ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796082 Г. Д. БАБУШКИН
А. П. ШУМИЛИН А. А. БЛИЗНЕВСКИЙ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЗЮДОИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ_______________________________
В статье представлены результаты исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде. Изучен характер отношения и выявлены факторы, его определяющие. Показана динамика отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности перед соревнованиями и после соревнований. Результаты участия в соревнованиях и личностные особенности влияют на отношение юных дзюдоистов к тренировке и соревнованию.
Ключевые слова: отношение, спортивная деятельность, тренировка, соревнование, дзюдоисты.
Актуальность. Достижение высоких результатов в выбранной деятельности обусловлено не только наличием специальных способностей, но и в значительной степени определяется характером сложившегося у человека отношения к ней. Особенно важен характер отношения человека к спортивной деятельности [1—4 и др.]. Однако отношение как
научная категория не нашла достаточного изучения в сфере спортивной деятельности. В специальной литературе отсутствуют исследования динамики отношения к занятиям спортом в годичном цикле тренировки, а также методические разработки по управлению формированием отношения к занятиям спортом в соревновательном периоде. Поэтому
не случаен факт значительного отчисления юных спортсменов из спортивных школ. Проведение исследований отношения к занятиям спортом в годичном цикле тренировки даст возможность разработать методические рекомендации для тренеров, что позволит своевременно формировать активно-действенное отношение у занимающихся спортом и сохранять его.
Цель настоящего исследования — изучить проявление отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде.
Гипотеза исследования: предполагается, что характер отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде может изменяться в зависимости от результатов участия в спортивных соревнованиях и личностных особенностей.
Задачи исследования: 1) изучить характер отношения дзюдоистов различной квалификации к спортивной деятельности и выявить факторы, его определяющие; 2) выявить динамику отношения дзюдоистов к спортивной деятельности на предсо-ревновательном и послесоревновательном этапах.
Методика и организация исследования. Для исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности мы использовали: методики диагностики спортивной мотивации [2]; методику «Градусник» Ю. Я. Киселева [5]; методику выявления мотивов занятий спортом А. В. Шаболтас [6]; разработанный нами опросник для выявления отношения к тренировочной и соревновательной деятельности. Исследование проводилось: на предсоревновательном этапе и после соревнования в течение восьми тренировочных занятий. В исследовании приняли участие две группы дзюдоистов г. Красноярска: первая группа 20 человек (дзюдоисты 12—13 лет), имеющих юношеские разряды; вторая группа 10 человек — взрослые дзюдоисты, имеющие звания мастера спорта.
Результаты исследования. Для исследования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности были взяты две группы, различающиеся спортивной квалификацией: первая группа — спортсмены юношеских разрядов, вторая группа — мастера спорта. Такой подбор групп был сделан для того, чтобы выявить желательные ориентиры сформиро-ванности отношения дзюдоистов к спортивной деятельности.
В исследованиях Г. Д. Бабушкина и Е. Г. Бабушкина [2], проведенных на боксерах, показано, что в группе спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, коэффициенты, отражающие ориентацию спортсмена на удовлетворение потребностей, значительно выше, чем у спортсменов, не достигших высоких результатов в спорте. Аналогичные результаты получены и в настоящем исследовании. По-видимому, этот факт можно считать закономерным для спортивной деятельности, в частности для спортивных единоборств. Все исследуемые показатели отношения к занятиям спортом у мастеров спорта (ориентация на удовлетворение материальных и духовных потребностей, ориентация на социальный быт, пополнение специальных знаний, отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний, ориентация на накопление сведений о противнике) значительно выше, чем у спортсменов юношеских разрядов.
В структуре отношения к соревновательной деятельности у юных дзюдоистов преобладает ориентация на избегание неудачи (6,8 балла) по сравнению с ориентацией на достижение успеха (6 баллов).
В группе мастеров спорта преобладает выраженность ориентации на достижение успеха и составляет 7,2 балла, на избегание неудачи — 4,7 балла. В этой связи перед тренером стоит задача диагностики характера отношения к соревновательной деятельности борцов и формирования у них ориентации на достижение успеха.
В структуре отношения дзюдоистов к спортивной деятельности проявляется следующая тенденция. С повышением уровня спортивного мастерства снижается направленность на тренировочный процесс и повышается направленность на соревновательную деятельность [4]. В настоящем исследовании данная тенденция подтверждается. Так, у юных спортсменов преобладает направленность на тренировочный процесс, у взрослых спортсменов высокой квалификации преобладает направленность на соревновательную деятельность. Такую тенденцию можно считать закономерной. Юным спортсменам предстоит овладение техникой и тактикой выбранного вида спорта. Спортсмены высокой квалификации в совершенстве владеют технико-тактическими действиями, и основным в их деятельности считается предсоревновательная подготовка и соревновательная деятельность.
Исследование у дзюдоистов интереса к спорту показало следующее. У спортсменов низкой квалификации он имеет неустойчивый характер (26 — 27 баллов). Именно неустойчивый характер интереса к спорту является фактором отсева юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. Так, по нашим данным, ежегодный отсев из учебно-тренировочных групп составляет в среднем 57%. У спортсменов высокой квалификации (мастера спорта) интерес характеризуется как устойчивый (29 — 30 баллов). Видимо, высокого уровня спортивного мастерства достигают спортсмены с устойчивым спортивным интересом. В этой связи, одной из задач по формированию отношения к занятиям спортом у юных дзюдоистов является формирование у них устойчивого интереса к спорту с первых дней занятий. Естественно полагать, что достигаемые результаты в спорте укрепляют интерес к нему, как считает Е. П. Ильин [7].
Для выявления факторов, влияющих на проявление отношения юных дзюдоистов (первая группа) к спортивной деятельности, был проведен однофакторный дисперсионный анализ по Фишеру. В качестве факторов были взяты две группы: 1) эмоциональные (самочувствие, активность, настроение); 2) социально-психологические (удовлетворенность тренировочным процессом, взаимоотношения с тренером и товарищами по группе).
Определение характера влияния факторов на отношение к тренировочной деятельности у юных дзюдоистов посредством вычисления коэффициента Фишера, показало существенное влияние эмоциональных факторов (табл. 1). Значимые коэффициенты выделены жирным шрифтом. На отношение дзюдоистов к соревновательной деятельности влияют: самочувствие, активность, настроение. Социально-психологические факторы (взаимоотношения с тренером и товарищами по группе) оказывают влияние на отношение дзюдоистов только к тренировочной деятельности и не оказывают решающего влияния на отношение к соревновательной деятельности. Это свидетельствует о том, что для спортсменов подросткового возраста значимым является общение, которому в процессе тренировочных занятий уделяется больше внимания.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
Отношение
к тренировочной и соревновательной деятельности юных дзюдоистов (юношеские разряды) (коэффициент Фишера)
Факторы К тренировочному процессу К соревновательной деятельности
1. Самочувствие Fрас = 7,5 Fкр = 3,6 Fрас = 4,5 Fкр = 4,3
2. Активность Fрас = 8,5 Fкр = 3,3 Fрас = 4,3 Fкр = 3,4
3. Настроение Fрас = 6,6 Fкр = 4,2 Fрас = 5,5 Fкр = 4,4
4. Удовлетворенность тренировочным процессом Fрас = 8,5 Fкр = 3,6 Fрас = 3,4 Fкр = 4,2
5. Отношения с товарищами Fрас = 6,9 Fкр = 3,7 Fрас = 2,5 Fкр = 4,4
6. Отношения с тренером Fрас = 6,1 Fкр = 4,7 Fрас = 2,4 Fкр = 3,7
В группе дзюдоистов высокой квалификации получены несколько иные результаты (табл. 2). Эмоциональные факторы (самочувствие, активность, настроение) оказывают влияние на отношение к тренировочной и соревновательной деятельности. Социально-психологические факторы за исключением удовлетворенности тренировочным процессом (отношение к товарищам, тренеру) не являются значимыми для проявления отношения к тренировочному процессу и соревнованию.
Для решения второй задачи было проведено исследование динамики отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в течение соревновательного периода (спортсмены участвовали в четырех соревнованиях). При проведении исследования мы предполагали, что отношение юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности может изменяться в течение соревновательного периода в зависимости от результатов выступления на соревновании и личностных особенностей.
Для исследования отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности нами был разработан опросник. Опрос проводился после четырех соревнований (на другой день после соревнования). В исследовании приняли участие 20 дзюдоистов юношеских разрядов в возрасте 12 — 13 лет (табл. 3).
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у юных дзюдоистов преобладает ориентация на тренировочную деятельность, за исключением 4-го соревнования — окончание соревновательного периода. К концу соревновательного периода усиливается ориентация спортсменов на соревновательную деятельность. Отношение дзюдоистов к тренировочной деятельности в течение соревновательного периода фактически не изменяется. В отношении дзюдоистов к соревновательной деятельности просматривается тенденция его усиления с 9,8 балла после первого соревнования до 12 баллов после четвертого соревнования (Р<0,05).
Вычисление средне групповых показателей может не показывать индивидуальных проявлений в отношении к спортивной деятельности, так как
Отношение
к тренировочной и соревновательной деятельности взрослых дзюдоистов (мастера спорта), (коэффициент Фишера)
Факторы К тренировочной деятельности К соревновательной деятельности
Самочувствие Fрас = 5,5 Fкр = 3,6 Fрас = 6,5 Fкр = 4,8
Активность Fрас = 7,5 Fкр = 3,9 Fрас = 8,3 Fкр = 3,9
3. Настроение Fрас = 8,6 Fкр = 4,8 Fрас = 4,5 Fкр = 4,3
4. Удовлетворенность тренировочным процессом Fрас = 5,5 Fкр = 4,6 Fрас = 4,4 Fкр = 4,7
5. Отношения с товарищами Fрас = 2,1 Fкр = 4,3 Fрас = 3,5 Fкр = 4,6
6. Отношения с тренером Fрас = 3,1 Fкр = 4,8 Fрас = 2,4 Fкр = 3,9
Таблица 3
Отношение юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности (х ±о), баллы
Этапы исследования К тренировочной деятельности К соревновательной деятельности Р
1-е соревнование 12,1± 1,3 9,8± 0,8 <0,05
2-е соревнование 12,0± 1,1 10,2±1,1 <0,05
3-е соревнование 11,8 ±1,3 11,0 ±0,9 <0,05
4-е соревнование 11,6± 1,1 12,0± 1,3 >0,05
у одних спортсменов они могут повышаться, а у других снижаться, а в среднем оставаться без изменения. Для проверки этого предположения нами был проведен анализ индивидуальных проявлений отношения к спортивной деятельности дзюдоистов. Все наблюдаемые дзюдоисты были разделены на две группы: в первую группу (12 человек) вошли спортсмены, у которых наблюдалось усиление показателей отношения, во вторую группу (8 человек) вошли спортсмены, у которых наблюдалось ослабление показателей отношения к спортивной деятельности в соревновательном периоде.
Анализ индивидуальных характеристик отношения к спортивной деятельности подтвердил наше предположение и показал следующее. Усиление составляющих отношения к спортивной деятельности в течение соревновательного периода (тренировочной, соревновательной, стремления к достижению высоких результатов) наблюдалось у дзюдоистов, завоевывающих призовые места на соревнованиях (12 человек). У остальных дзюдоистов наблюдалось ослабление перечисленных составляющих отношения (8 человек).
В исследовании выделены две группы дзюдоистов, существенно различающихся характером отношения к спортивной деятельности и индивидуаль-
Динамика отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности на послесоревновательном этапе (х±о), баллы
Показатели отношений 1 2 3 4 5 6 7 8
1. Самочувствие 7,1± 0,72 7,3±0,71 7,3± 0,71 7,2± 0,73 7,4± 0,72 7,3± 0,71 7,4± 0,73 7,3± 0,73
2. Активность 7,5± 0,73 7,1± 0,72 7,3± 0,72 7,4± 0,73 7,2± 0,71 7,5± 0,74 7,4± 0,74 7,5± 0,75
3. Настроение 7,7± 0,74 7,3± 0,72 7,5± 0,74 7,6± 0,75 7,8± 0,76 7,7± 0,78 7,4± 0,74 7,7± 0,75
4. Желание тренироваться 6,6± 0,63 6,6± 0,65 6,7± 0,67 7,3± 0,71 7,6± 0,77 7,6± 0,78 7,9± 0,8 7,8± 0,82
5. Удовлетворенность тренировочным процессом 7,2± 0,65 7,6± 0,78 7,5± 0,77 7,4± 0,72 7,5± 0,74 7,3± 0,72 7,5± 0,74 7,6± 0,75
6. Отношения с товарищами 7,5± 0,74 7,4± 0,72 7,5± 0,73 7,8± 0,8 7,7± 0,81 7,9± 0,82 7,7± 0,75 7,6± 0,73
7. Отношения с тренером 8,1± 0,81 8,2± 0,81 8,0± 0,83 7,9± 0,83 8,1± 0,85 8,0± 0,83 8,2± 0,81 8,1± 0,85
8. Желание соревноваться 6,3± 0,62 6,2± 0,61 6,5± 0,63 6,3± 0,62 6,6± 0,65 7,3± 0,71 7,2± 0,72 7,4± 0,73
Примечание: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — тренировочные дни после соревнования
ными личностными особенностями (самооценкой, характером, мотивами занятий спортом).
Для первой группы дзюдоистов (12 чел.), характеризующейся усилением отношения к спортивной деятельности (тренировочной и соревновательной) характерно:
— Мотив достижения успеха в спорте — стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов.
— Гражданско-патриотический мотив — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива.
—Адекватная и повышенная самооценка.
— Сильный характер. Это человек настойчивый, обладающий чувством ответственности.
Для второй группы юных дзюдоистов (8 чел.), у которых наблюдалось ослабление отношения к спортивной деятельности, характерны:
—мотив социального самоутверждения — стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями;
— социально-эмоциональный мотив — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.
— заниженная самооценка;
— слабый характер. Такой человек отличается слабохарактерностью, неуравновешенностью и беззаботностью.
Таким образом, проведенное исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде позволяет утверждать, что характер отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности определяется не только занятыми местами в соревнованиях, но и личностными особенностями юных спортсменов (самооценкой, характером, мотивами).
Для решения третьей задачи нами был проведен анализ результатов исследования отношения юных дзюдоистов к занятиям спортом после участия в соревновании. В своем исследовании мы предполагали, что характер отношения юных дзюдоистов к спортивной деятельности может изменяться по-
сле прошедшего соревнования. Для проверки этого предположения мы провели тестирование характера отношения дзюдоистов в течение 8 тренировочных занятий после прошедшего соревнования по методике Ю. Я. Киселева [5] и методике САН [5]. После каждой тренировки спортсмены заполняли предложенные им опросники. В исследовании приняли участие дзюдоисты 12—13 лет юношеских разрядов в количестве 15 человек.
Исследуемые показатели отношения дзюдоистов находятся на высоком уровне и отличаются стабильностью проявления, за исключением некоторых (табл. 4). Показатели методики САН (самочувствие, активность, настроение) фактически не изменяются и остаются стабильными в течение всего периода. Не изменяются также отношения с товарищами по команде и тренером и находятся они на высоком уровне. Повышение желания тренироваться наблюдается на четвертый день занятий. Желание соревноваться повышается значительно позже на шестой день занятий. Повышение показателей отражено в таблице выделены жирным шрифтом. Таким образом прошедшее соревнование не вызвало значительных изменений в отношении юных дзюдоистов к спортивной деятельности. Видимо, участие в соревнованиях для них не является стрессогенным фактором, а результаты выступления на соревнованиях не имеют высокой личностной значимости.
Заключение.
1. В структуре отношения дзюдоистов к занятиям спортом выявлена следующая тенденция: у дзюдоистов юношеских разрядов преобладает направленность на тренировочную деятельность; у дзюдоистов высокой квалификации преобладает направленность на соревновательную деятельность. Юным дзюдоистам предстоит овладеть техникой и тактикой борьбы; дзюдоисты высокой квалификации обладают необходимой техникой и тактикой, поэтому в их подготовке больше внимания уделяется подготовке к соревнованию и соревновательной деятельности.
2. В структуре отношения дзюдоистов к соревновательной деятельности выявлена различная ориентация: у дзюдоистов юношеских разрядов преобладает ориентация на избегание неудачи; у дзюдоистов высокой квалификации преобладает ориентация на достижение успеха.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
3. На отношение дзюдоистов к спортивной деятельности оказывают влияние две группы факторов: эмоциональные и социально-психологические.
— У дзюдоистов юношеских разрядов решающее влияние на отношение к тренировочной деятельности оказывают влияние эмоциональные факторы (активность, самочувствие, настроение) и социально-психологические (удовлетворенность тренировочным процессом, взаимоотношения с тренером и товарищами по группе). На отношение дзюдоистов к соревновательной деятельности оказывают влияние только эмоциональные факторы.
— У дзюдоистов высокой спортивной квалификации на отношение к тренировочной и соревновательной деятельности преобладает влияние эмоциональных факторов.
4. Изучение характера отношения дзюдоистов к занятиям спортом в процессе соревновательного периода показало усиление ориентации на соревновательную деятельность к окончанию периода.
5. В исследовании выделены две группы дзюдоистов, существенно различающихся отношением к спортивной деятельности и индивидуальными личностными особенностями.
— Первая группа характеризуется усилением отношения к спортивной деятельности. Для этой группы дзюдоистов характерно: мотив достижения успеха, гражданско-патриотический мотив спортивной деятельности, сильный характер, адекватная и повышенная самооценка.
— Вторая группа характеризуется ослаблением отношения к спортивной деятельности. Для этой группы дзюдоистов характерны: мотив социального самоутверждения и социально-эмоциональный мотив при занятиях спортом, заниженная самооценка, слабый характер.
6. Исследование отношения дзюдоистов юношеских разрядов в возрасте 12—13 лет к занятиям спортом на послесоревновательном этапе показало: стабилизацию эмоционального состояния и межличностных взаимоотношений; усиление отношения к тренировочной деятельности на четвертый день занятий, усиление отношения к соревновательной деятельности — на шестой день тренировочных занятий после участия в соревновании.
Библиографический список
1. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров на основе удовлетворения актуальных потреб-
ностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 20 с.
2. Бабушкин, Г. Д., Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск : Сиб-ГАФК, 2001. - 132 с.
3. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.
4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.
5. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук [и др.] — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.
6. Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Шаболтас. — СПб., 1998. — 21 с.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 512 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: 644009 г. Омск, ул. Масленникова, 144.
ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сибирского федерального университета (СибФУ).
Адрес для переписки: г. Красноярск, ул. Матросова, 10а, кв. 54.
БЛИЗНЕВСКИЙ Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры СибФУ.
Адрес для переписки: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 234а, кв. 1.
Статья поступила в редакцию 04.05.2012 г.
© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, А. А. Близневский
Книжная полка
Бомпа, Т. Серьезный силовой тренинг / Т. Бомпа. - М. : АСТ, 2010. - 303 с. - ISBN 978-5-17-061813-2.
Книга «Серьезный силовой тренинг» поможет вам поднять на более высокий уровень эффективность ваших тренировок и добиться более впечатляющих результатов! Вооруженные основательными научными принципами и испытанными программами тренинга и питания, вы сможете достичь более высоких показателей прироста силы, мышечной массы и рельефа мышц, чем прежде. Начиная с 66 упражнений, предназначенных для максимальной стимуляции мышц, и до тщательно проработанных программ питания, эта книга содержит все необходимое для того, чтобы вы смогли сделать ее своим руководством для тренировок, которые вы никогда ранее не проводили.