Научная статья на тему 'Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства'

Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNOS / CULTURE / TEACHING / EDUCATION / MULTICULTURAL SPACE / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновская Светлана Михайловна

В статье освещен опыт работы по формированию культуры межэтнических отношений в школе национального согласия г. Томска. Сделана попытка конкретизировать содержание и основные организационно-педагогические формы воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиновская Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS UNDER CONDITIONS OF MULTICULTURAL SETTING

The article deals with work experience in formation of interethnic relations culture in Tomsk school of national harmony. It proposes an attempt to make more concrete content and pedagogical organizational forms of education work.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства»

УДК 008:373

С. М. Малиновская

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье освещен опыт работы по формированию культуры межэтнических отношений в школе национального согласия г. Томска. Сделана попытка конкретизировать содержание и основные организационно-педагогические формы воспитательной работы.

Ключевые слова: этнос, культура, обучение, воспитание, поликультурное пространство, толерантность.

Современное образование учитывает многие традиции мировой и отечественной педагогической мысли и культуры. Этнокультурная специфика образования проявляется в самых различных аспектах и рассматривается как эффективное средство формирования и становления новых функционирующих в регионе образовательных систем, влияющих на развитие человека поликультуры. Отсюда вытекает актуальность исследований, тематика которых ориентирована на изучение культурно-образовательных традиций региона и поиск условий для их использования в широкой образовательной практике.

Данная проблема получила отражение в научных работах Е. В. Бондаревской, В. В. Макаева,

З. А. Мальковой, Л. Л. Супруновой, Г. Н. Волкова, А. Н. Джуринского и других.

Томская область исторически была полиэтническим регионом, в котором на современном этапе объединены более 200 этносов со своими языками, религиями и этнической культурой. Некоторые социально-экономические причины повлияли на значительный рост численности населения за счет притока мигрантов из бывших союзных республик, дети которых трудно входят в социальную действительность России. Кроме того, в школах города и области не уделяется достаточного внимания изучению родного языка и национальной культуры мигрантов. Одним из немногих образовательных учреждений, дающих детям дополнительное образование по родному языку и освоению истории и культуры других этносов, имеющих центр преподавания русского языка для мигрантов из стран ближнего зарубежья, является муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10 г. Томска» - школа национального согласия.

Дети мигрантов обучаются здесь с представителями различных национальностей на русском языке, поэтому возникает проблема - как интегрировать культуру каждого. Каждый народ по-своему самобытен, интересен, индивидуален. Школа способствует пониманию детьми того, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре, искусству, дружбе, уважению и взаимопомощи.

В многонациональной школе, представленной 19 национальностями, интегрированными в общее образовательное и жизненное пространство, проблема этнокультурного взаимодействия имеет неоценимое значение. Ребенок, живущий в полиэтнической среде, не может успешно адаптироваться к сложной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений.

Концептуальные идеи поликультурного образования зиждутся на принципах природо- и культу-росообразности, целостности педпроцесса и взаимодополняемости педагогических подходов, на функциях образования, развития, воспитания, диалоге культур, теории личностно-деятельностного подхода. Формирование культуры межэтнических отношений как интегративно-личностностных качеств происходит в результате развития трех основных структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности и рефлексивной культуры каждого с самых первых дней совместного обучения. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений учащихся к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Организация процесса рефлексии детьми своего отношения к представителям других этносов предполагает, что формирующаяся в проблемных ситуациях со сверстниками, межкультурных диалогах позиция ребенка в отношении представителей других культур должна быть осмысленна. Рефлексия позволяет ребенку оформить собственную позицию в сфере межкультурных отношений. Активизировать процесс рефлексии можно посредством устных и письменных форм: свободное высказывание детей, сочинения-размышления.

Необходимо научить критически мыслить и вести диалог, анализировать свою и чужую позицию. Для решения этой задачи организуются специальные тренинги, деловые и ролевые игры. Таким образом, используя в воспитании толерант-

ности рефлексивный подход, мы помогаем формированию осознанной устойчивой позиции и полиэтнического самосознания детей и всего педагогического коллектива [1].

Толерантность - это необходимое условие ведения диалога культур. В ее основе заложены выработанные веками культурные общечеловеческие нормы. Определение толерантности было сформулировано в Декларации принципов толерантности (Париж, 1995 г.). Современное ее понимание по смыслу значительно шире, чем просто «терпимые отношения». Толерантность - это важнейшая этическая и правовая доктрина современности, это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Внедрение ее идей в систему образования возможно через модернизацию содержания образования и воспитания, введение интегративных предметных курсов, посредством изучения культурно-исторических традиций, целенаправленного, интеллектуального, нравственного и эмоционального развития детей в структуре национальной культуры, через формирование и углубление у детей понимания многообразия и взаимодействия культур, освоение этнических ценностей и норм поведения, заложенных в сущности идей толерантности. Воспитание в духе толерантности начинается с освоения общих прав и свобод, умения отстаивать свои права с учетом прав других. Только цивилизованные нормы, высокая культура межэтнического общения дадут гарантию стабильности полиэтнического общества [2, 3].

Толерантность образования, с нашей точки зрения, исходя из вышеизложенного, содержит в себе:

- отражение в учебных планах гуманистических идей и технологизации их воплощения;

- характеристику самобытных, уникальных черт в культуре народов Сибири;

- раскрытие общих элементов в культуре народов России, традиций, позволяющих жить в мире и согласии.

Решение проблемы толерантности поликультур-ной школы возможно при условии специальной теоретико-практической подготовки учителей, владеющих концептуальными и методическими аспектами развития толерантности учащихся. Данная проблема находит отражение в трудах таких ученых, как А. М. Байбаков, Д. Букланд, Г. Д. Дмитриев, У. Дункан, Е. Ю. Клепцова, И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов и др.

Поликультурность предполагает формирование культурных взаимоотношений между представителями разных этнических групп и образовательных ценностей разных этносов [4]. Исследователи выделяют несколько направлений формирования этнической толерантности у учащихся. Первое направление - развитие и воспитание детей в духе

открытости, понимания и принятия других народов, признания ценности других культур. В рамках данного направления основные положения и принципы толерантности реализуются путем решения задач поликультурного образования, включающих овладение знаниями истории и культуры своего народа, формирование у детей представлений о многообразии культур в мире, воспитании положительного отношения к ним.

Второе направление нацеливает на установление толерантных отношений между учащимися разных этнических групп в процессе их общения во внеучебной деятельности.

Третье направление наполняет определенным содержанием учебной и внеучебной деятельности. В учебной работе такое наполнение происходит через обогащение дисциплин этнокультуро-логическими и этнопедагогическими знаниями о народах, проживающих в регионе. К основным направлениям во внеурочной деятельности по формированию толерантности относится активное участие в проведении дней дружбы народов, встречах с политическими деятелями и представителями творческой интеллигенции, в творческих конкурсах, посещении национально-культурных центров [5].

Анализ состояния учебно-воспитательного процесса дал толчок актуализации проблемы повышения уровня профессионализма педагогов, деятельности учителей в связи с развитием миграционных процессов, что ставит перед учителями задачу принимать ответственные педагогические решения в условиях новизны.

Актуальным в профессиональной подготовке учителя является овладение базовыми понятиями, формирующими педагогическое сознание, культуру педагогического мышления и творчества. Центральными в сознании учителя являются понятия личностной и этнической идентичности ребенка. Ситуации создают условия приобретения знаний об особенностях этнических групп детей, способствующих развитию межэтнического понимания и коммуникативных навыков. В педагогической деятельности непосредственное общение с детьми, «живое» слово есть путь к гуманному взаимодействию, пониманию, рождающемуся в диалоге, вследствие чего учитель постигает своеобразие и целостность личности ребенка, проникает в глубину его чувств.

В решении проблем образования в поликуль-турной школе необходимо ориентироваться на эт-нопедагогику как составную часть любой культуры. Пониманию роли поликультурного образования в становлении личности способствуют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике [6].

Учет национально-психологических особенностей - необходимое условие педагогической деятельности, предусматривающей использование на практике знаний об особенностях национальной психологии и следующих принципов: этнопсихологического детерминизма в воспитательно-образовательных воздействиях, единства национального сознания и национально-своеобразной педагогической деятельности, развития адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям [7].

Одними из основных направлений поликуль-турного гуманистического образования является введение интегрированных предметных курсов, воспитание личности - коммуникативные формы в сфере поликультуры образования в педагогическом процессе посредством обеспечения взаимодействия учебных и внеклассных форм деятельности.

Введение в образовательную программу предметов школьного компонента осуществляется посредством обновления традиционных учебных курсов, интеграции предметов, акцентирования внимания на личности в соответствии с принципами школы национального согласия, отдельных исторических и культурологических факультативов. Школа создает условия для приобщения учащихся к родной культуре и родному языку. Это позволяет детям осознать свою уникальность.

Для «погружения» учащихся в процесс рефлексии и воспитания толерантных отношений организуются недели дружбы и культур, месячники толерантности, происходит принятие другой национальности и формирование добрых отношений. Такие формы работы, как правило, воспринимаются детьми хорошо (празднование дня рождения школы национального согласия; проведение фестивалей, этнографических выставок по этнической культуре, соревнований по национальным видам спорта и играм, фольклорных праздников, праздников урожая в национальной семье; встреч с уче-ными-историками и этнографами, представителями этнических диаспор и различных государственных учреждений, занимающихся проблемами межнационального общения). Готовясь к выступлению, дети изучают национальные костюмы, музыку, приобретают опыт общения на разных языках, с большим удовольствием участвуют в каждом празднике и вне зависимости от национальности танцуют лезгинку.

Народные игры являются фактором воспитания нравственности и патриотических чувств; они обогащают словарный запас, способствуют расширению кругозора. Задача учителя - направить сознание детей в русло воспитания чувства толерантности, уважительного отношения друг к другу, что и

станет основой патриотизма. Знакомство с игровым фольклором завершается фестивалем «Дружба народов», который заканчивается традиционным чаепитием с угощениями национальной кухни [8].

Правовое и гражданское воспитание в школе ведется посредством различных форм деятельности и интеграционных предметных курсов, чему способствует музей истории Заистока (Татарской слободы). Знакомство со страницами истории нашего города, Сибири и России приводит к пониманию судьбы различных ее народов, а приобщение к правам и осознание роли гражданина - к пониманию приоритета этой роли по сравнению с национальным и формированию позиции Я - гражданин Земли [9].

Одной из основных форм работы является коллективный труд, который воспринимается как общее дело, его условия стимулируют взаимодействие, процесс познания, восприятие другого, и на этой основе формируется умение выстраивать конструктивные отношения.

Исходя из целей, задач и направления деятельности, для оценки состояния и результативности учебно-воспитательной деятельности разрабатывается критериально-диагностический аппарат. Полученные данные обрабатываются и анализируются, прогнозируется дальнейшее развитие и совершенствование учебно-образовательного процесса, важнейшими критериальными показателями эффективности которого в школе национального согласия мы считаем:

- мотивационно-ценностный - признание приоритетными ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности; заинтересованное отношение к знаниям, способствующим формированию толерантного поведения;

- когнитивный - наличие знаний, их осознанность и устойчивость;

- эмоционально-волевой - устойчивость эмоциональных реакций;

- деятельностно-практический - устойчивость и активность толерантного поведения и общения со сверстниками, владение его техникой.

Таким образом, поликультурное образовательное пространство нацеливает на учет особенностей учащихся в их культурной идентификации, на более успешную адаптацию в инокультурную среду посредством образования.

Одной из приоритетных задач школы, как важнейшего института социализации, является обучение учащихся общению в межкультурных коммуникациях. Модель современного образования предусматривает учет региональных особенностей, опору на историю народов и этническую педагогику.

Список литературы

1. Биктагирова Г. Ф. Рефлексивный подход к воспитанию этнической толерантности учащихся // Воспитательный потенциал национальной культуры: Мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Ч. I. Казань, 2007. С. 226-229.

2. Будняя О. Н. Поликультурное образование как одно из магистральных направлений развития отечественной педагогики // Этнопедаго-гика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. История образования. Симпозиум XV: Мат-лы V Междунар. конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 2007. С. 63-65.

3. Жиганова Т. М. Толерантность как функция интеллектуальных элит в России (этнокультурный аспект) // Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. История образования. Симпозиум XV: Мат-лы V Междунар. конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 2007. С. 97-98.

4. Швецова Г. Н. Региональная история как фактор гуманизации поликультурного образования Республики Марий Эл // Воспитательный потенциал национальной культуры: Мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф.«Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Ч. I. Казань, 2007. С. 82-89.

5. Сагалакова Т. Н. Формирование этнической толерантности у будущих педагогов // Воспитательный потенциал национальной культуры: Мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Ч. I. Казань, 2007. С. 224-226.

6. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1987. С. 56-57, 421.

7. Мирошниченко В. В. Подготовка учителей начальных классов национальной школы: социально-педагогические условия // Воспитательный потенциал национальной культуры: Мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Ч. I. Казань, 2007. С. 134-139.

8. Шубина Н. Межкультурное взаимодействие как ключевой аспект воспитания школьника. Опыт воспитания толерантности в Екатеринбургской гимназии // Народное образование № 8 (1371). 2007. С. 227-231.

9. Колчева Э. М., Тихонова Л. В. Формирование толерантности в культуре на уроках обществоведения // Диалог культур и культурная политика государства в полиэтническом регионе: Мат-лы постоянно действующего регионального междисциплинарного научного семинара «Полиэтнический регион: диалог культур и перспективы развития». Йошкар-Ола, 1997. С. 107-112.

Малиновская С. М., кандидат исторических наук, доцент.

РАО «Институт развития образовательных систем».

Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

Материал поступил в редакцию 10.04.2009.

S. M. Malinovskaya

FEATURES OF SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS UNDER CONDITIONS OF MULTICULTURAL SETTING

The article deals with work experience in formation of interethnic relations culture in Tomsk school of national harmony. It proposes an attempt to make more concrete content and pedagogical organizational forms of education work.

Key words: ethnos, culture, teaching, education, multicultural space, tolerance.

RAE «Institute of Educational Systems Development».

Pr. Komsomolsky, 75, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.