Научная статья на тему 'Воспитание ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста (на примере самбо и дзюдо): вопросы диагностики'

Воспитание ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста (на примере самбо и дзюдо): вопросы диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностное отношение / моральные нормы / подростки / традиционные российские духовно-нравственные ценности / дополнительная образовательная программа спортивной подготовки / «честная игра» / value attitude / moral standards / adolescents / traditional Russian spiritual and moral values / supplementary educational programme of sports training / "fair play"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева Мария Леонидовна, Варфоломеева Зоя Семеновна

Авторы рассматривают проблему, актуальность которой возрастает в связи с необходимостью усиления воспитательной и образовательной составляющих в системе детско-юношеского спорта. В статье приведено описание хода и результатов исследования, нацеленного на обоснование, разработку и опытную проверку диагностического обеспечения процесса воспитания ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста. В качестве моральных норм, значимых для спортивной деятельности подростков, выделены моральные нормы «честная игра» и «патриотизм». Установлено, что предложенное диагностическое обеспечение является пригодным для определения ценностного отношения к рассматриваемым моральным нормам у начинающих спортсменов, а уровень его сформированности в группе подростков, занимающихся самбо и дзюдо, является недостаточным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береснева Мария Леонидовна, Варфоломеева Зоя Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultivating value attitude to moral standards in adolescent martial arts athletes (by the example of sambo and judo): diagnostic issues

The authors consider the problem, the relevance of which is increasing due to the need to strengthen the educational components in the system of children's and youth sports. The article describes the course and results of the research aimed at substantiating, developing and testing the diagnostic support for the process of cultivating value attitude to moral standards in adolescent martial arts athletes. The moral standards ‘fair play’ and ‘patriotism’ were identified as moral standards significant for the adolescents' sports activity. It has been established that the proposed diagnostic support is suitable for determining the value attitude to the considered moral standards in beginner athletes, while the level of its formation in the group of adolescents engaged in sambo and judo is insufficient.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста (на примере самбо и дзюдо): вопросы диагностики»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 184-198. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 184-198.

Научная статья УДК 37.034

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-16 EDN: DXURTA

Воспитание ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста (на примере самбо и дзюдо): вопросы диагностики

Мария Леонидовна Береснева 1н, Зоя Семеновна Варфоломеева2

1 2Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия ш mlberesneva@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6295-3830 2zsvarfolomeeva@chsu.ru , https://orcid.org/0000-0002-1331-5963

Аннотация. Авторы рассматривают проблему, актуальность которой возрастает в связи с необходимостью усиления воспитательной и образовательной составляющих в системе детско-юношеского спорта. В статье приведено описание хода и результатов исследования, нацеленного на обоснование, разработку и опытную проверку диагностического обеспечения процесса воспитания ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста. В качестве моральных норм, значимых для спортивной деятельности подростков, выделены моральные нормы «честная игра» и «патриотизм». Установлено, что предложенное диагностическое обеспечение является пригодным для определения ценностного отношения к рассматриваемым моральным нормам у начинающих спортсменов, а уровень его сформированности в группе подростков, занимающихся самбо и дзюдо, является недостаточным.

Ключевые слова: ценностное отношение, моральные нормы, подростки, традиционные российские духовно-нравственные ценности, дополнительная образовательная программа спортивной подготовки, «честная игра»

Для цитирования: Береснева М. Л., Варфоломеева З. С. Воспитание ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста (на примере самбо и дзюдо): вопросы диагностики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 184-198. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-16; EDN: DXURTA

® Береснева М. Л., Варфоломеева З. С., 2024

Cultivating value attitude to moral standards in adolescent martial arts athletes (by the example of sambo and judo): diagnostic issues

Mariia L. Beresneva1H, Zoya S. Varfolomeeva2

'^Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

1H mlberesneva@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6295-3830 2zsvarfolomeeva@chsu.ru , https://orcid.org/0000-0002-1331-5963

Abstract. The authors consider the problem, the relevance of which is increasing due to the need to strengthen the educational components in the system of children's and youth sports. The article describes the course and results of the research aimed at substantiating, developing and testing the diagnostic support for the process of cultivating value attitude to moral standards in adolescent martial arts athletes. The moral standards 'fair play' and 'patriotism' were identified as moral standards significant for the adolescents' sports activity. It has been established that the proposed diagnostic support is suitable for determining the value attitude to the considered moral standards in beginner athletes, while the level of its formation in the group of adolescents engaged in sambo and judo is insufficient.

Keywords: value attitude, moral standards, adolescents, traditional Russian spiritual and moral values, supplementary educational programme of sports training, "fair play"

For citation: Beresneva M. L., Varfolomeeva Z. S. Cultivating value attitude to moral standards in adolescent martial arts athletes (by the example of sambo and judo): diagnostic issues. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 184-198. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-16; EDN: DXURTA

Введение

Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года в качестве одной из задач предусматривает создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности, что предполагает усиление воспитательной и образовательной составляющих в системе детско-юношеского спорта1. В условиях, когда методы воспитания и образования детей по сохранению и укреплению традиционных ценностей на государственном уровне рассматриваются в качестве необходимого условия национальной идентичности и традиционные российские духовно-нравственные ценности законодательно закреплены в системе образования2, вопросы воспитания у детей, подростков и молодежи ценностного отношения к моральным нормам приоб-

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации N 3894-р от 28 декабря 2021 г. (ред. от 20.03.2023) «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_407364/ (дата обращения: 06.01.2024).

2 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» от 25.12.2023 № 685-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202312250094?index=2 (дата обращения: 11.01.2024)._

ретают особую актуальность. Это определяет соответствующий запрос образовательной практике и педагогической науке.

В связи с переводом спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва в статус образовательных организаций возникает необходимость в переосмыслении прежнего опыта подготовки спортивного резерва в аспекте воспитательной работы с юными спортсменами и выстраивании процесса реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с учетом новых приоритетов государственной политики в области образования.

В научно-методической литературе последних полутора-двух десятилетий проблеме нравственного воспитания начинающих спортсменов уделено значительное внимание. При этом, на наш взгляд, в данном проблемном поле могут быть выделены два основных направления исследований: изучение условий формирования необходимых в спортивной деятельности нравственно-волевых качеств личности (В. В. Акиньшин, В. М. Меньшиков, Г. С. Денисова, А. А. Тузова, Н. С. Коломийце-ва, Н. Х. Кагазежева, В. Д. Сен и др.) и поиск путей совершенствования олимпийского образования детей и подростков в процессе занятий спортом (В. И. Столяров, Ю. М. Чернецкий, Г. М. Поликарпова, В. Н. Сергеев, А. Т. Контанистов, С. Ю. Ба-ринов и др.). В то же время, как показал анализ доступной литературы, процесс воспитания ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста, включая его диагностическое обеспечение, не был объектом специального изучения.

Основная часть

Отправными точками теоретического анализа в нашем исследовании выступают понятия «моральная норма», «ценностное отношение» и интерпретация понятия «ценностное отношение к моральным нормам» применительно к процессу реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки.

В философской литературе «мораль», как правило, характеризуется как понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование. В связи с этим мораль трактуется как способ регуляции поведения людей1. В отличие от нравственности, которая является характеристикой психологической структуры личности, мораль представляет собой систему норм и требований, которые человеку предъявляет общество2. Главное различие между моралью и нравственностью, по мнению исследователей, заключается в том, что мораль всегда предполагает внешнюю оценку, нравственность же находится под влиянием внутреннего самоконтроля индивида, означает этическую характеристику человека: если нравственность показывает, каким является человек на самом деле, то мораль определяет, каким должен быть человек3. Таким образом, под моральными нормами, по

1 Апресян Р. Г. Мораль // Ведомости прикладной этики. 2001. № 18. С. 213.

2 Проданова Н. В. Терминологические проблемы в определении сущности нравственного воспитания в современной педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15998 (дата обращения: 08.01.2024).

Ягодин В. В. Основы спортивной этики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 112 с._

186 ISSN 1994-0637 (print)

нашему мнению, следует понимать установленные обществом правила и запреты, которые выражают высшие ценности данного общества и, следовательно, предписывают людям следовать определенным моделям поведения. Другими словами, моральные нормы требуют со стороны человека постоянного самоконтроля и регулирования своих отношений с другими людьми в самых разнообразных ситуациях. Очевидно, что максимальное соответствие поведения человека установленным моральным нормам возможно лишь при условии ценностного отношения к ним.

В современной психолого-педагогической науке признанным является факт связи между наличием ценностного отношения человека и нравственно-духовной составляющей его жизнедеятельности, отмечается, что ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора и отражает предпочтения относительно определенной системы ценностей1.

Под ценностным отношением в отечественной педагогике традиционно понимается субъективное отражение объектов действительности, которые являются значимыми для индивида. При этом важно подчеркнуть, что ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта2.

Существенной предпосылкой для нашего исследования мы считаем положение о том, что ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности3. Более того, сформировавшись в определенном виде деятельности, ценностное отношение является условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности4. Следовательно, ценностные отношения целесообразно рассматривать в контексте определенного вида деятельности. Учитывая сказанное, под ценностным отношением к моральным нормам применительно к спортивной деятельности мы понимаем субъективное отношение к установленным обществом правилам и моделям поведения как к значимым и удовлетворяющим потребности личности в спортивной деятельности.

При характеристике воспитательного потенциала спортивной деятельности уместно обратиться к идеалам и ценностям олимпизма, на необходимость использования которых в воспитательной работе с детьми и молодежью указано в исследованиях многочисленных авторов (В. И. Столяров, Л. И. Лубышева, Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева и др.), а также к феномену спортивно-гуманистической культуры, для которой характерно позитивное ценностное отношение индивида к спорту с точки зрения таких идеалов и ценностей гуманизма, как целостное развитие

1 Романов П. Ю., Хабибулин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 12-2. С. 173-183.

2

Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.

3 Богданова А. И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-2. С. 337341. URL: https://fundamental-research.ra/ru/article/view?id=30225 (дата обращения: 06.01.2024).

4 Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.

ISSN 1994-0637 187 (print)

личности и гуманные социальные отношения1. Учитывая, что олимпизм непосредственно связан с всеобщими основными этическими принципами, в качестве ключевой моральной нормы, специфичной для спортивной деятельности, может быть определена норма «честная игра», которая в традиционном понимании означает проявление гуманизма и справедливости в спорте (уважение к сопернику, к правилам и решениям судей, равные шансы на успех, отказ от допинга и др.)2.

Помимо правил и запретов, определяемых философией олимпизма, к числу моральных норм, значимых в спортивной деятельности в рамках системы детско-юношеского спорта, могут и должны быть отнесены те, которые отражают традиционные российские духовно-нравственные ценности, такие как права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение и др. 3

В силу того, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека, а сущность самого процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобще-

4

значимой ценности в личностно значимую , воспитание ценностного отношения к моральным нормам в процессе реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, на наш взгляд, следует понимать как целенаправленное взаимодействие педагога и занимающихся, в ходе которого обеспечивается присвоение занимающимися установленных обществом правил и запретов как значимых для удовлетворения потребностей личности в спортивной деятельности. При этом мы исходим из того, что стаж занятий спортом не оказывает существенного влияния на систему ценностей занимающихся, вследствие чего полноценная реализация потенциала спорта как средства формирования у подростков ценностного отношения к моральным нормам возможна лишь при условии создания специальной системы воспитательной работы5. Поскольку наиболее широкие возможности для формирования ценностно-мотивационной сферы личности в спорте открывает подростковый и юношеский возраст6, и имеется некоторое несовпадение реальных и

1 Столяров В. И., Баринов В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности // Вестник спортивной науки. 2009. № 6. С. 17-21.

2 Олимпийская хартия (в действии с 7 июля 2007 г.). URL: https://www.olympicuniversity.ru/ SnCommonPortlets/multimedia/download/1987372?t=1407591795488 (дата обращения: 08.01.2024).

3 Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.01.24).

4 Сластенин В. А. Педагогическая аксиология. Красноярск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2008. С. 18.

5 Береснева М. Л., Варфоломеева З. С. Особенности ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом (на примере самбо) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 143-154.

6 Грецов А. Г. Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов // Адаптивная физическая культура. 2011. № 2 (46). С. 16-18.

188 ISSN 1994-0637

(print)

декларативных ценностных ориентаций подростков1, наше исследование ограничено категорией спортсменов подросткового возраста.

Цель исследования состояла в разработке диагностического обеспечения процесса воспитания ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста. С учетом данной цели были определены и решались следующие исследовательские задачи: 1) определить необходимый и достаточный состав моральных норм применительно к спортивной деятельности подростков, а также показатели сформированности у спортсменов-единоборцев подросткового возраста ценностного отношения к ним; 2) отобрать диагностический инструментарий и определить уровни-эталоны сформированности ценностного отношения к моральным нормам; 3) в ходе проведения оценочных процедур опробовать отобранный диагностический инструментарий и выявить исходный уровень сформиро-ванности ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста.

Для решения задач эмпирического исследования были использованы следующие методы исследования: экспертный опрос, анкетирование, описательная статистика и корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Расчеты проводились с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics 23.

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Череповца и Вологодской области, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по видам спорта «самбо» и «дзюдо».

Для определения состава моральных норм, наиболее значимых в воспитательной работе со спортсменами-единоборцами, был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие тренеры по самбо и дзюдо городов Череповца и Вологды (n = 14) с разным стажем работы (средний стаж тренерской работы - 14,1±9,3 лет). В ходе опроса респондентам было необходимо ранжировать по степени значимости для спортивной подготовки подростков, начиная с наибольшей, следующие духовно-нравственные ценности, выступающие в качестве моральных норм: «справедливость», «патриотизм», «достоинство», «приоритет духовного над материальным», «коллективизм», «гуманизм», «права и свободы человека». Расчет моды и медианы позволил выявить моральные нормы, которые опрошенные тренеры посчитали наиболее важными для воспитательной работы со спортсменами-единоборцами подросткового возраста (табл. 1).

1 Varfolomeeva Z. S., Kozyreva D. A., & Beresneva M. L. Attitudes towards Doping in Adolescent Athletes // Sport Mont. 2023. № 21(1). Р. 65-69. doi: 10.26773/smj.230211_

Таблица 1

Результаты ранжирования тренерами моральных норм спортивной деятельности подростков

Духовно-нравственные ценности (моральные нормы) Результаты расчета средних значений, ранги

Mo Me

Справедливость 2 2

Патриотизм 1 2,5

Достоинство 4 4

Приоритет духовного над материальным 4 5

Коллективизм 6 6

Гуманизм 1 2

Права и свободы человека 5 6

Как видно из табл. 1, наиболее значимыми опрошенные тренеры сочли такие моральные нормы, как «гуманизм», «патриотизм» и «справедливость», при этом в отношении моральной нормы «справедливость» мнения оказались наиболее согласованными. Характерно, что для тренеров-единоборцев моральная норма «коллективизм» оказалась наименее значимой, что было ожидаемым в связи с тем, единоборства являются индивидуальными видами спорта.

Принимая во внимание результаты опроса, а также учитывая, что гуманизм и справедливость относятся к ценностям олимпизма, который, в свою очередь, в качестве важнейшего принципа декларирует принцип «честной игры»1, в состав моральных норм, необходимых и достаточных для спортивной деятельности подростков, мы включили принцип «честной игры», который отражает ценности международного спортивного движения. В качестве моральной нормы, отражающей традиционные российские духовно-нравственные ценности, мы включили моральную норму «патриотизм».

При отборе диагностического инструментария для выявления уровня сформиро-ванности ценностного отношения мы исходили из того, что структура ценностных отношений включает три компонента: гностический (когнитивный, информационный), аффективный и операционально -деятельностный (поступочный, практический)2. Поэтому нами были отобраны комплексные методики, позволяющие в совокупности оценивать сформированность всех компонентов ценностных отношений у подростков (табл. 2).

Олимпийская хартия (в действии с 7 июля 2007 г.). URL: https://www.olympicuniversity.ru/SnCommonPortlets/multimedia/download/1987372?t=140759179 5488 (дата обращения: 08.01.2024).

2 Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.

Таблица 2

Сводная характеристика диагностических методик для оценки сформированности ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста

Критерий оценки Показатели Диагностические методики

Принцип «честная игра» Подверженность стереотипам о допингах, личностная готовность к применению допингов, критическое отношение к допингам, лабильность суждений о допингах Анкета «Личное отношение к допингам», А. Г. Грецов1

Готовность к соблюдению правил этичного поведения в спорте Анкета для изучения агрессивности в спорте, Р. Мака-ровски (Makarowski's Aggression Questionnaire), 2 адаптированный вариант 2

Патриотизм Сформированность ценностно-патриотических знаний, ценностно-патриотических отношений, ценностно-патриотической личной практики Опросник для оценки ценностно-патриотических ори-ентаций, И. Д. Лушников3

С учетом характеристики отобранных диагностических средств и содержания опросников были разработаны уровни-эталоны сформированности ценностного отношения к моральным нормам (табл. 3).

1 Грецов А. Г. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации / под редакцией О. М. Шелкова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научный институт физической культуры, 2013. 50 с.

2 Makarowski R, Piotrowski A. Predoiu R et al. The Hungarian, Latvian, Lithuanian, Polish, Romanian, Russian, Slovak, and Spanish, adaptaton of the Makarowski's Aggression Questonnaire for martal arts athletes. Archives of Budo, 2021. № 17. Р. 75-108.

3 Лушников И. Д. Системная методика изучения патриотического воспитания. Вологда: ВИРО, 2014. 64 с.

Таблица 3

Уровни-эталоны сформированности ценностного отношения к моральным нормам «честная игра» и «патриотизм»

Показатели Характеристика уровней-эталонов

Ниже среднего Средний Выше среднего

Подвержен- В полной мере раз- Не разделяет оши- Считает главной

ность стереоти- деляет стереотипные бочные стереотип- предпосылкой

пам о допингах, суждения о невоз- ные суждения о спортивных до-

личностная го- можности достиже- допингах, склонен стижений трени-

товность к при- ния спортивных считать проблему ровку, не готов

менению допин- успехов без допин- допинга неодно- прибегнуть к заве-

гов, критиче- гов, считает возмож- значной, придержи- домо нечестным и

ское отношение ным использование вается мнения «во- вредным для соб-

к допингам, допингов лично для обще-то нельзя, но ственного здоровья

лабильность себя, несмотря на если очень нужно способам повыше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

суждений о до- понимание рисков или просто хочется, ния спортивных

пингах для здоровья то можно» результатов

Готовность к Допускает «грязную Старается не допус- Не допускает

соблюдению игру», согласен при- кать «грязной игры» «грязную игру»,

правил этичного чинить вред сопер- с соперниками, от- уважительно отно-

поведения в нику, если это необ- носится к ним ува- сится к соперни-

спорте ходимо для победы, жительно, делает кам, может отка-

готов оклеветать все возможное, что- заться от победы,

своего противника бы достичь победы если понимает, что

ради победы честным путем невозможно достичь ее честным путем

Сформирован- Имеет пробелы в В основном владеет Владеет знаниями

ность ценност- знаниях о народных знаниями о народ- о народных героях,

но- героях, защитниках ных героях, защит- защитниках Роди-

патриотических Родины, государ- никах Родины, гос- ны, государствен-

знаний, цен- ственных праздни- ударственных ных праздниках, о

ностно- ках, о процедуре праздниках, о про- процедуре торже-

патриотических торжественного от- цедуре торжествен- ственного откры-

отношений, крытия соревнова- ного открытия со- тия соревнований;

ценностно- ний; выражает нега- ревнований; как явно выражает

патриотической тивное или правило, выражает положительное

личной практи- нейтральное отно- положительное от- отношение к за-

ки шение к заданным ношение к задан- данным ценностям;

ценностям; затрудня- ным ценностям; в ценностно прогно-

ется прогнозировать большинстве случа- зирует собственное

либо негативно про- ев ценностно про- поведение, связан-

гнозирует собствен- гнозирует соб- ное с патриотиче-

ное поведение, свя- ственное поведение, ской ценностью

занное с патриотиче- связанное с патрио-

ской ценностью тической ценностью

НАУКИ

В ходе констатирующего эксперимента мы опробовали отобранный диагностический инструментарий и выявили исходный уровень сформированности ценностного отношения к моральным нормам у спортсменов-единоборцев подросткового возраста. Опрос проводился в онлайн-формате с информированного согласия родителей (законных представителей несовершеннолетних) путем заполнения google-формы. В нем приняли участие 53 подростка, занимающиеся самбо и дзюдо (средний возраст -11,6±0,7 лет). Результаты диагностики приведены на рис. 1 и 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Подверженность стереотипам о допингах, личностная готовность к применению допингов,критическое отношение к допингам,лабильность суждений о допингах

Готовность к соблюдению правил этичного поведения в спорте

И выше среднего Ш средний □ ниже среднего

Рис. 1. Результаты оценки сформированности ценностного отношения спортсменов подросткового возраста к моральной норме «честная игра»

Как видно на рис. 1, результаты оценки личного отношения к допингам, соответствующие уровню «ниже среднего», характерны более чем для каждого четвертого из опрошенных юных спортсменов. На наш взгляд, это может быть связано с недостаточной осведомленностью подростков о природе допинга, либо с тем, что подростки не осознают всей серьезности возможных последствий желания достичь победы «любой ценой». При этом с утверждением «Грань между разрешенными и запрещенными препаратами тонка, поэтому всегда можно получить незаслуженные преимущества перед соперниками, формально не нарушая антидопинговые правила» согласны почти 60 % респондентов, что может указывать на готовность большинства подростков использовать сомнительные средства и приемы для достижения своих спортивных целей.

Приблизительно каждый пятый из юных спортсменов, принявших участие в опросе, как показано на рис. 1, демонстрирует на уровне «ниже среднего» готовность к соблюдению правил этичного поведения в спорте - иными словами, готов идти к своей цели, игнорируя моральные нормы и принципы. Показательно, что с утверждением «Я чувствую удовлетворение, если могу причинить вред своему противнику» вполне или в основном согласились более 20 % респондентов, а еще 15 % - затруднились в ответе на этот вопрос.

В рамках оценки качества диагностического обеспечения и установления некоторых закономерностей формирования ценностного отношения к моральной норме «честная игра» нами был проведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между результатами диагностики личного отношения к допингам и готовности к соблюдению правил этичного поведения в спорте. По результатам анализа оказалось, что =0,515 при р < 0,001. Это на высоком уровне статистической значимости подтверждает наличие достоверной корреляции между разными показателями сформированности ценностного отношения к моральной норме «честная игра».

Перейдем к рассмотрению результатов диагностики ценностно-патриотических ориентаций опрошенных спортсменов-единоборцев подросткового возраста (рис. 2).

45 40 35 30 25 20 15 10 5

-

-

lliilP

'ШШШ -

"Г/А lei

-

fliiiiP - 1111111

illllli llllllt

И выше среднего В средний ЕЗ ниже среднего

Сформированность ценностно-патриотических знаний,

ценностно-патриотических отношений, ценностно-патриотической личной практики

0

Рис. 2. Результаты оценки сформированности ценностного отношения спортсменов подросткового возраста к моральной норме «патриотизм»

Как показал опрос, ценностно-патриотические ориентации подростков соответствуют преимущественно среднему уровню сформированности и уровню «выше среднего», хотя почти 23 % опрошенных продемонстрировали результат ниже сред-

него. Анализ ответов на отдельные вопросы показывает, что в большинстве своем подростки знают народных героев России и своей области, считают, что необходимо хранить память о них, но при этом более 40 % опрошенных из всех предложенных практических дел выбрали бы только изучение истории героя. В мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, как выяснилось в ходе опроса, более 1/4 юных спортсменов не участвовали (хотя и готовы поучаствовать), а еще почти 20 % опрошенных затруднились ответить на вопрос. Подобные результаты свидетельствуют о том, что подростки недостаточно вовлечены в патриотические мероприятия в школе и в семье. На весь блок вопросов о спорте подростки, занимающиеся самбо и дзюдо, в большинстве своем ответили положительно. Показательно, что на вопрос «Как бы ты поступил, если бы после успешного выступления на соревнованиях тебе предложили тренироваться и выступать за другую страну?» более 70 % подростков выбрали ответ «Откажусь, буду выступать только за свою страну!», а ответ «С удовольствием соглашусь, это такие перспективы!» выбрал только один из опрошенных юных спортсменов.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена обнаружил статистически значимую связь между результатами оценки готовности к соблюдению правил этичного поведения в спорте и уровнем ценностно-патриотических ориентаций подростков (=0,337 при р < 0,05), что указывает на согласованность отдельных показателей сформированности ценностного отношения к моральным нормам у подростков-единоборцев и, следовательно, дает определенные ориентиры для планирования воспитательной работы со спортсменами рассматриваемой категории.

Выводы

Таким образом, в ходе проведенного исследования было теоретически обосновано понимание ценностного отношения к моральным нормам применительно к спортивной деятельности в качестве субъективного отношения к установленным обществом правилам и моделям поведения как к значимым и удовлетворяющим потребности личности в спортивной деятельности. Результаты теоретического анализа и экспертного опроса позволяют в качестве моральных норм, значимых для спортивной деятельности подростков, выделить такие, как «честная игра» и «патриотизм».

Эмпирическая проверка качества отобранного диагностического инструментария и проведенный корреляционных анализ дают основания считать предложенное диагностическое обеспечение пригодным для оценки сформированности ценностного отношения к моральным нормам «честная игра» и «патриотизм».

Опрос в группе подростков, занимающихся самбо и дзюдо, позволил установить, что в среднем 20-25 % юных спортсменов имеют недостаточный уровень сформи-рованности ценностного отношения к моральным нормам «честная игра» и «патриотизм». Данный факт подтверждает необходимость воспитательной работы по данным направлениям.

Список источников

Апресян Р. Г. Мораль // Ведомости прикладной этики. 2001. № 18. С. 213-228.

Береснева М. Л., Варфоломеева З. С. Особенности ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом (на примере самбо) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 143-154.

Богданова А. И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-2. С. 337341. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30225 (дата обращения: 06.01.2024).

Грецов А. Г. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации / под редакцией О. М. Шелкова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научный институт физической культуры, 2013. 50 с.

Грецов А. Г. Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов // Адаптивная физическая культура. 2011. № 2 (46). С. 16-18.

Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.

Лушников И. Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации. Вологда: ВИРО, 2014. 64 с.

Олимпийская хартия (в действии с 7 июля 2007 г.). URL: https://www.olympicuniversity.ru/SnCommonPortlets/multimedia/download/1987372?t=140759179 5488 (дата обращения: 08.01.2024).

Проданова Н. В. Терминологические проблемы в определении сущности нравственного воспитания в современной педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15998 (дата обращения: 08.01.2024).

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3894-р от 28 декабря 2021 г. (ред. от 20.03.2023) «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022-2024 годы)»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_407364/ (дата обращения: 06.01.2024).

Романов П. Ю., Хабибулин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. № 12-2. С. 173-183.

Сластенин В. А. Педагогическая аксиология: монография. Красноярск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2008. 293 с.

Столяров В. И., Баринов В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности // Вестник спортивной науки. 2009. № 6. С. 17-21.

Указ Президента Российской Федерации № 809 от 09 сентября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.01.2024).

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» от 25.12.2023 № 685-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202312250094?index=2 (дата обращения: 11.01.2024).

Ягодин В. В. Основы спортивной этики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 112 с.

Varfolomeeva Z. S., Kozyreva D. A., Beresneva M. L. Attitudes towards Doping in Adolescent Athletes // Sport Mont. 2023. № 21(1). Р. 65-69. https:// doi.org/ 10.26773/smj.230211

Makarowski R, Piotrowski A. Predoiu R et al. The Hungarian, Latvian, Lithuanian, Polish, Romanian, Russian, Slovak, and Spanish, adaptation of the Makarowski's Aggression Questionnaire for martial arts athletes // Archives of Budo. 2021. № 17. Р. 75-108.

References

Apresian R. G. Moral' [Moral], Vedomostiprikladnoi etiki [Semestrial papers of applied ethics], 2001, no. 18, pp. 213-228.

Beresneva M. L., Varfolomeeva Z. S. Osobennosti tsennostnykh orientatsii mladshikh po-drostkov, zanimaiushchikhsia sportom (na primere sambo) [Characterizing value orientations of younger adolescents involved in sports (by the example of sambo)]. Vestnik Cherepovetskogo gosu-darstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2021, no. 5 (104), pp. 143-154.

Bogdanova A. I. Formirovanie tsennostnogo otnosheniia k tolerantnosti v usloviiakh polikul'turnoi obrazovatel'noi sredy [Value attitude to tolerance developed in the conditions of multicultural educational environment]. Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental research], 2012, no. 9-2, pp. 337-341. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30225 (accessed: 06.01.2024).

Gretsov A. G. Metodika antidopingovoi raboty s molodymi sportsmenami: metodicheskie rek-omendatsii [Methods of anti-doping work with young athletes: methodological recommendations; ed. by O. M. Shelkov]. St Petersburg: Sankt-Peterburgskii nauchnyi institut fizicheskoi kul'tury, 2013. 50 p.

Gretsov A. G. Metodika profilaktiki dopinga sredi molodykh sportsmenov [Methods of doping prevention among young athletes]. Adaptivnaia fizicheskaia kul'tura [Adaptive physical education], 2011, no. (46), pp. 16-18.

Ershova S. M. Teoreticheskoe osmyslenie kategorii «Tsennost'» i «Tsennostnye otnosheniia» [Theoretical judgement of categories «Value» and «Valuable relations»]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2011, no. 8, pp. 52-59.

Lushnikov I. D. Sistemnaia metodika izucheniia patrioticheskogo vospitaniia: metodicheskie rekomendatsii [System methodology of studying patriotic education: instructional guidelines]. Vologda: VIRO, 2014, 64 p.

Olimpiiskaia khartiia (v deistvii s 7 iiulia 2007 g.) [Olympic Charter (in action since July 7, 2007)]. Available at: https://www.olympicuniversity.ru/SnCommonPortlets/multimedia/download/ 1987372?t=1407591795488 (accessed: 08.01.2024).

Prodanova N. V. Terminologicheskie problemy v opredelenii sushchnosti nravstvennogo vospitaniia v sovremennoi pedagogike [Terminological problems in the definition of moral education essence in modern pedagogics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no. 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15998 (accessed: 08.01.2024).

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 3894-r ot 28 dekabria 2021 g. (red. ot 20.03.2023) "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiia detsko-iunosheskogo sporta v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda i plana meropriiatii po ee realizatsii" (vmeste s "Planom meropriiatii po reali-zatsii Kontseptsii razvitiia detsko-iunosheskogo sporta v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda, I etap (2022-2024 gody) "). [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3894-r of 28 December 2021 (ed. 20.03.2023) "On the approval of the concept for the development of youth sports in the Russian Federation until 2030 and the action plan for its implementation" (together with the "Action plan for the implementation of the concept for the development of youth sports in the Russian Federation until 2030, Stage I (2022-2024)")]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_407364/ (accessed: 06.01.2024).

Romanov P. Iu., Khabibulin D. A. Tsennostnoe otnoshenie: podkhody k issledovaniiu [Value attitude: approaches to research]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University], 2011, no. 12-2, pp. 173-183.

Slastenin V. A. Pedagogicheskaia aksiologiia [Pedagogical axiology]. Krasnoyarsk, 2008. 293 p.

Stoliarov V. I., Barinov V. I., Poniatie i formy sportivnoi kul'tury lichnosti [Concept and forms of sports culture of the person]. Vestnik sportivnoi nauki [Sports Science Bulletin], 2009, no. 6, pp. 17-21.

Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 809 ot 09 sentiabria 2022 g. "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniiu i ukrepleniiu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei" [Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 no. 809 "On the approval of the fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (accessed: 11.01.2024).

Federal'nyi zakon "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii"" i stat'iu 2 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii"" ot 25.12.2023 № 685-FZ [Federal Law "On amendments to the Federal Law" On education in the Russian Federation"" and Article 2 of the Federal Law "On amendments to the Federal Law "On education in the Russian Federation"" of 25.12.2023 No. 685-FZ]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202312250094?index=2 (accessed: 11.01.2024).

Iagodin V. V. Osnovy sportivnoi etiki [Basics of sports ethics]. Ekaterinburg: Ural'skii universit, 2016, 112 p.

Varfolomeeva Z. S., Kozyreva D. A., & Beresneva M. L. Attitudes towards doping in adolescent athletes. Sport Mont, 2023, 21(1), pp. 65-69. doi: 10.26773/smj .230211

Makarowski R, Piotrowski A. Predoiu R et al. The Hungarian, Latvian, Lithuanian, Polish, Romanian, Russian, Slovak, and Spanish, adaptation of the Makarowski's aggression questionnaire for martial arts athletes. Archives of Budo, (2021), no. 17, pp. 75-108.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мария Леонидовна Береснева — аспирант; https://orcid.org/0000-0002-6295-3830, mlberesneva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Mariia L. Beresneva - Postgraduate Student, https://orcid.org/0000-0002-6295-3830, mlberesneva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Зоя Семеновна Варфоломеева — кандидат педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-1331-5963, zsvarfolomeeva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Zoya S. Varfolomeeva -Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, https://orcid.org/0000-0002-1331-5963, zsvarfolo-meeva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 19.20.2024; принята к публикации 04.03.2024.

The article was submitted 30.01.2024; Approved after reviewing 19.20.2024; Accepted for publication 04.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.