известия вгпу
Organizational forms of educational process for the development of the creative competence of future teachers of vocational education
The article deals with the definition of the most effective forms of the organization of the educational process for the development of the creative competence of the students of the training program "Vocational education (within a particular field)" in the conditions of the creative educational environment of the university based on the analysis of the essence and characteristics of the modern forms used in the institutions of higher education.
Key words: organizational forms of educational process, teacher of vocational education, creative competence, creative educational environment.
(Статья поступила в редакцию 21.12.2020)
Д.В. ПАНЧЕНКО (Волгоград)
digital art социальных сетей в контексте личностного развития и образовательных задач
Анализируется педагогический потенциал современного компьютерного искусства, примеры которого транслируют исторический культурный опыт и активно публикуются представителями современного поколения в социальных сетях («ВКонтакте», «Инста-грам», «Фейсбук», «Пинтерест»). Рассматриваются общие вопросы использования работ диджитал-художников в учебном и воспитательном процессе.
Ключевые слова: цифровое образование, социальные сети, феномен скользящего взгляда, визуальная информация, эстетическое воспитание, личностное развитие.
Современный ребенок, охваченный в полном смысле слова историчным чувством тяги ко всему новому, оказался в силовом поле визуальной культуры и интернет-технологий.
На первый взгляд кажется, что естественный язык значительно утрачивает свою универсальность, уступая в коммуникативных 1Т-пространствах невербальным средствам общения: картинкам, фотографиям, видеопосланиям. Причина тому - высокая скорость передачи и поглощения пользователями информации, которую обеспечивает изобразительность, а не текст. Эту смену технологических систем и связанные с ней опасения часто сопоставляют с революцией Гутенберга.
В настоящее время культурологи и социологи констатируют, что российская действительность столкнулась с настоящим вызовом - сменой поколений. «Детям поколения 2, привыкшим с детства к визуальной информации, сложнее воспринимать тексты, чем "игрекам". Маркетинговые коммуникации в отношении 2 будут, в основном, визуальными», -делают выводы эксперты [16, с. 23].
Понимание изменений социокультурного фона, серьезно влияющих на образовательный процесс, вызывает у педагогов уместный вопрос: как использовать новые технологии, интернет-ресурсы рационально, не растрачивая внимание на эффекты и тем самым не обедняя познавательную восприимчивость, а углубляя, умножая устные и письменные тексты на визуальность Интернета и привлекательность цифровых средств.
Особенно важно учитывать, что под воздействием новых технологий не просто возникает привычка использовать смартфон или планшет, качественно меняются перцептивные и аналитические свойства психики: «Новые медиа - это расширение нервной системы человека». «В нашу электрическую эпоху мы видим себя все более и более переводимыми в форму информации и идущими в сторону технологического расширения сознания» [7, с. 32]. «Архимед как-то сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". Сегодня он ткнул бы пальцем в наши электрические средства коммуникации и сказал: "Я обопрусь на ваши глаза, уши, нервы и мозг, и мир будет вертеться в любом ритме и на любой манер, как только я пожелаю"» [Там же, с. 38].
однако говорить, что традиция письма, линейных текстов и классических педагогических технологий может утратиться, переставая глубоко воздействовать на людей XXI в., преждевременно. Маршалл Макклюэн предостерегал от неосмысленного перехода к тех-
О Панченко Д.В., 2021
педагогические науки
нологизации, опираясь в своих рассуждениях на исторический опыт: «Если мы так и будем упрямо придерживаться общепринятого подхода к этим процессам развития, то наша традиционная культура будет сметена с лица земли, подобно тому, как это произошло в шестнадцатом веке со схоластикой. Если бы схоласты с их сложной устной культурой поняли Гутенбергову технологию, они могли бы создать новый синтез письменного и устного образования вместо того, чтобы сойти со сцены истории и позволить захватить всю сферу образования простой визуальной странице. Устные схоласты не справились с новым визуальным вызовом печати» [7, с. 39].
Педагогическое сообщество цифровой эры тоже предпринимает попытки реагировать на вызов, брошенный современной тех-нологизацией, с одной стороны, не канонизируя «старину», но и не слепо следуя всему новому, т. к. базовым принципом различных обучающих методик (в согласии с общепедагогическим принципом системности) является равновесие и чувство меры. В образовательном поле предметов гуманитарного цикла об этом написано достаточно убедительно. Например, ученый-педагог, классик В.В. Голубков «называл две важнейшие причины, мешающие развитию научно обоснованной теории и практики преподавания: власть шаблона, которая обедняет преподавание и делает его скучным и однообразным, и стремление к оригинальности» [17, с. 113].
На шаблонах построена коммуникация в соцсетях «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтак-те» (повторяющиеся цитаты, мемы, смайлы, эмодзи) и сам функционал сайтов. Если мы будем следовать только технической стороне цифровых платформ и использовать те компьютерные средства, которые только лишь механически работающая система кодов, то допустим эту же старую педагогическую ошибку: шаблонность и поверхностность не сделают преподавание ярким, интересным, живым. «И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?!» [15].
Поскольку растущие умы всегда, выражаясь словами В.В. Маяковского, «обожают всяческую жизнь», то из цифровой сферы необходимо извлекать не только готовые функциональные средства (сайты, приложения для смартфонов, сетевые проекты), инструменты передачи информации (схемы, зарисовки и наброски, именуемые на английский манер «скетчами», инфографику), а, собствен-
Рис. 1. ЦКЬ: https://www.mstagramxom/p/ Bzx6YHbBNVL/?utm_source=ig_web_copy_link
но, саму информацию, содержание (идеи, образы, проблемы), чтобы научить в очевидном и простом увидеть скрытое и сложное, переводя внешние наблюдения в отрефлексиро-ванный материал, который укрепит ценностные установки и мировоззренческие позиции. этот навык необходимо формировать и целенаправленно и систематично в нем упражняться. Потому что у представителей подрастающего поколения, активных пользователей соц-сетей, выработалась особенная форма взаимодействия с информацией, которую можно назвать феноменом скользящего взгляда.
Сталкиваясь с ежедневными развлекательными, шаблонными практиками, чтением предельно упрощенных интернет-текстов и написанием сообщений в телеграфном стиле, школьники в определенной степени не активизируют природные способности мозга, связанные с развитием высших психических функций: мышлением, восприятием, памятью и речью. В итоге пользователи не приобретают в Интернете подлинных, крепких знаний, несмотря на наполнение сайтов и пабликов в соцсетях научно-популярными статьями, образцами современного и классического искусства, и не достигают глубины осмысления и творческого понимания различных феноменов культуры и науки, остаются лишь на поверх-
известия вгпу
Рис. 3. URL: https://www.instagram.eom/p/ B8B8SPbnOY5/?utm_source=ig_web_copy_link
ности, состоящей из обрывков цитат, фактов, картинок, разрозненных образов.
В то время как современные нейробио-логи и психологи убедительно доказывают
гипотезу нейропластичности мозга. Ученые утверждают, что главный орган центральной нервной системы обладает способностью менять даже свою структуру и функционирование под воздействием мыслей и действий самого человека; мозг и его возможности - «результат» нашего поведения, слов, мыслей, наших повседневных практик [4]. Известно также, что использование социальных сетей кардинально влияет на умственное развитие человека. «В докладе ЮНИСЕФ "Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире" сообщается, что молодежь в возрасте 15-24 года является возрастной группой с наибольшим количеством выходов в сеть» [2, с. 5].
Сегодня создаются руководства для детей младшего школьного возраста с объяснением, что такое социальные сети, как себя необходимо вести в новой цифровой реальности, а также какие существуют преимущества, правила и запреты, опасности и серьезные угрозы здоровью и жизни в таком, на первый взгляд, безобидном, удобном и интересном виртуальном мире [14].
При поверхностном взгляде на проблему дети старшего возраста, казалось бы, научились использовать соцсети корректно, но для положительного развития когнитивных способностей учащихся средней и старшей школы нужны сформированные в психике каждого подростка фильтры для интернет-информации, а также активная привычка критического осмысления.
Представляется, что компьютерное искусство (Digital art) в его современной форме способно помочь нам найти точку опоры для построения различных образовательных и воспитательных методик. Тем более что все изменения в культуре, вызванные технолизаци-ей, травматичны для психики, и искусство, согласно авторитетному мнению специалистов, способно сыграть решающую роль: «Ибо в электрическую эпоху нет более смысла в разговорах о том, что художник идет впереди своего времени. Наша технология тоже идет впереди своего времени, надо лишь суметь увидеть в ней именно то, чем она является <...> Если бы удалось убедить людей в том, что искусство является точным заблаговременным знанием того, как можно справиться с психическими и социальными последствиями очередной технологии, то разве не стали бы все как один художниками? Интересно знать, что произошло бы, если бы вдруг в искусстве увидели то, что оно есть на самом деле, а имен-
но, точную информацию о том, как следует перестроить собственную душу, чтобы вовремя предупредить очередной удар со стороны наших собственных расширенных способностей» [7, с. 37].
Исследователь цифровой культуры Лев Манович пишет, что «самое современное искусство сейчас происходит за пределами музеев и галерей», в основном в цифровом пространстве, «создание интересных изображений стало, по сути, тоже частью письменной культуры», «даже в самых отдаленных городах России, Азии и Африки люди коммуници-руют именно через фотографии» [8]. Речь идет о новом виде творчества, распространенном в социальных сетях, искусстве, основанном на использовании компьютерных технологий.
Популярная социальная сеть «Инстаграм», по мнению л. Мановича, - это «художественная коллекция, которую можно приравнивать к музейной, потому что именно там создаются сложные визуальные образы» [Там же]. «Ин-стаграм» содержит обширный материал для исследований: визуальный образный фон этого сайта/приложения оказывает серьезное влияние на становление личностной идентичности школьников и молодежи в целом. «Да, мы можем сказать, что письменная коммуникация
Рис. 4. URL: https://aboveart.ru/portfolio_page/ nevess/
кие науки -
до сих пор важна», но в большинстве случаев коммуникация осуществляется через изображения [8].
Так, в сети «Инстаграм» и на других сайтах можно найти много интересных изображений, относящихся к digital art, компьютерному искусству, на примеры которого можно посмотреть сквозь призму глубокой художественной и воспитательной ценности, т. к. «хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей» [3]. Социальные сети оказывают значительное влияние на конструирование индивидуальной картины мира и ценностной системы координат, необходимой для ориентации в пространстве смыслов.
Поэтому для формирования личности (взглядов, убеждений, идеалов) в условиях цифровизации критический анализ и интерпретация визуальных текстов соцсетей послужат выявлению, например, следующих антиномий, связанных с категориями этики и эстетики: «добро» и «зло», «красота» и «уродство», «внешняя красота» и «внутренняя красота», «временное» и «вечное», «материальное» и «духовное», «истинное» и «ложное», «природа» и «цивилизация», «природа» и «человек». Например, у таких авторов в «Инста-граме», как Smwallday, Skipcloser, Daniel serva, Atmajayaboby (рис. 1-9).
Современные художественные коллекции «рассказывают» все о тех же философских проблемах, которые беспокоят умы людей на протяжении многих веков. В этих изображениях фиксируются изменения, происходящие с современным человеком. Среди популярных образов - подчеркнутая эфемерность сущего, расчеловечивание, деструкция лица и тела, противопоставление изуродованного технологиями человека истинной красоте одушевленной природы. «Как бы то ни было, в экспериментальном искусстве людям даются точные детализации того насилия, которое грядет в отношении их душ со стороны их собственных контрраздражителей, или технологий» [7, с. 37].
В социальных сетях все текстовые сообщения сопровождаются изображениями, которые вполне возможно включать в изучаемые программные темы гуманитарных циклов, чтобы увидеть классические примеры и историче-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Рис. 5. «И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул, / И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул» (А.С. Пушкин). URL: https://8tracks.com/adriancrevan/melody-of-your-soul
%
I
mm
рис. 6. «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» (В.В. Маяковский). URL: https://www.instagram. com/p/Be5bmpBjdZk/?utm_source=ig_web_copy_ link
ские факты под другим углом - с современного ракурса, потому что «многие образы, встречающиеся в школьном изучении, сейчас создаются дизайнерами и фотографами не как художественный отклик или эхо, не как иллюстрации к литературному эпизоду, а как самостоятельные творческие проекты. Они обращают на себя внимание подростков в социальных сетях и заставляют задуматься над тем, почему некоторые темы и явления настолько популярны у людей в разное историческое время и как актуальное отражение "вечных" вопросов удивительным образом входит в резонанс с классическими текстами» [11, с. 100].
Именно поэтому практику анализа компьютерного искусства можно упомянуть, говоря о современных векторах личностного развития обучающихся: анализ диджитал-графики расширяет границы переживания своей личной и социальной идентичности, собственного «я» в контексте национальной, мировой культуры.
Известно, что сознание подростков замкнуто на какой-то части реальности, участке пространства-времени, который кажется всей реальностью. Соединение цифровых фоторабот и классических произведений, например литературы, позволяет выйти в «большое время» (М.М. Бахтин) и увидеть, как связаны разные исторические эпохи едиными ценностями, вечными смыслами, «живыми» знаниями о мире, что способствует установлению меж-поколенческого диалога и достижению понимания: «Жить в общем для всех едином пространстве - значит, одинаковым образом расчленять пространство и сочленять время... Условием всякого ориентирования является установление общей для всех членов общности точки отсчета и не только в пространстве, но и во времени» [12, с. 47].
Диджитал-работы при тщательном рассмотрении демонстрируют «незавершимый диалог, в котором ни один смысл не умирает» [1, с. 433], соединяя разные исторические периоды и современность. «Смысл выводит нас за пределы ситуации, за пределы реагирования на стимулы и непосредственные импульсы» [6, с. 129].
Приведем в качестве примера художественные работы - размышления о красоте. К слову, именно социальные сети серьезным образом изменили наши эстетические представления о красоте как об измеримой исключительно зрительно, материальной категории, что довольно сильно сбивает ориентиры и за-
Рис. 7. URL: https://www.pinterest.ru/ pin/352125264584987820/
Рис. 8. «Иные холодные, мертвые лица // Закрыты решетками, словно темница» (Н.А. Заболоцкий). URL: https://www.pinterest.de/ pin/224194887676980351/
путывает современного человека. «Мы живем в эстетическом обществе (т. е. в обществе эстетически сложных потребительских товаров и услуг). В таком обществе производство красивых изображений, интерфейсов, объектов является центральным элементом экономического и социального функционирования. Сложная эстетика, а не собственность искус-
КИЕ НАУКИ -
ства становится ключевой собственностью коммерческих товаров и услуг» [9].
Вспомним формулу Н.А. Заболоцкого в стихотворении «Некрасивая девочка»: «Что есть красота? Огонь, мерцающий в сосуде». Известно, что поэт противопоставляет форму и содержание, внешнее и внутреннее, красоту видимую и сокрытую. Красота - это не застывшее качество, а процесс, она динамична, изменчива. заболоцкий, например, сравнивает красоту с огнем - подвижным, возгорающим и угасающим, согревающим, мерцающим, переливающимся - живым, ибо все существующее изменяется.
В работах диджитал-художников красота - это состояние перехода, переплетение поверхностного и глубинного. Внешность при этом - всего лишь экран, на который транслируется жизнь внутренняя, сердечная, душевная - и ее можно увидеть по визуальному наполнению художественных работ. Многие изображения строятся на метафоре (визуальной метафоре), которая содержит два совмещенных образа с противопоставлением внешнего и внутреннего.
Визуальные метафоры, встречающиеся в текстах современной культуры (интернет-пространствах, рекламе), выполняют две важные функции - сигнальную и когнитивную, привлекают к себе внимание и создают широкое ассоциативное поле значений. Рассматривая данные свойства с позиции задач педагогики XXI в., можно назвать визуальные метафоры диджитал-арта как некие точки удивления (согласно Аристотелю, с удивления начинается мышление) и углубления понимания, познания - инструментом для решения образовательных задач.
С одной стороны, в эпоху постграмотности, полилингвальности, мультимодальности и поликультурности визуальность рассматривается как текст: диджитал-графика может стать стимулом для аналитической работы, инструментом понимания художественных произведений литературы или новейших феноменов культуры, поскольку особенно важно научить новые поколения говорить о визуальной образности, создавать законченные высказывания, аналитические суждения, критически мыслить по отношению к цифровому миру, в котором мы сейчас живем.
С другой стороны, в научной среде давно обсуждаются опасения, связанные с изменениями речевых способностей человека в технологическую эру: «Наша новая электрическая тех-
известия вгпу
рис. 9. «Есть лица - подобья ликующих песен // Из этих, как солнце, сияющих нот // Составлена песня небесных высот» (Н.А. Заболоцкий). URL: https://www.pinterest.ru/pin/496944140128968738/
нология, расширяющая наши чувства и нервы до глобальных масштабов, будет иметь огромные последствия для языка <...> Электрическая технология нуждается в словах не больше, чем цифровая вычислительная машина в числах. электричество прокладывает путь к расширению в мировом масштабе самого процесса сознания, причем без всякой его вербализации. Возможно, такое состояние коллективного сознания было довербальным состоянием человека» [7]. Поэтому, интегрируя компьютерное искусство в образовательное поле учебных дисциплин, мы создаем условия для развития умений перекодировки одной семиотической системы в другую, при которой необходимо создавать устные или письменные тексты, использовать концепты, формулировать мысли, оперировать понятиями, разграничивая одно от другого. «Говорить - значит делать мертвое духовно живым, а это требует усилий» [12, с. 45].
Использование подобного материала на предметных уроках и классных часах сможет привлечь внимание учащихся к проблемам современности и поможет по-другому увидеть искусство и «настроить» критическое видение цифровой реальности, а также выработать необходимую привычку к анализу всей окружающей информационной визуальной среды. Сделать визуальное ресурсом на уроках литературы, истории, обществознания, мировой художественной культуры - значит связать изучаемый школьный предмет с про-
странством того культурного процесса, в который сейчас мы вовлечены и в котором огромную роль играет виртуальная реальность и зрительные образы. Подобные включения в привычный контекст урока, разумеется, удивят и заинтересуют учащихся, соединят их личный опыт восприятия, потому как среда Интернета для школьников привычна и привлекательна. С визуальным вызовом можно справиться, синтезируя новую визуальность с богатством культурного опыта и языка.
список литературы
1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6: «Проблемы поэтики Достоевского», 1963. Работы 1960-х - 1970-х гг. М., 2002.
2. Бочавер А.А., Докука С.В., Новикова М.А. [и др.]. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 912 апр. 2019 г.) / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2019.
3. Волосевич Н.Н. Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/603642 (дата обращения: 15.10.2020).
4. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М., 2009.
5. Заболоцкий Н.А. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1: Столбцы и поэмы 1926-1933; Стихотворения 1932-1958. М., 1983.
6. Леонтьев Д.А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 120-140.
7. Макклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ.: В.Г. Николаев. М., 2003 [Электронный ресурс]. URL: https:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3528 (дата обращения: 20.01.2020).
8. Манович Л. Инстаграм занят тем же, чем раньше музыка: созданием субкультур [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/so ciety/15921 -lev-manovich-instagram-zanyat-tem-zhe-chem-ranshe-muzyka-sozdaniem-subkultur (дата обращения: 20.01.2020).
9. Манович Л. Инстаграм и современное искусство [Электронный ресурс]. URL: http://manovich. net/index.php/projects/instagram-and-contemporary-image (дата обращения: 20.01.2020).
10. Маяковский В.В. Послушайте! («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают...») // Его же. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1: Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов / подгот. текста и примеч. В.А. Катаняна. М., 1955. С. 60-61.
педагогические науки
11. Панченко Д.В. Визуальные метафоры как вектор анализа поэтического текста // Литература в школе. 2020. № 2. С. 98-108.
12. Пигалев А.И. Культурология: учебник для студ. вузов. Волгоград, 2008.
13. Пушкин А.С. Пророк // Его же. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2: Стихотворения 1823-1836. М., 1959.
14. Тредэ Э. Все, что нужно знать о социальных сетях / пер. с франц. Анны Сибуль; иллюстр. Halfbob. М., 2019.
15. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики [Электронный ресурс]. URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1445#pa rt_17933 (дата обращения: 20.10.2020).
16. Фуколова Ю. Игрек неизвестный: плюс-минус «игрек». Как живет и покупает поколение чудес // Коммерсантъ. Секрет Фирмы. 2014. № 6. С. 38.
17. Чертов В.Ф., Сосновская И.В. Гармония теории и практики в трудах В.В. Голубкова // Литература в школе. 2020. № 1. С. 108-120.
* * *
1. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 6: «Problemy poetiki Dostoevskogo», 1963. Raboty 1960-h - 1970-h gg. M., 2002.
2. Bochaver A.A., Dokuka S.V., Novikova M.A. [i dr.]. Blagopoluchie detej v cifrovuyu epohu: dokl. k XX apr. Mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva (Moskva, 9-12 apr. 2019 g.) / Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola eko-nomiki». M., 2019.
3. Volosevich N.N. Vospitanie lichnosti shkol'-nika - vazhnejshee uslovie optimizacii obrazovatel'-nogo processa [Elektronnyj resurs]. URL: https:// urok.1sept.ru/articles/603642 (data obrashcheniya: 15.10.2020).
4. Dojdzh N. Plastichnost' mozga. Potryasayu-shchie fakty o tom, kak mysli sposobny menyat' strukturu i funkcii nashego mozga. M., 2009.
5. Zabolockij N.A. Sobranie sochinenij: v 3 t. T. 1: Stolbcy i poemy 1926-1933; Stihotvoreniya 1932-1958. M., 1983.
6. Leont'ev D.A. Lichnost' v nepredskazuemom mire // Metodologiya i istoriya psihologii. 2010. № 3. S. 120-140.
7. Makklyuen G. M. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka / per. s angl.: V.G. Nikola-ev. M., 2003 [Elektronnyj resurs]. URL: https://gt market.ru/laboratory/basis/3528 (data obrashcheniya: 20.01.2020).
8. Manovich L. Instagram zanyat tem zhe, chem ran'she muzyka: sozdaniem subkul'tur [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.colta.ru/articles/society/15 921-lev-manovich-instagram-zanyat-tem-zhe-chem-ran
she-muzyka-sozdaniem-subkultur (data obrashcheniya: 20.01.2020).
9. Manovich L. Instagram i sovremennoe iskus-stvo [Elektronnyj resurs]. URL: http://manovich.net/ index.php/projects/instagram-and-contemporary-ima ge (data obrashcheniya: 20.01.2020).
10. Mayakovskij V.V. Poslushajte! («Poslushaj-te! Ved', esli zvezdy zazhigayut...») // Ego zhe. Pol-noe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 1: Stihotvore-niya, tragediya, poemy i stat'i 1912-1917 godov / podgot. teksta i primech. V.A. Katanyana. M., 1955. S. 60-61.
11. Panchenko D.V. Vizual'nye metafory kak vektor analiza poeticheskogo teksta // Literatura v shkole. 2020. № 2. S. 98-108.
12. Pigalev A.I. Kul'turologiya: uchebnik dlya stud. vuzov. Volgograd, 2008.
13. Pushkin A.S. Prorok // Ego zhe. Sobranie sochinenij: v 10 t. T. 2: Stihotvoreniya 1823-1836. M., 1959. S. 149.
14. Trede E. Vse, chto nuzhno znat' o social'nyh setyah / per. s franc. Anny Sibul'; illyustr. Halfbob. M., 2019.
15. Feofan Zatvornik. Put' ko spaseniyu. Kratkij ocherk asketiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://lib. pravmir.ru/library/readbook/1445#part_17933 (data obrashcheniya: 20.10.2020).
16. Fukolova Yu. Igrek neizvestnyj: plyus-minus «igrek». Kak zhivet i pokupaet pokolenie chudes // Kommersant». Sekret Firmy. 2014. № 6. S. 38.
17. Chertov V.F., Sosnovskaya I.V. Garmoniya teorii i praktiki v trudah V.V. Golubkova // Literatura v shkole. 2020. № 1. S. 108-120.
«Digital art» of social networks in the context of personal development and educational tasks
The article deals with the analysis of the pedagogical potential of the modern computer art, the examples of which broadcast the historical cultural experience and are actively published by the representatives of the modern generation on social networks ("VKontakte", "Instagram", "Face-book" and "Pinterest"). There are considered the general issues of the use of the works of the digital artists in the educational and upbringing processes.
Key words: digital education, social networks, the glancing phenomenon, visual information, aesthetic education, personal development.
(Статья поступила в редакцию 17.01.2021)