УДК 378.14 ББК 74.05
Коровина Ирина Алексеевна
доцент
кафедра иностранных языков Оренбургская государственная медицинская академия
г. Оренбург Кorovina Irina Alekseevna Assistant Professor Chair of Foreign Languages Orenburg State Medical Academy Orenburg
Педагогические условия использования
самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности Pedagogical Conditions of Self-Educated Activity As a Factor of Professional Orientation
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной направленности студента-медика в самообразовательной деятельности. Реализацию структурно-функциональной модели формирования профессиональной направленности обеспечивает комплекс педагогических условий: - обогащение профессионального кругозора студента, повышение его ответственности за качество получаемого медицинского образования на основе участия студента в отборе содержания научной литературы; - принятие субъектной позиции студента в самообразовательной деятельности за счет использования комплекса гуманитарных технологий; - становление учебноисследовательских, научно-исследовательских умений студента при его участии в деятельности студенческого научного общества, научнопрактических конференциях, олимпиадах по предмету, публикациях в научных изданиях.
The article deals with pedagogical conditions of medical students’ professional orientation in self-educated activity. The implementation of structural-and-functional model of professional orientation forming is provided by a set of pedagogical conditions: enriching the professional outlook, increasing the students’ responsibility for the quality of medical education through their participation in the selection of the scientific literature; adopting the subjective position by the students in self-educated activity through the usage of humanitarian technologies set; forming the students’ training and research skills with their involvement in student scientific society, scientific conferences, subject competitions, publications in scientific editions.
Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная
направленность, самообразовательная деятельность.
Key words: pedagogical conditions, professional orientation, self-educating activity.
Стратегические потребности современного общества, переход к экономике знаний, становление обучающегося общества актуализируют подготовку компетентных и конкурентноспособных специалистов, в том числе с высшим медицинским образованием, обладающих определенными
ценностными ориентациями, личностными качествами и способностями, для которых характерна устойчивая потребность в образовании и самообразовании. Перед профессиональным образованием стоит задача формирования личности, обладающей самообразовательной компетентностью, способами получения нового знания, умениями самостоятельно работать с информацией, необходимой для профессионального роста. Это закреплено в проекте закона РФ «Об образовании (2010)», Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025, ФГОС третьего поколения высшей школы.
Современные тенденции развития медицинского образования, характеризующиеся значительным увеличением объема информации, широким использованием новейших технологий, методов исследования, диагностики и лечения, обусловили необходимость усиления профессиональной направленности студента-медика, которая выступает как интегративное качество личности, характеризующееся наличием у студента системы учебной и профессиональной мотивации, стремления и устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности; ориентации на социально и личностно
значимые ценности. Критериями ее сформированности выступают
когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический. Формирование профессиональной направленности студента-медика представляет собой процесс ее становления, накопления положительных изменений в её содержании. Данный процесс рассматривается нами как целостный,
педагогически обоснованный, целенаправленный, который необходимо формировать. Латинский язык, являясь самостоятельной дисциплиной в медицинском вузе, по своей структуре, целевым установкам и профессионально развивающим возможностям является базой для формирования данного качества личности, в ходе чего она получает возможность самовыражения, становится творческой, независимой, способной принимать самостоятельные решения.
Мы считаем, что процесс формирования профессиональной
направленности будет целенаправленным, если создана структурно-
функциональная модель, в которой находит отражение не только характеристика профессиональной направленности, но и раскрыты условия, средства, методы развития и становления необходимых составляющих качеств в самообразовательной деятельности.
Исследование показало, что реализацию структурно-функциональной модели обеспечивает комплекс педагогических условий. Определяя понятие «комплекс» мы ориентируемся на выводы Т.Е. Климовой о том, что это взаимосвязанная совокупность мер педагогического процесса, структура которой учитывает развитие этого процесса в оптимальном режиме на каждом этапе. Данная проблема заставила нас обратиться к научным исследованиям, определяющим развитие педагогических условий и выявить следующие аспекты их изучения:
- условие это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить [С.И.Ожегова ];
- условие как совокупность предпосылок внешней и внутренней среды, вероятно влияющих на развитие конкретного психологического явления, причем это влияние опосредовано активностью самой личности, группы людей [А.Н. Леонтьев];
- педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей [1];
- педагогические условия - внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, закономерно предполагающие, но не гарантирующие определенный результат [2];
- педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и обстоятельств, направленных на решение поставленных задач [6];
- педагогические условия - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного,
целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности [И.С. Якиманская].
Различные позиции по данной проблеме дополняют друг друга, обобщая их, приходим к выводу, что педагогические условия выступают как совокупность целенаправленно созданных и реализуемых в образовательной среде мер, обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи и способствующих повышению эффективности этого процесса. Ориентиром при определении педагогических условий послужили работы исследователей О.В. Ивановой, П.И. Образцова, О.Н. Овсянниковой, Н.В. Фроловой, занимающихся разработкой педагогических условий совершенствования обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Анализ литературы и опыт педагогической практики дали возможность выделить следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию структурно-функциональной модели формирования исследуемого процесса:
- обогащение профессионального кругозора студента, повышение его ответственности за качество получаемого медицинского образования на основе участия студента в отборе содержания научной литературы (монографий, статей, обзоров, рецензий) для самостоятельного изучения с учетом междисциплинарных связей в соответствии с ФГОС третьего поколения и квалификационными требованиями к подготовке специалистов медицинского профиля;
- принятие субъектной позиции студента в самообразовательной деятельности за счет использования комплекса гуманитарных технологий (метод проектов, портфолио, мультимедиа, кейс-стади), направленных на достижение преемственности аудиторной и внеаудиторной самообразовательной деятельности;
- становление учебно-исследовательских, научно-исследовательских умений студента при его участии в деятельности студенческого научного общества, научно-практических конференциях, олимпиадах по предмету (региональных, всероссийских, международных), публикациях в научных изданиях.
Остановимся более подробно на обосновании каждого из них. При реализации первого педагогического условия студентам экспериментальной группы для самостоятельного изучения предлагалась специальная, научная медицинская литература. В их функции входил выбор монографий, статей, научной обзоров, рецензий зарубежных и отечественных авторов, в том числе ученых нашей академии. Например, монографии проф. Т.Л. Бухариной «О выборе профессии врача», А.В. Карпец «Мониторинг и оценка
наркоситуации»и т.д.
Вместе с преподавателем был разработан график встреч-консультаций с целью проверки, оценки и самооценки усвоения студентами содержания научных источников. Под нашим руководством студенты выработали алгоритм работы с источником, где было указано на обязательность выявления основной идеи автора, вычленение главного тезиса, определение способов, приемов, технологий решения проблемы и наконец, возможности использования изученных материалов в обсуждении своей темы.
Развитие самообразовательных умений повышало личностный статус студента, обогащало профессиональный кругозор. Намечались формы обмена, обсуждения полученной информации в беседах, «круглых столах», дискуссиях. Студенты использовали самостоятельно приобретенные знания на общеинститутских диспутах, приводили в качестве примеров высказывания, доказательства авторов. Студенты демонстрировали умение аргументации, приобретенные в самообразовательной деятельности на «круглых-столах» по различным темам («Добродетели Аристотеля в практике современной медицины», «От клятвы Гиппократа к клятве российского врача»). Дискуссии перерастали в дебаты, поднимая вопросы медицинского образования и обслуживания, профессионального идеала, личностно значимых качеств современного врача. В ходе самообразовательной деятельности студент выдвигал цели приобретения новых способностей, новых способов действий с научными понятиями. Это была «деятельность по самоизменению самого себя».
Итогом реализации данного условия стало повышение активности, самостоятельности, ответственности студента за выбор литературы,
обогащение его кругозора в области медицинской науки и практики, понимания необходимости дальнейшего углубления знаний.
При реализации второго педагогического условия проектная технология была выбрана в качестве основной и связана с выполнением исследовательских и творческих проектов. В рамках работы над проектами студенты ЭГ самостоятельно формулировали темы проектов, определяли цели, разрабатывали его структуру, план действий, работали с источниками информации, устраивали регулярные встречи, во время которых обсуждали промежуточные результаты. В заключении проводили презентацию проекта (в виде сообщения, видеофильма, пособия, брошюры и т.д.), подводили итоги, оценку и самооценку проекта.
Разрабатывая исследовательские проекты («Писатели-врачи и общественные деятели», «Вперед к Гиппократу!») студенты объединялись в группы по 10-14 человек, в процессе разработки которых появились индивидуальные подпроекты: ( «Воззрения М.Монтеня на медицину 16 века», «Латынь в произведениях А.С. Пушкина»).
Выполняя творческие проекты («Мифологизмы в медицинской терминологии», «Витамины: за и против») студенты изготавливали плакаты, наглядные пособия, стенды.
Высокую оценку получили исследовательские проекты «Драматическая медицина», «Нравственные принципы медицины из глубины веков», которые включали несколько индивидуальных подпроектов (н-р, «Жизненное кредо Ф.Г.Углова», «Н.И.Пирогов — быть Человеком», «Народный доктор Ф.П. Гааз», «Б.В. Петровский - хирург, педагог, новатор»), результаты которых были представлены на межкафедральных монотематических конференциях и опубликованы в сборниках материалов студенческих научно-практических конференций. Мы считаем, что данная инновационная технология создавала психологические условия, при которых студент в самообразовательной деятельности занимал активную позицию и в полной мере мог проявить себя не только как объект, но и как субъект образовательного процесса. Чувствуя себя субъектом самообразовательной деятельности, он убеждался в
правильности выбора своей профессии, что мы определяли в качестве главного показателя формирования профессиональной направленности.
Третье педагогическое условие стало обобщающим. Переживание успеха, положительных результатов при реализации первых двух педагогических условий побудило студентов экспериментальной группы на новые самообразовательные действия, которые заключались в том, что все студенты вступили в студенческое научное общество (СНО). Сложившаяся привычка заниматься самообразовательной деятельностью активно содействовала развитию устойчивой потребности студентов в ней.
Самообразовательная деятельность в рамках СНО предусматривала следующую систему: ежемесячные заседания кружка; выпуск стендовой информации; проведение конкурсов (рисунка к латинскому изречению, рефератов, перевода студенческого гимна “Гаудеамус”, наглядных пособий); викторин («Знаешь ли ты страну изучаемого языка?»); участие в научнопрактических конференциях; олимпиады по предмету (региональные,
всероссийские, международные); публикации в сборниках студенческих научных трудов.
Участие студента-медика в СНО формировало положительное отношение к изучаемому предмету, через него интерес к профессии, профессионально значимые качества, стимулировало устойчивую познавательную мотивацию и самостоятельность. Самообразовательную деятельность в рамках СНО рассматриваем как пропедевтическую исследовательскую работу студентов, направленную на эффективную адаптации к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности.
Нами выявлена положительная динамика результатов использования самообразовательной деятельности как фактора формирования
профессиональной направленности студента. Так, студенты
экспериментальной группы за время педагогического эксперимента наполнили свое портфолио следующими достижениями:
- 3 призера, 7 лауреатов Международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам терминологии, г. Ульяновск, (2010, 2011);
- 3 призера, 2 лауреата Межвузовской олимпиады по иностранным языкам, г. Оренбург, (2010, 2011);
-8 публикаций в сборниках студенческих научно-практических конференций, г. Оренбург, г. Самара, г. Ульяновск, г. Тюмень, (2010, 2011);
-2 призера, 5 лауреатов Всероссийских студенческих научно-
практических конференций, г. Оренбург, г. Самара, (2010, 2011).
Подтверждением эффективности реализации данного условия явилось повышение профессиональной направленности студентов экспериментальной группы, уровня владения специальными знаниями, сформированностью учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений. Главным
показателем профессиональной направленности студентов экспериментальной группы стали положительные профессиональные мотивы, устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности; ориентации на человека и его здоровье как ценность.
Таким образом, выявленные в ходе педагогического эксперимента педагогические условия обеспечили эффективную реализацию структурнофункциональной модели использования самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / В.П. Беспалько. — М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
2. Бухарина, Т.Л. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования [Текст] / Бухарина, Т.Л., Аверин, В. А. - Екатеринбург: Российская академия наук, 2002. - 406 с.
3.Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И.Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Изд-во: Харвест, 2006. - 416 с.
4.Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности [Текст] /Л.Б. Соколова.- Оренбург: ОГПУ, 2007.-157с.
Bibliography
1. Bespalko, V.P. Environmental Sound Pedagogy [Text] / V.P. Bespalko. - M.: Education, 2008. - 512 p.
2. Bukharina, T.L. Psychological-and-Pedagogical Aspects of Medical Education [Text] / T.L. Bukharina, V.A Averin. - Yekaterinburg: UrD of the RAS, 2002. - 406 p.
3. Dyachenko, M.I. Higher School Psychology [Text] / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich, S.L. Kandybovich. - M.: “Harvest” Publishing House, 2006. - 416 p.
4. Sokolova, L.B. Culturological Content of Pedagogical Activity [Text] / L.B. Sokolova. -Orenburg: OSPU, 2007. - 157 p.