УДК 159.9:316.89
Д. С. Батарчук
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Рассматриваются социально значимые вопросы развития поликультурной личности в условиях многонационального общества. Проблемы этнического самоопределения, этнотолерантное взаимодействие являются актуальными на социальном, психолого-педагогическом и научном уровнях. Полиэтническая образовательная среда представлена как современная реальность, в которой развивается личность, требующая специально организованного целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Оно предполагает создание системы, в которой будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для успешного развития поликультурной личности.
Ключевые слова: поликулътурная личностъ, полиэтническая образовательная среда, психолого-педагоги-ческое сопровождение, этнотолерантностъ.
Современное этнически диверсифицированное общество, представляющее собой социально-психологический феномен, требует от всех социальных институтов нового вектора взаимодействия. Рост миграционных потоков и этнодемографичес-кая трансформация современного мира, порождающие увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в различных социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения.
Процесс формирования межэтнического взаимодействия следует рассматривать как весьма сложную совокупность разнообразных конструктивных и деструктивных форм отношений между этническими группами и их представителями. Многочисленными научными исследованиями установлено, что вхождение в новую культуру и адаптация к ней могут сопровождаться рядом негативных явлений: ностальгией и депрессией, повышенной тревожностью, раздражительностью, недостатком уверенности в себе, психологическим дискомфортом и стрессами, путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности, потерей друзей и прежнего социального статуса, отверженностью и т. д. [1, с. 132].
Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение и к современной России с известными изменениями в ее общественном и государственном устройстве, и к нашему, традиционно многонациональному Астраханскому региону, и нашему поли-культурному образовательному пространству, которое в последние годы на пике своей «массовизации» особенно активно пополняется иногородними и иностранными школьниками и студентами.
Приезжающие на учебу в другую страну (регион) молодые люди, вчерашние школьники, часто попадают в «новый», неизвестный для себя мир. Это порождает массу социально-психологических проблем, связанных с адаптацией к чужой культу-
ре. Минимизировать его негативные последствия может адекватная социально-психологическая поддержка или так называемое психолого-педагоги-ческое сопровождение развития поликультурной личности, базирующееся на научных знаниях в области социальной, педагогической и этнопсихологии.
Вслед за Г. Б. Кучиковой под поликультурной личностью мы понимаем творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства. Поликультурная личность -это субъект с позитивной Я-концепцией. Ее отличает чувство внутреннего равновесия, положительное отношение к себе и другим людям. Такого человека отличают такие личностные качества, как тактичность, отзывчивость, терпимость, открытость, доброжелательность, толерантность. Он осознает себя представителем одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.), легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования. Понятие поликультурной личности сложно и многоаспектно, оно включает в себя множество компонентов, критериев, параметров, целую систему личностных качеств. Развитие такой личности требует от педагогов высокого профессионально-личностного уровня развития, знания основ общечеловеческих ценностей мировой и национальной культуры, совокупности профессионально-педагогических компетенций.
Именно полиэтнический компонент современного образовательного пространства сегодня на-
стоятельно требует соответствующей научно-методической разработки. В целом под полиэтнической образовательной средой следует понимать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других эт-нокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [2, с. 36].
Вследствие этого образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, являющейся частью образовательной среды в целом. С этой целью в учебно-воспитательном и образовательном педагогических аспектах необходимо организовать целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на приобретение представителями этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку социально-психологических навыков налаживания и поддержания позитивных межэтнических контактов.
Психолого-педагогическое сопровождение должно создавать условия, содействующие воспитанию самостоятельно развивающегося человека, способного жить в духе миролюбия, этнотолерантности и взаимопонимания. С позиции современности поли-культурная личность должна рассматриваться как цель психолого-педагогического сопровождения.
Вслед за И. А Липским под психолого-педагоги-ческим сопровождением мы понимаем циклическое непосредственное и опосредованное взаимодействие педагога и воспитанника в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с социумом в определенном пространстве и во времени.
В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций. По своей сути такое сопровождение является функциональной координацией следствий этих воздействий, т. е. системы действий, и имеет общей целью именно развитие человека среди других людей как процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей.
В последние десятилетия во всех странах мира в ряд стратегических педагогических задач выдвину-
лась проблема этнотолерантности. Это обусловлено комплексом факторов и противоречий, возникших в мировом сообществе. Эти противоречия, прежде всего между уровнем развития науки и техники и уровнем ментальности человечества, между движением человечества к глобализации (одним из направлений которой является культурная конвергенция) и стремлением народов сохранить свою уникальность и самобытность.
Таким образом, перед системой образования в России выдвигается архиважная задача - развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.
В современной науке сложились теоретические предпосылки, необходимые для постановки и решения рассматриваемой проблемы. Первую группу составляют исследования развития личности и самосознания (Б. Г. Ананьев, М. Л. Басов, Б. Ю. Березин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Сто-лин, И. Р. Чамата, И. И. Чеснокова), особенностей этнической идентификации и этнического самосознания (А. В. Авксентьев, А. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, П. И. Кушнер, Н. М. Лебедева, А. П. Садохин, Т. Г. Стефаненко и др.). Ряд исследований посвящен проблемам этнопсихологии: формирования толерантного сознания и толерантных отношений (С. К. Бондырева, А. П. Садохин, И. Б. Гриншпун), воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности (Е. Н. Дворникова) этническому самосознанию разных этносов (А. А. Иванова, Ф. С. Эфендиев, Е. М. Аджиева), этнопсихологических особенностей различных этносов (В. С. Мукаева, А. С. Обухова, Ф. С. Эфендиев). Имеются исследования, посвященные проблемам: приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци); воспитания уважения национального достоинства культур, особенностей исторического и психологического развития представителей разных народов (В. Г. Белинский, П. П. Блонский, А. И. Герцен,
A. С. Макаренко, С. Т. Шацкий); развития диалога и взаимовлияния этнических культур (М. М. Бахтин,
B. С. Библер); развития культуры народов России (Р. Г. Абдулатипов, Ю. В. Арутюнян, Э. А. Багро-мов, Ю. В. Бромлей, З. Т. Гасанов, Г. Д. Дмитриев, Л. М. Дробижева); взаимоотношения представителей различных культур (Дж. Бэнке, Н. Б. Крылова, М. Уолцер, К. Цюрхер). В теоретическом плане исследования опираются на фундаментальные идеи: концепции мира и человека в мире (М. М. Бахтин); мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников (Я. Пей, Р. Люсиер, Г. В. Палатки-на, А. В. Шафикова); педагогические возможности этнокультуры в мультикультурном образовании
(Р. Х. Кузнецова); школа диалога культур (В. С. Биб-лер); теории полисубъектности в образовании (А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков, Б. А. Со-словский и др.).
Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность.
Вызовы современной цивилизации ставят перед наукой проблему выявления механизмов перехода мирового сообщества от философии воспитания к философии мира. Развитие поликультурности предполагает воспитание такого свойства и качества, как толерантность. Е. Ю. Клепцова рассматривает толерантность как «свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль)» [3, с. 15]. По определению В. А. Тишкова, толерантность - «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир разнообразные» [4, 5].
Поликультурная личность характеризуется осознанием, осмыслением своего поведения во взаимодействии с представителями различных культур, ко -торое строится на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимопонимании, что и проявляется в функции этнотолерантности (консенсуса). Следовательно, в контексте нашего исследования в употреблении понятия «толерантность» мы уточняем в нем этническое содержание, поскольку этнотолерантность поли-культурной личности гармонизирует отношения с окружающей полиэтнической средой.
Психологу Кеннету Кларку удалось уловить суть такой нравственной атмосферы этноса и составить следующие рекомендации педагогического сопровождения: необходимо помочь детям понять истинное значение демократии; помочь им понять, что, подавляя и унижая кого-то, невозможно оставаться вместе; помочь в восприятии и осознании социальных ценностей, которые выражались бы не в словах, а в их поведении, позитивном отклике на нужды одноклассников, в понимании важности сочувствия и уважения; оказывать всякое содействие в восприятии ценностей, ассоциируемых с этното-лерантностью в более широком понимании и границах.
Необходимо привлекать детей к участию в местных (городских, районных) программах, знакомящих с богатством культур разных (национальных меньшинств) этносов, а также с их повседневными проблемами. Нужно научить непредвзято, смотреть на историю своей нации и культуру. Надо знакомить людей с историей других культур рассказывать о жизни других народов с их неповторимым опытом и борьбой за существование.
Становление открытого гражданского общества России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества.
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества.
В то же время установлено, что целенаправленное воспитание, организуемое обществом (семьей, школой, общественными организациями) протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда.
Индивид - не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности [1].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития поликультурной личности включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление участников образовательного процесса с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях, формирование гражданских и общественных чувств и сознания; развитие разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Российская Федерация - многонациональное государство. Отношения людей между собой и другими народами мира обусловливает цели и содержание развития поликультурности личности.
Эта задача четко определена в Концепции Госу -дарственной национальной политики Российского государства, ООН, ЮНЕСКО и др. Международные организации в своих основополагающих доку-
ментах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. Определение общей цели воспитания в основных международных документах и в правовой системе многонационального федеративного государства (воспитание населения в духе дружбы народов, формирование у него культуры межнационального общения) само по себе имеет огромное значение. Правовая система через механизмы власти обеспечивает соблюдение прав и свобод личности, без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального. Национальное и общечеловеческое соотносятся между собой как общее и особенное. Национальное входит в общечеловеческое (общее) как особенное (его составляющее). Как отмечал Н. А. Бердяев, человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный, а не отвлеченный человек [6].
«Говоря, впрочем, о национальности, - писал Ф. М. Достоевский, - мы не разумеем под него ту национальную исключительность, которая весьма часто противоречит интересам всего человечества. Нет, мы разумеем ту истинную национальность, которая всегда действует в интересах на всех народов» [7, с. 19-20].
Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Воспитание призвано упорядочить влияние на личность полиэтнической среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды.
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизни людей их будущее во многом зависит от общего положения в мире. Благодаря СМИ, туризму и прочему мир «сужается» и воспринимается как сфера, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.
Объединенное человечество стало реальным явлением, причем все этносы и страны рассматриваются как самоценные части социально-культурного целого.
Этому способствует повсеместное распространение общих для многих народов моделей и норм поведения, символов и стилей.
В содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, прошедшие в мире, единство и неделимость, противоречивость многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.
Важнейшая задача учебных заведений - сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях и взаимосвязях, о взаимозависимости и неделимости мира.
Следует учитывать, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и сохранению собственной социокультурной идентичности. Происходит как укрепление единства и целостности мира, так и усиление тяги к обособлению его социальноэтнических частей.
При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений, как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ.
Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача - воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и поликультурных чувств, сознания и поведения.
Решение данной проблемы требует международного сотрудничества государств в области образования.
Педагоги из разных стран ищут пути реализации этой задачи. Так, ученые США Р. Хенли и
Э. Боткин разработали концепцию глобального образования. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей, собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Следует признать, что психолого-педа-
гогическое сопровождение развития поликультур- ческое значение, смысл которого состоит в сохра-
ной личности в условиях полиэтнической образова- нении и укреплении нашего многонационального
тельной среды имеет важное социально-психологи- мира человеческих отношений.
Список литературы
1. Селезнёв С. Б. и др. Динамические особенности мультикультурной трансформации студенческой среды Астраханской государственной медицинской академии // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Мультикультурное образование: состояние и перспективы». Астрахань, 2008. С. 130-134.
2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфон, В. Н. Галя-пина и др. М., 2004. 240 с.
3. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пос. для слушателей системы дополнит. профес. пед. образования. М.: Академ. Проект, 2004. 176 с.
4. Педагогика толерантности: учеб. пособие / Г. В. Палаткина, Л. В. Янкина, Р. Х. Кузнецова и др. Астрахань, 2008. 221 с.
5. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пос. Волгоград: Перемена, 2004. 102 с.
6. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
7. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 20. С. 19-20.
Батарчук Д. С., кандидат педагогических наук, доцент.
Астраханский государственный университет.
Ул. Татищева, 20 а, г. Астрахань, Астраханская область, Россия, 414056.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.06.2010.
D. S. Batarchuk
PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL PERSONALITY IN MULTIETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article deals with socially important issues of multicultural personality in a multicultural society. The issuesof ethnic identity, ethno-tolerant interaction are relevant to the social, psychological, pedagogical and scientific levels. Multiethnic educational environment is presented as a modern reality, in which the developing person, require specially organized focused psycho-pedagogical support. It involves creating the system that will create the necessary psycho-pedagogical conditions for the successful development of a multicultural personality.
Key words: multicultural personality, multiethnic educational week, psycho-pedagogical support, ethnical tollerance.
Astrakhan State University.
UI. Tatishcheva, 20 a, Astrakhan, Astrakhan region, Russia, 414056.
E-mail: [email protected]