ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
бронхолегочной патологии занимается отдел клинической и экспериментальной патологии органов дыхания.
В задачи отдела экологической и социальной пульмонологии входит изучение влияния социальных и экологических факторов на распространенность и течение болезней органов дыхания, проводится фармакоэкономическая оценка эффективности медикаментозной терапии и формирование ресурсосберегающих подходов к лечению больных пульмонологического профиля. Одним из ведущих разделов работы является исследование проблем, связанных с курением табака, и разработка про-
грамм помощи больным заболеваниями органов дыхания при отказе от табакокурения.
Отличительной особенностью сегодняшнего НИИ пульмонологии является сочетание научных фундаментальных исследований, планируемых на основе анализа, потребностей практического здравоохранения с активной лечебной и профилактической деятельностью совместно с ЛПУ региона, направленной на снижение заболеваемости и улучшение качества жизни больных бронхолегочными заболеваниями, что способствовало формированию успешной единой стратегии развития пульмонологической службы в Санкт-Петербурге.
© С. Г. Заболотная, 2012 г.
УДК 378.180.6(071.1):612.821.017.2
С. Г. Заболотная
К ВОПРОСУ ОБ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Оренбургская государственная медицинская академия
Проведение социально-экономических реформ в России в настоящее время влечет за собой ухудшение здоровья населения. В данной ситуации особое значение придается подготовке высококвалифицированных специалистов, работающих в системе медицинского обслуживания и соответствующих всем современным стандартам. Главную роль в процессе модернизации медицинского образования играет аксиологический подход, так как цель — приобщить студентов к ценностям медицинской профессии.
Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить три стадии аксиологизации: адаптация, самоопределение и самопроектирование образа будущего. Адаптация является первым шагом на пути становления позитивного образа профессионального будущего, поэтому мы начнем рассмотрение психолого-педагогических особенностей с данного явления.
Термин «адаптация» происходит от латинского adaptere — «приспосабливаться». Впервые он был введен немецким физиологом Г. Аубертом (1865) и получил широкое распространение в разных научных сферах.
Г. Селье впервые описал реакцию, впоследствии получившую название «общий адаптационный синдром» [16]. Он подчеркивает, что «способность к приспособлению является, вероятно, наиболее
отличительной чертой жизни. Возможно, что существует определенный параллелизм между жизнеспособностью и способностью к адаптации у каждого индивидуума». По его мнению, процесс адаптации состоит из трех фаз: реакции тревоги; фазы сопротивления — умения справляться с ситуацией без лишних волнений; фазы истощения, расходования запасов энергии, ведущего к утомлению.
По мнению Ж. Пиаже [10], адаптация — это взаимодействие между организмом и окружающей средой, равновесие во взаимоотношениях субъекта и объектов. При этом внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с ней, что можно осуществить двумя путями: либо приспособлением субъекта к внешней среде за счет ее изменения, либо изменением в самом субъекте.
Адаптация, согласно мнению А. В. Петровского [12], являет собой присвоение индивидом социальных норм и ценностей. Она представляет первую фазу развития личности, предполагающую усвоение групповых норм поведения и соответствующих им форм и средств деятельности. В самом общем виде ее можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней.
Согласно Б. Г. Ананьеву [2], адаптация — процесс отражения человеком окружающего мира при одновременном познании общества других людей и самого себя. В период адаптации общество направленно воздействует на растущего человека, но не менее важно и то, что «в процессе этого социального формирования личности, человек образуется как субъект общественного поведения... сказывается его готовность к труду» [5, с. 225].
Анализ работ психологов и педагогов показывает, что в настоящее время сложилось два основных понимания сущности адаптации:
1) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям [5];
2) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подстраивается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды [11].
При рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня, или вида:
1) физиологическая адаптация (перестройка соответствующих систем организма) [4];
2) психологическая (приспособление человека к условиям и задачам на уровне психических процессов; к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей общества) [5];
3) социальная (система владения новыми общественными связями) [13].
На физиологическом уровне адаптация — это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. И. М. Сеченов [17] определял жизнь на всех ступенях ее развития как приспособление к условиям существования.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержания сбалансированности в системе «организм — среда», возникают значимые изменения и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояния, что позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, значит, постоянно должен осуществляться процесс адаптации.
Психологическая адаптация — явление, которое выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Термин «адаптация», с одной стороны, можно употреблять для обозначения устойчивости человека к условиям среды, показывая уровень приспособленности к ней, и с другой, адаптация — как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. Здесь важен взаимный характер адаптации человека и среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в труде и жизни.
Устойчивая психологическая адаптация — уровень психической деятельности (комплекс регуля-торных психических реакций), определяющий адаптивное поведение человека заданным условиям среды, его эффективное взаимодействие с ней и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психической устойчивости мож-
но считать внутреннюю психологическую комфортность человека, определяемую сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.
Поскольку адаптация — это процесс реализации способности организма регулировать свои параметры так, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимизма, то главный критерий их классификации — характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый адаптационный процесс.
Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. Это процесс взаимодействия личности (или группы) с социальной средой, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Определяющим здесь является приспособление к условиям среды. Очень важно для успешной адаптации студента, чтобы в процессе обучения произошел переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным, т. е. к учебному сотрудничеству и взаимной адаптации преподавателя и студента в медицинском вузе.
Таким образом, в основе функциональной деятельности системы адаптации лежит субъектно-личностная оценка социальных воздействий на человека. Адаптация для студента — проявление инициативы, принятие решений, использование условий для осуществления своих целей, стремлений, ценностей, определение собственного будущего, уверенность в профессиональном выборе, актуализация субъектной позиции. Значимые для адаптации личности интеллектуальные, волевые и моральные действия и ценности, проявляясь в различных сферах деятельности и поведения, реализуясь в процессе решения стоящих перед личностью задач по достижению целей и преодолению трудностей, закрепляются как устойчивые качества личности.
Несомненен тот факт, что эффективная психологическая адаптация представляет собой одну из важнейших предпосылок успешной профессиональной деятельности. Каждый человек, вступающий в новую для себя организацию, неизбежно проходит более или менее длительный процесс первичной адаптации и лишь затем осуществляет выполнение своих обязанностей в рамках вторичной адаптации.
Проблема социально-психологической адаптации рассматривается с помощью категории предметной деятельности и понятия «присвоения», под которым понимается овладение личностью общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. Категория адаптации как «приспособление» предполагает активность человеческой деятельно-
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
сти, направленной на то, чтобы удовлетворить требованиям внешней и внутренней среды индивида.
Мы считаем, что адаптация представляет собой целостные психобиологический, социальный и педагогический процессы активного взаимодействия человека с окружающей средой; это не только приспособление индивида к успешному и эффективному функционированию в данной среде, но и активное присвоение личностью ценностей данной профессии и их освоение с целью саморазвития. Профессиональная адаптация представляет процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда. Можно отметить, что профессиональная адаптация в условиях обучения в вузе — это процесс познания и приспособления студента, будущего специалиста, к особенностям избранной профессии.
В самом общем плане профессиональную адаптацию определяют как процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности [14]. Однако это «приобщение» к профессии раскрывается по-разному. В одних случаях оно предполагает целенаправленное, «планомерно организованное вхождение в профессиональную деятельность» как «вхождение человека в профессию и гармонизацию взаимодействий его с профессиональной средой» [13], в других — «врастание», приспособление к характеру, требованиям профессиональной деятельности [6].
Нашим исследованием мы показали, что, прежде всего, адаптация заключается в активной сознательной деятельности, направленной на приобретение необходимых профессиональных знаний и умений, выработку профессионально значимых качеств и закрепление навыков адаптивного поведения.
Таким образом, адаптация обучающегося будущей профессиональной деятельности подразумевает его активность, т. е. интерес и самостоятельность студента при овладении им комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
По нашему мнению, профессиональная адаптация — процесс взаимодействия личности с профессиональным пространством, которая имеет два уровня:
1) адаптация к профессиональной деятельности, к изменяющимся условиям и потребностям среды;
2) адаптация как процесс изменения самой личности в результате присвоения ценностей профессии и ее ориентация на профессионально-значимые цели.
Успешность профессиональной адаптации студента носит автономный характер. Особенности его социально-психологической адаптации суще-
ственно влияют на успешность профессиональной, которая, в свою очередь, определяется особенностями юношеского возраста, а именно — вхождением в учебно-профессиональную деятельность, самоутверждением в правильности выбора профессии, выработкой готовности к деятельности и самореализации, перестройкой взаимоотношений в новой социальной среде. Специфика обучения в медицинском вузе накладывает свой отпечаток на процесс профессиональной адаптации. Наличие трех четко выраженных профилей обучения (общеобразовательного, медико-биологического и клинического) требует соответствующей адаптации студента на протяжении всего периода обучения с учетом смены учебных дисциплин. Любое приспособление к новой среде и обстановке имеет свою цель и направлено на облегчение условий существования. Необходимо создать такие условия, которые бы облегчили процесс приспособления. Поскольку деятельность студента в вузе носит целеустремленный характер, для успешности и эффективности процесса адаптации необходимо выделить возможные цели. Под тактической целью мы подразумеваем приспособление студента к собственно вузовским условиям обучения. Стратегическая цель адаптации, на наш взгляд, отражает результаты приспособления выпускника медицинского вуза к профессиональной, т. е. врачебной, деятельности. В силу многогранности образовательного процесса в медицинском вузе процесс адаптации — движение от учебного процесса к профессиональной деятельности. Со вступлением студента в новую социальную, психологическую и профессиональную сферы обучения в высшей медицинской школе от него требуется не одномоментное, а постоянное напряжение интеллектуальных, духовных и физических сил, потребность в которых меняется в зависимости от этапа обучения. Успешность процесса адаптации студентов к учебной деятельности, социальной среде в вузе стимулирует повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса, работоспособности, способствует более полному представлению будущей профессии. Все это невозможно без активной умственной деятельности студента. Итак, одна из важнейших задач обучения — повышение активности студента, которая проявляется в его самостоятельности. Активное обучение представляет собой самостоятельную творческую деятельность. Ее важнейшими компонентами являются высокий уровень познавательной активности, развитие творческого мышления и навыков творческого труда. Организуя самостоятельную работу студентов, следует помнить, что эффективность решения поставленных задач зависит от степени развитости интереса обучающихся, что является побудительной силой активизации обучения, формирования активности
студента и его положительного отношения к процессу обучения и результатам своего труда.
Таким образом, в качестве основных критериев профессиональной адаптации студентов медицинского вуза, по мнению Т. Л. Бухариной [3], выступают самостоятельность студентов, интерес и активность совместно с академической успеваемостью.
По мнению психологов К. К.Платонова, В. А. Якунина [19], при оценке эффективности адаптации наличие ее разных уровней позволяет выделить и ее соответствующие многоуровневые содержательные критерии: для социального уровня — социальная, гражданская и профессиональная зрелость; для социально-психологического — стать «своим» в учебной группе и на факультете; для психологической адаптации — наличие устойчивого индивидуального способа работы; для педагогической формы адаптации — независимость от внешних условий организации учебного процесса. Однако общими критериями для всех форм адаптации следует признать самостоятельность студентов, интерес и активность, переход от внешнего контроля и управления на самоуправление.
Поскольку профессия медиков относится к типу «человек — человек», то главным фактором, влияющим на профессиональную адаптацию студентов медицинского вуза, является их готовность к деятельности (в том числе и профессиональной), которая представляет собой концентрацию или мобилизацию сил личности, в необходимый момент направленную на осуществление нужных действий. Достичь этого можно посредством:
— активизации учебно-профессиональной деятельности в образовательном пространстве вуза;
— формирования у студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности профессионально важных личностных качеств.
Профессиональную адаптацию студента медицинского вуза можно считать успешной, когда интерес, формирующийся в деятельности, стимулирует активность, вызывающую потребность в самостоятельности, а она, приводящая к успеху, вызывает устойчивый интерес. По уровню развития у студентов интереса, самостоятельности и активности можно судить о степени и уровне разви-
тия их адаптированности как к процессу обучения в вузе, так и к будущей профессиональной деятельности. Синергидный эффект этих трех компонентов ведет к формированию стойкой профессиональной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, В. А. Психология медицинского образования /
B. А. Аверин, Т. Л. Бухарина. - СПб., 1995. - 167 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человеко-знания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
3. Бухарина, Т. Л. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования / Т. Л. Бухарина, В. А. Аверин. — Екатеринбург, 2002. — 405 с.
4. Введенский, Н. Е. Избранные произведения / Н. Е. Введенский. — М.: Медгиз, 1952. — С. 5 — 90.
5. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: учебное пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Из-во БГУ, 1981. — 383 с.
6. Кагальняк, А. И. Опыт изучения адаптации молодых учителей / А. И. Кагальняк, О. Н. Бендерская // Сов. педагогика. — 1981. — № 9. — С. 99—102.
7. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. — М.: Дом педагогики, 2009. — 318 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
9. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. — М.: АНС, 1951. —4000 с.
10. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
11. Петров, Б. М. Психологические трудности профессиональной адаптации студентов педагогического вуза / Б. М. Петров // Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. — М., 1979. —
C. 70 — 77.
12. Петровский, А. В. Психология о каждом из нас /
A. В. Петровский. — М.: Изд-во Рос/ ун-та, 1992. — 332 с.
13. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сласте-нин [и др.]. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
14. Профессиональная адаптация молодежи / B. C. Нем-ченко [и др.]. — М.: МГУ, 1989. — 128 с.
15. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
16. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1960. — 253 с.
17. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — М.: URSS, 2007. — 128 с.
18. Физиология нервной системы: в 4 т. / под общ. ред. К. М. Быкова. — М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1952. — 2320 с.
19. Якунин,В. А. Обучение как процесс управления /
B. А. Якунин. — Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.