Кобесашвили Н.Л.
«Воспитание толерантности в полиэтнической образовательной среде»_
Фшшш нну к и
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ
Н.Л. Кобесашвили
TOLERANCE EDUCATION IN POLY-ETHNIC EDUCATIONAL MEDIUM
Kobesashvily N.L.
Upbringing in tolerance in the North Caucasian region is one of the basic directions of contemporary complex society existence. Therefore, investigations of tolerance education in poly-ethnic educational medium are topical.
Цель статьи заключается в том, чтобы с акцентировать внимание на некоторых аспектах воспитания толерантности в полиэтнической образовательной среде северокавказского региона.
Ключевые слова: толерантность, общество, северокавказский регион, многосложное общество.
УДК 316
Северный Кавказ - один из сложнейших регионов России, в котором проживает более сотни народов, и который представляет собой уникальный феномен, совмещающий элементы глубокой древности и современности, христианского и мусульманского мировоззрения и культуры. Современная социально-политическая и этно-культурная ситуация в этом регионе требует принципиально новых оценок и решений. Сложное переплетение различных, подчас крайне противоречивых процессов в этом многонациональном и поликонфессиональном крае требует разработки концептуальных основ воспитания толерантности. Организацией этой работы в основном занимаются образовательные учреждения Северного Кавказа. Педагогическим коллективам приходится искать новые формы совершенствования межнационального и межрелигиозного общения. Поэтому при организации жизнедеятельности вузовского коллектива очень важна установка педагога на этнокультурные взаимодействия.
Под этнокультурным взаимодействием как известно понимаются целенаправленные субъект-субъектные связи, которые заключаются в обмене, взаимообогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и ведут к взаимосовершенствованию личности. Модель такого взаимодействия, таким образом, представляет собой логическую последовательность социальных установок, мотивов, что определяет цель, способ, форму и ха-
55/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
рактер взаимодействия. Это взаимодействие основано на взаимопонимании и доверии, обмене ценностями, знаниями, уважении различных культурных традиций. Образовательное воздействие на развертывание таких отношений обеспечивает
необходимые предпосылки формирования толерантных сознания и поведения.
В социокультурном пространстве полиэтнических коллективов названные условия могут быть воспроизведены с учетом таких показателей, как количественный состав студенческого коллектива, уровень его развития, характер взаимодействия и внутренняя атмосфера коллектива, индивидуально-психологический состав, наличие представителей различных национальностей, уровень развития культуры межэтнического взаимодействия, в том числе кросскультурной грамотности - понимания культуры другого народа.
Не менее важно осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное и взглянуть на традиции собственного народа глазами других народов. Многонациональный коллектив становится пространством, благоприятным для саморазвития каждой личности, а этнокультурное взаимодействие студентов в таких условиях способствует как культурному взаимообогащению личности, так и поднятию уровня межэтнического взаимодействия.
Воспитание толерантности у студентов может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Заметим, что подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур. В современных условиях культурное мировое сообщество, опираясь на новое гуманистическое мышление, все глубже воспринимает идею диалога, нравственная ценность которого как раз и состоит в том, чтобы помогать объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур. Для Северного Кавказа этот
опыт может стать очень ценным, ибо только диалоговая культура способна воспитать здесь человека понимающего. Только приобщение к диалоговой культуре может соприкоснуть два мира, взаимнообогающих друг друга. Как показывает социальная практика выживание человека в современном сложном мире возможно только благодаря воспитанию принципов толерантности, что и способствует формированию человека понимающего. А как показывает практика воспитание толерантности в нашем непростом регионе, происходит в условиях сложных этнических процессов. Но при всей сложности происходящих в современном северокавказском социуме этнопро-цессов, общие принципы развития толерантных отношений сохраняются. Этому в значительной мере способствует полиэтническая образовательная среда, в рамках которой происходит выявление национальных особенностей характера, знание их, размышление над историческими обстоятельствами, способствовавшими их формированию. Все это помогает нам понять другие народы, живущие по соседству. Понимая же друг друга, мы принимаем друг друга, снимая тем самым напряженность противостояния «мы - они».
Для педагога, работающего в полиэтнической образовательной среде важно научить своих студентов понимать то, что осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим, что любя свой народ, свою семью, человек будет любить другие народы, другие семьи и людей других национальностей. Если в человеке доминирует настроенность на восприятие других культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, через стремление видеть прекрасное во всем инонациональном. Каждый человек, выходит за пределы определенного общества, под влиянием которого он формировался, и осознает, что общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной. Естественный процесс сближения и взаимопроникновения культур, при условии, что это будут лучшие образцы имеющегося, только положительно отразятся
Кобесашвили Н.Л.
«Воспитание толерантности в полиэтнической образовательной среде»
на их состоянии. Богатейшая по своему разнообразию и содержанию любая национальная культура заслуживает самого широкого выхода в мир. В то же время она обогащается культурами других народов, впитывая лучшее. Основная задача современного образования и воспитания, таким образом, заключается в том, чтобы научить человека понимать культуру другого народа, ибо это и есть один из шагов по развитию толерантного сознания, показатель восприятия и принятия многообразия мира. Знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления.
Поэтому педагогам, работающим в поликультурном коллективе, необходимо учитывать то, что:
- люди из среды недоминирующих групп часто воспринимают саму постановку проблемы о толерантности как способ стимулировать «терпение», «терпеливость», а индифферентность в межнациональном общении - как стремление забыть о потребностях других народов или даже как ассимиляторские тенденции.
- «студенты являются представителями какого-либо этноса и последователями какой либо религии, следовательно, помимо индивидуально-психологических особенностей, обладают специфическими этнопсихологическими и религиозными характеристиками, которые в свою очередь, влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т.д.»(3,164)
-Общеизвестно, что «представители различных этнических общностей по-своему воспринимают стиль поведения педагогов, предъявляют неодинаковые требования к их личностным качествам, профессиональным навыкам. Например, у народов Севера есть традиция явно не противостоять воздействию со стороны педагога другой национальности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым способам и формам. Народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать проти-
водействие, если приемы воспитания им непривычны или непонятны, а тем более, если они задевают их самолюбие. Жители Средней Азии положительно реагируют на воспитательные воздействия, если они постепенны, уважительны по отношению к представителю их нации. Представители славянских народов и государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдают тому человеку, который сразу смог доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий» (3, 164).
Решить все эти проблемы педагогу помогает этнопедагогика, которая предполагает изучение традиционной культуры, воспитания в этнических общностях. Этнопедаго-гика исследует закономерности и особенности народного воспитания, пользуясь методами и источниками педагогики и применяя специфические этнографические, археологические, этнопсихологические и социологические методы. Исследования показывают, что духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными заповедями, духовными постулатами религии. Передача молодому поколению социально-нравственных ценностей, прогрессивных традиций народа осуществляется, прежде всего, через труд (особенно ценен совместный труд взрослых с молодежью), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение студентов к своей истории и произведениям народного творчества — музыкально-танцевальному, художественно-прикладному. приобщения студентов к богатствам национальной культуры, — культуры соседних народов, происходит приобщение к общенациональным ценностям, нравственным законам жизни.
Таким образом, мы можем заключить, что воспитание толерантности в полиэтнической образовательной среде является одним из основных направлений существования современного многосложного общества. Именно образовательная среда может приобщить личность к общечеловеческим ценностям, к мировой культуре.
Если система обучения и воспитания не учитывает национальные, религиозные, психологические особенности в
55/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
учебно-воспитательном процессе, своеобразие стиля воспитания в семьях, специфику межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст в котором рос и развивался человек, оригинальность среды, в которой находится данное образовательное учреждение, тогда она может нанести серьезный ущерб становлению личности или стать одним из источников проявления в воспитанниках негативного этноцентризма, национализма (это может привести к межэтнической напряженности в коллективе), или воспитать маргинала, потерявшего свою культуру, но так и не установившего контактов с другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.,2004.
2. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. -М.,2003.
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Под ред. Гурова В.Н. - М.,2004.
4. Этническая толерантность в поликультурных регионах. - М., 2000.
Об авторе
Кобесашвили Наили Левановна, ассистент кафедры истории Северо-Кавказского горно-металургического (государственного технического университета). Сфера научных интересов -формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в трансформирующемся обществе.