Научная статья на тему '70 лет вместе с родным вузом'

70 лет вместе с родным вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухарина Татьяна Леонидовна, Михина Татьяна Владимировна, Коровина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «70 лет вместе с родным вузом»

УДК 378

Т. Л. БУХАРИНА, Т. В. МИХИНА, И. А. КОРОВИНА

70 ЛЕТ ВМЕСТЕ С РОДНЫМ ВУЗОМ

Оренбургская государственная медицинская академия

T. L. BUKHARINA, T. V. MIKHINA, I. A. KOROVINA

SEVENTY YEARS WITH DEAR HIGHER SCHOOL

The Orenburg State Medical Academy

Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон

Педагогический коллектив высшего учебного заведения - это «золотой фонд», который создает славу вузу, оберегает и умножает его традиции, хранит в памяти все лучшее, встает к плечу плечом, чтобы выстоять в трудных ситуациях. Это очень чуткий организм острого реагирования на любое изменение ситуации. Будет здоров коллектив - будут достижения и успехи у вуза в целом. И мы, педагоги кафедры иностранных языков, - одна из структур этого сложного организма, перед которой во все времена стояла ответственная задача: социально, психологически, педагогически помочь первокурсникам в адаптации к новой жизни - жизни в вузе.

Создана кафедра иностранных языков 1 октября 1944 года. Первым заведующим кафедрой был Н. Т. Цветков. С 1945 по 1960 гг. кафедру возглавлял А. С. Шелухин.

Omne principium difficile - всякое начало трудно - говорили древние греки, и это справедливо. На долю Н. Т. Цветкова, и особенно А. С. Шелухина выпало немало трудностей, т. к. создавать пришлось не только педагогический коллектив и методическое обеспечение, но и элементарную материальную базу. Однако уже тогда и в тех условиях стал формироваться основной принцип нашего коллектива - работать честно, увлеченно, творчески.

С 1960 по 1986 год заведующей кафедрой работала Л. Б. Авеличева. На дворе были 60-е годы с их «потеплением» и ветрами перемен. Требовались и новые подходы к изучению иностранных языков, и адекватные методы обучения. Под руководством Л. Б. Авеличевой на кафедре были разработаны и внедрены элементы проблемного обучения и программированного контроля, тестовый контроль и сценарии ролевых ситуаций и игр; были выявлены оптимальные формы и мето-

Бухарина Татьянна Леонидовна - д. пед. н., проф.; 8 (3532) 768535 Михина Татьяна Владимировна - доцент; 8 (3532) 775998 Коровина Ирина Алексеевна - к. пед. н., зав. кафедрой; 8 (3532) 775998

ды контроля при обучении различным видам чтения медицинской литературы на иностранных языках.

С созданием лингафонного кабинета разрабатывается целый комплекс лабораторных работ по всем языкам (Л. Б. Авеличевой, И. Г. Луговой, З. Ф. Шумей-киной, А. И. Рудовой). Фонозаписи, вполне профессионально сделанные сотрудниками кафедры Т. В. Ми-хиной, В. В. Леонтьевым, на протяжении многих лет эффективно использовались в учебном процессе.

Методическая работа всегда была главным делом для педагогов: создаются методические разработки для педиатров - по английскому языку Л. Б. Авеличевой, Л. А. Грязновой, по французскому языку А. И. Рудовой. Много сил потребовало создание отделения переводчиков, в разработке спецкурса для которого принимали активное участие Н. А. Морозова, И. Г. Луговая, З. Ф. Шумейкина.

Работу секции латинского языка в те годы возглавляла ст. преподаватель А. Э. Кукк, а затем В. П. Соловьева (Новинкина). Помимо создания методической базы преподавания медицинской терминологии в ОГМИ, они одними из первых в стране начали работу по созданию терминологических словарей по медицинским специальностям.

Портрет кафедры тех лет был бы неполным, если не вспомнить работу по воспитанию личности сту-

Л. Б. Авеличева (заведующая кафедрой с 1960 по 1986 год)

Т. Л. Бухарина (заведующая кафедрой иностранных языков 1987-2012 гг.)

дента - будущего врача. С 1973 года начал работу Клуб Интернациональной Дружбы (затем Клуб любителей иностранных языков) под руководством Г. И. От-дельновой. Цели были неоднозначные: воспитание чувства интернационализма, постижение основ межкультурной коммуникации, т. е. осознание необходимости мирного сосуществования и солидарности молодежи, развитие интереса и уважения к культурным ценностям других народов, и в то же время утверждение любви к своей стране и гордости за нее, а также расширение кругозора и стимулирование интереса к изучению иностранных языков.

В то время были разработаны интересные формы работы по страноведению. Л. А. Грязно-ва, Е. А. Иванова, Г. И. Отдельнова, А. И. Рудова, Ф. И. Стребулаева были настоящими энтузиастами этого дела. Но самым ярким воспоминанием остаются наши вечера на иностранных языках! Программа, тщательно разрабатываемая на протяжении нескольких месяцев, включала песни, стихи, сцены из пьес на разных языках (английском, немецком, французском, польском, болгарском, испанском, итальянском). В концертах участвовали несколько инструментальных ансамблей, самым популярным из которых руководил Илья Фурер. Настоящими музыкантами были студенты Игорь Целихин, Владимир Сукач, Александр Бровко, Александр Бредихин, Александр Михайлов, Евгения Артищева, Татьяна Баштан и многие другие. Часто гостями нашего вечера были актеры кукольного театра, а также ансамбли, солисты и самодеятельные артисты из других вузов города.

Еще одной яркой страницей истории кафедры иностранных языков ОГМИ стал дискоклуб «Любители музыки», организатором и постоянным куратором которого была преподаватель кафедры Н. В. Сидорова. Это была школа и эстетического воспитания, и общения.

Многоплановыми и интересными были ежегодные тематические вечера, проводимые для студентов и сотрудников в клубе «Горицвет» талантливым педагогом и подвижником А. И. Рудовой.

Работу кураторов 1-го курса сначала возглавляла Л. Б. Авеличева, а затем бессменным председателем Совета кураторов ОГМИ стала И. Г. Луговая. Неоднократно кафедра занимала 1-е место в институте по воспитательной работе и награждалась грамотами. Опыт кураторской работы был обобщен и опубликован в виде сборника. Сегодня эта работа продолжается преподавателями кафедры во главе со старшим куратором Е. В. Ненашевой.

С 1962 по 1987 годы Л. Б. Авеличева была председателем методического объединения преподавателей иностранных языков вузов города.

С 1968 по 1988 гг. Л. Б. Авеличева была членом научно-методического совета РСФСР по иностранным языкам, где отвечала за воспитательную работу. В плане организации воспитательной работы со студентами кафедра считалась одной из лучших в РСФСР

В 1987 году заведующей кафедрой иностранных языков становится Т. Л. Бухарина, прошедшая на этой кафедре последовательно все педагогические ступеньки - ассистент, старший преподаватель, зав. секцией латинского языка, доцент и, наконец, профессор. Всю свою энергию она направляет на мобилизацию творческих сил кафедрального коллектива, нацелив их на создание целостного учебно-методического комплекса. В курсе латинского языка, начиная с 1987 года, последовательно создаются «Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий», «Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по латинскому языку», «Памятка студенту-первокурснику по организации самостоятельной работы», «Методические указания по педагогическому руководству студентами по развитию у них интереса к латыни в медицинском вузе» (Т. Л. Бухарина, В. П. Соловьева, Т. В. Михина, Р. М. Сагирова, Н. В. Сидорова). Т. В. Михина, являясь с 1993 года зав. секцией, а затем зав. курсом латинского языка, активно берется за новый этап создания учебных, методических и дидактических материалов по курсу латинского языка и медицинской терминологии.

Научные интересы кафедры концентрируются на создании психолого-педагогической системы успешного обучения. Интерес к предмету - вот тот рычаг, который всегда помогает управлять процессом обучения. С энтузиазмом берется кафедра за разработку форм и методов развития интереса, активизации мыслительной и творческой деятельности преподавателя и студента.

В 1994 г. было создано пособие, в котором нашли отражение не только имеющиеся на кафедре формы

работы, теоретические подходы к организации эффективного педагогического процесса, но и обобщен опыт по интеграции в преподавании латинского и иностранного языков - «Активизация познавательного интереса студентов при обучении иностранному языку» - (Т. Л. Бухарина, Л. А. Грязнова, Е. А. Иванова, Г. И. Отдельнова, Т. В. Михина). В 1999 г. издается пособие «Самостоятельная работа студентов-медиков по формированию приемов углубленного понимания иноязычного текста» Е. А. Иванова, Т. Л. Бухарина.

В 2001 г. Л. А. Грязновой подготовлены методические разработки по грамматике английского языка для самостоятельной работы студентов. Секцией немецкого языка был удачно реализован принцип преемственности и последовательности в преподавании. Материалы, подобранные и используемые в процессе преподавания немецкого языка И. Г. Луговой, З. Ф. Шумейкиной, Т. И. Неверовой, были переработаны, дополнены современными подходами и формами изучения иностранного языка, в результате чего появился комплекс для самостоятельной работы студентов по грамматике немецкого языка (2000-2003 гг.): «Методические разработки по грамматике немецкого языка для самостоятельной работы студентов (1-3 части), «Коммуникативные упражнения по грамматике немецкого языка», «Тесты по грамматике немецкого языка» и учебное пособие «Лабораторные работы по немецкому языку для студентов-медиков», изданное с грифом УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию (Т. А. Кочетова, Т. И. Неверова, В. П. Махнева, И. Г. Луговая, Л. А. Грязнова).

Проводимые на кафедре исследования неоднократно докладывались на заседаниях проблемных комиссий по латинскому и иностранным языкам при Минздраве РФ, по педагогике и психологии Высшей школы, на конференциях в г. Оренбурге, Самаре, Кишиневе, Гродно, Саранске, Санкт-Петербурге, Пущино и др. Исследования одобрены, а результаты рекомендованы для внедрения в медицинских вузах России.

В курсе латинского языка разработан и издан комплекс для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, построенный на новых педагогических требованиях и методических подходах в преподавании. Пособия, изданные кафедрой, утверждены республиканскими проблемными комиссиями и отвечают предъявляемым к этой литературе требованиям.

С 1988 г. Т. Л. Бухарина является руководителем республиканской программы «Научная организация учебного процесса» (НОУП-1) МЗ РФ.

Приоритетные направления проводимой работы - «Факторы успешности обучения студентов-медиков», «Личностно-деятельностный подход

к медицинскому образованию», «Личностные качества преподавателя как фактор успешности обучения студентов». В академии по этой тематике проведены: проблемная комиссия высшего медицинского образования при участии членов проблемной комиссии МЗ РФ, конференции: «Самостоятельность и интерес как факторы обучения студентов-медиков», «Активные методы обучения»; для молодых преподавателей: «Роль личности педагога в учебном процессе высшей медицинской школы».

Т. Л. Бухарина участвовала в программе «Человек - общество - рынок», организованной Комитетом по образованию Верховного Совета СССР в качестве эксперта по высшему образованию. Проводимые педагогические исследования получили положительную оценку, а ОГМА - благодарность от МЗ РФ.

С 1988 года в вузе начала работу «Школа молодого преподавателя» для аспирантов и соискателей по программе комитета по народному образованию и Министерства высшего образования, рассчитанной на 108 часов. Работу «Школы» возглавила Т. Л. Бухарина, мобилизовав весь преподавательский потенциал кафедры. На кафедре разрабатывается авторская программа Т. Л. Бухариной. Суть ее в том, что занятия проводятся в 4 цикла методом «погружения», где с поступательной последовательностью проводились теоретические занятия самими аспирантами. Преподаватели же выступали в роли консультантов (Е. А. Иванова, Т. В. Михина). Заканчиваются занятия зачетом, который принимает руководитель «Школы молодого преподавателя» проф. Т. Л. Бухарина, а также проректор по УР проф. А. А. Стадников, проректор по НИР проф. Б. А. Фролов и зав. методическим Советом по аспирантуре и ординатуре доц. М. А. Долгов.

В качестве педагогической практики молодые преподаватели проводили занятия на своих кафедрах. Были разработаны и проведены интересные новые формы занятий: лекции вдвоем, лекции-пресс-конференции, лекции-шоу и т. д. Обратная связь, т. е. оценка коллег и слушателей, показала, что работа дала хорошие результаты. Во время проверки Государственной аттестационной комиссией в 1993 г. опыт ШМП получил высокую оценку, был признан новаторским и перспективным направлением в педагогической деятельности вуза.

Кафедра имеет статус экспериментальной площадки, а Т. Л. Бухарина является куратором Уральского региона по учебно-методической работе по иностранным и латинскому языкам. Т. Л. Бухарина - заместитель председателя методической комиссии МЗ России по латинскому языку, до 1996 г. член методической комиссии по иностранным языкам, член учебно-на-

Проф. Т. Л. Бухарина

и губернатор Оренбургской области Ю. А. Берг

учной методической комиссии по вопросам педагогики и психологии непрерывного образования медиков и фармацевтов.

H один десяток ученых института благодарны кафедре за подготовку к сдаче кандидатского минимума по иностранным языкам (Л. Б. Авеличева, Г. М. Штернгас, А. И. Рудова, И. Г. Луговая, H. А. Морозова, Г. И. Oтдельнова, Т. И. ^верова, В. П. Махне-ва, E. А. Иванова).

Tempora mutantur et nos mutamur in illis - времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Романтика педагогического труда заставляет нас искать новые пути активизации познавательной деятельности студента. Раннее приобщение к исследовательской работе, овладение методологией научной работы - это возможности для кружков и секций студенческого научного общества.

Студенческое научное общество кафедры иностранных языков зародилось в 7Q^ годы. Работа велась в двух секциях - иностранных языков и латинского языка. Шстоящими энтузиастами работы СHO были преподаватели кафедры Т. Л. Бухарина, Г. И. Oтдельнова, А. И. Рудова, Л. А. Гряз-нова, Т. В. Михина, E. А. Иванова, Р. М. Сагирова, H. В. Сидорова. Тематика работы СHO разнообразна: культурологическая, страноведческая, терми-новедческая. В 7Q^ годы разработаны и внедрены различные формы работы СHO: ежегодные студенческие научные конференции СHO «Мир вокруг нас» по иностранным языкам и конференции по латинскому под девизом «Vestigia semper adora»; Клуб Интернациональной Дружбы (затем Клуб любителей иностранных языков); лекторские группы; игра-викторина по иностранным языкам «Что? Где? Когда?». В SQ-е годы работа в рамках СHO набирает

обороты и становится более многоплановой. В это время организован Клуб «Любителей античности», проводятся тематические вечера, страноведческие конференции в школах города. Студенты проявляют свое творчество в конкурсе рефератов, конкурсе рисунка к древнему латинскому изречению и конкурсе перевода студенческого гимна «Gaudeamus». Успешно участвуют студенты 1 и 2-го курсов нашей академии в межвузовских олимпиадах по иностранным языкам. В 9Q^ разработанные ранее оригинальные формы работы СHO совершенствуются, но и внедряются новые, такие как викторина «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», тематические выпуски стендовой информации, конкурс эмблемы конференции QHO и др.

Шучным руководителем СТК с 2QQ5 г. является И. А. Коровина. С 2QQ6 года студенты под руководством преподавателей публикуют статьи и тезисы в сборниках материалов студенческих конференций (г. Москва, г. Самара, г. Ульяновск, г. Швоси-бирск); достойно представляют нашу академию на научных студенческих конференциях СHO (г. Москва, г. Самара, г. Ульяновск); успешно участвуют во Всероссийских олимпиадах по латинскому языку (г. Ульяновск); творчески подходят к выступлению на монотематических конференциях, проводимых совместно с различными кафедрами OрГMА. Свидетельством эффективной работы кафедры в рамках СHO считаем первые места в номинации «Первые шаги в науке» на протяжении последних восьми лет.

К научным успехам кафедры следует отнести защиту кандидатской и докторской диссертаций по педагогике и психологии Т. Л. Бухариной (1983 и 1999), H. В. Сидоровой (1993), Е. А. Ивановой (1997). Эстафету научных достижений подхватили молодые преподаватели: успешно защитили кандидатские диссертации по педагогике Высшей Школы И. А. Коровина (2Q12), С. Г. Заболотной (2Q13), по филологии Е. В. По-снова (2Q13).

Hаучно-методическая работа кафедры нацелена на развитие новых педагогических технологий, усиление инновационных подходов. ручные исследования кафедры опубликованы в 6 монографиях, 1Q учебно-методических пособиях с грифом УMO, 14Q научных публикациях, из них в журналах перечня ВАК - 14 статей.

HONORIS CAUSA (HONESTUS RUMOR ALTERUM PATRIMONIUM) - ДОБРАЯ СЛАВА -ТО ЖЕ НАСЛЕДСТВО.

Т. Л. Бухарина была удостоена 1-й премии им. К. Д. Ушинского на областном конкурсе научных работ за руководство научной работой кафедры в 1993 г.

Коллектив кафедры в 2012 году

В 1993-94 гг. ею был получен Грант Правительства области на продолжение работы «Факторы успешности обучения студентов-медиков», в 2003 г. - Диплом «Лауреат премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники» за цикл работ по психолого-педагогическим основам профессионального самоопределения и Золотая медаль ВВЦ за систему педагогических подходов к медицинскому образованию.

В 2005 г. зав. кафедрой иностранных языков, д. п. н., профессор Т. Л. Бухарина и доцент Т. В. Ми-хина удостоены дипломов «Лауреат премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники» за учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии».

В 2006 г. дипломами лауреатов премии Правительства Оренбургской области за достижения в сфере науки и техники удостоены Т. Л. Бухарина, Т. А. Кочетова, Т. И. Неверова за учебные пособия «Латинский язык и основы медицинской терминологии (логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов)», «Руководство к практическим занятиям по немецкому языку».

В 2007 г. Т. Л. Бухарина, Т. В. Михина получили дипломы «Лауреат Правительства Оренбургской области за достижения в сфере науки и техники» за учебное пособие «Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка».

В 2009 г. дипломами лауреатов премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники удостоены Т. Л. Бухарина, Е. А. Иванова, Т. В. Ми-хина, С. Г. Заболотная, И. А. Коровина, А. А. Дере-вянко, Е. В. Костомарова за учебные пособия «Руководство по формированию профессиональной

направленности студента-медика в условиях билингвизма» и «A Guide in English for Medical Students».

В 2011 г. дипломами лауреатов премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники удостоены Т. Л. Бухарина, Е. А. Иванова, Т. В. Ми-хина, С. Г. Заболотная, И. А. Коровина, Е. В. Костомарова за комплекс пособий: «Латинская медицинская терминология», «Further steps into dentistry», «A Glimpse of Pharmacy».

В 2011 г. на X Московский международный салон инноваций и инвестиций профессор Т. Л. Бухарина и коллектив кафедры награжден дипломом за «Комплект учебных пособий по изучению медицинской терминологии в медвузе».

В 2012 г. на Всероссийской выставке-презентации Т. Л. Бухарина, И. А. Коровина, Т. В. Михина за лучшее учебно-методическое издание в отрасли «Латинская медицинская терминология».

Обобщением итогов многолетней работы кафедры иностранных языков стала победа в 2013 г. в конкурсе «Золотая кафедра России» в рамках программы «Золотой фонд отечественной науки» и золотая медаль за заслуги перед отечественной наукой.

Педагогический коллектив кафедры иностранных языков в настоящее время находится в постоянном движении: на смену опытным педагогам приходят молодые, с иными воззрениями и веяниями новой эпохи. В 2012 г. году заведующей кафедрой иностранных языков стала доцент И. А. Коровина. Основная задача коллектива в этой «пересменке» - не растерять опыта, профессионализма, передать дух творчества и преданности делу образования, найти то новое, что поможет нам не «выживать», а жить полнокровной жизнью, действовать активно и плодотворно, любить свою профессию и уважать себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.