Научная статья на тему 'Формирование мультикультурного поведения школьников'

Формирование мультикультурного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
683
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL BEHAVIOUR / CULTURE / BEHAVIOURAL CULTURE MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Ирина Александровна

В статье обоснуется «мультикультурное поведение» как категория, предлагается его характеристика, определяются периферийные термины "поведение", "культура", "культура поведения", "мультикультурализм", входящие в систему категории "мультикультурное поведение" в их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary School Children's Multicultural Behaviour Forming

The article proves "multicultural behaviour" as a category, presents its characteristics, defines peripheral terms as "behaviour", "culture", "behavioural culture", "multiculturalism", which are included in the category system of "multicultural behaviour" in their interrelation.

Текст научной работы на тему «Формирование мультикультурного поведения школьников»

УДК 37:39(075.8)

ББК 74.04я 73

Потапова Ирина Александровна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Potapova Irina Alexandrovna Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Формирование мультикультурного поведения школьников Secondary School Children’s Multicultural Behaviour Forming

В статье обоснуется «мультикультурное поведение» как категория, предлагается его характеристика, определяются периферийные термины "поведение", "культура", "культура поведения", "мультикультурализм",

входящие в систему категории "мультикультурное поведение" в их взаимосвязи.

The article proves "multicultural behaviour" as a category, presents its characteristics, defines peripheral terms as "behaviour", "culture", "behavioural culture", "multiculturalism", which are included in the category system of "multicultural behaviour" in their interrelation.

Ключевые слова: мультикультурное поведение, культура, культура

поведения, мультикультурализм.

Key words: multicultural behaviour; culture; behavioural culture,

multiculturalism.

Межэтнические отношения являются одной из самых важных сфер жизни общества. Логика изучения межэтнических отношений позволяет выделить проблему улучшения межэтнических отношений между проживающими совместно народами, которая в последние годы весьма популярна и в отечественных, и зарубежных социальных науках.

Ситуация межэтнических отношений тревожная. Об этом говорят данные опросов общественного мнения. 47% граждан (по данным ВЦИОМ) считают, что за 2010 год межнациональные отношения в стране ухудшились. 32% (ФОМ) думают, что многонациональность России приносит больше вреда, чем пользы, а 24% испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности.

Судя по информации, поступающей из других стран, Россия не одинока в своих проблемах. Начало 2011 года ознаменовалось заявлениями некоторых европейских лидеров о провале европейской политики «многокультурности», в основе которой безусловная терпимость к инородцам, уважение их культуры, обычаев и т.д. Многокультурность в Европе - это признание за мигрантами права сохранять свою своеобычность, говорить на своем языке, носить национальную одежду и вести себя в соответствии с собственными культурными обычаями, не учитывая культуру и традиции окружающего общества. Такая политика привела к обособлению инокультурных членов общества, к невозможности адаптироваться в новых политических, социальных, культурных условиях проживания в другой стране.

Многокультурность в России - это право людей разных национальностей, издавна населяющих нашу страну, на сохранение своих традиций и культуры. Однако трудно отрицать: Россия, как и Европа в свое время, стала

привлекательной страной для мигрантов - из бывших советских среднеазиатских республик. Разница между людьми разных культур в нашей стране становится все заметнее, когда речь идет и о коренных народах Российской Федерации.

В современном мире, в котором, по словам историка Артура Шлезингера (1991), социальное расслоение превратилось во взрывоопасную проблему, особую важность приобретают нахождение ответов на вопросы: «Чем люди отличаются друг от друга?», «Что между нами общего и чем мы, люди, отличается друг от друга». Способны ли мы (вопреки этническим и культурным противоречиям, раздирающих наш мир) научиться принимать различия между нами, дорожить своей принадлежностью к определенной культуре и одновременно отдавать себе отчет в том, что все мы - люди?

Предметом научных исследований первого десятилетия XXI века в области «мультикультурализма» стали «мультикультурное образование» (Г.В. Палаткина, 2004), «мультикультурное воспитание» (Р.Х Кузнецова, 2005), «мультикультурное сознание» (Д.С. Батарчук, 2006), «мультикультурное пространство» (Г.В. Миронова, 2007). В работах, отражающих

мультикультурные категории, так или иначе, ставится вопрос о нахождении

путей мультикультурного взаимодействия субъектов, групп различных этносов, компактно проживающих на одной территории.

Для Российской Федерации исследования мультикультурализма более чем актуальны ввиду полиэтнического состава ее населения. Статистические данные населения Российской Федерации дают представление о России как многонациональном государстве, в котором насчитывается 176

национальностей и народностей.

По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы делят на три вида: мононациональные, двунациональные и

многонациональные регионы. К последним относится Южный Федеральный округ, в который входит Астраханская область. По своему составу - это многонациональный регион, в котором на протяжении многих лет совместно проживают люди, принадлежащие к различным этносам и культурам. Такая ситуация развития региона является уникальным «полигоном» для научных изысканий в области социальных наук, направленных на изучение различных социальных феноменов мультикультурного общества.

По данным последней переписи, население Астраханской области за последние S лет увеличилось на 16 тысяч человек за счет миграции из республик Средней Азии и Северного Кавказа. В г. Астрахани и Астраханской области появились поселения компактно проживающих переселенцев, дети которых, как правило, учатся в одной школе, общаются только между собой, что затрудняет освоение ими культуры окружающего общества. С другой стороны, учащиеся-коренные жители допускают в отношении «новичков» поведенческие поступки, которые не способствуют налаживанию

межэтнических отношений. Между тем, именно поведение как внешнее реальное проявление межэтнических отношений является индикатором межэтнического «благополучия» общества.

Последнее десятилетие российские и зарубежные ученые активно занимаются проблемами мультикультурного образования. Исследования, посвященные проблемам мультикультурного образования с учетом предмета изучения, выполнены в следующих направлениях: сущность и содержание

поли-/мультикультурного образования (Р.Л. Агишева, О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, В.И. Матис, Л. Л. Супрунова, Ф. Уелль, Р. Хессари, Д. Хилл, А.В. Шакфикова и др.); этнопедагогические факторы и условия мультикультурного образования (Г.В. Палаткина); мультикультурное воспитание в образовательных институтах: (Г.В. Палаткина, С.В. Рыкова, Р.В. Смирнова, Р.Х. Кузнецова и др.); мультикультурное/толерантное сознание и формирование толерантных отношений (С.К. Бондарева, Д.С. Батарчук, А. А. Иванова, В.С. Мухина и А.С. Обухова, О.Н. Хухлаева, М.С. Мериманова, А.А. Иванова, Ф.С. Эфендиев); этнопедагогическая подготовка преподавателей различных образовательных институтов (О.И. Пономарева, В. А. Николаев, Г.Ю. Нагорная, М.С. Нурмакова, М.Г. Харитонов).

Проблема формирования мультикультурного поведения учащихся не может быть решена без учета следующих реалий, отраженных в исследованиях педагогического и психологического направлений: проблем общения в

межнациональной среде (Т.Ю. Бурмистрова, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, Н.Н. Некрасова, Т.С. Стедная); особенностей становления

национального/этнического самосознания и межкультурного взаимодействия (Г. Ф. Хасанова, Ю. С. Тюнникова, А.Н. Татарко, Т.Г. Стефаненко); этническая толерантность (Н.М. Лебедев, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Берри и М. Плизент, С. Бочнер, Ф. Барт др).

Каждое из научных работ направлено на решение задач согласно цели и предмету исследования. Однако большинство исследователей, изучая тот или иной аспект этносоциальных проблем, не исследовали возможности формирования мультикультурного поведения школьников в условиях образовательных учреждений. Ощущается недостаток целостного осмысления этого вопроса. Интерес к нему вызван не только его недостаточной научной разработанностью, но и практической значимостью. Несмотря на то, что накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, требует фундаментального исследования и прикладных разработок проблема мультикультурного поведения и построения на этой основе концепции формирования мультикультурного поведения школьников.

Таким образом, актуальные потребности общественной практики и недостаточная разработанность теоретических основ формирования мультикультурного поведения учащихся в условиях общеобразовательной школы предопределили объект, предмет, цели и задачи настоящего исследования.

К настоящему времени в психологии утвердился родовой термин «поведение», «... охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, операции и т.д., то есть любая измеряемая реакция организма» [1, с. 343].

Первые попытки раскрыть сущность «поведения» были основаны на понимании человека как существа сугубо биологического. Основные из биологических теорий рассматривали поведение как физиологический процесс (И.П. Павлов), как модель сложных движений (Н.А. Бернштейн), как реакцию организма на стимулы среды (Дж. Б. Уотсон), сочетание стимула с положительным подкреплением (теория оперантного обусловливания Б.Ф Скиннера), научение (Э.Л. Торндайк), «молярное» поведение (Э.Ч. Толмен), как инстинктивно заданное проявление инстинктов (К Лоренц.), наследственное поведение (Л. Сонди). В биологических теориях поведения человек предстает существом неразумным, индивидом с запрограммированным поведением, поведение которого диктуется инстинктами или генетически заданным поведением.

Вместе с тем, в психологической науке существуют ряд концепций, объясняющих поведение человека как существа социального. К ним относятся социально-когнитивная теория А. Бандуры, согласно которой, личностное функционирование - это результат взаимодействия трех взаимосвязанных факторов: физической и социальной среды, когнитивных и аффективных систем и поведения человека. (А.Бандура, 1986); теория контроля, основным положением которой является признание поведения как саморегуляционного процесса; теория планируемого поведения (Эйджен 1988; 1996), где поведение определяется установкой, восприятием социальной необходимости определенного поведения и воспринимаемым поведенческим контролем и многие другие теории.

При всех концептуальных различиях поведенческих теорий мы обнаруживаем общее:

— поведение человека обусловлено взаимодействием со средой;

— поведение человека опосредовано внешней (двигательной)

активностью;

— поведение человека опосредствовано внутренней (психической)

активностью;

— поведение - это всегда реальные действия, внешние проявления

жизнедеятельности человека.

Таким образом, поведение - это присущее индивиду взаимодействие со средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В педагогической практике традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определённых форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно, поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Формирование навыков специфически человеческого поведения. предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребёнка внешними регуляторами его поведения, но постепенно перекладывают эту роль на самого ребёнка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней.

Побудительной силой человеческого поведения выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или её искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям поведения., которые в педагогической практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное поведение.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём, знания (проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека.) человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов деятельности посредством практического осуществления определённого поведения.

Термин «мультикультурное поведение» включает в себя не только понятие «поведение», но и «культура». Существует множество определений культуры. Для нашего исследования наиболее близким является психологическое определение культуры Р.Бенедикт, данное в рамках поведенческого подхода: «Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках.. , а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» [2, с.36].

Если взять за основу наиболее обобщенные характеристики культуры, то под культурой поведения можно понимать совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, раскрывают, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

Национальная и этническая культура как наиболее древний слой национальной культуры определяется как нечто особенное, специфическое.

Этническая культура охватывает преимущественно сферу быта и «обычаи предков», их опыт. Для нее характерны консерватизм, преемственность, ориентация на «сохранение корней». Этническая культура отражает самобытность народов, их историческое прошлое.

Этнокультура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые элементы. Устойчивость в этнокультуре - это традиция: элементы культурного наследия - идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д. -сохраняются и передаются от поколения к поколению.

Большое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения осваивается подрастающим поколением на основе опыта старших. Ребенок не рождается с набором паттернов поведения, а осваивает его под воздействием взрослых. В этом смысле термин «наученное поведение» может трактоваться как поведение, сформированное путем обучения у взрослых людей.

Мультикультурное поведение основывается на нормах поведения, основаных на идеях мультикультурализма, фундаментом которого являются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого; воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом; признание равных прав и обязанностей для всех, вне зависимости от этнической принадлежности; признание права каждого сохранить культурную идентичность. Идеи мультикультурализма развиваются на основе признания культурного многообразия мира, позитивного отношения к культурным различиям; позитивного восприятия различных культур и позитивного отношения как к самим культурам, так и представителям этих культур.

Поскольку освоение другой культуры осуществляется при непосредственном взаимодействии с носителями культуры, в процессе взаимодействия складываются межэтнические отношения — субъективно

переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. Такие отношения складываются в разных сферах жизни — в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. На личностном уровне они зависят от индивидуально-психологических качеств людей и проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей.

Освоение «культурно-исторического опыта» (Л.С. Выготский)

культурным индивидом опосредованы социальными взаимоотношениями. Разные социальные ситуации задают разные роли, которые, в свою очередь, влияют на поведение человека. Ситуации отличаются также действием правил, норм поведения в конкретных ситуациях. Конкретные ожидания приемлемых в обществе воззрений и поступков, воплощенных в открыто изложенных, или подразумеваемых правилах группы, являются социальными нормами, которые могут трансформироваться в принципы и заключать в себе конкретные стандарты поведения. Поэтому необходимо, чтобы мультикультурное поведение стало социальной нормой поведения в поликультурном обществе.

Важным, является эмоциональная окрашенность мультикультурного поведения. Под эмоциональной окрашенностью следует понимать отношение к собственному поведению и демонстрируемому или направленному на субъекта другой культуры поведению, выраженное на языке чувств и переживаний, которые оно (поведение) вызывает.

Эмоциональная окраска мультикультурного поведения может восприниматься как субъектом, на кого оно (поведение) направлено, так и самим субъектом, осуществляющим поведение по отношению к другому. С позиции субъекта, осуществляющего поведение по отношению к другому важно следующее - отсутствие расхождения в демонстрируемом поведении и отношении к другому. Если существуют противоречия (негативное отношение, но позитивное поведение), субъект поведения чувствует раздражение, неудовлетворение собственным поведением. Таким образом, с точки зрения

эмоциональной окраски мультикультурное поведение - это поведение субъектов, принадлежащих к разным этнокультурным группам, положительно оцениваемое как субъектом, осуществляющим поведение по отношению к другому, так и субъектом, в отношении которого оно (поведение) осуществляется.

Таким образом, мультикультурное поведение - это внешние проявления психической деятельности индивида, сформированные в процессе взаимодействия со средой; заданные социальной ситуацией и опосредованные личностно-общественными отношениями; основанное на сформированном поведении взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга субъектов или социальных групп, принадлежащих к разным культурным (этническим) группам; в основе которого отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной; положительно оцениваемое как субъектом, осуществляющим поведение по отношению к другому, так и субъектом, в отношении которого оно (поведение) осуществляется.

Мультикультурное поведение является результатом межкультурного взаимодействия, в процессе которого формируется уважение к представителям других культур, их традициям, ценностям и достижениям. В повседневной жизни мультикультурное поведение проявляется, прежде всего, в поступках человека по отношению к представителям других культур, других этнических групп.

Такая характеристика мультикультурного поведения позволяет выявить психолого-педагогические детерминанты и условия его формирования, разработать методы формирования и оценки мультикультурного поведения школьников.

Библиографический список

1. Психологический словарь. Корпорулина, В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О.-Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 640 с.

2. Benedict, R. Race, science and politics [Text] / R. Benedict. - New Work, 1947. - 103 p.

Bibliography

1. Benedict, R. Race, Science and Politics [Text] / R. Benedict. - New Work, 1947. - 103 p.

2. Psychological Dictionary [Text] / V.N. Korporulina, M.N. Smirnova, N.O. Gordeeva. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. - 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.