Научная статья на тему 'Этнологическая компетенция учащегося и этнопсихологическая компетенция учителя'

Этнологическая компетенция учащегося и этнопсихологическая компетенция учителя Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
115
34
Поделиться
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Аракелян Офеля Вазгеновна

Средняя образовательная школа с поликультурной направленностью обучения всем содержанием базовой и дополнительной программ является оптимальной моделью учебного заведения, поскольку решает образовательные и воспитательные задачи формирования поликультурной личности, способной полноценно функционировать в условиях полиэтнического, поликультурного общества современного мегаполиса и за его пределами.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Аракелян Офеля Вазгеновна,

Pupils ethnological competence and teachers ethnopsychological competence

The secondary comprehensive school of multicultural orientation, with all the contents of its basic and additional programs is an optimal model of an educational institution as it performs the task of education and upbringing of a multicultural individuality capable of acting adequately in conditions of the multiethnic and multicultural society of the modern megalopolis and outside it.

Текст научной работы на тему «Этнологическая компетенция учащегося и этнопсихологическая компетенция учителя»

петенций. Таким образом, эффективность созданных условий обучения математике на интегративной основе подтверждена.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. -№ 8. - С. 20-26.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Сборник нормативных документов: Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.

4. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. -2010. - №> 6. - С. 18-23.

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Татьянчен-ко. - М.: Альта-Пресс, 2005. - 1216 с.

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ 2003. - 416 с.

УДК 371.4

Аракелян Офеля Вазгеновна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

ro-25@mail.ru

ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Средняя образовательная школа с поликультурной направленностью обучения всем содержанием базовой и дополнительной программ является оптимальной моделью учебного заведения, поскольку решает образовательные и воспитательные задачи формирования поликультурной личности, способной полноценно функционировать в условиях полиэтнического, поликультурного общества современного мегаполиса и за его пределами.

Ключевые слова: поликультурное образование, образовательная программа, воспитательная система, толерантная личность.

Этнологическая компетенция учащего ся и этнопсихологическая компетенция учителя. Сопоставление этих двух сумм знаний, относящихся к наиболее востребованным в условиях существования современного многонационального, многокультурного мира, в частности, в условиях, в наибольшей степени отражающих эту многокультурность - в мегаполисе, имеет весомое педагогическое обоснование. Оно бесспорно и понятно деятелям образовательного фронта и относится к двум типам образовательных учреждений - школам, готовящим будущих граждан нашего поликультурного общества и к вузам, готовящим профессионально соответствующие новым условиям педагогические кадры, остро необходимые современной школе.

Осознание воспитательной и образовательной направленности современного школьного обучения сформировано годами новых непростых условий полиэтнического, культурологического, экономического, психологического, демографического характера. Оно подготавливалось деся-

тилетиями жизни современного существования сообщества людей, поставленных перед реальной необходимостью совместного существования. Однако масштабы этого процесса, практически одномоментно и широко раздвинувшие его рамки, породили проблемы нового качественного педагогического преобразования. Они в первую очередь касаются российского региона и его центра - московского мегаполиса, в котором на кратчайшем временном протяжении скопились острейшие проблемы миграционного характера, требующие быстрого, продуманного, нацеленного на ближнюю и дальнюю перспективу реагирования.

Естественно, педагогический аспект этой проблемы, аспект школьного образования и воспитания был ощутим остро и требовал незамедлительного решения. Он состоял не только в организации условий для продолжения образования нового контингента учащихся, но и новых особых педагогических подходов, соответствующих потребностям времени. Организация школ с на-

циональными языками обучения была первой реакцией, соответствующей потребностям непрерывного продолжения образования школьников из регионов с разными родными национальными языками, разной национально-культурной принадлежностью.

Однако сохранение привычных языковых и национально-культурных условий для прибывших в мегаполис из самых разных регионов учащихся было мерой, соответствующей лишь первому периоду их обучения.

Условия нового существования, в частности, сосуществования с огромным разнообразием национально специфического, поликультурного окружения требовали адаптации к новым условиям и расширения привычных языковых и культурных рамок существования. Этим потребностям соответствовал новый тип школ, образовательная и воспитательная специфика которых соответствовала бы полиэтнической, поликультур-ной реальности современного мегаполиса, а состав учащихся - повторял в миниатюре его демографическую специфику.

Эти обстоятельства естественным образом стимулировали поиски и создание нового типа учебного заведения. На первых порах задачи эти решались в автономном плане, в отрыве от процесса базового школьного образования, кружковым способом, осуществляющим в рамках воскресного образования некоторые задачи сохранения родного языка у школьника или элементов его национальной культуры.

Функции таких образовательных учреждений были ограничены жизненными, но не глобальными воспитательно-образовательными задачами. Воспитательное воздействие было ограничено и временем общения педагогов с детьми, и конкретными задачами научения и сохранения знаний, умений, навыков учащихся определенной направленности. Такие условия занятий, обычно в рамках воскресных школ, естественно не могли в должной мере решать задачи адаптационного плана, хотя положительный результат их деятельности несомненен.

Реальность требовала глобального решения адаптационных задач образования и воспитания учащихся средствами специальных курсов и всего комплекса образовательных программ.

Соответствием этой реальности стало среднее образовательное заведение с поликультурной направленностью, решающее всем содержани-

ем базовой и дополнительной программы образовательные и воспитательные задачи формирования поликультурной личности, способной полноценно функционировать в условиях полиэтнического поликультурного общества современного мегаполиса и за его пределами.

Объединяющим и воспитывающим началом в школе с поликультурной направленностью является само обучение в рамках одного класса, одной школы, детей с разной национально-культурной принадлежностью. Школа повторяет в миниатюре условия сосуществования представителей разных этнических образований, воспитывающихся с детства в обществе друг друга.

Такие условия обучения не могут не влиять самым непосредственным образом на выработку толерантного отношения к окружающему культурно-этнологическому многообразию и распространения его за пределами школьных стен, сохранения его в дальнейшей жизни.

Осуществляя общую региональную базовую программу, школа с поликультурной направленностью образования расширяет его не только за счет поликультурно направленной дополнительной программы. Она опирается на специальный курс этнологического содержания, направление которого не ограничивается задачами данного курса, но и определенным образом отражается на содержании других предметов школьного образования. Базовая программа школьных предметов, отвечая поликультурной направленности обучения, дополняется также элементами этнологической отнесенности, особо значимыми для учащихся - представителей разных регионов, разной национальной и культурной принадлежности.

В реализации школьных учебных программ, отражении специфики школы на содержании каждого учебного предмета и компонентов дополнительной программы чрезвычайно важна доля психологической составляющей, участием которой определяется соответствие содержания предметов базового цикла национально-культурной составляющей каждого класса. Здесь абсолютно значимо соответствие этой дополнительной этнологической составляющей интересам каждого ученика, состоящее в охвате (хотя бы путем простого перечня) географических реалий, исторических сведений, имен выдающихся людей, бытовых реалий региона - родины учащегося. Самые чувствительные струны души учащегося затронут эти упоминания, свидетельствующие об уважении, вни-

мании к тому культурному компоненту, который значим для него. Пренебрежение, недооценка здесь недопустимы, и в наполненности такими, на первый взгляд не самыми обязательными, дополнениями к обязательному содержанию курса -психологическая обоснованность.

Основные задачи поликультурного образования и воспитания, его прямую направленность решает новый курс, введенный в программу школы - «Этнология». Отсутствие традиций, специфика курса, его широта и многогранность, конечно же определяют гибкость его содержания и зависимость от возникающих условий. Тем не менее осознана его необходимость и общая направленность, и в реализации учебного этнологического материала в настоящее время - решение многих проблем обеспечения правильной ориентации учащихся в многообразии специфических вопросов поликультурного содержания.

Назначение специального школьного предмета «Этнология» направлено на передачу учащимся суммы знаний о национальной культуре (языку, истории, географии, искусству, традициям народов), ввод учащихся через познание и осознание культуры своего народа в этнокультурное наследие общечеловеческих ценностей и на основе этого - формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом обществе.

Учитывая условия отрыва учащихся от своего национального региона, и в то же время - национальную самоидентификацию каждого из них, предмет «Этнология» призван сохранять, развивать, а в некоторых случаях - и формировать процесс приобщения детей к собственной национальной культуре и ее составляющим - языку, литературе, искусству и т.д.

Это важная составляющая в воспитании толерантной личности в поликультурном обществе -чувство и знание того, что ты, твоя национальная составляющая известны другим, оберегаемы не только тобой, но и ими. Это самый целенаправленный посыл на ответное отношение к культурной составляющей окружающих. И это - средство включения формирующейся личности учащегося в общее поликультурное сообщество мегаполиса, при сохранении уважения к его национально-культурной составляющей.

Опаснейший путь, нежелательный для всех -это внешнее небрежение к этнологической отнесенности личности, грубое невнимание к этому, а хуже - грубое подчеркивание этого.

Педагогической первостепенной задачей становится недопущение образования социальных анклавов, замкнутых национальных сообществ внутри полиэтнического мегаполиса. Отсюда - появление и укрепление чувства отчужденности, неприятия несправедливого отношения, выработка обоснованной и не всегда обоснованной протестной деятельности. Задача школы с поликультурной направленностью - проложить путь к преодолению чувства национальной замкнутости, представить реальность социокультурной общности людей, населяющих мегаполис и все остальное пространство. По отношению к детям из семей Ближнего зарубежья задача школы - сохранить выработанные годами общие корни, традиции национальных связей, живые в среде многих семей из разных регионов СНГ. И здесь, конечно же, целесообразно привлечение к общей воспитательной работе членов семей мигрантов, восприятие ими, при содействии педагогического коллектива школы, того, что единственно приемлемым путем для дальнейшей нормальной жизни их детей в условиях мегаполиса - это интеграционные устремления.

Судьбу нации определяет культура. Это - непреложная истина, и приверженность к ней абсолютна в самых разных условиях. С пониманием этого строит свою образовательную и воспитательную деятельность первая школы №1650 с поликультурной направленностью обучения, создающая условия для поддержания и дальнейшего направленного развития национальной самоидентификации учащихся с разной национально-этнической принадлежностью и выработки не вопреки, а в полном соответствии с этим истинно толерантного отношения к этническому многообразию окружения.

Таким образом, этнологическая компетенция учащегося складывается из суммы компонентов родной национальной культуры, подготавливающей его к восприятию знаний по другим национальным культурам и воспитанию толерантного отношения к ним.

Программа школы поликультурной направленности обучения базируется на непреложном принципе гласящем, что именно культура определяет судьбу нации. Этим принципом руководствуется наша школа в организации образовательной и воспитательной работы - от набора полиэтнического состава учащихся до реализации федеральной базовой программы и разработанной в школе - дополнительной.

Обеспечение этнологической компетенции учащихся путем приобщения их к национальному культурному достоянию, а через это - пробуждение у них интереса к иным национальным культурам и достижение толерантного отношения к ним - минимум презентации содержания этнологического материала, реализуемого в старших классах. Однако реализация его подготавливается с самого начала вступления в школу и даже до этого - перед школой, когда во дворе ребенок видит своих будущих соучеников. Восприятие «не своих» как самых что ни на есть «своих» происходит естественно и стихийно, на том этапе человеческого сознания, когда несущественно все, кроме того, что «он - ученик моей школы», «мой одноклассник», а значит - самый близкий, тот, с кем я буду долго жить в нашем общем школьном доме.

Аура толерантности сопровождает ребенка всю его школьную жизнь, делая ее безмятежной, открытой, интересной. Формирование ее и сохранение - дело и семей учащихся, с которыми у школы и предварительный контакт, и постоянное содействие, не допускающее нарушения интереса к поликультурности, отклонения от толерантного отношения к окружению.

Естественно, определяя содержание учебного предмета «Этнология», преподаватель этой дисциплины ориентируется на национальный состав учащихся класса, стараясь соблюдать паритет в презентации компонентов национально ориентированного материала. Учитель руководствуется принципом, что здесь нет обязательных и необязательных составляющих. Любой этнологически функциональный материал должен быть ориентирован на каждого учащегося. Действующий принцип здесь - не отторжение чего-то и возвеличивание другого, а интеграционный подход, представление каждой национальной культуры как части общенационального единства.

Владение национально-культурным материалом, способы его презентации в рамках дополнительной образовательной программы и внеклассных мероприятий, соответствие все более востребованным тенденциям поликультурной направленности обучения и его психолого-педаго-гическому обоснованию, наконец, умение обращаться к национальному компоненту и в рамках учебных предметов базового цикла - все эти и многие другие особенности формирования толерантной личности, соответствующей специфи-

ке современного полиэтнического мегаполиса, настоятельно требуют существенной адаптации вузовской подготовки педагога с общей направленностью гуманитарного (гражданского) образования.

Ощущаемая на первый взгляд как легкая и доступная, ориентация учителя на преподавание этнологии (или иных ее модификаций в области гражданского образования) не может соответствовать многогранности, психологической сложности и ответственности предмета, призванного обеспечить толерантную направленность школьного обучения и воспитания. Легкость подхода обеспечит лишь иллюзию соответствия целям воспитания толерантной личности, готовой к полноценному, функционированию в полиэтническом обществе. Задача подготовки педагогических кадров ощущается как остро востребованная в современном школьном образовании и воспитании.

Этническое многообразие народов, населявших СССР, затем - страны СНГ и представленное в основном и в современном мегаполисе составляло и во многом продолжает составлять некую социокультурную общность. Невзирая на произошедшие социально-политические катаклизмы, мы не можем отрицать значимость сложившихся и ощущаемых и в настоящее время общих корней и традиций. Эти интеграционные факторы действуют, порой даже как бы инерционно, распределяя миграционные потоки, соединяя их в определенных регионах, ощущаемых как места пребывания в наиболее сложные исторические периоды. Московский мегаполис - самый показательный пример такого притяжения на территории бывшего СССР.

Педагогический аспект такого этнического многообразия отразившийся в организации школы с поликультурной направленностью образования и распространении толерантности как объединяющего принципа в школах и с полиэтническим, и с моноэтническим составом учащихся, не отразился до сих пор в практике вузовской подготовки кадров. Ввод учебного предмета «Этнология» рассчитан на компетенцию учащегося. Не говоря о необходимости его совершенствования, солидного научного обоснования, школа нуждается и в более выверенном, педагогически безупречном определении и реализации этнопсихологической компетенции современного учителя.

Долг вузовской подготовки кадров - ощутим. Отсутствие этнологической и этнопсихологичес-

кой подготовки педагогических кадров сводит задачи выработки толерантности у школьников к декларативности - более, чем к обоснованной педагогической реализации.

Реализуя этнологическую составляющую на основе презентации национальных культурных реалий, их связей в многокультурном мире, педагогика сталкивается с необходимостью исследования и учета более глубинной, непростой суммы сведений о специфике национальных мента-литетов, особенностей психологии этноса. Востребованность результатов такой работы, как по отношению к отдельным этносам, так и в плане их типологии ни в коей мере не вяжется с приблизительностью, поверхностностью, необоснованностью выводов.

Попытки решения проблем поликультурного образования, применяющегося в настоящее время, отражают зачаточный период решения вопросов глобальной важности.

Школьное воспитание в мегаполисе, впервые столкнувшееся с обилием проблем этнопсихологического порядка, не всегда может ответить компетентно на них. Почему мальчик-дагестанец перестал садиться за парту и игнорирует уроки? Не спешите делать выводы о некоей психологической аномалии. Только через деликатную, осторожную беседу выясняется, что дело здесь -в чувстве оскорбленного мужского достоинства: в общении с учительницей он не допускает возможности примирения с ее пренебрежительным отношением, грубым, как ему показалось, тоном. И сохранение чувства собственного достоинства десятилетний мальчик видит лишь в игнорировании ее работы в классе. Можно ли предвидеть такое взрослое отношение ребенка к недопустимому, с его точки зрения, унижению? Педагогическая подсказка была сделана вовремя: «Ты подумай, как важно, чтобы твои близкие из Дагестана узнали, что ты учишься очень хорошо. Постарайся, начни учиться, это очень важно для тебя». В остановке школьных будней учитель может и не обратить внимание на «пустяк» -порой ведь, приходится одергивать детей, и голос поднимать на неслухов. Да, приходится, но реакция ребенка должна насторожить и напомнить об особенностях его менталитета. Пример единичный, конфликт удалось вовремя уладить, хуже было бы, если бы ребенок затаил обиду, не поделился с человеком, внушившим ему доверие. Ведь в новой обстановке обидным может показаться

и слово, и действие, не имеющие с точки зрения допустившего их никакой унижающей человека подоплеки. Аномальное восприятие может быть следствием разного представления о чем-то, осложненного, к тому же, опаской показаться в новой среде смешным, сделать не то. Все эти случаи возможны при общении и в монокультурной группе, число же их множится при диалоге многих культур, в особенности же - в такой опасной и хрупкой среде как детское сознание.

Межличностные отношения в поликультур-ном коллективе могут иметь межнациональную, межэтническую составляющую. Умение их учитывать, гасить возможные обиды, вовремя поощрять достойных, быть в постоянном поиске путей достижения взаимопонимания - важный

и, к сожалению, не всегда короткий путь установления контактов.

Учитель школы с многонациональным составом учащихся должен быть в постоянном и деятельностном контакте с семьями детей. Особенности менталитета этноса, наблюдаемые в семье, сделают для него доступными многие, кажущиеся закрытыми проявления характера ученика.

В то же время, наличие национальных особенностей восприятия новых условий, нового окружения не должны негативно отразиться на мировосприятии ребенка. Выстраиваемое в школе отношение терпимости к окружению не должно быть нарушено неосторожно брошенным словом в семье. Линию толерантности учитель выстраивает в сознании ребенка в школе, но успех может быть обеспечен поддержкой семьи, с которой также должны быть установлены контакты. Самое важное - преодолеть психику социального анклава в сознании людей, ускорить процесс их вливания в жизнь окружающей среды не путем протестной деятельности, а путем взаимопонимания, диалога менталитетов, уважения к окружению и выработки на этой основе уважения к себе.

Учитель многонациональной школы должен ясно осознавать, что каждый этнос в лице своих представителей в мегаполисе несет свою культуру. Таким образом, то, что в наше время, в эпоху глобализации, все более и более отходит в разряд редкостей, раритетов, исторических ценностей, равных археологическим находкам, сохраняется стараниями педагогов-этнологов. Если события развиваются в сторону глобализации, постепенного слияния этносов, потери ими своей специ-

фики, педагогическая работа по этнологической проблематике реалий национальных культур приобретает дополнительную функцию - сохранения их в сознании носителей, в мировой культуре. Нам представляется, что наблюдаемые исто-

рические тенденции должны стимулировать не пассивную констатацию гибели этноса, а сохранение знаний об их специфике, изучение их менталитета, которому суждена, надеемся, долгая история.

УДК 373.3.017.925 : 398 (470.344)

Иванова Светлана Владимировна

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

sveta7906@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧУВАШСКОМУ ДЕТСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. Представлены результаты экспериментальной работы и доказывается ее эффективность.

Ключевые слова: этнопедагогизация, чувашский детский фольклор, младшие школьники.

Современная начальная школа, являясь одним из базовых компонентов образовательной системы нашей страны, осуществляя целенаправленное обучение и воспитание, должна способствовать приобщению детей к истории, культуре, традициям своего народа. «Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности», - пишет А.Б. Панькин [3, с. 8].

В связи с этим обучение и воспитание младших школьников следует рассматривать в тесном единстве научной педагогики с народной. Академик Г.Н. Волков утверждал, что «в условиях полиэтнического общества этнопедогогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов, именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям. Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания» [1, с. 4-7].

В последние годы появилось значительное число исследований, посвященных различным аспектам этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современной школе (Г.Н. Волков, Ш.И. Джанзакова, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова,

З.П. Тюменцева, Ф.Г. Ялалов и др.). Эти труды способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме, однако, потенциальные возможности чувашско-

го детского фольклора как средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы остаются малоизученными.

Таким образом, анализ и обобщение литературных данных и педагогической практики в данной области свидетельствуют о том, что в настоящее время складываются противоречия между:

а) пониманием роли чувашского детского фольклора как важнейшего средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы и недостаточной теоретико-методической разработанностью этой проблемы для реальной педагогической практики;

б) признанием ценности чувашского детского фольклора в воспитании младших школьников, с одной стороны, и невостребованностью этого педагогического потенциала школьной образовательной практикой, с другой.

В своем исследовании мы исходим из того, что этнопедагогизация как целостный процесс системного изучения, освоения и применения этнопедагогического наследия народов и стран [2, с. 12], сегодня является важным условием социально-личностного развития младших школьников и формирования у них ценностных ориентаций, национального самосознания. Учеными доказано, что именно оно определяет нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обуславливает его активную деятельность в освоении традиционной культуры.

Практика показывает, что важнейшим средством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе является чувашс-