ЛИТЕРАТУРА
1. Доронина, М.Н. Исследование влияния методов развития воображения на спортивный результат / М.Н. Доронина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-18. - С. 4017-4022.
2. Корольков, А.Н. Ментальные опасения при игре в мини-гольф (на примере миниатюр-гольфа в пансионате «Олимпийский-Дагомыс») / А.Н. Корольков, О.И. Фризен // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 33-36.
3. Корольков, А.Н. Мини-гольф : теоретические и методические основы спортивной подготовки : монография / А.Н. Корольков. - М. : Эдитус, 2015. - 263 с. - ISBN 978-5-00058-310-4.
4. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена : научная монография / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко, С.В. Леонов. - М. : Спорт, 2016. - 208 с. -ISBN 978-5-9907240-6-8.
5. Фризен, А.И. Возможности применения устройства для измерения скорости мячей в паттинге и мини-гольфе / А.И. Фризен, О.И. Фризен, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 225-231.
6. Martin, K. Imagery used in sport: A literature review and applied model / K. Martin, S. Moritz, C. Hall // Sport Psychologist. - 1999. - № 13. - P. 245-268.
7. The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire) / C. Hall, D. Mack, A. Paivio, H. Hausenblas // International Journal of Sport Psychology. - 1998. - № 29. - P. 73-89.
REFERENCES
1. Doronina, M.N. (2015), "Investigation of the influence of the imagination on the development of methods of athletic performance", Basic Research, No. 2-18, pp. 4017-4022.
2. Korol'kov, A.N. and Friesen, O.I. (2015),"Mental worries while playing mini golf (on thumbnails golf example, in a boarding house "Olympic-Dagomys")", Proceedings of the Sochi State University, Vol.34, No. 1, pp. 33-36.
3. Korol'kov, A.N. (2015), Mini Golf: theoretical and methodological foundations sports training: monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.
4. Veraksa, A.N., Gorovaya, A.E., Grushko, A.I. and Leonov, S.V. (2016), Mental training in the psychological preparation of the athlete: monograph, Sport, Moscow, ISBN 978-5-9907240-6-8.
5. Friesen, A.I., Friesen, O.I. and Korol'kov, A.N. (2016), "Possibilities of use of the device for measuring the speed of balls at the putting and mini-golf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 225-231.
6. Martin, K., Moritz, S. and Hall, C. (1999), Imagery used in sport: literature review and applied model, Sport Psychologist, No. 13, pp. 245-268.
7. Hall, C., Mack, D., Paivio, A. and Hausenblas, H. (1998), "The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire)", International Journal of Sport Psychology, No. 29, pp. 73-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2016
УДК 796.853.23:159.9
АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Андрей Александрович Близневский, соискатель, Михаил Дмитриевич Кудрявцев, доктор педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, (СФУ), г. Красноярск
Аннотация
В статье представлен анализ отношения юных дзюдоистов к тренировочной и спортивной деятельности. Для анализа отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной дея-
тельности мы использовали методику Ю.А. Киселева. По этой методике была проведен опрос 80 студентов СФУ, занимающихся дзюдо (разбиение по уровню мастерства): 1. 20 новичков; 2. 25 человек 1, 2 юношеских разрядов; 3. 15 человек взрослых разрядов, 4. 10 человек - КМС; 5. 10 человек - МС. Результаты опроса были подвергнуты статистическому анализу.
Ключевые слова: соревнование, дзюдоист, отношение, формирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p239-242
ANALYSIS OF THE RELATION OF YOUNG JUDOKAS TO TRAINING AND
SPORTS ACTIVITY
Alexei Grigoryevich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Andrey Alexandrovich Bliznevsky, the competitor, Mikhail Dmitrievich Kudryavtsev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Annotation
The analysis of the relation of young judokas to training and sports activity is presented in article. For the analysis of the relation of young judokas to training and competitive activity we used Yu.A. Kiselyov's technique. By this technique I was survey of 80 students of SFU which are engaged in judo is conducted (splitting on skill level): 1. 20 beginners; 2. 25 people 1, 2 youthful categories; 3. 15 people of adult sports categories, 4. 10 people - KMS; 5. 10 people - MS. Results of poll have been subjected to the statistical analysis.
Keywords: competition, judoka, attitude, forming.
Одной из главных особенностей успешного спортивного совершенствования и достижения на этой основе высоких спортивных результатов является целенаправленное формирование и сохранение активно-действенного отношения юных спортсменов к спортивной деятельности в годичном цикле тренировки и формирование в педагогическом процессе мотивационных установок.
Подготовка спортсменов к соревнованию, участие в соревновании, результаты, показанные на соревновании - все это оказывает влияние на отношение к соревнованиям и тренировкам юных дзюдоистов, которое может укрепляться, ослабевать, вплоть до ухода из спорта. Мы считаем необходимым выявление характера отношения к занятиям спортом на предсоревновательном и послесоревновательном этапах в связи с результатами выступления на соревнованиях, так как они в значительной степени могут влиять на отношение спортсмена к занятиям спортом [1].
Для анализа отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности мы использовали методику Ю.А. Киселева [2]. По этой методике была проведен опрос 80 студентов СФУ, занимающихся дзюдо (разбиение по уровню мастерства): 1. 20 новичков; 2. -25 человек 1, 2 юношеских разрядов; 3. 15 человек взрослых разрядов, 4. 10 человек - КМС; 5. 10 человек - МС. Результаты опроса были подвергнуты статистическому анализу (таблица 1).
Таблица1
Отношение дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности
по методике Ю.Я. Киселева (x ±г>), баллы
№ Показатели отношения Группы спортсменов Р
1 2 3 4 5
1 Самочувствие 6,8±0,7 7,3±0,7 6,7±0,6 7,5±0,8 8,1±0,8 4-5 <0,05 1-2<0,05
2 Активность 7,0±0,7 8,2± 0,8 7,0±0,7 7,9±0,8 8,0±0,8 4-5 <0,5 2-3<0,05
3 Настроение 7,2±0,7 7,8 ±0,7 6,8±0,6 8,0±0,8 8,2±0,8 3-4 <0,05 3-4 <0,05
№ Показатели отношения Группы спортсменов Р
1 2 3 4 5
4 Желание тренироваться 8,3±0,8 7,6±0,8 7,3±0,7 7,4± 0,8 7,3±0,7 3-4 <0,05 1-3 <0,05
5 Удовлетворенность тренировочным процессом 7,5±0,8 7,2± 0,8 8,0±0,8 8,3±0,8 8,2±0,8 2-5 <0,05 1-4 <0,05
6 Отношения с товарищами 7,8±0,7 7,5±0,7 6,8±0,7 7,4±0,8 7,1±0,7 3-5 <0,05 1-4 <0,05
7 Отношения с тренером 8,2±0,8 8,1±0,8 6,7±0,6 7,2±0,7 7,0±0,7 2-5< 0,05 1-4 <0,05
8 Желание соревноваться 8,5±0,9 7,8± 0,7 7,9±0,8 8,5±0,9 8,3±0,8 1-3 <0,05 2-4< 0,05
Исследование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности позволяет представить схематично модель формирования отношения юных дзюдоистов к занятиям спортом (рисунок 1) в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.
Рис. 1. Формирование у юных дзюдоистов отношения к занятиям спортом в годичном цикле тренировки
ВЫВОДЫ
1. Отношение дзюдоистов к спортивной деятельности проявляется в отношении к тренировочной деятельности и в отношении к соревновательной деятельности, не взаимосвязанных между собой.
2. Отношение к спортивной деятельности проявляется на предсоревновательном этапе и послесоревновательном этапе, имеющих существенные различия в содержании и факторах их определяющих.
3. На формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности оказывают влияние комплекс личностных особенностей (характер, самооценка, мотивы, готовность к соревнованию) и факторы объективного плана (межличностные взаимоотношения, содержание тренировочных заданий).
ЛИТЕРАТУРА
1. Близневский, А. А. Формирование активно-действенного отношения к занятиям спортом дзюдоистов 12-13 лет в соревновательном периоде / А.А. Близневский, А.П. Шумилин, А.Г. Левицкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 222228.
2. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А., Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1984. - 192 с.
REFERENCES
1. Bliznevsky, A.A., Shumilin, A.P. and Levitsky, A.G. (2015), "Forming of active attitude to sports activity among 12-13 years old judokas in the competition period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp 222-228.
2. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plakhtiyenko, V.A. and Serova, L.K.(1984), Psychodiagnostics techniques in sport, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2016
УДК 796:159.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Софья Рафаэлевна Хозина, аспирантка, Александр Владимирович Вощинин, кандидат психологических наук, доцент, Сергей Дмитриевич Неверкович, академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор,
Российский государственный университет физической культуры спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы рефлексии, составляющие основу процессов рефлексивного мышления. Ставится проблема формирования рефлексивного мышления в спортивной деятельности, условий и детерминант, определяющих особенности протекания рефлексивных процессов. Анализируются подходы к определению структуры рефлексивного акта. Предлагается теоретическая модель формирования рефлексивного мышления, в которой учитываются такие детерминанты как рефлексивная позиция субъекта, временной континуум (ретроспекция, ситуационный аспект, перспектива), проблемно-конфликтная ситуация, условия инициации процессов рефлексии.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное мышление, рефлексивная позиция, рефлексивный акт, спортивная деятельность, психические состояния.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p242-247
THEORETICAL BASES OF CONSTRUCTION PROCESS OF FORMING THE SUBJECT REFLEXIVE THINKING IN SPORTS ACTIVITY
Sofia Rafailyevna Hozina, the post-graduate student, Alexander Vladimirovich Voshchinin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Sergey Dmitrievich Neverkovich, the academician of RAE, doctor of pedagogical sciences,
professor,
Russian State University of Physical Culture of Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article deals with the mechanisms of reflexion, forming the basis of the processes of reflexive thinking. The problem of formation of reflexive thinking in sports activities, conditions and determinants