Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ САМБО)'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ САМБО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева М.Л., Варфоломеева З.С.

Авторы рассматривают проблему использования воспитательного потенциала занятий спортом в процессе духовно-нравственного воспитания личности подростка. В статье приведено описание хода и результатов эмпирического исследования, нацеленного на выявление особенностей ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся самбо. Установлено, что подростки одного возраста с разным стажем занятий спортом имеют незначительные различия в ценностных ориентациях и нравственной воспитанности. Делается вывод о необходимости создания специальных условий для духовно-нравственного воспитания подростков в процессе тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береснева М.Л., Варфоломеева З.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZING VALUE ORIENTATIONS OF YOUNGER ADOLESCENTS INVOLVED IN SPORTS (BY THE EXAMPLE OF SAMBO)

The authors consider the problem of harnessing the educational potential of sports in the process of spiritual and moral education of an adolescent personality. The article describes the course and results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of the value orientations among younger adolescents engaged in sambo. As a result of the survey, it has been found out that adolescents of the same age with different sports experience have slight differences in value orientations and moral education. The authors conclude that it is necessary to establish special conditions for the adolescents’ spiritual and moral education in the process of sports activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ САМБО)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 143-154. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 5 (104), pp. 143-154.

Научная статья УДК 37.034

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-5-104-12

Особенности ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом (на примере самбо)

Мария Леонидовна Береснева1В|, Зоя Семеновна Варфоломеева2

1 2Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия,

1 mlberesneva@chsu.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6295-3830 2zsvarfolomeeva@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1331-5963

Аннотация. Авторы рассматривают проблему использования воспитательного потенциала занятий спортом в процессе духовно-нравственного воспитания личности подростка. В статье приведено описание хода и результатов эмпирического исследования, нацеленного на выявление особенностей ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся самбо. Установлено, что подростки одного возраста с разным стажем занятий спортом имеют незначительные различия в ценностных ориентациях и нравственной воспитанности. Делается вывод о необходимости создания специальных условий для духовно-нравственного воспитания подростков в процессе тренировок.

Ключевые слова: ценностные ориентации, младший подростковый возраст, духовно-нравственное воспитание, нравственная воспитанность, занятия спортом

Для цитирования: Береснева М. Л., Варфоломеева З. С. Особенности ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом (на примере самбо) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 143-154. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-5-104-12.

Characterizing value orientations of younger adolescents involved in sports (by the example of sambo)

Mariia L. Beresneva1EI, Zoya S. Varfolomeeva2

1 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

1mlberesneva@chsu.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6295-3830 2zsvarfolomeeva@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1331-5963

Abstract. The authors consider the problem of harnessing the educational potential of sports in the process of spiritual and moral education of an adolescent personality. The article describes the course and results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of the value orientations among younger adolescents engaged in sambo. As a result of the survey, it has been found out that adolescents of the same age with different sports experience have slight differences in value orientations and moral education. The authors conclude that it is necessary to establish special conditions for the adolescents' spiritual and moral education in the process of sports activities.

1 Береснева М. Л., Варфоломеева З. С., 2021

ISSN 1994-0637 (print)

Keywords: value orientations, young adolescents' age, spiritual and moral education, moral educatedness, sports activities

For citation: Beresneva M. L., Varfolomeeva Z. S. Characterizing value orientations of younger adolescents involved in sports (by the example of sambo). Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 5 (104), pp. 143-154. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-5-104-12.

Введение

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. на государственном уровне определяет «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»1. В условиях реформирования российской системы образования, которое предусматривает повышение эффективности педагогической деятельности по формированию у обучающихся культуры, духовности, гражданской ответственности и способности к успешной социализации в обществе, проблема воспитания у подростков ценностного отношения к моральным нормам приобретает особую актуальность.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения для отечественной психолого-педагогической науки не является новой. Его методологические основы раскрыты в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, Д. В. Колесова, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, Л. И. Рувинского, Д. И. Фель-дштейна, Л. М. Фридмана и др.

Диссертационные исследования последних лет отражают основные направления развития системы духовно-нравственного воспитания в российской школе (А. Д. Солдатенков, Н. Г. Баринова, А. А. Корзинкин, Н. А. Соловьева, С. В. Пашков и др.). Авторы научных работ раскрывают особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся разного возраста: младших школьников (Н. А. Абдуллаева, О. А. Воронова, Р. М. Сафина и др.), учащихся основной школы (Т. И. Петракова, А. Д. Ходырева и др.), старшеклассников (О. Ю. Сергеева, Л. М. Донченко и др.), студентов и курсантов (А. А. Мелконян, В. Л. Кулинкович и др.). В качестве средств духовно-нравственного воспитания исследователи выделяют элементы национальной народной и религиозной культуры (К. Н. Кудрявцев, М. В. Пронин, Т. В. Косо-лапова, И. Ю. Кожевникова, Р. Я. Юсупова и др.), а также содержание учебных предметов и внеучебной деятельности (М. И. Гореликов, О. В. Чуб и др.). Однако следует отметить, что вопросы воспитания ценностного отношения к моральным нормам у младших подростков, занимающихся спортом, в научной литературе рассмотрены недостаточно, данные об особенностях их ценностных ориентаций отсутствуют.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 04.05.2021).

(на примере самбо)

Основная часть

Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что в современной педагогике под духовно-нравственным воспитанием, как правило, понимается область воспитания, направленная на формирование ценностного отношения к жизни, нравственной культуре и гармоничного развития человека на основе чувства долга, справедливости, любви к ближнему, Отечеству, нравственных идеалов и высоких целей. Г. А. Романова определяет понятие «духовно-нравственное воспитание» как процесс организованного, целенаправленного (как внешнего, так и внутреннего) воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка. Его показателями могут служить сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов1. По мнению И. М. Ильичевой, основу духовно-нравственного воспитания составляют формируемая в специально организованных условиях способность человека различать добро и зло, самосовершенствование и

саморазвитие в соответствии с нравственными ценностями индивида, культивирова-

2

ние отношения к другим людям на основе «золотого правила нравственности» .

В контексте нашего исследования важной характеристикой содержания духовно -нравственного воспитания является его связь с формированием определенных ценностных ориентаций. Так, А. Л. Горбачев считал, что духовность и нравственность личности обусловливаются ценностными установками и поведенческими стереотипами, проявляющимися в процессе общения с другими личностями. И нравственность, и духовность формируются в ходе взаимодействия человека с культурой семьи, общества, с культурным наследием современной цивилизации3. По мнению И. Б. Игнатовой и С. Б. Сопуновой, в процесс становления ценностных ориентиров будущего российского общества уже вовлечено большое количество организаций и структур, в которых духовно-нравственное воспитание молодежи занимает одну из лидирующих позиций4. Б. Х. Хамукова полагает, что духовно-нравственное воспитание личности должно стать национальной идеей, поскольку следование традиционным духовным ценностям находится в тесной связи с задачей гуманизации общества. Кроме того, данный ценностный ориентир станет мощным консолидирующим

1 Романова Г. А. Современные концептуальные идеи в духовно-нравственном воспитании личности // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: сборник научных статей / под редакцией Е. А. Карунина, Г. Н. Скударевой. Орехово-Зуево: Московский государственный областной университет, 2013. С. 76-100.

2 Ильичева И. М. Духовно-нравственное воспитание как фактор профилактики асоциального поведения // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 103-109.

3 Горбачев А. Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. 210 с.

4 Игнатова И. Б., Сопунова С. Г. Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества // История и педагогика естествознания. 2018. № 4. С. 8-11. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10402._

фактором, обеспечивающим понимание и согласие в многоэтническом и поликультурном мире1.

В современной психо лого-педагогической литературе под ценностными ориен-тациями в широком смысле понимаются моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности2. По определению, представленному в «Философском энциклопедическом словаре» под редакцией Л. Ф. Ильичева и др., ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающими значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного3. По мнению М. С. Яницкого, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в каче-

4

стве ее элементов .

Важно отметить, что ценности и ценностные ориентации формируются в результате взаимодействия людей, поскольку, согласно точке зрения Е. В. Коротаевой, взаимодействие в различных его проявлениях организует личностное пространство человека, а значит, и его ценностные ориентации5.

Общепризнанно, что ценностные ориентации личности во многом определяются ее возрастными психологическими особенностями. Для нашего исследования особый интерес представляет подростковый возраст, являющийся одним из самых ярких периодов личностного развития человека. Это во многом связано с тем, что в данной фазе становления центральным психологическим новообразованием становится чувство взрослости: оно вызывает изменение детских норм и ценностей, которые переориентируются на взрослые и включают в себя нравственные качества. В психологической литературе обозначены три пути формирования взрослости подростков: в отношениях со взрослыми, в отношениях со сверстниками и одновременно в двух системах отношений6.

В соответствии с классификацией Л. Кольберга, младший подростковый возраст относится к так называемому конвенциальному уровню. На этом этапе подросток считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или непри-

1 Хамукова Б. Х. Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 3. С. 116-118.

2 Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. Москва: В. Секачев, 2016. 160 с. ISBN 978-59920-0333-8.

3 Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л. Ф. Ильичева и др. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 764.

4 Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

5 Коротаева Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий. Москва: Юрайт, 2019. 242 с. ISBN 978-5-534-10437-0.

6 Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Эль-конин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. С. 268-274.

(на примере самбо)

язни со стороны окружающих людей, а также ориентируется на авторитет1. Следовательно, в воспитании младших подростков грамотные методические действия педагогов приобретают особую роль, поскольку во многом именно от них будут зависеть моральные установки воспитанников в будущем.

В качестве факторов и средств духовно-нравственного воспитания подростков некоторые исследователи рассматривают элементы национальной народной и религиозной культуры. К. Н. Кудрявцев предлагает обращаться к культурно -историческим ценностям русского народа, используя на тренировочных занятиях моделирование быта, обрядовой стороны и образа жизни древнерусской воинской артели2. Значительным воспитательным потенциалом в условиях полиэтничной среды общеобразовательной школы, по мнению Л. Л. Бокотей, обладает декоративно-прикладное искусство коренных народов Севера3. Н. Н. Поздникина в качестве одного из средств духовно-нравственного воспитания подростков рассматривает внеклассную работу, в результате которой формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения4.

В настоящее время бесспорным признается утверждение о том, что в нравственном становлении детей и молодежи существенную роль может сыграть физическая культура, тесно связанная с духовной сферой личности человека (И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, Ю. М. Николаев, Г. Ф. Шитикова и др.). Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый комплекс задач, направленных не только на физическое совершенствование, но и на нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание. Следовательно, спорт может рассматриваться как эффективное средство морального и физического оздоровления нации5. Однако стоит признать, что физическое воспитание не обладает необходимыми возможностями для полноценного (особенно духовно-нравственного) развития. В связи с этим представляетсся важным выстраивание специальной системы и осуществление целенаправленной работы по воспитанию подростков и молодежи в процессе их занятий спортом6.

1 Kohlberg L. Moral Stages and Moralization. A Cognitive-Developmental Approach // Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues / edited by T. Lickona. New York, NY: Holt, Rienhart and Winston, 1976. P. 31-53.

2 Кудрявцев К. Н. Традиционно-народные приемы физического и духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2004. 24 с.

3 Бокотей Л. Л. Декоративно-прикладное искусство народов Севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде: дис. ... канд. пед. наук. Тверь: Тверской государственный университет, 2010. 173 с.

4 Поздникина Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2005. 26 с.

5 Денисова Г. С., Тузова А. А., Гайдамака Т. А. Спорт как фактор формирования нравственности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 4 (20). С. 26-33. https://doi.org/10.14258/zosh(2020)4.04.

6 Меньшиков В. М., Акиньшин В. В. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (264). С. 123-125._

(на примере самбо)

Цель эмпирического исследования, проведенного на базе МАУ «Спортивная школа "Центр боевых искусств"» г. Череповца (отделение самбо), состояла в изучении ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом. В нем приняли участие спортсмены 11-13 лет (n=40), только мальчики. Для установления особенностей ценностных ориентаций подростков в зависимости от стажа занятий спортом из выборки методом попарного отбора были сформированы две группы с равным количеством участников - по 20 человек (занимающихся борьбой самбо в течение года и занимающихся в течение 5-6 лет).

Обследование проводилось с помощью методик «Размышляем о жизненном опыте» (автор-составитель Н. Е. Щуркова) и «Волшебник» в модификации для школьников 5-6 классов (автор-составитель В. И. Петрова)1. С целью интерпретации результатов были определены критерии оценки ценностных ориентаций, показатели и уровни их сформированности (см. таблицу).

Таблица

Критерии оценки, уровни и показатели ценностных ориентаций младших подростков

Критерии Показатели Характеристика уровней нравственной воспитанности

достаточный недостаточный низкий

Модель поведения в ситуации выбора Отношение к другим людям; проявление честности, справедливости, ответственности В ситуации выбора, как правило, предпочитает модель поведения, в которой проявляется уважение к другим людям, готовность им помочь, честность, справедливость, ответственность В ситуации выбора, как правило, демонстрирует неустойчивое, импульсивное поведение; проявление уважения к другим людям, готовность им помочь, честность, справедливость; ответственность носит эпизодический характер В ситуации выбора, как правило, демонстрирует безнравственную ориентацию, эгоистическую позицию

Характер направленности личности В ситуации выбора преобладает направленность на окружающих и общество в целом В ситуации выбора направленность на себя и на окружающих / общество в целом проявляются в равной степени В ситуации выбора преобладает направленность на себя

Результаты диагностики графически представлены на рис. 1, 2.

1 Изучаем ценностные ориентации: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических вузов / автор-составитель Н. А. Пыстогова. Санкт-Петербург: ГБОУ Гимназия № 227, 2018. 55 с.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

0%

40%

60%

1 год

30%

65%

5-6 лет

□ некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция

□ несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение

□ достаточный нравственной воспитанности

уровень

Рис. 1. Результаты оценки нравственной воспитанности подростков-самбистов с разным стажем занятий спортом (методика «Размышляем о жизненном опыте»)

Согласно данным, отраженным на рис. 1, более половины опрошенных в обеих группах имеют достаточный уровень нравственной воспитанности. Однако среди подростков, занимающихся 5-6 лет, данный показатель на 5 % выше. В то же время в группе более опытных спортсменов оказались подростки с низким уровнем нравственной воспитанности, что может указывать на недостаточную индивидуальную работу тренера в части нравственно-волевой подготовки спортсменов, привития им необходимых ценностных ориентаций. В целом результаты, полученные в обеих группах, примерно одинаковы.

Однако, несмотря на это, качественный анализ ответов на отдельные вопросы позволяет обнаружить значительные различия во мнениях респондентов с разным стажем занятий спортом. Так, например, на вопрос «Тебе подарили красивую авторучку необычной формы. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?» 40 % спортсменов со стажем занятий не более одного года выбрали вариант «Постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет», среди спортсменов с большим стажем занятий этот вариант ответа выбрали 15 % опрошенных. Вариант «Подарков не отдаю, сражаюсь с ними» предпочли 85 % респондентов из числа занимающихся 5-6 лет и 35 % - из числа неопытных спортсменов. Выявленные различия мы объясняем тем, что регулярные занятия единоборствами, выступления на соревнованиях различного уровня повышают уверенность в своих силах: ребята обладают необходимыми умениями самозащиты без оружия и не боятся дать отпор обидчикам.

Кроме того, показательны различия в ответах подростков с разным стажем занятий спортом на вопрос «Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?». Ответы более опытных спортсменов распределились таким образом: 75 % уважают таких людей и не перестают восхищаться ими, а 25 % считают, что «у этого человека был, конечно, свой личный интерес». Вариант «Человеку просто повезло прославиться» выбрали 30 % самбистов со стажем занятий не бо-

лее года; в группе более опытных спортсменов такой вариант не выбрал никто. Подобное распределение ответов может говорить о том, что подростки, занимающиеся спортом в течение длительного периода, зачастую на соревнованиях оказываются в ситуациях, когда необходимо проявить мужество, а иногда и преодолеть себя в определенных моментах.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

50%

20%

30%

1 год

50%

25%

25%

5-6 лет

□ направленность на мир в целом

□ направленность на окружающих

□ направленность на себя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Результаты оценки ценностных ориентаций подростков-самбистов с разным стажем занятий спортом (методика «Волшебник»)

В ходе анализа результатов диагностики, полученных с помощью методики «Волшебник» (см. рис. 2), значительных различий обнаружено не было. Однако следует отметить некоторую тенденцию к увеличению доли подростков с выраженной направленностью на окружающих по мере увеличения стажа занятий спортом. Желание «вылечить всех больных на Земле» выразили 30 % спортсменов с небольшим стажем, в группе более опытных спортсменов такой ответ дали 60 % опрошенных. Качественный анализ результатов опроса показал, что значительная часть подростков-самбистов с доминированием направленности на себя по результатам методики «Размышляем о жизненном опыте» продемонстрировали несформированность нравственных отношений.

Выводы

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что значительная часть младших подростков, занимающихся спортом, имеет достаточный уровень нравственной воспитанности, их ценностные ориентации в большей степени характеризуются направленностью на мир в целом и на окружающих, а не на себя.

Результаты работы дополняют имеющиеся в научной литературе сведения об особенностях ценностных ориентаций младших подростков, занимающихся спортом. В частности, установлено, что для большинства мальчиков-самбистов 11-13 лет характерно ценностное отношение к окружающим, к нормам честного, ответственного поведения. При этом стаж занятий спортом не оказывает существенного влияния на систему ценностей подростка. Следовательно, полноценная реализация по-

тенциала спорта как средства становления у подростков ценностного отношения к моральным нормам возможна лишь при условии создания специальной системы воспитательной работы и целенаправленной деятельности педагога по формированию у занимающихся спортом ценностных ориентаций.

Список источников

Бокотей Л. Л. Декоративно-прикладное искусство народов Севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде: дис. ... канд. пед. наук. Тверь: Тверской государственный университет, 2010. 173 с.

Горбачев А. Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. 210 с.

Денисова Г. С., Тузова А. А., Гайдамака Т. А. Спорт как фактор формирования нравственности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 4 (20). С. 26-33. https://doi.org/10.14258/zosh(2020)4.04.

Игнатова И. Б., Сопунова С. Г. Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества // История и педагогика естествознания. 2018. № 4. С. 8-11. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10402.

Изучаем ценностные ориентации: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических вузов / автор-составитель Н. А. Пыстогова. Санкт-Петербург: ГБОУ Гимназия № 227, 2018. 55 с.

Ильичева И. М. Духовно-нравственное воспитание как фактор профилактики асоциального поведения // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 103-109.

Коротаева Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий. Москва: Юрайт, 2019. 242 с. ISBN 978-5-534-10437-0.

Кудрявцев К. Н. Традиционно-народные приемы физического и духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2004. 24 с.

Меньшиков В. М., Акиньшин В. В. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (264). С. 123-125.

Поздникина Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2005. 26 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 04.05.2021).

Романова Г. А. Современные концептуальные идеи в духовно-нравственном воспитании личности // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: сборник научных статей / под редакцией Е. А. Карунина, Г. Н. Скударевой. Орехово-Зуево: Московский государственный областной университет, 2013. С. 76-100.

Тихонова Э. В., Блинова А. А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 607-609. URL: https://moluch.ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 09.05.2021).

Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. Москва: В. Секачев, 2016. 160 с. ISBN 978-59920-0333-8.

Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л. Ф. Ильичева и др. Москва:

Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

Хамукова Б. Х. Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 3. С. 116-118.

Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Эль-конин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. С. 268-274.

Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Kohlberg L. Moral Stages and Moralization. A Cognitive-Developmental Approach // Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues / edited by T. Lickona. New York, NY: Holt, Rienhart and Winston, 1976. P. 31-53.

References

Bokotei L. L. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov Severa kak faktor dukhovno-nravstvennogo vospitaniia podrostkov v polietnichnoi srede [Applied and decorative arts of the peoples of the North as a factor in the adolescents' spiritual and moral education in a multi-ethnic environment: Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Tver': Tverskoi gosudarstvennyi universitet, 2010. 173 p.

Gorbachev A. L. Psikhologicheskie usloviia i mekhanizmy dukhovno-nravstvennogo razvitiia lichnosti studentov [Psychological conditions and mechanisms of students' spiritual and moral personality development: Cand. thesis in Psychological Sciences]. Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet, 2009. 210 p.

Denisova G. S., Tuzova A. A., Gaidamaka T. A. Sport kak faktor formirovaniia nravstvennosti [Sports as a factor in the morality formation]. Zdorov'e cheloveka, teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta [Health, Physical Culture and Sports], 2020, no. 4 (20), pp. 26-33. https://doi.org/ 10.14258/zosh(2020)4.04.

Ignatova I. B., Sopunova S. G. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi kak tsennostnyi orientir sovremennogo obshchestva [Spiritual and moral education of youth as a value reference of modern society]. Istoriia i pedagogika estestvoznaniia [History and pedagogy of natural science], 2018, no. 4, pp. 8-11. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10402.

Izuchaem tsennostnye orientatsii: metodicheskie rekomendatsii dlia pedagogov obrazovatel'nykh uchrezhdenii i studentov pedagogicheskikh vuzov [Studying value orientations: methodological recommendations for teachers of educational institutions and students of pedagogical universities; compiled by N. A. Pystogova]. St Petersburg: GBOU Gimnaziia № 227, 2018. 55 p.

Il'icheva I. M. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak faktor profilaktiki asotsial'nogo povedeniia [Spiritual and moral education as a factor in the prevention of asocial behavior]. Priklad-naia iuridicheskaia psikhologiia [Applied Legal Psychology Scientific Journal], 2015, no. 2, pp. 103-109.

Korotaeva E. V. Teoriia i praktika pedagogicheskikh vzaimodeistvii [Theory and practice of pedagogical interactions]. Moscow: Iurait, 2019. 242 p. ISBN 978-5-534-10437-0.

Kudriavtsev K. N. Traditsionno-narodnye priemy fizicheskogo i dukhovno-nravstvennogo vospi-taniia podrostkov [Traditional and folk techniques of adolescents' physical, spiritual and moral education: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Magnitogorsk: Magnitogorskii gosudarstven-nyi universitet, 2004. 24 p.

Men'shikov V. M., Akin'shin V. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme podgotovki sportsmenov-edinobortsev [Spiritual and moral education in the training system of martial arts athletes]. Izvestiia Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Izvestia of Voro-

(на примере самбо)

nezh State Pedagogical University], 2014, no. 3 (264), pp. 123-125.

Pozdnikina N. N. Vospitanie podrostkov v protsesse vneklassnoi raboty s orientatsiei na dukhov-no-nravstvennye tsennosti [The upbringing of adolescents in the process of extracurricular activities with a focus on spiritual and moral values: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V. P. Goriachkina, 2005. 26 p.

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maia 2015 g. № 996-r. "Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025"]. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 04.05.2021).

Romanova G. A. Sovremennye kontseptual'nye idei v dukhovno-nravstvennom vospitanii lich-nosti [Modern conceptual ideas in the spiritual and moral education of the personality]. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti: istoriia i sovremennost': sbornik nauchnykh statei [Spiritual and moral education of the personality: history and modernity: collection of scientific articles; ed. by E. A. Karunin, G. N. Skudareva]. Orekhovo-Zuevo: Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi universitet, 2013, pp. 76-100.

Tikhonova E. V., Blinova A. A. Vklad otechestvennykh uchenykh v razvitie problemy dukhov-no-nravstvennogo vospitaniia lichnosti rebenka [National scientists' contribution to the spiritual and moral education of the child's personality]. Molodoi uchenyi [Young researcher], 2017, no. 13 (147), pp. 607-609. Available at: https://moluch.ru/archive/147/41380/ (accessed: 09.05.2021).

Tiut'kova I. A. Pedagogicheskii tezaurus [Pedagogical thesaurus]. Moscow: V. Sekachev, 2016. 160 p. ISBN 978-5-9920-0333-8.

Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary; ed. by L. F. Il'i-chev i dr.] Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1983. 840 p.

Khamukova B. Kh. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak tsennostnyi orientir sovremennogo obshchestva [Moral education as a value guide of modern society]. VestnikMaikopskogo gosudar-stvennogo tekhnologicheskogo universiteta [The Bulletin of Maikop state technological university], 2013, iss. 3, pp. 116-118.

El'konin D. B. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshikh podrostkov [Age and individual characteristics of younger adolescents]. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [El-konin D. B. Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989, pp. 268-274.

Ianitskii M. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaia sistema [Personality value orientations as a dynamic system]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 204 p.

Kohlberg L. Moral Stages and Moralization. A Cognitive-Developmental Approach. Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues; ed. by T. Lickona. New York, NY: Holt, Rienhart and Winston, 1976, pp. 31-53.

Сведения об авторах

Мария Леонидовна Береснева - аспирант, старший преподаватель; https://orcid.org/0000-0002-6295-3830, mlberesneva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Mariia L. Beresneva - Postgraduate student, Senior Lecturer; https://orcid.org/0000-0002-6295-3830, mlberesneva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Зоя Семеновна Варфоломеева - кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-1331-5963, zsvarfolomeeva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Zoya S. Varfolomeeva -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0002-1331-5963,

(на примере самбо)

zsvarfolomeeva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.05.2021; одобрена после рецензирования 25.06.2021; принята к публикации 08.07.2021.

The article was submitted 19.05.2021; Approved after reviewing 25.06.2021; Accepted for publication 08.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.