Научная статья на тему 'Управление предсоревновательной мотивацией у дзюдоистов высокой квалификации'

Управление предсоревновательной мотивацией у дзюдоистов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
370
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Е. Г., Бобровский А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление предсоревновательной мотивацией у дзюдоистов высокой квалификации»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветренко И. А. Роль социологических исследований как технологии изучения и обобщения философских проблем // Информационные технологии - важный фактор повышения качества обучения: мат-лы науч.-практ. конф. - Омск, 2002.

2. Ветренко И. А. Социально-исторический статус игры: философский анализ: монография. - Омск, 2003.

3. Казаков Н. Т. Феномен игры в философии: методологический анализ: монография. - Красноярск, 1998.

4. Ретюнских Л. Т. Игра как она есть или онтология игры: монография. - М., 1997.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

6. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. - М., 1988.

7. Хейзинга И. Homo Iudens. Опыт определения игрового элемента культуры. - М., 1992.

8. Шаронова С. А. Деловая игра. - М., 2004.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ У ДЗЮДОИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Канд. пед. наук, доцент Е. Г. Бабушкин, канд. пед. наук А. В. Бобровский

Сибирский государственный университет физической культуры, г. Омск

Важным условием надежности спортивной деятельности является формирование у лиц, занимающихся спортом, стойких интересов, убеждений, мотиваций. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях экспериментально доказано, что мотивы, связанные со спортивной деятельностью, стимулируют моторную, интеллектуальную и волевую активность человека, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности и достижению высот спортивного мастерства (1; 2; 4; 6). Мотивация представляется как сложный элемент личности, имеющий определенную структуру, иерархию и находящийся в двусторонней зависимости с выполняемой субъектом деятельностью и ее результативностью.

При решении проблемы непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям основное внимание исследователей и тренеров уделяется вопросам физической, технической, тактической подготовкам и в меньшей степени - психологической подготовке, в частности, управления предсоревно-вательной мотивацией спортсмена.

В исследовании была поставлена цель рассмотреть изменения предсоревновательной спортивной мотивации у спорт-сменов-дзюдоистов и на основе этого разработать методику управления спортивной мотивацией на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. В исследовании приняли участие 20 дзюдоистов - кандидаты в мастера спорта и мастера спорта.

Было выявлено, что уровень предсоревновательной мотивации у высококвалифицированных дзюдоистов в конце этапа непосредственной подготовки недостаточен для достижения высокого спортивного результата, о чем свидетельствует низкая результативность их соревновательной деятельности.

В исследовании уточнено содержание спортивной мотивации дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, включающее: компоненты психической надежности (мотивационно-энергетический, стабильность-помехоустойчивость); направленность мотивации (на достижение успеха, избегание неудачи, тренировочную деятельность, соревнования); отношение к предстоящему соревнованию, ориентацию на удовлетворение потребностей (духовных, мате-

риальных, бытовых, пополнение специальных знаний, накопление сведений о противниках, отсутствие психогенных влияний и болевых ощущений).

Выявлены факторы, оказывающие положительное влияние на мотивацию дзюдоистов в период непосредственной подготовки к соревнованиям. К основным факторам, повышающим мотивацию у дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, относятся: положительный эмоциональный фон, моральная и эмоциональная поддержка тренера, присутствие тренера на татами, постановка цели и задач на данное соревнование, благоприятный психологический климат, удачное выступление в предыдущих соревнованиях, проведение ответственных соревнований в родном городе.

При выборе направлений по управлению спортивной мотивацией у борцов высокой квалификации мы опирались на известные в теории физического воспитания и спортивной психологии положения, а также на полученные нами результаты.

1. Благоприятное педагогическое сотрудничество тренера и спортсмена оказывает положительное влияние на формирование и сохранение спортивной мотивации у занимающихся спортом.

2. Влияние положительных эмоций на протекание осуществляемой человеком деятельности.

3. Мотивация спортивной деятельности имеет внутренние и внешние стимулы; наиболее действенными являются внутренние стимулы.

4. Влияние межличностных отношений в спортивной команде на укрепление и сохранение мотивации спортсменов.

Особенности вида спорта и этап подготовки спортсменов накладывают определенный отпечаток на проявление, содержание и направленность спортивной мотивации. В этом нас убеждают результаты исследований ряда авторов (5; 7; 8; и др.).

При подготовке дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям этап предсоревновательной подготовки является одним из главных (3). Нельзя допускать, чтобы к концу этапа мотивация у спортсменов снижалась, в противном случае это может негативно влиять на состояние спортсмена и на результативность соревновательной деятельности. Поэтому к завершению этапа предсоревновательной подготовки борцов высокой квалификации важно сохранить и повысить их мотивацию.

Основное содержание работы по управлению предсорев-новательной спортивной мотивацией у высококвалифицированных дзюдоистов заключается в следующем.

1. Обеспечение положительного эмоционального фона при непосредственной подготовке и выступлении на соревнованиях. Это достигалось путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования игрового метода на тренировках; использования спортсменом самоконтроля в ходе деятельности; поддержания на высоком уровне состояния тренированности средствами физической, технической и тактической подготовленности; использования саморегуляции и аутотренинга при настройке на схватку.

2. Планирование и построение этапа предсоревнователь-ной подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. При планировании и построении этапа непосредственной подготовки к соревнованиям учитывались такие индивидуальные особенности борцов, как: переносимость объемных или интенсивных нагрузок; скорость восстановления после нагрузок; отношение к соревновательным схваткам с судейством; влияние работы с сильными или слабыми спаррингами на психическое состояние спортсмена.

3. Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами. Тренер и спортсмен - равноправные союзники в достижении спортсменом высшего спортивного мастерства. Тренер должен дать понять это спортсмену и добиться с ним сотрудничества. Требования тренера должны быть приняты спортсменом как его собственные. Сотрудничество, сотворчество тренера и спортсмена -залог их успешной, плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.

4. Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений. Данный анализ проводился с помощью мотивационного тренинга «причинных схем» (1). Содержание тренинга причинных схем ориентировано на перестройку объяснения борцами причин неуспешных действий с внешних факторов и внутреннего фактора «низкие способности» на внутренний фактор «недостаток проявления усилий». В этом случае можно рассчитывать на сохранение и укрепление спортивной мотивации у спортсменов, так как недостаточность проявления усилий устранить значительно легче, чем воздействовать на другие факторы.

5. Ознакомление с планом всего этапа предсоревнователь-ной подготовки. Перед проведением этапа непосредственной подготовки к соревнованиям осуществлялось планирование как на весь этап в целом, так и на отдельные микроциклы в частности. Перед проведением этапа предсоревновательной подготовки план вывешивался в зале и был общедоступен для всех спортсменов. Ознакомившись с планом, спортсмен морально и психологически настраивает себя на преодоление нагрузок, а зная план тренировочных занятий отдельного микроцикла, спортсмен для себя определяет, какие тактикотехнические действия нужно выполнить (над чем надо поработать) на отдельной тренировке, серии тренировочных занятий. Проведение качественного планирования этапа пред-соревновательной подготовки и ознакомление с планом оказывают положительное влияние на спортивную мотивацию высококвалифицированных борцов, повышая ее.

6. Формирование благоприятных межличностных отношений. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации у спортсменов, мы в своей работе уделяли значительное внимание этому аспекту работы со спортсменами. При решении этой задачи использовались следующие средства: беседы, диспуты, экскурсии по приезду в другие города, встречи с выдающимися спортсменами. При этом также осуществлялось следующее: поддержание добрых традиций в коллективе, участие всех членов в общественной жизни коллектива, оказание помощи товарищам по коллективу, предъявление требовательности к себе и членам коллектива. Согласно традициям борьбы дзюдо тренер является очень уважаемым и почитаемым человеком, он является авторитетом для своих воспитанников. Формируя благоприятное отношение к себе, тренер тем самым формирует у спортсменов отношение к тренировочным занятиям, заданиям и предсоревновательной подготовке в целом.

7. Определение и учет уровня спортивной мотивации борцов. Мы считаем, что управление спортивной мотивацией у высококвалифицированных борцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям будет более эффективным, если наряду с основными направлениями будут учтены индивидуальные особенности мотивации спортсменов, которые в целом определяют уровень спортивной мотивации борцов.

При выявлении низкого уровня спортивной мотивации у борцов высокой квалификации на этапе предсоревнователь-ной подготовки с ними осуществлялась преимущественно следующая работа:

- чередование сильных и слабых партнеров, большей степени акцент делался на работу со слабыми и равными по силе партнерами;

- постановка реально выполняемых задач на тренировку;

- эмоциональная поддержка на каждой тренировке;

- проявление интереса со стороны тренера к состоянию здоровья, самочувствию, настроению, делам на работе, учебной деятельности;

- при внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делался на методы убеждения, внушения и манипуляции;

При выявлении среднего уровня спортивной мотивации у борцов высокой квалификации на этапе предсоревнователь-

ной подготовки с ними осуществлялась в основном следующая работа:

- информирование спортсменов о соперниках, их недостатках и сильных сторонах;

- постановка реально выполняемых задач на 3-дневный микроцикл;

- чередование сильных и слабых партнеров в равной степени. При внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делался на метод убеждения и манипуляции.

При выявлении высокого уровня спортивной мотивации у борцов высокой квалификации на этапе предсоревнователь-ной подготовки с ними осуществлялась следующая работа:

- чередование сильных и слабых партнеров, в большей степени акцент делался на работу с сильными и равными по силе партнерами;

- информирование спортсменов о соперниках, их недостатках и сильных сторонах. При внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делался на метод манипуляции и такие формы, как совет, намек.

8. Моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов при непосредственной подготовке к соревнованиям. Для решения этой задачи мы предлагаем следующее:

- определить основных конкурентов в данной весовой категории;

- вскрыть слабые и сильные стороны основных соперников;

- выявить, в какой стойке каждый из них борется, какие «коронные» технические действия выполняет;

- определить, насколько хорошо каждый противник подготовлен к борьбе в стойке и к борьбе в партере;

- выявить, какой стиль борьбы каждый из них предпочитает (атакующий, обороняющийся, смешанный);

- разработать тренировочные задания под каждого основного соперника, с учетом указанных выше данных. Моделирование тактико-технических действий основных конкурентов на этапе предсоревновательной подготовки позволит повысить уровень спортивной мотивации борцов перед соревнованиями, быть борцам более уверенными при выступлении на соревнованиях и более мотивированными к достижению победы.

Для проверки эффективности разработанной нами методики управления спортивной мотивацией у борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы борцов - контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой.

У спортсменов регистрировались следующие показатели: спортивная мотивация (методика Р. А. Пилояна в нашей модификации), психическая надежность (методика В. Э. Мильмана), ситуативная тревожность (методика Спил-бергера-Ханина), эмоциональное состояние (методика САН), результативность соревновательной деятельности (методика А. П. Шумилина).

Как видно из таблицы 1, у спортсменов экспериментальной группы в структуре спортивной мотивации к концу этапа предсоревновательной подготовки произошли существенные изменения в выраженности составляющих ее компонентов. Положительным моментом в работе с высококвалифицированными дзюдоистами этой группы является: 1) усиление ориентации спортсменов (Р < 0,05) на духовные потребности (в самовыражении, самоутверждении, обострении чувства принадлежности к группе, повышении стремления к спортивному самосовершенствованию и др.); 2) повышение ориентации спортсменов на пополнение специальных знаний (Р < 0,05); 3) повышение ориентации спортсменов на накопление сведений о противнике (Р < 0,05); 4) усиление ориентации спортсменов на отсутствие психогенных влияний (Р < 0,05); 5) повышение мотивационно-энергетического компонента (Р < 0,05). У спортсменов контрольной группы изменения в структуре спортивной мотивации носили несущественный характер.

Динамика спортивной мотивации у высококвалифицированных дзюдоистов (х ± у), баллы

Регистрируемые показатели Группа Период исследования

1 2 3 4

К1 - ориентация на духовные потребности Контрольная Экспериментальная 3,8 ± 0,56 3,92 ± 0,60 Р > 0,05 3,78 ± 0,54 3,95 ± 0,56 Р > 0,05 3,64 ± 0,50 3,90 ± 0,57 Р > 0,05 3,96 ± 0,53 4,43 ± 0,50 Р < 0,05

К2 - ориентация на материальные потребности Контрольная Экспериментальная 4,16 ± 0,68 4,07 ± 0,74 Р > 0,05 4,14 ± 0,70 4,06 ± 0,71 Р > 0,05 4,13 ± 0,64 4,04 ± 0,70 Р > 0,05 4,12 ± 0,69 3,99 ± 0,67 Р > 0,05

К3 - ориентация на социальный быт Контрольная Экспериментальная 4,05 ± 0,38 3,97 ± 0,33 Р > 0,05 4,04 ± 0,37 3,94 ± 0,35 Р > 0,05 3,99 ± 0,39 3,88 ± 0,30 Р > 0,05 3,95 ± 0,36 3,82 ± 0,29 Р > 0,05

К4 - ориентация на пополнение специальных знаний Контрольная Экспериментальная 4,7 ± 0,34 4,62 ± 0,36 Р > 0,05 4,71 ± 0,36 4,58 ± 0,39 Р > 0,05 4,73 ± 0,31 4,52 ± 0,33 Р > 0,05 4,75 ± 0,35 4,45 ± 0,32 Р < 0,05

К5 - ориентация на отсутствие болевых ощущений Контрольная Экспериментальная 4,55 ± 0,51 4,61 ± 0,46 Р > 0,05 4,56 ± 0,47 4,61 ± 0,49 Р > 0,05 4,56 ± 0,49 4,63 ± 0,45 Р > 0,05 4,57 ± 0,50 4,64 ± 0,51 Р > 0,05

К6 - ориентация на накопление сведений о противнике Контрольная Экспериментальная 3,76 ± 0,56 3,63 ± 0,58 Р > 0,05 3,72 ± 0,57 3,52 ± 0,59 Р > 0,05 3,71 ± 0,52 3,39 ± 0,55 Р > 0,05 3,69 ± 0,49 3,27 ± 0,47 Р < 0,05

К7 - ориентация на отсутствие психогенных влияний Контрольная Экспериментальная 4,04 ± 0,39 3,88 ± 0,35 Р > 0,05 4,06 ± 0,37 3,81 ± 0,38 Р > 0,05 4,08 ± 0,36 3,79 ± 0,37 Р > 0,05 4,12 ± 0,35 3,82 ± 0,33 Р < 0,05

Психическая надежность: мотивационно-энергетический компонент; стабильность - помехоустойчивость Контрольная Экспериментальная -0,91 ± 0,95 -0,66 ± 0,84 Р > 0,05 -1,0 ± 0,91 -0,58 ± 0,75 Р > 0,05 -1,16 ± 0,89 -0,58 ± 0,86 Р > 0,05 -0,75 ± 0,92 0,08 ± 0,86 Р < 0,05

Контрольная Экспериментальная -2,0 ± 1,15 -1,91 ± 1,11 Р > 0,05 -2,08 ± 1,03 -1,83 ± 1,14 Р > 0,05 -2,16 ± 1,21 -1,83 ± 1,06 Р > 0,05 -2,25 ± 1,08 -1,75 ± 1,16 Р > 0,05

Динамика эмоционального состояния у дзюдоистов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям представлена в таблице 2.

В эмоциональном состоянии дзюдоистов экспериментальной группы произошли значительные изменения. В конце педагогического эксперимента в заключительной части периода

предсоревновательной подготовки у дзюдоистов достоверно (Р < 0,05) повысились: самочувствие, активность и настроение. У дзюдоистов контрольной группы на протяжении всего этапа непосредственной подготовки к соревнованиям достоверных изменений в эмоциональном состоянии не отмечалось.

Таблица 2

Динамика эмоционального состояния и ситуативной тревожности у высококвалифицированных дзюдоистов

(х ± у), баллы

Регистрируемые показатели Группа Период исследования

1 2 3 4

Самочувствие Контрольная Экспериментальная 6,02 ± 0,83 6,17 ± 0,91 Р > 0,05 5,91 ± 0,85 6,15 ± 0,90 Р > 0,05 4,77 ± 0,79 5,4 ± 0,85 Р > 0,05 6,08 ± 0,82 6,81 ± 0,88 Р < 0,05

Активность Контрольная Экспериментальная 5,76 ± 1,0 5,91 ± 0,99 Р > 0,05 5,7 ± 1,02 5,88 ± 1,01 Р > 0,05 4,91 ± 0,98 5,33 ± 0,94 Р > 0,05 5,82 ± 0,95 6,62 ± 0,89 Р < 0,05

Настроение Контрольная Экспериментальная 6,74 ± 0,92 6,76 ± 0,94 Р > 0,05 6,67 ± 0,90 6,91 ± 0,89 Р > 0,05 6,25 ± 0,95 6,82 ± 0,93 Р > 0,05 6,71 ± 0,91 7,49 ± 0,86 Р < 0,05

Ситуативная тревожность Контрольная Экспериментальная 36,5 ± 6,08 34,8 ± 6,06 Р > 0,05 36.5 ± 6,14 33.5 ± 6,04 Р > 0,05 36,8 ± 6,18 32,0 ± 6,11 Р > 0,05 37,5 ± 6,11 32,2 ± 6,09 Р < 0,05

Повышение эмоционального состояния борцов не могло не сказаться на снижении у них уровня ситуативной тревожности. Уровень ситуативной тревожности у борцов экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента значительно снизился (Р < 0,05), а у дзюдоистов контрольной группы существенных изменений в ситуативной тревожности не произошло.

Рассмотрим результативность соревновательной деятельности контрольной и экспериментальной групп (табл. 3).

Таблица 3

Результативность соревновательной деятельности спортсменов контрольной и экспериментальной групп (х ± у), коэффициент

На начало эксперимента исходные показатели результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов контрольной и экспериментальной групп не различались. По окончании эксперимента в экспериментальной группе произошло существенное повышение результативности соревновательной деятельности. Мы считаем, что существенную роль в этом сыграло повышение уровня спортивной мотивации в период непосредственной подготовки к соревнованиям. В контрольной группе таких изменений не наблюдалось.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2001.

2. Блеер А. Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988.

3. Елисеев С. В. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2001.

4. Коссов Б. Б. Психологические вопросы надежности спортивной деятельности // Психическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: мат-лы междунар. науч. конф. - М., 1977. - Т. 1.

5. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М., 1984.

6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. -М., 1983.

7. Суханов А. Д. Динамика мотивации борцов вольного стиля // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5.

8. Шумилин А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. . канд. пед. наук. - Красноярск, 2003.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД

С. В. Калашникова, преподаватель

Барнаульский юридический институт МВД России

Происходящие в России в последнее время существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизни общества отражаются на системе современного образования

и требуют повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Развитие образовательной системы в нашей стране происходит в соответствии с Законом «Об образовании», в котором отражены гуманистические идеи и принципы: самоопределение личности, активизация внутренних ресурсов педагога и создание условий для его самореализации и профессионального роста. Несмотря на внимание ученых к указанной проблеме, недостаточно полно изучены вопросы, связанные с формированием готовности к профессиональному самоопределению преподавателей высшей школы, не выявлен комплекс условий ее осуществления. Исследования в области профессионального самоопределения страдают узкой направленностью на отдельные аспекты самоопределения, в частности, выбор профессии, и не учитывают сложный характер процесса профессионального самоопределения педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем исследовании систематизированы основные подходы к понятиям «готовность», «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «готовность к профессиональному самоопределению».

В психологических исследованиях самоопределения существуют два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное образование (ценностно-смысловое самоопределение - Л. И. Божович, М. Р Гинзбург). Другой подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс (профессиональное самоопределение подростков и молодежи -Т. В. Кудрявцев, Н. В. Самоукина и др.).

Мы считаем, что профессиональное самоопределение имеет динамический и осознанный характер и осуществляется на протяжении всей жизни. Готовность к профессиональному самоопределению способствует осмыслению осуществляемой деятельности, ее коррекции с целью перестройки и поиска новых подходов. Готовность к профессиональному самоопределению - интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно выявлять проблемы в сфере своей деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и построение (создание) способов их разрешения, приводящих к смене личностных парадигм, с одной стороны, и, как следствие, - к изменению определенных структур и способов деятельности - с другой.

Готовность к профессиональному самоопределению преподавателя вуза МВД предполагает наличие четырех характеристик: самопознание (непрерывное движение от одного знания к другому, его уточнение углубление, расширение); самообразование (преподаватель организует самостоятельную деятельность с целью совершенствования профессиональной компетентности); самовоспитание (характеризуется приспособлением (адаптированием) индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности и совершенствованием социальных свойств личности); самореализацию (средство профессионального самоутверждения).

Формирование готовности к профессиональному самоопределению педагога осуществляется путем ценностно-смысловой перестройки (переориентации) личности. В связи с этим нами были условно выделены в нелинейном, циклически повторяющемся процессе готовности к профессиональному самоопределению восемь этапов: аналитический (заключается в анализе ситуации с целью определения по прямым или косвенным показателям наличия у себя проблем; концептуальный (способствует созданию позитивной установки на себя); проблемно-фиксационный (уточняется и детализируется проблемная ситуация, проявляются личностные смыслы, формулируются основные задачи и перспективные цели); планирование (осуществляется выбор какого-либо конкретного решения, определяются план и сроки его осуществления, моделируется новое поведение); оценочный (обсуждаются и сравниваются между собой возникающие идеи); принятие решения (обостряется проблема принятия на себя

Период исследования Контрольная группа Экспериментальная группа Р

Начало эксперимента 0,32 ± 0,09 0,32 ± 0,12 > 0,05

Окончание эксперимента 0,33 ± 0,1 0,42 ± 0,09 < 0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.