Научная статья на тему 'Детерминирование показателей патриотической воспитанности спортсменов, занимающихся единоборствами'

Детерминирование показателей патриотической воспитанности спортсменов, занимающихся единоборствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СПОРТСМЕНЫ / СПОРТ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / PATRIOTISM / EDUCATION / ATHLETES / SPORTS / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобровский Владислав Александрович, Бобровский Андрей Владиславович, Бабушкин Евгений Геннадьевич

Статья посвящена исследованию патриотического воспитания спортсменов, что является актуальной проблемой на современном этапе развития нашего общества. В работе представлены компоненты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности борцов в результате проведенных исследований. Дан сравнительный анализ самооценки спортсменов и оценки экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобровский Владислав Александрович, Бобровский Андрей Владиславович, Бабушкин Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of indicators of patriotic education of athletes in martial arts

The article is devoted to patriotic education of athletes, that is an actual problem at the present stage of development of our society. The paper presents the components, which are determined by the level of patriotic education of wrestlers in the studies. A comparative analysis of self-esteem sportsmen and evaluation experts is done.

Текст научной работы на тему «Детерминирование показателей патриотической воспитанности спортсменов, занимающихся единоборствами»

УДК 796:371

В. А. БОБРОВСКИЙ А. В. БОБРОВСКИЙ Е. Г. БАБУШКИН

Омский государственный университет путей сообщения

Омская академия МВД России Омский государственный институт сервиса

ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Статья посвящена исследованию патриотического воспитания спортсменов, что является актуальной проблемой на современном этапе развития нашего общества. В работе представлены компоненты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности борцов в результате проведенных исследований. Дан сравнительный анализ самооценки спортсменов и оценки экспертов.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, спортсмены, спорт, патриотическая воспитанность.

Актуальность. В настоящее время проблеме воспитания, в том числе спортсменов, в научно-методической литературе уделяется недостаточно внимания. Следует отметить, что проведение научных исследований в области патриотического воспитания молодежи, занимающейся спортом, является в настоящее время крайне редким явлением.

Между тем в современных сложных социально-экономических условиях развития общества особенно остро обозначена проблема воспитания юношей и девушек как будущих граждан России, патриотов нашей Родины.

Целью исследования является определение уровня патриотической воспитанности спортсмена в целом, а также ее составляющих компонентов.

Патриотическая воспитанность считается одной из составляющих психологической подготовленности и надежности спортсмена [1, 2]. Взяв за основу методику, предложенную В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудовым, а также предложения других авторов [3 — 8], нами были разработаны критерии, по которым была изучена самооценка у 60 спортсменов и экспертная оценка их тренерами по выявлению патриотической воспитанности у борцов.

Критериями при оценке патриотизма у спортсменов являлись: а) частота и широта проявления качеств; б) всесторонность и глубина имеющихся знаний. Оценка качеств проводилась по следующей шкале:

— в пять баллов оценивалось: всесторонние и глубокие знания; проявление качества «всегда» и «во всех» делах;

— в четыре балла оценивалось: полные знания; проявление качества «часто» и «в большинстве видов деятельности»;

— в три балла оценивалось: посредственные знания; проявление качества «иногда» и «в отдельных видах деятельности»;

— в два балла оценивалось: слабые знания; проявление качества «редко» и «в меньшинстве видов деятельности»;

— в один балл оценивалось: серьезные пробелы в знаниях, точнее, незнание поставленных вопросов; проявление качеств «почти никогда», «во всех видах деятельности не проявляются».

Суммирование оценок по компонентам отношений и в целом позволило судить об уровне сфор-мированности качества патриотизма. В сформиро-ванности патриотизма мы выделили три уровня: высокий, средний и низкий. Среднее значение патриотической воспитанности составило Х = 82,5 балла, а = 6,3. За средний уровень было взято значение Х ± о, что составило следующую зону — от 76,2 балла до 88,8. Менее 76,2 балла — низкий уровень, более 88,8 балла — высокий уровень патриотической воспитанности.

Уровень патриотической воспитанности определялся в целом, а также определялись ее составные компоненты: отношение к тренировочным занятиям, отношение к соревнованиям, отношение к коллективу, отношение к занятиям, отношение к учебе и нормам поведения. Результаты исследования патриотической воспитанности приведены в табл. 1.

В исследовании выявлено три группы спортсменов с различным уровнем сформированности патриотической воспитанности — высоким, средним и низким. Показатели, характерные для каждой из этих групп были собраны посредством наблюдения за спортсменами, в беседах с ними и их тренерами.

0 от

Е

Т

4

Уровень патриотической воспитанности борцов (X ± m), баллы

№ п/п

Составные компоненты

Отношение к тренировке: — целеустремленность — трудолюбие соблюдение спортивного режима овладение приемами самозащиты

Отношение к соревнованиям: — полная самоотдача — уважение соперника соблюдение правил соревнований

Отношение к коллективу: — поддержание традиций в коллективе — участие в общественной жизни коллектива — помощь товарищам по команде — требовательность к себе борьба с отрицательными явлениями в коллективе

Отношение к занятиям: — знание истории своего вида спорта — знание истории своего города — знание важнейших событий в стране и за рубежом — знание истории Родины — знание жизнедеятельности великих людей — понимание значения гимна, герба, флага страны

Отношение к учебе и поведению:

— добросовестность в учебе соблюдение правил и норм поведения

Самооценка

4,2 ± 0,12

4,7 ± 0,10 4,2 ± 0,09 3,9 ± 0,11 4,0 ± 0,12

4.7 ± 0,13 4,75 ± 0,14

4.8 ± 0,12 4,5 ± 0,12

4,0 ± 0,10 4,18 ± 0,08 3,85 ± 0,09 4,12 ± 0,10 4,12 ± 0,12

3,75 ± 0,11

3,85 ± 0,15 3,25 ± 0,13 3,75 ± 0,12

3,9 ± 0,10 4,24 ± 0,20 3,85 ± 0,14

4,15 ± 0,15

4,17 ± 0,13 4,25 ± 0,12 4,1 ± 0,13

4,21 ± 0,15

Оценка экспертов

3.61 ± 0,12 4,12 ± 0,13 3,9 ± 0,14

3.62 ± 0,12 3,21 ± 0,11

4,42 ± 0,12 4,76 ± 0,13 4,61 ± 0,08 4,35 ± 0,12

3,81 ± 0,15 3,7 ± 0,20

3.81 ± 0,08 4,11 ± 0,12

3.82 ± 0,15

3,71 ± 0,15

3,45 ± 0,17 3,11 ± 0,12 3,2 ± 0,10

3,21 ± 0,15 3,9 ± 0,20 3,25 ± 0,18

3,71 ± 0,21

4,06 ± 0,18 4,11 ± 0,20 4,0 ± 0,15

3,87 ± 0,21

Таблица 1

<0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

>0,05

<0,05 >0,05 <0,05

<0,05 <0,05 <0,05

<0,05

>0,05 >0,05 >0,05

>0,05

Первая группа имеет высокий уровень сформи-рованности патриотической воспитанности и составила 26,6 % от общего числа обследованных. Для этой группы спортсменов характерно следующее:

— преданность коллективу и тренеру, спортсмены чувствуют себя членами коллектива;

— участвуют во всех делах коллектива;

— имеют высокий статус в коллективе;

— проявляют полную самоотдачу на соревнованиях (борются до конца);

— оказывают помощь товарищам по команде и тренеру;

— требовательны к себе и окружающим;

— постоянная добросовестная работа на тренировках и учеба;

— глубокие и всесторонние знания истории края, Родины, своего вида спорта;

— знание важнейших событий в стране и за рубежом;

— знание жизнедеятельности великих людей;

— знание спортивных традиций и следование им;

— высокое чувство спортивного долга и ответственности.

Вторая группа спортсменов составила 45,5 %, имеет средний уровень сформированности патриотической воспитанности и характеризуется следующим:

— как правило, борются за честь коллектива;

— участвуют не во всех делах коллектива и не всегда;

Р

X

— имеют недостаточно высокий статус в коллективе;

— не всегда проявляют полную самоотдачу на соревнованиях;

— не всегда оказывают помощь товарищам по команде, делают это не по своей инициативе;

— не во всех случаях проявляют требовательность к себе и к окружающим;

— не всегда проявляют целеустремленность и трудолюбие на тренировках и в учебе;

— недостаточно глубокие знания истории края, Родины, своего вида спорта;

— знание отдельных событий в стране и за рубежом;

— поверхностные знания жизнедеятельности великих людей;

— знание спортивных традиций, но не всегда следуют им;

— чувство спортивного долга и ответственности перед тренером и коллективом проявляется не постоянно.

Третья группа спортсменов составила 28 %, имеет низкий уровень сформированности патриотической воспитанности и характеризуется следующим:

— не отстаивают честь коллектива, не чувствуют себя его членами;

— избегают общественных дел, не всегда выполняют поручения;

— имеют низкий статус в коллективе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— не проявляют самоотдачи на соревнованиях, проявляют пассивное отношение к соревнованиям;

— уклоняются от помощи товарищам по команде;

— не проявляют требовательности к себе и окружающим;

— не проявляют целеустремленности и трудолюбия в тренировочной и соревновательной деятельности;

— слабые знания (серьезные пробелы) истории края, Родины, своего вида спорта;

— незнание важнейших событий в стране и за рубежом;

— серьезные пробелы в знаниях жизнедеятельности великих людей;

— незнание и нежелание поддерживать лучшие традиции в коллективе;

— неразвитое чувство долга и ответственности.

Обобщенный показатель патриотической воспитанности по самооценке спортсменов составил 82,4 балла (что соответствует среднему уровню воспитанности), по оценкам экспертов — 76,01 балла (что соответствует низкому уровню воспитанности). Разница между оценками довольно существенная (Р < 0,01).

При сопоставлении результатов самооценки и оценки экспертов было выявлено две группы спортсменов (два типа). Первый тип (таковых 65 %) характеризуется адекватной самооценкой своей патриотической воспитанности — оценка спортсменов совпадает или приближается с оценкой экспертов. Второй тип спортсменов (35 %) характеризуется завышенной самооценкой патриотической воспитанности. Выявленная тенденция несовпадения оценок должна учитываться при практическом внедрении программы патриотического воспитания спортсменов.

Анализ полученных данных позволяет говорить о следующем. Во-первых, спортсмены несколько завышают по отдельным компонентам уровень своей патриотической воспитанности X = 4,21 ± 0,15. Оценка экспертов несколько ниже и составила

X = 3,87 ± 0,21. Выявленная у спортсменов тенденция к завышению своей патриотической воспитанности свидетельствуют об их стремлении быть лучше, чем они есть на самом деле.

При сравнительном анализе результатов самооценки и оценки экспертов составляющих компонентов патриотической воспитанности находим следующее. Оценка «отношение к тренировке» значительно завышена (Р < 0,05) спортсменами по сравнению с экспертами. Также различия обнаруживаются и при оценке «отношение к занятиям» (табл. 1).

Для выяснения суждения об уровне воспитанности патриотизма мы исходим из результатов экспертной оценки. Общая оценка патриотической воспитанности экспертами составила 3,87 балла (высшая — 5 баллов).

По некоторым компонентам оценки были еще ниже. Так, «отношение к тренировке» оценено в 3,61 балла; «отношение к занятиям» в 3,45 балла. Исходя из критериев оценки патриотической воспитанности, можно говорить, что большинство составных компонентов патриотизма из приведенной таблицы, проявляются далеко не всегда. Отдельные компоненты проявляются иногда и в отдельных видах деятельности.

Таким образом, здесь усматриваются потенциальные возможности, которые можно и нужно ре-ализовывать при управлении процессом патриотического воспитания спортсменов. Низкие оценки отдельных компонентов патриотизма нацеливают на конкретное содержание программы патриотического воспитания спортсменов и определения удельного веса, включенных в программу путей и средств.

Для реализации принципа индивидуализации в патриотическом воспитании спортсменов необходимо знать исходный уровень воспитываемого качества, который может быть определен с помощью предлагаемой нами методики.

Выводы.

1. Для диагностики патриотической воспитанности спортсменов предлагается методика, включающая самооценку спортсмена и экспертную оценку тренера. Оцениваются следующие показатели: отношение к тренировке, отношение к соревнованиям, отношение к спортивному коллективу, отношение к знаниям, отношение к учебе, поведение в общественных местах. В качестве критериев при оценке патриотической воспитанности приняты: частота и широта проявления качеств; всесторонность и глубина изучаемых знаний.

2. Показано, что обобщенный показатель патриотической воспитанности (по самооценке спортсменов) составил 82,4 балла, что соответствует среднему уровню. В исследовании выявлено два типа спортсменов. Первый тип (65 %) характеризуется адекватной самооценкой своей патриотической воспитанности, второй тип (35 %) характеризуется завышенной самооценкой.

3. Выявлено три группы спортсменов с различным уровнем сформированности патриотической воспитанности: первая группа (26,6 %) с высоким уровнем, вторая группа (45,4 %) — со средним, третья группа (28%) — с низким уровнем.

Библиографический список

1. Блудов, Ю. М. Личность в спорте / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. — М. : Советская Россия, 1987. — 155 с.

О

СП

Е

Т

2. Плахтиенко, В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиен-ко, Ю. М. Блудов. — М. : Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.

3. Бобровский, В. А. Концептуальная роль тренера-преподавателя в патриотическом воспитании юных спортсменов в условиях ДЮСШ / В. А. Бобровский, А. В. Горбунов, А. В. Бобровский // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — Омск, 2010. — № 4 (89). — С. 160-164.

4. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика / И. М. Ильинский. - М. : Голос, 2001. - 317 с.

5. Коцевич, С. С. Основы военно-патриотического воспитания / С. С. Коцевич. — Минск, 1983. — 127 с.

6. Орлов, В. Б. Ситуации: Проблемные ситуации по курсу «Педагогика физической культуры и спорта» / В. Б. Орлов. — Челябинск : ЧГИФК, 1992. - 64 с.

7. Сысоев, Ю. В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта: сегодня и в прошлом / Ю. В. Сысоев. - М. : Знамя Победы, 2005. - 152 с.

8. Шилова, М. И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности

подростка : дис. ... канд. пед. наук / М. И. Шилова. — Красноярск, 1985. - 388 с.

БОБРОВСКИЙ Владислав Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. БОБРОВСКИЙ Андрей Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры физической подготовки Омской академии МВД России. Адрес для переписки: [email protected] БАБУШКИН Евгений Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания Омского государственного института сервиса. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2015 г. © В. А. Бобровский, А. В. Бобровский, Е. Г. Бабушкин

Информация

Международная научно-практическая конференция

Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО

26-27 ноября 2015 года Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) проводит международную научно-практическую конференцию Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО.

Направления работы конференции:

— физическое воспитание и здоровье детей, подростков и учащейся молодежи: социокультурные, медико-биологические и психолого-педагогические аспекты;

— спорт и система спортивной подготовки: современные проблемы, концепции и технологические решения;

— научно-методическое и технологическое сопровождение внедрения физкультурно-спортивного комплекса ГТО: методология и технологии мониторинга физического состояния;

— модернизация системы подготовки специалистов в сфере физической культуры, спорта и туризма.

В работе конференции примут участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты в сфере физической культуры, спорта и туризма. По итогам работы конференции будет издан сборник научных трудов. Лучшие материалы будут опубликованы в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.

Материалы конференции будут размещены на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary. ru, а информация об опубликованных статьях будет передана в систему РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

С требованиями и правилами оформления статей можно ознакомиться на http://www.science-community.org/ru/node/156465.

Организаторы

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Институт спорта, туризма и сервиса

Контактная информация:

почтовый адрес: 4541080, Российская Федерация, г. Челябинск, проспект им. В. И. Ленина, 76

E-mail: [email protected]

Тел./факс 89514658176

Источник информации: http://www.science-community.org/ru/node/156465 (дата обращения: 30.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.