Коровина И.А.
Оренбургская государственная медицинская академия E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА
В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессиональной направленности студента-медика, отражающая тактику и стратегию процесса, необходимость в развитии данного качества. Обоснованы сущностные и содержательные характеристики разработанной модели, обусловленные закономерностями науки и практики. Рассмотрены этапы, критерии и уровневые показатели исследуемого процесса.
Ключевые слова: профессиональная направленность, структурно-функциональная модель профессиональной направленности.
Интенсивное обновление современного общества ориентирует высшую школу на поиск резервов педагогического процесса, обеспечивающего качественное освоение студентами профессиональных знаний и умений, способность к их творческому использованию, инициативность, коммуникабельность, активность, готовность будущих специалистов к непрерывному самообразованию. Необходимость формирования профессиональной компетентности специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, нашло подтверждение в государственной программе «Образование как основа инновационной экономики» (2009-2012гг).
Следовательно, профессиональная подготовка будущего специалиста не сводится к сообщению ему определенной суммы знаний и умений, значимым становится создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, ее индивидуального саморазвития и подготовки специалиста широкого профиля, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания через научно-практическую деятельность. Профессиональная подготовка в медицинском вузе предусматривает: 1) углубленное ознакомление с научными основами и технологией избранного вида труда; 2) развитие специальных практических навыков и умений; 3) формирование психологических, нравственных качеств личности, необходимых в данной сфере профессиональной деятельности; 4) разносторонность подготовки.
Одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования на
сегодняшний день является вопрос формирования профессиональной направленности студента. Значимость данной проблемы заставляет нас обратиться к ряду научных исследований, которые определяют развитие профессиональной направленности студента, и выявить следующие аспекты ее изучения:
- профессиональная направленность как компонент структуры личности, включающий в себя потребности, интересы, мировоззрения, убеждения, мотивы, идеалы (Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.);
- профессиональная направленность как интерес и склонность к профессии, осознание своих способностей и характера как соответствующих данной профессии (Н.В. Кузьминой) [4];
- профессиональная направленность как система эмоционально-ценностных отношений, задающих структуру доминирующим мотивам и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности (Л.М. Митина);
- профессиональная направленность как показатель субъективности, которое зависит от уровня сформированности субъективных свойств, таких как целеустремленность в жизни и профессии, автономность или независимость от внешних обстоятельств, активность, самостоятельность, ответственность за последствия совершаемых действий (А.Т Иваницкий) [2].
Соотнеся собственную точку зрения с позициями многих исследователей, в частности, А.К. Марковой, С.Б. Каверина, М.А. Котик, В.И. Поповой, О.Н. Борисовой мы придерживаемся следующего описания понятия «профессиональная направленность»: -специфическая сторона общей направленности; -самостоятельная смыслообразующая структура, совокупность
свойств; -стержень, ядро профессионального самоопределения личности; -система внутренних мотивов, ценностей; -установка личности на данный вид деятельности, которая появляется на основе устойчивых профессиональных мотивов и намерений, а также уверенность в соответствии своих способностей выбранной профессии и удовлетворенность выбором [5].
Профессиональная направленность нацелена на определенный предмет деятельности. Выделяют следующие виды: специально-исследовательская, общественно-политическая и педагогическая. Виды профессиональной направленности реализуются через компоненты: когнитивный (степень осведомленности о будущей профессии), эмоциональный (удовлетворенность профессией), действенный (понимание и оценка своих способностей применительно к будущей профессиональной деятельности). В зависимости от мотивов, которые движут человеком в профессиональной деятельности, определяется тип направленности: продуктивный (устойчивая профессиональная мотивация), малопродуктивный (соблюдение норм и правил профессиональной деятельности), непродуктивный (направленность на самого себя, карьеру). С мотивами выбора профессии связаны уровни профессиональной направленности: высокий уровень (в выбранной деятельности для человека важным является ее содержание), низкий уровень (ведущим мотивом выступает потребность не в самой деятельности, а в обстоятельствах, связанных с профессией) и третий уровень (отсутствие направленности, т.е. полное несоответствие мотивов выбора профессии и ее содержания) (П.А. Шавир) [6].
Рассматривая проблему профессиональной подготовки студентов-медиков, нельзя не учитывать тот факт, что латинский язык в настоящее время становится важным ресурсом социального и профессионального роста специалиста медицинского профиля, средством профессионального общения, информационной деятельности и самообразования. Профессиональная направленность личности студента-медика отражает его положительное отношение к окружающим на основе морально-этических норм и правил; степень потребностно-мотива-ционной готовности студента в их соблюдении; позитивное отношение к будущей профессии, устойчивый интерес к ней; склонность осуще-
ствлять профессионально значимые виды деятельности. В профессиональной направленности личности студента-медика необходимо учитывать черты характера, морально-волевые качества, специфические для будущего врача, проявляющиеся уже в вузе. Основными чертами профессиональной направленнности личности студента-медика являются: - осознание труда врача на благо общества как высшего смысла жизни, способа утверждения собственного достоинства, развития своих профессиональных способностей; - признание целей и принципов врачебной деятельности, первенства общественных интересов; - принятие моральной ответственности на себя за жизненные и профессиональные решения; - наличие комплекса профессиональных знаний; - стремление к саморазвитию и самоактуализации.
Профессиональная направленность студента медицинского вуза развивается в самообразовательной деятельности при обучении латинскому языку, в ходе чего она получает возможность самовыражения, становится творческой, независимой, способной принимать самостоятельные решения.
Профессиональная направленнность выполняет роль системообразующего фактора на уровне личности, от нее зависит социальная и нравственная ценность личности, а также профессиональная востребовательность. Мера сформированности и выраженности профессиональной направленности зависит от степени понимания и внутреннего принятия субъектом целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения и взгляды, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии (В.А Аверин, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко) [1, 3]. Опираясь на обозначенные исследования и учитывая специфику медицинской профессии, профессиональная направленность студента-медика определяется нами как интегративное качество личности, отражающее систему учебной и профессиональной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности, профессиональных намерений и склонностей, профессионально значимых качеств, ценностных ориентаций.
Формирование профессиональной направленности студента-медика представляет собой
процесс ее становления, накопления положитель-нных изменений в ее содержании, который рассмотрен нами как целостный, педагогически обоснованный, целенаправленный, который необходимо формировать. Мы считаем, что процесс формирования профессиональной направленности будет целенаправленным, если создана структурно-функциональная модель, в которой находит отражение не только характеристика профессиональной направленности, но и раскрыты условия, средства, методы развития и становления необходимых составляющих качеств.
В качестве теоретико-методологических оснований ее обоснования были выбраны личностно-деятельностный, компетентностный и культурологический подходы.
Научным обеспечением реализации структурно-функциональной модели являются следующие принципы: целенаправленности, гуманизации, интеграции, целостности, непрерывности. Принцип гуманизации профессионального образования может рассматриваться как его ориентация на личностную направленность, как процесс и результат профессионального развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной защиты и устойчивости. Принцип интеграции представляет собой взаимосвязь отраслей науки, проявляющуюся во взаимообмене методами, понятиями, моделями, конструкциями. Интеграция позволяет обеспечить взаимозависимость и взаимоподчинение всех сторон и элементов в преподавании дисциплин различных профилей (общеобразовательного, медикобиологического, клинического) за счет включения в обучение оптимальных подходов, используя активные, инновационные методы, средства обучения и воспитания, педагогические технологии. Принцип целостности требует всесторонней психолого-педагогической и предметной подготовки будущего специалиста, включающей разнообразные формы приобщения к профессии, реализации системы междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, синтез теоретической подготовки с практической деятельностью. Целостность предполагает такие характеристики, как структурность, взаимосвязанность, взаимозависимость, иерархичность, интеграци-онность. Принцип непрерывности выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех этапах профессиональной подготовки. Реализуется путем целенап-
равленного формирования установки на самообразование и самосовершенствование через всю жизнь, которое развивается в неразрывном единстве с профессиональной деятельностью. Принцип преемственности предполагает профессионализацию предметов общеобразовательного и медико-биологического профилей; межпредметные связи; привлечение студентов к участию в СНО, где формируются и развиваются умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, потребности и готовности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Процесс формирования профессиональной направленности носит поэтапный характер и организуется с учетом четырех компонентов. Выделение целевого компонента в предлагаемой модели связано с детальным рассмотрением целей самообразовательной деятельности при изучении латинского языка - практической, образовательной, воспитательной и развивающей. А это, в свою очередь, дает основание выявить определенные закономерности процесса их достижения, а также конкретизировать каждую из указанных целей в рамках исследуемой проблемы. Все эти цели определяются профессиональными потребностями специалиста медицинского профиля. Практическая цель состоит в том, чтобы научить студента осознавать значимость изучения латинского языка и соотносить его с будущей профессиональной деятельностью, формировать правильное представление о латинском языке как профессионально значимом предмете, как средстве профессионального общения и самосовершенствования. Реализация образовательной цели предполагает повышение общей культуры и профессиональной компетентности студентов; пополнение и углубление знаний по предмету путем самообразования. Изучение латинского языка способствует формированию профессионального мышления, влияет на характер отношения к профессии. В плане достижения воспитательных целей латинский язык как учебный предмет обладает значительным потенциалом, внося вклад в воспитание профессионально направленной личности. Отдельными аспектами воспитания студентов являются активная жизненная позиция; уважение к культуре, историческим и духовным ценностям; познавательная активность; стремление к самообразованию. Достижение развивающих целей означает развитие интеллектуальной, эмоциональ-
ной, мотивационной сферы личности студента; развитие мышления, совершенствование умений самостоятельно логически и критически мыслить, развитие и совершенствование всех видов памяти, внимания, воображения; формирование самосознания, саморегуляции и самовыражения личности. Достижение этих целей способствует развитию личности профессионала медицинского профиля, в результате чего возникает потребность к применению приобретенных профессиональных знаний на практике, желание получать новые знания в результате практической деятельности.
Содержательный компонент модели охватывает самообразовательную деятельность студента при изучении латинского языка, включая аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
Операциональный компонент структурнофункциональной модели включает комплекс педагогических средств, обеспечивающих формирование профессиональной направленности студента-медика.
Результативный компонент модели определяет повышение уровня (высокий, средний, достаточный, низкий) профессиональной направленности студента в соответствии с обоснованными критериями и показателями: когнитивный (совокупность знаний о профессии, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения), мотивационно-ценностный (совокупность устойчивых мотивов, регулирующих и придающих целенаправленный характер самообразовательной деятельности студентов, интерес и положительное отношение к профессии), деятельностно-практический (опыт субъект-субъектного взаимодействия).
Профессиональная направленность студента-медика с позиции единства всех компонентов характеризуется следующими уровнями. Низкий уровень представлен несформиро-ванностью компонентов профессиональной направленности, которые не проявляются как интегративное качество студента-медика. Средний уровень характеризуется частичной сфор-мированностью отдельных компонентов профессиональной направленности, присутствует мотивация к профессиональной деятельности. Достаточный уровень подразумевает ситуативное проявление положительных мотивов, Высокий уровень предполагает устойчивое раз-
витие всех компонентов профессиональной направленности, студент-медик выступает субъектом деятельности с устойчивыми профессиональными мотивами, интересом и сформированными профессионально значимыми качествами, наличием необходимых знаний и самообразовательных умений.
Модель включает три этапа формирования профессиональной направленности студентов: диагностический (подготовительный), собственно становления, совершенствования. На первом этапа проводилось анкетирование, тестирование, беседы, определелялся уровень профессиональной направленности. С первых занятий осуществлялось погружение студентов в специально создаваемую атмосферу путем постепенного ввода конкретного учебного материала (согласно поставленным практическим, образовательным, развивающим и воспитательным задачам) и использования комплекса педагогических технологий обучения латинскому языку на основе активизации и интенсификации деятельности студентов: развивающей технологии в силу ее ведущего принципа проблемности обучения, развивающих игр в силу их направленности на формирование мотивации учебной деятельности, на развитие и совершенствование умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, на развитие воображения, рефлексии, умения находить оптимальные решения.
Основной задачей второго этапа по формированию профессиональной направленности явилось включение студентов в различные виды самообразовательной деятельности и формирование у них готовности к ней, максимального использования полученных на данный момент знаний по предмету, ведения на этой основе активной самостоятельной работы. С этой целью внедрялись гуманитарные технологии обучения: метод проектов, кейс-стади.
На третьем этапе создавалась система самообразовательной деятельности, при которой полученные студентами знания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, включались в учебно-исследовательскую работу по специальности в рамках дисциплины; систематически и целенаправленно совершенствовались их умения и навыки ведения исследовательской самообразовательной деятельности (в рамках профессионально-ориентированного обучения латинскому языку).
Для нашего исследования важен такой момент как определение педагогических условий, в которых может формироваться и совершенствоваться профессиональная направленность сту-дента-медика. Анализ и обобщение мнений по данному вопросу выдвинул необходимость обоснования следующих педагогических условий:
1) разработка вариативного содержания и моделирование программно-организационного обеспечения самообразовательной деятельности студента-медика при изучении латинского языка, что позволяет стимулировать положительные мотивы его профессиональной направленности;
2) использование комплекса гуманитарных технологий (метод проектов, кейс-стади, метод развития критического мышления) в обеспечении самообразовательной деятельности студента, при которых студент из обьекта обучения становится субьектом;
3) обеспечение регулярного контроля, оценки, самооценки результата самообразовательной деятельности как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, что позволяет углубить использование ресурса самообразова-тельноя деятельности в формировании профессиональной направленности студента.
В самообразовательной деятельности при изучения латинского языка нами были выработаны критерии уровня сформированности профессиональной направленности студента-медика. Мы исходили из определения критерия как признака, на основании которого производится определение или классификация чего-либо. За основу взято положение В.П. Беспалько о том, что критерий должен отражать природу измеряемого явления и динамику изменения выраженного им свойства. Проведя анализ различных критериев сформированности профессиональной направленности, выдвинутых исследователями, мы определили, что становление профессиональной направленности как динамического процесса разворачивается во времени и про-
странстве вузовского образования и характеризуется следующими критериями:
1) когнитивный критерий профессиональной направленности студента-медика определяется в первую очередь степенью его ознакомления с профессиональной деятельностью; степенью погруженности в деятельность по освоению общих и специфических особенностей профессии; степенью информированности о профессионально значимых качествах; степенью развитости данных качеств.
2) мотивационно-ценностный критерий профессиональной направленности выражается совокупностью мотивов, устойчивым интересом и положительным отношением к профессии; позицией, отражающей отношение к обществу, коллективу, к себе на основе норм морали; сознанием личной и общественной значимости будущей профессии.
3) деятельностно-практический критерий профессиональной направленности показывает характер активности и самостоятельности студентов в освоении будущей специальности, наличие социально-нравственного опыта, отражающего профессиональную направленность субьекта в деятельности, совершаемой самостоятельно, по личному убеждению.
Критерии профессиональной направленности личности студента мы рассматриваем в их единстве и взаимосвязи. При этом когнитивный ценен для накопления профессиональных знаний, т.е. для самообразования, мотивационноценностный - для самопознания, деятельностнопрактический - для самореализации личности.
Таким образом, формирование профессиональной направленности студента-медика реализуется разработанной моделью данного процесса, основанном на личностно-деятельностном, компетентностном и культурологическом подходах. Созданная структурно-функциональная модель ориентирована на предполагаемый результат, предусматривает возможность проверки и коррекции данного процесса.
05.09.2011
Список литературы:
1. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. - Екатеринбург, 2002.-406 с.
2. Иваницкий А.Т. Педагогика профессионального саморазвития слушателей в ВУЗах МВД. - СПб: СПб ун-т МВД России, 1999.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Изд-во: Харвест, 2006. - 416 с.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности /Н.В.Кузьмина, А.А.Реан. СПб., 1993. - 54с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: 1996. - 308 с.
6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
Сведения об авторе:
Коровина Ирина Алеексеевна, доцент кафедры иностранных языков Оренбургской государственной медицинской академии 460000, г.Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 775998, е-mail: [email protected]
UDC 378 Korovina I.A.
MODEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF MEDICAL FACULTIES
The paper presents the structural and functional model of the professional orientation of students of medical faculties, reflecting the strategy and tactics of the process, the need for the development of this quality. The author justified the essential and substantive characteristics of the model due to the laws of science and practice and defined the stages, criteria and indicators of the leveling process under investigation.
Key words: professional orientation, the structural and functional model of a professional orientation.
Bibliography:
1. Bukharina T.L., Averin V.A. Psychologo-Pedagogical aspects of medical education. Ekaterinburg: UrD of the RAS, 2002. -406 p.
2. Ivanitsky A.T. Pedagogics of professional self-elaboration of the students of MIA. - St-Peterburg: St-Peterburg University of MIA of Russia, 1999.
3. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich S.L. Psychology of high school. Publishing house: Harvest, 2006. - 416 p.
4. Kuzmina N.V. Professionalism of teaching activities / N.V. Kuzmina, A.A. Rean. St-Peterburg, 1993. -54 p.
5. Markova A.K. Psychology of professionalism / A/K/ Markova. - M.: 1996. -308 p.
6. Shavir PA. Psychology of professional self-determination in early adolescence / PA. Shavir. -M.: Pedagogy, 1981. - 96p.