Научная статья на тему 'Студенческое научное общество - аксиологический потенциал современного медицинского образования'

Студенческое научное общество - аксиологический потенциал современного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / AXIOLOGICAL POTENTIAL / СНО / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / MEDICAL STUDENTS / SSS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заболотная С. Г.

Рассматривается аксиологический потенциал работы студентов медицинского вуза в СНО. Приводятся педагогические условия, особенности педагогического руководства и обоснованность как можно более раннего привлечения студентов к работе в СНО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Заболотная С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Student''s scientific society is the axiological potential of modern higher medical education

The axiological potential of the students' work in the Students' Scientific Society (SSS) is deal with in this article. The conditions of the pedagogical process, specificity of the pedagogical guidance, and early involvement of medical students in the work of SSS are described.

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество - аксиологический потенциал современного медицинского образования»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

© С. Г. Заболотная, 2013 УДК 61:378:378.183

С. Г. Заболотная

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО - АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оренбургская государственная медицинская академия

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров сегодня становится крайне актуальной. Современный мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно реали-зовывать себя в изменяющихся условиях, происходящих в обществе в настоящее время.

На первом Национальном съезде врачей Российской Федерации (2012) отмечалась необходимость модернизации высшей медицинской школы, поскольку подготовка будущих врачей, сегодняшних студентов медицинских вузов имеет принципиальное значение. Именно современным студентам предстоит решить главную задачу — сделать отечественную систему здравоохранения эффективной, успешной и современной, обеспечить гражданам доступную, квалифицированную и качественную медицинскую помощь.

Суть данной модернизации заключается не только в смене парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», от традиционного — к образованию инновационному, ориентированному на личность студента, но и в необходимости формирования нового типа мышления — аксиологического. Осознаваемая и принимая личностью система ценностей позволяет ей не только определить свое место в жизни, но и спроектировать свое профессиональное будущее [4] .

Таким образом, перед высшей медицинской школой стоит задача создать условия для максимально полного, успешного и эффективного раскрытия возможностей и способностей каждой личности, обладающей определенными ценностными ориентациями, а также устойчивой потребностью в образовании и самообразовании.

Формирование и становление субъектной позиции студентов медицинского вуза невозможно без их активного участия в работе студенческого научного общества (СНО). Привлечение студентов к учебно-исследовательской (УИРС) и научно-исследовательской работам (НИРС) способствует их ориентации на постоянное самообразование, уме-

ние решать задачи исследовательского характера, формированию профессиональной самостоятельности, самосознания и познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей, т. е. становлению и развитию ценностных ориентаций личности [1]. Привлечение студентов к исследовательской работе способствует непосредственному сближению медицинского образования и современных научных школ, что является одной из первоочередных задач медицинского образования.

Навыки учебно-исследовательской работы закрепляются и совершенствуются в кружках СНО. Работа в научном кружке является одним из методов и приемов активизации познавательной и творческой деятельности студентов. Однако, следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным предметам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 %-м охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (значительно меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Их участие в работе СНО способствует проявлению активности и самостоятельности, применению полученных знаний на практике, развитию коммуникативных навыков и адекватной работе в коллективе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе Оренбургской государственной медицинской академии мы провели анкетное исследование, касающееся отношения студентов к работе в СНО: «Является ли работа в СНО ценностным потенциалом личности будущего специалиста в области медицины». Анкета содержала вопросы, суть которых заключалась в выявлении уровня сформи-рованности субъектной позиции студентов медицинского вуза, участвующих в работе СНО. Всего мы опросили 69 студентов II и III курсов лечебного и педиатрического факультетов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что активная работа в СНО, выступление с докладами по теме исследования, написание рефератов помогают студентам применять полученные знания на практике, приобретать навыки исследовательской работы. Наличие поощрений за работу в СНО, участие в викторинах, конкурсах рефератов, олимпиадах по предметам свидетельствует о стремлении студентов к достижению цели, успеху и признанию. Успех и признание, в свою очередь, побуждают студентов работать активнее в этом направлении, стимулируя интерес и индуцируя самостоятельность, делая эту деятельность личностно-значимой. Сту-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XX • №-3 • 2013

денты, принимавшие участие в опросе, отмечают «особое желание поделиться своими знаниями с другими» (76 %); «мне это просто интересно» (72 %); «стал более ответственным и собранным» (54 %); «жаль, что я не сделал этого раньше» (17 %). На наш взгляд, крайне примечательными являются такие ответы респондентов, как «я понял, что буду делать в медицине» (25 %); «работая в СНО, я смогу помочь другим» (57 %).

Таким образом, достаточно высокая результативность этого вида деятельности не только подразумевает эффективность данной работы, но и означает, что она побуждает студентов доводить начатое дело до конца, преобразуя свои ожидания в реальные успехи. На вопрос о комфортности работы в СНО 100 % студентов, принимающих участие в данном виде деятельности, дали положительный ответ, т. е. ощущение комфорта, переживание успеха от положительных результатов является в какой-то степени показателем эффективности деятельности студентов. Следовательно, работа в СНО представляет собой действенную форму профессионального воспитания медика, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности, таким образом содействуя принятию студентами субъектной позиции.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в системе «УИРС — НИРС — СНО» является высокоэффективной формой в становлении позитивного образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза. Работа в СНО дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности; подняться на более высокую ступень творческого и профессионального мышления.

Как можно более раннее привлечение студентов к работе в СНО способствует не только расширению их знаний по предметам, но и обогащению их профессионального опыта. Вся эта деятельность направлена на формирование активной, творческой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию (как нравственному, так и профессиональному), понимающей и принимающей личностный смысл и общественную значимость результативности данной деятельности [2].

Необходимо отметить, что в достижении данной цели важную роль играет педагогическое руководство. На роль научного руководителя в своей исследовательской работе обращают особое внимание 89 % респондентов. Педагогическое руководство исследовательской работой студентов представляет собой целенаправленный, взаимоактивный, взаимоосознанный процесс, в рамках которого происходит переход руководимой системы из од-

ного состояния, посредством деятельности, соотносимой с целью, в другое, в котором при помощи регулирующих и корректирующих средств достигается проектируемый и прогнозируемый результат и взаимная адаптация. Весь комплекс мер педагогического руководства исследовательской работой студентов основан на развитии интереса, активности и самостоятельности всех участников педагогического процесса, при смещении акцентов на субъект-субъектные взаимоотношения и соответствует конечной цели медицинского образования — формированию личности специалиста в области медицины.

Согласно данным, полученным в нашем исследовании, мы выделяем три основных момента, определяющих развитие и совершенствование системы педагогического руководства при осуществлении исследовательской работы студентами:

1) готовность к профессиональному самоопределению личности;

2) универсальный механизм активизации познавательной деятельности личности, включающий интерес, самостоятельность и активность;

3) структура управления познавательной деятельностью личности при условии единства теоретико-методологической компоненты и адекватного организационно-методического обеспечения.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что активное участие студентов в работе СНО положительно влияет на степень удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, оказывая безусловное и закономерное воздействие на структурную организацию системы регуляции актуальной и потенциальной личностной активности. Студенты, работающие в СНО, проявляют себя более инициативными, адаптированными к современным условиям обучения в вузе и жизни в целом, более реалистично представляют свое будущее. При этом основной акцент делается на саморазвитие, творчество, активность и самостоятельность, ориентированные на выработку каждым студентом медицинского вуза реалистичных прогнозов и планов развития своей профессиональной жизнедеятельности в будущем. Работа в СНО способствует формированию субъектной позиции студента, основанной на ценностных ориентациях, позитивном отношении субъекта к миру своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. — Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 2002. - 405 с.

2. Бухарина Т. Л. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач. — 2011. — № 10. — С. 71—73.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3. Заболотная С. Г. Пути формирования позитивного «Образа Будущего» у студентов-медиков // Научный потенциал. - 2012. - № 1. - С. 22-27.

4. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. - М.: Дом педагогики, 2009. - 318 с.

5. Lipkin M. Toward the education of doctors who care for the needs of the people: Innovative approaches in the medical education. - N.-Y.: Springer-Verlag, 1989. - P. 3-16.

РЕЗЮМЕ

С. Г. Заболотная

Студенческое научное общество - аксиологический потенциал современного медицинского образования

Рассматривается аксиологический потенциал работы студентов медицинского вуза в СНО. Приводятся педагогические условия, особенности педагогического руковод-

ства и обоснованность как можно более раннего привлечения студентов к работе в СНО.

Ключевые слова: аксиологический потенциал, СНО, студенты медицинского вуза.

SUMMARY

S. G. Zabolotnaya

The Student's scientific society is the axiological potential of modern higher medical education

The axiological potential of the students' work in the Students' Scientific Society (SSS) is deal with in this article. The conditions of the pedagogical process, specificity of the pedagogical guidance, and early involvement of medical students in the work of SSS are described.

Key words: axiological potential, SSS, medical students.

© Л. А. Северьянова, В. В. Плотников, Д. В. Плотников УДК 616.89-008.434.53

Л. А. Северьянова, В. В. Плотников, Д. В. Плотников

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОСНОВЫ АЛЕКСИТИМИИ

Курский государственный медицинский университет

Алекситимия («отсутствие слов для выражения чувств» — P. Sifnеos) — признанный фактор риска психосоматических расстройств [1, 11]. По современным представлениям [2 — 4, 10], она обуславливается многими факторами: социально-культурными (низкий социальный статус, образовательный и культурный уровень); нарушенными взаимоотношениями «мать —дитя»; неадаптивными психологическими защитами и копинг-стратегиями; ментальными (преобладание наглядно-образного мышления); аффективными (усиленные физиологические ответы на эмоциональный стресс без словесного самоотчета); нейрофизиологическими (нарушение взаимодействия полушарий мозга).

Эти данные позволяют предполагать, что алекситимия — интегральный феномен, сопрягающий в единое целое различные параметры индивидуальности, и ее изучение должно строиться на основе интегративного подхода.

Цель работы: выявить соотношения между нарастающими градациями алекситимии и интегральными параметрами индивидуальности, проявляющимися в стиле саморегуляции эмоционального, личностного и когнитивного взаимодействия с реальностью.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнено на 356 студентах-волонтерах медицинского университета (из них 253 женщины и 103 мужчины) в возрасте 18 — 22 лет.

Для измерения алекситимии применена Торонтская шкала, и по результатам в баллах выделены 4 подгруппы лиц с градациями признаков алекситимии: низкой (35 — 51 балл), умеренной (52 — 68), выраженной (69 — 76) и высокой (77 — 94);.

В качестве интегрального показателя эмоционально-волевой саморегуляции исследовали темперамент [7, 8]. Тест содержит 9 шкал — факторы 1-го порядка, измеряющие основные свойства темперамента. По результатам факторного анализа они сочетались в факторы 2-го порядка — биполярные типы темперамента: «эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность»; «социальная активность — социальная пассивность»; «предметная активность — предметная пассивность». Выраженность типов темперамента оценивали в стенах. Полюса биполярных факторов — 1, 2, 3 стена, и 8, 9, 10 стенов — оценивали как акцентуации.

Личностная тревожность исследована как свойство интегрального феномена — темперамента, имеющее «вектор» — направленность в будущее. Использован тест дифференцированной оценки личностной тревожности, позволяющий оценивать в стенах как уровень общей тревоги, так и составляющих ее компонентов. Это:

1) нервно-психическая возбудимость;

2) застенчивость;

3) соматовегетативная нестабильность;

4) низкая самооценка [6].

В качестве интегрального показателя интеллектуальной саморегуляции исследовали когнитивный стиль «абстрактная/конкретная концептуализация» [9]. Использована 1-я из трех взаимозаменяе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.