ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О РЫНКЕ ТРУДА И ИХ АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ
О.В. Зеленская Научный руководитель - к. т.н., ст.н.с., Н.Н. Горлушкина
Каким представляют себе рынок труда студенты? Насколько их представления соответствуют действительности? Нужно ли более детальное знакомство с рынком труда для студентов вузов во время обучения? В сложившейся ситуации система профессионального образования призвана найти способы преодоления кризиса, осуществить профессиональную адаптацию молодежи к новым жизненным условиям, повысить их профессиональную мобильность и уверенность на рынке труда.
Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. Исходя из этого, главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственно жизненных интересах, так и в интересах общества. Профессиональное образование рассматривается как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на развитие личности.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Исследование положения выпускников вузов дает возможность представить обзор трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам на рынке труда. Недостатки в системе воспроизводства трудового потенциала, противоречивый характер социально-экономических реформ отрицательно сказывается на положении выпускников высшей школы. Перед ними встают проблемы, связанные с трудоустройством и безработицей, с необходимостью переподготовки и психологической неготовностью к ней, с невостребованностью знаний, недостаточным качеством подготовки. Моральное и материальное стимулирование профессионального роста и труда также оставляет желать лучшего. Печальный вывод из вышеизложенного: прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника отсутствует. Покидая вуз, выпускник оказывается социально незащищенным.
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу.
Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. Отличие от других рынков состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Рынок труда, как и любой другой рынок, описывается кривыми спроса и предложения, т. е. в целом подчиняется законам спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Поэтому рынок труда - элемент экономических и социальных отношений, характер и содержание процессов, происходящих на
нем, в конкретный промежуток времени обусловлены характером и содержанием процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере общества. Задачу устранения или смягчения действия факторов, порождающих безработицу, а также смягчения негативных последствий безработицы можно решить только, если политика занятости станет частью социально-экономической политики.
Руководителей вузов интересуют представления студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза и связанной с этим мотивацией учебной и профессиональной деятельности; этой проблеме было посвящено исследование, проведенное в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2003 году [3].
Целью его было выявление и соотнесение трех компонентов: мотивов обучения в вузе, представлений о возможностях профессионального самоопределения через три года после окончания вуза, некоторых основных характеристик личности. Выявилась тенденция: чем более выражена у студентов установка на высокий уровень социальной мобильности, тем более значимыми в их структуре мотивации обучения предстают мотивы - стать дипломированным специалистом в узкой области, приобрести полезные связи и знакомства, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность. Низкие места занимают такие мотивы, как приобретение научных знаний, получение ученой степени, открытие или создание чего-то нового.
Наиболее типичным для всей обследованной выборки студентов является предположение о том, что будущая работа будет близка к полученной в вузе специальности. Таких студентов 62,1%. Именно они характеризуются установкой на средний уровень профессиональной мобильности, ориентированы главным образом на карьеру грамотного, добросовестного специалиста. Самой же малочисленной является группа с установкой на высокий уровень профессиональной мобильности. Входящие в нее в наибольшей степени ориентированы на успех, психологически готовы к жесткой конкурентной борьбе. Этих студентов в обследованной выборке 15,5%. Промежуточную по величине группу составляют студенты, имеющие установку на низкий уровень профессиональной мобильности, - 22,4%. Свою будущую профессиональную деятельность они рассматривают как способ самореализации, возможность заниматься любимым делом. Результаты этой деятельности и ее общественная оценка их мало волнуют [3].
Можно констатировать, что наиболее типичным для обследованной выборки студентов является ожидание того, что через 3 года после вуза их ежемесячный заработок будет находиться в интервале от 300 до 1000 долл. Таких студентов 81,1%. Небольшая группа студентов - 8,6% - ориентирована на ежемесячный заработок через 3 года после вуза в размере, не превышающем 300 долл. Относительно также небольшая группа студентов - 10,3% - ожидает, что через 3 года после вуза ежемесячный заработок будет превышать 1000 долл. Эти наиболее социально и психологически адаптированные студенты ориентированы на научную карьеру, которая рассматривается ими, скорее всего, как продолжение семейной традиции.
Студенты предполагают следующие четыре варианта развития событий: а) работа на том же месте, что и сразу после вуза, и характер ее непосредственно связан с полученной в вузе специальностью; б) смена одного места работы, и характер ее близок к полученной в вузе специальности; в) смена одного места работы при условии полного несовпадения ее характера с полученной в вузе специальностью; г) смена двух и более мест работы при условии непосредственной связи ее с полученной в вузе специальностью.
Из полученных ответов следует, что студенты более готовы к смене места работы, чем к получению новой специальности. Приобретение новой специальности для них как бы идет на шаг позади установки смены места работы. Данная логика достаточно
ясна: приобретение новой специальности все же является более трудоемким занятием, чем поиск нового места работы [3].
Активная социальная адаптация и трудоустройство молодежи всегда решались через взаимодействие системы профессионального образования, обеспечивающей готовность молодежи осуществлять профессиональную деятельность и потребностями народного хозяйства в молодых специалистах. В период реформ отраслевые связи были разрушены, а механизм, отвечающий современным требованиям ситуации и обеспечивающий оптимальное взаимодействие системы профессионального образования с народным хозяйством, на сегодняшний день отсутствует. Резко увеличилось количество безработных, почти полностью разрушились существовавшие между образовательными учреждениями и предприятиями учебно-производственные связи, а также система трудоустройства молодых специалистов.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно, и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе, с более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует [3].
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей [3].
По результатам исследования [5] было определено, что существуют различия в образе мышления студентов естественнонаучного, гуманитарного, технического профиля, что обосновано сферой предстоящей деятельности и системой подготовки специалистов. Так, студенты гуманитарных факультетов наиболее мобильны, уверены в своих силах и считают возможным трудоустроиться по смежной специальности. Однако нет необходимости аргументировать тезис о том, что, несмотря на бум экономических и юридических специальностей, облик грядущего общества все же в значительной мере определяют именно те, кто прямо связан с высокими технологиями и сетевыми информационными структурами, т. е. нынешние студенты университетов технического типа.
В современных условиях рынка труда способность обучаться становится важнее способности трудиться. Знания об окружающем мире и себе самом дают большую уверенность в собственных силах, способности самообразования. Таким образом, более глубокое изучение психологии, философии с хорошей технической базовой подготовкой дают шанс на мобильность, что подтверждают данные некоторых исследований [6].
Вопрос перспективы трудоустройства не решен в силу того, что в практике обеспечения занятости молодежи технологии трудоустройства устарели, и большинство учащихся полагаются на помощь родителей, друзей, знакомых в решении этого вопроса.
Обучение профессиональной деятельности и степень готовности молодого специалиста к работе следует рассматривать в связи с жизненными планами, социальными ориентациями, диспозициями личности, что, в свою очередь, позволит решить вопрос о качестве обучения студентов, качестве производственной деятельности молодых специалистов. В целях снижения адаптационного периода следует определить факторы успеха профессиональной деятельности студента, слагаемые его профессионализма в условиях рынка труда еще во время обучения.
Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизни общества отражаются на формировании личности молодого человека. С одной стороны, у молодежи отсутствуют стимулы социальной активности, наблюдается резкий спад интереса к учебе, труду, проявляется эгоизм, агрессивность, жестокость, с другой - рост деловитости молодежи, ее предприимчивости, рачительное отношение к делу и т. д. Осознанным становится для них стремление соответствовать современным требованиям: энергичность, оптимизм, ответственность. Большинство молодых людей связывают успехи в жизни с хорошим образованием. Запланированная молодым человеком жизненная и профессиональная перспектива является мощным стимулом самопознания, самовоспитания, самореализации, самоконтроля. Особенностью формирования профессионального самоопределения студентов является непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения в системе «школа-вуз», неуверенность молодежи в возможности работать по приобретенной профессии, существование у студентов нескольких профессиональных планов, необходимость рассмотрения жизненных перспектив студентов в соотношении с получаемым образованием.
Сформировался новый тип студенческой молодежи, которая предъявляет к высшему образованию высокие требования, рассматривая его в качестве гаранта своей профессиональной деятельности, и при этом сама проявляет в выборе жизненного пути социальную активность.
Рынок труда требует, чтобы при подготовке специалистов у них формировались не только профессиональные качества, но также личностные качества, как коммуникативность, способность к самообразованию, широта интересов.
Из повседневного опыта известно, что основным средством достижения и поддержания желательного (или приемлемого) для каждого конкретного человека уровня жизни, его потенциальных возможностей, достижения самостоятельности поведения и адаптируемости к реальным социально-экономическим условиям является профессиональная деятельность человека. Необходимым условием ее успешности является наличие у человека соответствующего образования, точнее, профессионального образования. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [2].
Определение научного смысла адаптации личности возможно только на основе понятия онтогенетической социализации, если оно, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами личностной зрелости. Социализация понимается, с одной стороны, как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [4].
Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Собственно социализация определяется как процесс влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включения его в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений [4].
По результатам исследования [7] можно сказать, что молодые люди изначально настраиваются отнюдь не на трудовую деятельность, а на те возможности, которые может предоставить социальный статус обладающего специальностью.
При определении представлений об успехе в жизни подавляющим количеством респондентов был отмечен фактор наличия связей, возможности все достать - 80 %,
затем идут признание, слава - 60%, самостоятельность, свобода - 58%. Отношение выпускников к выбранной специальности и перспективы их трудоустройства выражаются, как ни странно, в отношении студентов к вузу, к организации и качеству учебного процесса в вузе.
Становление личности специалиста в вузе имеет два аспекта: 1) профессионально-ролевую социализацию личности и 2) профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью. В этом смысле становление личности профессионала осуществляется через его профессиональную социализацию и профессионализацию, а механизмом такого становления личности выступает ее профессиональная адаптация.
В самом общем плане профессиональная адаптация определяется как «процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности» (В.С. Немченко и др.). Эта мысль о профессиональной адаптации как «вхождении», «активном приспособлении» личности к определенной профессиональной деятельности присуща большинству авторов. Однако «вхождение» в профессию раскрывается по-разному. В одних случаях оно предполагает целенаправленное, «планомерно организованное вхождение в профессиональную деятельность» (В.В. Сергеев), как «вхождение человека в профессию и гармонизацию взаимодействий его с профессиональной средой» (В. А. Сласте-нин), в других - «врастание», приспособление к характеру, требованиям профессиональной деятельности (О.Н. Бендерская, А.И. Кагальняк). По определению Н.Н. Захарова и В.Д. Симоненко, профессиональная адаптация представляет собой «процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности, является одним из критериев правильного выбора профессии». В.М. Рогинский понимает профессиональную адаптацию как «приспособление к структуре высшей школы, содержанию и компонентам учебного процесса в вузе, особенностям избранной профессии».
Авторы Мелекесов Г.А., Сыромицкая И.А. в своей статье «Адаптационный процесс студентов педагогического вуза и его трудности» дают следующее определение: профессиональная адаптация в условиях обучения в вузе - это процесс приспособления студента - будущего специалиста к особенностям избранной профессии [4].
Смысл профессиональной деятельности - это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, т. е. пристрастное, лично-стно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Зрелой личности свойственно постоянно искать все новые, более глубокие или более индивидуальные смыслы труда [3].
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей [3].
На основе теоретического осмысления проблемы важнейшим для нас является признание профессиональной адаптации не как простого приспособления личности к профессиональной среде и требованиям профессии, а активной сознательной деятельности, направленной на приобретение необходимых профессиональных знаний и умений, выработку профессионально значимых качеств и закрепление навыков адаптивного поведения. Именно активная преобразующая деятельность субъекта профессиональной адаптации служит решающим условием достижения высокого уровня адаптиро-ванности. Из всех аспектов профессиональной адаптации личности наименее научно разработанной является проблема профессиональной адаптации молодежи на этапе профессионального обучения и воспитания. Адаптация студента вуза к профессиональ-
ной деятельности предполагает его активность, направленную на овладение комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы [4].
Очень пристальное внимание со стороны правительства уделяется социальной адаптации студентов и выпускников к современному рынку труда. По окончании вуза подавляющее большинство выпускников не подготовлено к конкуренции на рынке труда. Возникает необходимость проводить мероприятия, направленные на знакомство студентов университета с условиями их будущей профессиональной деятельности, уровнем зарплаты. Профессиональное обучение должно обеспечивать общество не просто работниками, а конкурентоспособными и профессионально мобильными работниками. Исследование положения выпускников вузов дает возможность представить обзор трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам на рынке труда. Недостатки в системе воспроизводства трудового потенциала, противоречивый характер социально-экономических реформ отрицательно сказывается на положении выпускников высшей школы.
Прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника отсутствует. Покидая вуз, выпускник оказывается социально незащищенным. Вопрос перспективы трудоустройства не решен в силу того, что в практике обеспечения занятости молодежи технологии трудоустройства устарели, и большинство учащихся полагаются на помощь родителей, друзей, знакомых в решении этого вопроса.
Обучение профессиональной деятельности и степень готовности молодого специалиста к работе следует рассматривать в связи с жизненными планами, социальными ориентациями, диспозициями личности, что, в свою очередь, позволит решить вопрос о качестве обучения студентов, качестве производственной деятельности молодых специалистов. В целях снижения адаптационного периода следует определить факторы успеха профессиональной деятельности студента, слагаемые его профессионализма в условиях рынка труда еще во время обучения.
Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития [2].
Суть решения проблемы выбора профессии опирается на долговременную программу совместных действий в профессиональной сфере, направленных на проведение в соответствие интересов личности интересам общества. Эта программа должна охватывать максимально возможный срок, давая при этом свободу выбора, согласованную с общественными обязательствами. Задача современной высшей школы состоит не в том, чтобы дать профессию одну и на всю жизнь, а в том, чтобы обеспечить условия для профессионального самоопределения личности на всех этапах её жизненного и профессионального пути.
Литература
1. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. Батышева С .Я. МАПО. Т.1: 1998. - 568 с.; Т.2.: 1999. - 440 с.; Т.3: 1999. - 449 с.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
3. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социологические исследования. - 2003. - №6. - С.113-116.
4. Мелекесов Г.А., Сыромицкая И.А. Адаптационный процесс студентов педагогического вуза и его трудности // Вестник ОГУ. - №2. - 2004. - С. 57-62.
5. Областной информационно- ресурсный центр по проблемам развития СПО [Электронный ресурс] / Организация практического обучения в колледже как один из путей формирования социально-профессиональной мобильности специалиста; Рыбникова Л. И. - Режим доступа: http://www.rc.igpk.ru/default.asp?P=000005&id=62 , свободный. - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
6. Шевченко Д.А. Две стороны рынка труда и образования // Комсомольская правда. -2003. - №120-п (23065-п). - С.7
7. Сабирьянова К. Перераспределение человеческого капитала: исследование профессиональной мобильности в России в период трансформации // Трансформация. -2001. - №6. - С. 26-28.