Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов'

Теоретические основы исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Дарья Андреевна, Суринов Илья Андреевич, Варфоломеева Зоя Семеновна

В статье представлен анализ педагогических теорий и концепций, применимых для исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов. В числе значимых теоретических предпосылок разработки и реализации антидопинговых образовательных программ, адресованных юным спортсменам, авторами выделены теория олимпийского образования, концепция содержания образования и концепция профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Дарья Андреевна, Суринов Илья Андреевич, Варфоломеева Зоя Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of study of young athletes’ anti-doping educational problem

The analysis of the pedagogical theories and concepts applicable for study of young athletes’ anti-doping education problem is presented. Authors have selected the theory of the Olympic education, the concept of education's content and the concept of anti-drug prevention by means of physical culture and sport as the most significant theoretical prerequisites of development and implementation of anti-doping educational programs for young athletes.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов»

Международная научная конференция «Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития». - М. : [б.и.], 2010. - С. 298-300.

REFERENCES

1. Turbachkina, O.V. (2012), Improvement of system of physical training of students for formation of culture of health, dissertation, Moscow

2. Turbachkina, O.V., Karasyova, T.V. and Perevozchikova, E.V. (2012), Formation of culture of health: quality management of physical training of students, Shuysky state pedagogical university, Shuya.

3. Karasyova, T.V. and Turbachkina, O.V. (2010), "Characteristic of hygienic literacy, way of life and physical culture of the identity of students of pedagogical higher education institution", International scientific conference "Theory and technique ofphysical culture and sport: heritage of founders and prospect of development", Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, M., pp. 298-300.

Контактная информация: otasic@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2018

УДК 796.011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Дарья Андреевна Козырева, старший преподаватель, Илья Андреевич Суринов, соискатель, Зоя Семеновна Варфоломеева, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Череповецкий государственный университет, Череповец

Аннотация

В статье представлен анализ педагогических теорий и концепций, применимых для исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов. В числе значимых теоретических предпосылок разработки и реализации антидопинговых образовательных программ, адресованных юным спортсменам, авторами выделены теория олимпийского образования, концепция содержания образования и концепция профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта.

Ключевые слова: антидопинговое образование, юные спортсмены, олимпийское образование, профилактика наркомании.

THEORETICAL BASES OF STUDY OF YOUNG ATHLETES' ANTI-DOPING

EDUCATIONAL PROBLEM

Darya Andreevna Kozyreva, the senior teacher, Ilya Andreevich Surinov, the competitor, Zoya Semenovna Varfolomeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, Cherepovets State University, Cherepovets

Annotation

The analysis of the pedagogical theories and concepts applicable for study of young athletes' antidoping education problem is presented. Authors have selected the theory of the Olympic education, the concept of education's content and the concept of anti-drug prevention by means of physical culture and sport as the most significant theoretical prerequisites of development and implementation of anti-doping educational programs for young athletes.

Keywords: anti-doping education, young athletes, Olympic education, anti-drug prevention.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях коммерциализации современного спорта в развитии спортивного движения все более явно проявляется ряд отрицательных тенденций. По общему признанию, одной из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед международным спортивным

сообществом, является проблема допинга. Среди направлений деятельности по предотвращению допинга в спорте важная роль отводится профилактике и формированию антидопинговой культуры.

К наиболее перспективным направлениям педагогической работы российские эксперты относят применение антидопинговых образовательных программ для учащихся СДЮСШОР. Для спортсменов сборных команд целесообразными признаются такие формы работы, как использование антидопинговых семинаров и выпуск печатных изданий с рекомендациями по терапевтическому использованию особых субстанций, толкованием антидопингового кодекса и запрещённого списка ВАДА [7].

В отечественной спортивной педагогике сложилось мнение, что целью антидопинговых образовательных программ должно стать формирование установки нетерпимости к допингу на ценностно-мотивационном уровне. Для юных спортсменов входящие в программу практические задания рекомендуется проводить в тренинговой форме, поскольку она не только позволяет работать с ценностно-мотивационной сферой личности, но и является привлекательной для подростков и молодежи. [3].

Результаты исследований показывают, что реализация антидопинговой образовательной программы позволяет сократить количество молодых спортсменов, считающих, что невозможно добиться высоких спортивных результатов без применения запрещенных средств [1]. Однако специалисты подчеркивают, что положительные тенденции в осведомленности спортсменов и их отношении к допингу не обязательно приводят к фактическому уменьшению использования допинга [15].

В научной литературе отмечается, что важнейшим звеном при разработке антидопинговых информационных материалов является теоретико-методологическая проработка концептуальных моделей и методических подходов к антидопинговой работе среди различных половозрастных групп населения России [11].

ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ

Цель исследования состояла в выявлении теорий и концепций, применимых для анализа проблемы антидопингового образования юных спортсменов. Исследование выполнено на основе официальных документов и научных публикаций с использованием методов анализа, обобщения, систематизации и метода логической индукции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая теоретические предпосылки разработки и реализации антидопинговых образовательных программ, в первую очередь необходимо обратиться к теории олимпийского образования. Известно, что «олимпизм соединяет спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим этическим принципам» [6]. Учитывая связь образования с культурой, а олимпийского образования - со спортивно-гуманистической культурой [8], современная интерпретация олимпийского образования исходит из понимания олимпийского образования не столько как процесса и результата формирования специальных знаний, сколько связывает его с формированием ценностей и активной деятельностью в различных сторонах жизни, включая спортивную деятельность [14]. Поясним, что для спортивно-гуманистической культуры характерно позитивное ценностное отношение индивида к спорту с точки зрения таких идеалов и ценностей гуманизма, как целостное развитие личности и гуманные социальные отношения [9]. В этом случае одним из компонентов спортивно-гуманистической спортивной культуры, безусловно, выступает нулевая толерантность к допингу.

Признавая зависимость ценностных ориентаций и реального поведения человека от эффективности стимулирования этих ориентаций и поведения, для достижения цели олимпийского образования исследователи считают необходимым создавать реальные стимулы,

которые бы побуждали детей и молодежь не только признавать принципы «честной игры», но и действительно ориентироваться на них в своем поведении [2]. Следует отметить, что в настоящее время в разных странах мира (ЕС, Япония, Россия и др.) реализуются проекты и программы олимпийской направленности, которые не только представляют олимпийские идеалы и ценности, но и поощряют их применение в спортивной и в повседневной деятельности [13]. Представляется, что анализ современных тенденций практики олимпийского образования и обобщение ее достижений могут быть полезными при проектировании и реализации антидопинговых образовательных программ. По нашему мнению, теория олимпийского образования, сложившаяся в результате многолетней дискуссии представителей международной спортивной и педагогической общественности, может рассматриваться в качестве наиболее значимой теоретической предпосылки изучения проблемы антидопингового образования юных спортсменов.

Отталкиваясь от дефиниции образования как социальной функции по передаче старшим поколением младшему поколению основ социального опыта, проблему содержания антидопингового образования юных спортсменов считаем возможным рассматривать с учетом концепции содержания образования И.Я. Лернера и соавторов, предложенной в отечественной дидактике еще в 80-е годы XX столетия, но не утратившей своей актуальности и сегодня. Согласно данной концепции содержание образования есть дидактически обработанный социальный опыт, а его состав представляет собой некую «проекцию» структуры социального опыта. Отсюда следует, что в содержание образования входят четыре основных компонента сообразно четырем элементам социального опыта [5].

Первый элемент социального опыта - опыт познания. В содержании антидопингового образования ему может соответствовать совокупность знаний о запрещенных субстанциях и методах, антидопинговых правилах, последствиях применения допинга и т.п. Второй элемент социального опыта - опыт осуществления известных способов деятельности, а его отражение в содержании образования - умения пользоваться знаниями как способами деятельности (к примеру, умения, связанные с прохождением процедуры допинг-контроля). Следующий, третий, элемент социального опыта и, соответственно, содержания образования - опыт творческой деятельности, который выступает в виде способности к решению различного рода задач в нестандартной ситуации. В контексте рассматриваемой проблемы это может означать необходимость вовлечения юных спортсменов в процесс целеполагания и самостоятельного решения задач своей спортивной деятельности с помощью допустимых средств. Опыт творческой деятельности как компонент содержания антидопингового образования юных спортсменов, на наш взгляд, может также предполагать участие спортсменов подросткового и юношеского возраста в антидопинговой воспитательной работе с начинающими спортсменами. Наконец, еще один элемент социального опыта, который должен находить свое отражение в содержании образования, - опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе и т.п., а применительно к антидопинговому образованию - уважение к правилам «честной игры», отрицательное отношение к допингу и др. Помимо ценностного потенциала собственно спорта как соревновательной деятельности нельзя не указать на такой акцент в антидопинговом образовании юных спортсменов, как ценности здоровья. Возможно, в отдельных случаях актуализация именно этих ценностей будет более эффективной в сравнении с апелляцией к этическим нормам и ценностям.

Продолжая анализ теоретических предпосылок разработки и реализации антидопинговых образовательных программ, стоит отметить, что при рассмотрении проблемы допинга исследователи нередко используют аналогию ее с проблемой употребления наркотиков. Имеются основания для выдвижения гипотезы о том, что употребление запрещенных препаратов во время занятий спортом в дальнейшем может стать стимулом к применению других психотропных веществ [12].

Учитывая некоторое сходство психологических механизмов, лежащих в основе потребления наркотиков и допинга, существующие концептуальные модели профилактики наркозависимости детей и подростков с использованием средств физической культуры и спорта в определенной степени применимы в сфере противодействия допингу среди юных спортсменов [10]. В этой связи заслуживает внимания концепция, предложенная коллективом авторов под руководством С.П. Евсеева, в рамках которой средства физической культуры и спорта задействованы на трех уровнях: как альтернативная «вредным привычкам» активность, инструмент формирования ценности здорового образа жизни, путь воспитания и коррекции личностных качеств [4]. На методическом уровне данная концепция предусматривает коррекцию ценностно-мотивационной сферы личности и допускает довольно широкие ракурсы применения [10], в том числе - для решения задач профилактики допинга среди юных спортсменов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основания для выделения теории олимпийского образования, концепции содержания образования и концепции профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в качестве теоретических основ исследования проблемы антидопингового образования юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадрак, К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу, с учетом социально-педагогических факторов / К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2 (46). - С. 8-11.

2. Баринов, С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности / С.Ю. Баринов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 7-13.

3. Грецов, А.Г. Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов / А.Г. Грецов //Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2 (46). - С. 16-18.

4. Грецов, А. Г. Опыт организации комплексной антинаркотической профилактики в системе образования / А.Г. Грецов, М.С. Розанова // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4 (48). - С. 56-58.

5. Лернер, И.Я. Система дидактических знаний и ее значение для построения учебно-воспитательного процесса // Современная дидактика: теория - практике : монография / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М. : изд-во ИТПиМИО РАО, 1994. - С. 11-43.

6. Олимпийская хартия (в действии с 02 августа 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://olympic.ru/upload/documents/team/charter/charter-8-2015-rus.pdf (дата обращения 01.08.2018).

7. Солдатенков, Ф.Н. Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования / Ф.Н. Солдатенков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 112-115.

8. Столяров, В.И. Концепция олимпийского образования (многолетний опыт разработки и внедрения в практику) / В.И. Столяров // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 30-35.

9. Столяров, В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 6. - С. 17-21.

10. Шелков, O.M. Направления деятельности в системе предотвращения допинга в спорте / О.М. Шелков, К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 51-52.

11. Современные подходы к профилактике допинга в спорте / О.М. Шелков, А.Г. Грецов, К.А. Бадрак, Л.Н. Шелкова // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 6-7.

12. Шукис, С. Юношеский спорт - фактор социализации / С. Шукис, К. Кардялис, Р. Янкаускене // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 87-96.

13. Шукис, С. Отношение современных подростков к олимпийским ценностям / С. Шукис, Д. Маяускене, В. Новиков // Социологические исследования. - 2012. - № 8.- С. 112-116.

14. Binder, D.L. Teaching Olympism in Schools: Olympic Education as a focus on Values Education Bellaterra: Centre d'Estudis Olympics (UAB) [Электронный ресурс] // International Chair in Olympism (IOC-UAB). - 2005. - Режим доступа : http://olympicstudies.uab.es/lectures/web/pdf/binder.pdf

(дата обращения: 16.06.2014).

15. Wippert, P.-M. National doping prevention guidelines: Intent, efficacy and lessons learned - A 4-year evaluation [Электронный ресурс] / P.-M. Wippert, M. Flieber // Subst Abuse Treat Prev Policy. -2016. - No. (11) 35. - Режим доступа : https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5057456 (дата обращения: 23.07.2018).

REFERENCES

1. Badrak, K.A. (2011), "Effect of experimental anti-doping educational program on the attitudes of young people to doping, taking into account the social and pedagogical factors", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 46, No 2, pp. 8-11.

2. Barinov S.J. (2010), "Olympic Education in the process of education of sport humanistic culture of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No 8, pp. 7-13.

3. Binder, D.L. (2005), Teaching Olympism in Schools: Olympic Education as a focus on Values Education Bellaterra: Centre d'Estudis Olympics (UAB), International Chair in Olympism (IOC-UAB), available at: http://olympicstudies.uab.es/lectures/web/pdf/binder.pdf.

4. Gretsov, A.G. (2011), "Methods of prevention of doping among young athletes", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 46, No 2, pp.16-18.

5. Gretsov, A.G. and Rozanova, M.S. (2011), "Experience in organizing a comprehensive antidrug prevention education", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 48, No 4, pp. 56-58.

6. Ed. Lerner, I.Ya. and Zhuravleva, I.K. (1994),"System of didactic knowledge and its value for creation of teaching and educational process", Modern didactics: the theory - practice: monograph, Russian Academy of Education, Moscow, pp.11-43.

7. Olympic Charter (in force as from 2 August 2015), available at: http://olympic.ru/upload/doc-uments/team/charter/charter-8-2015-rus.pdf.

8. Shelkov, O.M. and Badrak, K.A. (2010), "Activity in the prevention of doping in sport", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 43, No 3, pp. 51-52.

9. Shelkov, O. M., Gretsov, A. G., Badrak, K. A. and Shelkova, L. N. (2014). "Contemporary approaches to doping prevention in sports", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 59, No 3, pp. 6-7.

10. Shukis, S., Kardyalis, K. and Yankauskene R, (2005). "Youthful sport - a socialization factor", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 11, pp. 87-96.

11. Shukis S., Mayauskiene, D. and Novikov, V. (2012). "Attitude of contemporary adolescents to Olympic values", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 8, pp. 112-116.

12. Soldatenkov, F.N. (2010), "Modern state of anti-doping movement and possibilities of its development within the limits of physical culture and sport education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No 2, pp. 112-115.

13. Stolyarov, V.I. (2007). The concept of the Olympic education (long-term experience of development and deployment in practice), Science in Olympic Sport, No 2, pp. 30-35.

14. Stolyarov, V.I. and Barinov, S.Yu. (2009), "Concept and forms of sports culture of the person", Vestnik sportivnoy nauki, No 6, pp. 17-21.

15. Wippert, P.-M. and Flieber, M. (2016), National doping prevention guidelines: Intent, efficacy and lessons learned - 4-year evaluation, Subst Abuse Treat Prev Policy. (11), 35, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5057456.

Контактная информация: daha-kozir@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2018

УДК 373.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУДПО «ЛОИРО»),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные основы развития цифровой экономики в Российской Федерации, особенности внедрения современных информационных технологий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.