ственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XVII Всерос. науч.-метод. конф. Ч. I. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подг. спец., 2007. - 56 с.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М.: Логос, Университетская книга, 2009. -207 с.
4. Звонников В.И. Измерения и качество образования. - М.: Логос, 2006. URL: http://www.litres.ru
5. Зимняя H.A. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. - 385 с.
6. Иванов Е.И., Орехов Б.И., Ольховский А.Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России. - 1993. - №4. - С. 115-119.
7. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рек. для рук. и актива учеб.-метод. объед. вузов / под ред. Н.А. Селезнева. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2009. - 84 с.
Наговицын Сергей Грацианович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и специальной подготовки Ижевского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. E-mail: iji-fiz@mail.ru.
Nagovitsyn Sergei Gratsianovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical education and special training, Izhevsk Law Institute (a branch) of Federal State Institution «Russian Legal Academy of Ministry of Justice of the Russian Federation». E-mail: iji-fiz@mail.ru.
УДК 37.01
© И.Б. Очирова
Профессиональная компетентность педагога как условие создания безопасной социокультурной среды в образовательном учреждении
В условиях современной социокультурной среды профессиональная компетентность педагога является основополагающим фактором обеспечения безопасности образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, безопасность образования, социокультурная среда, межэтнические отношения, толерантность, диалог культур, мультикультурное образование, национальное самосознание.
© I.B. Ochirova
Professional competence of teachers as means of arrangement a safe sociocultural environment in educational institution
Professional competence of teachers is a fundamental factor of safety provision in the conditions of present sociocultural environment.
Keywords: professional competence, safety of education, sociocultural environment, interethnic relations, tolerance, dialogue of cultures, multicultural education, national self-conscience.
Профессиональная компетентность педагога, содержание поликультурного образования являются условиями создания безопасной социокультурной среды в образовательном учреждении, от которых зависит процесс передачи национальных ценностей.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение, хотя и в педагогической науке не существует точного определения, такая же ситуация в отношении понятия «компетенция». Некоторые ученые под «компетентностью» счи-
тают некую личностную характеристику, а под «компетенцией» - совокупность профессиональных и функциональных характеристик. Исследуя понятийные характеристики, ученые под профессиональной компетентностью педагога сегодня видят единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, способности личности решать поставленные педагогические задачи на разных уровнях. Введение понятия «профессиональная компетентность» обусловлено в науке его содержанием прежде всего, характеристи-
19Q
кой, объединяющей такие основные понятия как: «профессионализм», «профессиональные способности» и «квалификация». Применение этих терминов связано с необходимостью модернизации содержания образования, где в самой «Стратегии модернизации содержания общего образования» отмечаются ключевые компетенции учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной сферах. Поэтому, актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога. Как пишут В.П. Голованов и С.А. Стрельникова, «компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [1]. В.Д. Шадри-ков выделяет следующие профессиональные компетентности: базовые, характеризующие
личностные, умение грамотной постановки цели и задач педагогической деятельности, мотивация и организация учебной деятельности, разработка программ и принятие педагогических решений; специальные компетентности, которые формируются согласно уровню профессиональной подготовленности и специализации педагога; ключевые, владение которыми позволит преподавателю построить индивидуальный маршрут развития и стать конкурентноспособной профессиональной личностью. Как считают В.П. Голованов и С.А. Стрельникова: «высокий научнотеоретический потенциал не снимает трудности педагогов-практиков, испытывающих сложности в организации работы по развитию профессиональной компетентности педагогов» [1].
Определенные С.А. Кочергиным этапы формирования профессиональной компетентности педагога, где основными позициями являются: самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития; самопроявление и самокорректировка, по нашему мнению, представляется непременным условием достижения профессионализма, умения найти правильное решение в непростых ситуациях и быть готовым к ответу на любой вопрос учеников, что в свою очередь обуславливает в педагогической профессии личностный рост.
Сегодня мы наблюдаем проблемы в социокультурном пространстве, связанные с повышением национального самосознания, совершенствованием языков и трансформацией культуры в разных регионах. Многие ученые занимались актуализацией проблем этнической психологии
для решения задач гуманизации учебного процесса в образовательных учреждениях, направленных при этом на возрождение национальнодуховных ценностей и устранение межнациональных конфликтов. «Для того, чтобы этот неуправляемый процесс не углубился дальше, мы должны опираться на принципы мультикультур-ного образования, которое доказало свою эффективность и обеспечивает стабильность во многих западных странах» [7].
Исходя из сравнительного анализа первоисточников, научных трудов исследователей в области педагогики, можно сделать вывод о том, что у народов, проживающих в нашей стране много общих принципов, традиций воспитания и обучения, заложенных в историческом прошлом каждого этноса. Актуальным остается творческое использование в учреждениях образования, в том числе дополнительного, таких традиций как: «опора на духовные и культурные ценности, заложенные в произведениях народного творчества, тесная связь педагогического процесса с природой и окружающим миром, особое внимание к формированию нравственных качеств личности, в том числе заботливого, уважительного отношения к старшим, женщине, доброжелательности, гостеприимства и толерантности к носителям других культурных ценностей, чувства долга перед своим народом, чести и достоинства, трудолюбия» [11].
Опыт развития образования в настоящее время показывает, что «абсолютизация этнического в обучении и воспитании может привести к формированию у молодежи чувства национальной исключительности и культурной изоляции народа» [11]. Многие ученые пришли к выводу: что, в разработке теоретических основ и внедрении образовательных традиций позитивного качества в практику методологическим положением такого типа процесса воспитания и обучения является не что иное, как диалог культур и народов, проживающих на территории региона, где наблюдается баланс общечеловеческого, этнокультурного, российского аспектов в области образования.
Философская концепция М.М. Бахтина строится на диалоге культур не только как способ взаимодействия личностей, но и как средство взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства. Взаимоотношения и взаимодействия личности с носителями и объектами других культур позволяют глубоко осознать уникальность культурного и духовного наследия своего народа, а с другой стороны - все это способствует созданию благоприятных условий для
познания и понимания стиля жизни, духовных и культурных ценностей другого народа и формирует уважительное отношение к людям, принадлежащим к иным этносам. В этой ситуации роль педагога очень значительна, так как он становится транслятором этнической культуры и связующим звеном между российской, этнической и мировой культурами. Модернизация образования, адекватная кардинальным изменениям, происходящим в современной реальности, «предполагает обогащение существующего содержания образования интеркультурным компонентом» [8].
Я.А. Коменский в своей программе «Пампе-дия» существенную часть посвящает формированию у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [4].
П.Ф. Каптерев отмечает роль поликультур-ного образования в становлении личности, где прослеживается взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике. Он призывает развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству. Ученый рассматривает первоначально педагогическую деятельность на основе национального идеала, которая затем «трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала» [9].
Раскрытию сущности поликультурного образования помогают труды Н.К. Рериха, где ученый под «благодетельной системой» понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. Высказывания ученых, таких как Н. Данилевский, Ю. Яковец, Э. Мей-лер, о целостности культурно-исторического развития человечества, об общих сходных принципах функциональной составляющей культур разных этносов имеют практическое отношение. Воспитание культуры межнационального общения требует от всех соблюдение главного правила: толерантности по отношению к людям различных этнических принадлежностей. Воспитание либерального отношения к другим народам и культурам - это одна из первоочередных социальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, где формируются гражданские и общечеловеческие качества, развивается позитивный опыт культуры общения с людьми разных национальностей и закладывается основа стабильности безопасной современной социокультурной среды. Формирование межнациональной толерантности невозможно без приобщения личности к общечеловеческим и общекультурным ценностям, поэтому мы считаем, что в аспекты обучения и воспитания необходи-
мо вводить и использовать как можно больше материалов поликультурного содержания. Дети при таком содержании образовательного процесса и межнационального общения «приобретают общественно-ценный опыт взаимоотношений с людьми различных национальностей» [9]. Реализация содержания поликультурного образования, заложенного в каждой культуре, во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов, который имеет возможность реализовать в практике основные составляющие поликультурного воспитания в современном образовательном учреждении, формируя при этом социальную толерантность учащихся.
Следует согласиться с И.А. Эйнгорн, С.В. Камашевым в том, что сегодня действительно в нормативно-правовых документах недостаточно уделяется внимания такому важному компоненту национальной безопасности, как образование. «Образование воздействует на все уровни национальной безопасности. Одним из важных элементов системы обеспечения национальной безопасности (обеспечивающим внутренние, институциональные факторы, которые сохраняют позитивную направленность развития социально-экономической системы) является образовательная политика государства» [3].
В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» поднимает проблему межнациональных отношений, которая приобрела глобальные масштабы. Он выражает уверенность в обеспечении гармоничного развития поликуль-турной общности, при этом отмечает, что одним из эффективных средств является образование. Выбор образовательной программы, его многообразие - достижение, «но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряженности» [10].
Поэтому, учитывая особенности социокультурной среды, мы видим решение проблем в обеспечении безопасного образовательного пространства, где основным ключевым моментом в воспитании будет сформированное толерантное отношение к другим этносам и эффективное межэтническое взаимодействие в современном социуме, что позволит сохранить особенности национального самосознания и будет способствовать дальнейшему поликультурному развитию.
Таким образом, развитие полиэтнической среды тесно связано с безопасностью образования, где должны быть заложены особенности
этнического воспитания как, например, у калмыков изучение народного эпоса «Джангар».
О.Д. Мукаева рассматривает «Джангар» как источник основополагающих педагогических идей, таких как: патриотическое воспитание, культ родословной и родства, трудовое воспитание, гармоничное развитие ума и физической силы, значение музыкально-художественного таланта и конечно, ученый подчеркивает важную роль воспитательного потенциала героического эпоса, как средство возрождения национальной культуры, обычаев предков и традиций [6].
По мнению Л.Ц. Малзуровой и С.Ц. Содно-мова ведущую роль в воспитании детей у бурятского народа выполняли семья и родители; духовно - нравственное становление личности ребенка проходило на фоне почитания старших в семье, соблюдения обычаев и традиций. Подрастающее поколение через устное народное творчество (легенды, мифы, улигеры, предания) впитывало и развивало «навыки взрослой жизни в атмосфере тесного родства, в постоянном общении с народом, мудрым и проникнутым уважением и любовью к земле, животным, окружающему миру [5].
Р.С. Дылыкова отмечает неоценимую роль народного фольклора, а именно эпоса «Гэсэр» в воспитании детей, где формируется «эпический кодекс поведения». По мнению ученого этот «кодекс отвечал духовным требованиям социального порядка, налагал моральные принципы, предлагал образцы для практической жизни» [2].
Итак, мы приходим к выводу, что образование и безопасность - два ключевых понятия, развитие которых исходит от исторически сложившегося этнического мировоззрения и восприятия. Каким образом будет осуществляться процесс передачи национальных ценностей, зависит от профессиональной компетентности педагогов и от содержания поликультурного образования. В связи с выявленными особенностями
актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога в условиях современной социокультурной среды, где культивируются такие понятия как этнос, народные традиции, толерантность, этнические взаимоотношения, совокупность которых формирует безопасность образования.
Литература
1. Голованов В.П., Стрельникова С.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля // Теория и практика дополнительного образования. - 2010. - № 9. -
С. 35.
2. Дылыкова Р.С. Традиционное воспитание в пословицах и поговорках эпоса «Гэсэр» // Этнопедаго-гика - педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 228.
3. Камашев С.В. Безопасность образования России в условиях интеграции в мировое образовательное пространство //soippo.narod. ru/ documents.
4. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - Т.2.
5. Малзурова Л.Ц., Содномов С.Ц. Воспитание учащихся на легендах и преданиях бурятского народа // Этнопедагогика - педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 231.
6. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. - Элиста, 1999. - Ч. 1.
7. Оконешникова А.П. Этнопсихология - основа мультикультурного образования // Этнопедагогика -педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 67-68.
8. Палаткина А.Г. Мультикультурное образование: к постановке вопроса // Этнопедагогика - педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 72.
9. Палаткина Г.В. Этнопедагогизация процесса воспитания культуры межнационального взаимодействия в мультикультурном обществе // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. -М.; Элиста, 2003. - С. 148.
10. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // URL: http://www.ng.ru
11. Супрунова Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования // Этнопедагогика -педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 69-70.
Очирова Ирина Бадмаевна, директор Республиканского центра детского творчества г. Элиста. E-mail: 0chirova70@mail.ru.
Ochirova Irina Badmaevna, director of the Republican Centre of Children's Art, Elista. E-mail: 0chirova70@mail.ru