Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / PROBLEMS OF TEACHERS '' READINESS TO DEVELOP ETHNIC TOLERANCE / SEARCH FOR WAYS TO IMPROVE THE PEDAGOGICAL PROCESS / TOLERANCE AND CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF SENIOR PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собченкко А.В.

В статье обоснована актуальность теоретического и практического изучения проблемы готовности педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников в условиях поликультурного образования и воспитания дошкольных образовательных организаций. В статье выделены и систематизированы факторы недостаточной готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собченкко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF ETHNIC TOLERANCE IN PRE-SCHOOL AGE

In the article the actuality of theoretical and practical study of the problem of readiness of teachers to the development of ethnic tolerance in pre-school age in the conditions of polycultural education and upbringing of pre-school educational institutions. The article highlights and systematizes the factors of insufficient readiness of teachers of preschool education to the development of ethnic tolerance in older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2:37.035.6

Собченкко А.В. студент магистратуры 2 курса факультет психологии Тульский государственный педагогический университет

Россия, г. Тула

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обоснована актуальность теоретического и практического изучения проблемы готовности педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников в условиях поликультурного образования и воспитания дошкольных образовательных организаций. В статье выделены и систематизированы факторы недостаточной готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.

Ключевые слова: проблемы готовности педагогов к развитию этнической толерантности; поиск путей совершенствования педагогического процесса; толерантность и культура межнационального общения старших дошкольников; требования к подготовке педагогических кадров для ДОО на основе качественного методического обеспечения.

Sobchenko A. V. master's student 2nd year, faculty of psychology Tula state pedagogical University

Russia, Tula

THE PROBLEM OF READINESS OF TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF ETHNIC TOLERANCE IN PRE-SCHOOL AGE

Annotation. In the article the actuality of theoretical and practical study of the problem of readiness of teachers to the development of ethnic tolerance in preschool age in the conditions of polycultural education and upbringing of preschool educational institutions. The article highlights and systematizes the factors of insufficient readiness of teachers of preschool education to the development of ethnic tolerance in older preschoolers.

Key words: problems of teachers ' readiness to develop ethnic tolerance; search for ways to improve the pedagogical process; tolerance and culture of interethnic communication of senior preschoolers; requirements for the training of teaching staff for preschool education on the basis of quality methodological support.

В современном российском государстве, как и во всем мире, актуальными являются проблемы готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к развитию этнической толерантности у старших дошкольников с целью разрешения формирующихся в этом

возрасте межнациональных отношений и с целью устранения национальной обособленности детей, так как именно эти факторы являются предпосылками для обострения в будущем этнических фобий, межэтнических конфликтов и напряженности из-за национальных различий у подрастающего поколения .

«Декларация принципов толерантности» [13], принятая Организацией Объединенных Наций в 1995 году, подчеркивает особую значимость «проблем развития этнической толерантности» в мировом масштабе. Декларация трактует компоненты этого феномена на уровне государственного руководства и образования в виде достижения гармонии между многообразием этнических и социальных групп, путем признания многообразия мировых культур, рас, народов и народностей через готовность обеспечения сотрудничества и взаимопонимания людей, различающихся внешностью, обычаями, языком, убеждениям и верованиям.

Данный нормативно-правовой документ подчёркивает важность и глобальность рассматриваемого в рамках научной статьи вопроса: «проблемы готовности педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников» воспитания подрастающего поколения в условиях поликультурности ДОО.

Актуальность исследования теоретического и практического аспектов поставленной проблемы обусловлена формированием и развитием современной национальной общности - россияне. Наше государство многонациональное - в стране постоянно проживает более 145 млн. граждан, являющихся представителями свыше 160 национальностей, говорящих на разных языках [16].

Важность практического и теоретического изучения проблемы готовности педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников, необходимо связать с фактором постоянного прироста населения Российской Федерации за счет мигрантов и членов их семей [14]. Например, крупнейшим миграционным «донором» России в последние годы является Таджикистан. Именно оттуда отмечено самое большое увеличение миграционного притока, следом идут Украина, Казахстан и Узбекистан.

Небольшой прирост населения в РФ осуществляется и за счет мигрантов и членов их семей из стран дальнего зарубежья (Индия, Турция, Вьетнам и Афганистан) и составляет 2,2 тыс. человек за четыре месяца 2018 года [17].

Объемы миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию (тыс. чел.), в период 2010-2017 гг [15], представлены рисунком 1.

□ Прибыло □ Выбыло

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

3500 3000

45004 200

4700i400

4900 4500

2200900

о

47004400

4950 4600

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Объемы миграции в Российскую Федерацию

Знание логики психологического развития народностей и различных этносов, по мнению российских исследователей А.С. Обухова, И.В. Смагина является обязательным условием построения межэтнического взаимодействия, особенно в поликультурной среде ДОО [10]. Дошкольный период развития детей это этап формирования этнического самосознания. В возрасте 5-7 лет дети способны идентифицировать представителей своей этнической группы. При этом осведомленность детей о принадлежности к определённому этносу благополучно влияет на межличностные взаимодействия.

Следовательно, преобразование современного российского образования должно сопровождаться совершенствованием педагогического процесса в условиях поликультурности ДОО, где педагоги готовы умело и грамотно решать вопросы, сопряженные с толерантностью и формированием культуры межнационального общения старших дошкольников.

Проблемы недостаточной готовности российских педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников необходимо обозначить в систематизированных Автором научной статьи, следующих негативных факторах с сопутствующими им противоречиями:

1. В незначительной степени изучены особенности поведения детей старшего дошкольного возраста на фоне этнической неоднородности групп детского сада и не выявлен весь комплекс проблем, затрудняющих течение адаптации дошкольников при посещении ДОО в рамках недостаточной грамотности и знания педагогами ДОО культуры различных народов и национальностей и толерантного отношения между ними. Об этом свидетельствуют работы авторов Дробижевой Л. М. [8] и Темировой Ф. А. [12].

2. В современном российском обществе и в области образования на государственном уровне провозглашены ценности толерантности и национального равноправия, но они нивелированы слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст, как наиболее проблемный и критичный,

требует кропотливой работы для развития этнической толерантности, а значит, и требует подбора правильных форм и методов работы педагогов. Об этом в своих работах, упоминают такие авторы, как: А.Б. Афанасьева [2] и В.А. Николаев [4].

3. Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта в части социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам, - частично нивелированы отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в условиях современного поликультурного образовательного пространства ДОО. В современной ситуации межэтнической нестабильности российского общества, роста национального самосознания, гуманизации педагогического процесса, должны возрастать и требования к подготовке педагогических кадров для ДОО на основе качественного методического обеспечения. Об этом в своих научных работах свидетельствуют такие авторы, как: Ш. А. Амонашвили [1], И. Е. Исаев, С. Г. Косарецкий и В.И. Слободчиков [9].

4. В наше время в образовательном пространстве ДОО присутствует потребность в развитии культуры межнационального общения детей, но реализацию этого процесса тормозит недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. Содержательное наполнение готовности педагогов ДОО к формированию этнической толерантности у старших дошкольников должно определяться уровнем знаний и профессионализма педагогического состава, позволяющим педагогам принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации, связанной с проявлением не толерантного поведения среди лиц дошкольного возраста. При организации педагогического процесса работы с детьми, содержательное наполнение готовности педагогов ДОО к формированию этнической толерантности у старших дошкольников, должно быть выражено в виде совокупности профессионально, социально и личностно значимых результатов образования педагога на языке компетентностей в области формирования этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как: Б.С. Гершунского [5], А.Д. Жарикова [7] и В.А. Николаева [4].

5. В современном поликультурном образовательном пространстве ДОО зачастую отсутствует взаимодействие педагогов ДОО с родителями детей в области личностного развития этнической толерантности у старших дошкольников в условиях домашнего образования. Только ближайшее окружение ребенка после педагога, может помочь ему закрепить полученные знания и начать уважительно относиться не только к представителям своей этнической принадлежности, так как развитие этнической толерантности у воспитанника возможно лишь при сравнении себя с другими, но при этом отказавшись от привилегии первого лица. Присутствие данной проблемы

подтверждают работы таких авторов, как: Е.В. Громовой [6] и М.Ю. Мартыновой [5].

Основной целью, которая преследуется при формировании этнической толерантности у старших дошкольников в поликультурной образовательной среде ДОО, по мнению Автора научной статьи является признание значимости юного человека, сверстника, уважении человеческого достоинства и неприкосновенности личности вне зависимости от его принадлежности к любой национальности и религиозной конфессии.

Мнение Автора, подтверждает и утверждение российского исследователя «Сохранение человеческого достоинства является основополагающей целью во всех теориях прав человека, а также практически во всех международных правовых актах, направленных на защиту и сохранение прав человека» [14].

Следовательно, проблемы готовности педагогов ДОО к формированию этнической толерантности у старших дошкольников должны быть разрешены с помощью развития искусства педагогов умело комбинировать методы и приёмы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также с помощью умелого сочетания полученных педагогами знаний с формой и местом их использования, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.

Таким образом, необходимо активно внедрять в образовательный процесс программно-методическое обеспечение этнокультурного образования педагогов дошкольных образовательных организаций. Данный фактор позволит российским педагогам иметь в своем распоряжении различные программы и пособия, направленные на формирование их личной этнокультурной компетентности. Данный фактор поможет российским педагогам освоить базу основных методов и приемов, разработать авторские варианты и подобрать нужные средства воспитания этнической толерантности у старших дошкольников, скорректировать их в соответствии с возможностями конкретной дошкольной образовательной организацией. Все эти условия, в совокупности составляют показатель повышения готовности педагогов ДОО к формированию навыков и умений правильно обучить детей пониманию этнической толерантности и толерантному этническому отношению.

Использованные источники:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М., 2011. 494с.

2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы / А.Б. Афанасьева. - СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2012. -296 с.

3. Толерантность и культурная традиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. М.: РУДН, 2002. 447с.

4. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этно-педагогической

культуры учителя: дис. д-ра пед. наук. - М.: МПГУ, 2013. - 408 с.

5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно -цельных приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2012. - №7. -с.3-12.

6. Громова Е.В. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1 С.13-17.

7. Дошкольное воспитание / А.Д. Жариков «Растите детей патриотами», Н.Ф. Виноградова С.А. Козлова «Наша Родина», Н.Н. Наумова//Фольклорный праздник. - 2012 - № 12 - С. 77- 110.

8. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: Пределы современности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2003. № 6. С.40-55.

9. Исаев И.Е., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии 2007. №3. С.67-69.

10.Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Материалы Третьей Международной научной конференции 24-25 мая 2012 г./Отв. ред. В.В. Гриценко; В 2 т. Т. 2. Смоленск: Маджента, 2012. С. 173-176.

11.Соклакова Л.А. Толерантность как составляющая этнической идентичности подростков // Наука и общество в современных условиях. 2015. №1. С.53-57.

12. Темирова Ф.А. психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 43-2. С.12-15.

13.Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года. // Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения 04.04.2018)

14.Миграция в России, предварительные итоги 2017 года // Электронный ресурс. Режим доступа // http://demoscope.ru/weekly/2018/0763/barom01.php (дата обращения 14.06.2018)

15. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения // Электронный ресурс. Режим доступа // chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://ac.gov.ru/files/publicatio n/a/16766.pdf (дата обращения 24.07.2018)

16. Население России // Электронный ресурс. Режим доступа // https://www.advantour.com/rus/russia/po pulation.htm (дата обращения 24.04.2018)

17.Фергана информационное агентство // Электронный ресурс. Режим доступа // http://www.fergananews.com/news/31214 (дата обращения 20.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.