Научная статья на тему 'Роль профессионального самоопределения будущего учителя в педагогическом процессе вуза'

Роль профессионального самоопределения будущего учителя в педагогическом процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SPECIALIZED EDUCATION INSTITUTIONS / STUDENTS COGNITION NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсенбаева Ботагоз Габдулловна, Тлеулесова Ардак Шайкеновна

Рассматривается роль профессионального самоопределения будущего учителя в педагогическом процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF A FUTURE TEACHER PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE HIGHER SCHOOL PEDAGOGIC PROCESS

The article analyses a role of professional self-determination of a future teacher in the pedagogical process of the higher education institution. The aims and tasks, hypothesis, methodological basis, methods of research, novelty, theoretical and practical importance are formulated.

Текст научной работы на тему «Роль профессионального самоопределения будущего учителя в педагогическом процессе вуза»

УДК 378.02.6.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

A ROLE OF A FUTURE TEACHER PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE HIGHER

SCHOOL PEDAGOGIC PROCESS

Б. Г, Сарсенбаева, А. Ш. Тлеулесова

В. G. Sarsenbaeva, A. Sh. Tleulesova

Ключевые слова: профессиональное самоопределение,специализированные образовательные учреждения,познавательные потребности студентов

Key words: professional self-determination, specialized education institutions, students cognition needs

Рассматривается роль профессионального самоопределения будущего учителя в педагогическом процессе вуза.

The article analyses a role of professional self-determination of a future teacher in the pedagogical process of the higher education institution. The aims and tasks, hypothesis, methodological basis, methods of research, novelty, theoretical and practical importance are formulated.

Профессиональная подготовка будущих учителей будет более успешной, если они овладеют теорией — объектом деятельности учителя, это фундаментально доказано в трудах В. С. Ильина, Н. Д. Хмель и др. Уровень профессиональной подготовки учителя, во-первых, направлен на формирование в сознании учителя целостного объекта деятельности, мысленной модели педагогического процесса: во-вторых, создает предпосылки для использования мысленной модели как аналога для конструирования педагогического процесса. Отсюда, формирование профессионального самоопределения связано с наличием системного представления о целевой профессиональной переподготовке (ЦПП). Поэтому знание учителем объекта деятельности, его сущности и закономерностей, движущих сил и воспитательных механизмов позволяет сформировать целостное и положительное отношение к педагогической деятельности. Чем полнее осмысливаются закономерности педагогического процесса, как подчеркивает В.В.Краевский, тем успешнее практическая деятельность в системе «педагог-практик-воспитанник».

Профессиональное самоопределение будущего учителя в деятельности формируется сущностными механизмами вузовского целостного процесса, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск (в процессе студенческого исследования) и утверждении (последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Подготовка учителя связана с пониманием сути объекта своей деятельности. Если учитель и ученик — су бъекты деятельности, то в педагогическом процессе качество учебно-воспитательной работы зависит от взаимодействия сторон. Таким образом, для формирования профессионального самоопределения, профессионально-значимых качеств, творческого подхода к решению профессиональных задач, будущему учителю необходимо усвоить систему педагогических знаний, которые наиболее полно по содержанию и структуре отражают особенности объекта его деятельности, педагогического процесса и создают предпосылки для необходимой организации деятельности учащихся.

Поиск смысла определенных действий, профессиональной деятельности, жизни в целом как позиции определяет все существование субъекта, его поведение и деятельность. Вслед за В. Н. Мясищевым под позицией человека мы понимаем интеграцию его доминирующих избирательных отношений в каком-либо существенном для него вопросе, то есть деятельностно утверждая природу субъекта как осознанную объективность, предметность, способность к целеполаганию и саморефлексии, свободу7 выбора, уникальность, определенность во времени, диалектику7 временного и временного проявления субъектом своей активности (Г. С. Арефьева, Е. В. Бондаревская, М. С. Коган, И. А. Колесникова, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн и др.), которые приводят к выводу7, что человек не может рассматриваться как объект программирования со стороны общества. За каждым остается возможность «свободного самоопределения, право на выбор себя». Только субъектность педагогической позиции обеспечивает реализацию предмета педагогики в определении Ш. А. Амонашвили, Н. Хан, С. Т. Каргина и др., когда «Человек - созидатель Человека». Субъектно-авторская позиция педагога, по мнению В. В. Серикова, позволит не упустить главную сущностную функцию педагогической деятельности — образование человека вообще, а не только научения воспитанника конкретным вещам.

Предметная область деятельности человека, так или иначе, отражается в системе знаний. Поэтому без образования целостных объектов сознания синтетического характера невозможна успешная деятельность субъекта. Целостные объекты сознания, образующиееся как результат освоения знаний об

определенной области деятельности, представляют соединения внешних требований к деятельности субъекта и субъективно-ценностной ориентации человека.

Теоретические знания, раскрывающие особенности области деятельности учителя, становятся тем идеальным, что проявляется, по мнению Э. В. Ильенкова, как форма субъективной деятельности с предметом и продуктом этой деятельности. В современном мире теоретический способ познания предъявляет и соответствующие требования к характеру подготовки учителя, ведь трудовая деятельность учителя, как отмечалось в исследованиях Кузьминой Н. В., Сластенина В. А. и др., имеет свою специфику.

В современном мире знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше, следовательно. современному7 будущему педагогу надо постоянно обновлять их. Будущему учителю необходимо использовать приемы умственной деятельности или интеллектуальных стратегии (мыслительных, логических и др.) по отношению к некоторому классу учебных ситуаций. Отсюда, студенту необходимо осознать существенное расширение спектра смыслов учения в современных условиях, становление обобщенных социокультурных способностей личности, а также способность принять решение относительно собственного процесса учения, самомотивация.

Итак, самоопределение понимается как формирование личностью внутренней позиции под воздействием внешних условий, то есть самоопределение молодежи это процесс вхождения в социальные отношения общества.

В наиболее общем плане под самоопределением молодежи понимается включение молодого поколения во все сферы общества, осуществляемые через деятельность самой молодежи и реализующие в формировании социальных качеств, системы деятельности и отношений.

Все это, безусловно, можно отнести и к проблеме определения понятия «профессиональное самоопределение».

Следовательно, профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития, как субъекта труда.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Отсюда, сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культур но-исторической ситуации.

Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме жизненного и профессионального самоопределения, дало возможность сформировать исходные положения в понимании данного процесса.

Профессиональное самоопределение рассматривают как часть жизненного самоопределения молодежи, сущность которого - самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Целью профессионального самоопределения высту пает формирование внутренней готовности к осознанному7 и самостоятельному7 построению, корректировке моделей собственного поведения и перспектив своего развития; готовность рассматривать себя как развивающую личность, самостоятельно находить личностно-значимые смыслы, выстраивать свое поведение; формировать наиболее целесообразные свойства и черты, значимые для конкретной профессиональной деятельности.

В процессе самоопределения личность выступает как субъект самоопределения, что естественно, предопределяет особенности поиска педагогических условий, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности.

Стремление человека проявить себя в значимых видах деятельности выступает объективной характеристикой в процессе развития личности, а потому поиск новых и совершенствование известных условии, форм и методов вузовского учебного процесса должен отвечать данным требованиям.

Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения Климов Е. А., Пряжников Н. С., Головаха Е. И. и др. считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «Мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть сопряжена задача профессионального самоопределения».

С точки зрения Н. В. Самоукиной, вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек — профессия», безоговорочно, стоит человек, что связано с проблемой активности молодого человека. Автор подчеркивает, что диалектика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

Процесс профессионального самоопределения — это действия молодого человека по самоанализу , по самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных способностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Высоким критерием профессионального самоопределения является соответствие склонностей и способностей тем требованиям, которые профессия предъявляет человеку. Особенно это актуально в период обучения в вузе, то есть соответствие склонностей и способностей, в плане практической реализации задач развития профессиональных склонностей и соответствующих их способностей. Успешность профессионального самоопределения определяется, по мнению В. Д. Шадрикова, наличием у сту дента определенной мотивационной сферы.

Активность, в какой-либо деятельности, определяется наличием потребности в результатах данной деятельности, то есть обусловлена соответствующим мотивом или системой мотивов. Проблема формирования мотивационной сферы, в формировании профессионального самоопределения является одной из основополагающих. П. А. Шавир считает, что высокий уровень профессионального самоопределения обуславливается психологическим содержанием потребности в самоопределении и зависит от того, «какой мотивационный комплекс является ведущим в личности». В этом положении П. А. Шавир проводит идею о прямой зависимости уровня профессионального самоопределения от характеристики личности. В мотивационный комплекс профессиональное самоопределение личности Шавир выделяет, «во-первых, группу мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессиональной деятельности. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии (мотивов престижа, общественной значимости профессии). Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера личности и т.д.). Четвертая группа мотивов выражает особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией. Мотивы пятой группы выражают заинтересованность человека во внешних, объективно не существующих атрибутах профессии». Процесс формирования данной мотивационной сферы несет в себе воспитательный характер. Это не только в плане профессионального самоопределения личности, но и в плане развития личности в целом. Согласно исследованиям П. А. Шавира, группа мотивов, органически связанная с содержанием профессиональной деятельности, побуждает человека оценивать себя, свои знания, умения, нравственные качества в свете требовании данной профессии.

Отсюда, на наш взгляд, одним из основных направлений формирования профессионального самоопределения является процесс обогащения мотивов до уровня максимального соответствия содержанию профессии. Это определяет актуальность исследований организационной структуры учебнопрофессиональной деятельности. Механизм формирования мотивов профессиональной деятельности требует поиска таких организационных форм познавательной деятельности студентов, которые создали бы условия для контакта студентов с основным содержанием профессии на таком уровне, который способствовал бы процессу превращения познавательных потребностей студентов в мотивы профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. - 256с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения,- Ростов-на-Дону, 1996- 338с.

3. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М., 1993 - 180 с.

4. Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: Учебное пособие в помощь преподавателям, аспирантам. - Алматы, 2002 - 90 с.

Сведения оо авторах

Сарсенбаева Ботаго') Габдуллоена, к.п н. профессор, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан, е-таИ:хапепЬат>а Ыа> niail.ru

Тлеулесоеа Ардак Шайкеновна, кп.н, доцент. Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан

Sarsenbaeta B. G., Candidate of Pedagogical Sciences, professor, Pavoldar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazaldi-stan, e-mail: sarsenbaeva b@ mail.ru

Tleutesova A. Sk., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Pavoldar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.