Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД'

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ЕDUCATIONAL WORK IN HIGH SCHOOL / THE FORMATION OF THE STUDENT''S PERSONALITY MODEL / HIGH SCHOOL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакенов Джанат Жантемирович, Кененбаева Маржан Ахметкаримовна, Тлеулесова Арда Шайкеновна

Обосновываются современные цели и задачи воспитания студентов, модель личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакенов Джанат Жантемирович, Кененбаева Маржан Ахметкаримовна, Тлеулесова Арда Шайкеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONOFSTUDENTS: MODERNLOOK

In the article there is modern aims and tasks of education of students, model of personality of student are grounded.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД»

Университет ежегодно проводит несколько крупных межгосударственных научно-практических конференций. Значимым событием в 2012 г. стала Международная криологическая конференция «Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире». Конференция собрала около 500 ученых из стран Европы, Азии, США и Канады.

В основе мировой индустрии XXI века лежит глобализация экономической деятельности. В условиях постиндустриального перехода к «рассредоточенному» производству возникает мощнейший запрос на стандартизацию производственной деятельности и унификацию подготовки кадров для единой мировой экономики, то есть речь идет о формировании общемировых образовательных сетей и мировых потоков студентов. Кроме того, интернационализация в сфере образования является отражением универсального характера образовательной и научно-исследовательской деятельности высшей школы и важным составным фактором интернационализации мировых политических и экономических процессов. В этом случае должна качественно меняться стратегия развития международного сотрудничества российского образования.

На наш взгляд, за последние годы международное образовательное сотрудничество Тюменского государственного нефтегазового университета способствует достижению следующих стратегических целей:

• получение опыта создания и реализации конкурентоспособных и прибыльных зарубежных программ;

• присутствие на зарубежном рынке как фактор привлечения новых студентов в России и за рубежом;

• следование за потреблением и предложение альтернатив студентам других вузов;

• заключение стратегических альянсов с зарубежными партерами и разработка новых образовательных программ.

Список литературы

1. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года // Интернет: Сайт Учебно-методического объединения Московского государственного университета <http://www.umo.msu.ru/info/161204.html>.

2. Желбаков И. Н., Извекова Т. Ф. Основы разработки маркетинговой стратегии вуза по выходу на международный образовательный рынок. Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

3. Хопияйнен О. А.(рук), Ваулина Л. М., Кондратенко Л. В., Лапчинский И. Б., Нечаева М. Ю., Серебянов В. В., Терешков В. В. Программный подход к развитию академической мобильности в РФ. Анализ имеющихся модельных решений. Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

Сведения об авторах

Никитина Мария Николаевна, ассистент кафедры «Иностранных языков № 2», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.:89224834230

Сташковская Наталья Владимировна, ассистент кафедры «Иностранных языков № 2», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень

Nikitina M. N., assistant at the chair «Foreign languages», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224834230

Stashkovskaya N. V., assistant at the chair «Foreign languages», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224834230

УДК 378.189

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

EDUCATIONOFSTUDENTS: MODERNLOOK

Д. Ж. Сакенов, М. А. Кененбаева, А. Ш. Тлеулесова D. J. Sakenov, M. A. Kenenbaeva, A. Sh. Tleulesova

Ключевые слова: воспитательная работа в вузе, деятельность высшей школы, формирование модели личности студента Key words: еducational work in high school, high school activities, the formation of the student's personality model

Обосновываются современные цели и задачи воспитания студентов, модель личности студента. In the article there is modern aims and tasks of education of students, model of personality of student are grounded.

В современном вузе необходимо должным образом восстановить статус воспитательной функции преподавателей как неотъемлемой части деятельности высшей школы. Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации студента в постоянно меняющемся обществе [1, 4].

Современные задачи вуза в воспитательном процессе:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

• формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современных рыночных отношений, цивилизации и демократии;

• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Сегодня воспитательные задачи вузов должны реализоваться в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.

Современной общей целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

В воспитательном процессе вуза важное место должно отводиться социально-культурному сотрудничеству студентов и педагогических коллективов в целостной воспитывающей среде.

Вместе с тем современный подход к воспитанию студентов все в большей степени предполагает переход к самовоспитанию, реализации молодым человеком своих качеств и способностей.

Важнейшим условием, создающим основу для самовоспитания и самореализации личности, может стать разработка системы мероприятий, связанных между собой целостной идеей, отражающей различные аспекты воспитания. Актуальной задачей воспитания и обучения студентов в вузе становится развитие диалогового мышления и способности достигать конструктивного компромисса как необходимых условий формирования полноценного члена гражданского общества и специалиста-профессионала в своей сфере практической деятельности [2].

Реализация этих задач может быть в значительной мере организована и осуществлена через локальную гуманитарную среду, отражающую социокультурный характер воспитательной деятельности конкретного учебного заведения. Важным компонентом модели гуманитарной среды вуза должны быть условия, обеспечивающие полноценность и самодостаточность каждой личности, базирующихся на системном подходе к организации воспитательной деятельности. Основными принципами функционирования подобной системы должны быть:

• целенаправленность, согласованность и последовательность воспитательного процесса, ориентированного не столько на разовые акции (которые в определенных условиях не могут утратить своего значения), сколько на циклические и долгосрочные программы;

• опора на положительные модели поведения студентов и их формирование непосредственно в студенческой среде;

• установка на прямой личностный контакт студентов с преподавателями, руководителями творческих коллективов, специально приглашенными деятелями культуры, науки, производства и т. д.;

• тесная связь внеаудиторной работы с учебным процессом.

Воспитание — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия воспитуемого, педагога, коллектива вуза и соответствующих органов управления, а также общественных, социокультурных и других организаций. Лишь такое взаимодействие позволит эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для самореализации, активного участия в экономическом и социальном прогрессе общества в будущем, а также в укреплении и совершенствовании правового государства [3, 4].

Важным направлением развития воспитательной работы является ее социологическое обеспечение, что выражается в создании службы мониторинга результатов и действенности воспитания студентов и выявлении направлений совершенствования системы воспитания в вузах.

Важнейшим направлением воспитательной работы в современных условиях является социальная поддержка студентов. Эта работа органично вписывается в воспитательную деятельность в вузе, что определяется ее направленностью на формирование мотивации к повышению заинтересованности

студентов в получении мировоззренческих и профессиональных знаний, умений и навыков в организации своего учебного и внеучебного времени, повышению ответственности каждого студента к становлению его как личности.

Содержание и организация воспитания студентов высших учебных заведений, находящихся в особой образовательной среде, должны исходить из общих принципов: научиться жить в равноправных условиях с другими национальностями, развивая объективное понимание истории страны и мирового сообщества, их традиций и духовных ценностей, создавая на этой основе новые подходы к разработке национальных и общемировых проектов; разрешать возникающие конфликты мирным путем; продолжать познавать естественно-природный и общественный мир, совершенствуя свою личность. Во время обучения необходимо развивать способности каждой личности через конкретную деятельность (производственную, гуманитарную, социально-культурную, социально-психологическую и др.). На основе этих принципов следует содействовать развитию независимости и свободы, самостоятельности мышления, личной ответственности для достижения общественных и личных целей [2].

Для реализации этих принципов следует создавать комфортные условия организации учебной деятельности студентов: благоприятный социально-психологический климат в учебном заведении и студенческих группах, содействовать совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы для обучения и воспитания студентов.

Большое значение в современный период приобретает проблема формирования личности как производителя материальных благ, активного участника воспроизводства профессионального и культурного потенциала страны. Развитие личности в условиях рыночных отношений должно характеризоваться уровнем профессионализма, отражающим подготовленность и субъективную готовность человека к решению профессионально-трудовых задач и продуктивной, социально-предметной деятельности.

Процесс воспитания студентов в вузе предполагает участие в ней различных структур: управленческих, организационных, методических, технологических, кадровых, правовых, финансовых, материальных. Важным фактором оптимального функционирования системы воспитания является сбалансированность обучающей и воспитательной сферы высших учебных заведений [2].

В условиях демократизации казахстанского общества становится важной ориентация вуза на формирование модели личности студента нового социокультурного типа:

• гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни;

• духовной, обладающей развитыми потребностями в познании действительности, поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством;

• творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству, овладению новыми знаниями;

• прагматической, владеющей новыми технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), что дает большую профессиональную мобильность.

Список литературы

1. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения. - СПб.: ГУАП, 2006. - 112 с.

2. Кагерманьян В. С. Примерная программа воспитания социальной активности личности студента. - М.: НИИВО, 2002. — 190 с.

3. Сакенов Д. Ж. Уточнение понятия «воспитание» для условий педагогического института// Педагогический вестник Казахстана. - №4. - Павлодар, 2008. - С.96-102.

4. Сакенов Д. Ж. Студенпевд инновацияльщ ю-эрекетке дайындау// Сб. материалов международной научной конференции «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». - Павлодар: ПГПИ, 2009. -С.138-142.

Сведения об авторах

Сакенов Джанат Жантемирович, к. п. н., доцент, профессор, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан, тел.: 651630, e-mail:SakenovDZh@ppi.kz.

Кененбаева Маржан Ахметкаримовна, к. п. н., доцент, профессор, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан, тел.: 651630, e-mail:KenenbaevaMA@ppi.kz

Тлеулесова Арда кШайкеновна, к. п.н., доцент, профессор, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан, тел.: 651630, e-mail:TleulesovaASh@ppi.kz

Sakenov D. J., Candidate of Sciences in pedagogy, associate professor, professor, Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazakhstan, phone: 651630, e-mail: SakenovDZh@ppi.kz

Kenenbaeva M. A., Candidate of Sciences in pedagogy, associate professor, professor, Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazakhstan, phone: 651630, e-mail: KenenbaevaMA@ppi.kz

Tleulesova A Sh., Candidate of Sciences in pedagogy, associate professor, professor, Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazakhstan, phone: 651630, e-mail: TleulesovaASh@ppi.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.