Научная статья на тему 'Добрая слава - богатое наследие'

Добрая слава - богатое наследие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добрая слава - богатое наследие»

достна, оптимистична, великий труженик, которому можно только низко поклониться. Мы всегда помним и любим нашего Учителя, Галину Михайловну Мор-шинину, ценим её труд, заботу и душевную теплоту.

Коллеги и ученики от всей души поздравляют

Галину Михайловну и желают ей крепкого здоровья, оптимизма, дальнейших достижений на этой нелегкой, но любимой педагогической стезе, творческих успехов, любви ближних и благодарности ее многочисленных учеников.

УДК 378

Е. А. ИВАНОВА, И. А. КОРОВИНА, С. Г. ЗАБОЛОТНАЯ, Т. В. МИХИНА

ДОБРАЯ СЛАВА - БОГАТОЕ НАСЛЕДИЕ

Оренбургский государственный медицинский университет

E. A. IVANOVA, I. A. KOROVINA, S. G. ZABOLOTNAYA, T. V. MIKHINA

HIGH REPUTATION IS SUPERB HERITAGE

Homo doctus in se simper divitias habet. Умный человек всегда имеет богатство в себе самом

Юбилейные даты в жизни нужны, наверное, для того, чтобы остановиться и осмыслить пройденный путь. Юбилей Т. Л. Бухариной - достойный повод еще раз рассказать о замечательном человеке. Жизнь многое подарила ей. Обаятельна, красива и женственна. Интеллигентна и умна. Талантлива и успешна во всём. Активна и деятельна. Внимательна к близким, друзьям и коллегам. Убедительна и логична в споре. Ровна в общении. Профессионал высочайшего класса. Творческая натура. Педагог, как говорят, от Бога. Что ни говори, в самом её имени «Татьяна» есть некая решительность и уверенность, мягкость и спокойствие. И вряд ли такие качества сегодня можно назвать бесполезными. Она несомненный лидер-боец, стратег и рациональный оптимист, владеющий тайнами формулы любви и свято их охраняющий. Конечно же, это Татьяна Леонидовна Бухарина.

Татьяна Леонидовна родилась в Ульяновске. Её отец, Кузин Леонид Дмитриевич, был доктором ветеринарных наук, профессором, крупным организатором высшего образования. Мама, Лидия Никифоров-на, учёный-микробиолог, вкладывала в свою семью

Иванова Елена Алексеевна - к. пед. н., доцент кафедры иностранных языков; тел. 8 (3532) 775998; k_language@orgma.ru Коровина Ирина Алексеевна - к. пед. н., доцент, заведующая кафедрой иностранных языков; тел. 8 (3532) 775998; тпка.когоуша@ mail.ru

Заболотная Светлана Геннадьевна - к. пед. н., доцент кафедры иностранных языков; тел. 8 (3532) 775998; k_language@orgma.ru Михина Татьяна Владимировна - доцент кафедры иностранных языков; тел. 8 (3532) 775998; k_language@orgma.ru

всю душу и сердце, заботясь о том, чтобы дети были образованными, умными, самостоятельными и трудолюбивыми. Семья была большой, дружной и любящей, заложившей всё доброе и светлое в своих детей. Затем всё как обычно: учёба в школе в Оренбурге, на факультете иностранных языков Оренбургского пединститута, работа учителем английского языка в посёлке Светлом, позже в известной школе № 51 г. Оренбурга, славящейся своими традициями и, конечно же, выпускниками. Наконец, работа на кафедре иностранных языков Оренбургского государственного медицинского института. Далее педагогическая и научная карьера были головокружительными. Татьяна Леонидовна прошла непростой путь от ассистента, старшего преподавателя, заведующего секцией латинского языка до профессора. За спиной остались с блеском за-щищённые кандидатская (1983 г.) и докторская (1999 г.) диссертации. Татьяна Леонидовна разработала ряд новых теоретических положений профессионального самоопределения молодёжи на медицинскую профессию и является инициатором и организатором научных исследований в ОрГМУ по вопросам научной организации профессионального воспитания студентов-медиков.

В 1987 году Татьяна Леонидовна возглавила кафедру иностранных языков. Это был трудный период, когда нужно было отстаивать преподавание иностранных языков в медицинском вузе. Показательным будет и тот факт, что наша кафедра была единственной среди всех 47 кафедр медицинских вузов страны, где иностранный язык продолжал преподаваться в обычном режиме. Несомненно, это была большая победа Татьяны Леонидовны. А впереди были лихие 90-е и не менее тяжёлые так называемые «нулевые». Всю свою энергию молодой руководитель кафедры направляет на мобилизацию творческих сил кафедрального коллектива, нацеливает его на проведение научно-исследовательской работы с целью разработки современной концепции преподавания латинского языка в медицинском вузе, построенной на принципах личностно-деятель-

ностного подхода, создание целостного учебно-методического комплекса, отвечающего всем требованиям этой системы. В курсе латинского языка, начиная с 1987 года, последовательно создавалось методическое обеспечение дисциплины «Латинский язык». На протяжении нескольких лет разрабатывались и апробировались новые и оригинальные формы, такие как конкурсы рисунков к древним изречениям на латинском языке, усовершенствовались и внедрялись тематические выпуски стендовой информации, конкурсы рефератов, студенческие конференции, тематические вечера и игры-викторины. Был разработан и издан комплекс для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, построенный на новых педагогических требованиях и методических подходах к преподаванию. Пособия, изданные кафедрой, были утверждены республиканскими проблемными комиссиями. Секция иностранных языков вслед за секцией латинского языка разработала комплекс учебных пособий для всех факультетов. Работа кафедры получила высокое одобрение (дипломы лауреатов премии Правительства Оренбургской области за достижения в сфере науки и техники за 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2011 годы).

С целью претворения педагогических исследований в образовательное пространство медицинского вуза, начиная с 1988 г., Т. Л. Бухарина становится руководителем и ответственным исполнителем республиканской программы «Научная организация учебного процесса» (НОУП-1) МЗ РФ. Приоритетными направлениями проводимой работы были: «Факторы успешности обучения студентов-медиков», «Личностно-деятельностный подход к медицинскому образованию», «Личностные качества преподавателя как фактор успешности обучения студентов». В академии по этой тематике проведены: проблемная комиссия высшего медицинского образования при участии членов проблемной комиссии МЗ РФ; ряд конференций, в том числе для молодых преподавателей: «Роль личности педагога в учебном процессе высшей медицинской школы» и т. д., по материалам которых были изданы монотематические сборники.

Вскоре Т. Л. Бухарина организовывает «Школу молодого преподавателя» (ШМП) для аспирантов и соискателей по программе комитета по народному образованию и Министерства высшего образования, осуществляя руководство её деятельностью в течение пятнадцати лет. Так, на кафедре была разработана авторская программа Т. Л. Бухариной. Программа прошла апробацию, получила одобрение специалистов. В 1993 г., во время проверки,

проводимой Государственной аттестационной комиссией, опыт ШМП получил высокую оценку, был признан новаторским и перспективным направлением в педагогической деятельности нашего вуза.

В течение ряда лет кафедра иностранных языков носила статус экспериментальной площадки, а Т. Л. Бухарина являлась куратором Уральского региона по учебно-методической работе по иностранному и латинскому языкам. Татьяна Леонидовна была заместителем председателя методической комиссии МЗ России по латинскому языку, членом методической комиссии по иностранным языкам и учебно-научно-методической комиссии по вопросам педагогики и психологии непрерывного образования медиков и фармацевтов.

Т. Л. Бухарина участвовала в качестве эксперта по высшему образованию в программе «Человек -общество - рынок», организованной Комитетом по образованию Верховного Совета СССР. Проводимые педагогические исследования получили положительную оценку, а ОГМА - благодарность от МЗ РФ. Результаты исследования, проводимого на кафедре, неоднократно докладывались на проблемных комиссиях по педагогике и психологии Высшей школы при Минздраве РФ, включая конференции в Оренбурге, Москве, Курске, Самаре, Кишиневе, Гродно, Саранске, Санкт-Петербурге, Ульяновске и др., получили одобрение специалистов и были рекомендованы для внедрения в медицинских вузах России.

Татьяна Леонидовна - автор 5 монографий, 10 монотематических сборников, 13 учебников, более 120 научных статей и публикаций.

На протяжении своей профессиональной карьеры, занимаясь вопросами улучшения качества подготовки будущих специалистов в области медицины, Татьяна Леонидовна была членом проблемной комиссии по латинскому и иностранным языкам, психологии и педагогики высшей школы МЗСР РФ; выполняла обязанности председателя педагогического общества ОГМИ и эксперта по высшему образованию при комитете по образованию Верховного Совета СССР. За безупречный труд и профессиональные достижения Татьяне Леонидовне была присуждена 1-я премия им. К. Д. Ушинского на областном конкурсе научных работ за руководство научной работой кафедры и Золотая медаль ВВЦ за систему педагогических подходов к медицинскому образованию. Татьяна Леонидовна стала лауреатом Х Московского международного салона инноваций и инвестиций за «Комплект учебных пособий по изучению медицинской терминологии

в медвузе», а также Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий за лучшее учебно-методическое издание в отрасли «Латинская медицинская терминология» в г. Москве. Необходимо отметить, что в 2013 г. кафедра иностранных языков была признана «Золотой кафедрой России». И это лишь некоторые вехи профессионального, творческого и человеческого пути Татьяны Леонидовны Бухариной.

Около 30 лет Татьяна Леонидовна успешно являлась заведующей кафедрой иностранных языков. Сохраняя и развивая добрые традиции, она много сил и внимания уделяла проблемам педагогики высшей школы, эффективным подходам к медицинскому образованию.

Многообразен и сложен процесс обучения иностранным языкам и латыни в медицинском вузе. Он требует от преподавателя постоянного напряжения воли, высокой концентрации внимания, большой отдачи сил, постоянной работы над собой. Всё это в характере Татьяны Леонидовны. Всегда собранная, работоспособная, организованная и готовая к встрече со студентами, она стремилась вызвать интерес к своему предмету, развивала познавательную

активность и самостоятельность будущих врачей, добивалась устойчивого внимания, сознательного отношения к работе. На занятиях происходило таинство: многие студенты влюблялись в латынь, смотрели на преподавателя с явным пиететом, и многие показывали на экзаменах отличные и хорошие знания латыни, с блеском выступали на конференциях и занимали призовые места в олимпиадах по латинскому языку, работали увлечённо и творчески. Казалось бы, всё очень просто! Многие преподаватели также владеют своей профессией, имеют солидный комплекс методической литературы и большой стаж работы. Однако добиться таких результатов не могут. И что самое обидное! Часто выпускники даже не могут вспомнить фамилию своего преподавателя. Татьяну Леонидовну помнят, говорят о ней добрые слова. Значит, чтобы добиваться больших успехов в работе, остаться в памяти своих учеников, нужно ещё очень любить своё дело, любить людей, быть справедливым, чутким и отзывчивым и много-много трудиться. Именно в этом, наверное, и заключается секрет профессии.

Коллеги поздравляют Татьяну Леонидовну с праздником весны и предстоящим юбилеем.

УДК [80+616-051](092)(091)

Г. М. МОРШИНИНА, Е. Ю. ТИШКОВА

В. И. ДАЛЬ - ВРАЧ И ФИЛОЛОГ

Оренбургский государственный медицинский университет

G. M. MORSHININA, E. Y. TISCHKOVA

V. I. DAL - DOCTOR AND THE PHILOLOGIST

Имя В. И. Даля ассоциируется у многих людей, главным образом, с известным толковым словарем и несколькими книгами на библиотечной полке. Многие даже не догадываются, какое восхищение и гордость вызывает этот человек, когда познакомишься с его творчеством поближе.

В. И. Даль родился в 1801 году, 10 ноября, в городе Луганске в семье старшего лекаря литейного завода. Отец, И. М. Даль, был богословом и медиком, знал восемь языков. Мать Даля свободно владела пятью языками. Она дала своим детям превосходное начальное образование.

Свое образование В. Даль продолжил в Петербурге, в морском кадетском корпусе. Окончив его в чине мичмана, он служил сначала на Черноморском, затем

Моршинина Галина Михайловна - к. м. н., доцент кафедры анатомии человека; тел. 8 (3532) 773009; k_anatomy@orgma.ru Тишкова Евгения Юрьевна - студентка 6-го курса; тел. 89226265268; tishkova_evgeniy@mail.ru

на Балтийском флоте и вышел в отставку лейтенантом в 1826 году. Отказавшись от карьеры морского офицера, Даль начал изучать медицину в Дерптском университете, который отличался в то время сильным профессорским составом, и вскоре сделал большие успехи, особенно в хирургии. Вместе с Владимиром Далем на факультете учились будущие знаменитости -хирурги Н. И. Пирогов и Ф. И. Иноземцев, терапевт Г. И. Сокольский, физиологи А. М. Филомафитский и А. Загорский. Н. И. Пирогов вспоминал: «За что ни брался В. И. Даль, все ему удавалось усвоить... Находясь в Дерпте, он пристрастился к хирургии и, владея необыкновенной ловкостью в механических работах, скоро сделался и ловким оператором». Н. И. Пирогов очень сожалел, что В. И. Даль впоследствии «переседлал из лекарей в литераторы» [5].

Из-за начавшейся русско-турецкой войны всех студентов-медиков отправили на театр военных действий. Для В. И. Даля сделали исключение. Университетское начальство, наслышанное о его незаурядных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.