УДК 378:378.147
Лизунова Лариса Рейновна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии
Тверская Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected], [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Larisa R. Lizunova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy
Olga N. Tverskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Speech Therapy
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], [email protected]
THE TECHNOLOGY PORTFOLIO IN THE SYSTEM OF HIGHER
PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения технологии портфолио в системе высшего профессионального образования в процессе профессионального и личностного становления студента. Предлагается модель портфолио студента с описанием ее структурных элементов.
Ключевые слова: портфолио; технология портфолио; мониторинг; процесс профессионального и личностного становления студента; деятельность; аналитико-оценочная технология.
Abstract. The article discusses the application of the technology portfolio in the system of higher professional education in the process of professional and personal development of the student. A model portfolio of the student with a description of its structural elements.
Key words: portfolio technology; portfolio monitoring; the process of professional and personal development of student activities; analytical and evaluation technology.
© Лизунова Л.Р., Тверская О.Н., 2014
Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования. В связи с этим принятие и развитие парадигмы индивидуально-ориентированного обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.
Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса [4].
Данную технологию можно рассматривать в нескольких аспектах:
- это набор учебных и исследовательских работ студента, который связывает отдельные аспекты его деятельности;
- это заранее спланированная индивидуальная подборка достижений будущего специалиста;
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за период его обучения в вузе.
В настоящий период развития системы образования практическая значимость портфолио довольно неоднозначна и может быть оценена с разных методологических позиций:
- как способ представления и анализа профессиональной компетентности будущего педагога;
- как средство систематизации учебной и самообразовательной деятельности студента;
- как фактор, стимулирующий развитие творческой и научно-исследовательской активности и повышение уровня знаний, умений и навыков будущего педагога.
Рассматривая различные направления реализации технологии портфолио в системе образования, многие исследователи данной проблемы (М.П. Черемных, Е.А. Коновалова, И.Р. Калмыкова и др.) отмечают, что ее системное применение обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста образовательного уровня студентов, которая может использоваться как инструмент ведения рейтинговой системы контроля качества образования и стимулирования лучших студентов, позволяет учитывать результативность различных направлений деятельности и творческой активности будущих специалистов [1; 2; 4].
Основной целью применения технологии портфолио является анализ, представление и мониторинг значимых результатов процессов профессионального и личностного становления студента. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах
деятельности - учебной, научно-исследовательской, культурно-просветительской и самообразовательной. Данный аспект определяет его особую актуальность в связи с созданием оптимальных условий для оценки сформированности у студента общекультурных и профессиональных компетенций, характеризующих содержательный аспект профессионального профиля выпускника высшего учебного заведения.
Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей студенту реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.
Кроме того, данная технология, может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения педагогической практики, участия в студенческий научно-практических конференциях, публикация результатов научных исследований, трудоустройство и т.д.). Таким образом, организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет на практике реализовать индивидуально-ориентированный подход к качественной оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Особого внимания требует рассмотрение практических аспектов применения данной технологии. Ведение портфолио осуществляется самим студентом в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически - по окончании учебного семестра изменения вносятся в электронном виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.
В предлагаемую нами модель портфолио студента включены следующие структурные элементы:
Титульный лист
Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество студента, год рождения, название факультета, кафедры образовательного учреждения, название выполненных (выполняемых) студентом студенческих исследовательских работ, курсовых работ, указание периода, за который представлены документы и материалы.
В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию студента.
Раздел 1. Официальные документы
В этом разделе помещаются все имеющиеся у студента сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения - копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования, информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах, копии документов
(свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора.
Раздел 2. Уровень профессиональных знаний
Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний студента, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, участие в работе студенческого научного общества, самообразование. При фиксации достижений указывается форма, название учебно-профессиональной деятельности студента, сроки и результаты ее реализации.
Участие в научно-исследовательской работе
№ Тема курсовой (дипломной) работы Сроки работы Оценка
Участие в работе студенческого научного общества
№ Название научного кружка (студии) Тема, над которой работает студент Сроки работы
Самообразование
№ Название индивидуальной программы самообразования (направления самообразования) Формы и сроки работы Планируемые результаты
Раздел 3. Уровень профессиональных умений
В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научных конференциях, семинарах и публикаций._
Обобщение и распространение профессиональных знаний
№ Название конференций (семинаров и т.д.) Уровень (образовательного учреждения, муниципальный, региональный, международный) Форма участия Сроки
Н аличие публикаций
№ Название Объем Время написания Орган издания
Раздел 4. Уровень профессиональных навыков
В данном разделе студентом фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения педагогической практики. В качестве критериев анализа результативности педагогической деятельности могут рассматриваться следующие:
- практическое овладение технологиями диагностики состояния функциональной системы речи детей;
- освоение инновационных форм и методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития;
- реализация направлений комплексного взаимодействия специалистов образовательного учреждения;
- организация работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития.
Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности факультета (кафедры)
Помимо реализации основной учебной деятельности, активного творческого специалиста зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета (кафедры), к которой относятся следующие формы:
- подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов;
- разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото- и видеоматериалов по проведенным мероприятиям);
- творческие работы, выполненные автором и т.д.
Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста
Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие студента в работе кружков, секций, студий, секций, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д.
Раздел 7. Научно-исследовательские, дидактические и творческие работы студента
В данном разделе рекомендуется представить описание основных форм и направлений учебной и творческой активности студента, которые подтверждаются различными видами работ:
- представление исследований, выполненных в ходе обучения или дополнительного образования;
- дидактические и методические разработки (конспекты занятий, пособия, комплексы заданий, сценарии досуговых мероприятий и т.д.);
- сертификаты конкурсов, соревнований и т.п.;
- творческих отчеты, рефераты, доклады и т.д.
Данный раздел портфолио может оформляться в виде таблицы с указанием направлений и форм деятельности будущего специалиста или творческой книжки с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий и т.д.
Оценка индивидуальных достижений студента в данном разделе может осуществляться по следующим качественным параметрам:
- полнота, разнообразие материалов;
- качество представленных работ;
- ориентированность деятельности и др.
В качестве преимуществ раздела работ можно отметить возможность широкого представления о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.
Раздел 8. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах
Эта часть портфолио может быть представлена в виде заключений, рецензий, отзывов на практические работы, прохождение практики, участие в конкурсах; анкет по самооценке, самопознанию; материалов письменного анализа студента своей деятельности и ее результатов; резюме, рецензий на разработки и т.д. Важной составляющей данного раздела является самооценка будущего специалиста, его рефлексия на собственную деятельность, что формировать и активизировать самооценку студента, повышая тем самым степень осознанности обучения.
Однако представленные в данном разделе отзывы по сути являются субъективной оценкой достижений, что и определяет сложность учета и оценки собранной информации.
В соответствии с задачами использования портфолио определяется и система его оценивания. Одним из них является неформальное экспертное оценивание представленных материалов. Другое направление - формализация и стандартизация критериев оценивания, которые соотносятся с общепринятыми учебными показателями, основными компетенциями на основе введения балльно-рейтинговой системы оценки качества образования на основе компетентностно-ориентированного подхода.
Таким образом, формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты деятельности студента. Считается, что за время, затраченное на подготовку портфолио, будущий специалист приобретает опыт личностного и профессионального роста, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.
Список литературы
1. Калмыкова И. Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе. - 2002. -№ 5. - С. 23-27.
2. Коновалова Е. А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания // Практика административной работы в школе. -2005. - № 5. - С. 20-22.
3. Портфолио педагога // Справочник руководителя ОУ. - 2004. - № 6. -С. 43-49.
4. Черемных М. П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» // Практика административной работы в школе. - 2005. -№ 5. - С. 25-27.