УДК 796:371
В. А. БОБРОВСКИЙ А. В. БОБРОВСКИЙ Е. Г. БАБУШКИН
Омский государственный университет путей сообщения
Омская академия МВД России Омский государственный институт сервиса
№
ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Статья посвящена исследованию патриотического воспитания спортсменов, что является актуальной проблемой на современном этапе развития нашего общества. В работе представлены компоненты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности борцов в результате проведенных исследований. Дан сравнительный анализ самооценки спортсменов и оценки экспертов.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, спортсмены, спорт, патриотическая воспитанность.
Актуальность. В настоящее время проблеме воспитания, в том числе спортсменов, в научно-методической литературе уделяется недостаточно внимания. Следует отметить, что проведение научных исследований в области патриотического воспитания молодежи, занимающейся спортом, является в настоящее время крайне редким явлением.
Между тем в современных сложных социально-экономических условиях развития общества особенно остро обозначена проблема воспитания юношей и девушек как будущих граждан России, патриотов нашей Родины.
Целью исследования является определение уровня патриотической воспитанности спортсмена в целом, а также ее составляющих компонентов.
Патриотическая воспитанность считается одной из составляющих психологической подготовленности и надежности спортсмена [1, 2]. Взяв за основу методику, предложенную В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудовым, а также предложения других авторов [3 — 8], нами были разработаны критерии, по которым была изучена самооценка у 60 спортсменов и экспертная оценка их тренерами по выявлению патриотической воспитанности у борцов.
Критериями при оценке патриотизма у спортсменов являлись: а) частота и широта проявления качеств; б) всесторонность и глубина имеющихся знаний. Оценка качеств проводилась по следующей шкале:
— в пять баллов оценивалось: всесторонние и глубокие знания; проявление качества «всегда» и «во всех» делах;
— в четыре балла оценивалось: полные знания; проявление качества «часто» и «в большинстве видов деятельности»;
— в три балла оценивалось: посредственные знания; проявление качества «иногда» и «в отдельных видах деятельности»;
— в два балла оценивалось: слабые знания; проявление качества «редко» и «в меньшинстве видов деятельности»;
— в один балл оценивалось: серьезные пробелы в знаниях, точнее, незнание поставленных вопросов; проявление качеств «почти никогда», «во всех видах деятельности не проявляются».
Суммирование оценок по компонентам отношений и в целом позволило судить об уровне сфор-мированности качества патриотизма. В сформиро-ванности патриотизма мы выделили три уровня: высокий, средний и низкий. Среднее значение патриотической воспитанности составило Х = 82,5 балла, а = 6,3. За средний уровень было взято значение Х ± о, что составило следующую зону — от 76,2 балла до 88,8. Менее 76,2 балла — низкий уровень, более 88,8 балла — высокий уровень патриотической воспитанности.
Уровень патриотической воспитанности определялся в целом, а также определялись ее составные компоненты: отношение к тренировочным занятиям, отношение к соревнованиям, отношение к коллективу, отношение к занятиям, отношение к учебе и нормам поведения. Результаты исследования патриотической воспитанности приведены в табл. 1.
В исследовании выявлено три группы спортсменов с различным уровнем сформированности патриотической воспитанности — высоким, средним и низким. Показатели, характерные для каждой из этих групп были собраны посредством наблюдения за спортсменами, в беседах с ними и их тренерами.
0 от
Е
Т
4
Уровень патриотической воспитанности борцов (X ± m), баллы
№ п/п
Составные компоненты
Отношение к тренировке: — целеустремленность — трудолюбие соблюдение спортивного режима овладение приемами самозащиты
Отношение к соревнованиям: — полная самоотдача — уважение соперника соблюдение правил соревнований
Отношение к коллективу: — поддержание традиций в коллективе — участие в общественной жизни коллектива — помощь товарищам по команде — требовательность к себе борьба с отрицательными явлениями в коллективе
Отношение к занятиям: — знание истории своего вида спорта — знание истории своего города — знание важнейших событий в стране и за рубежом — знание истории Родины — знание жизнедеятельности великих людей — понимание значения гимна, герба, флага страны
Отношение к учебе и поведению:
— добросовестность в учебе соблюдение правил и норм поведения
Самооценка
4,2 ± 0,12
4,7 ± 0,10 4,2 ± 0,09 3,9 ± 0,11 4,0 ± 0,12
4.7 ± 0,13 4,75 ± 0,14
4.8 ± 0,12 4,5 ± 0,12
4,0 ± 0,10 4,18 ± 0,08 3,85 ± 0,09 4,12 ± 0,10 4,12 ± 0,12
3,75 ± 0,11
3,85 ± 0,15 3,25 ± 0,13 3,75 ± 0,12
3,9 ± 0,10 4,24 ± 0,20 3,85 ± 0,14
4,15 ± 0,15
4,17 ± 0,13 4,25 ± 0,12 4,1 ± 0,13
4,21 ± 0,15
Оценка экспертов
3.61 ± 0,12 4,12 ± 0,13 3,9 ± 0,14
3.62 ± 0,12 3,21 ± 0,11
4,42 ± 0,12 4,76 ± 0,13 4,61 ± 0,08 4,35 ± 0,12
3,81 ± 0,15 3,7 ± 0,20
3.81 ± 0,08 4,11 ± 0,12
3.82 ± 0,15
3,71 ± 0,15
3,45 ± 0,17 3,11 ± 0,12 3,2 ± 0,10
3,21 ± 0,15 3,9 ± 0,20 3,25 ± 0,18
3,71 ± 0,21
4,06 ± 0,18 4,11 ± 0,20 4,0 ± 0,15
3,87 ± 0,21
Таблица 1
<0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05
>0,05 >0,05 >0,05 >0,05
>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
>0,05
<0,05 >0,05 <0,05
<0,05 <0,05 <0,05
<0,05
>0,05 >0,05 >0,05
>0,05
Первая группа имеет высокий уровень сформи-рованности патриотической воспитанности и составила 26,6 % от общего числа обследованных. Для этой группы спортсменов характерно следующее:
— преданность коллективу и тренеру, спортсмены чувствуют себя членами коллектива;
— участвуют во всех делах коллектива;
— имеют высокий статус в коллективе;
— проявляют полную самоотдачу на соревнованиях (борются до конца);
— оказывают помощь товарищам по команде и тренеру;
— требовательны к себе и окружающим;
— постоянная добросовестная работа на тренировках и учеба;
— глубокие и всесторонние знания истории края, Родины, своего вида спорта;
— знание важнейших событий в стране и за рубежом;
— знание жизнедеятельности великих людей;
— знание спортивных традиций и следование им;
— высокое чувство спортивного долга и ответственности.
Вторая группа спортсменов составила 45,5 %, имеет средний уровень сформированности патриотической воспитанности и характеризуется следующим:
— как правило, борются за честь коллектива;
— участвуют не во всех делах коллектива и не всегда;
Р
X
— имеют недостаточно высокий статус в коллективе;
— не всегда проявляют полную самоотдачу на соревнованиях;
— не всегда оказывают помощь товарищам по команде, делают это не по своей инициативе;
— не во всех случаях проявляют требовательность к себе и к окружающим;
— не всегда проявляют целеустремленность и трудолюбие на тренировках и в учебе;
— недостаточно глубокие знания истории края, Родины, своего вида спорта;
— знание отдельных событий в стране и за рубежом;
— поверхностные знания жизнедеятельности великих людей;
— знание спортивных традиций, но не всегда следуют им;
— чувство спортивного долга и ответственности перед тренером и коллективом проявляется не постоянно.
Третья группа спортсменов составила 28 %, имеет низкий уровень сформированности патриотической воспитанности и характеризуется следующим:
— не отстаивают честь коллектива, не чувствуют себя его членами;
— избегают общественных дел, не всегда выполняют поручения;
— имеют низкий статус в коллективе;
— не проявляют самоотдачи на соревнованиях, проявляют пассивное отношение к соревнованиям;
— уклоняются от помощи товарищам по команде;
— не проявляют требовательности к себе и окружающим;
— не проявляют целеустремленности и трудолюбия в тренировочной и соревновательной деятельности;
— слабые знания (серьезные пробелы) истории края, Родины, своего вида спорта;
— незнание важнейших событий в стране и за рубежом;
— серьезные пробелы в знаниях жизнедеятельности великих людей;
— незнание и нежелание поддерживать лучшие традиции в коллективе;
— неразвитое чувство долга и ответственности.
Обобщенный показатель патриотической воспитанности по самооценке спортсменов составил 82,4 балла (что соответствует среднему уровню воспитанности), по оценкам экспертов — 76,01 балла (что соответствует низкому уровню воспитанности). Разница между оценками довольно существенная (Р < 0,01).
При сопоставлении результатов самооценки и оценки экспертов было выявлено две группы спортсменов (два типа). Первый тип (таковых 65 %) характеризуется адекватной самооценкой своей патриотической воспитанности — оценка спортсменов совпадает или приближается с оценкой экспертов. Второй тип спортсменов (35 %) характеризуется завышенной самооценкой патриотической воспитанности. Выявленная тенденция несовпадения оценок должна учитываться при практическом внедрении программы патриотического воспитания спортсменов.
Анализ полученных данных позволяет говорить о следующем. Во-первых, спортсмены несколько завышают по отдельным компонентам уровень своей патриотической воспитанности X = 4,21 ± 0,15. Оценка экспертов несколько ниже и составила
X = 3,87 ± 0,21. Выявленная у спортсменов тенденция к завышению своей патриотической воспитанности свидетельствуют об их стремлении быть лучше, чем они есть на самом деле.
При сравнительном анализе результатов самооценки и оценки экспертов составляющих компонентов патриотической воспитанности находим следующее. Оценка «отношение к тренировке» значительно завышена (Р < 0,05) спортсменами по сравнению с экспертами. Также различия обнаруживаются и при оценке «отношение к занятиям» (табл. 1).
Для выяснения суждения об уровне воспитанности патриотизма мы исходим из результатов экспертной оценки. Общая оценка патриотической воспитанности экспертами составила 3,87 балла (высшая — 5 баллов).
По некоторым компонентам оценки были еще ниже. Так, «отношение к тренировке» оценено в 3,61 балла; «отношение к занятиям» в 3,45 балла. Исходя из критериев оценки патриотической воспитанности, можно говорить, что большинство составных компонентов патриотизма из приведенной таблицы, проявляются далеко не всегда. Отдельные компоненты проявляются иногда и в отдельных видах деятельности.
Таким образом, здесь усматриваются потенциальные возможности, которые можно и нужно ре-ализовывать при управлении процессом патриотического воспитания спортсменов. Низкие оценки отдельных компонентов патриотизма нацеливают на конкретное содержание программы патриотического воспитания спортсменов и определения удельного веса, включенных в программу путей и средств.
Для реализации принципа индивидуализации в патриотическом воспитании спортсменов необходимо знать исходный уровень воспитываемого качества, который может быть определен с помощью предлагаемой нами методики.
Выводы.
1. Для диагностики патриотической воспитанности спортсменов предлагается методика, включающая самооценку спортсмена и экспертную оценку тренера. Оцениваются следующие показатели: отношение к тренировке, отношение к соревнованиям, отношение к спортивному коллективу, отношение к знаниям, отношение к учебе, поведение в общественных местах. В качестве критериев при оценке патриотической воспитанности приняты: частота и широта проявления качеств; всесторонность и глубина изучаемых знаний.
2. Показано, что обобщенный показатель патриотической воспитанности (по самооценке спортсменов) составил 82,4 балла, что соответствует среднему уровню. В исследовании выявлено два типа спортсменов. Первый тип (65 %) характеризуется адекватной самооценкой своей патриотической воспитанности, второй тип (35 %) характеризуется завышенной самооценкой.
3. Выявлено три группы спортсменов с различным уровнем сформированности патриотической воспитанности: первая группа (26,6 %) с высоким уровнем, вторая группа (45,4 %) — со средним, третья группа (28%) — с низким уровнем.
Библиографический список
1. Блудов, Ю. М. Личность в спорте / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. — М. : Советская Россия, 1987. — 155 с.
№
О
СП
Е
Т
2. Плахтиенко, В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиен-ко, Ю. М. Блудов. — М. : Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
3. Бобровский, В. А. Концептуальная роль тренера-преподавателя в патриотическом воспитании юных спортсменов в условиях ДЮСШ / В. А. Бобровский, А. В. Горбунов, А. В. Бобровский // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — Омск, 2010. — № 4 (89). — С. 160-164.
4. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика / И. М. Ильинский. - М. : Голос, 2001. - 317 с.
5. Коцевич, С. С. Основы военно-патриотического воспитания / С. С. Коцевич. — Минск, 1983. — 127 с.
6. Орлов, В. Б. Ситуации: Проблемные ситуации по курсу «Педагогика физической культуры и спорта» / В. Б. Орлов. — Челябинск : ЧГИФК, 1992. - 64 с.
7. Сысоев, Ю. В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта: сегодня и в прошлом / Ю. В. Сысоев. - М. : Знамя Победы, 2005. - 152 с.
8. Шилова, М. И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности
подростка : дис. ... канд. пед. наук / М. И. Шилова. — Красноярск, 1985. - 388 с.
БОБРОВСКИЙ Владислав Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. БОБРОВСКИЙ Андрей Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры физической подготовки Омской академии МВД России. Адрес для переписки: [email protected] БАБУШКИН Евгений Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания Омского государственного института сервиса. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2015 г. © В. А. Бобровский, А. В. Бобровский, Е. Г. Бабушкин
Информация
Международная научно-практическая конференция
Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО
26-27 ноября 2015 года Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) проводит международную научно-практическую конференцию Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО.
Направления работы конференции:
— физическое воспитание и здоровье детей, подростков и учащейся молодежи: социокультурные, медико-биологические и психолого-педагогические аспекты;
— спорт и система спортивной подготовки: современные проблемы, концепции и технологические решения;
— научно-методическое и технологическое сопровождение внедрения физкультурно-спортивного комплекса ГТО: методология и технологии мониторинга физического состояния;
— модернизация системы подготовки специалистов в сфере физической культуры, спорта и туризма.
В работе конференции примут участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты в сфере физической культуры, спорта и туризма. По итогам работы конференции будет издан сборник научных трудов. Лучшие материалы будут опубликованы в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.
Материалы конференции будут размещены на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary. ru, а информация об опубликованных статьях будет передана в систему РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
С требованиями и правилами оформления статей можно ознакомиться на http://www.science-community.org/ru/node/156465.
Организаторы
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Институт спорта, туризма и сервиса
Контактная информация:
почтовый адрес: 4541080, Российская Федерация, г. Челябинск, проспект им. В. И. Ленина, 76
E-mail: [email protected]
Тел./факс 89514658176
Источник информации: http://www.science-community.org/ru/node/156465 (дата обращения: 30.06.2015).