эффективно решать профессиональные задачи;
- как системно-функционального, представленного соответствующими личностными функциями: общими - мировоззренческой, методологической, ценностной, прогностической, социальной, культурной/межкультурной, образовательно-развивающей, профессиональной; и специальными - информационной, коммуникационной, организационной, конструктивной и др.;
- как «межпрофессионального», содержательно отражающего, прежде всего, результат овладения преподавателем в процессе его подготовки актуальными составляющими профессиональной компетентности:
обще- и межкультурной, обеспечивающими осмысление и принятие собственной роли и места в глобальном международном информационном, образовательном, экономическом пространстве как личности и как профессионала;
ключевыми (в плане конкурентоспособности): информационно-коммуникационной, дающей возможность преподавателю осуществлять деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий; билингвальной, дающей возможность осуществлять деятельность в рамках широко используемого в мировой практике высшей школы билингвального подхода к подготовке специалистов (ее компоненты - знаниевый, или языковая подготовка, и коммуникативный, или межкультурный - умение и навык устно и письменно излагать мысли, аргументировать, анализировать, организовывать и поддерживать диалог с коллегами и обучающимися на двух языках);
специальными (определяются предметной спецификой).
6. Выявление и эмпирическое подтверждение основных путей дальнейшего оптимального развития системы подготовки преподавателей высшей школы. И в этом случае следует обратить внимание на такие моменты, как организация образовательного процесса в условиях активного взаимодействия с компонентами постоянно усложняющейся образовательной среды вуза, встроенной в международное образовательное пространство; дальнейшая разработка идеи и конкретных вопросов педагогического (психологического, акмеологического) сопровождения (^поддержки?, ^фассилитации?) личностно-профессионального развития студентов, магистрантов, аспирантов; разработка особенностей и содержания процесса проектирования индивидуальных «образовательных маршрутов» обучающихся; развитие информационно -коммуникационных технологий и билингвального подхода в организации учебной и внеучебной деятельности в вузе; формирование и развитие актуальных компонентов профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.
Литература:
[1]. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании: Монография. - М.: МГОУ, 2011.
[2]. Сорокопуд Ю.В. Педагогическая концепция развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы: Монография. - М.:ВУ, 2010.
[3]. Гагарин А.В., Смирнова З.М. Теоретические аспекты билингвального обучения иностранных студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - №4.
Батарчук Д. С., Батарчук Е.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В современном этнически диверсифицированном обществе, проблема развития поликультурной идентичности личности представляется важной, поскольку ее сущность заключается в актуализации самосознания, самоотношения, саморазвития, самопознания личности, как субъекта этноса и в то же время представителя этнического многообразия мира. Поликультурную идентичность личности мы рассматриваем как совместимость осознания личностью своей принадлежности к этносу, этническому многообразию общества, мира в целом. В ситуации интеграции мирового пространства поликультурная идентичность личности становится особо необходимой. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на воспитание личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в этнически диверсифицированном обществе, обладающей развитым чувством понимания и уважения своей и других культур, что является важ-
ным условием сохранения этнокультурного разнообразия, снижения социально -психологической напряженности в этнически диверсифицированной среде.
Разрабатывая психолого-педагогическую модель развития поликультурной идентичности личности, мы акцентировали внимание в исследовании на возраст старшеклассника и последовательно нами решались следующие операционные задачи: анализировались индивидуально-психологические и социальные особенности старшеклассников, существенно влияющие на развитие их поликультурности как важного социально-психологического качества; разрабатывалась система критериев и показателей поликультурной идентичности личности, и определялись ее уровни; в соответствии с критериями и показателями уровней поликультурной идентичности личности старшеклассников отбирался оптимальный (необходимый и достаточный) комплекс методик диагностирования отдельных ее компонентов; определялись стадии развития поликультурной идентичности личности; проводился констатирующий эксперимент: 1) пилотное обследование на ограниченной выборке для отбора диагностических критериев и методик; 2) расширенная диагностика для выявления тенденций; 3) углубленная диагностика на отобранной группе старшеклассников с целью уточнения уровней и стадий развития, факторов и психолого-педагогических условий.
При построении психолого-педагогической модели развития поликультурной идентичности личности старшеклассников было необходимо выявить динамику этого развития, последовательность прохождения уровней, внутренние причины (факторы) и внешние обстоятельства (условия), стимулирующие процесс развития. Развитие поликультурной идентичности личности старшеклассников в целом мы понимаем как процесс качественной смены его состояний или уровней.
Нами была проведена пилотная диагностика с целью уточнения критериев, показателей и уровней развития поликультурной идентичности личности. При этом мы исходили из понимания поликультурной идентичности личности, которая включает в себя интегративную систему качеств, позволяющая ей при наличии позитивной этнической самоидентификации проявлять эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активно взаимодействовать с ее представителями.
Согласно цели исследования, диагностика должна быть направлена на выявление продукта поликультурной идентичности личности «Я - образа человека культуры». Таким образом, мы рассматривали следующие аспекты «Я»: наличие позитивной этнической идентификации, этнической толерантности и эмоционально-ценностного отношения к представителям иных национальностей.
Основываясь на компонентах поликультурной идентичности личности, мы определили критерии и показатели исследования сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-ценностного и регулятивно-поведенческого компонентов поликультурной личности старшеклассников. При этом учитывались следующие определения понятия «критерий». В философском энциклопедическом словаре критерий - это «отличительный признак, на основании которого дается оценка какого-либо явления, действия, идеи» [5]. В педагогической литературе под критерием понимаются различные требования, которым должен удовлетворять какой-либо объект (субъект) (Н.К. Сергеев). Критерий должен отражать три вещи: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, какими средствами пользуется и при каких условиях.
Критерий рассматривается как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера оценки, суждения. Критерий является понятием более обобщенным, находящимся на более высоком уровне, нежели показатель (В.Г. Зазыкин). «Показатель» выступает как оценка состояния, развития, хода, изменения процесса или явления, то есть фиксирует определенные состояния или уровень развития исследуемой реальности по выделенному критерию (А.Н. Ситников).
В соответствии с третьей задачей данного этапа исследования в процессе диагностики нами отбирались методы исследования компонентов поликультурной личности старшеклассников. В результате была составлена диагностическая таблица исследования компонентов поликультурной идентичности личности, которая использовалась на всех этапах диагностического эксперимента, проведение которого определялось четвертой задачей данного этапа работы.
При диагностике этнокультурной компетентности старшеклассников мы использовали специальный опросник, разработанный нами («Опросник этнокультурной компетентности старшеклассников»), ответы, на вопросы которого были получены от 187 учащихся 9 классов средних общеобразовательных школ. Затем из этого числа были отобраны 72 учащихся, а также представители различных этносов, за которыми велось психолого-педагогическое наблюдение (проявление этнонациональных признаков, особенности отношения к другим этносам). Эти учащиеся были дополнительно проинтервьюированы, проведены диагностические беседы, что позволило получить более достоверную информацию об их этнокультурной компетентности и выявить компоненты поликультурной идентичности личности.
При анализе материалов данного этапа диагностики обращалось внимание на следующие показатели: 1) умеет ли ученик достаточно четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигая такие основания идентификации, как национальность, родной язык; 2) имеет ли представление об истории, укладе жизни, фольклоре, традициях, обычаях своего народа; 3) отражает ли ученик в своей деятельности этноспецифические умения, присущие его народу (свободно говорит на родном языке, исполняет обряды, владеет ремеслами, знает фольклор, национальную кухню и т.д.); 4) имеет ли представление о культуре этнических общностей, проживающих рядом людей, в частности своих одноклассников, представителей разных национальностей; 5) видит и признает ли отличия между людьми и их культурами и право людей на эти отличия; 6) отмечает ли в качестве особенностей разных народов уникальность их истории, специфику традиционно-бытовой культуры; 7) знает ли ведущие признаки народов, населяющих регион: язык, территорию (место компактного проживания), их традиционно-бытовую культуру; 8) имеет ли минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия, знает ли последствия интолерантного поведения и старается ли не проявлять признаки нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности; из каких источников получает ученик информацию о культуре своего и других народов, есть ли у него желание приобрести более глубокие знания в этой области; 9) преломляет ли ученик этнографические знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию; 10) знает ли ученик примеры взаимопроникновения культур, позитивные стороны поликультурности страны.
По уровню этнической компетентности 72 учащихся были распределены на 3 группы: 1) учащиеся, имеющие элементарную грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнической культуры людей, проживающих рядом (44 чел.); 2) учащиеся, обладающие функциональной грамотностью в области своей и этнических культур региона и России (23 чел.); 3) учащиеся, обладающие достаточным уровнем образованности в области этнокультур России и элементарной грамотностью в области этнокультур мира (5 чел.).
На этом же этапе был определен характер этнической идентичности старшеклассников. В результате из 72 учащихся низкий уровень показали 27 чел., средний - 31 чел., высокий - 4.
Сформированность когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-ценностного, регулятивно-поведенческого компонентов поликультурной идентичности личности представлена в табл. 1. Выбор процедуры выделения уровней развития поликультурной идентичности личности старшеклассников осуществляется нами в рамках системно-целостного подхода на идее уровней развития целостности системы, проходящей в своем развитии ряд этапов: от зарождения отдельных элементов, их группировки через объединение всех элементов в единую систему и целостность, когда активизируются силы самодвижения (В.С. Ильин).
Таблица 1
Результаты диагностики уровней сформированности компонентов поликультурной идентичности личности старшеклассников (п = 72)
Компоненты поликультурной личности Уровни сформированности компонентов поликультурной идентичности личности
низкий Средний высокий
Когнитивный 42 24 6
Эмоционально-ценностный, мотивационно-ценностный 31 34 7
Регулятивно-поведенческий 40 24 8
После проведения констатирующего эксперимента мы взяли за основу представленные уровни, проанализировали результаты исследования и определили необходимость включения четвертого уровня в структуру уровней поликультурной идентичности личности, а также дали им смысловые названия, что определило логику процесса этого развития в старшем школьном возрасте: нейтрально-конфликтный, неустойчивый, этнотолерантный, рефлексивный.
Основными критериями выделения уровней является степень самостоятельности проявления поликультурной идентичности личности, ее осознанность и мотивированность, представленность структурно-функциональных компонентов, наличие связей между ними.
1. Начальный (нейтрально-конфликтный) уровень отличается низкой сформированно-стью структурных компонентов поликультурной идентичности личности, отсутствием связи между ними. Когнитивный компонент представлен разрозненными, неполными и бессистемными знаниями о своей и других культурах. Отсутствует желание пополнять эти знания. Эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту этноса четко не выражено. Отсутствует потребность в этнической идентичности и мотивация к познанию своей и других культур, к самоопределению. Образ человека, относящегося к тому или иному этносу,
неадекватен. Отсутствует знание национальных особенностей этносов, позволяющих корректно взаимодействовать. Сравнения своего народа с другими поверхностны, неадекватны, иногда опираются на отрицательные гетеростереотипы. В повседневном общении с представителями других национальностей старшеклассники этого уровня обычно занимают нейтральную позицию, но иногда становятся участниками конфликтных ситуаций, возникающих на национальной почве, при этом при анализе конфликтов они склонны видеть больше межличностные, нежели межнациональные отношения. На занятиях и мероприятиях по проблемам межэтнических отношений эти учащиеся пассивны: интерес проявляют только при восприятии фактов, некоторым образом связанных с людьми их национальности.
2. Низкий (неустойчивый) уровень. У старшеклассников этого уровня проявляются отдельные компоненты поликультурной идентичности личности без достаточной связи между ними. Когнитивный компонент содержит некоторые знания ученика о культуре своего этноса и других народов (преимущественно населяющих регион), но знания эти находятся на уровне элементарной грамотности. Этот уровень знаний сложился в результате индивидуального опыта старшеклассника, под влиянием того, чему он к этому времени научен в своей семье, в школе, в определенных экономических и культурно-бытовых условиях жизни. Отсутствует четко выраженная мотивация к пополнению знаний, проявляется индифферентность на занятиях по проблемам культуры и межэтнических отношений. Уровень этнической идентификации низок, отсутствует потребность в познании себя как субъекта этноса. Представления о поликультурности мира, о реальных межнациональных отношениях поверхностны, неглубоки, базируются на случайных источниках. Взаимоотношения с представителями других национальностей носят избирательно-ситуативный характер. В стандартных ситуациях межнационального взаимодействия старшеклассники этого уровня, в основном, проявляют сдержанность в оценке других и определенную лояльность. Этното-лерантные отношения ими признаются, но проявление их затруднено (стадия признания возможных отношений). Иногда учащиеся включаются в конфликтные отношения на почве личной неприязни к представителю другой национальности. Однако мотивировка этой неприязни носит чаще всего не национальный, а межличностный характер. В отдельных случаях конфликтных ситуаций эти учащиеся могут защищать представителя своей национальности, но скорее из-за дружеских отношений, а не по этнической принадлежности.
3. Средний (этнотолерантный) уровень предполагает наличие сформированности компонентов поликультурной идентичности личности, но данная система отличается некоторой неустойчивостью и неоднозначностью связей между компонентами. У старшеклассников этого уровня знания о своем этносе и других находятся на уровне функциональной грамотности, но мотивы достижения более высокого уровня этнокультурной компетентности сформированы недостаточно. Учащиеся этого уровня отличаются положительной, но неустойчивой и не всегда учитываемой в деятельности общей самооценкой себя как субъекта этноса, стремлением к полной этнической идентификации. Этим старшеклассникам присуще стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Основными мотивами при этом являются мотивы самоутверждения и достижения. Их оценки представителей других национальностей адекватны. Они признают и принимают культурный плюрализм, считают необходимым проявлять уважение к самым разнообразным социокультурным группам, стремятся к соблюдению толерантных отношений, но недостаточно эффективно их осуществляют из-за недостатка знаний, способствующих пониманию и принятию людей других национальностей и их культуры. В то же время старшеклассники этого уровня в определенной степени владеют приемами интроспекции и личностной рефлексии (применяемыми, как правило, эпизодически, только после совершенного действия или поступка, связанных с межэтническими отношениями).
4. Высокий (рефлексивный) уровень характеризуется целостностью системы развития поликультурной идентичности личности, хорошо развитыми связями между сформированными компонентами. Поликультурная идентичность личности характеризуется достаточно глубокими и осознанными знаниями учащимися о культуре своего и иных этносов, наличием позитивной этнической идентификации и высокого уровня этнотолерантности. Личностный смысл межкультурного взаимодействия представлен у них мотивами социального признания и благополучия. Личностный смысл участия в деятельности, организованной педагогом, заключается в направленности на самореализацию, самоактуализацию в межкультурном диалоге и взаимодействии, стремлении к соблюдению этических норм по отношению к представителям других этносов. В их сознании присутствуют осознаваемые, реалистичные, достаточно сформированные цели поликультурного понимания мира. Учащиеся данного уровня имеют адекватную общую самооценку себя как субъекта этноса, учитывают и принимают оценку других. У них явно выражен интерес к изучению своей и других культур, развиты познавательные мотивы, устойчивое стремление к выполнению творческих
заданий, связанных с межкультурными и межэтническими отношениями, сформированы навыки интроспекции и личностной рефлексии. Они испытывают потребность в личностном изменении и понимают необходимость поликультурного существования, цели которого ставят самостоятельно. Старшеклассники проявляют высокую степень самостоятельности в изучении национальных особенностей своего и других этносов, добиваясь полноты систематичности знаний. Они проявляют активность в поиске эффективных путей решения проблем межэтнического взаимодействия в нестандартных условиях. Старшеклассники с высоким уровнем развития поликультурной идентичности стремятся оказать помощь тем, кто имеет низкий или средний уровень, особенно в обогащении когнитивного компонента, в коррекции регулятивно-поведенческого компонента.
Проведенный в одной из общеобразовательных школ предварительный констатирующий эксперимент, в котором из 187 изученных на данном этапе учащихся для более глубокого обследования мы оставили 72 учащихся, соответствующих по выявленным характеристикам уровням поликультурной идентичности личности. Затем мы их дополнительно проанкетировали, проинтервьюировали, а также для того, чтобы конкретизировать понимание характерных проявлений поликультурной идентичности личности, провели с отдельными из них дополнительные диагностические беседы. Были также учтены экспертные оценки учителей и классных руководителей, работающих с данными учащимися.
В результате было установлено, что на начальном (нейтрально-конфликтном) уровне находилось 43,1 % учащихся, на низком (неустойчивом) - 31,9 %, на среднем (этнотолерантном) - 23,6 %, на высоком (рефлексивном) - 1,4 %. Полученные таким путем данные подтверждали результаты диагностики на основе использования психолого-педагогической модели развития поликультурной идентичности личности старшеклассников.
Полученные данные мы обобщили в монографических характеристиках типичных представителей каждого уровня развития поликультурной идентичности личности.
Пример 1. Обратимся к характеристике Алексея В., которого по результатам диагностики мы отнесли к начальному (нейтрально-конфликтному) уровню. У Алексея мы наблюдаем слабое представление о своей национальности, слабый интерес к истории, литературе, науке, культуре различных национальностей, неустойчивость положительного отношения к представителям различных национальностей. Обнаруживаются нереалистичные цели межнациональных отношений, либо их отсутствие. Они отличаются редким бесцельным сравнением себя с другими, оценку себя другими он не принимает и не учитывает. Слабо представлена потребность в межнациональных отношениях, практически отсутствуют мотивы изучения своего и иных этносов, отмечается избегание совместных творческих задач, дающих возможность проверить межэтнические отношения. В стандартных ситуациях межнационального взаимодействия Алексей эпизодически проявляет сдержанность в оценке других, этнотолерантные отношения признаются, но проявление их эпизодично. Степень рефлексии низкая. Иногда этот ученик включается в конфликты с учениками других национальностей, но больше на личностном уровне, чем национальном, хотя иногда в общении руководствуется негативными стереотипами.
Пример 2. Раушану К. по результатам диагностики мы отнесли ко второму уровню -низкому (неустойчивому). Поликультурная идентичность личности Раушаны, согласно сущностным характеристикам, складывается в зависимости от индивидуального опыта, от того, чему она научена в окружении семьи, класса, в экономических и культурно-бытовых условиях жизни, непосредственной конкретной ситуации и от заинтересованности в общении. Прослеживается яркая зависимость и от индивидуально-психологических качеств личности. Девушка проявляет инертность в приобретении знаний о культуре как своего, так и других этносов. Этнокультурная компетентность на уровне элементарной грамотности. Взаимоотношения с представителями различных национальностей носит избирательно-ситуативный характер. Рефлексия не развита. В общении и взаимодействии с представителями других национальностей иногда возникали конфликты на национальной почве в зависимости от определенной сложившейся ситуации.
Пример 3. У Шабны М., отнесенной по результатам диагностики к среднему уровню поликультурной идентичности личности, мы констатировали, что ее знания о своем этносе и других национальностях носят достаточно полный характер и находятся на уровне функциональной грамотности, на фоне общего положительного отношения к представителям ее окружающих этносов. Для Шабны характерна положительная, но неустойчивая и не всегда учитываемая в деятельности общая противоречивая оценка других этнических групп. Девушка признает толерантные отношения, но практически проявляет межэтническую толерантность недостаточно качественно, так как не владеет необходимыми знаниями об особенностях различных этносов, которые необходимо учитывать при построении межэтнического диалога, признавая и понимая их. Ей свойственна потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, основными мотивами при этом являются мотивы самоутверждения и достижения.
Пример 4. У Владимира К. мы наблюдаем некоторые характеристики высокого уровня - рефлексивного. Наблюдается устойчивый интерес к истории, литературе, науке, культуре различных национальностей, полнота и системность знаний о культуре своего и иных этносов, наличие позитивной этнической идентификации и высокого уровня этнотолерантности. Личностный смысл межкультурного взаимодействия представлен у Владимира мотивами социального признания и благополучия. Владимир всегда с большим интересом принимает участие в деятельности, организованной педагогом, заключающейся в направленности на самореализацию, самоактуализацию в межкультурном диалоге и взаимодействии. У ученика четко проявляется стремление к соблюдению моральных и этических норм по отношению к представителям других этносов. Зафиксированы осознаваемые, реалистичные, достаточно сформированные цели поликультурного понимания мира. Сформированы навыки интроспекции и личностной рефлексии в связи с осмыслением межэтнических отношений. Понимая необходимость поликультурного существования мира, Владимир проявляет высокую степень самостоятельности в изучении национальных особенностей своего и других этносов, в поиске эффективных путей решения проблем в нестандартных условиях, оказывает помощь тем, кто имеет более низкий уровень поликультурного развития, осуществляет пропаганду мирного взаимодействия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, активно участвует во всех мероприятиях, направленных на укрепление дружбы между представителями различных национальностей региона.
Развитие поликультурной идентичности личности мы рассматриваем как длительный, динамичный процесс, развертываемый от случайно-ситуативного проявления (хорошее настроение, диалог об одном интересующем предмете представителей разных национальностей, доброжелательный настрой другого), через признание возможных этнотолерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление этнотолерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным межнациональным отношениям (проявление этнотолерантности к представителям иных национальностей на основе совместной внеурочной и классной учебной деятельности, когда учащиеся накапливают опыт этнотолерантного отношения друг к другу), от них к развитию поликультурной идентичности личности, выходящей за пределы эт-нотолерантности (проявление осознанного, ценностно-смыслового отношения к себе как субъекту этноса и представителям различных национальностей и готовность к взаимодействию с ними).
На основе анализа структуры поликультурной идентичности личности и ее уровней мы выделили стадии ее развития: 1) стадия развития положительной этнической идентификации субъекта этноса как основы развития поликультурной идентичности личности; 2) стадия развития и обогащения этнокультурной компетентности учащихся (от элементарной грамотности до функциональной грамотности и поликультурной образованности); 3) стадия развития и обогащения регу-лятивно-поведенческих норм межнационального общения и этнотолерантности учащихся; 4) стадия развития способности учащихся к личностной рефлексии и интроспекции в связи с самоопределением в поликультурном пространстве.
Сопоставительный анализ проявляемых старшеклассниками различного уровня поликультурной идентичности личности, индивидуально-психологических особенностей позволил нам сделать вывод о том, что на развитие их поликультурной идентичности личности влияют следующие характерные проявления юношеского возраста: развитие идентичности, лежащее в основе этнического самосознания; формирование и развитие ценностных ориен-таций и способности к их дифференциации; развитие потребности и способности к личностной рефлексии; развитие способности к самопознанию, самоанализу и самооценке; стремление к определению своего места в жизни и внутренней позиции.
Эти проявления в значительной степени характерны для старшеклассников, достигших среднего (этнотолерантного) и высокого (рефлексивного) уровней поликультурной идентичности личности и слабо выражены у учащихся, находящихся на более низких уровнях. Поэтому мы рассматриваем эти личностные свойства старшеклассников как факторы и считаем целесообразным и обоснованным включить их в модель развития поликультурной идентичности личности старшеклассников.
В качестве психолого-педагогических условий, позитивно влияющих на развитие поликультурной идентичности личности, были выделены следующие: 1) единство педагогического коллектива в понимании поликультурной идентичности личности как компонента духовно-нравственного воспитания личности, позволяющего личности при наличии позитивной этнической идентификации как субъекта этноса и этнически диверсифицированного общества проявлять положительное эмоционально-ценностное отношение к поликультурной среде и активно взаимодействовать с ее представителями; 2) последовательная реализация модели развития поликультурной идентичности личности старшеклассников; 3) конструирование целостной педагогической ситуации развития поликультурной идентичности личности старшеклассников; 4) периодическая диа-
гностика уровней развития поликультурной идентичности личности с целью совершенствования средств стимулирования учащихся; 5) организация процесса развития поликультурной идентичности личности старшеклассников в работе педагогов через организационно-диагностический, процес-суально-деятельностный, контрольно-результативный этапы; 6) учет возрастных особенностей старшеклассников (становление идентичности, лежащее в основе самосознания; развитие способности к дифференциации ценностных ориентаций; развитие потребности и способности к личностной рефлексии; развитие способности к самопознанию, самоанализу и самооценке).
Таким образом, мы обнаруживаем, что процесс развития поликультурной идентичности личности является управляемым с помощью учета определенных факторов и создания соответствующих психолого-педагогических условий. Отбору наиболее действенных, наиболее эффективных психолого-педагогических условий на различных стадиях развития поликультурной идентичности личности необходимо уделять внимание при организации комплексного исследования системы развития личности в условиях современной этнической диверсификации общества.
Литература:
[1]. БорыткоН.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход : учебник / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГПК РО, 2005.
[2]. КонИ.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 1980.
[3]. Краевский В.В. Культурологический подход и содержание образования как способ обеспечения его целостности / В. В. Краевский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2004. - № 1 (6).
[4]. Психологический словарь. - М.: 1983.
[5]. Философский энциклопедический словарь. - М. : 1983.
[6]. Формирование личности старшеклассника / Под ред. Н. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989.
Гришаева Ю.М.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Современный этап развития взаимоотношений человеческого общества и природы ха-растеризуется как переходный, кризисный (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход - переломный момент, тяжёлое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое положение) [2]. Этот кризис многогранен, многоаспектен, неоднозначен. Это кризис естественных экосистем - на поверхности, и глубинный онтологический кризис человеческого бытия - внутри. Парадоксально, что человек проявляет большую настойчивость, порой до радикальности, в деле охраны природы, ликвидации последствий экологических бедствий, меньшую настойчивость при предупреждении техногенных последствий неблагоприятных экологических событий, почти полную пассивность при принятии решений относительно формирования соответствующего типа сознания, отношения, поведения и деятельности, не позволяющей выходить за пределы гармоничного сосуществования, адекватного бытия, не приносящего разрушение Природе, а, в конечном счете, и самому Человеку. Усугубляющийся экологический кризис является этому очевидным подтверждением. Вот как об этом рассуждал Н. Н. Моисеев, обосновывая теорию ноосферогенеза: «По существу, в основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна быть универсальной для всей планеты, при всем различии цивилизаций населяющих ее народов. Когда в начале ХХ века Вернадский произнес вещую фразу о том, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества, вряд ли он думал, что это время наступит столь скоро. В условиях уже наступившего экологического кризиса становится ясной неспособность современного планетарного сообщества с ним справиться. Структура общественного устройства должна претерпеть кардинальные изменения» [5]. Анализируя данную глубокую мысль академика Н. Н. Моисеева, становится очевидной решающая роль образования со всем его социально-культурным потенциалом, формирующим сознание и мышление личности. В представленной работе рассматривается попытка автора проанализировать возможности проектирова-