Научная статья на тему 'Становление профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности'

Становление профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / SELF-EDUCATITED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина Ирина Александровна, Чуркин Сергей Дмитриевич

Рассмотрена проблема становления профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности. Представлена структурно-функциональная модель формирования профессиональной направленности студента, отражающая тактику и стратегию процесса, необходимость развития данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of professional orientation formation of the student in self-educatited activity. The structural-substantial model of professional orientation formation of the student is presented in this article.This model points at tactics and strategy of the process, necessity of professional orientation formation.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 80-83.

И. А. Коровина, С. Д. Чуркин

становление профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности

Рассмотрена проблема становления профессиональной направленности студента в самообразовательной деятельности. Представлена структурно-функциональная модель формирования профессиональной направленности студента, отражающая тактику и стратегию процесса, необходимость развития данного качества.

Ключевые слова: профессиональная направленность, самообразовательная деятельность.

Обновление всех сторон общественной жизни в России, открытость миру российского образования, переход от экономики потребительства и распределения к экономике знаний, становление обучающегося общества выдвинуло принципиально новые требования к личности специалиста, потребовало обновления содержания профессионального образования, которое выступает важным фактором социальной стабильности и развития современного общества.

Меры по совершенствованию отечественного медицинского образования сформулированы в проекте закона РФ «Об образовании» (2010), Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г., ФГОС высшей школы: «Профессиональное образование, помимо умений решать стандартные профессиональные задачи, призвано готовить компетентных специалистов, обладающих профессиональной направленностью, устойчивой потребностью в самообразовании, способных к борьбе за здоровье нации».

В период реформирования российского образования высшая медицинская школа, являясь социокультурным пространством, не остается в стороне от перемен. Она ставит задачу не только сформировать профессиональные знания, но и обеспечить гуманизацию образования на основе социально-нравственного опыта, культуры, традиций медицины прошлого и настоящего. Особую значимость приобретает формирование способности самостоятельно определять свою линию поведения, опираясь на такие категории, как профессиональный долг, достоинство, ответственность. По мнению ученых, мировоззрение, нравственные убеждения, ценностные ориентации, мотивы, интерес определяют направленность личности, которая представляет обобщенную характеристику человека с точки зрения того, к чему он стремится, что ценит. Знание содержания и структуры направленности дает

представление о желаниях и стремлениях человека, а также позволяет оценивать и прогнозировать его поступки и их мотивы. Если деятельность человека регулируют мотивы, выдвигаемые самой деятельностью, а именно — выбранной профессией, тогда речь идет о профессиональной направленности [2].

Проблема формирования профессиональной направленности студента-медика, которая рассматривается как важнейшее качество личности, является одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования на сегодняшний день. Понятие профессиональной направленности, ее сущность и особенности формирования освещены такими авторами, как А. Т. Иваницкий, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн. Теоретический анализ научных источников позволил выделить особенности трактовки понятия «профессиональная направленность»: «Объект, вид трудовой деятельности» (Л. Л. Кондратьева); «Интерес и склонность к профессии» (Н. В. Кузьмина); «Система профессиональных интересов» (Н. Д. Левитов); «Профессионально-значимое качество, психологическое свойство, компонент способностей, определяющий деятельность человека» (В. А. Сластенин); «Комплекс ценностно-избирательных и эмоционально-волевых отношений личности к тому или иному виду профессионального труда» (С. Л. Рубинштейн) [4].

Профессиональная направленность личности студента-медика отражает его положительное отношение к окружающим на основе моральных норм и правил; степень его потребностно-моти-вационной готовности к их соблюдению; позитивное отношение к будущей профессии, устойчивый интерес к ней; склонность осуществлять профессионально значимые виды деятельности. В профессиональной направленности личности студента-медика необходимо учитывать черты

характера, морально-волевые качества, специфические для врача, проявляющиеся уже в вузе.

С учетом основных научных представлений профессиональную направленность студента-ме-дика мы понимаем как интегративное качество личности, характеризующееся устойчивым интересом субъекта к будущей профессиональной деятельности, стремлением бороться за здоровье человека, включающее широкий спектр знаний по проблемам медицинской этики, деонтологии, медицины, знание иностранных языков, ориентацию на интеллектуально-эмоциональное усвоение ценностей «человек», «здоровье». «жизнь», ответственность и профессиональный долг согласно клятве Гиппократа. Механизмом профессиональной направленности студента выступает сложная структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.

Профессиональная направленность студента-медика развивается в ходе самообразовательной деятельности по латинскому языку, в результате чего личность получает возможность самовыражения, становится творческой, независимой, способной принимать самостоятельные решения.

Опираясь на методологическую основу, заложенную исследователями, мы определяем самообразовательную деятельность как составляющую учебной деятельности, которая характеризуется целенаправленностью, организованностью, систематичностью, индивидуальной способностью студента быть стратегом в самообучении [5]. Ценно то, что самообразовательная деятельность многовариантна по целям и возможностям субъекта, что расширяет границы его самообразования; в ней развивается самообразовательная компетентность [3].

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студента, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. И именно через содержание самообразовательной деятельности можно оказывать влияние на формирование профессиональной направленности студентов и тем самым повышать эффективность подготовки специалистов медицинского профиля.

Формирование профессиональной направленности студента-медика представляет собой процесс ее становления, накопления положи-тельнных изменений в ее содержании, который

рассмотрен нами как целостный, педагогически обоснованный, целенаправленный. Мы считаем, что этот процесс может быть таковым, если создана структурно-функциональная модель, в которой не только находит отражение характеристика профессиональной направленности, но и раскрыты условия, средства, методы развития и становления необходимых составляющих качеств.

Как теоретико-методологическая основа данной модели определены деятельностный, лич-ностно ориентированный, культурологический подходы, принципы (целенаправленности, субъ-ектности, гуманизации, целостности, непрерывности) и функции (образовательная, воспитательная, развивающая, культуроформирующая, креативная, прогностическая), составляющие инвариант модели. В вариативной части последовательно представлены этапы процесса, на каждом из которых разработаны цель (сформировать профессиональную направленность сту-дента-медика в самообразовательной деятельности), содержание, технологии (метод проектов, критического мышления, портфолио, мультимедиа, кейс-стади), результат (студент-медик, обладающий профессиональной направленностью). Диагностическая основа модели включает критерии (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-операциональный) и уров-невые показатели. Наблюдение за реализацией данной модели позволило корректировать и соотносить с ее сущностью практическую работу преподавателя и студента в самообразовательной деятельности.

Реализацию структурно-функциональной модели обеспечивают педагогические условия:

- расширение профессионального кругозора, обогащение образа-Я студента как компетентного врача на основе самостоятельного выбора научной литературы для изучения (монографий, статей, обзоров, рецензий), насыщения курса латинского языка текстами по истории медицины;

- принятие студентом субъектной позиции не только в самообразовательной, но и в учебной деятельности за счет внедрения преподавателями в образовательный процесс гуманитарных технологий (мультимедиа, критического мышления, метода проектов, портфолио, кейс-стади);

- становление учебно-исследовательских, научно-исследовательских умений студента на базе его участия в студенческом научном обществе, научно-практических конференциях, олимпиадах по предмету (региональных, всероссийских,

международных), подготовки публикаций в научных изданиях.

Данные педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно созданных и реализуемых в образовательной среде мер, которые обеспечивают решение поставленной педагогической задачи и способствуют повышению эффективности этого процесса.

Системообразующим фактором данной модели выступает универсальный механизм активизации самообразовательной деятельности студента, включающий интерес, активность и самостоятельность, где синергидный эффект составляющих определяет достижение субъектом поставленной цели, а именно — формирование профессиональной направленности студента-медика [1].

Для обеспечения целостности образовательного пространства формирования профессиональной направленности студента-медика мы разработали авторскую методику, которая включает:

1. Научно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности по латинскому языку. Содержание ее представлено в учебно-методических пособиях, отмеченных грифом УМО, рекомендованных для студентов медицинских вузов России, медицинских колледжей, медклас-сов («Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма», «Латинская медицинская терминология»); учебных пособиях («Основы латинской грамматики в курсе медицинской терминологии», «Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии для студентов-стоматологов»); сборниках лабораторных работ «Лабораторные работы для лингафонного кабинета в курсе латинского языка и медицинской терминологии»; методических рекомендациях к практическим занятиям; сборниках самостоятельных и контрольных работ, тестов-достижений.

2. Проектирование исследуемого процесса на основе сочетания традиционных (семинары, коллоквиумы, практические занятия) и инновационных форм обучения (занятие-конференция, библиографическая работа), активных методов обучения (неимитационные (дискуссии, экскурсии), имитационные неигровые (анализ конкретной ситуации) и имитационные игровые (ролевые и деловые игры)).

3. Использование гуманитарных технологий (метод проектов, критического мышления, мультимедиа, портфолио, кейс-стади).

4. Разработку инновационной организации деятельности студенческого научного общества.

Студент-медик включен в образовательный процесс в контексте самообразовательной деятельности по латинскому языку, которая максимально ориентирована на профессиональное становление будущего специалиста, способствует сознательному формированию профессиональной направленности. В самообразовательной деятельности существенная роль отводится междисциплинарным связям, так как эта деятельность является компонентом профессиональной подготовки на всем протяжении обучения в вузе. Медицинская терминология — самый очевидный и естественный инструмент создания интегративных междисциплинарных связей. Междисциплинарные связи в силу полифункциональности всесторонне влияют на процесс обучения в целом и могут оказывать непосредственное влияние на профессиональную подготовку студента-медика. Мы придерживаемся мнения Т. Л. Бухариной, которая считает интеграцию «движущей силой», способствующей объединению элементов отдельных дисциплин, воспитательной деятельности и всех видов самостоятельной работы студентов для оптимальной подготовки специалиста [1]. Вслед за Т. Л. Бухариной и Н. В. Тельтевской мы считаем, что установление междисциплинарных связей в процессе самообразовательной деятельности по латинскому языку в медицинском вузе способствует углублению профессиональных знаний студента-медика, повышает его интерес к избранной профессии, расширяет общеинтеллектуальный, профессиональный кругозор: совершенствует культуру мышления, логику, умение наблюдать, критически осмысливать и прогнозировать информацию.

Итак, самообразовательная деятельность обладает достаточными педагогическими возможностями в формировании профессиональной направленности студента-медика, поскольку она личностно ориентирована, предполагает субъектную позицию личности по отношению к собственному развитию, обеспечивает полное самораскрытие студента как личности, субъекта деятельности, нацелена на профессиональное становление будущего специалиста. В ней развиваются индивидуальные способности сту-дента-медика, его положительные мотивы, интерес, познавательная активность и самостоятельность.

Список литературы

1. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психологопедагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002. 406 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. М. : Харвест, 2006. 416 с.

3. Корвяков В. А. Формирование самообразовательной деятельности студента : монография. М. : Университет. кн., 2006. 140 с.

4. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 54 с.

5. Соколова Л. Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности : монография. Саратов, 2007. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.