ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. Г. МИЛЮГИНА, М. Г. КОРНАКОВА,
доктор филологических наук, аспирант ТвГУ (Тверь)
профессор кафедры русского языка marina-baltika@mail.ru
с методикой начального обучения ТвГУ (Тверь)
elena.milyugina@rambler.ru
Статья посвящена проблеме воспитания толерантности старших дошкольников. Сформулировано рабочее определение толерантности применительно к дошкольному образованию. Выявлены продуктивные ресурсы и технологии поликультурного воспитания дошкольников. Описан цикл интегрированных занятий, позволяющий сформировать представления дошкольников о полиэтническом и мультикультурном мире в процессе освоения разных образовательных областей и сфер художественно-эстетической деятельности.
The article is devoted to the education of preschool children's tolerance. A working definition of tolerance in relation to preschool education has been formulated. The authors identify productive resources and technologies of preschoolers' multicultural education. The authors describe a cycle of integrated classes which allows forming preschoolers' ideas about a polyethnic world and a multicultural world in the process of mastering various areas of art and aesthetic activities.
Ключевые слова: толерантность, полиэтничность, мультикультурность, дошкольное образование, детский поликультурный коллектив, художественно-эстетическая деятельность
Key words: tolerance, polyethnicity, multiculturalism, preschool education, children's multicultural group, art and aesthetic activities
Миграционные процессы в России и странах СНГ, вызванные изменениями в геополитической обстановке на рубеже XX—XXI веков, спро-
воцировали комплекс межэтнических и межнациональных проблем. Актуализировалась необходимость создания общества нового типа, основанного на принципах
полиэтничности и мультикультурности, иначе говоря — воспитания содружества народов, готовых вносить совместный вклад в социально-политическое и экономическое развитие страны в условиях новой реальности. Усилившиеся в начале XXI века негативные тенденции в межнациональном общении обострили эту проблему, побудив общество искать пути и технологии воспитания толерантности — взаимного уважения и терпимости всех участников социума.
Важность проблемы отмечена на государственном уровне и отражена в законодательной базе Российской Федерации. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечена необходимость «развития культуры межнационального общения; формирования приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитания уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям» [11].
В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года толерантность признана неотъемлемой чертой патриотов России, «проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [6]. Федеральные государственные образовательные стандарты также ориентируют педагогов на поликультурное воспитание обучающихся и на формирование у них представлений о многополярности мира. Эта задача отражена и во ФГОС дошкольного образования, включающем формирование толерантности в социально-коммуникативную область воспитания и ставящем задачу разработки соответствующих образовательных программ [12].
Для создания программ, ориентированных на поликультурную социализацию дошкольников, необходимо сформулировать рабочее понятие толерантности и определить его структуру. В Философском энциклопедическом словаре толерант-
ность трактуется как терпимость к иного рода взглядам, привычкам, мнениям, необходимая по отношению к особенностям других народов, наций, религий [13]. Иначе говоря, в центр проблемы поликультурной социализации личности поставлены феномены межконфессиональной и межэтнической толерантности. В педагогических исследованиях последних лет основное внимание уделено проблеме межэтнической толерантности (3. И. Замалет-динова, Н. М. Иванова, Е. А. Ильинская, Р. Н. Котельникова, Э. А. Музенитова, Е. В. Оборина, О. Н. Подивилова, Е. А. Ре-марчук, О. А. Чебыкина). Рассмотрим позиции ученых более подробно.
О. Н. Подивилова определяет толерантную культуру дошкольников как общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с представителями разных национальностей и культурных групп. Она выделяет в толерантности три компонента: когнитивный (осознание объекта социальной установки), аффективный (эмоциональная оценка, выявление чувств симпатии или антипатии к объекту) и поведенческий (последовательное отношение к объекту) [8]. Данные компоненты в разной степени разрабатываются в работах других исследователей.
Когнитивный компонент толерантности находится в центре внимания Н. М. Ивановой, полагающей, что «толерантность старшего дошкольника есть ин-тегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур», которое обусловливает желание ребенка устанавливать социальные контакты с окружающими [2, с. 20].
Мотивационно-потребностный компонент выступает ведущим в исследовании
В центр проблемы поликультурной социализации личности поставлены феномены межконфессиональной и межэтнической толерантности.
Е. А. Ильинской. Она рассматривает толерантность как «интегративное качество личности и одновременно ее диспози-ционную структуру, обусловливающую желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности» [3, с. 12].
Ценностному компоненту посвящено исследование Э. А. Музенитовой, понимающей воспитание толерантного мироощущения дошкольников как формирование в сознании ребенка картины мира, отражающей многообразие ценностей, отношений и представлений. Толерантное мироотношение определяет, по мнению автора, становление эмоционально-чувственной и эмпатийной сфер ребенка, его нравственной позиции и готовности к «образно-метафорическому миру» других людей [5, с. 6].
Поведенческому аспекту межэтнического взаимодействия детей посвящены работы Е. А. Ремарчук и 3. И. Замалет-диновой. Е. А. Ремарчук рассматривает толерантность как «совокупность устойчивых алгоритмов поведения детей на основе позитивных ценностей, открытости к диалогу со сверстниками, доброжелательности, готовности к компромиссу, умению играть (с другими детьми в малых группах и продуктивно взаимодействовать в больших коллективах при решении совместных задач)» [9, с. 8].
3. И. Замалетдино-ва характеризует межэтническую толерантность как «духовное качество личности, проявляющееся в способности и готовности к межэтническому позитивному взаимодействию, построенному на основе взаимоуважения и равноправия сторон» [1, с. 9]. Опираясь на исследования предшественников, автор разработала модель поликультурной образовательной среды,
На основе проанализированных работ мы сформулировали свое рабочее определение толерантности применительно к дошкольному образованию.
структуру которой составляют когнитивный (ознакомление с ценностями культурно-исторического и социального опыта), ценностно-мотивационный (формирование социальных и ценностных ориента-ций в межкультурной среде) и деятель-ностно-поведенческий (активное взаимодействие с представителями различных культур) компоненты.
На основе проанализированных работ мы сформулировали свое рабочее определение толерантности применительно к дошкольному образованию. Толерантность дошкольника мы понимаем как интегративное духовно-нравственное качество личности, основанное на представлении ребенка об этнокультурном и конфессиональном многообразии мира, осознании собственной национальной (этнической) идентичности и уважении к национальным особенностям других людей, проявляющееся в готовности к взаимодействию, направленному на сплочение детского поликультурного коллектива. В данной трактовке структура толерантности включает когнитивный (представления о народах мира, их этнических особенностях и религиях), мотивационно-по-требностный (интерес к поликультурности мира, желание взаимодействовать с представителями других этносов и конфессий), ценностный (осознание полиэт-ничности и мультикультурности мира как ценности) и поведенческий (деятельность, направленная на сплочение детского поликультурного коллектива) компоненты.
Определив ключевое понятие нашего исследования, считаем необходимым выявить продуктивные ресурсы и технологии поликультурного воспитания дошкольников. Исследователи в этом качестве выделяют игровую, конструктивную и художественно-эстетическую деятельность.
Так, Р. Н. Котельникова предлагает формировать толерантность детей средствами игровой деятельности, что обусловлено субъект-субъектным взаимодействием внутри игры, ее релаксационными возможностями, реализацией потреб-
ности в общении, самореализацией, самоутверждением и самостоятельностью играющих. Определяющим средством воспитания толерантности исследователь считает создание в процессе игры ценностно окрашенных ситуаций, помогающих усвоению знаний о других культурах, и ситуаций межличностного взаимодействия и толерантного поведения [4].
Е. В. Оборина решает проблему формирования межнациональной толерантности старших дошкольников средствами изобразительного искусства, обеспечивающего понимание детьми своей национальной принадлежности и усвоение различий с культурами других национальностей на основе «понимающего, принимающего и уважительного отношения к ним» [7, с. 7].
О. А. Чебыкина, работая над формированием толерантности младших подростков, считает оптимальным методом конструктивную деятельность [14].
На наш взгляд, все предлагаемые исследователями ресурсы и технологии продуктивны для поликультурного воспитания детей. Однако мы полагаем, что большей результативностью обладают интегрированные занятия, позволяющие сформировать представления дошкольников о полиэтническом и мультикультурном мире в процессе освоения разных образовательных областей и сфер деятельности.
В предлагаемом интегрированном комплексе ведущей мы считаем художественно-эстетическую деятельность детей, так как в данной образовательной области проблема воспитания толерантности решается путем приобщения обучающихся к различным национальным культурам через ознакомление с произведениями музыкального, изобразительного, литературного, хореографического искусства. Большие возможности для знакомства с национальными культурами дают музыкальные занятия, где дети поют песни разных народов, слушают музыку композиторов разных национальностей. Например, всемирно известный «Танец с саб-
лями» А. И. Хачатуряна из балета «Гаянэ» (1942) создан на основе армянской народной музыки —такие вершины национального искусства внушают детям гордость за армянский народ и воспитывают чувство уважения к армянской культуре, что способствует формированию толерантности. Украинские и белорусские народные песни, хороводы и танцы традиционно входят в детский музыкальный репертуар. Так, сборник «Сон приходит на порог» [10] составлен из грузинских, молдавских, русских, туркменских колыбельных песен. Жанр колыбельной понятен детям и взрослым всех национальностей. Когда в полиэтническом коллективе дети знакомятся с колыбельными разных народов, слышат похожие музыкальные интонации, они чувствуют себя ближе друг к другу.
Продуктивным ресурсом для формирования полиэтнического сознания и муль-тикультурной картины мира дошкольников является досуговая деятельность, включающая народные праздники, утренники, посвященные знаковым событиям из истории народов мира, тематические музыкальные гостиные, кулинарные конкурсы и т. д. Если педагоги дошкольной образовательной организации будут праздновать вместе с детьми не только Масленицу и Рождество, но и мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам, то тем самым расширятся представления воспитанников о нашей многонациональной Родине. В дошкольной образовательной организации Центральной России целесообразно проводить Недели Дагестана, Армении, Молдовы, Украины, Грузии, поскольку представители этих народов есть фактически во всех детских коллективах данного региона.
Очевидно, что когнитивный компонент формируется в первую очередь на занятиях по изучению окружающего мира, где
Полагаем, что большей результативностью обладают интегрированные занятия, позволяющие сформировать представления дошкольников о полиэтническом и мультикультурном мире.
дети получают знания о том или ином народе, месте его проживания и природе тех мест. На занятиях по музыке или изобразительному искусству они знакомятся с национальными произведениями искусства и традиционной культурой изучаемого народа. Однако поведенческий аспект в полной мере раскрывается в совместных мероприятиях при непосредственном общении детей разных национальностей.
Важны и беседы с родителями, помогающие выявить нравственно-ценностные ориентиры семьи, чтобы при необходимости провести коррекционную работу, способствующую воспитанию у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам других национальностей и вероисповеданий. Несколько тематических родительских собраний целесообразно провести в форме исторического путешествия в прошлое, где родители ребенка вспомнят свои корни и, возможно, обнаружат в своей родословной предков разных национальностей.
Приведем в качестве примера описание цикла интегрированных занятий, посвященных знакомству дошкольников с национальной культурой Молдовы. Выбор данной темы обусловлен необходимостью наладить взаимопонимание между детьми коренного населения и недавно влившимися в коллектив юными молдаванами.
День первый. Занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Дети получают информацию о стране: 3 местонахождение; 3 климатические условия;
3 сфера производства (фрукты, виноград, соки).
Педагог использует слайды с фотографиями столицы страны Кишинева, реки Днестр, виноградников, яблоневых садов, архитектурных достопримечательностей. Формируется система представлений об
Поведенческий аспект в полной мере раскрывается в совместных мероприятиях при непосредственном общении детей разных национальностей.
исторической родине товарищей по детскому коллективу (когнитивный компонент).
День второй. Музыкальное занятие.
Детям предлагается прослушать и сравнить две колыбельные песни: русскую народную «Спи, Ванюша» и молдавскую «Мой сыночек, баю-бай». После прослушивания музыкальный руководитель задает вопросы, о чем поется в песне, кто ее поет, каков характер музыки, какие интонации в ней похожи, в каком темпе исполняются колыбельные и почему. В беседе с педагогом дети выявляют сходство содержания, характера, исполнения, находят близкие музыкальные интонации. Музыкальный руководитель обращает внимание воспитанников на то, что у всех народов есть колыбельные, затем дети разучивают молдавскую песню. Так формируется интерес к поликультурности мира (мотивационно-потребностный компонент).
День третий. Интерактивная выставка «Декоративно-прикладное творчество Молдовы» (досуговое мероприятие).
На слайдах и фотографиях представлены национальные костюмы, изделия из керамики, резьба, чеканка, глиняные игрушки, ковровое ткачество, вышивка молдавских мастеров. На столах приготовлены листы бумаги с рисунками для раскрашивания, на которых изображены фрагменты национального орнамента, эскизы игрушки и т. д. Дети получают задание закончить рисунок. Так формируется желание взаимодействовать с представителями других этносов (мотивационно-по-требностный компонент).
День четвертый. Музыкальное занятие.
Педагог предлагает прослушать музыку русского танца «Барыня» и молдавского танца «Жок». В диалоге с детьми определяются общие черты: быстрый темп, мажорный лад, танцевальный характер и ритм; выясняется, где и кем может исполняться такая музыка, во время каких праздников, на каких инструментах играют русские и молдавские музыканты. В заключение беседы дети делают вывод
о том, что плясовая музыка у всех народов имеет как общие жанровые характеристики, так и яркие отличия. Дошкольники разучивают плясовые движения молдавского танца. Организуется оркестр из шумовых инструментов для ритмического сопровождения. В результате формируется осознание полиэтничности и мультикультурности мира как ценности (ценностный компонент).
День пятый. Интегрированное занятие по музыке и изобразительному искусству.
Дети слушают молдавскую танцевальную музыку. Педагог предлагает выразить в рисунке свои впечатления о Молдове (жанры: пейзаж, натюрморт, жанровая сценка). Затем в беседе с педагогом дети рассказывают о том, что они узнали в течение недели о республике. Дошкольники выражают дружеские чувства к молдавскому народу, интерес к его культуре. Так формируются основы деятельности, направленной на сплочение детского поликультурного коллектива (поведенческий компонент).
В результате такого «погружения» в национальную культуру Молдовы окружающий ребенка мир расширяет свои гра-
ницы, становится более ярким и дружелюбным.
Таким образом, предложенный цикл интегрированных занятий основан на разработанном нами рабочем определении толерантности применительно к дошкольному образованию и ориентирован на формирование выделенных нами ключевых компонентов толерантности дошкольников. Важным условием воспитания толерантности мы считаем вовлечение детей в совместную деятельность, посвященную знакомству с разными национальными традициями, обычаями и культурами. Основными ее видами являются игра, чтение и слушание фольклорных и литературных произведений, театральное и художественное творчество, музыкальные занятия, участие в которых позволяет дошкольникам познакомиться с национальными особенностями разных культур. Итогом такой педагогической деятельности, нацеленной на уважительное отношение к культурам других народов, является сплочение детского поликультурного коллектива.
Важным условием воспитания толерантности мы считаем вовлечение детей в совместную деятельность, посвященную знакомству с разными национальными традициями, обычаями и культурами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Замалетдинова, 3. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / 3. И. Замалетдинова. — Казань, 2015. — 25 с.
2. Иванова, Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Иванова. — Елец, 2012. — 22 с.
3. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Ильинская // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 73-2. — С. 59—63.
4. Котельникова, Р. Н. Формирование толерантности школьников средствами игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Н. Котельникова. — Самара, 2015. — 23 с.
5. Музенитова, Э. А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э. А. Музенитова. — Ростов н/Д., 2009. — 24 с.
6. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. — URL: http://www.consultant.ru/.
7. Оборина, Е. В. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Оборина. — Челябинск, 2016. — 23 с.
8. Подивилова, О. Н. Методика воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Подивилова. — Челябинск, 2009. — 26 с.
9. Ремарчук, Е. Л. Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Ремарчук. — М., 2014. — 26 с.
10. Сон приходит на порог: колыбельные песни в сопровождении фортепиано и без сопровождения. — М. : Музыка, 2008. — 32 с.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996//Правительство России. — URL: http://government.ru/.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. // Российская газета. — 2013. — 25 ноября.
13. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский. — М. : ИНФРА-М, 2006. — 574 с.
14. Чебыкина, О. А. Формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. А. Чебыкина. — Екатеринбург, 2015. — 22 с.
В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:
Организация безопасной информационной образовательной среды в образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е. Г. Калинкина, Ю. Ю. Абышева, Т. И. Канянина, С. Ю. Степанова, И. Н. Лёскина, В. Б. Клепиков. 116 с. + 1 электрон. опт. диск.
В учебно-методическом пособии представлен практический опыт по созданию безопасной информационной образовательной среды в образовательных организациях, дан обзор законодательной базы и нормативных правовых актов по данной тематике. Использованы материалы конкурса для образовательных организаций, проводимого макрорегиональным филиалом «Волга» ПАО «Ростелеком» и ГБОУ ДПО НИРО при поддержке Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.
Издание адресовано специалистам органов управления образования, руководителям и педагогам образовательных организаций и направлено на систематизацию работы и распространение успешного опыта по созданию безопасной информационной образовательной среды в школе.
Алексеева Е. В., Себельдина Н. Н. Биология: теоретические и практические аспекты: Учебно-методическое пособие курса по выбору для общеобразовательных организаций. 77 с. + 1 электрон. опт. диск.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям биологии, осуществляющим подготовку выпускников к итоговой аттестации, а также промежуточный и итоговый контроль при углубленном изучении предмета. В него включены программа элективного курса, тематическое планирование и список литературы.
Издание содержит информацию по разделам курса биологии, изучаемым в основной школе: «Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники», «Животные», «Человек». Предложены задания разных типов и уровней сложности, а также рисунки к каждой теме данных разделов.
Пособие может быть использовано учащимися выпускных классов для самостоятельной оценки уровня усвоения биологического содержания и подготовки к процедуре государственной итоговой аттестации.
V_!_^