Научная статья на тему 'Теоретикометодологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона'

Теоретикометодологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION AND UPBRINGING / MULTICULTURAL PERSON / MULTICULTURAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Ирина Александровна

В статье проанализированы современные условия формирования средствами образования мультикультурного поведения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND, TRENDS AND CONDITIONS OF DEVELOPING STUDENTS’ MULTICULTURAL BEHAVIOR IN MULTICULTURAL SCHOOLS OF THE REGION

The article presents an analysis of current conditions of developing multicultural behavior among the secondary school students by the means of education.

Текст научной работы на тему «Теоретикометодологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона»

УДК 37.013.42 Потапова Ирина Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Астраханского государственного университета тел.: (8512) 40-85-48

ТЕОРЕТИКОМ ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ТЕНДЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

Potapova Irina Aleksandrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Psychology and Social Education Science Department, Astrakhan State University tel.: (8512) 40-85-48

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND, TRENDS AND CONDITIONS OF DEVELOPING STUDENTS’ MULTICULTURAL BEHAVIOR IN MULTICULTURAL SCHOOLS OF

THE REGION

Аннотация:

В статье проанализированы современные условия формирования средствами образования мультикультурного поведения школьников.

Ключевые слова:

мультикультурное образование и воспитание, мультикультурная личность, мульти-культурное поведение.

The summary:

The article presents an analysis of current conditions of developing multicultural behavior among the secondary school students by the means of education.

Keywords:

multicultural education and upbringing, multicultural person, multicultural behavior.

Социальная ситуация развития общества выдвигает на передний край решение задач урегулирования межэтнических отношений в современном социуме, нахождения путей мирного сосуществования, консолидации российского общества.

Проблема гармонизации межэтнических отношений в настоящее время является ключевой проблемой многонационального российского общества, которая проявляется как проблема отношений между отдельными этническими группами, нередко выливающихся в открытые межэтнические конфликты.

В результате конфликтов взрослого населения в сферу межэтнических столкновений оказываются втянутыми дети и подростки. Происходящие этнические процессы не остаются за рамками жизни школы. Зачастую модели неконструктивного поведения взрослых переносятся в школьную среду. Под угрозой оказываются ранее достигнутые результаты воспитания общества на основе гуманистических принципов.

Вместе с тем, образование должно стать тем образовательным пространством, в рамках которого осуществляется освоение не только своей культуры, но и формируется отношение к другим этнокультурам, а также социальный опыт, в том числе и опыт мультикультурного поведения.

Мультикультурное поведение личности рассматривается нами как условие успешной интеграции субъекта в поликультурное общество, как условие гармонизации межэтнических отношений в поликультурном обществе, как условие предотвращения межэтнических конфликтов, т. е. как условие социального благополучия общества в целом.

Процесс формирования гармоничных межэтнических отношений учащихся в поли-этничном коллективе имеет свои особенности и трудности: влияют как поведенческие стереотипы, свойственные отдельным членам ученического коллектива, так и черты личност-

ных особенностей учащихся. При этом само отношение к другому нередко может проявляться как поведение, нарушающие социальные нормы, унижающее достоинство другого.

В этих условиях проблема формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ может быть решена на основе воспитания мульти-культурной личности.

Детерминация концептуальных подходов к воспитанию человека средствами образования прослеживается при анализе научных идей.

На рубеже XX-XXI вв. наблюдалась смена парадигмы социального развития общества. Многими науками человек признается как высшая ценность, а культура начинает признаваться как условие самоорганизации и саморазвития личности.

Научными предпосылками этому послужили учение Л.С. Выготского, о том, что психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности; положение С.Л. Рубинштейна о том, что достойным представителем своего вида человек может стать, лишь переняв общественно-фиксированные способы и средства культуры; концепция А.Н. Леонтьева, основное положение которой строится на утверждении, что онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельности.

Важные вехи развития научной мысли постепенно привели к новому, современному пониманию человека и роли культуры в жизни человека.

Появляются научные концепции, отражающие неуклонный рост разнообразия, диалога различий между людьми, этносами, религиями и культурами в историкоэволюционном процессе. В контексте историко-эволюционного процесса культура выступает как норма взаимоотношений, взаимодействия, поведения, определяющая идеи сохранения мира в изменяющейся действительности.

Научные идеи о том, что общество регулирует культуру как уникальный эволюционный механизм сосуществования отдельных людей, малых и больших социальных групп, очутившихся в новых культурно-исторических условиях, позволяют по-новому подойти к разработке педагогических концепций образования и воспитания подрастающего поколения в новых историко-эволюционных условиях.

Образование, как и все формы общественной жизни, развивается на основе преемственности. Согласно новой современной концепции социального развития общества появляются педагогические теории, в основе которых безусловный приоритет отводится культуре толерантности, веротерпимости и т. д.

Вместе с тем, конец XX - начало XXI вв. характеризовались ростом национального самосознания народов, всплеском интереса к родной культуре. Известна истина, что у человека без памяти прошлого нет будущего. Лишенный исторического опыта своего народа и других народов, человек оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Запросы общества, повышение интереса к своему прошлому, «корням», родной культуре направили интерес ученых к народной педагогике, основной идеей которой является воспитание любви к родному. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре (Д.С. Лихачев).

Обращение к народной педагогике вновь актуализировали учения великих педагогов прошлого. Мысли ВА. Сухомлинского о роли воспитания как постоянном духовном обогащении, обновлении человека средствами народной педагогики, разработки теории педагогики А.С. Макаренко и других педагогов прошлого послужили теоретической основой для дальнейшего исследования проблемы образования и воспитания подрастающего поколения.

Исследования роли этнопедагогики в воспитании детей дало импульс к разработке стратегий образования средствами этнопедагогики. К настоящему времени выполнен ряд исследований,связанных:

- с особенностями национальных, педагогических культур: Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова (этнопедагогика чувашей), О.Д. Мукаева (этнопедагогика калмыков), А.Ф. Хинтбидзе (этнопедагогика грузин), Ш.М.-Х. Арсалиев (этнопедагогика чеченцев), Ж.Т. Тумунов (этнопедагогика агинских бурят), Н.В. Силистрару (этнопедагогика молдаван), Н.Г. Баженова (этнопедагогические ценности амурского казачества), Н.Ф. Сагаякова (этнокультурные традиции хасаков), В.И. Баймурзина (традиции нравственного и трудового воспитания башкир), А.М. Леонов (старообрядцы), С.П. Беловолов (алтайская этнопедагогика);

- анализом функционирования средств народной педагогики: З.Б. Цаллагова (этнопедагогическая афористика), Э.И. Сокольникова (этнопедагогика семьи), А.С. Ша-алы (традиции народного этикета), Г.А. Романов (празднично-обрядовые формы народной культуры).

Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследованы С.К. Бондыревой, Ю.А. Рудь, Г.А. Стачинским, Е.Л. Христовой и др.

Данная проблематика представлена и в этнопсихологических исследованиях С.К. Бондаревой (проблема толерантного сознания и формирования толерантных отношений); А.А. Ивановой (этническое самосознание молодежи коренных этносов Кавказа), В.С. Мухиной и А.С. Обуховой (этнопсихологические особенности народов русского Севера); О.Н. Хухлаевой (адаптация детей беженцев-афганцев); М.С. Меримановой (проблемы развития толерантности у подростков) и др.

Появляются концепции поликультурного образования, отражающие картину взаимоотношений межэтнических групп в социальной среде (О.В. Аракелян, Г.Ж Даутова, С.В Рыкова.). По мнению авторов концепции, поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны, формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

Особая роль поликультурного образования отводится воспитанию подрастающего поколения, воспитанию таких качеств, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуры межнационального общения и др.; активизации творческого потенциала личности; создания педагогических условий для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.

Поликультурное образование рассматривается как часть этнокультурного образования, представляющей собой целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к культурному наследию и современным достижениям культуры разных народов, а воспитательный потенциал поликультурного образования заключается в его направленности на решение актуальных задач формирования и развития; толерантности, патриотизма, нравственных ценностей, культуры межнационального общения и других, важнейших в современном многонациональном обществе качеств личности.

В рамках поликультурного образования вырабатываются новые подходы к целепо-лаганию в поликультурном образовании, к отбору его содержания и форм, к использованию тех или иных педагогических технологий.

Целью поликультурного образования в школе как прогнозируемого результата реализации его задач и содержания становится воспитание толерантной личности школьника, способного к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной дея-

тельности в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировоззрением, умением жить в мире и согласии с носителями различных культур.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: изучение многонационального культурного наследия народов России и зарубежных стран; овладение школьниками знаниями о культурном многообразии мира; формирование представлений о культурных различиях как источнике общественного прогресса и самосовершенствования; воспитание уважительного отношения к разным национально-культурным традициям, имеющим гуманистическую направленность; развитие умений и навыков меж-культурного, межнационального взаимодействия.

Таким образом, современные педагогические концепции поликультурного образования возникают как необходимое условие воспитания подрастающего поколения в новых, в широком понимании, социально-исторических, в узком - социально-культурных условиях.

Особое внимание ученых направлено на изучение условий, способствующих эффективному образованию и воспитанию детей. Многими учеными признается, что образовательная среда, в которой оно осуществляется, образовательное пространство в целом - важнейшие составляющие системы образования.

Учеными даются различные обоснования образовательной среды как культуросообразной среды воспитания человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская); как представленной элементами разных этнокультур (Г.Ж. Даутова); как подсистемы образовательной среды, имеющей свои качественные особенности, связанные с целевыми установками образования (Г.В. Палаткина); как внутреннее, формируемое индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого (Н.Б. Крылова); как «диалог культуры» и «диалог возрастов» (И.Д. Фрумин, Б.Д. Элько-нин); как специально организованной педагогической сферы, структурированной системы педагогических факторов и условий становления личности (Н.М. Борытко).

Образовательное пространство человека обоснуется как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося (Р.Е. Пономарев); как научно-организованную систему культурологического образования (А.Я. Данилюк); пространство, в котором происходят процессы образования, обучения, воспитания (Л.И. Новикова, Е. В. Бондаревская, А. В. Мудрик); часть среды, в которой действует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов, Ю.П. Сокольников); динамическую систему взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (Н.М. Борытко, В.Г. Бочарова, Д.В. Григорьев); результат деятельности созидательного и интеграционного характера (Н.Л. Селиванова, А.Я. Данилюк); образовательную систему (О.В. Гукаленко).

Наряду с изучением образовательного пространства даются обоснования воспитательному пространству, укорененному в событии (Д.В. Григорьев.); мультикультурному образовательному пространству как динамической системе разновеликих и разносодержательных культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов воспитания, которые являются носителями определенного субкультурного опыта (Р.Х. Кузнецова) и др.

Создавшаяся в России социальная ситуация развития общества выдвигает на передний край задачи урегулирования межэтнических отношений в современном социуме, развитии толерантности, взаимопонимания, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, задачи нахождения путей их мирного сосуществования, консолидации общества. В связи с этим в российской педагогической науке появляются концепции мультикультурного образования (З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, В.И. Супруно-ва, А.В. Шакфикова и др.).

Отечественные и зарубежные исследователи предпринимают попытки осмысления феномена мультикультурализма, предлагают различные трактовки данного понятия.

А. Абсалямова, проанализировав различные научные трактовки мультикультура-лизма, свела их в единую таблицу и сделала вывод о том, что «мультикультурализм» означает утверждение и признание культурного многообразия национальных (этнических) групп; реализацию социально-политических прав представителей этих групп на сохранение их культуры, языка, традиций в условиях мультикультурного сообщества [1].

Рост потребности в расширении отечественного мультикультурного образования совпадает с аналогичными процессами в мировой образовательной практике. Настоящая ситуация активного миграционного процесса народов России схожа с ситуацией миграционного мирового процесса середины прошлого столетия.

Показательно, что мультикультурализм возник в странах, исторически открытых для иммиграции, - Австралии, Канаде, США. В основе мультикультурного образования лежит идея о том, что все люди независимо от расовой или этнической принадлежности должны иметь равные права на образование, вероисповедание, уважение, но при этом также должны соблюдаться равные обязанности. Мультикультурное образование признает уникальность каждой этнической группы, которая идентифицировала себя и признает общечеловеческие ценности. При таком подходе мультикультурное образование способствует решению межэтнических, межкультурных проблем общества.

Мультикультурализм, как одна из форм либеральной идеологии, призван осуществлять политику согласия и стабильности, содействовать культурному плюрализму и защищать культурное многообразие. Принципы мультикультурализма распространяются не только на политические, социальные, культурные сферы, но и на образование, найдя свое воплощение в образовательном законодательстве ведущих стран мира.

Ученые различных стран активно занимаются проблемами мультикультурного образования (Л.Л. Матис, Ф. Уелль, Р. Хессари, Д. Хилл). Все национальные системы образования, решая свои внутренние задачи, строят общее культурное пространство как мультикультурное, т. е. сложное, комплексное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния.

В качестве основной концептуальной идеи мультикультурного образования выступает идея, противостоящая задачам культурной ассимиляции посредством образования. Мультикультурализм в образовании предполагает построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Это помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира.

Мультикультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;

- взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Мультикультурное образование делает акцент на взаимосвязь культур, одна из которых доминирует. В российском обществе в качестве доминирующей культуры является

русская культура, базисом которой является русский язык, признанный законодательно государственным языком. Но доминирование одной из культур не означает признания ее исключительности, и другие культуры признаются как самобытные, уникальные, самоценные.

В связи с этим, мультикультурным образованием предусматривается усвоение национально-культурных ценностей, сосуществование различных культур в поликультур-ной среде, культурная адаптация участников образовательного процесса к иным культурным ценностям.

Мультикультурное образование понимается как идея, процесс и инновационное движение в образовании, которое обеспечивает равные права и возможности в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их интересы и потребности, если они не входят в противоречие с законом. Оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению [2].

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикуль-турном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю. Бочарова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, А.В. Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие.

К настоящему времени выполнен ряд исследований, отражающих различные аспекты мультикультурного образования. Так, определяя цели мультикультурного образования, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова,

В.А. Сластенин, Г.В. Палаткина выдвигают следующие:

- построение демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями граждан, эффективным участием всех в принятии решений, касающихся жизни общества, справедливостью, свободой выбора, уважением решений большинства, защитой прав меньшинств, свободой выбора человека своих культурных идентичностей, уважение и сохранение культурного многообразия, поддержка равных прав на образование и воспитание, формирование человека в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей;

- формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований;

- удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе.

Таким образом, педагогическая мысль в настоящее время направлена на создание новой, современной системы образования, способной осуществлять гуманистическую миссию в современных условиях развития российского общества.

Однако все вышеперечисленные идеи гармонизации межэтнических отношений средствами образования до 2000 года носили лишь теоретический характер или воплощались как экспериментальная практика исследователя проблемы.

Впервые на государственном уровне современные идеи образования полиэтнического российского государства отражены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определила основные направления совершенствования законодательства в области образования и явилась основой для разработки программ развития образования

В связи с этим, в области межкультурных отношений система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации [3].

Наконец, в 2010 году вступили в силу новые образовательные стандарты, ориентирующего российское образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системнодеятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции, т. е. принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования является Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим одной из задач нового стандарта является воспитательная составляющая образования.

Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [4].

В стандарте нового поколения впервые в сжатой, конкретной форме сформулированы характеристики («портреты») выпускника каждой ступени образования. Нами выделены те из них, которые могут быть охарактеризованы как качества мультикультурной личности. Конечно, акцент на выделенные нами качества во многом условен, так как их развитие не может быть осуществлено отдельно, вне развития всей системы личностных качеств учащихся. Тем не менее, по нашему убеждению, это качества, которые могут быть сформированы средствами мультикультурного образования.

Выпускник школы должен стать личностью, любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающей и принимающей традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональ-ность российского народа, человечества, осознающей свою сопричастность к судьбе Отечества; креативной и критически мыслящей, активно целенаправленно познающей мир; социально активной, уважающей закон и правопорядок, выполняющей свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающей

мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

Важно, что впервые в учебном плане школы предусмотрена внеурочная деятельность (т. е. вторая половина дня может использоваться для воспитательной работы). В связи с этим обязательным условием реализации стандарта является разработка школой основной образовательной программы, программ отдельных учебных предметов, курсов (на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы), программ духовно-нравственного развития,

Все это позволяет школам определять направления воспитания учащихся. Приоритетным направлением воспитательной работы в общеобразовательных школах поликультурного региона должно стать воспитание учащегося, обладающего качествами мульти-культурной личности.

Решению задачи формирования мультикультурной личности школьника может способствовать и то, что Базисный учебный план разделен на две составляющих: инвариантную и вариативную. При этом содержание вариативной части определяется участниками образовательного процесса, включая региональные и муниципальные органы управления образованием, самими школами, их учредителями, учителями, родителями, школьниками и т. д. Все это позволяет варьировать содержание образования, включать в него компоненты мультикультурного содержания.

Таким образом, в современном российском образовании созданы все условия для решения задач сохранения культур народов России, гармоничных межэтнических отношений, консолидации российского полиэтнического, поликультурного общества.

Ссылки:

1. Абсалямова А. Мультикультурализм: к определению понятия // Вестник высшей школы. 2005. № 5. С. 27-32.

2. Сластенин В.А., Палаткина Г.В. Этнопедагоги-ческие факторы мультикультурного образования : монография. М., 2004. 170 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

References (transliterated):

1. Absalyamova A. Mul'tikul'turalizm: k opredeleniyu ponyatiya // Vestnik vysshey shkoly. 2005. No. 5. P. 27-32.

2. Slastenin V.A., Palatkina G.V. Etnopedagog-icheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovaniya : monograph. M., 2004. 170 p.

3. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Ros-siyskoy Federatsii / Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya 2000 g. No. 751 // SZ RF. 2000. No. 41. Art. 4089.

4. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart obrazovaniya / Ministerstvo obra-zovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.