УДК 796:371 © В. А. Бобровский, А. В. Бобровский, М. К. Мошков, А. В. Горбунов, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241 -2018-12013
Основные формы патриотического воспитания молодежи, занимающейся единоборствами и ориентированной на службу в ОВД
Бобровский Владислав Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета
Омск, Россия. [email protected]
Бобровский Андрей Владиславович,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры физической подготовки Омской академии МВД России Омск, Россия. [email protected]
Мошков Михаил Кузьмич,
доцент кафедры физического воспитания Тюменского индустриального университета Тюмень, Россия. [email protected]
Горбунов Александр Васильевич,
доцент кафедры единоборств и силовых видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта
Омск, Россия. [email protected]
Представлены основные формы и средства воспитания патриотизма у спортсменов-единоборцев. Воспитательные мероприятия со спортсменами осуществляются в условиях учебно-тренировочных занятий, соревнований различного ранга и свободного от тренировок и соревнований времени. С тем чтобы определить формы и средства патриотического воспитания единоборцев, разработаны анкеты для выявления показателей патриотического воспитания при проведении учебно-тренировочных занятий, участии в соревнованиях и в свободное от тренировок и соревнований время. Предложен анализ исследования, посвященного формам и средствам патриотического воспитания, применяемым тренерами-преподавателями при работе со спортсменами, занимающимися единоборствами. Установлены наиболее часто используемые такие формы и средства.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; спортсмены; единоборцы; патриотизм; воспитательная работа.
Для цитирования: Бобровский В. А, Бобровский А. В., Мошков М. К., Горбунов А. В. Основные формы патриотического воспитания молодежи, занимающейся единоборствами и ориентированной на службу в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 80-83.
В свете постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» актуальность поднятой проблемы не вызывает сомнений. К главным задачам данной программы относятся развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в вооруженных силах РФ и правоохранительных органах, а также совершенствование успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом возрастных особенностей граждан .
Патриотизм следует рассматривать как интегра-тивное качество личности, выражающее отношение к обществу, его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества [1; 2; 3].
Становление системы физического воспитания обусловливается исторической необходимостью, изменением общественных отношений и перестройкой системы ценностей в сознании человека В комплексе проблем воспитательной работы со спортсменами одной из важных выступает воспитание патриотизма, особенно в юношеском спорте, так как именно на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности
По мнению М . П . Бузского, А. Н . Вырщикова, М . Б. Кус-марцева, в современных условиях единого образовательно-воспитательного пространства происходит поэтапное формирование патриотизма подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта [4].
Авторы также отмечают, что спорт имеет сложную системно-структурную организацию, включающую такие компоненты, как информационный (знания о собственном организме и его возможностях), операционный (способы патриотической деятельности), мотивационный (ориентации готовности к созиданию и защите Родины), деятельностный (проявление решительности и воли в экстремальных ситуациях спортивных соревнований) и ценностный (обретение идеалов самоотверженности)
Информационный компонент патриотической деятельности объединяет знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности)
Проблеме нравственного и патриотического воспитания уделяли большое внимание такие известные ученые и педагоги, как В А Сухомлинский, А С Макаренко, В. В. Белорусова, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко [5; 6; 7; 8]. Однако на современном этапе недостаточно работ посвя-
Таблица 1 . Формы воспитательных мероприятий, используемых
на тренировочных занятиях (количество случаев, %) (Table 1. Forms of Extracurricular Events used during Training (number, %))
Форма Спортсмены Ро
первая группа вторая группа
Беседы об истории борьбы, спортивных традициях 52,1 56,5 > 0,05
Спортинформация 60,3 54,4 > 0,05
Политинформация 10,0 12,1 > 0,05
Беседы о боевых и трудовых традициях 3,5 6,2 > 0,05
Беседы о моральном облике спортсмена 68,0 60,0 > 0,05
Беседы об истории нашей Родины 1,5 3,2 > 0,05
Беседы о физической культуре и спорте 15,0 20,5 > 0,05
Встречи со знаменитыми спортсменами 20,1 32,0 < 0,05
Беседы о выдающихся людях нашей страны 13,0 14,5 > 0,05
Привлечение спортсменов к проведению занятий 31,5 46,0 < 0,05
Беседы о выступлениях отечественных борцов на международной арене 67,5 68,4 > 0,05
Беседы о соблюдении спортивного режима 37,5 48,4 > 0,05
Беседы о нормах поведения 43,0 58,0 < 0,05
Оказание помощи ведущими спортсменами отстающим 35,0 36,1 > 0,05
Анализ выступлений на соревнованиях своих одноклубников 82,5 84,0 > 0,05
Беседы о службе в армии 42,0 48,5 > 0,05
щено патриотическому воспитанию молодых людей, занимающихся единоборствами и собирающихся поступать в образовательные организации МВД России [9].
Цель исследования. Целью настоящей работы является исследование основных форм патриотического воспитания спортсменов в период учебно-тренировочных занятий, соревнований и в свободное время
Материалы и методы исследования. Для проведения исследования были разработаны анкеты, в которых отражены основные формы и средства патриотического воспитания спортсменов в условиях учебно-тренировочных занятий, соревнований и в свободное время. Исследование проводилось в виде анкетирования на соревнованиях по спортивной борьбе различных рангов: чемпионатах и первенствах России по борьбе самбо и дзюдо, всероссийских турнирах, первенствах и чемпионатах Омской области.
Всего были обследованы 142 спортсмена различной квалификации, возраста и стажа занятий спортом из разных городов России Все спортсмены были разделены на две группы. Первую группу в количестве 88 человек составили мастера спорта и кандидаты в мастера спорта, вторую группу в количестве 54 человек — спортсмены первого и второго спортивных разрядов
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты воспитательных мероприятий, в которых участвовали спортсмены во время учебно-тренировочных занятий, приведены в таблице 1.
Так, 68% анкетированных указали, что в основном воспитательная работа проводится тренерами на тренировочных занятиях. По мнению 72% опрошенных, в процессе соревнований такая работа осуществляется лишь иногда. На взгляд 64% исследованных, в свободное время она проводится крайне редко
Следует отметить, что воспитательная работа на тренировочных занятиях не отличается разнообразием используемых форм (табл . 1). К тому же отдельные из них (политинформация, беседы о боевых и трудовых традициях, об истории Родины, о выдающихся людях и т д ) используются в редких случаях Существенных различий в количестве проводимых мероприятий в первой и второй группах спортсменов нет Наблюдается лишь незначительная тенденция к снижению числа мероприятий в связи с повышением возраста занимающихся
При опросе спортсменов выяснилось, что воспитанию патриотизма уделяется внимание не только на тренировках, но и на соревнованиях (табл 2) Наиболее активно используются следующие мероприятия: подведение итогов соревнований, анализ хода соревнований, беседы, коллективные посещения театров, кино и т п
Экскурсии, коллективные посещения музеев, театров, кино и концертов, встречи со знаменитыми спортсменами, ветеранами и героями войны и труда и т д осуществляются довольно редко, хотя их удельный вес в системе патриотического воспитания должен быть выше . Значимых различий во мнениях спортсменов первой и второй групп относительно частоты проводимых мероприятий не обнаружено
Таблица 2 . Формы воспитательных мероприятий, используемых
в период соревнований (количество случаев, %) (Table 2. Forms of Extracurricular Events used during Competitions (number, %))
Спортсмены
Форма первая вторая
группа группа
Экскурсии 25,6 27,2
Коллективное посещение музеев 4,1 5,2
Встречи со знаменитыми спортсменами 26,1 30,5
Встречи с ветеранами и героями войны, 6,2 6,8
труда
Политинформация 12,5 13,4
Коллективное посещение театров, кино, 45,0 43,4
концертов
Беседы о долге, ответственности 36,1 30,2
Беседы о соблюдении правил соревнований 76 78,1
Беседы о соблюдении спортивного режима 83,1 82,4
Беседы о поведении в общественных местах 67,3 69,2
Анализ хода соревнований 82,0 84,5
Подведение итогов соревнований 90,1 87,4
Спортинформация 45,4 42,3
Таблица 3 . Формы патриотического воспитания, используемые в свободное от занятий спортом время (количество случаев, %) (Table 3 . Forms of Patriotic Education used in Free Time (number, %))
Форма Спортсмены Ро
первая группа вторая группа
Изучение жизнедеятельности героев-земляков 4,0 4,5 > 0,05
Обсуждение книг на военную тематику 5,5 6,2 > 0,05
Обсуждение книг из серии «Спорт и личность» 32,1 27,5 > 0,05
Обсуждение статей, радио- и телепередач на политические темы 36,2 34,1 > 0,05
Беседы о знаменитых спортсменах России 66,2 64,4 > 0,05
Беседы о службе в армии 42,0 50,6 > 0,05
Лекции, беседы о прикладном характере спортивной борьбы 27,0 28,2 > 0,05
Показательные выступления 75,3 70,2 > 0,05
Торжественное чествование победителей соревнований 32,1 30,5 > 0,05
Чествование именинников в коллективе 35,4 36,2 > 0,05
Торжественное зачисление в спортшколу 5,2 6,7 > 0,05
Встречи с ветеранами труда и спорта 12,0 15,2 > 0,05
Встречи с ветеранами войны 6,0 5,8 > 0,05
Встречи с героями войны, труда 2,0 2,5 > 0,05
Коллективное посещение музеев 5,0 6,2 > 0,05
Походы по местам боевой славы 2,0 2,3 > 0,05
Туристические походы 35,4 32,3 > 0,05
Коллективное посещение театров, кино, концертов 18,0 18,7 > 0,05
Анализ результатов опроса спортсменов о воспитательных мероприятиях, проводимых вне тренировок и соревнований, свидетельствует о достаточно разнообразных используемых формах (табл . 3).
Однако о том, что подобные мероприятия проводятся часто, говорить не приходится При этом наибольшее распространение получили беседы, показательные выступления спортсменов
Не упомянуты в ответах многих спортсменов такие формы воспитательной работы, как изучение жизнедеятельности выдающихся людей нашей Родины, торжественное зачисление в спортшколу, встречи с ветерана-
ми войны и спорта . Характерно, что мнения спортсменов первой и второй групп существенно не различаются
Таким образом, опрос спортсменов показал следующее.
1. Работа по патриотическому воспитанию проводится в основном на тренировочных занятиях, реже в период соревнований и очень редко в свободное от занятий спортом время
2 Содержание воспитательных мероприятий однообразное Мало уделяется внимания воздействию на эмоциональную сферу спортсменов (встречи со знаменитыми людьми, походы, торжественные собрания в коллективах и т п )
3. Обнаружено недопонимание спортсменами важности для спортсмена-патриота таких качеств, как самоотверженность, преданность коллективу, активность в его общественной жизни и т. п.
4. Представленные формы патриотического воспитания спортсменов рекомендуется использовать при работе с молодыми людьми, собирающимися в будущем связать свою жизнь с деятельностью правоохранительных органов, а также с курсантами высших учебных заведений МВД России.
Список литературы
1. Бобровский В. А., Бобровский А. В., Бабушкин Е. Г. Детерминирование показателей патриотической воспитанности спортсменов, занимающихся единоборствами // Омский научный вестник: Общество . История . Современность . 2015 . № 3 . С. 145-148.
2 . Сысоев Ю. В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта: сегодня и в прошлом. М., 2005. 152 с
3 . Бобровский В. А., Горбунов А. В., Бобровский А. В. Концептуальная роль тренера-преподавателя в патриотическом воспитании юных спортсменов в условиях ДЮСШ // Омский научный вестник: Общество История Современность 2010 № 4. С. 160-164.
4. Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания . Волгоград, 2008. 90 с.
5 . Сухомлинский В. А. Родина в сердце . М. , 1980. 175 с .
6. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. М. , 1958. Т. 5 . С. 230-233.
7 . Белорусова В. В. Воспитание в спорте . М. , 1974. 119 с .
8. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте . М . , 1987 155 с
9 . Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М. , 2001. 317 с.
Поступила 25.12.2017
The Main Forms of Patriotic Education for Youth taking up Martial Arts
and Law enforcement
Bobrovsky Vladislav A.,
Candidate of Sciences (Pedagogy), associate-professor at the department of physical training and sport, Omsk State Technical University Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
Bobrovsky Andrey V.,
Candidate of Sciences (Pedagogy), associate-professor, deputy-chief of the department of physical training, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
Moshkov Mikhail K.,
associate-professor at the department of physical training,
Tyumen Industrial University Tyumen, Russia. е-mail: [email protected]
Gorbunov Aleksandr V.,
associate-professor at the department of martial arts and strength sports, the Siberian State University of Physical Education and Sport Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
The article comprises the main forms and means of cultivating patriotism in martial arts athletes. Educational events organized for sportsmen are held in conditions of learning trainings, competitions of various rates and during the time free from trainings and competitions. To identify forms and means of martial arts athletes' patriotic education the authors developed questionnaires for revealing indicators of patriotic education during lessons, competitions and in free time. The authors present the analysis of the conducted research devoted to the forms and means of patriotic education employed by university coaches when training martial arts athletes. The most frequently used forms and means are revealed.
Keywords: patriotic education; sportsmen; martial arts athletes; patriotism; educational work.
Citation: Bobrovsky V. A., Bobrovsky A. V., Moshkov M. K., Gorbunov A. V. The Main Forms of Patriotic Education for Youth taking up Martial Arts and Law enforcement. Psychopedagogyin Law Enforcement. No 2(73). 2018. P. 80-83.
References
1. Bobrovsky V A. , Bobrovsky A. V , Babushkin E. G. On Determinacy of Level of Martial Arts Athletes' Patriotic Education. The Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Russian MIA. No. 3. 2015. Pp. 145-148. (In Russ.)
2 . Sysoev Yu. V. Patriotic Education in Physical Education and Sport: Today and in the Past . Moscow, 2005. 152 p . (In Russ . )
3 . Bobrovsky V. A . , Gorbunov A. V. , Bobrovsky A . V. Conceptual Role of Coach-teacher in Patriotic Education of Youth Sportsmen in Youth Sport Schools . Omsk Scientific Bulletin: Society. History. Modern Times. No . 4. 2010 . Pp. 160-164. (In Russ . )
4. Buzsky M. P. , Vyrshchikov A. N. , Kusmartsev M. B. Theoretical Problems of Patriotism and Patriotic Education . Volgograd, 2008. 90 p. (In Russ )
5 . Sukhomlinsky V. A . Motherland in Heart. Moscow, 1980. 175 p . (In Russ. )
6 . Makarenko A . S . Methods of Organization of Upbringing. Moscow, 1958. Vol. 5 . Pp. 230-233. (In Russ . )
7 . Belorusova V. V. Upbringing in Sports. Moscow, 1974. 119 p . (In Russ . )
8. Bludov Yu. M. , Plakhtienko V. A . Person in Sport. Moscow, 1987. 155 p . (In Russ . ) 9 . Ilyinsky I . M. Youth and Youth Policy Moscow, 2001. 317 p . (In Russ. )