Научная статья на тему 'Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве'

Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3554
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВА / PERSONALITY / EDUCATIONAL SPACE / SOCIETY POLYETHNICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается проблема развития личности в условиях многонациональной России. Организация поликультурного образовательного пространства представляет систему условий, способствующих развитию поликультурности личности в этническом многообразии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Development in a Multicultural Educational Environment

The article addresses the problem of personality development in a multinational Russia. Organization of multicultural education space is represented as a system of conditions contributing to the development of multicultural personality in the society ethnic diversity.

Текст научной работы на тему «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве»

УДК 159.9 : 316.89 ББК 88.52

Батарчук Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Batarchuk Dmitry Sergeevich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogics and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве

Personality Development in a Multicultural Educational Environment

В статье рассматривается проблема развития личности в условиях многонациональной России. Организация поликультурного образовательного пространства представляет систему условий, способствующих развитию поликультурности личности в этническом многообразии общества.

The article addresses the problem of personality development in a multinational Russia. Organization of multicultural education space is represented as a system of conditions contributing to the development of multicultural personality in the society ethnic diversity.

Ключевые слова: личность, образовательное пространство, полиэтнич-ность общества.

Key words: personality, educational space, society polyethnics.

Социально-политическая обстановка в современном мире, особенностью

которой является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, глобализация мира в целом обуславливает изменение в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки молодежи к жизни в современном многонациональном мире.

Сегодня перед системой образования в России выдвигается архиважная задача развитие «поликультурной личности», осознающей многомерность поликультурности современного мира, обучение людей принципиально новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных этносов.

Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве понимается нами как поликультурная личность, как личность, способная при на-

личии позитивной этнической самоидентификации проявлять эмоциональноценностное отношение к поликультурной среде и активно взаимодействовать с представителями различных национальностей.

Естественным выходом из создавшегося положения является переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных поликуль-турных образовательных пространств учебных заведений, то есть такое их преобразование, которое направлено на изменение формы бытия образования в пространстве и времени. В отличие от системы, ограничивающей жизнедеятельность учебного заведения определенными рамками, нормами, стереотипами, задачным содержанием, поликультурное образовательное пространство — такая форма жизнедеятельности, которая выводит учебное заведение, а вместе с ним и обучающихся в широкий мир этнической и мировой культуры намного расширяет возможности личностного и профессионального саморазвития, самореализации и самоопределения [1].

Поликультурное образовательное пространство рассматривается как реально существующий пространственно-временной континуум функционирования системы этнических и мировых образовательных событий, определенной объективно существующей совокупности факторов и условий, отражающих специфические характеристики этнического многообразия.

Полиэтничность России вносит в реализацию содержания поликультурно-го образовательного пространства и его организацию ряд объективных сложностей. Они обусловлены, во-первых, языковой, культурной и ментальной разнородностью общества, во-вторых, задачей обеспечения духовного формирования личности как числа единого социального, экономического, политического и духовного пространства, государственной общности, что предполагает единство языка и культуры; в-третьих, необходимостью осуществления этих целей на двуязычной, бикультурной и биментальной основе [2].

Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве мы рассматриваем как процесс освоения людьми этнической, общенациональной и

мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в полиэтнической среде.

Содержание поликультурного образовательного пространства должно отвечать таким критериям, как: отражение в учебно-воспитательном процессе гуманистических идей, идей свободы и ненасилия; характеристика уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира; раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях; гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природе человека; демократизм, базирующийся на признаки равных прав и обязанностей граждан, предоставлении свободы жизнедеятельности в семье, учебном заведении, в социальной среде; этнотолерантность, терпимость иного рода взглядов, нравам, привычкам, к особенностям разных народов, наций, религий; компетентность, то есть необходимость формирования особых способностей участников образовательного процесса по владению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе; базовое освоение содержания поликультурного образования, в качестве которого должен выступить ценностно-культурологический, личностноориентированный подходы.

Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития может считаться следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которой определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурной индивидуальностью.

Гуманизация образования как основополагающий элемент культуры неразрывно связан с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия и роли педагога в обучающем взаимодействии.

Новые образовательные подходы (личностно-ориентированное, смыслоориентированное образование) изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность, принятие себя и других, ответственность, альтруизм.

Образовательный процесс выступает как возможная модель формирования и массового производства такого типа личности, который был бы носителям развитой культуры толерантности.

Развитие личности как поликультурной является своеобразный моделью культуры как совокупность базовых ценностей, которые представляют собой не что иное, как «откристаллизованные» системы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом, с одной стороны, и «раскристаллизованные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных проявлениях - с другой.

Образовательный процесс выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъективного опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. Обретаемые в ходе обучения и воспитания смысла - это «ячейки» сознания (Леонтьев Д.А.), в совокупности образующие матрицу жизненных ориентаций учащихся.

Искусство педагога заключается в том, чтобы актуализировать те смысловые структуры сознания учащихся, содержанием которых были бы установки если не на принятие позиций «инакомыслящих», то, по крайней мере, на желание постичь их смыслы.

Развитие личности на личностно-смысловой основе может успешно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства с одной стороны, а поликультурность личности как качество и субъектная характеристика личности является средством его укрепления.

И.В. Абакумова считает, что одно из таких пространств, получивших распространение в многонациональной России, предполагает множественность

этических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их взаимное сближение.

Такой вариант поликультурного образовательного пространства, технологически реализуется через межкультурный диалог, механизмы взаимной культурной адаптации, интерактивные методы межнационального общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и т.д. Все это дает основание утверждать, что поликультурное образовательное пространство обладает большим потенциалом для решения задач развития личности как поликультурной.

По мнению Т.И. Ключенко, образовательное пространство представляет собой набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование и воспитание человека. При этом не подразумевается включенность в него обучающегося. Следовательно, поли-культурное образовательное пространство отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека в этническом разнообразии общества. В этом случае предлагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

В то же время совершенно очевидно, что поликультурное образовательное пространство может обеспечивать становление и развитие феномена поликуль-турной личности.

Развитие поликультурной личности мы рассматриваем как процесс ее социализации, то есть усвоения личностью социальных норм, опыта межкультур-ного общения, этнокультурных ценностей, усвоение элементов культуры, формирование мотивационно-ценностных структур личности.

Главной предпосылкой успешного развития поликультурной личности является усвоение того, что человек - это высшая ценность независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, культурных предпочтений. Индивид осваивает присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный резуль-

тат этого процесса - человек, компетентный в культуре своего народа и других, в языке, ритуалах, ценностях и т.п.

Развитие поликультурной личности зависит также от межэтнического взаимопонимания, которое достигается в процессе совместного, взаимного образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимопонимание позволяет добиться совместимости, то есть такого состояния, когда между представителями разных этносов нет преобладания одного над другим, напряженности и недоверия. Межэтническое взаимопонимание как элемент межэтнического взаимодействия проявляется на меж-групповом и межличностном уровнях. При этом взаимопонимание между этническими общностями и их представителями может осуществляться как на основе понимания, осознания необходимости контакта для достижения целей, так и на основе культурной близости, комплиментарности. Различают следующие механизмы (уровни) понимания: а) понимание в силу таких индивидуальных особенностей человека, как умение стать на место другого (идентификация) и сочувственное отношение к нему (эмпатия); б) понимание через постижение истины, приобретение объективного знания и формирование правильного понятия.

Гуманизация и гуманитаризация общества способствуют обращению образовательного процесса к смысловым основаниям этнотолерантной культуры. Все должно находить отражение в процесс осмысления и целевого, и содержательного, и технологического, и организационного параметров образовательного процесса.

Целевой параметр обучения включает множество перспектив, среди них развитие смысловых структур сознания учащихся, становление у них индивидуальной картины этнически разнообразного мира, подготовка их к участию в решении жизненных проблем.

Содержательный параметр обучения предполагает наполнение содержания учебного процесса идеями этнотолерантности.

Технологический параметр обучения должен быть представлен механизмами, включающими запускающими и поддерживающими процесс смыслооб-разования учащихся, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с этнотолерантными установками.

Организационный параметр оценивается с позиций вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам учащихся.

На уровне реализации учебной деятельности (или любой деятельности по развитию поликультурности личности) задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности учащихся путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, терпимости, уступчивости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации этнотолерантной оценки изучаемых учащимися событий и фактов, а также этнотолерантность поведения учащихся. Объективированные смыслы этнотолерантной культуры преобразуются в собственно - личностные смыслы учащихся [3].

В результате педагогических усилий формируемые у учащихся этнокультурные качества становятся стабильным. Осознание значимости этнотолерант-ных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом - все это черты, признаки поликультурной личности, и современное поликультурное образовательное пространство не может не принимать их в качестве базовой педагогической стратегии.

Организуя поликультурное образовательное пространство, важно учитывать, что в развитии поликультурной личности следует видеть особую, новую психолого-педагогическую проблему.

Образовательное пространство поликультурно в том смысле, что оно наполнено ценностями разнородных культур, обеспечивающими свободный выбор учащихся того или иного факта в соответствии со своими смысловыми приоритетами. Поликультурное образовательное пространство предоставляет личности свободу множественного выбора, осуществляемого на основе способ-

ности видеть общее между разнонаправленными смысловыми векторами и их возможного компромиссного принятия.

Библиографический список

1. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения [Текст] / А.А. Глебов. - Волгоград: Перемена, 2004. - 102 с.

2. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. [Текст] / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с.

3. Риэдрон Б.Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Б.Э. Риэдрон. М.: Бонфи 2001.

Bibliography

1. Glebov, A.A. Forming Patriotism, Tolerance and Culture of Inter-ethnic Communication [Text] / A.A. Glebov. - Volgograd: Change, 2004. - 102 p.

2. Gurov, V.N. Tolerant Personality Forming in a Multiethnic Educational Environment [Text] / V.N. Gurov, B.Z. Vulfov, V.N. Galyapina, et al. - M., 2004. - 240 p.

3. Riedron, B.E. Tolerance Is the Road to Peace [Text] / B.E. Riedron. - M.: Bonfi, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.