Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисляков П.А., Белов М.С., Шмелева Е.А., Корнев А.В.

Цель исследования - изучение просоциального и антисоциального поведения спортсменов на основе использования адаптированной к русскому языку методики «PABSS - Просоциальное и антисоциальное поведение в спорте» (Kavussanu, Boardley, 2009). Методика и организация исследования. Описана проблема предупреждения антисоциального поведения в спортивной среде (травмирование или оскорбление соперника или члена своей команды, «профессиональный фол» и пр.) и формирования у спортсменов просоциального поведения (помощь травмированному спортсмену, моральная поддержка товарища по команде и пр.). Проведены лингвистические процедуры адаптации методики PABSS на русский язык. Представлены и обсуждены психометрические свойства русской версии методики PABSS. В исследовании приняло участие 126 спортсменов, проживающих в г. Москве и г. Иваново. Полученные ответы обрабатывались с использованием качественных и количественных методов анализа, включая эксплораторный факторный анализ, конфирматорный факторный анализ, U-критерий Манна-Уитни использовался для серии бинарных сравнений. Расчеты проводились с использованием SPSS 23 и Amos 23. Результаты исследования и выводы. В исследуемой выборке у большинства спортсменов антисоциальное поведение проявляется ситуативно как в отношении соперников, так и в отношении товарищей по команде (тренировкам). Большинство спортсменов часто проявляют просоциальное поведение в отношении товарищей по команде. Просоциальное поведение в отношении соперников в основном демонстрируется часто или редко. Антисоциальное поведение как в отношении товарищей, так и в отношении соперников в большей степени проявляют представители командных видов спорта. С увеличением спортивного стажа наблюдается рост по всем шкала просоциального и антисоциального поведения в спорте. Проведенное исследование показало значимость проблемы предупреждения антисоциального поведения в спортивной среде и формирования просоциального поведения. Психометрические характеристики русской версии PABSS показали хорошую надежность, российские исследователи могут использовать эту методику для измерения проявления просоциального и антисоциального поведения спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисляков П.А., Белов М.С., Шмелева Е.А., Корнев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF SOCIAL BEHAVIOR IN SPORTS

Objective of the study was to analyze the prosocial and antisocial behavior of athletes on the basis of the "Prosocial and Antisocial Behavior in Sports" methodology adapted to the Russian language (Kavussanu, Boardley, 2009). Methods and structure of the study. The article is devoted to the problem of prevention of antisocial behavior in sports (doing an opponent or a team member an injury or insulting them, "professional foul", etc.) and shaping in athletes of prosocial behavior (assistance to injured athletes, moral support of teammates, etc.). Linguistic procedures were carried out to adapt the Prosocial and Antisocial Behavior in Sports methodology to the Russian language. The psychometric properties of the Russian version of the Prosocial and Antisocial Behavior in Sports methodology were presented and discussed. Sampled for the study were 126 athletes from Moscow and Ivanovo city. The data obtained were processed using the qualitative and quantitative analysis methods, including exploratory factor analysis and confirmatory factor analysis, while the Mann-Whitney U-test was used for a series of binary comparisons. The calculations were made using SPSS 23 and Amos 23. Results of the study and conclusions. In the majority of the examined athletes, antisocial behavior was situational, in relation to both their opponents and teammates (coaches). Most athletes demonstrated prosocial behavior towards their teammates. Prosocial behavior towards opponents was either frequent or infrequent. Antisocial behavior towards both teammates and opponents was more common in team sports. With increasing sports experience, there was an increase on all the scales of prosocial and antisocial behavior in sports. The study proved the importance of prevention of antisocial behavior in sports and the formation of prosocial behavioral skills. The psychometric characteristics of the Russian version of Prosocial and Antisocial Behavior in Sports proved to be reliable, so Russian researchers can use this methodology to evaluate the degree of manifestations of prosocial and antisocial behavior in athletes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 05.04.2020 г.

Информация для связи с автором: pack.81@mail.ru

Доктор психологических наук, доцент П.А. Кисляков1 Кандидат культурологии, доцент М.С. Белов2 Доктор психологических наук, доцент Е.А. Шмелева1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Ивановский государственный энергетический университет, Иваново

PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF SOCIAL BEHAVIOR IN SPORTS

Dr.Sc.Psych., Associate Professor P.A. Kislyakov1 PhD, Associate Professor M.S. Belov2 Dr.Sc.Psych., Associate Professor E.A. Shmeleva1 PhD, Associate Professor A.V. Kornev1

1 Russian State Social University, Moscow

2 Ivanovo State Energy University, Ivanovo

Аннотация

Annotation

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Цель исследования - изучение просоциального и антисоциального поведения спортсменов на основе использования адаптированной к русскому языку методики «PABSS - Просоциальное и антисоциальное поведение в спорте» (Kavussanu, Boardley, 2009).

Методика и организация исследования. Описана проблема предупреждения антисоциального поведения в спортивной среде (травмирование или оскорбление соперника или члена своей команды, «профессиональный фол» и пр.) и формирования у спортсменов просоциального поведения (помощь травмированному спортсмену, моральная поддержка товарища по команде и пр.). Проведены лингвистические процедуры адаптации методики PABSS на русский язык. Представлены и обсуждены психометрические свойства русской версии методики PABSS. В исследовании приняло участие 126 спортсменов, проживающих в г. Москве и г. Иваново. Полученные ответы обрабатывались с использованием качественных и количественных методов анализа, включая эксплораторный факторный анализ, конфирматорный факторный анализ, U-критерий Манна-Уитни использовался для серии бинарных сравнений. Расчеты проводились с использованием SPSS 23 и Amos 23. Результаты исследования и выводы. В исследуемой выборке у большинства спортсменов антисоциальное поведение проявляется ситуативно как в отношении соперников, так и в отношении товарищей по команде (тренировкам). Большинство спортсменов часто проявляют просоциальное поведение в отношении товарищей по команде. Просоциальное поведение в отношении соперников в основном демонстрируется часто или редко. Антисоциальное поведение как в отношении товарищей, так и в отношении соперников в большей степени проявляют представители командных видов спорта. С увеличением спортивного стажа наблюдается рост по всем шкала просоциального и антисоциального поведения в спорте. Проведенное исследование показало значимость проблемы предупреждения антисоциального поведения в спортивной среде и формирования просоциального поведения. Психометрические характеристики русской версии PABSS показали хорошую надежность, российские исследователи могут использовать эту методику для измерения проявления просоциального и антисоциального поведения спортсменов.

Ключевые слова: просоциальное поведение, антисоциальное поведение, моральные нормы, психология спорта, психометрическое исследование.

Objective of the study was to analyze the prosocial and antisocial behavior of athletes on the basis of the "Prosocial and Antisocial Behavior in Sports" methodology adapted to the Russian language (Kavussanu, Boardley, 2009). Methods and structure of the study. The article is devoted to the problem of prevention of antisocial behavior in sports (doing an opponent or a team member an injury or insulting them, "professional foul", etc.) and shaping in athletes of prosocial behavior (assistance to injured athletes, moral support of teammates, etc.). Linguistic procedures were carried out to adapt the Prosocial and Antisocial Behavior in Sports methodology to the Russian language. The psychometric properties of the Russian version of the Prosocial and Antisocial Behavior in Sports methodology were presented and discussed. Sampled for the study were 126 athletes from Moscow and Ivanovo city. The data obtained were processed using the qualitative and quantitative analysis methods, including exploratory factor analysis and confirmatory factor analysis, while the Mann-Whitney U-test was used for a series of binary comparisons. The calculations were made using SPSS 23 and Amos 23.

Results of the study and conclusions. In the majority of the examined athletes, antisocial behavior was situational, in relation to both their opponents and teammates (coaches). Most athletes demonstrated prosocial behavior towards their teammates. Prosocial behavior towards opponents was either frequent or infrequent. Antisocial behavior towards both teammates and opponents was more common in team sports. With increasing sports experience, there was an increase on all the scales of prosocial and antisocial behavior in sports. The study proved the importance of prevention of antisocial behavior in sports and the formation of prosocial behavioral skills. The psychometric characteristics of the Russian version of Prosocial and Antisocial Behavior in Sports proved to be reliable, so Russian researchers can use this methodology to evaluate the degree of manifestations of prosocial and antisocial behavior in athletes.

Keywords: prosocial behavior, antisocial behavior, moral norms, sports psychology, psychometric research.

CL

с

ra

^

О (U .с H

Введение. Спорт как социальный институт и сфера социально-культурной деятельности, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним,

включает в себя множество вариантов социального поведения. Спортсмены постоянно оказываются в ситуации морального выбора: руководствоваться принципами агрессивной борьбы

82

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

и эгоцентризма либо лояльности, ответственности и справедливости. Бывает, что спортсмен, включаясь в соревновательную деятельность, снимает ответственность за моральные поступки, что приводит к распространению в спорте таких явлений, ухудшающих спортивную атмосферу, как мошенничество, физическая и вербальная агрессия. Наряду с этим физическое воспитание и спорт могут способствовать развитию таких моральных ценностей, как уважение, честность, сотрудничество и помощь нуждающемуся [2]. Для обозначения форм поведения, основанных на указанных дихотомических нормах, в западной спортивной психологии, используются термины «просоциальное» и «антисоциальное» поведение.

Просоциальное поведение определяется как действия, призванные помочь или принести пользу другому человеку, в то время как антисоциальное поведение - это действия, не соответствующие нормам и правилам, направленные на причинение вреда другому человеку [1, 3]. Просоциальные и антисоциальные формы поведения чаще проявляются в контактных и командных видах спорта (футбол, баскетбол, регби, хоккей). Несмотря на то что антисоциальное поведение спортсменов наказывается правилами (спортивные судьи удаляют игроков с площадки, выносят дисциплинарные решения и штрафные санкции, спортивные федерации принимают кодексы этики и кодексы дисциплинарных взысканий), однако при проведении соревнований появляются всё новые случаи нечестной борьбы, неспортивного поведения и дисквалификации участников.

В зарубежной психологии накоплен значительный опыт исследования просоцального и антисоциального поведения в спорте: моральное мышление спортсменов, мошенничество в спорте, честная игра. Описаны предикторы просо-циального поведения в спорте: социальная идентичность, моральная идентичность, эмпатия, мотивация в спорте, спортивное мастерство, тренерский стиль, психологический климат в команде [5-7]. В 2009 г профессорами Бирмингемского университета Марией Кавуссану и Яном Бордли разработана методика «PABSS - Просоциальное и антисоциальное поведение в спорте» [8], которая используется в различных странах (США, Канада, Великобритания, Турция, Китай, Сингапур, Новая Зеландия, Португалия, Бельгия, Литва) и контекстах (виды спорта, возраст спортсменов) для измерения морального поведения спортсменов [6].

В России вопросы этического поведения спортсменов, раскрыты в контексте изучения гуманистической направленности подготовки спортсменов (А. В. Тернавский, 2008), профилактики и коррекции агрессии спортсменов (С. О. Закаморный, 2012), этической культуры спортсменов (Г. И. Пасмуров, 2012; С. В. Клюев, 2017), аксиологии спорта (Е. А. Литинская, 2013).

Цель исследования - выявление просоциального и антисоциального поведения спортсменов на основе использования адаптированной к русскому языку методики «PABSS -Просоциальное и антисоциальное поведение в спорте» (Kavussanu, Воа^1еу, 2009).

Методика и организация исследования. Согласно методике спортсмену предлагалось оценить частоту проявления просоциального и антисоциального поведения по отношению к сопернику и товарищу по команде/партнеру по тренировкам, по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 - никогда, до 5 - очень часто). Методика включает четыре шкалы: антисоциальное поведение по отношению к товарищам по команде/партнеру по тренировкам (AT) (5 пунктов, например, «словесно оскорбил товарища по команде»), просоциальное поведение по отношению к товарищу по команде/партнеру по тренировкам (ПТ) (4 пункта, например, «похвалил товарища по команде»), антисоциальное поведение по отношению к сопернику (АС) (8 пунктов, например, «пытался травмировать соперника»), просоциальное поведение по отношению к сопернику (ПС) (3 пункта, например, «помог сопернику, получившему травму»).

В исследовании приняло участие 126 спортсменов, проживающих в городах Москве и Иваново. Из них 47,2 % участников опроса представляли командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол), 52,8 % - индивидуальные виды спорта (легкая атлетика, шахматы, настольный теннис, лыжный спорт, пауэрлифтинг). Возраст участников составил от 18 до 40 лет (M = 25,4) (42,5 %> - мужчины, 57,5 %> - женщины); спортивный стаж - от 2 до 25 лет (M = 10,1). Данные собирались с помощью интернета на сервисе «Google Forms». Полученные ответы обрабатывались с использованием качественных и количественных методов анализа с использованием SPSS 23 и Amos 23.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения внутренней надежности - согласованности шкал опросника рассчитывался а-Кронбаха. Шкалы продемонстрировали высокую согласованность: Шкала AT: а=0,791, M=2,08; Шкала ПТ: а=0,797, M=4,2; Шкала АС: а=0,823, M=1,73; Шкала ПС а=0,817, M=3,34. Расчет эксцесса и асимметрии показал, что распределение значений каждой шкалы примерно соответствует нормальному (зна-

90% 80% ш 70% н 60% I 50% § 40% 30% # 20% 10% 0%

78,6

Шкала AT

□ часто

18,2 шш

Шкала ПТ

37,3

46,1

Шкала АС Шкала ПС

Шкалы опросника ■ ситуативно

■ редко

Распределение респондентов по частоте проявления просоциаль ного и антисоциального поведения, %

Сравнение просоциального и антисоциального поведения спортсменов по среднему баллу

Шкала Пол Вид спорта Спортивный стаж

Мужской n=54 Женский n=72 U p Команд. n=60 Индивид. n=66 U p 2-10 лет n=76 11-25 лет n=50 U p

Шкала АТ 10,5 10,3 1924,5 0,923 11,3 9,6 1341,5 0,002* 9,3 12,0 1107 < 0,001*

Шкала ПТ 17,2 16,8 1544 0,046* 17,0 16,9 1868,5 0,582 16,6 17,6 1412,5 0,014*

Шкала АС 14,5 13,3 1839,5 0,605 15,0 12,7 1195,5 < 0,001* 12,5 15,7 1160 < 0,001*

Шкала ПС 9,8 10,2 1872 0,721 10,7 9,4 1589,5 0,055 9,6 10,6 1554 0,083

Примечание: * - значимые различия.

.о а

s 1

Ü '

и ■ tu

i i 'Ч

ra .

а

с

s

с

s

а

о

£

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

83

КОНСУЛЬТАЦИИ

п

а

É- ш

«_ □

í □

и

s и го и

ш

m LL

в О

01 и

s Ё ti га

га п CL

г ■о

S с га

с ^ £

п и

о ш

<11 .с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1- 1-

чения лежат в диапазоне от -2 до +2) [4]. Эксплораторный факторный анализ подтвердил четырехфакторную структуру опросника, объясняющую 58,6% дисперсии: Шкала АТ (27,8% дисперсии), Шкала АС (17,1% дисперсии), Шкала ПТ (7,6% дисперсии), Шкала ПС (6,1% дисперсии). Результаты конфирматорного факторного анализа также показали приемлемое соответствие шкал критериям согласия (х2 = 258,083; df = 164; СМШ^ = 1,574; р<0,001; CFI = 0,901; GFI = 0,882; ТЫ = 0,899; RMSEA = 0,068; Н190 = 0,083). Как показали результаты качественного анализа, в исследуемой выборке большинство спортсменов ситуативно (редко) демонстрировали антисоциальное поведение как в отношении соперников, так и в отношении товарищей по команде (тренировкам). Большинство спортсменов часто проявляли просоциальное поведение в отношении товарищей по команде. Просоциальное поведение в отношении соперников в основном демонстрируется часто или редко (см. рисунок).

Для выявления особенностей сформированности просо-циального и антисоциального поведения спортсменов нами были проведены бинарные сравнения с использованием и-критерия Манна-Уитни по следующим переменным: пол, вид спорта (командный, индивидуальный), спортивный стаж (2-10 лет, 11-25 лет) (см. таблицу).

Как видно из таблицы, женщины-спортсменки в меньшей степени по сравнению с мужчинами демонстрируют про-социальное поведение в отношении товарища по команде (тренировке). Антисоциальное поведение как в отношении товарищей, так и в отношении соперников в большей степени проявляют представители командных видов спорта. С увеличением спортивного стажа наблюдается рост по всем шкалам просоциального и антисоциального поведения в спорте. Приобретая опыт участия в соревнованиях, спортсмены, с одной стороны, совершенствуют мастерство, проявляющееся в форме антисоциального поведения в отношении соперников и товарищей, с другой - проявляют большую заботу о товарищах по команде.

Вывод. Проведенное исследование показало значимость проблемы предупреждения антисоциального поведения в спортивной среде и формирования просоциального поведения. Опыт зарубежных исследований показал, что просоциальные поступки в отношении товарищей по команде способствуют формированию групповой идентичности и сплоченности спортсменов (референтная значимость, членство в команде), предупреждают эмоциональное выгорание. Принятие этических норм спортивного поведения позволит сформировать представление о спорте, как об институте позитивной социализации и гуманизации общества. В связи с этим морально-этическое развитие спортсменов

должно стать важнейшим направлением спортивной подготовки. Будущие исследования в этой области могут быть направлены на изучение в российской выборке взаимосвязи между социальным поведением в спорте и личностными качествами спортсменов (мотивация, самооценка, эмоционально-волевая сфера, моральная идентичность и др.), а также влияние внешних социально-психологических условий (тренерский стиль, психологический климат).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-20001.

Литература

Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт / пер. Л. Ордановой и др. - М.: ОЛМА-Пресс; Санкт-Петербург: Прайм Еврознак, 2002. - 557 с.

Гонашвили А.С. Системно-реляционный подход к проблемам спортивной морали и этики Fair Play / А.С. Гонашвили // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 6-9.

Кисляков П.А. Современное волонтерство в воспитании просоци-ального поведения личности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, О. Го-вин // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 6. - С. 122-146. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: Профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.

2.

4.

6.

7.

References

Aronson E., WilsonT., Aikert R. Sotsialnaya psikhologiya. Psikholog-icheskie zakony povedeniya cheloveka v sotsiume [Social Psychology. Psychological laws of human behavior in society]. Transl. L. Or-danova et al. M.: OLMA-Press publ.; St. Petersburg: Prime Euroznak publ., 2002. 557 p.

Gonashvili A.S. Sistemno-relyatsionny podkhod k problemam sport-ivnoy morali i etiki Fair Play [Systemic-relational approach to issues of morals and fair play ethics in sport sports reserve athletes' training]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2015, no. 6, pp. 6-9.

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Govin O. Sovremennoe volonterstvo v vospitanii prosotsialnogo povedeniya lichnosti [Contemporary volunteering in cultivating prosocial personality behavior]. Obrazovanie i nauka. 2019. v. 21. No. 6. pp. 122-146.

Nasledov A.D. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: Professionalny statis-ticheskiy analiz dannykh [IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional Statistical Data Analysis]. St. Petersburg: Piter publ., 2013. 416 p. Alemdag S. Investigation of prosocial and antisocial behaviors of young athletes in terms of moral decision making attitudes. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2019. Vol. 23. no. 3. pp. 112-117.

Graupensperger S.A., Jensen C.J., Evans M.B. A meta-analytic review of studies using the Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale: Associations among intergroup moral behaviors. Sport, Exercise, and Performance Psychology. 2018. Vol. 7. no. 2. pp. 186-204. Hodge K., Lonsdale C. Prosocial and antisocial behavior in sport: the role of coaching style, autonomous vs. controlled motivation, and moral disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology. 2011. Vol. 33. pp. 527-547.

Kavussanu M., Boardley I. D. The prosocial and antisocial behavior in sport scale. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2009. Vol. 31. no. 1. pp. 97-117.

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

Ушел из жизни доктор педагогических наук, профессор Евгений Аркадьевич Ширковец.

Вся жизнь ученого была тесно связана со спортивной наукой и подготовкой квалифицированных кадров для отрасли физической культуры и спорта.

Много лет Евгений Аркадьевич работал во ВНИИФКе, в котором возглавлял диссертационный совет по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Под его руководством было воспитано не одно поколение докторантов, аспирантов и специалистов спортивной отрасли, которые работают в различных вузах и спортивных учреждениях России и стран СНГ.

Евгений Аркадьевич является автором многочисленных научных публикаций и учебно-методических работ, принимал активное участие в международных конгрессах и симпозиумах. Ученый неоднократно был отмечен ведомственными наградами Министерства спорта РФ.

Министерство спорта Российской Федерации, редакция журнала и коллектив ВНИИФКа выражают глубокие соболезнования родным и близким Евгения Аркадьевича. Вечная память,,.

84

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

«Теория и практика физической культуры»

Издается при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России»

8'20

Нынешний выпуск «Тренера» открывает публикация доцентов А. М. Трофимова и В. В. Се-

мянниковой (Елец), посвященная оптимизации тренировочной нагрузки при занятиях силовыми видами спорта на основе индивидуального подхода. В ходе исследования авторам удалось предложить тренерам методику дозирования тренировочных нагрузок при развитии мышечной силы спортсмена.

Развитие выносливости спортсменов - одна из актуальных проблем, с которой встречается каждый тренер. Группа авторов под руководством профессора И. Г. Максименко (Белгород) провели сравнительный анализ общих характеристик выносливости у спортсменов-игровиков разных специализаций, что позволило научно обосновать параметры специальной выносливости с учетом спортивного мастерства игроков.

Редакция журнала на страницах «Тренера» стремится публиковать научно-методические материалы наших зарубежных коллег. В этом выпуске предлагаем тренерам познакомиться с исследованием магистра Марты Ногал (Польша), посвященным проблеме повышения эффективности обучения сложным двигательным навыкам на основе словесной обратной связи.

Продолжает данную тематику профессор То-маш Нижниковски (Польша), который поставил цель определить влияние двух видов словесных указаний при обучении сложным гимнастическим упражнениям. Понимание типов обратной связи может привести к лучшему осознанию ее роли в процессе обучения сложным двигательным умениям и навыкам. Большой объём информации не является самым эффективным путём обучения сложным гимнастическим упражнениям. Отмечено, что подача большого объёма информации оказывается менее эффективной для обучения гимнастическим упражнениям, чем дозированная информация об ошибках в ключевых элементах спортивной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.