Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к офицеру, который служит примером, на которого желают быть похожи контрактники. В ряде случаев следование личному примеру офицера проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в выполнении служебной деятельности, в повседневном поведении. Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения при-
меров поведения офицеров. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.
Проведенное исследование позволило охарактеризовать личность офицера как пример для подражания; представить личный пример офицера, с одной стороны, как педагогическое условие, оказывающее существенное влияние на воспитание военнослужащего, а с другой - как метод воспитания.
Библиографический список
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М., 2007.
2. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004.
3. Начала современного естествознания: тезаурус / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. - Ростов-на-Дону, 2006.
4. Словарь по этике / под ред. И. Кона. - М., 1981.
5. Деятельность [Э/р]. - Р/д: http://azps.ru/articles/cmmn/ indexde.html
6. Реан, А.А. Психология и педагопка / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб., 2000.
7. Военная педагопка: учебник для вузов / под редакцией О.Ю. Ефремова. - СПб., 2008.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka: ok. 53000 slov / S.I. Ozhegov; pod obth. red. prof. L.I. Skvorcova. - M., 2007.
2. Podlasihyj, I.P Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.
3. Nachala sovremennogo estestvoznaniya: tezaurus / V.N. Savchenko, V.P. Smagin. - Rostov-na-Donu, 2006.
4. Slovarj po ehtike / pod red. I. Kona. - M., 1981.
5. Deyateljnostj [Eh/r]. - R/d: http://azps.ru/articles/cmmn/ indexde.html
6. Rean, A.A. Psikhologiya i pedagogika / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb., 2000.
7. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / pod redakcieyj O.Yu. Efremova. - SPb., 2008.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 378
Guseva N.N., Pominova O.L. THE UPBRINGING OF THE UNDERSTANDING OF VALUE OF A FAMILY AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF SOCIALIZATION OF CADETS IN INSTITUTES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY FORCES. The article deals with the problems of formation of an attitude to a family as to a very valuable body in cadets of military institutes of the Russian Interior Forces in the context of anthropological foundations and conditions of socialization of cadets.
Key words: understanding of values, socialization of cadets of military institutes.
Н.Н. Гу сева, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье рассмотрены вопросы формирования ценностного отношения к семье у курсантов вузов внутренних войск МВД России в контексте антропологических основ и педагогических условий социализации личности курсанта.
Ключевые слова: ценностное отношение к семье, социализация личности курсанта военного вуза.
Сфера семейной жизни является важной проблемой психо-лого-педагогических исследований. Семейная сфера служит значительным фактором развития других сфер жизни общества и вместе с тем одним из важнейших индикаторов ситуации в обществе. Существенным аспектом развития данной сферы в настоящее время является формирование ценностного отношения к семье у нынешнего поколения российской молодёжи. Семья является социально-психологической общностью, группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев [1]). Современный брак трактуется как союз людей, духовно близких, с одинаковыми идеалами, ценностям и, ори ент ац ия м и, л юд ей пс ихологи чес ки с овм ес тимы х (Н.Н. Обозов [2]).
Отношения и взаимодействия семьи и армии играют важную роль в жизни общества, в процессе социализации личности, тем более, личности будущего офицера. Отношение к семье и сами семейные отношения имеют особое значение в социализации курсантов военных вузов как будущих офицеров, в профессиональном и личностном становлении и развитии офице-
ров и могут приводить к разнообразным, как конструктивным, так и негативным проявлениям в поведении, отражаясь на результатах военно-профессиональной деятельности, общении, психическом здоровье военнослужащих.
Среди ценностей, значимых для юношеского возраста, одно из первых мест занимает человек. Исследователи, изучающие юношеский возраст (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон,
В.С. Мухина, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн и др.), подчёркивают значимость товарищества, приятельства, дружбы, любви и других личных отношений. Анализ психолого-педагогичес-кой литературы, посвящённой периоду юности, развитию личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.А. Кочин, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), показывает, что названными авторами получены данные, касающиеся личностных новообразований, темпов психического и физического развития, процесса социализации, решения проблем личностного и профессионального самоопределения, изменения внутреннего мира личности, способностей, межличностных отношений и др. Учеными установлено, что среди проблем юношеского
возраста одно из первых мест занимает проблема личных и семейных отношений, осмысление их значимости.
Для будущих офицеров внутренних войск МВД России таким важным этапом социализации и учебы является подготовка в военном вузе внутренних войск. Курсанты, особенно на младших курсах обучения в вузе, затрудняются сделать выбор и принять решения по поводу того, как строить семейно-брачные отношения, как выбирать спутницу в жизни, как относится к успехам и неудачам в личных отношениях, к кому обращаться за советом по поводу своих интимных отношений и др. Данные вопросы во многом связаны с тем, насколько у курсанта сформировано ценностное отношение к семье и имеют не только субъективную, но и научно-практическую, педагогическую значимость.
Социализация личности курсантов осуществляется через двусторонний процесс социальной типизации и автономизации личности. Социальная типизация личности представляет собой процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу. С другой стороны, автономизация личности выступает как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание нового, в том числе, личного, индивидуального опыта. Тем самым личность проявляет тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности [3, с. 58-64].
Анализ теоретических и прикладных отечественных и зарубежных исследований, посвящённых семье, позволяет сделать вывод о том, что семья является значимым фактором социализации и индивидуализации личности. Являясь институтом социализации, семья способствует освоению человеком социального опыта предшествующих поколений (принадлежность к группе, усвоение половых ролей, восприятие норм и ценностей, культуры и традиций и др.), получению первых навыков в сфере общения (формы взаимодействий, образцы поведения и т.п.), а также созданию необходимых предпосылок для личностного и профессионального роста (А.И. Антонова, Л.Н. Бережнова [4; 5]). Семья одновременно выступает и как фактор индивидуализации личности, обеспечивая ценностное отношение к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, создание условий для формирования личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.
Содержание процесса социализации развертывается в таких основных сферах существования человека как деятельность, общение и самосознание (О.Ю. Ефремов, В.О. Солнцев [6]). Семья выступает той инстанцией, где ребенок осваивает начальные формы взаимодействия с окружающими. Представление о других социальных ролях, включая служение Родине, защита Отечества, также закладывается в семье, основываясь на усвоении некоторых понятий и суждений, которые проникают в сознание ребенка через транслирование взглядов взрослых членов семьи.
Семья является также первым источником получения первых навыков в сфере общения. Характер общения ребенка во многом зависит от усвоенных им образцов поведения, демонстрируемых родителями. Речь идет о культуре и традициях, сформированных в семье. Особое значение имеет семья в формировании самосознания личности, следовательно, Я-концепции (образа Я). Поэтому семья должна стать для офицера тем жизненным пространством, где он будет иметь возможность высказывать свои желания, мнения, будучи уверенным, что он будет понят; той жизненной средой, в которой он мог бы открыть делиться со своим партнером проблемами и радостями, потребностями и заботами и быть уверенным, что его услышат, примут, поддержат.
В семье реализуются такие личностные качества как терпимость, доброжелательность, справедливость, уверенность, высокий культурный уровень, развитое самосознание, взаимное уважение и доверие, самостоятельность и другие. Гуманистическая направленность и духовность являются основными критериями значимости семьи в ходе социализации и воспитания будущих офицеров. Процесс социализация личности курсанта военного вуза связан не только с принятием и освоением индивидом выработанных в обществе социальных норм, функций, ролей, правил поведения, но и прежде всего с формированием и развитием умений строить отношения с другими. По своему
возрасту курсанты находятся в сензитивном (период повышенной чувствительности) периоде для формирования ценностного отношения к семье и браку, подготовки к семейной жизни, что связано с поиском идеала, проявлением любви, формирования целей и личностных смыслов в профессии. По оценкам специалистов, социальная зрелость и самостоятельность современной молодёжи стала наступать позже, а смысл и значение семейных ценностей открываются молодому человеку только тогда, когда он сам приобретает определённый жизненный опыт, поэтому ценности брака и семьи в системе ценностей человека требуют целенаправленного формирования.
Таким образом, современная динамика развития российского государства, общества, системы образования обусловливает необходимость научного исследования вопросов воспитания у молодёжи ценностного отношения к семье как важного педагогического условия их успешной социализации.
Проведённый анализ показывает, что различные педагогические аспекты воспитания и социализации личности военнослужащих, курсантов военных вузов рассматриваются в работах Л.Н. Бережновой, А.В. Грибанов, О.Ю. Ефремова, А.А. Кочина,
С.В. Куготова, А.С. Маркова, В.Ю. Новожилова, О.Л. Поминовой, А.Н. Сивака, В.Я. Слепова, В.О. Солнцева, С.А. Чернова [6; 7 и др.]. Вопросы формирования ценностного отношения к семье и социализации личности (в том числе, курсантов военных вузов) в сфере семейно-брачных отношений исследованы Ф.М. Валиевой, М.А. Дмитриевой, Ж.Н. Дюльдиной, Г.А. Сунга-туллиной, Н.Ю. Товстик, М.Б. Упиной, А.Ф. Щегловым. Однако в прямой постановке вопросы воспитания ценностного отношения к семье как условия социализации личности курсантов вузов внутренних войск МВД России в педагогическом плане не исследованы.
Соответственно, в этой связи и с учётом реформирования и развития системы подготовки офицерских кадров, возрастания требований к офицерам внутренних войск МВД России, в современных условиях существует объективная необходимость постановки и решения научно-практической задачи воспитания ценностного отношения к семье у будущих офицеров, подготовки их к семейно-брачным отношениям как педагогического условия успешной социализации личности.
Ценности есть структурная единица личности, позволяющая прослеживать и анализировать все виды деятельности, объяснять смену его внутренних психологических побуждений и устремлений, регулировать поведение личности и социальных групп в обществе. Ценности выступают ориентиром при выборе личностью способа действий, проверке идеала, построении жизненных планов и их практической реализации.
Э. Фромм выделяет два вида ценностей: универсальные (истинные), выходящие за рамки социально-исторического сознания, цель их - реализация, развитие и совершенствование личностных потенций; социально-имманентные ценности, порожденные необходимостью сохранения функционирования определенного общества. По мнению Э. Фромма [8], личность, регулирующая свои поступки, опираясь на универсальные ценности, стоит на более высокой ступени личностного развития. Под личностными ценностями принято понимать осознанные, наиболее генерализованные смыслы жизни, которые обеспечивают целостность и тождественность человека самому себе. Личностные ценности - это основа личности, ее внутренние ориентиры. Они задают общие принципы действия, которые в каждой конкретной ситуации реализуются различными по форме внешними действиями.
Система ценностей определяется как структурная целостность, которая составляет ценности данной культуры, т.е. она представляет собою структурированный набор тех ценностей, которые начинает разделять индивид в ходе личностного развития. Каждое сообщество вырабатывает системы ценностей. К ценностям относятся как абстрактные привлекательные смыслы или оперативные ценности, так и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Главное отличие ценностей от социальных норм состоит в том, что последние больше затрагивают внешний аспект для личности, в то время как индивидуальные ценности являются делом сугубо личным и внутренним. Принятие или отвержение личностью социальных норм зависит от тех ценностей, которые она разделяет.
М. Рокич предложил разделение ценностей на инструментальные (желательное поведение) и терминальные (ожидаемое состояние существования). Стремясь к системному изучению
индивидуальных ценностей, он занимался исследованием их иерархий. Его опросник, прежде всего, нацелен на выявление иерархии индивидуально разделяемых ценностей. Проведенные М. Рокичем [9] опросы студентов и взрослых людей позволили ему сделать вывод, что индивидуальные ценности определяются культурой, обществом, социальными институтами и складываются в ходе индивидуального опыта.
Экспериментальные исследования позволили установить, что система индивидуальных ценностей, складывается к концу юношеского возраста, В дальнейшем существенные изменения в сложившейся системе ценностей происходят только под влиянием значимых перемен. В современной ситуации с особой остротой актуализируются такие общечеловеческие нравственные ценности, как совесть добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство, духовность и др.
Ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание социальной активности личности. Являясь нераздельной составной частью системы отношений личности, они определяют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Формирование системы ценностных ориентации личности наиболее интенсивно происходит в юношеском возрасте, соответствующему периоду обучения курсантов в военных вузах. М.С. Каган считает ценностно-ориентационную деятельность ведущим видом деятельности юношеского возраста [10]. В этом возрасте формирование личности, жизненные цели которой связаны с отдаленным будущим, дифференцированы во времени и содержательно согласованы. Командирам и преподавателям вузов внутренних войск необходимо учитывать особенности психологии курсантов с присущими им в этом возрасте чертами максимализма, инициативности, обостренного чувства собственного достоинства.
Юношеское самосознание всегда ориентировано на будущее. В годы обучения в военном вузе вопрос о смысле жизни встает не как итог, а как предвосхищение будущей жизни. Главная трудность юношеской рефлексии состоит в том, чтобы правильно совместить ближнюю и дальнюю перспективы. Ближняя перспектива - это непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива - долгосрочные жизненные планы, личные и общественные. Формирование жизненных планов - важный аспект воспитания и социализации личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления [5].
Возникающие ценностные противоречия между противоположными смыслами и значениями являются следствием рассогласования ценностей личности курсанта, его старого и нового опыта и выражаются в трудности выбора и принятия решения, которые сопровождаются переживаниями неудовлетворенности собой, актуализацией осознания и соизмерения ценностей, нахождением средств реализации новых ценностных ориентации в новом опыте служебной и учебной, военно-профессиональной деятельности.
В курсантские годы расширяется диапазон нравственных, духовных ценностей, формируется самосознание себя как будущего офицера внутренних войск, выступающее как интегративное личностное новообразование, позволяющее наметить пути своего военно-профессионального и личностного развития на последующих этапах жизнедеятельности и службы. В этот период заметно усиление рефлексии по отношению к семье. Это также объясняется стремлением определить своё место среди близкого окружения. Курсант (особенно первого курса) проходит через становление своей самостоятельности, через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, кто был ответствен
Библиографический список
за него в детстве и отрочестве. Начатый в отрочестве поиск стратегий поведения и общения, в курсантскую пору углубляются за счет развития отношений с товарищами и командирами.
В связи с этим в процессе воспитания в вузе возрастает необходимость учета динамики ценностных ориентации личности курсанта, в основе которой лежит переосмысление личностных ценностей. Кроме этого, учет ценностных ориентаций важен для понимания механизмов самоопределения и самореализации всех субъектов образовательного процесса в военном вузе; для создания оптимальных условий освоения курсантами социальных, культурных и нравственных ценностей, включая ценности семьи, товарищества и службы во внутренних войсках.
В целом, как показал проведённый анализ, ценностное отношение к семье у курсантов военных вузов внутренних войск как будущих офицеров необходимо воспитывать посредством формирования следующих представлений о семье: семья способствует формированию и реализации основных социальных функций и ролей; семья создаёт возможности для профессионального, служебного и личностного развития; семья представляет человеку то личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, ее психологическая защищённость; семья служит основой для проявления разнообразных личных и межличностных отношений; семья реализует потребность в продолжении рода, передаче норм и традиций; семья является оптимальным местом для удовлетворения личных потребностей и интересов.
Проведённое исследование показало, что в процессе воспитания в вузах внутренних войск необходимо учитывать следующие возможные причины затруднений курсантов в сфере семейно-брачных отношений: трансформация брачных ценностей в обществе и повышение требований к качеству семейных отношений; трудности объективного характера при выборе партнера (преобладание лиц того же пола, служба, работа); завышенные критерии выбора партнера, идеализированный, нереальный или с завышенным уровнем ожиданий образ предполагаемого брачного партнера; нежелание или неумение взять на себя ответственность за свой брачный выбор; наличие качеств, не способствующих созданию семьи (грубость, вспыльчивость, гневливость, обидчивость, эгоизм, социально осуждаемые привычки (игромания, пьянство), меркантильность).
В целом, в качестве педагогических условий воспитания ценностного отношения к семье у курсантов вузов внутренних войск следует выделить следующие:
- интеграция деятельности командиров, преподавателей, специалистов по работе с личным составом, психологов, родителей по формированию у курсантов ценностного отношения к семье;
- учебная и воспитательная работа в ходе образовательного процесса в вузе по формированию представлений и понятий курсантов о ценности семьи как социального института и ее функциях;
- представление позитивного опыта создания офицерских семей, основных этапов их развития, конструктивного решения возможных конфликтов.
Важным условием формирования ценностного отношения к семье у курсантов являются примеры устойчивости, стабильности, прочности, успешности, благополучия, удачности семейно-брачных отношений их родителей, командиров и преподавателей, товарищей по службе, офицеров внутренних войск МВД России.
Таким образом, проведённый анализ теории и практики, выполненное исследование позволяет сделать вывод, что воспитание ценностного отношения к семье является важным педагогическим условием социализации личности курсантов военных вузов внутренних войск МВД России и одним из ключевых аспектов воспитания в вузах внутренних войск.
1. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М., 2003.
2. Обозов, Н.Н. Семейная книга / Н.Н. Обозов, В.В. Максимов. - СПб., 2001.
3. Кривых, С.В. Новые подходы к развитию личности // Семья и общество. Проблемы социализации личности: материалы региональной научно-практич. конф. - Новокузнецк, 2000.
4. Социология семьи: учебник / под ред. проф. А.И. Антонова. - М., 2005.
5. Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография. - СПб., 2003.
6. Ефремов, О.Ю. Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки / О.Ю. Ефремов, В.О. Солнцев // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. - 2010. - № 5-1. - Т. 12.
7. Поминова, О.Л. Создание условий для военно-эстетического воспитания в курсантских подразделениях вуза внутренних войск /
О.Л. Поминова, Е.А. Курочкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 56. - Т. 4.
8. Фромм, Э. Иметь или быть. - М., 2010.
9. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992.
10. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии / В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.
10. Каган, М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Kharchev, A.G. Sociologiya semji: problemih stanovleniya nauki. - M., 2003.
2. Obozov, N.N. Semeyjnaya kniga / N.N. Obozov, V.V. Maksimov. - SPb., 2001.
3. Krivihkh, S.V. Novihe podkhodih k razvitiyu lichnosti // Semjya i obthestvo. Problemih socializacii lichnosti: materialih regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Novokuzneck, 2000.
4. Sociologiya semji: uchebnik / pod red. prof. A.I. Antonova. - M., 2005.
5. Berezhnova, L.N. Poliehtnicheskaya obrazovateljnaya sreda: monografiya. - SPb., 2003.
6. Efremov, O.Yu. Nravstvennoe vospitanie obuchayuthikhsya v vuzakh silovihkh vedomstv v processe professionaljnoyj podgotovki / O.Yu. Efremov, V.O. Solncev // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyjskoyj Akademii nauk. - 2010. - № 5-1. - T. 12.
7. Pominova, O.L. Sozdanie usloviyj dlya voenno-ehsteticheskogo vospitaniya v kursantskikh podrazdeleniyakh vuza vnutrennikh voyjsk / O.L. Pominova, E.A. Kurochkin // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 56. - T. 4.
8. Fromm, Eh. Imetj ili bihtj. - M., 2010.
9. Leontjev, D.A. Metodika izucheniya cennostnihkh orientacii. - M., 1992.
10. Slobodchikov, V.I. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu subjhektivnosti. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 1995.
10. Kagan, M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 371.315
Duganets V.I. PEDAGOGICAL FEATURES OF PRACTICAL TEACHING LESSONS FOR RESEARCH TOPICS: “THE MECHANIZED TECHNOLOGY OF GRAIN STORAGE IN PLASTIC BAGS”. The article reveals some features regarding innovative teaching at practice sessions on “Mechanized technology of grain storage in plastic bags” among students majoring in Agroengineering, direction No. 6.100102 “processes, machines and equipment of agricultural production”.
Key words: features of teaching, innovative technology, student storage, plastic sleeve, grain loader hopper-stacker.
В.И. Дуганец, канд. техн. наук, доц., зав. каф. транспортных технологий и энергетических средств
Подольского гос. аграрно-технического университета, г. Каменец-Подольский, Украина,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ: «МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ РУКАВАХ»
В статье раскрыты некоторые особенности инновационной технологии изложения практического занятия по теме: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах» студентам агроинженерного профиля направления подготовки 6.100102 «Процессы, машины и оборудование агропромышленного производства».
Ключевые слова: особенности изложения, инновационная технология, студент, хранение, полиэтиленовый рукав, зерно, загрузчик, бункер-накопитель.
Для обеспечения нового уровня качества профессиональной подготовки будущих специалистов агроинженерного профиля, которые смогут гибко перестраивать содержание своей производственной деятельности, необходимо применять инновационные подходы к обучению и воспитанию. Поэтому особенности изложения и изучения механизированной технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах есть актуальными и необходимыми.
Методика изложения практических занятий в высших учебных заведениях аграрного профиля является одной из составных частей образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов по образовательно-квалификационному уровню «Бакалавр». В институте механизации и электрификации сельского хозяйства Подольского государственного аграрно-технического университета разработаны методические материалы по сквозной практической подготовке студентов, которые логически объединяют теоретическую осведомленность и практические навыки работы будущего специалиста.
Изложение практических занятий для студентов осуществляется по образовательно-профессиональным программам, ступенчатой или непрерывной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности спе-
циалиста. Во время проведения сквозных практических занятий осуществляется сочетание теории и практики, а именно сближение приобретенных умений и навыков в учебном заведении с практическими условиями, которые будут встречаться на производстве и к выполнению конкретных производственных задач. При этом возникает необходимость в разработке концептуальных подходов к методике изложения практических занятий для будущих специалистов-аграриев.
В педагогической литературе анализируются различные аспекты проведения лекций и лабораторно-практических занятий. Так, Е. Вобликов, Е. Дмитрук, Б. Петруня, В. Таранов, А. Харитонов и другие разработали и предложили методику изложения раздела «Механизированная технология хранения зерна», а также наметили пути повышения эффективности изложения отдельных его тем [1; 2; 3]. Отдельным вопросам развития инновационных технологий у высших учебных заведениях, принципам формирования образовательно-квалификационных уровней и содержания профессиональной подготовки посвятили ученые М.Г. Чобитько [4], Т.Д. Ищенко, Ю.П. Нагорный, И.Н. Бендера [5], интеграции вузов Т.Д. Ищенко, С.М. Кравченко [6], технологиям обучения в высшей школе - Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов [7], технологии творческого развития личности -
С.А. Сысоева [8] и др.