ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ И ПРОСОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В СПОРТЕ
УДК/UDC 796.01
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 08.05.2023 г.
Кандидат культурологии, доцент М.С. Белов1- 2 Доктор психологических наук, доцент П.А. Кисляков2- 3 Кандидат психологических наук О.А. Силаева2 1Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, Иваново
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний,Москва
STUDY OF MORAL AND PROSOCIAL NORMS IN SPORT
PhD, Associate Professor M.S. Belov1- 2
Dr. Psych., Associate Professor P.A. Kislyakov2- 3
PhD O.A. Silaeva2
Ivanovo State Power University named after V.I. Lenin, Ivanovo 2Russian State Social University, Moscow
3Federal State Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia", Moscow
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
Аннотация
Цель исследования - выявить отношение принятия спортсменами просо-циальных и моральных норм в спорте в условиях соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. Для изучения и уточнения исследуемой проблемы среди российских спортсменов проведены фокус-групповые интервью (7 групп по 8 человек). Контингент испытуемых составили 56 квалифицированных спортсменов и спортсменов-любителей - члены всероссийских, региональных, студенческих спортивных сборных команд из городов Москва и Иваново.
Результаты исследования и выводы. В исследуемой выборке половина респондентов к личностным качествам идеального спортсмена наряду с целеустремленностью и стрессоустойчивостью относят честность и уважение к сопернику. Для 80% спортсменов важно играть честно, проявлять уважение и благородство к соперникам, наряду с желанием победить в соревнованиях. Честная игра в большей степени ассоциируется с соблюдением правил, в меньшей степени с помогающим поведением в спорте. Среди форм оказания помощи и получения помощи от соперников респонденты наиболее часто называли помощь спортивной экипировкой или инвентарем, помощь водой, сопровождение травмированных, моральную поддержку. При этом спортсмены не ожидают помощи от соперников. Почти все респонденты встречают в социальных сетях спортивный контент, в котором рассказывается о примерах помогающего поведения и благородства в спорте, но сами не создают и не распространяют подобный контент. Указанная респондентами необходимость профессиональной подготовки тренеров в области спортивной этики и то, что образцом моральных норм в спорте чаще выступает тренер, говорит о важности создания в спортивной команде или сборной моральной атмосферы, основанной на принципах честной игры.
Ключевые слова: моральные нормы, просоциальные нормы, спортивное поведение, помогающее поведение, честная игра, психология спорта.
Abstract
Objective of the study was to reveal the attitude of athletes to the adoption of prosocial and moral norms in sports in the conditions of competitive activity. Methods and structure of the study. To study and clarify the problem under study among Russian athletes, focus group interviews were conducted (7 groups of 8 people). The test contingent consisted of 56 qualified athletes and amateur athletes - members of the All-Russian, regional, student sports teams from the cities of Moscow and Ivanovo.
Results and conclusions. In the studied sample, half of the respondents consider honesty and respect for the opponent to be the personal qualities of an ideal athlete, along with purposefulness and resistance to stress. For 80% of athletes, it is important to play fair, to show respect and nobility to opponents, along with the desire to win the competition. Fair play is more associated with following the rules, less with helping behavior in sports. Among the forms of providing assistance and receiving assistance from opponents, the respondents most often named assistance with sports equipment or equipment, assistance with water, accompanying the injured, and moral support. At the same time, athletes do not expect help from rivals. Almost all respondents come across sports content on social networks that talks about examples of helping behavior and nobility in sports, but they themselves do not create or distribute such content. The need for professional training of coaches in the field of sports ethics indicated by the respondents and the fact that the coach is more often a model of moral norms in sports indicates the importance of creating a moral atmosphere based on the principles of fair play in a sports team or national team.
Keywords: moral norms, prosocial norms, sports behavior, helping behavior, fair play, sports psychology.
CL
■
с
га
^
О (U .с H
Введение. Исследователи в области педагогики и психологии спорта указывают на необходимость изучения влияния занятий спортом на различные аспекты личного и социаль-
ного развития, включая моральные и просоциальные нормы [1, 2, 6]. Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе», подготовленный Советом Европы (1992 г.), реко-
108
http://www.teoriya.ru
№7 • 2023 Июль | July
мендует спортсменам «отказаться от любой формы насилия в отношении соперника; помогать сопернику или другому лицу, находящемуся в опасности или испытывающему затруднения в обычной соревновательной ситуации; воздерживаться от любого преимущества, которое не является результатом собственных успешных соревновательных действий». Спортивное поведение опирается на такие моральные нормы, как справедливость, самообладание, мужество, настойчивость и связано с сохранением самоконтроля при межличностном взаимодействии. Спортивное поведение может иметь форму просоциального, когда спортсмен, который отдает приоритет честной игре, может оказать помощь сопернику, даже в ущерб личной победе. Неспортивное же (асоциальное) поведение может включать различные формы нечестной игры (обмана или мошенничества) - стремление получить преимущество, нарушая правила игры, несмотря на возможное наказание («профессиональный фол»); стремление получить преимущество, не нарушая правил, но подрывая соревновательный (спортивный) дух. Исследование моральных и про-социальных ^ асоциальных) норм спортсменов направлено на измерение его аксиологических, мотивационных, межличностных и содержательных характеристик [1, 2, 4-6].
Цель исследования - выявить отношение принятия спортсменами просоциальных и моральных норм в спорте в условиях соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. Для проведения эмпирического исследования был выбран метод фокус-группы, который часто используется для изучения и уточнения проблемы среди целевой группы [3]. Для проведения фокус-группы был разработан гайд, включающий 15 вопросов, связанных с ценностями, мотивами, представлениями, отношениями и опытом спортсменов в демонстрации просоциального (помогающего) и морального поведения, а также агрессии и мошенничестве в спорте. Через спортивные ассоциации к участию в исследовании привлекались квалифицированные спортсмены и спортсмены-любители - члены всероссийских, региональных, студенческих спортивных сборных команд из городов Москва и Иваново.
Интервью были проведены с 7 группами по 8 человек в каждой: возраст от 18 до 35 лет; мужчины - 57%, женщины - 43%; командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол) - 60%, индивидуальные виды спорта (легкая атлетика, шахматы, лыжный спорт, плавание, борьба, спортивная гимнастика) - 40%; мастера спорта - 36%, кандидаты в мастера спорта - 32%, имеющие спортивные разряды - 14%, не имеющие спортивные разряды - 18%.
В качестве ведущих фокус-групп выступили два специалиста в области спортивной педагогики и психологии, которые в прошлом активно занимались спортом и участвовали в соревнованиях, что облегчило установление контакта с респондентами и обеспечило их вовлеченность в обсуждение предложенных вопросов. Все интервью были записаны, расшифрованы и подвергнуты контент-анализу. Интервью длились в среднем 80 мин.
Результаты исследования и их обсуждение. Для погружения в обсуждаемую проблему в начале фокус-групп респондентам был предложен к просмотру короткий видеоролик о благородных поступках в спорте с примерами помогающего поведения известных спортсменов, размещенный в социальной сети (например, в одном из сюжетов рассказывалось о том, как на олимпиаде в Рио в 2016 г. две спортсменки упали во время забега на 5 км, после чего одна из них, вместо того, чтобы продолжить гонку, помогла подняться другой, всю гонку они бежали в хвосте, после финиша девушки обнялись и сердечно поблагодарили друг друга за помощь). После просмотра видео внимание участников было сосре-
доточено на примерах личного спортивного опыта. Каждый из спортсменов, отвечая на вопросы, опирался исключительно на свою спортивную деятельность, подтверждая каждое высказанное мнение примерами.
Интервью начинались с нейтрального вопроса, о том, какими личностными качествами должен обладать идеальный спортсмен. Среди таких качеств большинство участников назвали целеустремленность, трудолюбие, стрессоустойчи-вость. При этом более половины респондентов также выделяли честность, уважение к сопернику, благородство, человечность. В единичном случае были названы эгоизм, ориентация на победу и высший результат, а также спортивная злость, помогающая состязаться и давать отпор, без чего, по мнению респондента, теряется весь смысл соревнований.
Далее для изучения ценностных ориентаций, респондентам был задан вопрос о том, насколько для них важно играть честно, проявлять уважение и благородство к соперникам, наряду с желанием победить в соревнованиях. Ответы показали, что практически для всех важна честная игра. Около 20% участников об этом никогда не задумывались. В одной из фокус-групп прозвучал противоположный ответ о том, что не всегда следует уважать соперника и, тем более, проявлять к нему благородство, а желание победить в соревнованиях должно быть на первом месте.
С понятием Fair play (честная игра в спорте) респонденты ассоциируют соревнования по правилам, без применения допинга, соблюдение этических правил, благородное поведение и уважение к сопернику, спортивным судьям. С нечестной игрой - нарушение правил, предвзятое судейство, подкуп, жульничество (например, подставные спортсмены из другой возрастной категории), а также неспортивное поведение, применение допинга. Прозвучало также мнение о том, что нечестная игра - это только то, что запрещено утвержденными правилами в данном виде спорта. И, наоборот, то, что не запрещено - разрешено, а значит, может быть применимо для достижения высшего спортивного результата и победы в соревнованиях. Все респонденты считают, что штрафы за неспортивное поведение в их виде спорта эффективны и ужесточать их не стоит.
На вопрос «Кто для Вас является образцом благородного и честного поведения в спорте?» в 60% случаев был ответ - тренер. Некоторые респонденты приводили примеры известных спортсменов из своего вида спорта. Реже таким примером являлись родители-спортсмены (10%), товарищи по команде (10%) или коллективный образ (например, национальная сборная по волейболу) (20%). В 20% случаев участники фокус-групп затруднялись привести пример и ответить на данный вопрос.
Среди форм помощи от соперников (видели, как помогали другому спортсмену или ему оказывалась помощь), респонденты наиболее часто называли помощь спортивной экипировкой или инвентарем (куртки, борцовки, шиповки, шест, мяч и пр.) (70%), помощь водой (20%), сопровождение травмированных до скамьи или кареты скорой помощи (18%), моральную поддержку или совет (40%). Аналогичным образом респонденты сами помогали когда-либо сопернику или товарищу по команде во время соревнований.
На вопрос «Почему некоторые спортсмены помогают на соревнованиях травмированным соперникам, даже если при этом ставят под угрозу свою собственную победу?» все участники исследования были схожи во мнении, что для них важна победа, одержанная в благородной, честной борьбе; для ряда респондентов победа не главное, гораздо важнее гуманность, здоровье и, быть может, это цена спасенной жизни. Впрочем, некоторые из респондентов (преимущественно представители индивидуальных видов спорта) отметили, что
№7 • 2023 Июль | July
http://www.teoriya.ru
на всех соревнованиях присутствуют медицинские работники, поэтому они скорее бы всего не стали бы ставить под угрозу свою собственную победу и оказали бы помощь, только завершив дистанцию или соревнования.
Также все респонденты считают, что взаимопомощь следует проявлять во всех видах спорта: негласное спортивное братство существует и помогать нужно всем. Вместе с тем помощь и поддержку со стороны других спортсменов во время соревнований не ожидает никто из респондентов или не задумываются об этом.
Примерно половина респондентов высказалась против насилия (физического и психологического) в любых видах спорта. Другая половина придерживается мнения, что физическое насилие и управляемая агрессия в рамках правил должны присутствовать в контактных видах спорта (баскетбол, бокс, борьба), иначе они потеряют соревновательный смысл и зре-лищность.
Практически все участники исследования едины во мнении, что в систему детско-юношеского и молодежного спорта нужно включать подготовку по вопросам спортивной этики (в спортивных школах, секциях, колледжах, вузах). Однако в большей степени это необходимо при подготовке тренерских кадров, т.к. основы спортивной этики, по мнению респондентов, должен прививать именно тренер и от него зависит моральная атмосфера в команде или сборной.
Учитывая сильное влияние контента социальных сетей на установки и мотивы людей во всех сферах, включая спорт, в ходе фокусированного интервью обсуждались вопросы информационного поведения спортсменов. Опрос показал, что каждый четвертый респондент размещает в личном аккаунте какой-либо социальной сети информацию (фотографии, короткие видеоролики) о своих тренировках, экипировке, соревнованиях, победах. Однако никто из участников не транслирует в социальных сетях информацию о помогающем поведении и благородстве в спорте.
Наибольшее внимание спортсменов привлекает контент о тренировочном и соревновательном процессе. Вместе с тем, 90% респондентов встречают в социальных сетях спортивный контент, в котором рассказывается о примерах помогающего поведения, благородства спортсменов, честной игре, равно как и контент об агрессии, нечестной игре в спорте. Около трети респондентов отметили большой ажиотаж вокруг контента об агрессии, нечестной игре, допинг-скандалах.
Анализируя ответы респондентов в зависимости от уровня их спортивной квалификации и вида спорта, нами установлены следующие закономерности: спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, проявляют более высокий уро-
вень просоциальности по отношению к сопернику в сравнении со спортсменами, занимающимися командными видами спорта; спортсмены в контактных видах спорта в большей степени допускают агрессию и насилие в отношении соперника, чем в малоконтактных видах спорта; профессионализм в спорте, тесно связанный с сильной конкуренцией и значительной ориентацией на победу, является существенной причиной непринятия просоциальных норм. Данные закономерности в целом согласуются с зарубежными исследованиями [4-6].
Вывод. Как показало исследование, моральные и про социальные нормы в спорте, продиктованные принципами олимпизма и честной игры, в целом востребованы спортсменами, вместе с тем обусловлены комплексом факторов (уровень профессионализма, вид спорта, спортивные ситуации и пр.). Следует отметить, что само по себе занятие спортом не является достаточным условием морального развития спортсмена, необходимо, чтобы на макроуровне и на уровне отдельной сборной или команды создавалась атмосфера честной игры, соблюдались моральные нормы и уважение к соперникам.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00190, https://rscf.ru/project/23-28-00190/, РГСУ.
Литература
1. Егоров А.Г. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие / А.Г. Егоров, М.А. Захаров. - Смоленск: СмолГУ, 2006. - 186 с.
2. Кисляков П.А. Психологическая оценка социального поведения в спорте / П.А. Кисляков, М.С. Белов, Е.А. Шмелева, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 82-85.
3. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, моделирование: учеб. пособие / О.Т. Мельникова. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 318 с.
References
1. Egorov A.G., Zaharov M.A. Fejr Plej v sovremennom sporte [Fair Play in modern sports]. Study guide. Smolensk: SmolGU publ., 2006. 186 p.
2. Kislyakov P.A., Belov M.S., Shmeleva E.A., Kornev A.V. Psihologiches-kaya ocenka socialnogo povedeniya v sporte [Psychological assessment of social behavior in sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 8. pp. 82-85.
3. Melnikova O.T. Fokus-gruppy: metody, metodologiya, modelirovanie [Focus groups: methods, methodology, modeling]. Study guide. Moscow: Aspekt Press publ., 2007. 318 p.
4. Bruner M.W., Boardley I.D., Côté J. Social identity and prosocial and antisocial behavior in youth sport. Psychology of Sport and Exercise. 2014. Vol. 15. No. 1. pp. 56-64.
5. Kavussanu M., Seal A.R., Phillips D.R. Observed prosocial and antisocial behaviors in male soccer teams: Age differences across adolescence and the role of motivational variables. J. Appl. Sport Psychol. 2006. Vol. 18. No. 4. pp. 326-344.
6. Ricardo J., Vissoci N., Santos L., Nickenig V., Joâo R., Oliveira L. Systematic review of the literature about moral in the sport context. Saud Pesq. 2021. Vol. 14. No. 1. e7761.