finding solution to the above problem in the context of preparing students - potential trainers to their future career is emphasised.
Раздел З. ПОлИТОлОГИя
- Д. В. Доленко
52 МОДЕРНИЗАЦИЯ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
В статье анализируются процессы модернизации и вестернизации в России. Обосновывается тезис о том, что ей необходима политическая модернизация без культурной вестернизации.
D. V. Dolenko
MODERNIZATION AND WESTERNIZATION IN THEPOLITICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
In the article the author analyses processes of modernization and westernization in Russia. The article contains the substantiation of the thesis about the necessity of political modernization of Russia without cultural westernization.
ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /в* %J ' — ^ 1 мя Вві м V/ 1
г*у И. Г. Кильдюшкина 57 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В МОРДОВИИ НА ФОНЕ «СТРУКТУРИЗАЦИИ.» СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛИЦЕНТРИЗМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ
В исследовании проводится анализ макро- и мезоуровневых противоречий политического и социально-экономического свойства в каркасе кризисных трансформаций транзитного общества.
66 М. Ф. Кильдюшова, А. С. Солдатова ° ° ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ: модели функционирования и проблемы эффективности
Авторы выделяют среди механизмов территориального управления, нуждающихся в оптимизации, политические, во многом определяющие специфику развития современной России. Предпринята попытка концептуализации понятия «эффективное управление регионами» и конструирования его измерительных инструментов.
I. G. Kildyushkina
THE ECONOMIC CRISIS IN MORDOVIA UNDER THE CONDITIONS OF “STRUCTURIZATION” OF SOCIAL AND POLITICAL SPHERE AND POLYCENTRISM OF POLITICAL AUTHORITY IN THE COUNTRY The analysis of contradictions of political, social and economic characteristics in the framework of crisis transformations of transit society on the macro- and meso-levels is made in the paper.
M. F. Kildyushova, A S. Soldatova POLITICAL MECHANISMS OF MANAGEMENT OF REGIONS: Basic Characteristics and Functioning Models
Authors analyze political mechanisms of territorial administration. The article attempts to conceptualize the notion of “effective management of the regions” and to construction the measuring instruments of it.
Раздел 4. социология
74 И. Е. Поверинов, Д. В. Писачкин 74 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
В статье анализируются основные концепции и подходы к изучению социального контроля в системе общественных отношений, институций и социального взаимодействия.
оз Д. А. Бистяйкина Э ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена проблемам трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, начиная с военного периода и по настоящее время.
95 Е. А Коваль
95 НОРМАТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ КАК ФАКТОРА ДЕЗАДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена рассмотрению нормативного аспекта социальной аномии как фактора молодежной дезадаптации. Разрушение нормативности морали в индивидуальном или общественном сознании приводит к состоянию социальной дезадаптации. Проблемы с моральной нормативностью особенно опасны в период активного становления личности.
I. E. Poverinov, D. V. Pisachkin
THE SOCIAL CONTROL IN THE SYSTEM
OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE
The paper analyzes the basic concepts and approaches to the study of social control in the system of social relations, institutions and social interaction.
D. A. Bistyaykina
TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF VETERANS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
The article is devoted to the problems of transformation of the system of social protection of Veterans of the Great Patriotic War, from the war period to the present time.
E. A. Koval
NORMATIVE DIMENSION OF SOCIAL ANOMIE AS A FACTOR OF YOUTH DISADAPTATION
The article considers the normative dimension of social anomie as a factor of youth disadaptation. Destruction of normativity of morality in the individual or the public consciousness leads to a state of social disadaptation. Problems with moral normativity are especially dangerous during the active formation of personality.
Раздел 5. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Н. П. Макаркин 102 ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Статья посвящена изучению проблем инновационного развития современного общества.
М. Н. Рогожа 111 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРНИТОЛОГИИ УКРАИНЫ (1850-1941 годы)
В статье рассмотрены вопросы развития украинской орнитологии в контексте истории развития науки в Российской империи и СССР. Указывается, что развитию орнитологии способствовало наличие единого научного пространства, единых методов и приемов исследования птичьего населения. Очерчен круг ученых, занимавшихся изучением птиц Украины. Показано влияние научных идей и результатов изучения птиц на формирование фаунистических и экологических воззрений научного сообщества.
7 7 _ Е. А. Савина
117 ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭРМИТАЖНЫХ СОБРАНИЙ ЕКАТЕРИНЫ II
В статье затрагивается одна из форм дворянского интеллектуального досуга в России XVIII в. - эрмитажные собрания, которые являлись относительно продолжительным по времени периодом «поэтического» светского поведения, ориентированного на обязательное обсуждение самых разных искусствоведческих проблем - театральных, литературных, музыкальных.
Т. В. Левинова I24 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ А. Н. ОСТРОВСКОГО: социокультурный аспект
В статье анализируется лексика и фразеология драматургии А. Н. Островского в лингвокультурологическом аспекте, отражающем особенности русского быта и культуры купеческого сословия.
N. P. Makarkin
INNOVATIONS AS THE BASIS FOR THE
MODERNIZATION OF SOCIETY
The article studies the problems of innovative development of modern society.
M. N. Rohozha
HISTORY OF ORNITHOLOGY OF UKRAINE
(1850-1941)
Issues of the development of Ukrainian ornithology in the context of the history of science in Russian Empire and the USSR are exposed in the paper. It is mentioned that the development of ornithology was contributed by the existence of integral scientific space, integral methods and tools of the research of the bird population. The circle of the researchers who were engaged in the studies of birds of Ukraine is mentioned. Influence of the scientific ideas and results of researches on formation of faunistic and ecological views of the academic community is outlined.
E. A. Savina
DISCOURSE ANALISIS OF HERMITAGE
MEETINGS OF EKATERINA II
The article is about one form of noble intellectual leisure activities in 18th century Russia, Hermitage meetings that took place for quite a long time. They were poetic meetings focused on discussion of different art issues devoted to theatre, literature and music.
T. V Levinova
THE LEXICAL PECULIARITIES OF THE CHARACTERS’ SPEECH OF ALEXANDER OSROVSKY: Sociocultural Aspect
The article analyzes the vocabulary and phraseology in Ostrovsky drama in lingo-cultural aspect, which shows the features of Russian life and culture of the merchant class.
128 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА РУКОПИСЕЙ
б
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /в* %J ' — ^ 1 Мя III V/ 1
УДК 37.013 ББК 74.00
В. А. Беляева, А. А. Петренко
МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЯ ВУЗА
Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, проблема воспитания, научно-образовательный центр.
V. A. Belyaeva, A. A. Petrenko
MODEL OF SPIRITUEL AND MORAL TRAINING STUDENT’S YOUTH IN SCIETIFIC AND EDUCATIONAL CENTRE OF SPIRITUEL AND MORAL CULTURE AND TRAINING IN HIGHER SCHOOL
Keywords: spirituality, spiritual and moral education, the issue of education, research and educational center.
Происходящие изменения в современном российском образовании вызывают на сегодняшний день много вопросов. Стремление к инновациям усиленно подогревается различными конкурсами и грантами, что актуализирует поиск новых направлений в выполнении требований Болонского соглашения. Двухуровневая структура и модульно-рейтинговая система обучения, внедрение ключевых компетенций как основных ориентиров профессиональной подготовки в вузе, Единый государственный экзамен и тестовый экзамен в общеобразовательной школе предполагают всестороннее осмысление и научное обоснование реализации сопровождающих их процессов. Педагогика как наука претерпевает в настоящее время серьезные трудности, поскольку внедряемые западные модели образования обращены не к личности человека, богатой духовным миром, а к человеку - прагматику, озабоченному успешной реализацией в обществе, достижению успеха в личном благополучии. Молодое поколение, особенно студенчество, находящееся в активном периоде социализации, остро воспринимает происходящие в системе образования изменения, девальвацию ценностно-смысловых ориентиров бытия в современном российском обществе.
Сохранение и восстановление традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей, являющихся на протяжении более тысячелетия основой менталитета и смыслов жизни русского человека, становится в этих условиях задачей государственной безопасности в России. Сочетание государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией жизни в России есть единственно надежный и реальный путь формирования у молодежи гражданственности и патриотизма, готовности служения Отечеству и ближнему во всех жизненных перипетиях. Полем деятельности педагогической науки становится исследование ценностно-смысловых ориентиров бытия и проблемы духовнонравственного воспитания современной молодежи в образовательных учреждениях как фактора формирования этих ориентиров. Культура России должна стать предметом изучения во всех типах учебных заведений во всем ее многообразии и многосторонности. Именно Культура России, а не предмет «Культурология».
Проблема духовного и физического выживания человека и общества стала жгучей проблемой современной России. Никакие здоровьесберегающие технологии и призы-
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /а* %J ' — ^ 1 Мя III V/ 1
вы к духовно-нравственному возрождению эту проблему не решат.
Попытка заменить духовный идеал Бога и данные им ценности какими-либо другими привела к трагическим потрясениям в жизни российского народа. Мучительное возвращение к исконно русским духовным ценностям бытия переживается всем народом: у одних стремлением к власти и обогащению любой ценой, у других - поиском способа выживания в трудных материальных условиях, вплоть до поиска заработка за пределами родины. В то же время у многих людей в России остается любовь к Отечеству и верность служения ближнему как высшие духовные ценности Заповеди Духовного идеала - идеала Творца.
Духовным идеалом для народа может быть лишь сверхличностный образ, наставляющий на благие действия и предостерегающий (наказующий) за неправедные поступки. Таким духовным идеалом был на протяжении более чем тысячелетия и остается для большей части российского общества начала XXI в. образ Божий. Направляющими в следовании человека тем духовным и нравственным ценностям бытия, которые определяются этим идеалом, являются православная вера и православная культура России.
Воспитание в душе человека иерархии духовных и нравственных ценностей православия, ориентирующих его на возвышение над самим собой на пути усовершенствования окружающего мира и жизни человека в нем, есть важнейшая задача всей системы непрерывного образования в стране. «Самое лучшее учение не то, когда допустив наперед порока одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступною для них» (Иоанн Златоуст). Сформированные ценностные установки, по мнению Святителя Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, позволяют так воспитать человека, чтобы «он твердо шел путем добродетельной жизни и явился примером для тех, которые, смотря на него, дошли до одинаковой с ним ревности к благочестивой жизни».
В свете православной педагогики понятие высших ценностей сродни с таким понятием, как святыня, т. е. они абсолютны и
бесценны. Следование истине и Красоте, свобода воли, любовь к ближнему, наличие высокого духовного идеала, деяние Добра, служение Богу обеспечивают устойчивость личности, придают определенность поведения, постоянство взаимоотношений с окружающим миром и людьми во все времена истории России. Православная культура отдает приоритет в воспитательном процессе нравственному подвижничеству человека, усилиям его внутреннего мира, который облагораживается на пути следования традициям и обычаям, сохраняемым в духовном наследии своего народа.
В современной России наблюдается активное движение общественности к возрождению исконно русских православных ценностей бытия человека и общества, воспитанию молодого поколения посредством осмысления и приобщения к духовному наследию России.
«Живое мировоззрение каждого человека... всегда и неизменно слагается из элементов трех разных порядков: из эмпирических познаний о вещах и явлениях мира, из философских определений конечной идеи мира и из религиозных созерцаний законченной картины мира. Такой состав живого мировоззрения необходимо определяется как научно-теоретическими, так и жизненнопрактическими интересами человеческого мышления...» [1, с. 3]. В этом определении русского философа В. И. Несмелова процесса «живого мировоззрения» прослеживается задача образования человека в его духовном развитии.
Важная роль в решении данной задачи отводится высшим учебным заведениям, определяющим не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и деятелей в сфере социальной жизни в стране.
В настоящее время во многих вузах России в системе дополнительного образования создаются различные структуры, целью которых является духовно-нравственное воспитание студентов на основе духовного наследия отечественной культуры.
В 1995 г. в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина был создан Центр православной педагогики. Целью его являлась подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию уча-
щихся. По мере работы центра в нем открывались новые направления, устанавливалось взаимодействие с вузами России и зарубежья. В июне 2002 г. усилиями администрации вуза и Рязанской епархии был построен университетский православный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и мученицы Татианы, который посетил Патриарх Моско-ский и всея Руси Алексий II.
За плодотворную работу по исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания и миссионерскую деятельность в работе со студентами руководитель центра профессор В. А. Беляева награждена медалью Св. князя Даниила Московского 3-й степени, Серебряным крестом Московской патриархии, почетным знаком св. Татианы (Ассоциация «Покров», г. Санкт-Петербург).
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи в центре позволил расширить направления его деятельности: научно-исследовательское,
научно-теоретическое, образовательное, краеведческое, миссионерское, благотворительное. С 1 сентября 2010 г. Центр православной педагогики реорганизован в Научно-образовательный центр духовнонравственной культуры и воспитания студентов. В рамках центра функционирует научная школа по исследованию проблем образования молодежи в контексте духовного наследия педагогической культуры России (руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. А. Беляева). Ежегодно проводятся традиционные Международные Покровские образовательные чтения, межвузовские студенческие конференции «Мой духовный мир и я в этом мире», «Взгляд в будущее» и др.
В 2010/11 учебном году в университете были организованы творческие вечера студенческой молодежи. Целью встреч был обмен мнениями о непреходящих духовных и нравственных ценностях православной культуры в жизни человека. В них принимали участие студенты РГУ (историки, филологи, будущие учителя иностранных языков, естествознания, физики и математики, теологи), медицинского университета, курсанты военно-десантного училища (всего более 100 чел.). Каждая из команд студентов представляла творческое задание (защита науч-
ного проекта, доклад, инсценировка, песня, стихотворение, игра, и др.), в котором выражает свое мнение о роли и значимости духовных и нравственных ценностей как основ ценностно-смысловых ориентиров решения человеком различных жизненных ситуаций.
Ведущая миссия таких встреч воспринимается как реальная возможность «очеловечить», воспитывать: деятельностную
сущность личности, способность обретать ценности и смыслы духовного наследия Отечества, стремление к позитивному само-созиданию и самосовершенствованию, постоянному обогащению собственного внутреннего мира. Студенты и преподаватели при разработке научно-исследовательских материалов активно сотрудничают с Межвузовской ассоциацией «Покров» Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, СвятоТихоновским институтом г. Москвы, духовным училищем и православной гимназией города Рязани, Государственным архивом Рязанской области, публичной гуманитарной православной библиотекой Николо-Ямского храма, библиотекой Свято-Троицкого монастыря г. Рязани, областным духовным центром, музеем-заповедником Рязанского кремля, краеведческим и другими отделами областной библиотеки. Большую помощь в работе центра оказывают ученые-богословы, священнослужители рязанских храмов.
Так, например, на основе изученных методических материалов В. Х. Манерова «Психодиагностика духовно-нравственной сферы личности» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) студенты III курса факультета истории и международных отношений РГУ им. С. А. Есенина разработали собственный вариант анкеты для исследования уровня сформированности патриотических ценностей у студентов и курсантов. Были обследованы более 100 чел. (курсанты П-Ш курсов военно-воздушного командного училища им. В. Ф. Маргелова и студенты РГУ им. С. А. Есенина). В результате студентами был проведен статистический, математический анализ данных в сравнительном аспекте. Авторов опроса интересовало, насколько ответы студентов по результатам анкет коррелировали с ответами курсантов. В результате
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /а* V 1 ^ 1 Мя В* м V/ I.
был сделан вывод, что уровень сформиро-ванности патриотических ценностей у курсантов более высок, чем у студентов. Так, например, при ответе на вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом» - только 42 % студентов ответили «скорее да, чем нет», тогда как 83 % курсантов ответили однозначное «да». В то же время исследователям-студентам удалось выявить схожие приоритеты и ценности, которые ценят молодые люди в жизни. Такими ценностями стали «готовность помочь другу в трудную минуту», «взаимопонимание и честность», «интеллектуальные, творческие и профессиональные способности», которые особенно высоко ценятся в дружеских компаниях студентов и курсантов. Все это говорит о том, что именно духовно-нравственные ценности занимают доминирующее место в отношениях с сокурсниками (так, например, студенты и курсанты отметили, что более всего ценят «порядочность и принципиальность»). А иерархия ценностей, которые, как считают обследуемые, у них ярче всего выражены, представлена так: любовь (духовная и физическая) (1), наличие хороших и верных друзей (2), развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) (3), воспитанность (4), ответственность (5), честность (6), чуткость (7).
Все это свидетельствует о том, что обучающаяся молодежь ориентирована на духовные и нравственные ориентиры в отношениях с другими и целенаправленная деятельность по их формированию в высших учебных заведениях является необходимой потребностью самих студентов.
Образование в современной педагогической науке рассматривается как реальная возможность «очеловечить», развить деятельностную сущность человека, его способность обрести ценности и смыслы культуры, воспитать стремление к позитивному самосозиданию и самосовершенствованию, к постоянному обогащению собственного внутреннего мира, активному участию в созидательной деятельности для других людей, для улучшения окружающего мира. Человек здесь становится субъектом жизненного пути, различных видов деятельности, образовательного процесса. Духовнонравственная составляющая сущности человека при этом подразумевается, но не
имеет какой-либо выраженной конкретики и остается за пределами образования (воспитания), либо признается как сопутствующая становлению личности «сама по себе». Каковы же результаты такой педагогики? Каковы ценностно-смысловые ориентиры студенческой молодежи, обучающейся в вузах?
В ноябре 2010 г. в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина проводился творческой вечер студенческой молодежи «Взгляд в будущее». В нем приняли участие студенты РГУ (историки, филологи, иностранных языков, естествознания, физмата, теологии), медуниверситета, курсанты ВДВ. Они представляли группы (команды из 7-12 чел.). Всего участников было около 100 чел. Целью встречи являлся обмен мнениями о непреходящих духовных и нравственных ценностях в жизни человека. Каждая из команд представляла свою домашнюю заготовку (инсценировка, песня, стихотворение, игра и др.), в которой выражала свое мнение о роли и значимости выбранных (по собственной инициативе) ценностей как основ ценностно-смысловых ориентиров решения человеком различных жизненных ситуаций. В ходе вечера возникали дискуссии, обсуждались интересующие студентов вопросы. В завершение вечера команды получили задание заполнить опросные листы, в которых следовало проранжировать по значимости предлагаемые для следующих встреч темы и написать к ним вопросы, интересующие участников. В результате были заполнены 17 опросных листов, анализ их содержания позволил выявить состояние ценностно-смысловых жизненных ориентиров, преобладающих у участников команд.
Ранжирование тем: 1-е место - «Я и моя будущая семья»; 2-е - «Жизнь и карьера. Любовь и деньги»; 3-е - «Наука и религия». Такое распределение тем по значимости указывает на признание студентами важности семейной жизни как основополагающей ценности бытия человека в мире.
Следующий вопрос, на который можно было получить ответ в результате анализа выполнения предложенного группам задания: «В какой мере у студентов представлено осознание всей сложности ценностно-смыслового содержания каждой из рассматриваемых тем». Для этого коман-
дам предлагалось по каждой теме написать вопросы, предлагаемые к дискуссионному обсуждению при следующей встрече за круглым столом. Направленность и содержательность поставленных вопросов характеризовала компетентность студентов в духовно-нравственных жизненных ценностях в сфере заданных тем. Результаты оказались весьма удручающими.
Менее одной трети опрошенных студентов сформулировали содержательные вопросы: в каком возрасте создавать семью; как ее экономически обеспечить; сколько детей предпочтительно иметь и др. Подавляющее большинство либо не задавали вопросов, либо вместо вопросов обращались к молодежным «штампам»: где найти мужа; как познакомиться с обеспеченным молодым человеком и т. п. Анализ постановки и содержания интересующих студентов вопросов выявил у большинства поверхностные знания о проблемах семейной жизни и весьма отстраненное отношение к вопросам выбора спутника жизни и создания крепкой здоровой полноценной семьи, участниками которой являются не только родители и дети, но и родственники различных поколений (старшие и младшие). У других же участников опроса (одна треть) интересы к семейной жизни в основном находились в сфере экономических проблем молодой семьи. При безусловной значимости этой стороны жизни следует заметить, что есть много других сторон семейной жизни, которые деньгами не измеряются. Игнорирование знаний о них при создании молодой семьи есть «бомба замедленного действия», и ее взрыв - это развод, в результате которого в большей мере страдают дети.
Постановка студентами вопросов по теме «Жизнь и карьера. Любовь и деньги» также не отличалась какой-либо системностью. Интересы, выраженные в них, были разрозненными и малосодержательными, что-либо характерное не выявлялось. Тема «Наука и религия» осталась практически без вопросов. Здесь было или незнание сути содержания, или нежелание студентов проявить себя интересующимися данной проблемой.
Таким образом, ценностно-смысловые ориентиры, определяющие важные сферы жизни человека, не являются вполне осмыс-
ленными студенческой молодежью, что не концентрирует, а, скорее, рассеивает их представление о будущей жизни, не способствует устойчивости мировоззренческих ценностных представлений, а создает предпосылки их перманентности. Изменить существующее положение может лишь целенаправленное и системное изучение подрастающим поколением отечественной культуры в ее духовно-нравственном содержании, как в светском, так и в религиозном представлении на всех ступенях непрерывного образования. Кроме того, необходима системная организация просветительской деятельности среди родителей учащихся средних общеобразовательных школ, направленная на ознакомление с правилами, обычаями и традициями соборной, семейной и личной жизни человека, со всеми знаниями, которые формируют ценностно-смысловые ориентиры бытия на протяжении всей его жизни. Освоение же религиозных знаний отечественной культуры может быть результативным, если в просветительской деятельности участвует богослов, если координируется взаимодействие светских и православных деятелей в воспитании подрастающего поколения. Найти пути и методы взаимодействия семьи, школы, Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения есть актуальнейшая задача современного российского общества.
Приложение.
Проект «Инновационная модель духовно-нравственного воспитания молодежи в Научно-образовательном центре духовно-нравственной культуры и воспитания»
Педагогика как наука претерпевает в настоящее время серьезные трудности, поскольку внедряемые западные модели образования обращены не к личности человека, богатой духовным миром, а к человеку-прагматику, озабоченному успешной реализацией в обществе, достижению успеха в личном благополучии. Молодое поколение, особенно студенчество, находящееся в активном периоде социализации, остро воспринимает происходящие в системе образования изменения, девальвацию ценностно-смысловых ориентиров бытия в современном российском обществе. Актуальность проекта за-
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /а* V 1 ^ 1 Мя ||| м V/ I.
ключается в необходимости сохранения и защиты духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в условиях навязывания современной молодежи доминирования материальных, псевдодуховных жизненных ориентиров. Оригинальность проекта состоит в создании системы мероприятий, направленных на решение данной проблемы, активными соавторами которой являются студенты. При этом самоактуализация и самореализация творческих способностей студентов способствуют интериоризации у них духовных и нравственных ценностей культуры своего народа.
Цель проекта: формирование ценностносмысловых ориентиров духовно-нравственной культуры учащейся молодежи в рамках международного сотрудничества и взаимодействия Научно-образовательного центра духовно-нравственной культуры и воспитания РГУ им. С. А. Есенина с другими вузами.
Задачи: 1. Научно-теоретическое обоснование развития научно-исследовательской школы по проблемам духовно-нравственной культуры и воспитания. 2. Разработка целенаправленной системы мероприятий по решению научно-образовательной проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
Тема проекта является системной инновацией, так как в проекте раскрываются теоретические и технологические основы воспитательной деятельности в вузе посредством создания и апробирования модели духовно-нравственного воспитания как целенаправленной системы мероприятий (в научноисследовательской, учебновоспитательной, творческой,
научно-методической деятельности и др.) в образовательном пространстве вуза.
Проект востребован системой непрерывного образования (вуз, ИПК, школа и другие учебные заведения) на всероссийском и международном уровне.
Проект детализирует содержание духовно-нравственного воспитания, раскрывает возможности адаптации материалов
научно-образовательной и воспитательной деятельности в решении представленной проблемы в различных учебных заведениях. Так, например, материалы работы Научно-образовательного центра духовнонравственной культуры и воспитания «Духовное наследие России: истоки и роль в образовании; христианские святыни и святые» были отмечены как актуальные на
I Международном конкурсе в Италии «О мире по-русски» в номинации «Россия знакомая и незнакомая» (май 2011 г.).
Сегодня имеются конкретные договоренности с региональными структурами, которым адресован проект:
1) договор с отделом религиозного образования и катехизации Рязанской епархии о взаимодействии в духовно-нравственном образовании и воспитании молодежи (с 2001 г.).
2) договор с МОУ «Рыбновская общеобразовательная школа № 3» о повышении квалификации педагогических работников по формированию общекультурных компетенций учащихся (октябрь-декабрь 2011 г., январь-май 2012 г.; через Институт непрерывного образования РГУ им. С. А. Есенина).
Реальные механизмы реализации данной модели духовно-нравственного воспитания включают: научное исследование про-
Инновационная модель духовно-нравственного воспитания молодежи
Рис. Инновационная модель духовно-нравственного воспитания молодежи
блем духовно-нравственного образования РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
(международные научно-практические кон- РГУ им. С. А. Есенина, г. Рязань), а также
ференции; пакет научно-исследовательских с вузами Украины, Эстонии, Латвии (сбор-
материалов, инновационные проекты и др.); ник научных трудов и др.); финансовую
студенческую клубную работу (студенты РГУ поддержку в рамках всероссийского граним. С. А. Есенина, РГМУ им. И. П. Павлова, та Фонда имени св. Серафима Саровского
курсанты РВВДКУ им. В. Ф. Маргелова, «Духовно-нравственная культура молодежи
учащиеся школы № 5 г. Рязани, Рыбнов- в контексте гуманитарного образования» на
ской школы № 3 и др.); сотрудничество с базе РГПУ им. А. И. Герцена.
Межвузовской ассоциацией «Покров» (про- Инновационный продукт представлен-ект в рамках всероссийского гранта Фонда ного проекта есть система мероприятий, реимени св. Серафима Саровского «Духовно- шающих крупную научно-образовательную
нравственная культура молодежи в контек- проблему духовно-нравственного воспита-
сте гуманитарного образования» на базе ния молодежи.
Библиографический список
1. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии : репринт, воспроизведение изд. 1913 г I В. И. Несмелов. - Казань : МП «Вернисаж», 1992. - 110 с.
Поступила G5.12.2G12.
Сведения об авторах
Беляева Валентина Александровна - доктор педагогических паук, профессор, директор Научно-образовательного центра духовно-нравственной культуры и воспитания Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Область научных интересов: педагогика, духовно-нравственные аспекты воспитания. Автор более 300 научных публикаций.
Тел.: 8 (4912) 40-15-97
E-mail: v.belyaeva@rsu.edu.ru
Петренко Антонина Анатольевна - доктор педагогических паук, доцепт, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Область научных интересов: педагогика, профессионализм педагога-руководителя. Автор более 160 научных публикаций.
Тел.: 8 905 558-90-16
E-mail: petr-antonina1@yandex.ru
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013
■ < /а* %J ' — ^ 1 Мя леї м V/ 1