ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796082 Г. Д. БАБУШКИН
А. А. БЛИЗНЕВСКИЙ А. П. ШУМИЛИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
ВЛИЯНИЕ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ
В статье представлены результаты исследования соотношения результативности соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации и отношения к тренировкам и соревнованиям. Показано различное влияние результативности соревновательной деятельности на отношение к соревнованиям и тренировке у дзюдоистов различной квалификации.
Ключевые слова: мотивация, динамика, дзюдоисты, квалификация, соревнование, результативность соревновательной деятельности.
Актуальность. Исследователями в области спортивной психологии показано, что результаты выступления спортсменов на соревнованиях во многом обусловлены характером спортивной мотивации [1 — 8 и др.]. При одинаковом уровне физической, технической подготовленности спортсменов именно фактор мотивации может играть решающую роль. Проблема спортивной мотивации приобретает
особую значимость в соревновательном периоде, в течение которого результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация могут существенно изменяться как при воздействии объективных и субъективных факторов, так и в результате взаимовлияния результативности соревновательной деятельности и мотивации. Проблема соотношения спортивной мотивации и результатов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
выступления спортсменов на соревнованиях решается в основном при изучении мотивации и ее влиянии на соревновательную деятельность [1, 2, 6 и др.]. Результативность соревновательной деятельности является предметом ряда исследований [5, 6, 9, 10 и др.], в которых показано влияние изучаемого авторами фактора. В спортивной психологии представлено влияние спортивной мотивации на результативность соревновательной деятельности. Однако вопросы обратного влияния не нашли своего разрешения в литературе.
Решение проблемы взаимовлияния спортивной мотивации и результативности соревновательной деятельности спортсмена имеет не только теоретическое, но, скорее, практическое значение, результаты которого будут востребованы тренерами при подготовке спортсменов к соревнованиям.
Темпы прироста спортивных результатов спортсмена и нестабильность их проявления на соревнованиях оказывают влияние на личность, вызывая субъективные переживания своего отношения к соревнованиям и тренировкам. Однако влияния результативности соревновательной деятельности в единоборствах на отношение к соревнованиям и тренировке в соревновательном периоде в научной литературе не обнаружено. Тренерам важно знать, каков характер этого влияния у спортсменов различной квалификации, победителей и призеров соревнований и остальных участников соревнований. Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении влияния результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на отношение к тренировочной и соревновательной деятельности.
Объект исследования: соревновательная деятельность дзюдоистов.
Предмет исследования: отношение дзюдоистов к соревнованиям и тренировкам в связи с результатами выступления их на соревнованиях.
Гипотеза исследования: предполагалось, что результативность соревновательной деятельности дзюдоистов оказывает неоднозначное влияние на проявление отношения к соревнованиям и тренировкам, характер этого влияния зависит от квалификации спортсмена и занятого места в соревнованиях.
Цель исследования: изучить влияние результатов выступления на соревнованиях дзюдоистов различной квалификации на отношение к соревнованиям и тренировкам в соревновательном периоде.
Задачи исследования: 1) выявить характер динамики спортивной мотивации дзюдоистов в соревновательном периоде; 2) определить результативность соревновательной деятельности дзюдоистов в соревновательном периоде; 3) изучить влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на проявление спортивной мотивации.
Методика и организация исследования. Отношение дзюдоистов к соревновательной и тренировочной деятельности определяется нами как спортивная мотивация, для исследования которой использовались методики Е. Г. Бабушкина и Г. Д. Бабушкина [1]. Для выявления результативности соревновательной деятельности использовалась методика А. П. Шумилина [6]. О результатах выступления дзюдоистов на соревнованиях мы судили по занятому спортсменом месту.
В исследовании приняло участие две группы дзюдоистов: первая группа в составе 10 человек (к.м.с. и м.с.); вторая группа в составе 20 человек — юные спортсмены в возрасте 12-13 лет, имеющие массовые разряды. В процессе эксперимента дзюдоисты
принимали участие в трех соревнованиях городского и краевого масштабов.
Результаты исследования. При исследовании характера спортивной мотивации дзюдоистов выявлялись: выраженность направленности мотивации на тренировочную деятельность; направленность мотивации на соревновательную деятельность; мотивация достижения успеха; мотивация избегания неудачи; стремление к достижению высоких результатов; ориентация на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение); ориентация на удовлетворение материальных потребностей; ориентация на социальный быт; ориентация на пополнение специальных знаний; ориентация на отсутствие болевых ощущений; ориентация на накопление сведений о противнике; ориентация на отсутствие психогенных влияний. Диагностика спортивной мотивации проводилась до и после соревнования (табл. 1 и 2). Этим самым мы предусматривали выявление влияния результатов выступления спортсмена на соревновании на его мотивацию.
В группе юных дзюдоистов в течение соревновательного периода наблюдается усиление следующих составляющих спортивной мотивации: направленности на тренировочную и соревновательную деятельность; мотивации избегания неудачи; стремления к достижению высоких результатов; ориентации на накопление сведений о противниках, отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний (в табл. 1 на это указывает знак « + »). Перед соревнованием наблюдается усиление мотивации избегания неудачи, после соревнований наблюдается ее ослабление. Видимо, участвуя в соревновании, юные дзюдоисты не добиваются успеха, в результате мотивация избегания неудачи усиливается. Это было подтверждено при анализе индивидуальных результатов мотивации и результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов.
Анализ результатов исследования проявления спортивной мотивации юных дзюдоистов до соревнования и после соревнования показал следующее. В ряде случаев можно наблюдать усиление спортивной мотивации после соревнования (в табл. 1 они за-жирнены). В соревновательном периоде происходит усиление тренировочной мотивации, мотивации достижения успеха, стремления к достижению высоких результатов. Это объясняется успешным выступлением юных дзюдоистов на соревнованиях (заняли призовые места). Отмечается также усиление ориентации на отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний, имеющих место на соревнованиях.
Рассмотрим динамику отношения к соревнованию и тренировкам взрослых дзюдоистов высокой квалификации (табл. 2). В течение соревновательного периода наблюдается усиление: направленности мотивации на тренировочную и соревновательную деятельность; мотивации достижения успеха; стремления к достижению высоких результатов; ориентации на духовные потребности (самоутверждение), на пополнение специальных знаний, на отсутствие болевых ощущений, на накопление сведений о противнике, и ослабление мотивации избегания неудачи.
В соревновательном периоде основной является соревновательная деятельность, поэтому, видимо, тренировочная деятельность отступает на второй план. Отмечается устойчивость некоторых компонентов спортивной мотивации-ориентации на материальные потребности и на отсутствие психогенных влияний, к которым спортсмены уже адаптированы.
Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов низкой квалификации (х±о), баллы
Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов высокой квалификации (х±о), баллы
Показатели мотивации 1-е соревно- вание 2-е соревно- вание 3-е соревнова- ние
1. Тренировочная мотивация 5,4 ± 0,4 5,5 ± 0,6 5,7 ± 0,6 +
5,8 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,2 ± 0,6 +
2. Соревновательная мотивация 6,3 ± 0,5 7,2 ± 0,7 7,6 ± 0,8 +
5,9 ± 0,6 7,1 ± 0,7 7,5 ± 0,7 +
З.Мотивация достижения 6,5± 0,6 5,9 ± 0,6 6,3 ± 0,62
успеха 6,8 ± 0,6 6,0 ± 0,6 6,4 ± 0,67
4. Мотивация избегания 4,3 ± 0,4 4,8 ± 0,5 4,8 ± 0,5 +
неудачи 5,4 ± 0,5 5,2 ± 0,5 5,1 ± 0,5
5. Стремление к достиже- 38,3 ± 3,3 41,2 ± 4,0 46,8 ± 4,1 +
нию высоких результатов 39,4 ± 4,2 40,7 ± 5,1 49,5 ± 5,1 +
6. Ориентация на духовные 3,6 ± 0,3 3,7± 0,3 3,5± 0,3
потребности (К1) 3,8± 0,4 3,9 ± 0,4 3,6 ± 0,3
7. Ориентация на материаль- 3,2 ± 0,28 3,1± 0,3 3,2 ± 0,3
ные потребности (К2) 3,1± 0,3 3,2 ± 0,3 3,1 ± 0,3
8. Ориентация на социаль- 3,8 ± 0,4 4,0 ± 0,4 4,2 ± 0,4 +
ный быт (КЗ) 3,9 ± 0,4 4,2 ± 0,4 4,1 ± 0,4
9. Ориентация на пополнение 2,3 ± 0,2 2,5 ± 0,24 8 1+ о 3 +
специальных знаний (К4) 2,4 ± 0,2 2,7 ± 0,27 3,0 ± 0,3 +
10. Ориентация на отсутствие 3,0 ± 0,3 3,4 ± 0,35 3,6 ± 0,4 +
болевых ощущений (К5) 3,6 ± 0,35 3,6± 0,38 3,8 ± 0,4
11. Ориентация на накопление 2,5 ± 0,3 2,8 ± 0,3 со 3 1+ о 3 +
сведений о противнике (К6) 2,8 ± 0,3 2,7± 0,24 3,5 ± 0,3 +
12. Ориентация на отсутствие 2,7 ± 0,3 2,9 ± 0,3 3,2 ± 0,3 +
психогенных влияний (К7) 2,9 ± 0,3 3,0 ± 0,3 со о ± ,6 3, +
Показатели мотивации 1-е соревно- вание 2-е сорев- нование 3-е соревнова- ние
1. Тренировочная мотивация 6,4 ± 0,6 6,6 ± 0,66 6,9 ± 0,6 +
6,8 ± 0,76 6,9 ± 0,8 7,2 ± 0,8 +
2. Соревновательная мотивация 7,3 ± 0,5 7,5 ± 0,7 7,9 ± 0,8 +
7,8 ± 0,8 8,0 ± 0,75 5 ,8 0, ± ,4 8, +
3. Мотивация достижения 7,5± 0,76 7,9 ± 0,8 8,3 ± 0,82 +
успеха 7,8 ± 0,79 8,0 ± 0,82 8,5 ± 0,75 +
4. Мотивация избегания 4,3 ± 0,4 3,8 ± 0,4 3,8 ± 0,4 -
неудачи 4,4± 0,5 4,1 ± 0,5 4,1 ± 0,5 -
5. Стремление к достижению 56,5 ± 6,3 59,5 ± 6,0 62,5 ± 6,1 +
высоких результатов 59,4 ± 6,2 60,7 ± 6,1 63,5 ± 7,1 +
6. Ориентация на духовные 4,2 ± 0,3 4,5± 0,3 4,8± 0,3 +
потребности (К1) 3,9± 0,4 4,4 ± 0,4 4,6 ± 0,47 +
7. Ориентация на материаль- 4,2 ± 0,38 4,1± 0,43 4,2 ± 0,45
ные потребности (К2) 4,3 0,43 4,2 ± 0,41 4,5 ± 0,5
8. Ориентация на социальный 4,2 ± 0,4 4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,42
быт (К3) 4,2 ±0,4 4,4 ± 0,44 4,5 ± 0,45
9. Ориентация на пополнение 2,6 ± 0,22 2,6 ± 0,24 3,0± 0,3 +
специальных знаний (К4) 2,5 ± 0,24 2,7 ± 0,25 3,2 ± 0,31 +
10. Ориентация на отсутствие 3,3 ± 0,32 3,6 ± 0,35 3,8 ± 0,38 +
болевых ощущений (К5) 3,5 ± 0,35 3,8± 0,38 4,2 ± 0,43 +
11. Ориентация на накопление 3,5 ± 0,36 3,8 ± 0,36 3,9± 0,4 +
сведений о противнике (К6) 3,8 ± 0,37 3,7± 0,36 3,9 ± 0,4
12. Ориентация на отсутствие 3,7 ± 0,35 3,9 ± 0,36 3,6 ± 0,38
психогенных влияний (К7) 3,9 ± 0,38 4,0 ± 0,42 3,9 ± 0,37
Примечание: верхний ряд чисел — значения мотивации до соревнования; нижний ряд чисел — значения после соревнования; знак « + » означает усиление спортивной мотивации, знак «—» означает ослабление мотивации.
На основании полученных результатов можно говорить, что участие спортсменов в соревнованиях не вызывает у них существенных изменений в спортивной мотивации: у одних может усиливаться, у других — ослабляться, а в среднем остается без изменений. С целью проверки этого предположения нами был проведен анализ индивидуальных проявлений спортивной мотивации высококвалифицированных дзюдоистов. Наблюдаемые дзюдоисты были разделены на две группы: первую группу (6 человек) составили спортсмены, у которых наблюдалось усиление спортивной мотивации, вторую группу (4 человека) составили спортсмены, у которых наблюдалось ослабление спортивной мотивации в соревновательном периоде.
По результатам проведенного анализа индивидуальных характеристик спортивной мотивации выдвинутое нами предположение подтвердилось. Усиление составляющих спортивной мотивации в течение соревновательного периода (тренировочной, соревновательной, стремления к достижению высоких результатов) наблюдалось у дзюдоистов, завоевывающих призовые места на соревнованиях. У остальных дзюдоистов наблюдалось ослабление перечисленных составляющих спортивной мотивации.
Анализ проявления спортивной мотивации до и после соревнования, показал следующее. Изменения в табл. 2 отмечены зажирнением показателей. После соревнования отмечается усиление тренировочной и соревновательной мотивации. По-видимому, проведенные анализы выступления дзюдоистов на соревнованиях выявили недостатки в подготовленности спортсменов, что и послужило усилению тренировочной и соревновательной мотивации. Остальные составляющие спортивной мотивации не изменились: прошедшее соревнование не внесло каких-либо изменений в спортивную мотивацию. В этом проявляется устойчивость спортивной мотивации дзюдоистов высокой квалификации.
Примечание: верхние значения мотивации до соревнования; нижние значения — после соревнования.
Исследование результативности соревновательной деятельности дзюдоистов проводилось на трех соревнованиях. Анализ результатов показал незначительные ее изменения в соревновательном периоде в сторону повышения в обеих наблюдаемых группах: с 0,32 до 0,37 в первой группе и с 0,24 до 0,34 во второй группе.
Для выявления влияния результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на отношение к соревнованиям и тренировкам был проведен однофакторный дисперсионный анализ (по Фишеру). В группе юных дзюдоистов влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию выявлено в 12 случаях из 36 возможных, в группе дзюдоистов высокой квалификации — в 27 случаях. В группе высококвалифицированных дзюдоистов влияние этого фактора на спортивную мотивацию выражено значительно выше, чем в группе юных дзюдоистов.
При определении среднегрупповых показателей результативности соревновательной деятельности и спортивной мотивации влияние фактора усредняется, и оно может быть незначительно. У одних спортсменов повышается результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация, у других снижается. Можно отметить повышение степени влияния результативности соревновательной деятельности на мотивацию спортивной деятельности в соревновательном периоде в обеих группах дзюдоистов.
Нами было выдвинуто предположение, что на отношение к соревнованиям и тренировкам оказывает влияние не только результативность соревновательной деятельности, определяемая отношением выполненных (оцененных) технико-тактических действий) к попыткам выполнить действия, но и конечный результат участия в соревнованиях — занятое место (первое, второе, третье и т.д.).
Для проверки этого предположения из всех на-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
блюдаемых дзюдоистов мы отобрали в одну группу (10 человек) тех спортсменов, которые выходили победителями и призерами на всех соревнованиях, во вторую группу (13 человек) вошли те спортсмены, которые не были победителями соревнований и не занимали призовых мест. Проведение однофакторного дисперсионного анализа показало существенное различие влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в этих двух группах.
В первой группе (победители и призеры соревнований) выявлена тенденция влияния результативности соревновательной деятельности (в 27 случаях из 36) на компоненты спортивной мотивации. Ориентация спортсменов на материальные потребности и социальный быт выражена у них незначительно и не является ведущим компонентом спортивной мотивации. Выявлено существенное повышение в спортивной мотивации следующих компонентов: стремления к достижению высоких спортивных результатов; направленности на соревновательную мотивацию; мотивации достижения успеха.
Для дзюдоистов победителей и призеров соревнований характерно существенное повышение влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода (в 11-ти случаев из 12). Чувство победы на соревновании сопровождается положительными эмоциями (радость, удовлетворенность и др.), которые, в свою очередь, вселяют в спортсмена уверенность и укрепляют спортивную мотивацию. В данном случае уровень спортивной квалификации не является единственным ведущим фактором, определяющим сохранение и укрепление спортивной мотивации, как это было показано выше (табл. 1 и 2).
У дзюдоистов, не являющихся победителями и призерами соревнований, не выявлено существенного влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода. Выявлено влияние только в 7-ми случаях из 36. Результативность соревновательной деятельности оказывает влияние на мотивацию избегания неудачи и на ориентацию на отсутствие болевых ощущений. Следовательно, выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой, вызывает проявление положительных эмоций в отношении к дальнейшим занятиям и выступлениям на соревнованиях и усиливает спортивную мотивацию.
Выводы.
1. В соревновательном периоде спортивная мотивация дзюдоистов претерпевает некоторые количественные и качественные изменения в сторону укрепления большинства составляющих мотивации. У спортсменов высокой квалификации наблюдается тенденция ослабления мотивации избегания неудачи, что считается положительным.
2. Участие дзюдоистов в соревнованиях оказывает влияние на спортивную мотивацию. При этом в большинстве случаев наблюдается укрепление мотивации. Такая тенденция в большей степени характерна для дзюдоистов высокой квалификации и в меньшей степени — для дзюдоистов низкой квалификации.
3. Выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой в соревновании, занятием призового места, усиливает спортивную мотивацию. Неуспешное выступление на соревнованиях не оказывает положительного влияния на спортивную мотивацию.
Библиографический список
1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск : СибГАФК, 2000. — 132 с.
2. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 144 с.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.
4. Сысоев, Ю. В. Направленность и пути формирования мотивов спортивной деятельности в коллективах сборных команд России / Ю. В. Сысоев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 2-8.
5. Чикуров, А. И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Чикуров. - Красноярск, 2008. - 193 с.
6. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. - Красноярск, 2003. - 150 с.
7. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. -М. : Советский спорт, 2006. - 296 с.
8. Суханов, А. Д. Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. -С. 37-38.
9. Бабушкин, Г. Д. Когнитивно-психологический ресурс спортсмена и его влияние на психологическую подготовленность, состояние и деятельность / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск : СибГУФК, 2009. - С. 138-141.
10. Психология соревновательной деятельности спортсмена : монография / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. -Омск : СибГУФК, 2010. - 263 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. БЛИЗНЕВСКИЙ Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 13.02.2012 г.
© Г. Д. Бабушкин, А. А. Близневский, А. П. Шумилин