Научная статья на тему 'Исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде'

Исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВКА / СОРЕВНОВАНИЕ / ДЗЮДОИСТЫ / ATTITUDE / SPORTS ACTIVITY / TRAINING / COMPETITION / JUDOKAS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Близневский Андрей Александрович

В статье представлены результаты исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде. Изучен характер отношения и выявлены факторы, его определяющие. Показана динамика отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности перед соревнованиями и после соревнований. Результаты участия в соревнованиях и личностные особенности влияют на отношение юных дзюдоистов к тренировке и соревнованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Близневский Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the attitude of judokas to sports activity in the competitive period

In the article the results of research of the attitude of judokas to sports activity in the competitive period are submitted. The character of the attitude is investigated and the factors of its determining are revealed. Change in the attitude of young judokas to sports activity before competitions and after competitions is shown. The results of participation in competitions and personality feature influence the attitude of young judokas to training and competition.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

*

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796082 Г. Д. БАБУШКИН

А. П. ШУМИЛИН А. А. БЛИЗНЕВСКИЙ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЗЮДОИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ_______________________________

В статье представлены результаты исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде. Изучен характер отношения и выявлены факторы, его определяющие. Показана динамика отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности перед соревнованиями и после соревнований. Результаты участия в соревнованиях и личностные особенности влияют на отношение юных дзюдоистов к тренировке и соревнованию.

Ключевые слова: отношение, спортивная деятельность, тренировка, соревнование, дзюдоисты.

Актуальность. Достижение высоких результатов в выбранной деятельности обусловлено не только наличием специальных способностей, но и в значительной степени определяется характером сложившегося у человека отношения к ней. Особенно важен характер отношения человека к спортивной деятельности [1—4 и др.]. Однако отношение как

научная категория не нашла достаточного изучения в сфере спортивной деятельности. В специальной литературе отсутствуют исследования динамики отношения к занятиям спортом в годичном цикле тренировки, а также методические разработки по управлению формированием отношения к занятиям спортом в соревновательном периоде. Поэтому

не случаен факт значительного отчисления юных спортсменов из спортивных школ. Проведение исследований отношения к занятиям спортом в годичном цикле тренировки даст возможность разработать методические рекомендации для тренеров, что позволит своевременно формировать активно-действенное отношение у занимающихся спортом и сохранять его.

Цель настоящего исследования — изучить проявление отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде.

Гипотеза исследования: предполагается, что характер отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде может изменяться в зависимости от результатов участия в спортивных соревнованиях и личностных особенностей.

Задачи исследования: 1) изучить характер отношения дзюдоистов различной квалификации к спортивной деятельности и выявить факторы, его определяющие; 2) выявить динамику отношения дзюдоистов к спортивной деятельности на предсо-ревновательном и послесоревновательном этапах.

Методика и организация исследования. Для исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности мы использовали: методики диагностики спортивной мотивации [2]; методику «Градусник» Ю. Я. Киселева [5]; методику выявления мотивов занятий спортом А. В. Шаболтас [6]; разработанный нами опросник для выявления отношения к тренировочной и соревновательной деятельности. Исследование проводилось: на предсоревновательном этапе и после соревнования в течение восьми тренировочных занятий. В исследовании приняли участие две группы дзюдоистов г. Красноярска: первая группа 20 человек (дзюдоисты 12—13 лет), имеющих юношеские разряды; вторая группа 10 человек — взрослые дзюдоисты, имеющие звания мастера спорта.

Результаты исследования. Для исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности были взяты две группы, различающиеся спортивной квалификацией: первая группа — спортсмены юношеских разрядов, вторая группа — мастера спорта. Такой подбор групп был сделан для того, чтобы выявить желательные ориентиры сформиро-ванности отношения дзюдоистов к спортивной деятельности.

В исследованиях Г. Д. Бабушкина и Е. Г. Бабушкина [2], проведенных на боксерах, показано, что в группе спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, коэффициенты, отражающие ориентацию спортсмена на удовлетворение потребностей, значительно выше, чем у спортсменов, не достигших высоких результатов в спорте. Аналогичные результаты получены и в настоящем исследовании. По-видимому, этот факт можно считать закономерным для спортивной деятельности, в частности для спортивных единоборств. Все исследуемые показатели отношения к занятиям спортом у мастеров спорта (ориентация на удовлетворение материальных и духовных потребностей, ориентация на социальный быт, пополнение специальных знаний, отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний, ориентация на накопление сведений о противнике) значительно выше, чем у спортсменов юношеских разрядов.

В структуре отношения к соревновательной деятельности у юных дзюдоистов преобладает ориентация на избегание неудачи (6,8 балла) по сравнению с ориентацией на достижение успеха (6 баллов).

В группе мастеров спорта преобладает выраженность ориентации на достижение успеха и составляет 7,2 балла, на избегание неудачи — 4,7 балла. В этой связи перед тренером стоит задача диагностики характера отношения к соревновательной деятельности борцов и формирования у них ориентации на достижение успеха.

В структуре отношения дзюдоистов к спортивной деятельности проявляется следующая тенденция. С повышением уровня спортивного мастерства снижается направленность на тренировочный процесс и повышается направленность на соревновательную деятельность [4]. В настоящем исследовании данная тенденция подтверждается. Так, у юных спортсменов преобладает направленность на тренировочный процесс, у взрослых спортсменов высокой квалификации преобладает направленность на соревновательную деятельность. Такую тенденцию можно считать закономерной. Юным спортсменам предстоит овладение техникой и тактикой выбранного вида спорта. Спортсмены высокой квалификации в совершенстве владеют технико-тактическими действиями, и основным в их деятельности считается предсоревновательная подготовка и соревновательная деятельность.

Исследование у дзюдоистов интереса к спорту показало следующее. У спортсменов низкой квалификации он имеет неустойчивый характер (26 — 27 баллов). Именно неустойчивый характер интереса к спорту является фактором отсева юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. Так, по нашим данным, ежегодный отсев из учебно-тренировочных групп составляет в среднем 57%. У спортсменов высокой квалификации (мастера спорта) интерес характеризуется как устойчивый (29 — 30 баллов). Видимо, высокого уровня спортивного мастерства достигают спортсмены с устойчивым спортивным интересом. В этой связи, одной из задач по формированию отношения к занятиям спортом у юных дзюдоистов является формирование у них устойчивого интереса к спорту с первых дней занятий. Естественно полагать, что достигаемые результаты в спорте укрепляют интерес к нему, как считает Е. П. Ильин [7].

Для выявления факторов, влияющих на проявление отношения юных дзюдоистов (первая группа) к спортивной деятельности, был проведен однофакторный дисперсионный анализ по Фишеру. В качестве факторов были взяты две группы: 1) эмоциональные (самочувствие, активность, настроение); 2) социально-психологические (удовлетворенность тренировочным процессом, взаимоотношения с тренером и товарищами по группе).

Определение характера влияния факторов на отношение к тренировочной деятельности у юных дзюдоистов посредством вычисления коэффициента Фишера, показало существенное влияние эмоциональных факторов (табл. 1). Значимые коэффициенты выделены жирным шрифтом. На отношение дзюдоистов к соревновательной деятельности влияют: самочувствие, активность, настроение. Социально-психологические факторы (взаимоотношения с тренером и товарищами по группе) оказывают влияние на отношение дзюдоистов только к тренировочной деятельности и не оказывают решающего влияния на отношение к соревновательной деятельности. Это свидетельствует о том, что для спортсменов подросткового возраста значимым является общение, которому в процессе тренировочных занятий уделяется больше внимания.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

Отношение

к тренировочной и соревновательной деятельности юных дзюдоистов (юношеские разряды) (коэффициент Фишера)

Факторы К тренировочному процессу К соревновательной деятельности

1. Самочувствие Fрас = 7,5 Fкр = 3,6 Fрас = 4,5 Fкр = 4,3

2. Активность Fрас = 8,5 Fкр = 3,3 Fрас = 4,3 Fкр = 3,4

3. Настроение Fрас = 6,6 Fкр = 4,2 Fрас = 5,5 Fкр = 4,4

4. Удовлетворенность тренировочным процессом Fрас = 8,5 Fкр = 3,6 Fрас = 3,4 Fкр = 4,2

5. Отношения с товарищами Fрас = 6,9 Fкр = 3,7 Fрас = 2,5 Fкр = 4,4

6. Отношения с тренером Fрас = 6,1 Fкр = 4,7 Fрас = 2,4 Fкр = 3,7

В группе дзюдоистов высокой квалификации получены несколько иные результаты (табл. 2). Эмоциональные факторы (самочувствие, активность, настроение) оказывают влияние на отношение к тренировочной и соревновательной деятельности. Социально-психологические факторы за исключением удовлетворенности тренировочным процессом (отношение к товарищам, тренеру) не являются значимыми для проявления отношения к тренировочному процессу и соревнованию.

Для решения второй задачи было проведено исследование динамики отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в течение соревновательного периода (спортсмены участвовали в четырех соревнованиях). При проведении исследования мы предполагали, что отношение юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности может изменяться в течение соревновательного периода в зависимости от результатов выступления на соревновании и личностных особенностей.

Для исследования отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности нами был разработан опросник. Опрос проводился после четырех соревнований (на другой день после соревнования). В исследовании приняли участие 20 дзюдоистов юношеских разрядов в возрасте 12 — 13 лет (табл. 3).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у юных дзюдоистов преобладает ориентация на тренировочную деятельность, за исключением 4-го соревнования — окончание соревновательного периода. К концу соревновательного периода усиливается ориентация спортсменов на соревновательную деятельность. Отношение дзюдоистов к тренировочной деятельности в течение соревновательного периода фактически не изменяется. В отношении дзюдоистов к соревновательной деятельности просматривается тенденция его усиления с 9,8 балла после первого соревнования до 12 баллов после четвертого соревнования (Р<0,05).

Вычисление средне групповых показателей может не показывать индивидуальных проявлений в отношении к спортивной деятельности, так как

Отношение

к тренировочной и соревновательной деятельности взрослых дзюдоистов (мастера спорта), (коэффициент Фишера)

Факторы К тренировочной деятельности К соревновательной деятельности

Самочувствие Fрас = 5,5 Fкр = 3,6 Fрас = 6,5 Fкр = 4,8

Активность Fрас = 7,5 Fкр = 3,9 Fрас = 8,3 Fкр = 3,9

3. Настроение Fрас = 8,6 Fкр = 4,8 Fрас = 4,5 Fкр = 4,3

4. Удовлетворенность тренировочным процессом Fрас = 5,5 Fкр = 4,6 Fрас = 4,4 Fкр = 4,7

5. Отношения с товарищами Fрас = 2,1 Fкр = 4,3 Fрас = 3,5 Fкр = 4,6

6. Отношения с тренером Fрас = 3,1 Fкр = 4,8 Fрас = 2,4 Fкр = 3,9

Таблица 3

Отношение юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности (х ±о), баллы

Этапы исследования К тренировочной деятельности К соревновательной деятельности Р

1-е соревнование 12,1± 1,3 9,8± 0,8 <0,05

2-е соревнование 12,0± 1,1 10,2±1,1 <0,05

3-е соревнование 11,8 ±1,3 11,0 ±0,9 <0,05

4-е соревнование 11,6± 1,1 12,0± 1,3 >0,05

у одних спортсменов они могут повышаться, а у других снижаться, а в среднем оставаться без изменения. Для проверки этого предположения нами был проведен анализ индивидуальных проявлений отношения к спортивной деятельности дзюдоистов. Все наблюдаемые дзюдоисты были разделены на две группы: в первую группу (12 человек) вошли спортсмены, у которых наблюдалось усиление показателей отношения, во вторую группу (8 человек) вошли спортсмены, у которых наблюдалось ослабление показателей отношения к спортивной деятельности в соревновательном периоде.

Анализ индивидуальных характеристик отношения к спортивной деятельности подтвердил наше предположение и показал следующее. Усиление составляющих отношения к спортивной деятельности в течение соревновательного периода (тренировочной, соревновательной, стремления к достижению высоких результатов) наблюдалось у дзюдоистов, завоевывающих призовые места на соревнованиях (12 человек). У остальных дзюдоистов наблюдалось ослабление перечисленных составляющих отношения (8 человек).

В исследовании выделены две группы дзюдоистов, существенно различающихся характером отношения к спортивной деятельности и индивидуаль-

Динамика отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности на послесоревновательном этапе (х±о), баллы

Показатели отношений 1 2 3 4 5 6 7 8

1. Самочувствие 7,1± 0,72 7,3±0,71 7,3± 0,71 7,2± 0,73 7,4± 0,72 7,3± 0,71 7,4± 0,73 7,3± 0,73

2. Активность 7,5± 0,73 7,1± 0,72 7,3± 0,72 7,4± 0,73 7,2± 0,71 7,5± 0,74 7,4± 0,74 7,5± 0,75

3. Настроение 7,7± 0,74 7,3± 0,72 7,5± 0,74 7,6± 0,75 7,8± 0,76 7,7± 0,78 7,4± 0,74 7,7± 0,75

4. Желание тренироваться 6,6± 0,63 6,6± 0,65 6,7± 0,67 7,3± 0,71 7,6± 0,77 7,6± 0,78 7,9± 0,8 7,8± 0,82

5. Удовлетворенность тренировочным процессом 7,2± 0,65 7,6± 0,78 7,5± 0,77 7,4± 0,72 7,5± 0,74 7,3± 0,72 7,5± 0,74 7,6± 0,75

6. Отношения с товарищами 7,5± 0,74 7,4± 0,72 7,5± 0,73 7,8± 0,8 7,7± 0,81 7,9± 0,82 7,7± 0,75 7,6± 0,73

7. Отношения с тренером 8,1± 0,81 8,2± 0,81 8,0± 0,83 7,9± 0,83 8,1± 0,85 8,0± 0,83 8,2± 0,81 8,1± 0,85

8. Желание соревноваться 6,3± 0,62 6,2± 0,61 6,5± 0,63 6,3± 0,62 6,6± 0,65 7,3± 0,71 7,2± 0,72 7,4± 0,73

Примечание: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — тренировочные дни после соревнования

ными личностными особенностями (самооценкой, характером, мотивами занятий спортом).

Для первой группы дзюдоистов (12 чел.), характеризующейся усилением отношения к спортивной деятельности (тренировочной и соревновательной) характерно:

— Мотив достижения успеха в спорте — стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов.

— Гражданско-патриотический мотив — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива.

—Адекватная и повышенная самооценка.

— Сильный характер. Это человек настойчивый, обладающий чувством ответственности.

Для второй группы юных дзюдоистов (8 чел.), у которых наблюдалось ослабление отношения к спортивной деятельности, характерны:

—мотив социального самоутверждения — стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями;

— социально-эмоциональный мотив — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.

— заниженная самооценка;

— слабый характер. Такой человек отличается слабохарактерностью, неуравновешенностью и беззаботностью.

Таким образом, проведенное исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде позволяет утверждать, что характер отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности определяется не только занятыми местами в соревнованиях, но и личностными особенностями юных спортсменов (самооценкой, характером, мотивами).

Для решения третьей задачи нами был проведен анализ результатов исследования отношения юных дзюдоистов к занятиям спортом после участия в соревновании. В своем исследовании мы предполагали, что характер отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности может изменяться по-

сле прошедшего соревнования. Для проверки этого предположения мы провели тестирование характера отношения дзюдоистов в течение 8 тренировочных занятий после прошедшего соревнования по методике Ю. Я. Киселева [5] и методике САН [5]. После каждой тренировки спортсмены заполняли предложенные им опросники. В исследовании приняли участие дзюдоисты 12—13 лет юношеских разрядов в количестве 15 человек.

Исследуемые показатели отношения дзюдоистов находятся на высоком уровне и отличаются стабильностью проявления, за исключением некоторых (табл. 4). Показатели методики САН (самочувствие, активность, настроение) фактически не изменяются и остаются стабильными в течение всего периода. Не изменяются также отношения с товарищами по команде и тренером и находятся они на высоком уровне. Повышение желания тренироваться наблюдается на четвертый день занятий. Желание соревноваться повышается значительно позже на шестой день занятий. Повышение показателей отражено в таблице выделены жирным шрифтом. Таким образом прошедшее соревнование не вызвало значительных изменений в отношении юных дзюдоистов к спортивной деятельности. Видимо, участие в соревнованиях для них не является стрессогенным фактором, а результаты выступления на соревнованиях не имеют высокой личностной значимости.

Заключение.

1. В структуре отношения дзюдоистов к занятиям спортом выявлена следующая тенденция: у дзюдоистов юношеских разрядов преобладает направленность на тренировочную деятельность; у дзюдоистов высокой квалификации преобладает направленность на соревновательную деятельность. Юным дзюдоистам предстоит овладеть техникой и тактикой борьбы; дзюдоисты высокой квалификации обладают необходимой техникой и тактикой, поэтому в их подготовке больше внимания уделяется подготовке к соревнованию и соревновательной деятельности.

2. В структуре отношения дзюдоистов к соревновательной деятельности выявлена различная ориентация: у дзюдоистов юношеских разрядов преобладает ориентация на избегание неудачи; у дзюдоистов высокой квалификации преобладает ориентация на достижение успеха.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

3. На отношение дзюдоистов к спортивной деятельности оказывают влияние две группы факторов: эмоциональные и социально-психологические.

— У дзюдоистов юношеских разрядов решающее влияние на отношение к тренировочной деятельности оказывают влияние эмоциональные факторы (активность, самочувствие, настроение) и социально-психологические (удовлетворенность тренировочным процессом, взаимоотношения с тренером и товарищами по группе). На отношение дзюдоистов к соревновательной деятельности оказывают влияние только эмоциональные факторы.

— У дзюдоистов высокой спортивной квалификации на отношение к тренировочной и соревновательной деятельности преобладает влияние эмоциональных факторов.

4. Изучение характера отношения дзюдоистов к занятиям спортом в процессе соревновательного периода показало усиление ориентации на соревновательную деятельность к окончанию периода.

5. В исследовании выделены две группы дзюдоистов, существенно различающихся отношением к спортивной деятельности и индивидуальными личностными особенностями.

— Первая группа характеризуется усилением отношения к спортивной деятельности. Для этой группы дзюдоистов характерно: мотив достижения успеха, гражданско-патриотический мотив спортивной деятельности, сильный характер, адекватная и повышенная самооценка.

— Вторая группа характеризуется ослаблением отношения к спортивной деятельности. Для этой группы дзюдоистов характерны: мотив социального самоутверждения и социально-эмоциональный мотив при занятиях спортом, заниженная самооценка, слабый характер.

6. Исследование отношения дзюдоистов юношеских разрядов в возрасте 12—13 лет к занятиям спортом на послесоревновательном этапе показало: стабилизацию эмоционального состояния и межличностных взаимоотношений; усиление отношения к тренировочной деятельности на четвертый день занятий, усиление отношения к соревновательной деятельности — на шестой день тренировочных занятий после участия в соревновании.

Библиографический список

1. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров на основе удовлетворения актуальных потреб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 20 с.

2. Бабушкин, Г. Д., Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск : Сиб-ГАФК, 2001. - 132 с.

3. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.

4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.

5. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук [и др.] — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.

6. Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Шаболтас. — СПб., 1998. — 21 с.

7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 512 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: 644009 г. Омск, ул. Масленникова, 144.

ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сибирского федерального университета (СибФУ).

Адрес для переписки: г. Красноярск, ул. Матросова, 10а, кв. 54.

БЛИЗНЕВСКИЙ Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры СибФУ.

Адрес для переписки: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 234а, кв. 1.

Статья поступила в редакцию 04.05.2012 г.

© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, А. А. Близневский

Книжная полка

Бомпа, Т. Серьезный силовой тренинг / Т. Бомпа. - М. : АСТ, 2010. - 303 с. - ISBN 978-5-17-061813-2.

Книга «Серьезный силовой тренинг» поможет вам поднять на более высокий уровень эффективность ваших тренировок и добиться более впечатляющих результатов! Вооруженные основательными научными принципами и испытанными программами тренинга и питания, вы сможете достичь более высоких показателей прироста силы, мышечной массы и рельефа мышц, чем прежде. Начиная с 66 упражнений, предназначенных для максимальной стимуляции мышц, и до тщательно проработанных программ питания, эта книга содержит все необходимое для того, чтобы вы смогли сделать ее своим руководством для тренировок, которые вы никогда ранее не проводили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.