дования, в качестве важной перспективной задачи мы наметили рассмотрение концептуальных и методологических аспектов воспитания и формирования терпимости-толерантности личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекоева М.И., Бекоева З.И., Кокаева Ф.А. Эдукактивные аспекты педагогики. - Владикавказ: СОГУ, 2007. - 165 с.
2. Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013, №4 (15). - С. 40-43.
3. Васильев В. Толерантность - важный фактор культуры. - М., 2002. - С. 25.
4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. - С.48-60.
5. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности Дис. ...докт. филос. Наук. - Чита: 2009 - 338 с.
6. Кобесашвили Н.Л. Некоторые аспекты исследования процесса формирования толерантной личности в студенческой среде // Сборник научных трудов СевероОсетинского отделения Академии наук высшей школы РФ. - Владикавказ. 2008. - № 6. - С 98-104.
7. Маслова Г.Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности Дис. .канд. пед. наук. - Псков: 2006. - 234 с.
8. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
9. Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды // Под ред. Л.А. Леонтьева. - М.: Смысл 2002. - 462 с.
10. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - 209
с.
11. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. - СПб., 1993. - С.139-151.
12. Хугаева Ф.В. Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 209-211.
13. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 5-10.
14. Третьякова Т.В., Лейфа А.В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 355-360.
15. Чекмарева Т.Н. Условия развития толерантности как профессионально важного качества будущего педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 317-321.
16. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 154-162.
17. Апанасюк Л.А. Анализ региональных программ преодоления ксенофобии и экстремизма в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 90-97.
18. Кислицин И.И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 105-107.
19. 12Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. - М.: Владос, 2002. - 246 с.
20. 13Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде // Под. ред. Гурова В.Н. - М.: Владос, 2004. - 224 с.
TOLERANCE AS A PRINCIPLE OF EDUCATION IN A MULTICULTURAL SOCIETY
© 2014
F.V. Hugaeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the general
and social pedagogics department
North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikаvkaz (Russia)
Annotation: Among the spiritual and moral values of the individual student in a special series of citizen education worth having tolerant outlook capable of intercultural, interfaith dialogue and mutual understanding with other peoples. This is all the more important that in the conditions of a multinational, multicultural environment of regional high school social and political stability depends on the moral development and tolerance.
Keywords: tolerance, multiculturalism, intercultural communication, patriotism, intolerance, manifestations of intolerance, internationalism.
УДК 37.014.2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2014
М.Ю. Хуриева, магистрант кафедры психологии факультета психологии
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация: Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.
Ключевые слова: народная педагогика горских народов, идеи и опыт семейного воспитания северокавказских народов, преемственность народного воспитания, традиции и обычаи народов Северного Кавказа.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ исторического развития идей и опыта семейного воспитания горских народов - актуальная потребность современной педагогической теории и практики, так как тенденция повышения национального самосознания побуждает обращаться к вековым традициям и обычаям
народа, в которых заложены высокие нравственные приоритеты, наряду с умственным развитием и физическим совершенством. В них нашли отражение жизненные интересы людей в конкретно исторических условиях, а также многие общечеловеческие ценности, способствующие сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. При изучении проблем семейного воспитания с национально-гуманистических позиций, мы обращались к трудам И.А. Арабова [1], А.В. Бабаян [2], Г.Н. Волкова [8], К.И. Гостиев [з], Л.Н. Гумилева [4], З.К. Каргиевой, Г.Б. Корнетова, Э.А. Мальковой, И.Г. Песталоцци, А.И. Пискунова, Н.Б. Ромаевой, С.Б. Узденовой, Ф.А. Фрадкина, Е.Е. Хатаева [5], З.Б. Цаллаговой [7], С.Р. Чеджемова [8], Л.А. Чибирова, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щурковой [9] и др.
Использование воспитательного потенциала народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, помогает воспитывать людей в духе сложившихся этнических традиций во времени и пространстве. Все имеющиеся воспитательные институты занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс национального воспитания во взаимодействии между собой. Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений [7, с. 88].
Известный ученый-этнограф Л.Н. Гумилев доказал, что выживают и приобретают историческое значение только те культуры, которые при соприкосновении с другими оказываются достаточно сильными, чтобы отстоять свое самобытное существование [4, с. 211]. Это в полной мере можно отнести к возрождающемуся культурно-педагогическому наследию горских народов, так как уникальная история Северокавказского региона, особенности его географического положения, многона-циональность и опыт взаимодействия и сосуществования различных социально культурных и этнических систем дают нам большой материал для исследования проблемы традиционной культуры семейного воспитания.
Формирование целей статьи (постановка задания). Знакомство с воспитательными традициями каждого народа, отражающими многовековую историю его материальной и духовной жизни, позволяет воссоздать общую картину становления и развития идей и опыта национального воспитания. Для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее педагогическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей, так как уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых, в частности матери и отца в жизни ребенка в силу его биологической, психологической и моральной зависимости от них.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Характерными особенностями национальных ценностей воспитания следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями. Начиная с глубокой древности, народ разрабатывал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к общественной, культурной, военной и хозяйственной деятельности в тех ее формах, которые были обусловлены социальным положением семьи как одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Одновременно развивались и первые идеи обучения и
воспитания детей как продолжателей рода.
Духовное богатство народа, отмечает Е.Е. Хатаев, тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался. В свою очередь, общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения [5].
В эволюции семейного воспитания народов Северного Кавказа педагогика просматривает некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Высказывания ученых-педагогов о роли народной педагогики в развитии общественного прогресса северокавказских народов послужили естественной предпосылкой появления публикаций и исследований, посвященных выявлению педагогической культуры народных масс и разработке методов ее творческого претворения в практику семейного воспитания (Б.Ш. Алиевой, Б.Х. Бгажнокова, Ф.Г. Газизовой, А.Ю. Гранкина, М.Б. Гуртуевой,), которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания. Выражением опыта семейного воспитания и многовековой педагогической культуры является народная мудрость воспитания, выработанная многовековой практической деятельностью [9, с. 17-23].
Народная педагогика Северного Кавказа зародилась задолго до возникновения педагогической науки. Она возникла как практика, как искусство воспитания, которая обогащала научную педагогику и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства. Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории.
Надо отметить, что Северный Кавказ оригинален в смысле накопления здесь населением такого опыта воспитания, который предвосхищал европейских ученых и деятелей культуры. Тем не менее, этот опыт не есть нечто отдаленное от общечеловеческой культуры, а является частью этой культуры и даже однородно с ней. Общее, объединяющее горские народы между собой в культурном отношении, не отвергает, а предполагает и специфичное, самобытное в их воспитательном опыте. В то же время ученые, пытавшиеся раскрыть в своих исследованиях историю и преемственность педагогической культуры какого-нибудь конкретного этноса, сталкивались с вопросом о преимущественной локализации этой культуры, о преобладании отдельных ее явлений у разных этносов и народов Северного Кавказа.
Ценные и интересные сведения об особенностях семейного воспитания горцев мы почерпнули из фольклорных произведений: Сказаний о нартах (адыгский, осетинский и чеченский варианты), народных сказок, преданий, пословиц и поговорок северокавказских народов. Материалы по интересующей нас проблеме мы нашли в различных дореволюционных периодических изданиях: в журнале «Вестник воспитания», «Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», в газетах «Кавказ», «Казбек» и «Терские ведомости».
По мнению К.И. Гостиева, в педагогической культуре народов Северного Кавказа в силу многовекового господства патриархально-родового уклада жизни, наиболее прочно сохранилась не только преемственность национальной культуры, выраженная в национальных
обычаях, традициях, обрядах, но и продолжает передаваться из поколения в поколение большое количество общечеловеческих ценностей, свидетельствующее о тесных контактах северокавказских народов в далеком историческом прошлом с другими народами [3, с. 84].
Народная педагогика, отмечает С.Р. Чеджемов, создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на традициях данной местности. Она включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний других народов. Сегодня народная педагогика живет в мудрости пословиц, традициях и обычаях, особенностях языка представителей разных национальностей [8, с. 50]. В силу этого народная семейная педагогика органически связана с мировой педагогической мыслью, дополняет и обогащает ее.
Все вышесказанное позволяет нам судить о том, что нормы и правила, характеризующие семейный уклад у горских народов Северного Кавказа, позволяют сохранять основные ценностные ориентации в этой сфере. С нашей точки зрения, уважительное отношение к людям, ответственность за порученное дело, трудолюбие, взаимопомощь, гостеприимство, почитание старших являются одними из самых прогрессивных традиций, сложившихся на Кавказе. Воспитывая детей и разъясняя им положительные моменты в семейно-бытовом укладе горских народов, мы можем быть спокойны за те жизненные ориентации, которые сложатся у них в будущем, и позволят им в свое время создать здоровые семьи, завязанные на лучших традициях их предков.
Этнопедагогические и энокультурные ценности народов Северного Кавказа синтезированы в кодексе социально-нравственных правил у осетин «Фыдалты намыс» («Закон предков»), у карачаевцев «Тау адет» («Закон гор»), у адыгов он назывался «Адыге хабзэ» (Адыгская этика), у абазин «Апсуара», у ингушей «Галгай эздел» (комплекс признаков, формирующих ингушскую идентификацию), у дагестанцев «Намус» (обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция) и т. д. Моральные кодексы народов Северного Кавказа являются сводом неписанных правил поведения каждого члена этнокультурной общности. Свое начало эти кодексы берут в глубокой древности и передаются из поколения в поколение. Этот свод правил координировал и направлял семейное воспитание детей, вкладывая в его содержание социально-нравственные ценности.
В осетинском быте, например, понятие о нравственном и безнравственном до сих пор тесно связано с традициями и обычаями, а само общее мнение, его содержание сконцентрировано в устном народном творчестве. Более того, постоянной в своей нравственности мыслилась вся фамилия, весь род. Отсюда и пошли понятия: «Хорз бинонтж» («Хорошая семья»), «Хорз мыггаг» («Хорошая фамилия»), «Ужздан мыггаг» («Благородная фамилия»). В связи с этим в осетинском быте на вопрос «Кжй фырт дж?» («Чей ты сын?») достаточно было назвать фамилию [6, с. 48].
Понимая, что главной хранительницей очага и воспитательницей детей является женщина-мать, народная педагогика уделяла огромное внимание женскому воспитанию, вся система которого была направлена на подготовку девушки к замужеству. Такая подготовка включала выработку умений и навыков ведения домашнего хозяйства, привычек культурного поведения (умения общаться со старшими, заслуживать их любовь, а также расположение соседей и родственников мужа). Мать должна была научить свою дочку рукоделию, знанию обычаев, умению готовить, принимать гостей, хорошему знанию родословия своего рода [1].
Огромное значение у всех горских народов Северного Кавказа имели уважение к старшим, гостеприимство и взаимопомощь. Обычай гостеприимства в 76
смысле слова означал, что семья и хозяин дома несли полную ответственность за благополучие гостя, его здоровье и успех предпринятой поездки. Находясь под влиянием времени и изменений социальных условий жизни, институт гостеприимства сохранял в своей природе главное: для каждого нового поколения он продолжал оставаться долгом.
Образец поведения родителей, их семейный образ жизни, характер взаимоотношений между ними оказывали большое влияние на образ жизни молодых. Поэтому родители всячески поддерживали авторитет друг друга перед детьми. В случае расхождения мнения между собой родители выясняли его без присутствия детей. Поэтому дети высоко чтили своих родителей. Их слово для детей любого возраста было законом. Народная мудрость гласит: «Выученное в молодости, как написанное на камне». Им внушали, что повышать голос на родителей и проявлять неповиновение - большой позор перед обществом, родственниками, большой грех. «Дети, как мужского пола, так и женского пола, несмотря на их возраст, находятся в полной зависимости от своих родителей, как от отца, так равно и от матери. Они должны во всех отношениях им повиноваться со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять их и без сопротивления терпеть всякое наказание от своих родителей», - писал Ф.И. Леонтович.
Семейное воспитание является одной из наиболее эффективных, наиболее созидательных и конструктивных форм социализации подрастающего поколения в роду, общине, народе, сочетающей в себе целесообразное воспитательное влияние родителей и других старших членов семьи в условиях естественного влияния семейного быта [10-14]. В сельских местностях у всех народов сохраняется строгая иерархия отношений: отец - глава, патриарх, мать - хранительница домашнего очага, старшая женщина (бабушка) - непререкаемый нравственный авторитет, дедушка - педагогический авторитет.
Среди нравственных черт дореволюционной этнической психологии горцев Северного Кавказа (абазин, балкарцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, осетин, чеченцев и др.) ученые выделяют: гостеприимство, почитание и уважение старших вообще и родителей в частности, родственные чувства, культ мужчин, любознательность, восприимчивость, тяга к новому, к культуре, к знаниям, к образованию. Специально оговаривается, как должны строить свои отношения с детьми родители. Отцу полагается быть строгим и сдержанным, матери -общительной и демократической, а бабушкам и дедушкам - ласкать и лелеять своих внуков. Такое разделение ролей в семье призвано вызвать у ребенка безграничную любовь и доверительное отношение к матери, большое уважение, граничащее с боязнью, по отношению к отцу, нежность по отношению к престарелым бабушкам и дедушкам.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью: способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека. В опыте каждой нации, любого малочисленного народа на Северном Кавказе есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. С этих позиций народную педагогику Северного Кавказа можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Ставя своей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства воспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но и для жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, в общественных делах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 104 с.
2. Бабаян А.В. Традиционное семейное воспитание казаков Северного Кавказа (конец XIX - начало ХХ вв.) // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. -Часть X. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.248 - 258.
3. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования: Монография. 2-е издание, дополн. и переработ. - Владикавказ: ГГАУ, 2010. - 160 с.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 560 с.
5. Хатаев Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия // Поликультурное образование в современной России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - 348 с.
6. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета (Серия: Педагогика, психология). №3 (10) 2012. - С.239 - 241.
7. Цаллагова З.Б., Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. - М.: Педагогика, 2002. - 82с.
8. Чеджемов С.Р. История педагогики и образова-
ния осетинского народа XVIII - XX вв. Дис. ... док. пед. наук - М.:МГУ, 2002. - 368 с.
9. Щуркова Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни //Воспитание школьников. 2007, № 7. - С.17 - 23.
10. Джиоева Г.Х. Традиционная семейная педагогика осетин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 129-132.
11. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. народные традиции осетин как средство трудового воспитания учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 63-66.
12. Хугаева Ф.В. Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 209-211.
13. Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 40-42.
14. Калаева Л.Т. Особенности зарождения национальной школы в Северной Осетии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 106-108.
© 2014
FORMATION AND DEVELOPMENT OF IDEAS AND EXPERIENCE FAMILY EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY NORTH CAUCASUS
M.Y. Khurieva, graduate faculty of the department of psychology
North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia )
Annotation: The transfer of the younger generation of social and moral values of previous generations, progressive traditions of the people through work, through creative and involve young people to their history and works of folk art. Together with work experience, aimed at meeting the vital needs for food, clothing, housing, etc, transmitted and experience people communicate with each other. These relationships from generation to generation were fixed, developed and improved in language, art, symbols.
Keywords: Folk pedagogy mountain peoples, ideas and experience of family upbringing North Caucasian peoples, the continuity of public education, traditions and customs of the peoples of the North Caucasus.
УДК 37.013.42:159.923.2
ИНКЛЮЗИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ
© 2014
М.Е. Чайковский, кандидат педагогических наук, доцент Хмельницкий институт социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина», Хмельницкий (Украина)
Аннотация: Инклюзивное образовательное пространство, как один из инновационных проектов в инклюзивном образовании, рассматривается в качестве условия развития свободной личности. Определяются основные понятия, характеристики и составляющие образовательного пространства. Особенное значение придается созданию творческого образовательно-воспитательного пространства.
Ключевые слова: свободная личность, молодежь с особенными потребностями, инклюзивное образование, инклюзивное пространство, инклюзивное образовательное пространство.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из вызовов третьего тысячелетия является значительное количество людей с инвалидностью. В Украине вначале 2012 года общее количество инвалидов составляло 2777511 человек (6,1%) [1]. По данным Министерства здравоохранения в период с 2005 по 2008 г. наблюдался рост количества детей-инвалидов в возрасте до 14 лет [2]. Неблагоприятная тенденция роста инвалидности в мире и в Украине поставила в число национальных приоритетов необходимость решения проблемы детей и молодежи с особыми потребностями, предусматривающими и звено высшего образования. В значительной степени это обусловлено тем, что активная социальная жизнь человека с особыми потребностями тесно связана с обеспечением полноценного образования, наличием качественной социально-педагогической работы, направленной на поддержку такой категории людей. Особую значимость такая социальная поддержка при-
обретает в молодом возрасте, когда формируются ценностные ориентации личности, ее стремление к самореализации. Этому в наибольшей степени способствует инклюзивное обучение, философия которого базируется на проблематике прав человека, его индивидуальной свободе, возможностях выбора и доступа к активному участию в сферах общественной жизни, оказывает глубокое влияние на развитие личности и создает условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей молодежи с особыми потребностями.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема адаптации школьников с особыми потребностями к условиям образовательной среды всегда привлекала внимание ученых. В частности, раскрытию различных аспектов обучения и воспитания детей и молодежи с особенностями психофизического развития посвящены труды таких