Научная статья на тему '"селфи": правда жизни или мифологизированный конструкт?'

"селфи": правда жизни или мифологизированный конструкт? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1394
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛФИ / МЕДИЙНАЯ ПРАКТИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЙ КОНСТРУКТ / "Я"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вольф Дарья Владимировна

Автор рассматривает селфи как чрезвычайно важную медийную практику, которая позволяет совместить внешнее бытие и визуальную публикацию личного существования, которая одновременно является и «правдой жизни», и мифологизированным конструктом своего «Я». Селфи это не только квинтэссенция нарциссизма, но еще и коммуникативный акт, призванный передать свои актуальные состояние, настроение, местонахождение, а также самодостаточный метод, в котором человек одновременно и фотографирующий и фотографируемый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"селфи": правда жизни или мифологизированный конструкт?»

Д. В. Вольф (Москва)

«СЕЛФИ»: ПРАВДА ЖИЗНИ ИЛИ МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЙ КОНСТРУКТ?

XXI век характеризуется проникновением во все сферы человеческой жизни новейших информационно-коммуникационных технологий, связанных, в первую очередь, с производством, фиксацией, трансформацией и трансляцией визуальных образов. Благодаря широкому распространению высокотехнологичных электронных устройств — мобильных гаджетов — появилась ежесекундная возможность самостоятельно выхватывать любые визуальные образы из потока реальности и представлять их в социальных медиа в хорошем качестве. Мобильный телефон, оснащенный камерой, играет ведущую роль в этом процессе. Особое место в практиках конструирования медиа реальности на экранах мобильных телефонов принадлежит формату селфи.

Селфи (англ. SeLfie от англ. Self—сам, само) — фотографический автопортрет, сделанный самостоятельно при помощи цифрового устройства с камерой и загруженный в социальные сети. Как правило, снимается с расстояния вытянутой руки или при помощи зеркала. Селфи — одна из важнейших культурных тенденций второго десятилетия XXI века. В наши дни практика селфи получила очень широкое распространение. Селфи делают не только молодые люди, но и пожилые, как простые люди, так и звезды, политики и спортсмены, космонавты и даже животные, которых этому специально учат.

ИСТОРИЯ ТЕРМИНА И ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Принято считать, что термин «селфи» впервые появился 13 сентября 2002 года на австралийском интернет-форуме ABC Online [Liddy]. Однако широко использовать его для обозначения фотографий самого себя стали значительно позже, лишь в 2011-2012 гг. Журналисты британско-американского новостного сайта Mashable выяснили, что популярный тег #selfie родился в январе 2011 года [Laird]. На сегодняшний день с этим тегом только в Instagram было опубликовано больше 120 миллионов фотографий, а в ноябре 2013 года Оксфордский словарь назвал «selfie» словом года, поместив его в свою онлайн-версию.

Но селфи не просто фотография себя, сделанная самолично на мобильный телефон. Чтобы фотоавтопортрет стал селфи, им необходимо

поделиться с друзьями и миром, выложить в социальные сети, как правило, добавив к нему хештег #seLfie (#селфи) или #me (#я).

Селфи становится популярной практикой у политиков, спортсменов и звезд шоу-бизнеса. Самым скандально известными групповым селфи последнего времени можно назвать селфи Барака Обамы, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и премьер-министра Дании Хелле Торнинг-Шмитт во время похорон Нельсона Манделы, а самым популярным селфи в мире на данный момент является снимок с 86-й церемонии вручения «Оскар», который выложила ведущая церемонии Эллен Дидженерес в свой Twitter в марте 2014. Это групповое селфи, на котором ведущая окружена кинозвездами Голливуда. Уже в первые часы с момента публикации звездного селфи в Твиттере снимком поделились более двух миллионов человек.

Селфи — достаточно новое явление, его только начинают исследовать. На данный момент есть несколько исследований селфи, которые носят, скорее, психологический и социологический характер. Благодаря своей распространенности во всем мире, селфи становятся материалом, на основании которого можно делать интересные выводы. Так, в Фейсбуке существует группа The SeLfies Research Network, созданная писательницей и ученым, преподавателем Нью-Йоркского Университета Терезой Сенфт (Teresa Senft). Данная группа была создана с целью объединения академических исследователей, студентов, а также всех заинтересованных в обсуждении художественных, экономических и социологических аспектов селфи. На данный момент в группе состоят чуть более 1000 участников, большинство из которых — исследователи-феминистки. В противоположность The SeLfies Research Network, другой проект — SeLfiecity был основан в 2013 году преимущественно мужской группой исследователей во главе с экспертом по теории новых медиа и программистом Львом Мановичем (Lev Manovich). Члены команды отобрали 656 тысяч фотографий из социальной сети Instagram, сделанные в 5 городах мира: Бангкоке, Берлине, Москве, Нью-Йорке и Сан-Паулу с 4 по 12 декабря, после чего ограничили набор данных 640 фотографиями из каждого города (3200 селфи в общей сложности) [Losh]. Исследователи проанализировали демографические данные (пол, возраст и т. д.) авторов селфи, их позы и выражения лиц, в том числе наклон головы, закрыты или открыты рот/глаза, положение тела, направление взгляда, наличие улыбки, в очках они или без очков и т. д. и создали на этой основе подробную интерактивную инфографику. В результате были сделаны выводы о том, средний возраст автора селфи составляет 23,7 года, что

женщины делают селфи чаще мужчин, москвичи улыбаются на селфи реже жителей других исследуемых городов и т. д.1

Нас в большей степени интересуют культурологические аспекты этого явления, которое мы будем рассматривать в широком контексте истории фотографии вообще и фотоавтопортрета в частности. Селфи можно интерпретировать как развитие поджанра автопортрета, как пример народной фотографии и как побочный продукт технологического развития последних лет. По своему влиянию и последствиям «селфи-революция» имеет сходство с революцией в фотографии начала 1890-х гг, которая была связана с первой доступной массам портативной фотокамерой Kodak Brownie.

Иногда термин селфи «задним числом» используют по отношению к прото-селфи или фотоавтопортретам, сделанным в XIX — нач. ХХ веков.

Общего мнения относительно того, кто первый сделал селфи, не существует. Возможно, первым «селфи» был дагерротип некого Роберта Корнелиуса, сделанный в 1839. Другим знаменитым примером постановочного фотоавтопортрета является автопортрет французского фотографа, пионера фотографии Ипполита Байара (Hippolyte Bayard) (1840 г.), где он предстал в образе утонувшего человека (в Сети снимок известен как «Self Portrait as a Drowned Man»).

Среди известных фотографических автопортретов можно назвать снимок Великой княжны Анастасии Николаевны, которая будучи подростком, сфотографировала себя с помощью зеркала и отправила снимок своему другу (1914 г.). На статус первого «селфи» претендует также фотография сотрудников известной манхеттенской фотостудии Byron Company, стоящих на крыше Marceau Studio в Нью-Йорке (1920 г.). На снимке мы видим пятерых мужчин крупным планом, позирующих перед камерой на фоне панорамы Нью-Йорка: трое мужчин посередине, как бы немного вдалеке, а двое других, которые стоят по бокам, держат камеру вытянутыми руками — один правой рукой, другой — левой. В подтверждение характера этого снимка как группового селфи, другой снимок показывает со стороны процесс съемки.

Американский политик и бывший госсекретарь США Колин Пауэлл также претендует на то, чтобы стать родоначальником селфи. Когда ему было 16 лет (в 1950-е гг.) он сфотографировал себя при помощи зеркала. Пауэлл совсем недавно выложил эту фотографию на своей страничке в Фейсбуке, чтобы показать, что он делал «селфи» задолго до того, как это стало массовым увлечением.

1 См. подробнее: http://selfiecity.net/.

Прототипы селфи можно встретить не только в реальной жизни, но и в мультфильмах. Например, в советском мультфильме «Ну, погоди!», на стадионе волк отнимает у кота фотоаппарат и фотографирует себя с разных ракурсов с золотой медалью на шее.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН КАК ИНСТРУМЕНТ

КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В настоящее время самым распространенным средством, служащим для фиксации визуальных образов, является мобильный телефон. Видео/фотосъемка на мобильный телефон и выкладывание в социальные сети является каждодневной практикой современного человека. Итальянский философ Маурицио Феррарис, рассматривая мобильный телефон как особый феномен культуры, одним из первых попытался понять, что такое мобильный телефон с философской точки зрения. В своей книге «Ты где? Онтология мобильного телефона» ученый доказывает, что мобильный телефон, который совмещает в себе функции телефона и компьютера, «представляет собой непревзойденное орудие конструирования социальной реальности» [Феррарис , 2010. С. 19], он порождает mobile ontology, онтологию мобильного. По мнению Феррариса, «мобильный служит гораздо в большей степени для письма, чем для разговоров» [Феррарис , 2010. С. 14], и его основная функция, помимо передачи информации, это регистрация. Первый вопрос, с которым обращаются к собеседнику по мобильному телефону: «Ты где?» — отражает суть перемен, пришедших с появлением мобильного телефона. Это не просто уточнение обстоятельства места, но еще и подтверждение присутствия абонента в этом мире, его бытия.

Мобильный телефон, безусловно, изменил нашу жизнь. Его возможности с каждым годом растут, все совершеннее становится фотокамера, встроенная в него, а, следовательно, изображение становится все четче и качественнее. Начиная с 2011-2012 гг., именно фотография, выложенная в социальную сеть, а не смс, начинает играть главную роль. Е. Сальникова акцентировала внимание на особом статусе фото- и видеокамер, назвав их «идеальными помощниками и партнерами человека по зрительному восприятию и запечатлению мира» [Сальникова, 2012. C. 516]. Таким идеальным помощником можно назвать и мобильный телефон, поскольку он совмещает в себе функцию и фото- и видеосъемки. Кроме того, отмечает Е. Сальникова, «с фото- или видеокамерой человек чувствует себя более защищенным, потому что он более оснащен теперь для своего индивидуального визуального контроля и отображения», и

сам формирует свою визуальную вселенную. Именно поэтому «человеку важно, чтобы она [фото- или видео камера] сопровождала его именно в его человеческой жизни, в его перемещениях» [Сальникова, 2012. C. 513]. Стремясь зафиксировать себя в собственном бытии, человек поколения «digital native» в течение дня регистрирует активность, которая для него значима, и представляет другим в виде фото-видео отчета. Через регулярное выкладывание своего фотопортрета в социальные сети человек как бы подтверждает свое присутствие в этом мире.

Из технических возможностей мобильного телефона «возникает огромное семиотическое поле новых социокультурных значений. С помощью мобильного телефона иная, виртуальная реальность, порожденная Интернетом, просачивается в повседневную жизнь» [Николаева Е. В., Николаева Т. Н., 2004. С. 45-52.] Медиареальность становится в каком-то смысле важнее самой реальности. Как писал в свое время Ги Дебор, а до него Ж. Бодрийяр, если событие не освещено в СМИ, оно как бы не существует [Дебор, 1999; Бодрийяр, 1991]. В данном случае та же максима может быть применена по отношению к социальным сетям. Если человек долгое время не выкладывает контент в социальные сети, другие пользователи начинают думать, что с ним что-то случилось. В их представлении человек исчез, пропал, так как виртуальные следы человека — наиболее важное доказательство его жизни в первой реальности.

Если посмотреть на профили разных в людей в социальных сетях, у каждого пользователя будет разная подборка фотографий, так как каждый сам делает акценты и определенным образом моделирует собственное «Я» и собственный жизненный универсум. Например, один пользователь чаще всего выкладывает виды, пейзажи, необычные предметы, другой — кошек и еду, третий — преимущественно фотографии себя с друзьями во время тусовок, четвертый — фотографии, связанные со здоровым образом жизни, и т. д. Тем самым, выборочными фиксациями человек создает параллельную реальность своего Я, свой имидж: совокупность фото и видео кадров создает у каждого собственную сконструированную реальность.

Таким образом, в социальных сетях и мобильных приложениях (Facebook, Instagram, Twitter, Tumblr, ВКонтакте) каждый организует некое собственное виртуальное пространство, которое в значительной степени мифологизировано, потому что выбираются и выкладываются преимущественно фото определенного типа; к самим фотографиям могут создаваться подписи, привносящие в изображение новые смыслы. Современные технические средства дают возможность представить

другую версию реальности, сконструировать ее и себя в ней (отсеивая определенные фотографии, используя фильтры, преображающие фотографию и т. п.) без опасения прослыть лжецом.

INSTAGRAM И СЮЖЕТИКА СЕЛФИ

Остановимся подробнее на Instagram как на одном из самых интересных технических средств конструирования альтернативных реальностей. Instagram является бесплатным мобильным приложением и одной из крупнейших активных социальных сетей, которая насчитывает более 200 миллионов пользователей по всему миру. На сайте приложения значится: «Запечатлейте и поделитесь моментами в мире». Идея приложения в том, чтобы обработать фото или видео, как правило, сделанное только что на мобильный телефон одним из ретро-фильтров по своему вкусу, и показать всему миру — через свой сервис или с помощью интеграции в соцсети. Благодаря Instagram любой человек может за несколько секунд получить снимок, который будет выглядеть так, как будто его сделали на старую пленочную фотокамеру и проявили вручную. Кроме того, Instagram делает фотографии квадратной формы — как камеры моментальной фотографии Polaroid, Kodak Instamatic и среднефор-матные камеры 6 х6. Именно поэтому Instagram называют «ломографи-ей в цифре» [Вороненко]. Одними из наиболее популярных сюжетов в Instagram являются селфи, вид из окна, нахождение в пробке, еда, встречи с друзьями, путешествия, посещение мероприятий и т. д. Как правило, все фотографии, выложенные в Инстаграм, обрабатываются фильтрами, что значительно улучшает эстетическую привлекательность изображения.

В целом фотография уже перестала быть привилегией профессионалов — для этого не обязательно получать специальное образование, можно научиться фотографировать даже на профессиональном уровне, благодаря Интернету и самообучению. Каждый может стать фотографом и моделью и даже звездой Instagram в одном лице, например, собрав большое количество лайков и комментариев. Для того, чтобы сделать красивый снимок, человеку больше не нужно знать в подробностях, как устроен фотоаппарат и какие процессы происходят в нем, когда он нажимает на кнопку.

При этом селфи не претендует на статус художественного произведения. Его цель — хроники жизни, дневники. Так как на первом плане в селфи находится лицо, можно провести параллели с жанром фотопортрета. Во времена расцвета живописи портрет заказывали профессиональным художникам, что могли позволить себе лишь обеспеченные

люди. В СССР специально ходили в фотоателье, чтобы сделать фотопортрет. И тогда опять требовался профессионал. Сейчас технические возможности современной цифровой техники и темп жизни современного человека дают возможность быстро фиксировать происходящее и делать фотографии в большом количестве. Человеку больше не нужен профессионал. Делать фотоавтопортрет легко и просто.

Под прицелом камеры мобильного телефона оказываются совершенно обыденные предметы и ситуации — селфи в зеркале шкафа/лифта/тренажерного зала или другом зеркале с целью поделиться своим луком (от англ. look — внешний вид, облик). Отсюда и так называемый лифтолук, получивший столь большую популярность у пользователей Instagram во всем мире. Лифтолук — это фотоавтопортрет в лифте, в котором есть зеркало/зеркала. Казалось бы, в лифте нет интересного фона, что же побуждает людей бесконечно снимать лифтолуки? Так же как и в общественном туалете нет ничего примечательного, за редким исключением. В роли провокатора здесь выступает зеркало, оно побуждает человека делать селфи и подпитывает его страсть к фиксации. Благодаря зеркалу происходит встреча человека с самим собой. И эта встреча по-настоящему знаменательна. Человек, который увидел себя со стороны, хочет себя задокументировать. Наличие зеркал вокруг и фотокамеры в мобильном телефоне провоцирует людей запечатлевать себя снова и снова. Селфи — это квинтэссенция нарциссизма эпохи «развитого постмодернизма».

Формат селфи эволюционирует и порождает новые разновидности. Со временем появились такие виды селфи как helfie (фото своих волос), welfie (автопортрет на тренировке), drelfie (фото пьяного себя), а также bookshelfie (автопортрет на фоне книжных полок) и legsie (фото своих вытянутых ног с красивым задним фоном), felfies (селфи, сделанный на ферме). Одним из популярных видов селфи последнего времени являются селфи из постели, как предполагается, сразу после секса, которые публикуются с хэштегами #aftersex и #aftersexhair.

Кроме того, если когда-то человек фотографировался целиком, в полный рост, а фотографии, на которых обрезаны ноги или голова, считались неудачными и отбраковывались, то теперь целостность становится не важна. На селфи может быть часть лица или какая-то часть тела человека. Существуют также селфи-коллажи, на которых не просто лицо человека в анфас, а где экран разделен на части при помощи специальной виртуальной рамки, в каждой из этих частей мы видим элементы одного тела по отдельности. Например, в одной — полностью лицо, в дру-

гой — крупный план ногтей (маникюр), в третьей — нога, рука, любая часть тела с татуировкой, в четвертой — глаз крупным планом и т. д. К типичным селфи можно отнести снимки, на которых видно только лицо и небольшой фрагмент фона (или же фона совсем не видно) и селфи, сделанные с помощью зеркала, не всегда в полный рост (иногда с обрезанной головой). Таким образом, репрезентантом человека становятся его части тела. Человек как бы разделяет свое тело, и его фрагментированная телесность становится равной ему самому.

Селфи можно рассматривать как новую форму коммуникации. Фактически, они призваны не просто показать, «какой я сегодня красивый» или «как я себя люблю», но еще показать друзьям или членам семьи свое актуальное состояние — приподнятое настроение, восторг и т. д. Улыбчивых селфи все же больше, чем угрюмых селфи. Выложить селфи — это все равно что начать общение, все равно что сказать «привет» или «как дела?». Или, вместо того, чтобы писать: «Я пришел на работу», выложить фотографию из офиса .

Можно предположить, что Instagram — это визуальный аналог Твит-тера. Так же как и Твиттер, Instagram призван ответить на вопрос «Что ты сейчас делаешь?». Но, в отличие от Твиттера, который отражает реальную жизнь и часто используется для передачи новостей как личного, так и общественного значения, селфи является, как и всякое изображение, символичным. А изображение — это некий текст, несущий определенные социокультурные коды. Визуальный текст дает возможность непрямого высказывания. Не обязательно писать, где ты находишься и чем занимаешься, достаточно просто загрузить фото.

За время своего относительно недолгого существования селфи успели создать шаблонные сюжеты, которые становятся основой для ти-пологизации городской жизни. Это повседневность, которая проходит в декорациях города, как правило, мегаполиса: за рулем личного автомобиля в пробке, в лифте, на рабочем месте, в туалете, кафе, ресторане, в отражении больших круглых зеркал на кассах супермаркетов и т. д. Селфи перед вылетом в отпуск — в самолете, в аэропорту также пользуются большой популярностью.

В кадре может оказаться не только сам фотограф, но и другие люди и предметы, намеренно или случайно. Но селфи не ограничивается набором стандартных ситуаций. У современного человека также наблюдается стремление фиксировать себя не только в повседневных обыденных ситуациях, но еще фиксировать все необычное, связанное с экстримом. Например, селфи на фоне аварии, селфи на фоне бомжа, сел-

фи на американских горках, снятое по ходу движения, селфи на экстремальной высоте / во время прыжка с парашютом, селфи под водой, селфи во время исполнения трюка на велосипеде и т.п. являются примерами этой тенденции. Среди авторов экстремальных селфи можно назвать путешественника, блогера и фотографа Ли Томпсона (Lee Thompson), который забрался на вершину статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро и сфотографировал себя1; молодого смельчака, известного под ником «Христианин», который снял селфи, пока за ним гнались разъяренные животные во время Бычьего бега в Бейтауне, штат Техас; фотографа и городского альпиниста Кирилла Орешкина, который прославился благодаря своей страсти делать селфи, когда висит на одном из высотных зданий, или гуляет по кабельному мосту, или даже стоит на гигантской звезде на крыше высотной башни.

Существует еще одна категория селфи, которая выходит за рамки как повседневного, так и необычного. Эти фотографии можно отнести к разряду шокирующих / выходящих за рамки морали. Среди них селфи в храмах, на похоронах и т. д. Стало известно о случае, когда российский предприниматель снял себя на телефон во время попытки самоубийства, после чего покончил с собой2. Еще один известный пример — селфи девушки, которая запечатлела себя на фоне Бруклинского моста в тот момент, когда спасатели пытались снять с него самоубийцу. В Сети можно обнаружить примеры других шокирующих снимков, которые выступают под видом реальных селфи. Например, когда девушка сделала селфшот с надутыми губами на фоне своей только что умершей бабушки с подписью: «Покойся с миром, бабушка (плачущий смайл). Нельзя было и мечтать о бабушке лучше тебя». Более того, если верить Интернет-СМИ, в мае 2013 года в нью-йоркском районе Бронкс 23-летний парень убил собственную мать и сфотографировался на мобильный телефон с ее отрубленной головой. В октябре того же года в штате Флорида ученик старшей школы сфотографировал сам себя в классе, где в этот момент рожала его учительница. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что все ситуации, представленные в этих селфи, соответствуют действительности, поскольку не всегда можно найти доказательства их достоверности. Тем не менее, впечатляющее количество селфи с самой разнообразной те-

1 У убитого в Домодедове бизнесмена нашли суицидальные селфи [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1568956&cid=8 (дата обращения: 19.05.2014).

2 «Селфи» на крови: американка сфотографировалась на фоне суицида. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1164286&cid=520

матикой, в т. ч. скандальных и шокирующих, позволяет делать выводы о том, что феномен селфи претендует на то, чтобы захватить все стороны нашей жизни.

У. Эко отмечал, что наша цивилизация становится image-oriented, ориентированной на зрительный образ. При этом ученый подчеркивал, что визуальные коммуникации должны сосуществовать с вербальными, в первую очередь с письменными [Эко]. В случае с селфи, авторская подпись, размещенная под снимком в инстаграм, а также хештеги, часто помогают декодировать смысл визуального сообщения или опровергнуть его.

МИФОЛОГИЗИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СЕЛФИ

Фотография может с легкостью стать инструментом для конструирования и представления личности, собственного «Я». Действительно, «фотографические автопортреты предлагают наибольшую возможность контролировать собственный образ, позволяя представлять себя другим опосредованно» [TifentaLe]. Преподаватель философии из Университета Халла, Доун М. Уилсон (Dawn M. WiLson), специализирующаяся в области философии фотографии и фотографического автопортрета в частности, обратила внимание на то, что «в формате автопортрета автор стремится к такой же степени доступности собственного лица, с которой ему доступно лицо любого другого человека, которое он собирается изобразить» [WiLson, 2013. C. 58].

Выбирая тот или иной фильтр для своего снимка, пользователь проявляет креативность, пусть она и ограничена набором из 19 фильтров, и может почувствовать себя творцом. С помощью фотографий в Инстаграм изображение реальности украшается, представляется в идеальном виде: изменяются реальные цвета (их можно сделать ярче, или наоборот, мрачнее, из цветной фотографии сделать черно-белую и т. д.), добавляется красивая рамка к изображению, какие-то объекты выводится на передний план, другие размываются и т. д. Все это для того, чтобы передать свое ощущение и восприятие реальности, свои эмоции: ты не увидишь то, что вижу я, но зато ты почувствуешь то, что чувствую я.

Человек стремится зафиксировать себя в собственном бытии, и мобильные фотоснимки делают возможной визуализацию личной экзистенции. Фильтруя свою повседневность, выбирая в течение дня кадры, складывающиеся в особую, значимую для него микроисторию, каждый сам моделирует медиареальность, которая центрируется вокруг его собственного «Я». Селфи — это апогей эгоцентричной модели вселенной, алиби присутствия человека в этой реальности, в этом мире. При этом

метод селфи самодостаточен, так как он отменяет необходимость присутствия Другого в акте подтверждения факта собственного бытия здесь и сейчас (в процессе съемки). Человек сам является мишенью, референтом, фотографическим Spectrum'ом и одновременно Operator'ом, то есть одновременно и Фотографирующим и Фотографируемым (говоря языком Барта из «Camera Lucida»). Получается, что из трех способов действия Барта — Operator, Spectrum и Spectator — исчезает Operator. Остается «два типа опыта: опыт разглядываемого субъекта и опыт субъекта разглядывающего» [Барт, 2011. C. 6].

Среди синонимов слова «селфи» журналистами часто используются такие слова, как «самострел» и «самоснимок». Все они апеллируют к самостоятельности и автономности человека. Некогда распространенная просьба случайного прохожего сфотографировать его теряет актуальность. Другой нужен, но не для того, чтобы фотографировать, а для того, чтобы смотреть и оценивать (комментировать, ставить лайки). Тяга документировать жизнь, оставлять следы своего существования для потомков была всегда, и селфи — это лишь очередной виток ее развития. Если раньше люди хранили свои фотографии дома, иногда показывали гостям или пересматривали их сами, то сейчас человеку важно не только самому смотреть на свои фотографии, но и показать себя другим в контексте квази-реальности, которую он собрал из наличных артефактов повседневности, получить одобрение со стороны. То есть не просто сфотографируй себя, но еще и отошли друзьям: я на улице, я в кафешке, а вот я на рабочем месте. Так возникает не просто автопортрет, а селфи как сконструированный образ своего «Я», как иконический знак некоторой личности.

В процессе съемки человек подстраивает камеру телефона так, чтобы выбрать лучший ракурс самого себя, представить себя в выгодном свете. Только сам человек знает, каким бы он хотел себя видеть. В результате этого возникает позирование. Вилем Флюссер, один из виднейших теоретиков медиа, коммуникации и фотографии, отмечал: «Фотограф больше не должен, подобно художнику, концентрироваться на кисти, а может предаться свободной игре с фотокамерой. Работа по печати образов на поверхности, которую необходимо выполнять, происходит теперь автоматически: с инструментальной стороной аппарата "покончено", человек теперь занят только игровой стороной аппарата» [Флюс-сер, 2008]. Таким образом, человек оказывается вовлеченным в процесс игры. Ролан Барт подчеркивал, что как только человек чувствует, что он попадает в объектив, он «конституирует себя в процессе "позирования",

мгновенно фабрикует себе другое тело, заранее превращая себя в образ» [Барт, 2011. C. 6]. Селфи и есть позирование, это конституирование человеком себя в процессе «позирования».

Первые (фото)модели вынуждены были длительное время оставаться неподвижными, вживаться в каждый миг, что было обусловлено технически — слабая светочувствительность первых пластинок требовала большой выдержки при натурных съемках. Как остроумно заметил В. Беньямин, рассуждая о ранней фотографии, «достаточно лишь взглянуть на сюртук Шеллинга; он совершенно определенно готов отправиться в вечность вместе с его хозяином, его складки не менее значимы, чем морщины на лице философа» [Беньямин, 2013. C. 15]. Современный человек становится моделью, он ни капли не стесняется камеры мобильного телефона, наоборот, чувствует себя уверенным и раскрепощенным перд ним. Сегодня важно схватить мгновение, а не вживаться в него. На то, чтобы вживаться, у современного человека просто-напросто нет времени. Самоснимки становятся каждодневным ритуалом, сродни утреннему туалету или приему пищи. Современный человек мыслит себя медийным существом, он болеет медиареальностью, и, вслед за В. Савчуком, эту ситуацию можно назвать «приступом (медиа) реальности» [Савчук, 2013].

Авторов селфи можно условно разделить на две группы: первые показывают свое ироническое отношение к этому, в результате чего происходит снятие пафоса селфи через иронию; вторые ориентированы на серьезность и пафос. Пользователь Instagram yordaki разместил в Инстаграм самоснимок в зеркале с подписью: «чем же еще заниматься». На заднем плане видна сушилка для белья с развешенным бельем и прочие предметы. Подпись говорит о том, автор данного селфи относится иронично к селфи, к тому же считает его совершенно повседневным занятием. Чем же еще заниматься, как не фотографировать себя любимого. Это типичное селфи представляет собой самоиронию и пародию на тысячи подобных типичных селфи. Сушилка для белья и аскетичный интерьер не становятся помехой. Выражение лица очень серьезное.

Очень часто, делая селфи, люди делают т.н. «duck face», «дак-фейс», т. е. утиное лицо (во время фотографирования человек строит губы бантиком, надувает их, как у утки). Это своего рода социальная игра по Барту, т. к. человек заранее готовится позировать, дает понять «свое ироническое отношение (conscience amusée) к церемониалу фотографирования». Только это уже не легкая усмешка, которая «не должна ... ни в коей мере изменить драгоценное существо. личности» [Барт, 2011.

С. 6]. Дакфейс — это постмодернистский ход, в котором человек показывает, что все, что вокруг,— несерьезно, это уже настоящая сверхирония.

И если Барта, когда он, фотографируясь, имитировал самого себя, посещало «ощущение неаутентичности, временами даже поддельности» [Барт, 2011. С. 7], словно он испытал микроопыт смерти, теперь для типичного пользователя Инстаграм нет проблемы неаутентичности. Это, наоборот, как вторая жизнь человека, т.к. потом этот кадр начинает жить в социальных сетях, его аутентичность не ставится им самим под сомнение (сам факт, что я зафиксировал, это уже аутентично). В современных реалиях человек доказывает аутентичность места, на фоне которого он фотографируется. Важным становится не сама достопримечательность, а человек (его тело и лицо), который находится в определенном месте. По словам Льва Мановича, это фотографирование себя может быть индикационным, целым новым направлением в фотографии и новым способом индивидуального самовыражения, «это все равно что новый пейзаж, или новый процесс мышления: "Я как часть этой картины"», — говорит он [Leasca]. При этом Манович считает, что нет какого-то одного единственного мотива. Одни люди делают селфи, чтобы выглядеть привлекательно перед друзьями. Другие делают их, потому что это что-то вроде повседневной метки: «Я здесь в этой точке во времени», словно вы касаетесь кого-то»[Leasca].

Так срезы реальности, которые возникают на экранах мобильных гаджетов становятся формой современных медиа-хроник, летописи в формате микроисторий. При этом селфи представляет собой очень важную медийную практику, которая позволяет совместить внешнее бытие и визуальную презентацию личной экзистенции, которая одновременно является и «правдой жизни», и мифологизированным конструктом своего «Я». Селфи — это не только квинтэссенция нарциссизма, но еще и коммуникативный акт, призванный передать свое актуальное состояние/ настроение/местонахождение, а также самодостаточный метод (способ действия), в котором человек является одновременно и Фотографирующим и Фотографируемым. Особую роль в возникновении и развитии жанра селфи сыграли социальные сети, в частности популярное мобильное приложение Instagram, которое позволяет делиться фотохрониками собственного «Я» с друзьями или со всем миром.

Список литературы:

Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина.— М., 2011.

Беньямин, В. Краткая история фотографии: [эссе] / Вальтер Беньямин.— М., 2013.

Бодрийяр Ж. Войны в Заливе не было (La Guerre du Golfe n'a pas eu lieu). М., 1991.

Вороненко, А. Instagram как жанр и аналоговые предшественники любимых фильтров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ferra.ru/ru/ digiphoto/review/all-about-Instagram/#.U4Hznvl_t8F (дата обращения: 19.05.2014).

Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. — М., 1999.

Николаева Е.В., Николаева Т.Н. Повседневная вещь как объект социокультурной практики: семантика мобильного телефона в молодежной субкультуре // Вестник МГУДТ. Сборник научн. трудов. 2004, Вып. № 2 (44).

Савчук. В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. — СПБ., 2013.

Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века.— М.: Прогресс-Традиция, 2012.

ФеррарисМ.Ты где? Онтология мобильного телефона / Пер.с ит. К.

Тименчик М. Устюжаниновой.— М., 2010.

Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаро-вой.— СПб ., 2008.

Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/eco/ internet.html (дата обращения: 19.05.2014).

Laird, S. Behold the First 'Selfie' Hashtag in Instagram History. [Электронный ресурс]. URL: http://mashable.com/2013/11/19/first-selfie-hashtag-instagram/ (дата обращения: 19.05.2014).

Leasca, S. The science of selfies is serious business — and seriously revealing. [Электронный ресурс]. URL: http://www.latimes. com/nation/shareitnow/la-sh-science-of-selfies-is-serious-busi-ness-20140225,0,3834176.story#axzz2uJ2LmeJg (дата обращения: 19.05.2014).

Liddy, M. This photo, posted on ABC Online, is the world's first known 'selfie'. [Электронный ресурс]. URL: http://www.abc.net.au/news/2013-11-19/this-photo-is-worlds-first-selfie/5102568 (дата обращения: 19.05.2014).

Losh E. Beyond Biometrics: Feminist Media Theory Looks at Selfiec-ity. University of California, San Diego [Электронный ресурс]. URL: http:// d25rsf93iwlmgu.cloudfront.net/downloads/Liz_Losh_BeyondBiometrics. pdf (дата обращения: 19.05.2014).

SELFIE is named Oxford Dictionaries Word of the Year 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.oxforddictionaries.com/press-releases/ oxford-dictionaries-word-of-the-year-2013/

Tifentale, A. The Selfie: Making sense of the "Masturbation of Self-Image" and the "Virtual Mini-Me". [Электронный ресурс]. URL: http:// d25rsf93iwlmgu.cloudfront.net/downloads/Tifentale_Alise_Selfiecity.pdf

Wilson D.M. Facing the Camera: Self-Portraits of Photographers as Artists. //The Journal of Aesthetics and Art Critisim 70, №1 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.