Научная статья на тему 'Некоторые подходы к становлению позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза'

Некоторые подходы к становлению позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарина Татьяна Леонидовна, Заболотная Светлана Геннадьевна

В статье рассматриваются пути, педагогические условия, формы и методы становления позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза. Приводится анализ экспериментальных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE ESTABLISHMENT OF THE POSITIVE IMAGE OF THE PROFESSIONAL FUTURE IN THE MEDICAL STUDENTS

The ways, pedagogical conditions, forms and methods of the establishment of positive image of professional future in medical students are considered in this article. The analysis of experimental findings is also given.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к становлению позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза»

гуманитарные дисциплины

УДК 378

Т. Л. БУХАРИНА, С. Г. ЗАБОЛОТНАЯ

некоторые подходы к становлению позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», Оренбург T. L. BUKHARINA, S. G. ZABOLOTNAYA

THE MAIN APPROACHES TO THE ESTABLISHMENT OF THE POSITIVE IMAGE OF THE PROFESSIONAL FUTURE IN THE MEDICAL STUDENTS

ключевые СЛОВА: ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ профессионального будущего, СТУДЕНТ медицинского вуза.

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются пути, педагогические условия, формы и методы становления позитивного образа профессионального будущего у студента медицинского вуза. Приводится анализ экспериментальных данных.

KEY wORDS: pOSITIVE IMAGE OF

professional future, medical students.

SuMMARY

The ways, pedagogical conditions, forms and methods of the establishment of positive image of professional future in medical students are considered in this article. The analysis of experimental findings is also given.

Современный мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях, происходящих в обществе в настоящее время. Эти изменения актуализируют проблему модернизации высшей школы в целом и медицинской высшей школы в частности. Суть данной модернизации заключается не только в смене парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», от традиционного образования к образованию инновационному, ориентированному, в том числе и на личность студента, но и в необходимости формирования нового типа мышления - аксиологического. Осознаваемая и принимаемая личностью система ценностей позволяет ей не только определить свое место в жизни, но и спроектировать свое профессиональное будущее.

Бухарина татьяна леонидовна - докт. пед. наук, проф.; тел. (3532) 25-20-92;

Заболотная светлана Геннадьевна - доц. каф. иностранных языков; zabolotnaya56rus@yandex.ru; тел. (3532) 77-59-98.

Перед высшей медицинской школой сегодня стоит задача по созданию условий для максимально полного, успешного и эффективного раскрытия возможностей и способностей каждой личности, обладающей определенными ценностными ориен-тациями, а также устойчивой потребностью в образовании и самообразовании.

Поскольку образование является «ключом к будущему», то именно будущее и является определяющим звеном движения личности вперед. Без определения будущего невозможно объяснить ни реального хода развития человека, ни его потенциальных возможностей.

Таким образом, особую значимость приобретает работа по становлению позитивного образа профессионального будущего у студента-медика, направленная на формирование у каждого студента способности вырабатывать свою линию поведения, опираясь на нравственные убеждения, ценностные ориентации в соответствии со своими жизненными и профессиональными целями и планами.

Становление позитивного образа профессионального будущего - процесс целеустремленный, сложный и при этом динамичный, определяемый рядом этапов и компонентов: I этап - присвоение личностью ценностей медицинской профессии, т. е. познание мира ценностей будущей профессии. Данный этап обеспечивает создание ценностного «образа мира профессии». Это период адаптации, а именно профессиональной адаптации студента в условиях обучения в медицинском вузе. Процесс профессиональной адаптации в рамках образовательного пространства высшей медицинской школы представляет собой приспособление студента -будущего специалиста - не только к особенностям образования, но и к избранной профессии.

II этап - профессиональное самоопределение личности, т. е. ее преобразование на основе присвоенных личностью ценностей профессии. На данном этапе происходит самопознание, самооценка, осознание себя в профессии, формирование «образа

Я - профессионал». Профессиональное самоопределение, в свою очередь, представляет собой процесс формирования личностью профессионального сознания, ее отношения к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации, достигаемых благодаря согласованию внутриличност-ных и социально-профессиональных потребностей, охватывающих весь жизненный и профессиональный путь человека. III этап - построение своей жизненной перспективы в освоенной системе. Самопроектирование обеспечивает становление «образа будущего». На данном этапе происходит систематизация, согласование и выстраивание собственной шкалы ценностей. Определившись во внешнем мире и осознав себя в нем, студент осуществляет оценку, выбор и в итоге строит перспективу своего профессионального будущего.

Становление позитивного образа профессионального будущего в качестве динамического процесса разворачивается в пространстве вузовского образования и характеризуется следующими критериями:

- мотивационно-ценностный (определяет характер мотивации, осознание личностной и социальной значимости будущей профессии);

- когнитивный (включает степень ознакомления студентов с профессиональной деятельностью; включенность в деятельность по освоению общих и специфических особенностей профессии; степень развития профессионально-значимых качеств);

- деятельностно-практический (определяет степень владения основными приемами деятельности; определяет степень удовлетворенности деятельностью и ее результатом).

Реализация структурно-функциональной модели становления позитивного образа профессионального будущего обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- непрерывность процесса образования (т. е. преемственность содержания обучения на всех этапах и профилях обучения);

- этапность (каждый новый этап образовательной деятельности является базой последующего);

- преемственность (предполагает соблюдение межпредметных связей, направленных на привлечение студентов к участию в исследовательской и научной работе, где формируются и развиваются творческие способности и нацеленность на самообразование);

- интеграция (обеспечивает взаимозависимость и взаимоподчинение в преподавании дисциплин разных профилей);

- профилизация (отражает специфику медицинского образования);

- совместная деятельность (позволяет студенту стать субъектом обучения - активным и самостоятельным).

Данные педагогические условия представляют совокупность мер, обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи, и делают этот процесс успешным и эффективным.

Для обеспечения целенаправленного процесса по становлению позитивного образа профессионального будущего на кафедре иностранных языков была разработана авторская методика, включающая: 1. Научно-методическое обеспечение, становление позитивного образа профессионального будущего, представленное в виде учебно-методических пособий по английскому и латинскому языкам, отмеченных грифом УМО и рекомендованных для студентов медицинских вузов России; учебные пособия; методические рекомендации для преподавателей; контрольные работы и тестовые задания. 2. Реализация учебного процесса на основе сочетания традиционных (практические занятия, семинары) и инновационных форм обучения (занятия-конференции, занятия-дискуссии); активных методов обучения (ролевые и деловые игры, проблемные ситуации) и интерактивных (мозговой штурм, кластер-метод, пазл-метод, метод проектов, портфолио). Активные методы обучения (АМО) способствуют активизации мышления студентов; активность студентов сопоставима с активностью преподавателя; реализуют возможности совместного и группового усвоения знаний, умений и навыков; обучение происходит в условиях решения проблемных ситуаций. Основная идея интерактивных методов (ИМО) - развивать критическое мышление студентов как конструктивную интеллектуальную деятельность в процессе личностной коммуникации. 3. Организация инновационной деятельности СНО.

Поскольку многие выпускники средней школы поступают в медицинский вуз не имея отчетливого представления ни о своих личностных особенностях, ни о специфике будущей профессии, возникает насущная необходимость разработки комплекса форм и методов педагогического руководства по становлению позитивного образа профессионального будущего.

Проведенная нами диагностика показала, что на вопрос о представлениях о своей будущей профессии 51,8% студентов первого курса и 93,3% второго отметили, что работа будет интересной; 69,2% (1-й курс) и 46,6% (2-й курс) - предоставит возможность для саморазвития. Анализ проводимых нами исследований показывает, что ряд студентов,

сделав свой профессиональный выбор, не уверены в его правильности. Среди причин, повлиявших на выбор профессии, студенты, прежде всего, выделяют стремление приносить пользу людям - 70,3% (1-й курс) и 64,3% (2-й курс); стремление к интересной и содержательной жизни - 51,7% (1-й курс) и 35,7% (2-й курс); при этом любовь к людям движет лишь 7,1% студентов 2-го курса, но 62,9% (1-й курс). Ответ «не знаю» дает 11,1% (1-й курс) и 0% (2-й курс). Среди факторов, повлиявших на выбор профессии, 74% (1-й курс) и 11,1% (2-й курс) выделяют семью; знакомство с врачами - 70,3% и 28,6% соответственно; жизненные ситуации - 51,8% и 35,7%; соответствие своих способностей данной профессии выделяют 18,5% (1-й курс) и 14,3% (2-й курс).

Внутренняя позиция субъекта к миру своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессии, прежде всего, прослеживается в профессиональных планах и намерениях. В связи с этим значимым является ответ на вопрос: предполагаете ли вы работать по специальности после окончания вуза? 92,3% (1-й курс) и 85,7% (2-й курс) достаточно конкретно представляют свое будущее. И поскольку стремление человека к саморазвитию и самосовершенствованию обусловливается жизненными целями и личностными ценностями, то на вопрос: жизненные планы -23% (1-й курс) и 40% (2-й курс) планируют продолжить образование, примечательно, что ни один из респондентов не дал положительного ответа относительно отсутствия определенных планов на будущее.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство студентов достаточно реалистично относятся к своему будущему. Но важно отметить, что неудовлетворенность выбором профессии искажает представление о будущем, создавая весомое препятствие для достижения успешности в карьере.

Обобщая полученную информацию, можно сделать вывод о том, что такие социально-значимые ценности, как «стремление приносить пользу людям» - 70,3% / 64,3%, «стремление к интересной и содержательной жизни» - 51,8% / 35,7% (интерес к профессии) обладают большой личностной значимостью для студентов, что выражается в адекватном оценивании роли самопроектирования своего профессионального будущего, желании брать на себя ответственность за решение жизненных проблем. В нашем исследовании мы приводим ранжировку показателей, характеризующих интерес студентов к медицинской профессии:

1. Престижная профессия: 74% и 28,6%. 2. Наличие медиков среди родственников и знакомых: 74% и 42,8%. 3. Стремление приносить поль-

зу людям: 70,3% и 64,3%; 4. Жизненная ситуация: 51,8% и 35,7%. 5. Занятия в научных кружках академии: 31,2% и 87,5%. 6. Чтение медицинской научно-популярной литературы: 29,6% и 16,6%. 7. Наличие грамот за участие в олимпиадах: 27,4% и 63,7%.

8. Работа по медицинским специальностям до поступления в вуз / летние каникулы: 7,4% и 28,6%.

9. Интерес к науке: 7,1% и 33,3%. 10. Чтение специальной литературы: 3,6% и 25,9% соответственно. Проведенная диагностика показала, что для студентов 1 и 2-го курсов интерес оказывает регулирующее воздействие на формирование способов поведения в жизненных и профессиональных ситуациях, в число которых, безусловно, входит обязательное владение навыками самопроектирования.

Таким образом, мы видим, что именно интерес является компонентом важнейших личностных образований - отношения, потребностей, ценностных ориентаций, направленности личности, самоопределения и самопроектирования, т. е. активных процессов деятельности. Согласно полученным в нашем исследовании данным, мы выделяем три основных момента, определяющих развитие и совершенствование педагогических инновационных технологий: 1) критерии оценки готовности к профессиональному самоопределению личности; 2) универсальный механизм активизации познавательной деятельности личности, включающий интерес, самостоятельность и активность; 3) структура управления познавательной деятельностью личности при условии единства теоретико-методологической компоненты и адекватного организационно-методического обеспечения.

Синергидное действие всех трех компонентов системообразующего фактора ведет к становлению позитивного образа профессионального будущего. Одним из эффективных способов развития интереса, активности и самостоятельности студентов медицинского вуза является как можно более раннее привлечение студентов к работе в СНО (участие в работе студенческого научного кружка кафедры, привлечение студентов к реферативной работе, участию в предметных олимпиадах и викторинах и др.). Работа в СНО способствует не только расширению знаний студента по предметам, но и обогащению его профессионального опыта. Вся эта деятельность направлена на формирование активной, творческой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию (как нравственному, так и профессиональному), понимающей и принимающей личностный смысл и общественную значимость результативности данной деятельности.

В достижении данной цели важную роль играет педагогическое руководство. Оно представляет собой целенаправленный, взаимоактивный, взаимоосознанный процесс в рамках которого происходит переход руководимой системы из одного состояния, посредством деятельности, соотносимой с целью, в другое, в котором при помощи регулирующих и корректирующих средств, достигается проектируемый и прогнозируемый результат и взаимная адаптация. Весь комплекс мер педагогического руководства, разработанный на кафедре иностранных языков, основан на развитии интереса, активности и самостоятельности всех участников педагогического процесса, при смещении акцентов на субъект - субъектные взаимоотношения и соответствует конечной цели медицинского образования - формированию личности специалиста в области медицины.

При проведении исследования были определены особенности адаптации к обучению в медицинском вузе; влияние потребности в достижениях на эффективность деятельности. При диагностике профессионального самоопределения мы исследовали мотивационную направленность студентов, их отношение к профессиональному обучению и будущей деятельности. При диагностике самопроектирования изучалось отношение студентов к будущей профессии, к своему настоящему и будущему, к успеху в карьере.

Таким образом, именно позитивный образ профессионального будущего положительно влияет на степень удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, оказывая безусловное и зако-

номерное воздействие на структурную организацию системы регуляции актуальной и потенциальной личностной активности. Студенты, проявляющие себя как более инициативные, адаптированные к современным условиям обучения в вузе и жизни в целом, более реалистично представляют свое будущее по сравнению со сверстниками, не имеющими отчетливых представлений о жизненных перспективах. Становление позитивного образа профессионального будущего подразумевает постановку и осознание целей и смысла учебно-профессиональной деятельности студентов. Основной акцент при этом делается на саморазвитие, творчество, активность и самостоятельность, ориентированных на выработку каждым студентом медицинского вуза реалистичных прогнозов и планов развития своей профессиональной жизнедеятельности в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бухарина, Т. Л. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования / Т. Л. Бухарина, В. А. Аверин. - Екатеринбург, 2002. - 405 с.

2. Бухарина, Т. Л. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза / Т. Л. Бухарина // Врач. - 2011. - № 10 - С. 71-73.

3. Заболотная, С. Г. Пути формирования позитивного «Образа Будущего» у студентов-медиков / С. Г. Заболотная// Научный потенциал. - 2012. - № 1 (6). - С. 22-27.

4. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2009. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.