УДК 37.013.43
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2015
М.И. Бекоева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
психолого-педагогического факультета
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация. Успешная реализация поликультурного образования - сложный, уникальный, динамичный и противоречивый процесс. Личность, у которой веками складывается психологическая структура различий «свой - чужой», «мы - не мы», «мои - чужие», не в состоянии миролюбиво и плодотворно жить, трудиться в поликультурной среде. Жизненный опыт показывает, что на почве неприязни к людям других рас, вероисповеданий, национальностей, в мире повышается уровень агрессии, социальной напряженности, сопровождающийся бесконечными военными конфликтами, террористическими поступками и другими негативными проявлениями межнационального противостояния. Исходя из этого, в статье представлены основные направления и специфические характеристики совершенствования поликультурного образования в современных условиях, основанного на эффективной организации межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия.
Ключевые слова: поликультурное образование, современная образовательная среда, межкультурное взаимодействие, межнациональные взаимоотношения.
Одной из характерных особенностей поликультурного образования в условиях многонационального региона является усиление взаимозависимости и взаимодействия обучающихся разных национальностей с целью взаимообогащения культур. Механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные периоды анализируются в историко-педа-гогических исследованиях (М.М. Бахтин, М.И. Бекоева, Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова А.М. Новиков З.И. Равкин, Н.У. Ярычев и др.). Проблема толерантного взаимодействия различных конфессиональных и этнических общностей в этих условиях признается учеными всего мира актуальной социально-педагогической проблемой, поскольку в нем практически отсутствуют моноэтнические государства. Формирование основ культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в поликультурной образовательной среде регионального вуза конкретизирует и обогащает представления о стратегических направлениях гармоничного развития и становления толерантной личности. Следовательно, повышается важность поликультурного образования человека, позволяющего овладеть ему способностью толерантного отношения к инокультурным особенностям других людей, их культуре, взглядам, менталитету, убеждениям, вероисповедованию, традициям и т.д.
Как отмечают ученые, занимающиеся проблемами межкультурной и межнациональной толерантности в условиях современного образовательного пространства (И.С. Бессарабова, Н.Л. Кобесашвили, Я.Л. Коломинский, С.А. Моисеева, А.В. Петровский, Ф.В. Хугаева и др.), важнейшими факторами, которые актуализируют научные исследования в области поликультурного образования, являются следующие: расширение социокультурных, образовательных, политических связей между государствами, усиление интернациональных процессов глобализации, абсолютное осознание феномена культуры как явления, охватывающего все области социальной жизни, процесс взаимовлияния мировых и национальных культур, развитие гуманистической парадигмы в качестве доминирующей структурной единицы социокультурного процесса, ускорение интеграционных процессов в международной образовательной системе.
По мнению большинства исследователей (З.С. Кулаева, З.К. Каргиева, Н.М. Мкртычева, И.Т. Икоева, Б.А. Тахохов и др.), поликультурная образовательная среда задает насущную потребность осуществлять образовательный процесс с учетом этнокультурного аспекта, акцентируя на культурный плюрализм и межгрупповую гармонию, создавая условия для познания культуры других народов, что содействует толерантным взаимоотношениям между участниками образовательного пространства. Обучение и воспита-
ние в поликультурной среде основаны на осмыслении того, что знание - это эволюционный и социальный процесс, подвергнутый изменениям вследствие отрицательного влияния различных дискриминационных форм. Поликультурное образовательное пространство требует отображения в содержании образования того, что традиции, культура, искусство, история, политика выступают продуктом взаимодействия различных культурных, конфессиональных, либо этнических групп.
Как отмечают в своем исследовании М.И. Бекоева и Ф.В. Хугаева, интерактивное поликультурное образование направлено на формирование способности у обучающихся к межнациональному, межкультурному и межконфессиональному взаимодействию представителей разных культур и этносов. Его окончательная цель - сделать допустимым равноправный взаимный обмен между культурными ценностями, сохраняя индивидуальность каждой и одновременно достигая их взаимного обогащения [1, с. 216-219]. Усиление поликультурного аспекта образовательного процесса актуализирует необходимость подготовки педагогических работников, способных реализовать, прежде всего, его гуманистическую направленность. В связи с этим осуществлен ряд научных исследований, посвященных формированию готовности к педагогической деятельности в условиях поликультурной среды (Е.В. Бондаревская, Т.В. Иванова, И.Т. Икоева, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, Н.М. Мкртычева, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.З. Течиева, В.Т. Фоменко и др.). В исследованиях указанных ученых педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, которая проявляется в специфике педагогической деятельности и контексте профессиональных качеств.
Так как реализация позиций поликультурного образования непосредственно связана с идеей сохранения целостного образовательного пространства, то по мнению некоторых ученых (Н.М. Мкртычева и И.Т. Икоева), необходимо учитывать особую важность ценностно-мировоззренческого характера воспитания, активного использования накопленного социально-педагогического потенциала общероссийской и региональной образовательных систем; межпоколенной преемственности историко-культурных ценностей и приоритетов на основе общественного согласия, в свете формирования культуры миры, межэтнической и межконфессиональной толерантности. Как полагают эти исследователи, именно общественные воспитательные ресурсы выступают фундаментом для стабильного социального, культурного, экономического и духовного развития как отдельных регионов, так и всей России в целом, будут содействовать обогащению и расширению системы морально-этических, нравственных ценностей, созданных на самобытности культуры и традиций каждого народа
[2, с. 4-7].
Являясь многокультурным обществом, Россия испытывает потребность в педагогических работниках с новым мировоззрением, направленным на интеграцию народов и культур с целью их дальнейшего сближения, их взаимного духовного обогащения. В этой связи значительно изменились требования современного общества к профессионалу, его способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности поликультурной образовательной среды. В современном российском обществе поликультурное образование рассматривается как дополнение к профессиональной подготовке специалиста любого направления, при котором поликультурный компонент приобщается к традиционному содержанию образования путем включения в него определенных учебных материалов, разделов или специальных дисциплин и т.д. Помимо этого в настоящее время образование в России носит полиэтнический характер, так как оно рассматривает проблемы воспитания и образования в узком контексте, то есть в отрыве от поликультурных, языковых, социальных, политических, экономических, конфессиональных, гендерных различий членов социума. Используемый на занятиях материал носит преимущественно этно-национальный и культурный характер.
Для изучения специфики поликультурного образования целесообразно обратиться к региональному опыту, где на протяжении нескольких десятков лет накапливался богатый теоретический и практический материал, который еще недостаточно изучен и внедрен централизованно в отечественную образовательную систему. В начале нового тысячелетия, когда усилились миграционные процессы в национальных республиках, культурное многообразие стало базовой ценностью общества, когда образование нацелено на развитие личности, обладающей толерантным поведением, социальным и глобальным сознанием, межкультурной компетентностью. Будучи многонациональным, многоэтническим регионом (З.К. Малиева), Северный Кавказ испытывает на себе влияние культурно-информационных преобразований и миграционных процессов, происходящих как в России, так и за рубежом [3]. В этих условиях весьма актуальна проблема адаптации представителей многочисленных наций, народов, культур, конфессий, населяющих и прибывающих в другую страну.
Методы работы в современной российской школе по внедрению социокультурного и этнического компонентов в образовательный процесс соответствуют аддитивному и контрибутивному подходам (З.К. Каргиева, З.С. Кулаева), разработанным в американской классической педагогике, которые не замечают существенных изменений целей и структуры традиционной образовательно-воспитательной программы [4]. В дальнейших исследованиях отечественным ученным полезно ознакомление с подходом «социальных действий» и трансформационным подходом с целью перехода от несложного дополнения образовательных программ материалами поликультурного характера к его непосредственной интеграции в содержание образования.
Несмотря на усиливающийся интерес к изучению отдельных компонентов развития теории и практики поликультурного образования в отечественной педагогической науке (М.И. Бекоева, З.К. Каргиева, Н.Л. Кобесашвили, Б.А. Тахохов, Н.У. Ярычев и др.), недостаточно исследованной остается комплексное осмысление проблемы поликультурного образования, рассматриваемой в единстве ее содержательных, целевых и деятельностных характеристик, которые требуют конкретизации и уточнения. Главной причиной отсутствия представления о целостном поликультурном образовании является несформированность единого контекста его изучения, слабая интеграция инновационного поликультурного подхода и традиционного знания [5].
Как пишет в своем исследовании В.З. Течиева, по-
ликультурная образовательная модель является ведущей в достижении социальной консолидации и согласия нашего общества в условиях роста его социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия, т.к. в основе данной модели положена идея формирования гражданской и культурной идентичности и общности всех граждан и народов России [6, с. 251-253]. Соглашаясь с мнением В.З. Течиевой, Б.А. Тахохов пишет: «Вектор развития мировой цивилизации показывает, что одновременно с глобализацией существует понимание того, что мир не настолько един, как представляется на первый взгляд. В нем сохраняется полиэтнич-ность и поликультурность, поэтому повышается интерес к этническим проблемам. Постановка этих вопросов говорит о том, что межкультурная компетентность как на уровне теоретических знаний (когнитивный уровень), так и практического положительного отношения к представителям других народов (эмпирический уровень) становится важнейшей составляющей конкурентоспособности современного специалиста, показателем определенного уровня мировоззрения, гражданственности и нравственной культуры [7, с. 87-91].
Анализ исследований перечисленных авторов позволил нам обозначить ряд сложившихся противоречий между: разработками в отечественной педагогической теории и практике отдельных направлений поликультурного образования и отсутствием его целостного методологического и теоретического обоснования; научно-теоретическими подходами исследователей к определению отдельных компонентов понятийного аппарата поликультурного образования и недостаточного их концептуального обобщения и систематизации для определения данной области; необходимостью практического осуществления данного направления и неразработанностью системного представления методических рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс поликультурного компонента и обоснования основных тенденций его формирования в современной системе образовании.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Поликультурное образование - это антинационалистическое образование, отрицающее любые дискриминационные формы между участниками учебно-воспитательного процесса и требующее обязательного открытого обсуждения с учащимися вопросов межнациональных и межкультурных взаимодействий, чтобы противостоять случаям его воспроизведения в стенах образовательных организаций и в обществе в целом. Исследователи (М.И. Бекоева [8], Н.Л. Кобесашвили [9], Котлярова С.П. [10], Б.А. Тахохов [11], Ф.В. Хугаева [12]) часто обращаются к трудам американских ученых по проблемам антирасистского образования, которое развивалось наряду с поликультурным направлением, расширяя зону его проблем, так как оно бросает вызов непосредственно проблеме национализма в образовательном пространстве; подвергает сомнению эффективность трекинга как одной из форм распределения обучающихся, в зависимости от интеллектуальных данных, по классам; рассматривает культуру в контексте государственной власти; обращается к проблеме доминирующего влияния белой расы над остальными.
2. Поликультурное образование выступает необходимым и базовым образованием для всех, без исключения, обучающихся. Уровень поликультурной образованности обучающихся устанавливается степенью овладения ими объема и содержания знаний и сведений о общечеловеческих и национальных ценностях, о традициях, искусстве, литературе, истории как своего народа, так и других народов, проживающих в поликультурном обществе (как минимум, обучающийся должен быть знаком с основными событиями и национальными героями тех народов, представители которых учатся вместе с ним в образовательной организации); обладать по
крайней мере одним иностранным языком. Значимость поликультурного образования для всех обучающихся продиктована необходимостью отражения учебной литературой многообразия этнической, культурной, религиозной, тендерной, социальной, лингвистической палитры общества во избежание формирования ошибочных стереотипов о тех или иных народах.
3. Поликультурное образование учеными часто определяется как динамичный процесс, в результате которого педагог учит обучающихся принимать, осознавать, и ценить людей другой культуры, а не только знакомит их с реальным материалом об этнокультурных группах и ценностях.
4. Поликультурное образование направлено на достижение социального равенства и справедливости [1317], иначе говоря - на предохранение и улучшение положения в обществе индивидуумов, принадлежащих к исторически притесняемым народам, и вследствие этого не располагающих свободным доступом к образованию (женщины, пожилые граждане, цветные граждане, люди с физической и умственной ограниченностью в развитии; граждане, не имеющие постоянной работы и жилья).
5. Поликультурное образование взаимосвязано с эмпирической педагогикой и базируется на ее принципах, так как она содержит ценные указания по воспитанию у обучающихся способности креативно мыслить, что позволяет им без предвзятости и самостоятельно обобщать различные факты и явления; подробно анализировать важные для поликультурного образования суждения (власть, идеология, культура, класс); формировать практический опыт содействия индивиду до момента его самостоятельного приспособления к требованиям государства и социального пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№2. С. 216-219.
2. Мкртычева Н.М., Икоева И.Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. №3. С. 4-7.
3. Малиева З.К. Поликультурное образование как фактор преодоления межнационального отчуждения молодежи //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №6 (18). С. 16.
4. Кулаева З.С., Каргиева З.К. Социальная среда как фактор эстетического воспитания //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 98-100.
5. Ярычев Н.У. Межпоколенческое взаимодействие как социальный процесс //Фундаментальные исследования. 2015. №2-4. С. 884-890.
6. Течиева В.З. Формирование нравственно-гуманистических ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 251-253.
7. Тахохов Б.А. Диалог культур в современном образовании //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. №2. С. 115-118.
8. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов в условиях современного вуза //Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. 2015. Т. 54. С. 51.
9. Кобесашвили Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2009. 21 с.
10. Котлярова С.П. Роль поликультурного воспитания в формировании этнокультурной компетентности студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 115-118.
11. Хугаева Ф.В. Интегративные поликультурные таблицы как средство включения личности студента в культурный диалог народов Кавказа //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 214-216.
12. Тахохов Б.А. Межкультурная компетентность и формирование полилингвальной личности //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. №1. С. 87-91.
13. Власюк Ж.И. Обзор проблемы справедливости в психолого-педагогическом измерении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 63-65.
14. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
15. Иванов М.Ю. Специфика социальных услуг как средства получения социальных эффектов // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 71-73.
16. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
17. Любохинец Л.С. Внедрение концепции социального партнерства в практику регулирования социально-трудовых отношений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 16-24.
IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS
© 2015
M.I. Bekoeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy and psychology
faculty of psychology and education
North Ossetian State University K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. Successful implementation of multicultural education - a complex, unique, dynamic and contradictory process. Person, which for centuries formed the psychological structure of the differences «- another's», «we - not we,» «my - alien», not able to peacefully and fruitfully to live, to work in a multicultural environment. Life experience shows that because of hostility to people of other races, religions, nationalities of the world increased levels of aggression, social tensions, accompanied by endless military conflicts, terrorist acts and other negative manifestations of inter-ethnic conflict. On this basis, the article presents the guidelines and the specific characteristics of the improvement of multicultural education in modern conditions, based on the effective organization of inter-cultural, inter-religious and inter-ethnic cooperation.
Keywords: intercultural education, modern educational environment, intercultural interaction.